Комиссия Карачаево-Черкесского УФАС России по контролю в сфере контрактной системы (далее - Комиссия) в составе:
в присутствии представителя Министерства КЧР по делам национальностей, массовым коммуникациям и печати (далее - Заказчик), действующей на основании доверенности от 15.08.2023 N 4,
в присутствии представителя Общества с ограниченной ответственностью "" (далее - участник закупки, ООО ""), действующего на основании доверенности от 14.12.2023 N б/н, надлежащим образом извещенных уведомлением от 13.12.2023 N АК/2674/23, рассмотрев обращение Заказчика о включении в Реестр недобросовестных поставщиков сведения в отношении ООО "", и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с частью 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Карачаево-Черкесское УФАС России (далее - Управление) 12.12.2023 поступило обращение Заказчика о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений в отношении ООО "", в связи с расторжением государственного контракта от 16.10.2023 N 432, заключенного по итогам проведенной закупки способом электронного аукциона "Оказание услуг по изданию брошюры на русском языке "Детский познавательный путеводитель", номер извещения N 0179200001923000432.
В соответствии с ч. 4 ст. 104 Закона о контрактной системе заказчик либо уполномоченный орган или уполномоченное учреждение, наделенные полномочиями в соответствии со ст. 26 Закона о контрактной системе, направляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, обращение о включении информации об участнике закупки или о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков в срок, предусмотренный п. "б" п. 2 ч. 6 ст. 51, п. "в" п. 4 ч. 14 ст. 73, ч. 16 и 22.2 ст. 95 Закона о контрактной системе.
Уведомлением от 13.12.2023 N АК/2674/23, рассмотрение дела назначено на 19.12.2023 на 16 часов 00 минут, которым ООО "" необходимо представить письменные объяснения по факту неисполнения обязательств по государственному контракту от 16.10.2023 N 432 на оказание услуг по изданию брошюры на русском языке "Детский познавательный путеводитель".
ООО "" в адрес Управления направлены объяснения по факту неисполнения обязательств по государственному контракту от 16.10.2023 N 432 на оказание услуг по изданию брошюры на русском языке "Детский познавательный путеводитель", в которых сообщалось, о том, что у ООО "" отсутствовала возможность обеспечения безопасной перевозки детей к объектам съемок.
В результате рассмотрения обращения о включении в Реестр недобросовестных поставщиков ООО "" и осуществления в соответствии с ч. 15 ст 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия Управления, установила следующее.
1) 27.09.2023 в 18:07 ч. Заказчиком на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок Российской Федерации (www.zakupki.gov.ru) (далее - ЕИС) размещено извещение о проведении электронного аукциона на оказание услуг по изданию брошюры на русском языке "Детский познавательный путеводитель", номер извещения N 0179200001923000432 (далее - закупка, Аукцион).
2) Начальная (максимальная) цена контракта составляет 500 000, 00 рублей.
3) В соответствии с протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 05.10.2023 заявка участника закупки с идентификационным номером N 60 признана соответствующей требованиям извещения о проведении Аукциона и Закона о контрактной системе.
Электронный Аукцион признан несостоявшимся, по окончанию срока подачи заявок подана только одна заявка на участие в закупке.
По результатам проведения Аукциона между Заказчиком и ООО "" был заключен государственный контракт от 16.10.2023 N 432 на оказание услуг по изданию брошюры на русском языке "Детский познавательный путеводитель" (далее - Контракт).
Согласно п. 1.1 "Предмет контракта" Контракта, исполнитель принимает обязательство в виде оказания услуг по изданию брошюры на русском языке "Детский познавательный путеводитель", а Государственный заказчик обязуется принять и оплатить услуги, оказанные надлежащим образом.
