Резолютивная часть решения оглашена 11.12.2022
В полном объеме решение изготовлено 14.12.2022
Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии: |
Ливончик В.А. |
- |
заместителя руководителя управления - начальника отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
Членов Комиссии: |
Кулезневой Е.В. |
- |
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
|
Кокшаровой И.О. |
- |
заместителя начальника отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
рассмотрев обращение ОГКУ "Организатор перевозок Челябинской области" (далее - заказчик) о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений об ИП Глухове П.В. в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта, заключенного по результата электронного аукциона N 0869200000223004032 на выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок по регулируемым тарифам по муниципальному маршруту N 56А "Улица Александра Шмакова - Железнодорожный вокзал" (далее - аукцион), в присутствии:
- представителя ОГКУ "Организатор перевозок Челябинской области" Сагдакова А.И., действующего на основании доверенности от 03.07.2023,
- представителя ОГКУ "Организатор перевозок Челябинской области" Бронского А.В., действующего на основании доверенности от 31.05.2023,
- представителя ИП Глухову П.В. - Поляниной О.Н., действующего на основании доверенности от 08.12.2023,
УСТАНОВИЛА:
В соответствии со статьями 95, 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ (ред. от 28.12.2013) "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) в Управление Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области поступило обращение ОГКУ "Организатор перевозок Челябинской области" о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений об ИП Глухове П.В. (далее - предприниматель, перевозчик).
Согласно представленным документам 26.06.2023 ОГКУ "Организатор перевозок Челябинской области" и ИП Глуховым П.В. заключили контракт по цене 214 404 173, 96 рублей.
Решением от 20.11.2023 заказчик отказался от исполнения контракта ввиду того, что общество не приступило к выполнению работ, в связи с указанными обстоятельствами сведения о включении общества в реестр недобросовестных поставщиков направлены заказчиком в антимонопольный орган.
На заседании Комиссии ИП Глухов П.В представил документы и письменные пояснения, а также представитель предпринимателя указал, что с момента заключения контракта до начала исполнения обязательств резко повысился курс валют, ставка рефинансирования Центрального банка РФ, а также пошлины для ввоза транспортных средств, что повлияло на невозможность приобретения автобусов по ранее заключенным контрактам, что является существенным изменение обстоятельств. В связи с указанными фактами предприниматель не может быть признан недобросовестным подрядчиком.
Заслушав пояснения сторон, изучив представленные документы, Комиссия руководствуясь статьями 99, 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пришла к следующим выводам.
Согласно части 9 статьи 95 Закона о контрактной системе заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Как следует из части 16 статьи 95 Закона о контрактной системе информация о поставщике (подрядчике, исполнителе), с которым контракт был расторгнут в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта, включается в установленном настоящим Федеральным законом порядке в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
При этом, в силу части 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
В соответствии с пунктом 13.2 контракта предусмотрен односторонний порядок отказа заказчика от исполнения контракта в качестве основания расторжения контракта.
Таким образом, контрактом предусмотрена возможность заказчика расторгнуть контракт в одностороннем порядке в соответствии с частью 9 статьи 95 Закона о контрактной системе.
Пунктами 1-3 части 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе предусмотрено, что в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
- заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
- решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
- поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Из совокупного толкования частей 12.1, 13 статьи 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Так, заказчиком 20.11.2023 принято и размещено в единой информационной системе во вкладке "реестр контрактов" решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, датой получения такого решения подрядчиком является 20.11.2023, в связи с чем контракт является расторгнутым 01.12.2023.
Сведения об одностороннем отказе от исполнения контракта направлено в антимонопольный орган 01.12.2023.
При рассмотрении вопроса о включении общества в реестр недобросовестных поставщиков антимонопольным органом установлено следующее.
Между заказчиком и индивидуальным предпринимателем 26.06.2023 заключен государственный контракт N 56А АВ/23-25 (далее - контракт) посредством обмена электронными документами в единой информационной системе, что подтверждается распечаткой с личного кабинета заказчика.
Предметом контракта является выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа по регулируемым тарифам, при этом в пункте 1.3 контракта указано, что общий объем работ, подлежащий выполнению, устанавливается в километрах пробега всех транспортных средств (Приложение N 3).
В пункте 1.10 контракта заказчиком определен срок выполнения работ: с 15.11.2023 по 31.12.2025 с разбивкой на 3 этапа:
- этап N 1: 15.11.2023 - 31.12.2023;
- этап N 2: 01.01.2024 - 31.12.2024;
- этап N 3: 01.01.2025 - 31.12.2025.
Как следует из договорной переписки, представленной сторонами, письмом от 20.10.2022 исх. 51 ИП Глухов П.В. направил в адрес заказчика письмо с просьбой расторжения контракта по соглашению сторон, при этом как пояснил представитель предпринимателя инициатива по принятию такого решения исходила от представителей заказчика, что подтверждается перепиской в мессенджере "WhatsApp".
В ответ на указанное обращение заказчик направляет письмо от 08.11.2023 исх. 7285, согласно которому указывает на отсутствие обоснования для такого расторжения и необходимость предоставления транспортных средств в соответствии с пунктом 3.1 контракта.
Так, 16.11.2023 заказчик зафиксировал факт неисполнения обязательств по осуществлению перевозок по указанному маршруту, в связи с чем составил акт от 16.11.2023.
В связи с тем, что общество не приступило к выполнению работ по контракту заказчик принял решение об одностороннем отказе от исполнения контракта на основании статьи 715 ГК РФ.
