Комиссия Красноярского УФАС России по рассмотрению обращений о внесении сведений в реестр недобросовестных поставщиков в составе: Председателя Комиссии - М.А. Дударева, врио руководителя управления, Н.А. Ворсиной, заместителя начальника отдела, М.А. Грицай - начальника отдела (далее - Комиссия), рассмотрев обращение заказчика - МКУ г. Красноярск "УКС" (далее - заказчик) с просьбой о внесении сведений об ООО "КДСК" (далее - Общество, ООО, Подрядчик) в реестр недобросовестных поставщиков в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения открытого конкурса в электронной форме на выполнение работ по строительству объекта капитального строительства "Ливневая канализация в районе Николаевского проспекта г. Красноярск", идентификационный код закупки 223245100043024660100101120014221414, установила следующее.
В адрес Красноярского УФАС России поступило обращение заказчика о включении сведений об Обществе в реестр недобросовестных поставщиков в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта, заключенного по результатам закупки (далее - обращение, электронный конкурс).
На основании статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и Постановления Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)" Красноярским УФАС России было принято решение о проведении проверки факта ненадлежащего исполнения ООО условий контракта, заключенного с заказчиком по результатам проведения электронного конкурса.
Красноярским УФАС России по адресам электронной почты заказчика и ООО, указанным в Контракте, было направлено уведомление о проведении внеплановой проверки, в котором содержалось требование о представлении необходимых документов и сведений для рассмотрения обращения по существу, а также сообщалось о месте и времени заседания Комиссии по
рассмотрению сведений о недобросовестных поставщиках. Кроме того, указанное уведомление, в силу требований Постановления Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 было размещено в ЕИС. Таким образом, заказчик и ООО считаются надлежащим образом уведомленными о рассмотрении обращения.
До заседания Комиссии заказчик и ООО представили документы и сведения, истребованные Комиссией для рассмотрения обращения по существу.
В назначенное время на заседание Комиссии явились представитель ООО, представители заказчика. Личности установлены, полномочия подтверждены.
Комиссия, изучив совокупность представленных материалов и сведений, приняла решение об объявлении перерыва для истребования дополнительных материалов.
В работе Комиссии объявлен перерыв до 19.12.2023.
В назначенное время на заседание Комиссии явились представитель ООО, представители заказчика. Личности установлены, полномочия подтверждены.
Рассмотрев обращение и приложенные к нему материалы, иные материалы и сведения, представленные сторонами и содержащиеся в ЕИС, проведя внеплановую проверку, Комиссия по рассмотрению сведений о недобросовестных поставщиках установила следующее.
На официальном сайте zakupki.gov.ru было размещено извещение о проведении электронного конкурса.
Комиссией изучены условия, предусмотренные Контрактом.
Комиссия, изучив представленные документы и сведения, представленные сторонами, приходит к выводам о добросовестных действиях ООО при исполнении Контракта, что подтверждается следующим.
Между Заказчиком и ООО заключен муниципальный контракт.
В соответствии с условиями Контракта, а также приложением к нему, ООО надлежало выполнить работы по строительству объекта капитального строительства "Ливневая канализация в районе Николаевского проспекта г. Красноярск" (далее - объект) в сроки, предусмотренные графиком выполнения строительно-монтажных работ, который является Приложением N 2 к контракту и его неотъемлемой частью, а также выполнить работы по разработке рабочей документации согласно техническому заданию (Приложение N4 к муниципальному контракту).
Срок начала выполнения работ - с момента заключения муниципального контракта до 09.10.2023 (в том числе технологический перерыв с 10.10.2022 по 20.04.2023).
В соответствии с условиями Контракта, проектная документация по запросу ООО (запрос от 23.09.2023) передана Заказчиком 27.09.2023, что подтверждается актом N 1 приема-передачи проектно-сметной документации, и получена ООО 29.09.2027, о чем свидетельствует подпись представителя ООО.
В соответствие с пунктом 4.1.9.4. Контракта, разработанная Подрядчиком рабочая документация должна была согласовываться с собственниками инженерных сетей в течении 30 календарных дней после ее разработки.
Так, согласно многочисленной переписке между сторонами, предоставленная Заказчиком проектно-сметная документация имела существенные недостатки в предусмотренных ею проектных решениях, что привело к отказу в согласовании разработанной на ее основе рабочей документации, собственниками сетей (в частности, в ООО "КрасКом"), о чем ООО регулярно информировал Заказчика.
Так в частности, из вышеуказанной переписки между сторонами установлено, что проектом, в нарушение действующего законодательства, строительных и санитарных норм было предусмотрено размещение трубопроводов, транспортирующих питьевую воду, ниже трубопроводов, транспортирующих канализационные стоки и прочие ядовитые и прочие вредные вещества. Не были предусмотрены защитные мероприятия (футляры, обоймы) для трубопроводов, транспортирующих питьевую воду при размещении таких труб ниже труб канализации. Также проектной документацией в нарушение п. 12.36 СП 42.13330.2016 не были соблюдены расстояния размещения параллельно идущих инженерных сетей.
