Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Кировской области по контролю закупок (далее - комиссия Кировского УФАС России) в составе:
Зам. председателя комиссии:
- зам. руководителя управления - начальника отдела контроля закупок Кировского УФАС России;
Членов комиссии:
- главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок Кировского УФАС России;
- ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок Кировского УФАС России;
в присутствии:
- директора ООО "Индустрия здорового питания";
- представителя ООО "Индустрия здорового питания", по доверенности;
при участии посредством ВКС:
- представителя ООО "Индустрия здорового питания", по доверенности;
рассмотрев материалы КОГБУЗ "Санаторий для детей с родителями "Лесная сказка" (далее - Заказчик) о включении сведений об ООО "Индустрия здорового питания" (далее - Победитель, Общество) в Реестр недобросовестных поставщиков,
УСТАНОВИЛА:
15.12.2023 г. в Единой информационной системе в сфере закупок размещены материалы КОГБУЗ "Санаторий для детей с родителями "Лесная сказка" о включении сведений в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) ООО "Индустрия здорового питания" в связи с уклонением от заключения контракта на поставку продуктов питания (хлеба) (извещение N 0340200003323016925).
В соответствии с ч. 7 ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) рассмотрение данного материала назначено на 21.12.2023 г., стороны уведомлены надлежащим образом.
Согласно ч. 1 ст. 104 Закона о контрактной системе ведение реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок.
В силу ч. 7 ст. 104 Закона о контрактной системе в течение пяти рабочих дней с даты поступления обращения, указанного в части 4 настоящей статьи, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, осуществляет проверку содержащихся в таком обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта, о расторжении контракта по решению суда в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта или об отсутствии оснований для одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта. По результатам такой проверки принимается решение о включении в реестр недобросовестных поставщиков соответствующей информации или решение об отказе в ее включении в реестр недобросовестных поставщиков. В случае принятия решения о включении в реестр недобросовестных поставщиков информации о лицах, указанных в части 2 настоящей статьи, такая информация включается в этот реестр не позднее трех рабочих дней с даты принятия данного решения.
Заказчиком в Единой информационной системе в сфере закупок размещен протокол признания участника уклонившимся от заключения контракта, поскольку Победителем запроса котировок в электронной форме - ООО "Индустрия здорового питания" в регламентированный срок до 23-59 ч. 14.12.2023 г. не подписан проект контракта, в связи с чем, 15.12.2023 г. Заказчиком принято решение о признании Общества уклонившимся от заключения контракта.
Заказчик письменно сообщил, что на включении ООО "Индустрия здорового питания" в РНП не настаивает, просит рассмотреть материалы в отсутствие своего представителя.
Представители Общества подтвердили письменные пояснения, сообщили, что намерений уклоняться от заключения контракта не было, пропуск срока подписания контракта произошел по причине недостаточной осмотрительности ответственного лица, который не уведомил руководство и коллег о необходимости ускоренного подписания проекта контракта, что обусловлено человеческим фактором. Товар (хлеб) приобретен Обществом у своего контрагента - производителя заранее на основании пролонгируемого ежегодно договора поставки от 01.01.2014 г., оплачен аванс за хлеб (счет на оплату от 12.12.2023 г. N 103, платежное поручение от 13.12.2023 г.). Как только Общество узнало о признании его уклонившимся, то сразу связалось с Заказчиком, объяснило ситуацию, а также приложило платежное поручение о перечислении обеспечения исполнения контракта в подтверждение своей добросовестности и намерения заключить контракт (письмо от 18.12.2023 г., платежное поручение от 18.12.2023 г. N 1510, скриншот эл. письма о направлении). Ранее Общество уже поставляло хлеб данному Заказчику (контракты N 111 от 22.11.2021 г., N 0340200003318014697-0097029-01 от 19.12.2018 г.). Кроме того, за последние годы участия в закупках успешно исполнено более 100 контрактов на поставку продуктов питания, в том числе хлеба, и организацию питания, не считая более 300 прямых контрактов по закупкам малого объема (реестр контрактов в электронном виде). Также Общество ввиду отсутствия иных участников на протяжении последних лет является единственным исполнителем по оказанию услуг по предоставлению горячего питания МКОУ СОШ ЗАТО Первомайский Кировской области (13 контрактов в электронном виде). Просят не включать Общество в реестр недобросовестных поставщиков.
В результате осуществления проверки факта уклонения Общества от заключения контракта установлено следующее.
01.12.2023 г. Заказчиком на официальном сайте закупок - zakupki.gov.ru размещено извещение N 0340200003323016925 о проведении электронного запроса котировок на поставку продуктов питания (хлеба). Начальная (максимальная) цена контракта - 702 540,00 руб.