При этом, в период расторжения контракта ИП Глухов П.В. направил письмо от 28.11.2023, в котором указывает, что неисполнение обязательств произошло вследствие роста курса доллара, повышения ставки рефинансирования, а также утилизационного сбора в период после заключения контракта, в связи с чем просит расторгнуть контракта в связи с существенным изменением обстоятельств, которые невозможно было предвидеть.
При рассмотрении вопроса о включении общества в реестр недобросовестных поставщиков антимонопольный орган учел следующие обстоятельства.
При привлечении лица к публично-правовой ответственности государственным органом должна быть установлена вина этого лица в нарушении закона.
Конституционный Суд Российской Федерации в своих судебных актах неоднократно указывал, что применяемые государственными органами санкции, в том числе штрафного характера, должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, в том числе соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционно защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения (Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 30.07.2001 N13-П, от 21.11.2002 N15-П).
Согласно пункту 2 статьи 715 ГК РФ если подрядчик не приступает своевременно к исполнению договора подряда или выполняет работу настолько медленно, что окончание ее к сроку становится явно невозможным, заказчик вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения убытков.
В силу пункта 3 статьи 715 ГК РФ если во время выполнения работы станет очевидным, что она не будет выполнена надлежащим образом, заказчик вправе назначить подрядчику разумный срок для устранения недостатков и при неисполнении подрядчиком в назначенный срок этого требования отказаться от договора подряда либо поручить исправление работ другому лицу за счет подрядчика, а также потребовать возмещения убытков.
Таким образом, в соответствии с требованиями законодательства о контрактной системе основанием для включения общества в реестр недобросовестных поставщиков при заключении договора подряда является односторонний отказ заказчика от исполнения контракта в случае просрочки начального срока выполнения работ, выполнения работ настолько медленно, что окончание к сроку станет невозможным, а также в случае ненадлежащего исполнения обществом своих обязательств, порядок которого регламентирован статьей 715, 723 ГК РФ.
При рассмотрении документов и сведений, представленных заказчиком и предпринимателем, Комиссией установлено, что общество не приступило к выполнению работ по причине изменения стоимости курса валют и повышения ставки рефинансирования, а также иных платежей, необходимы для ввоза транспортных средств на территорию РФ.
Вместе с тем, из представленных предпринимателем документов следует, что ИП Глухов П.В. после заключения контракта оформил договорные отношения с ООО "СКОРИНГ СП", ООО "ЛИКОНС" на предоставление в аренду (лизинг) 3 автобусов с последующим выкупом - ZHONG TONG LCK 6860 CNG, что подтверждается договорами N ДФЛ-2894 от 30.06.2023, N ДФЛ-2895 от 30.06.2023, N ДФЛ-2896 от 30.06.2023, при этом цена 1 транспортного средства по договору указана в иностранной валюте (1 005 037, 00 китайских юаней), оплата производится в рублях по курсу ЦБ РФ на день оплаты, а также предоставил счета на оплату, выставленные АО "ВТБ Лизинг" от 21.07.2023 на 5 транспортных средств.
В последующем как пояснил представитель предпринимателя указанные договоры были расторгнуты, при этом 28.09.2023 ИП Глухов П.В. заключает договор с ООО "Бизнес+" на приобретение 13 автобусов по цене 13 715 000, 00 китайских юаней.
Таким образом, с момента заключения контракта предпринимателем неоднократно совершались действия по заключению договоров на поставку автобусов для целей осуществления перевозок по маршруту, указанному в контракте, при этом данные контракты заключены заблаговременно до даты исполнения обязательств. Кроме того, перевозчиком заблаговременно совершены действия по уведомлению заказчика о невозможности исполнения контракта по причинам, указанным в письме от 28.11.2023, а также предложено расторгнуть контракт по соглашению сторон, что не может свидетельствовать о намеренном неисполнении обязательств по контракту, а также о наличии недобросовестности в действиях предпринимателя.
При этом предпринимателем указано, что предложение расторгнуть контракт по соглашению сторон поступило от ОГКУ "Организатор перевозок Челябинской области", что не отрицается заказчиком, в связи с чем ИП Глухов П.В. полагал, что обязательства по контракту будут прекращены по соглашению сторон, указанные факты также могли повлиять на отсутствие со стороны предпринимателя действий, направленных на принятие мер по исполнению контракта.
Следует отметить, что на заседании Комиссии представители заказчика пояснили, что по четырем маршрутам, по которым контракты заключены с другими подрядчиками, услуги по осуществлению перевозок также не осуществляются с ноября 2023 года по причине отсутствия транспортных средств в наличии у хозяйствующих субъектов, что подтверждает наличие объективных причин, по которым на сегодняшний день имеет место быть неисполнение обязательств в указанной сфере.
Так, в силу пункта 15 Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 (далее - Правила) орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта.
Таким образом, принимая во внимание отсутствие у предпринимателя явных намерений уклониться от исполнения контракта, в том числе выраженных в заблаговременном заключении договоров на приобретение автобусов, необходимых для выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок по маршруту, проанализировав обстоятельства дела в совокупности и взаимосвязи, Комиссия Челябинского УФАС России, не усматривает достаточным оснований для принятия решения о включении сведений об ИП Глухове П.В. в реестр недобросовестных поставщиков.
Комиссия, руководствуясь статьями 99, 104 Закона о контрактной системе, Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденными Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078,
РЕШИЛА:
Сведения, представленные ОГКУ "Организатор перевозок Челябинской области" в отношении ИП Глухова П.В. (ИНН 744811972217), в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии: В.А. Ливончик
Члены Комиссии: Е.В. Кулезнева
И.О. Кокшарова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 14 декабря 2023 г. N 074/10/104-2829/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 14.12.2023