Кроме того, в проектной документации содержались ошибки относительно фактического расположения существующего коллектора N 19 и колодца N 20, наложения трассы строящейся канализации на общественное пространство наложения трассы строящегося трубопровода между колодцами N 3 и N 4 на хозяйственно-бытовую канализацию, не учтенные в проектной документации.
Вследствие необходимости устранения существенных ошибок проектно-сметной документации, предоставленной заказчиком, выявленных ООО "КрасКом", рабочая документация неоднократно корректировалась ООО, в связи с чем, была согласована собственниками инженерных сетей и утверждена муниципальным заказчиком к производству работ 23.03.2023.
Таким образом, с учетом изложенной совокупности обстоятельств, подтверждённых представленными материалами, нарушение ООО конечного срока выполнения работ, возникло в результате невозможности производства строительных работ, в связи с отсутствием утвержденной рабочей документации, ввиду некачественное выполнение контрагентом муниципального заказчика - проектировщиком, работ по разработке проектной документации по Объекту, предоставление муниципальным заказчиком некачественных исходных данных - первоначальной проектной документации).
Кроме того, Комиссия обращает внимание на тот факт, что заказчиком не обеспечена возможность строительства Объекта в течение срока выполнения работ, установленного Контрактом в виду несвоевременного оформления и продления разрешения на строительство Объекта.
Так, пунктом 3.1. Контракта начальный срок выполнения работ определен моментом его заключения (19.07.2022), а конечный - 09.10.2023, а всего 255 календарных дней с учетом времени технологического перерыва.
Для исполнения Контракта заказчиком получено и передано ООО разрешение на строительство N 24-50-182-2022 со сроком действия с 23.09.2022 по 07.06.2023. Указанное заказчиком не опровергнуто.
В соответствие с пунктом 2 статьи 51 Градостроительного кодекса РФ, строительство объектов капитального строительства осуществляется на основании разрешения на строительство.
Согласно пункту 4.3.3. Контракта и пункта 7 статьи 51 Градостроительного кодекса РФ получение разрешения на строительство является обязанностью заказчика.
Таким образом, к сроку начала работ и к моменту окончания разрешения на строительство заказчик не обеспечил его наличие и соответственно продление, что сделало невозможным своевременное начало работ и их продолжение ООО в установленные Контрактом сроки (в соответствии с утвержденным сторонами графиком работ).
Согласно сведениям, представленным ООО, работы выполнялись в соответствии с фактическими обстоятельствами.
При этом, Комиссия установила тот факт, что ООО направлено в адрес заказчика уведомление о приостановлении работ ввиду обеспечения сохранности объекта археологического наследия, вследствие чего, у ООО отсутствует возможность осуществит производство работ по строительству линейного объекта.
Письмом от 20.07.2023 N 2362 заказчик выдал ООО продленное от 18.07.2023 разрешение на строительство, сроком до 31.12.2023.
Также Комиссия отмечает, что с учетом совокупности представленных материалов, между ООО и Заказчиком велось активное взаимодействие, в том числе, выполнение работ ООО, устранение замечаний Заказчика ООО.
С учётом изложенных обстоятельств, Комиссия приходит к выводу об отсутствии вины в действиях ООО связанных с несвоевременным исполнением обязательств по Контракту.
Также Комиссией установлено, что в соответствии со сведениями, представленными ООО, по состоянию на 01.12.2023, объем выполненных, но не предъявленных к освидетельствованию работ составляет - 26491759,01 руб.
Согласно пояснениям Заказчика, процент физически выполненных работ на объекте составляет 57,5 %.
Представителями заказчика не опровергнут факт исполнения ООО обязательств по Контракту: разработка рабочей документации, выполнение работ, предусмотренных Контрактом в объеме, в установленном материалами обращения.
Однако, ввиду ненадлежащего исполнения Контракта (выполнение работ ООО не в полном объеме), заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта 01.12.2023.
Согласно статье 763 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ)по государственному или муниципальному контракту подрядчик обязуется выполнить строительные, проектные и другие связанные со строительством и ремонтом объектов производственного и непроизводственного характера работы и передать их заказчику, а заказчик обязуется принять выполненные работы и оплатить их или обеспечить их оплату.
К отдельным видам договора подряда (бытовой подряд, строительный подряд, подряд на выполнение проектных и изыскательских работ, подрядные работы для государственных нужд) положения, предусмотренные параграфом 1 главы 37 ГК РФ, применяются, если иное не установлено правилами настоящего Кодекса об этих видах договоров (пункт 2 статьи 702 ГК РФ).
В соответствии со статьей 758 ГК РФ по договору подряда на выполнение проектных и изыскательских работ подрядчик (проектировщик, изыскатель) обязуется по заданию заказчика разработать техническую документацию и (или) выполнить изыскательские работы, а заказчик обязуется принять и оплатить их результат.
Согласно пункту 1 статьи 716 ГК РФ подрядчик обязан немедленно предупредить заказчика и до получения от него указаний приостановить работу при обнаружении непригодности или недоброкачественности предоставленных заказчиком материала, оборудования, технической документации или переданной для переработки (обработки) вещи.