Согласно ч. 6 ст. 50 Закона о контрактной системе заключение контракта по результатам проведения электронного запроса котировок осуществляется в порядке, установленном статьей 51 настоящего Федерального закона, с учетом следующих особенностей:
1) заказчик формирует и размещает в единой информационной системе и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) без своей подписи проект контракта не позднее одного рабочего дня, следующего за днем размещения в единой информационной системе протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя);
2) участник закупки, с которым заключается контракт, осуществляет действия, предусмотренные пунктом 1 части 3 статьи 51 настоящего Федерального закона, не позднее одного рабочего дня, следующего за днем осуществления заказчиком действий в соответствии с пунктом 1 настоящей части;
3) заказчик осуществляет действия, предусмотренные пунктом 1 части 4 статьи 51 настоящего Федерального закона, не позднее одного рабочего дня, следующего за днем осуществления участником закупки, с которым заключается контракт, действий в соответствии с пунктом 2 настоящей части, но не ранее чем через два рабочих дня, следующих за днем размещения в единой информационной системе протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя);
4) осуществление действий, предусмотренных пунктом 2 части 2, пунктом 2 части 3, пунктами 2 и 3 части 4 статьи 51 настоящего Федерального закона, не допускается.
В соответствии с протоколом подведения итогов от 12.12.2023 NИЗК1 победителем закупки признан участник с идентификационным номером 115543592 (ООО "Индустрия здорового питания").
13.12.2023 г. Заказчиком размещен проект контракта без своей подписи и направлен Победителю запроса котировок в электронной форме на подписание. Регламентированный срок для подписания проекта контракта до 23-59 ч. 14.12.2023 г.
Согласно п. 1 и п. 2 ч. 6 ст. 51 Закона о контрактной системе в случае, если участником закупки, с которым заключается контракт, не выполнены требования, предусмотренные частью 3 и частью 5 настоящей статьи, то такой участник закупки считается уклонившимся от заключения контракта и заказчик не позднее одного рабочего дня, следующего за днем истечения срока выполнения участником закупки требований, предусмотренныхчастями 3 и 5 настоящей статьи формирует с использованием единой информационной системы и подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) протокол об уклонении участника закупки от заключения контракта, содержащий дату подписания такого протокола, идентификационный номер заявки участника закупки, уклонившегося от заключения контракта, указание на требования, не выполненные участником закупки; формирует и направляет в соответствии с порядком, предусмотренным частью 10 статьи 104 настоящего Федерального закона, в день размещения в единой информационной системе протокола, предусмотренного подпунктом "а" настоящего пункта, обращение о включении информации об участнике закупки в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Учитывая, что в регламентированный срок проект контракта не подписан, 15.12.2023 г. в 00:02 ч. от электронной торговой площадки получено "Уведомление об уклонении победителя от заключения контракта", в связи с чем, Заказчик 30.10.2023 г. признал Победителя запроса котировок в электронной форме уклонившимся от заключения контракта. 15.12.2023 г. протокол размещен в ЕИС.
Согласно ч. 4 ст. 104 Закона о контрактной системе Заказчик либо уполномоченный орган или уполномоченное учреждение, наделенные полномочиями в соответствии со статьей 26 настоящего Федерального закона, направляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, обращение о включении информации об участнике закупки или о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков в срок, предусмотренный подпунктом "б" пункта 2 части 6 статьи 51, подпунктом "в" пункта 4 части 14 статьи 73, частями 16 и 22.2 статьи 95 настоящего Федерального закона, или не позднее двух рабочих дней, следующих за днем поступления заказчику решения суда о расторжении контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта.
Информация, предусмотренная частью 4 статьи 104 Закона о контрактной системе, направлена Заказчиком в адрес Кировского УФАС России - 15.12.2023 г.
В соответствии с ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, включается в реестр недобросовестных поставщиков.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 18.07.2008 N 10-П федеральный законодатель, обладая достаточной свободой усмотрения в определении конкретных видов государственного контроля (надзора), оснований, форм, способов, методов, процедур, сроков его проведения, состава мер государственного принуждения, применяемых по итогам контрольных мероприятий, а также конкретного порядка финансового обеспечения, вместе с тем связан общими конституционными принципами организации системы органов государственной власти, а осуществляемое им регулирование должно соответствовать юридической природе и характеру общественных отношений, складывающихся в сфере государственного контроля (надзора), вводимые же ограничения прав и свобод граждан, занимающихся предпринимательской деятельностью, - быть соразмерными конституционно значимым целям и во всяком случае не создавать препятствий их экономической самостоятельности и инициативе.
Согласно Определению Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 12 июля 2013 г. N ВАС-8371/13, при рассмотрении вопроса о признании участника размещения заказа уклонившимся от заключения государственного контракта уполномоченный орган исполнительной власти не должен ограничиваться формальным установлением факта нарушения, и обязан всесторонне исследовать все обстоятельства дела, дав оценку существенности нарушения, степени вины участника, ущербу, нанесенному государственному заказчику.