Также, согласно п. 1.2. Контракта указанные услуги оказываются в соответствии с техническим заданием, являющимся неотъемлемой частью Контракта (Приложение N 1 к Контракту), а именно:
- изготовление и доставка для размещения на складе Государственного заказчика брошюр на русском языке "Детский познавательный путеводитель", в количестве 500 экземпляров, в которых содержится графически отрисованная туристическая карта Карачаево-Черкесской Республики с нанесенными на нее объектами показа, которые находятся на территории Карачаево-Черкесской Республики (не менее 22 объектов);
- описание объектов с фотографиями, каждое описание объекта должно быть иллюстрировано цветными фотографиями (не менее 1 фотографии к каждому объекту), свободными от прав третьих лиц, либо разрешенных к использованию, изданию авторами. На фотографиях каждого объекта должны присутствовать дети возрастом от 12 до 14 лет, представители пяти субъектообразующих народов КЧР. Дети для участия в фотосъемке согласовываются с Государственным заказчиком. При проведении фотосъемки детей Исполнитель обеспечивает безопасную транспортировку детей к объектам съемок и сопровождение детей законными представителями (родителями или законными представителями по доверенности);
- карта, описание объектов и фотографии объектов предоставляются на согласование Государственному заказчику в течение 10 (десяти) рабочих дней с даты заключения Контракта, которые Государственный заказчик согласовывает для дальнейшей работы, либо направляет на доработку, которую Исполнитель производит в течение 5 (пяти) рабочих дней и предоставляет Государственному заказчику для дальнейшего согласования. (Сроки согласования карты, описания и фотографии Государственным заказчиком не должны превышать 5 (пять) рабочих дней.);
- в течение 5 (пяти) рабочих дней с даты согласования карты, описаний объектов и фотографий Исполнитель предоставляет разработанный макет путеводителя Государственному заказчику на согласование. Государственный заказчик согласовывает разработанный макет путеводителя для дальнейшей работы, либо направляет на доработку, которую Исполнитель производит в течение 5 (пяти) рабочих дней и предоставляет Государственному заказчику для дальнейшего согласования. (Сроки согласования разработанного макета путеводителя Государственным заказчиком не должны превышать 5 (пять) рабочих дней.);
- после утверждения Государственным заказчиком макет поступает Исполнителю для печати сигнальных образцов путеводителя в двух экземплярах, представляющих из себя готовые полноцветные печатные экземпляры путеводителя (двухсторонняя печать, с обложкой и листом согласования). По результатам рассмотрения сигнальных образцов Государственный заказчик направляет Исполнителю один сигнальный образец с резолюцией "в печать" и лист согласования. (Сроки согласования сигнального образца путеводителя Государственным заказчиком не должны превышать 3 (трех) рабочих дней.).
По условиям п. 5.1 Контракта срок оказания услуг с даты заключения контракта по 30 ноября 2023 года.
Согласно п. 11.2 раздела 11 Контракта, расторжение Контракта допускается по соглашению Сторон, по решению суда или в связи с односторонним отказом Стороны от исполнения Контракта в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации в порядке, предусмотренном ч. 9-23 ст. 95 Закона о контрактной системе.
В силу ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Согласно ч. 12.1. ст. 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных ч. 5 ст. 103 Закона о контрактной системе, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с п. 1 ч. 12.1. ст. 95 Закона о контрактной системе автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с п. 2 ч. 12.1. ст. 95 Закона о контрактной системе считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Комиссией Управления установлено, что 01.12.2023 Заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В соответствии с ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Комиссия Управления приходит к выводу о том, что Заказчик надлежащим образом исполнил свои обязанности по информированию поставщика об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Таким образом, в соответствии с требованиями ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе решение об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в законную силу, и контракт считается расторгнутым 11.12.2023.
До вступления решения о расторжении контракта в одностороннем порядке в силу, ООО "" не выполнены условия заключенного Контракта, что подтверждается сведениями представленными в рамках заседания Комиссии Управления, пояснениями представителей сторон.
В соответствии с ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
Как следует из определений Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17 сентября 2012 года N ВАС-11617/12 и от 12 июля 2013 года N ВАС-8371/13, реестр недобросовестных поставщиков является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры размещения государственного заказа обязательств. Включение сведений о лице в реестр недобросовестных поставщиков по существу является санкцией за недобросовестное поведение данного лица.