В силу пункта 2 статьи 716 ГК РФ подрядчик, не предупредивший заказчика об обстоятельствах, указанных в пункте 1 статьи 716 ГК РФ, либо продолживший работу, не дожидаясь истечения указанного в договоре срока, а при его отсутствии разумного срока для ответа на предупреждение или несмотря на своевременное указание заказчика о прекращении работы, не вправе при предъявлении к нему или им к заказчику соответствующих требований ссылаться на указанные обстоятельства.
Если заказчик, несмотря на своевременное и обоснованное предупреждение со стороны подрядчика об обстоятельствах, указанных в пункте 1 статьи 716 ГК РФ, в разумный срок не заменит непригодные или недоброкачественные материал, оборудование, техническую документацию или переданную для переработки (обработки) вещь, не изменит указаний о способе выполнения работы или не примет других необходимых мер для устранения обстоятельств, грозящих ее годности, подрядчик вправе отказаться от исполнения договора подряда и потребовать возмещения причиненных его прекращением убытков (пункт 3 статьи 716 ГК РФ).
Комиссия отмечает, что фактически между сторонами после заключения контракта имел место быть правовой спор, в котором у каждой из сторон была своя логика и мотивированная позиция. Наличие мотивированной позиции не дает возможности Комиссии прийти к выводу о недобросовестности Общества, которое имело намерение исполнять условия контракта.
В соответствии с частью 4 статьи 104 Закона о контрактной системе заказчик либо уполномоченный орган или уполномоченное учреждение, наделенные полномочиями в соответствии со статьей 26 Закона о контрактной системе, направляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, обращение о включении информации об участнике закупки или о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков не позднее чем через три рабочих дня с даты признания в соответствии с Законом о контрактной системе участника закупки уклонившимся от заключения контракта, расторжения контракта по основаниям, указанным в части 2 статьи 104 Закона о контрактной системе.
Согласно пункту 15 Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика в реестр, если в результате проведения проверок:
а) выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятию заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе;
б) заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;
в) поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие:
- принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта;
- надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, в том числе в связи с введением политических или экономических санкций иностранными государствами, совершающими недружественные действия в отношении Российской Федерации, граждан Российской Федерации или российских юридических лиц (далее - санкции), и (или) введением иностранными государствами, государственными объединениями и (или) союзами и (или) государственными (межгосударственными) учреждениями иностранных государств или государственных объединений и (или) союзов мер ограничительного характера (далее - меры ограничительного характера).
Комиссия отмечает, что ООО предпринимались активные действия, направленные на исполнение контракта, что не опровергнуто Заказчиком, что влечет основания для отказа во включении сведений в отношении ООО в РНП.
Включение в реестр недобросовестных поставщиков представляет собой специальную меру ответственности, установленную в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры закупки обязательств, о чем указано, в том числе в Определениях Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.09.2012 NВАС-11617/12 и от 12.07.2013 NВАС-8371/13.
Кроме того, Конституционный Суд Российской Федерации в своих судебных актах неоднократно указывал, что применяемые государственными органами санкции, в том числе штрафного характера, должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, в том числе соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционно защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения (Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 25.02.2014 N 4-П, от 30.07.2001 N 13-П, от 21.11.2002 N 15-П).
Такой правовой подход подлежит применению и при рассмотрении обращений о включении сведений в реестр недобросовестных поставщиков, учитывая, что последствия по применению санкции в виде включения сведений о лице в реестр недобросовестных поставщиков могут иметь более негативный экономический характер, чем наложение штрафа (судебные акты по делам NN ВАС-11617/12, А21-4381/2012, А70-11549/2015, А73-2000/2018).
Комиссия отмечает, что не приходит к выводам, что заказчиком принято неправомерное решение или что заказчиком нарушена процедура расторжения контракта, а приходит лишь к выводу о том, что не имеет достаточных доказательств, свидетельствующих о том, что Общество должен быть подвержен такой санкции, как включение в Реестр. При этом за просрочку исполнения обязательств, за неисполнение обязательств в строгом соответствии с контрактом предусмотрена собственная мера ответственности, имеющие гражданско-правой характер (взыскание пеней, штрафов, убытков и пр.). Такая мера ответственности, как включение в Реестр предусмотрена только за недобросовестность поведения, чего Комиссией установлено не было.
Ввиду изложенного, по результатам изучения совокупности сведений, содержащихся в материалах обращения, рассматриваемых Комиссией по факту нарушения обществом существенных условий контракта, руководствуясь пунктом 15 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)", Комиссия Красноярского УФАС России по рассмотрению сведений о недобросовестных поставщиках (подрядчиках, исполнителях) приняла решение об отказе во включении информации об Обществе в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Председатель Комиссии М.А. Дударева
Члены Комиссии Н.А. Ворсина
М.А. Грицай
Исп.Ворсина Н.А.
тел.(391) 211-01-44
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю от 19 декабря 2023 г. N 024/10/104-3671/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 22.12.2023