В соответствии с пунктами 8, 9 статьи 104 Закона о контрактной системе информация, содержащаяся в реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), размещается в единой информационной системе и должна быть доступна для ознакомления без взимания платы. Информация, предусмотренная частью 3 настоящей статьи, исключается из указанного реестра по истечении двух лет с даты ее включения в реестр недобросовестных поставщиков.
Включение в реестр недобросовестных поставщиков представляет собой один из видов юридической ответственности, поскольку такое включение является санкцией за недобросовестное поведение поставщика в регулируемой сфере правоотношений и влечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах. Как мера публичной ответственности такое включение общества в реестр недобросовестных поставщиков должно отвечать принципам справедливости, соразмерности, пропорциональности государственного принуждения характеру совершенного правонарушения.
По смыслу названных норм права включение хозяйствующего субъекта в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) является мерой государственного принуждения, применяемой к лицу, совершившему правонарушение, влекущей возложение на него неблагоприятных последствий (невозможность участвовать в закупках).
Иное понимание не приведет к достижению целей правового регулирования, повлечет необоснованное, формальное ограничение прав и интересов субъектов хозяйственной деятельности.
Согласно части 1 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.
Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.
Термин "уклонение от заключения контракта" предполагает не только формальное нарушение требований законодательства, но и отсутствие реального намерения заключить и исполнить контракт, в связи с чем для включения в реестр недобросовестных поставщиков по данному основанию, помимо факта нарушения, необходимо установить направленность воли и недобросовестный характер поведения победителя аукциона.
Следовательно, основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое уклонение лица от заключения контракта или от исполнения условий контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе.
Согласно пп. б) п. 14 Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2021 г. N 1078 орган контроля принимает решение об отказе во включении информации об участнике закупки (если основанием для направления обращения является уклонение участника закупки от заключения контракта) в реестр, если в результате проведения проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил, участником закупки в срок до признания его в соответствии с Федеральным законом уклонившимся от заключения контракта осуществлены действия, свидетельствующие об отсутствии намерения уклониться от заключения контракта.
Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, применяемые государственными органами санкции должны назначаться с учетом характера допущенного нарушения, размера причиненного вреда, наличия и степени вины нарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств, соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционно защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения (постановления от 30.07.2001 N 13-П, от 21.11.2002 N 15-П).
С учетом установленных обстоятельств дела, проанализировав письменные и устные пояснения, представленные документы: объяснительная от 18.12.2023 г., приказ N 6 от 18.12.2023 г. о применении дисциплинарного взыскания в виде выговора, договор поставки от 01.01.2014 г., счет на оплату от 12.12.2023 г. N 103, платежное поручение от 13.12.2023 г. N 864, письмо от 18.12.2023 г., платежное поручение от 18.12.2023 г. N 1510, скриншот эл. письма о направлении, контракты, подтверждающие добросовестность (реестр контрактов в электронном виде, контракты N 111 от 22.11.2021 г., N 0340200003318014697-0097029-01 от 19.12.2018 г. с, 13 контрактов в электронном виде с МКОУ СОШ ЗАТО Первомайский Кировской области), Комиссия приходит к выводу об отсутствии достаточных правовых оснований для включения сведений в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), поскольку из представленных документов следует, что неподписание проекта контракта в установленный срок обусловлено человеческим фактором, какого-либо намеренного характера в действиях Победителя закупки Комиссией не установлено.
Комиссия учитывает тот факт, что Общество является активным участником закупок, согласно сведениям из ЕИС имеет 71 контракт, которые находятся на исполнении или исполнены, из них 2 контракта с данным Заказчиком.
Нарушение Победителем электронного аукциона своих обязательств по подписанию контракта при отсутствии недобросовестного поведения со стороны Общества, не может являться основанием для включения сведений о таком лице в Реестр недобросовестных поставщиков.
Кроме того, Общество является субъектом малого предпринимательства (микропредприятием), для которого участие в закупках представляет собой возможность стабильного продолжения осуществления предпринимательской деятельности, сохранив рабочие места.
Руководствуясь ст. 99, ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" комиссия,
РЕШИЛА:
Сведения, представленные КОГБУЗ "Санаторий для детей с родителями "Лесная сказка" города Кирова в отношении ООО "Индустрия здорового питания" в связи с уклонением от заключения контракта на поставку продуктов питания (хлеба) (извещение N 0340200003323016925), в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) не включать.
В соответствии с ч. 11 ст. 104 ФЗ от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Зам. председателя комиссии
Члены комиссии
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Кировской области от 21 декабря 2023 г. N РНП 043/10/104-1345/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 22.12.2023