Резолютивная часть решения оглашена 07.12.2023
В полном объеме решение изготовлено 12.12.2023
Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии: |
Ливончик В.А. |
- |
заместителя руководителя управления - начальника отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
Членов Комиссии: |
Кулезневой Е.В.
Кокшаровой И.О. |
- |
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, заместителя начальника отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
рассмотрев обращение Министерства дорожного хозяйства и транспорта челябинской области (далее - заказчик) о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений об ООО "Информ-Альянс" (далее - общество, подрядчик), в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта, заключенного по результатам электронного аукциона N 0869200000223001059 на выполнение мероприятий по обеспечению транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры (мосты и путепроводы), расположенных на автомобильных дорогах общего пользования регионального или межмуниципального значения Челябинской области - разработка проектно-сметной документации оснащения объектов транспортной инфраструктуры техническими средствами обеспечения транспортной безопасности (далее - контракт), в присутствии:
- представителей Министерства дорожного хозяйства и транспорта Челябинской области, действующих на основании доверенностей,
- представителя ООО "Информ- Альянс" Рыбака С.В., действующего на основании доверенности от 05.12.2023,
- представителя ООО "Информ- Альянс" Андреевой А.А., действующего на основании доверенности от 05.12.2023,
- представителя ООО "Информ- Альянс" Новикова А.И., действующего на основании выписки из единого государственного реестра юридических лиц,
УСТАНОВИЛА:
В соответствии со статьями 95, 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ (ред. от 28.12.2013) "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) в Управление Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Челябинское УФАС России) поступило обращение ОГКУ "Челябоблинвестстрой" (далее - заказчик) о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений об ООО "Информ-Альянс".
Согласно представленным документам между заказчиком и ООО "Информ-Альянс" 22.03.2023 заключен контракт на выполнение мероприятий по обеспечению транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры (мосты и путепроводы), расположенных на автомобильных дорогах общего пользования регионального или межмуниципального значения Челябинской области - разработка проектно-сметной документации оснащения объектов транспортной инфраструктуры техническими средствами обеспечения транспортной безопасности.
Согласно сведениям и документам, представленным заказчиком, решением от 20.11.2023 заказчик отказался от исполнения контракта ввиду неисполнения подрядчиком обязательств по контракту, в том числе ввиду нарушения сроков выполнения работ, а также непредставления результатов выполнения работ, на основании чего было составлено решение об одностороннем отказе от исполнения контракта и направлены соответствующие сведения в антимонопольный орган.
На заседании Комиссии ООО "Информ-Альянс" представило документы и письменные пояснения, а также представители общества указали, что подрядчик приступил к выполнению работ в сроки, предусмотренные контрактом, осуществлял сбор исходных данных, согласовывал отдельные документы, необходимые для подготовки проектной документации, а также предоставило результаты работ в виде готовой проектной документации и положительных заключений негосударственной экспертизы, что свидетельствует о добросовестности действий подрядчика.
Изучив представленные документы, заслушав пояснения сторон, Комиссия руководствуясь статьями 99, 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пришла к следующим выводам.
Согласно части 9 статьи 95 Закона о контрактной системе заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Как следует из части 16 статьи 95 Закона о контрактной системе информация о поставщике (подрядчике, исполнителе), с которым контракт был расторгнут в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта, включается в установленном настоящим Федеральным законом порядке в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
При этом, в силу части 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
В соответствии с пунктом 10.1 контракта предусмотрен односторонний порядок отказа заказчика от исполнения контракта в качестве основания расторжения контракта.
Таким образом, контрактом предусмотрена возможность заказчика расторгнуть контракт в одностороннем порядке в соответствии с частью 9 статьи 95 Закона о контрактной системе.
Пунктами 1-3 части 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе предусмотрено, что в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
- заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
- решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
- поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Из совокупного толкования части 13 статьи 95, части 3 статьи 103 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты размещения решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в единой информационной системе.
Так, заказчиком 20.11.2023 принято и размещено в единой информационной системе во вкладке "реестр контрактов" решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, датой получения такого решения подрядчиком является 20.11.2023, в связи с чем контракт является расторгнутым с учетом выходных дней 01.12.2023.
Сведения об одностороннем отказе от исполнения контракта направлено в антимонопольный орган 01.12.2023.
При рассмотрении вопроса о включении общества в реестр недобросовестных поставщиков антимонопольным органом установлено следующее.