Данная мера связана с возложением на нарушителя негативных последствий, наличие в свободном доступе информации о лице как о ненадежном поставщике (подрядчике, исполнителе), ненадлежащим образом исполнившим принятое на себя обязательство и, как следствие, подрыв деловой репутации и возможное уменьшение в будущем количества заключенных сделок, а также выгоды от осуществления предпринимательской деятельности.
Согласно ч. 1 ст. 401 ГК РФ лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.
Если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств (ч. 3 ст. 401 ГК РФ).
Требование чрезвычайности подразумевает исключительность рассматриваемого обстоятельства, наступление которого не является обычным в конкретных условиях.
Если иное не предусмотрено законом, обстоятельство признается непредотвратимым, если любой участник гражданского оборота, осуществляющий аналогичную с должником деятельность, не мог бы избежать наступления этого обстоятельства или его последствий.
Не могут быть признаны непреодолимой силой обстоятельства, наступление которых зависело от воли или действий стороны обязательства, например, отсутствие у должника необходимых денежных средств, нарушение обязательств его контрагентами, неправомерные действия его представителей.
Указанная позиция изложена в п. 8 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2016 N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств".
Также, по мнению Верховного суда РФ, под чрезвычайностью понимается исключительность, выход за пределы "нормального", обыденного, необычайность для тех или иных жизненных условий, что не относится к жизненному риску и не может быть учтено ни при каких обстоятельствах. Чрезвычайный характер непреодолимой силы не допускает квалификации в качестве таковой любого жизненного факта, ее отличие от случая в том, что она имеет в основе объективную, а не субъективную непредотвратимость (определение Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2015 года N 306-ЭС14-7853 по делу N А65-29455/2013).
Доказательства, свидетельствующие о невозможности ООО "" поставить товар, оказать услуги в соответствии с условиями Контракта, либо доказательства того, что невозможность исполнения Контракта стала следствием непреодолимой силы, противоправных действий третьих лиц, ООО "" не представлены Заказчику ни при исполнении Контракта, ни на обозрение Комиссии Управления.
При этом, участие лиц в государственных и муниципальных закупках, проводимых в рамках Закона о контрактной системе, является добровольным, следовательно, прежде чем подать заявку на участие в такой закупке и принять участие в ее проведении, лицо должно оценить свои возможности по исполнению контракта, а также проанализировать наличие у него необходимых ресурсов для исполнения контракта, в случае, если данное лицо будет признано победителем закупки.
ООО "", подав заявку на участие в закупке, согласился с условиями извещения о проведении закупки и проектом контракта, заключило Контракт, следовательно, взяло на себя определенные обязательства, которые должно исполнять надлежащим образом и в соответствии с условиями Контракта.
Техническим заданием (Приложение N 1 к Контракту) определен порядок оказания услуг по Контракту. В нарушение технического задания карта, описание объектов и фотографии объектов на согласование в установленные сроки Заказчику не представлены.
Действия ООО "", не исполнившего обязательства по Контракту, образует существенное нарушение условий Контракта, поскольку Заказчик лишился того, на что рассчитывал при размещении закупки и заключении Контракта.
В связи с вышеизложенным, в бездействии ООО "", приведшему к неисполнению Контракта, усматривается недобросовестный и виновный характер, поскольку не обусловлено наличием обстоятельств непреодолимой силы, действиями третьих лиц или иными причинами, объективно препятствующими исполнению ООО "" своих обязательств надлежащим образом.
Таким образом, на основании ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе сведения, представленные Заказчиком, в отношении ООО "" подлежат включению в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Комиссия Управления, руководствуясь ч. 15 ст. 99, ст. 104 Закона о контрактной системе и Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации",
РЕШИЛА:
1. Сведения, представленные Заказчиком, в отношении ООО, и о лице, исполняющем функции единоличного исполнительного органа ООО (генеральный директор) подлежат включению сроком на 2 (два) года в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
2. Датой включения сведений в отношении ООО "" и о лице, исполняющем функции единоличного исполнительного органа ООО "" (генеральный директор) в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) считать дату размещения указанных сведений в единой информационной системе в сфере закупок.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Карачаево-Черкесской Республике от 19 декабря 2023 г. N РНП 09-20
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 22.12.2023