Между заказчиком и ООО "Информ-Альянс" заключен контракт N 115-д от 22.03.2023 на разработку проектно-сметной документации оснащения объектов транспортной инфраструктуры техническими средствами обеспечения транспортной безопасности, что свидетельствует о заключении заказчиком по результатам закупки договора подряда для государственных и муниципальных нужд, порядок исполнения которого регламентирован параграфом 5 главы 37 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ).
При этом, в силу пункта 1.1 контракта работы необходимо выполнить в соответствии с техническим заданием, являющимся приложением к контракту.
В соответствии с частью 1 статьи 766 ГК РФ государственный или муниципальный контракт должен содержать условия об объеме и о стоимости подлежащей выполнению работы, сроках ее начала и окончания, размере и порядке финансирования и оплаты работ, способах обеспечения исполнения обязательств сторон.
В соответствии с частью 2 статьи 702 ГК РФ к отдельным видам договора подряда (бытовой подряд, строительный подряд, подряд на выполнение проектных и изыскательских работ, подрядные работы для государственных нужд) положения, предусмотренные настоящим параграфом, применяются, если иное не установлено правилами настоящего Кодекса об этих видах договоров.
Таким образом, к договору подряда для государственных и муниципальных нужд применяются общие нормы, регулирующие отношения по договору подряда.
Согласно части 1 статьи 702 ГК РФ по договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его.
В силу пункта 1 статьи 708 ГК РФ в договоре подряда указываются начальный и конечный сроки выполнения работы. По согласованию между сторонами в договоре могут быть предусмотрены также сроки завершения отдельных этапов работы (промежуточные сроки).
Таким образом, с учетом положений статей 432, 702, 708, 766 ГК РФ существенными условиями государственного контракта являются предмет и сроки выполнения работ.
В пункте 3.1 контракта заказчиком определены сроки выполнения работ: с даты заключения контракта по 31.08.2023.
Из представленной сторонами переписки в период с марта по ноябрь 2023 общество приступило к выполнению работ, осуществляло запросы исходных данных, необходимых для выполнения работ, взаимодействовало с заказчиком в части согласования проектных, технических решений по построению инженерно-технических систем обеспечения транспортной безопасности, архитектурно-планировочных решений, что подтверждается следующими документами: письма подрядчика от 28.03.2023 исх. 03/99, от 28.03.2023 исх. 03/100, от 21.04.2023 исх. 04/154, от 19.05.2023 исх. N 05/195, от 16.06.2023 исх. 06/240, от 16.06.2023 исх. 06/236, от 21.06.2023 исх. 06/249, от 30.06.2023 исх. 06/263, от 07.07.2023 исх. 07/269, от 01.08.2023 исх. 08/293, от 12.10.2023 исх. 10/383.
При этом, из писем от 19.04.2023 исх. 04/141, от 05.06.2023 исх. 06/219, от 16.06.2023 исх. 06/236, от 07.07.2023 исх. 07/269 следует, что заказчиком согласованы направленные обществом отдельные документы в рамках выполнения проектных работ:
- акты обследования объектов транспортной инфраструктуры;
- состав проектной документации;
- места размещения на местности пунктов управления обеспечения транспортной безопасности.
Следует, что к недостаткам, на которые указывал заказчик в переписке с подрядчиком (письма от 11.07.2023 исх. 02-6201, от 14.07.2023 исх. 02-6341, от 07.08.2023 исх. 02-7071, от 16.10.2023 исх. 02-10219), являются в том числе отсутствие выбора производителей инженерно-технических систем обеспечения транспортной безопасности, несогласование выбора оборудования и изделий, программного обеспечения, использование товарных знак, наименований производителей без указания "или эквивалент".
При этом, в письме от 01.08.2023 исх. N 08/293 подрядчик направил проектную документацию, которая не согласована заказчиком по причине неустранения всех замечаний, указанных в ранее направленных письмах заказчика.
В связи с тем, что результаты выполненных работ по контракту не переданы заказчику в регламентированный контрактом срок, заказчик в одностороннем порядке отказался от исполнения контракта на основании решения от 20.11.2023.
Следует учесть, в период расторжения контракта, что подтверждается письмом от 23.11.2023 исх. 11/421, подрядчиком направлена проектная документация с учетом исправленных замечаний от 16.10.2023 исх. 02-10219, полученная заказчиком 24.11.2023, а также письмо-уведомление о наличии положительных заключений негосударственной экспертизы по каждому из объектов от 30.11.2023 исх. 11/436, полученное заказчиком 30.11.2023. Кроме того, письмом от 30.11.2023 исх. 11/437 общество направило 8 положительных заключений негосударственной экспертизы в части проверки достоверности сметной стоимости, которое получено заказчиком 01.12.2023.
При решении вопроса о включении общества в реестр недобросовестных поставщиков антимонопольный орган учел следующие обстоятельства.
При привлечении лица к публично-правовой ответственности государственным органом должна быть установлена вина этого лица в нарушении закона.
Конституционный Суд Российской Федерации в своих судебных актах неоднократно указывал, что применяемые государственными органами санкции, в том числе штрафного характера, должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, в том числе соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционно защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения (Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 30.07.2001 N13-П, от 21.11.2002 N15-П).
Согласно пункту 2 статьи 715 ГК РФ если подрядчик не приступает своевременно к исполнению договора подряда или выполняет работу настолько медленно, что окончание ее к сроку становится явно невозможным, заказчик вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения убытков.
В силу пункта 3 статьи 715 ГК РФ если во время выполнения работы станет очевидным, что она не будет выполнена надлежащим образом, заказчик вправе назначить подрядчику разумный срок для устранения недостатков и при неисполнении подрядчиком в назначенный срок этого требования отказаться от договора подряда либо поручить исправление работ другому лицу за счет подрядчика, а также потребовать возмещения убытков.
Таким образом, в соответствии с требованиями законодательства о контрактной системе основанием для включения общества в реестр недобросовестных поставщиков при заключении договора подряда является односторонний отказ заказчика от исполнения контракта в случае просрочки начального срока выполнения работ, выполнения работ настолько медленно, что окончание к сроку станет невозможным, а также в случае ненадлежащего исполнения обществом своих обязательств, порядок которого регламентирован статьей 715, 723 ГК РФ.
Вместе с тем, включение сведений в реестр недобросовестных поставщиков является санкцией за недобросовестное поведение участника закупки, выражающееся в намеренном уклонении от исполнения контракта и непринятию мер по выполнению работ.
Из материалов дела следует, что общество приступило и осуществляло исполнение контракта, что подтверждается перепиской между подрядчиком и заказчиком, согласно которой подрядчиком осуществлялись действия по сбору исходных данных, по предоставлению промежуточных технических, архитектурно-планировочных решений, необходимых для осуществления проектирования, в том числе общество неоднократно устраняло замечания заказчика по направленным проектным решениям, предоставило и согласовало с заказчиком акты обследования объектов транспортной инфраструктуры, состав проектной документации, места размещения на местности пунктов управления обеспечения транспортной безопасности. При этом из переписки также следует, что общество не выражало отказ от выполнения работ.
Более того, в десятидневный срок со дня принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта общество направило доработанную проектную документацию, а также положительные заключения негосударственной экспертизы в части проверки достоверности сметной стоимости объектов, что также подтверждает намерения общества исполнить обязательства по контракту до его расторжения.
Вместе с тем, после расторжения контракта 06.12.2023 заказчик направил письмо в адрес общества, согласно которому не принимает проектную документацию в связи с недостатками, которые не устранены на основании писем от 06.07.2023 исх. 6032, от 11.07.2023 исх. 02-6201, от 14.07.2023 исх. 02-6341, от 07.08.2023 исх. 02-7071.
В силу пункта 15 Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 (далее - Правила) орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта.
Принимая во внимание совершение обществом действий, направленных на исполнение контракта, проанализировав обстоятельства дела в совокупности и взаимосвязи, Комиссия Челябинского УФАС России не усматривает оснований для принятия решения о включении сведений об ООО "Информ-Альянс", об участнике, единоличном исполнительно органе, в реестр недобросовестных поставщиков.
Комиссия, руководствуясь статьями 99, 104 Закона о контрактной системе и Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденными Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078,
РЕШИЛА:
Сведения, представленные Министерством дорожного хозяйства и транспорта Челябинской области в отношении ООО "Информ-Альянс" (ИНН 7701340551), в том числе лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа, участника общества, в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии: В.А. Ливончик
Члены Комиссии: Е.В. Кулезнева
И.О. Кокшаров
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 12 декабря 2023 г. N 074/10/104-2811/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 12.12.2023