Комиссия Омского УФАС России по контролю в сфере закупок на территории Омской области (далее - Комиссия) в составе:
Зефирова А.Н. - начальника отдела контроля закупок, заместителя председателя Комиссии;
Алексиной А.П. - главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок, члена Комиссии;
Миняевой А.О. - заместителя начальника отдела контроля закупок, члена Комиссии,
рассмотрев обращение, направленное общеобразовательным учреждением "Карповская школа" Таврического района Омской области (далее - заказчик) о включении информации об обществе с ограниченной ответственностью "ЧАША" (далее - ООО "ЧАША", общество, поставщик) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - реестр) в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения договора N 2023.976920, заключенного 18.08.2023 по результатам осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) на поставку мебели для Центра "Точка Роста" (далее соответственно - закупка, контракт),
при участии посредством видео-конференц-связи:
представителя общества - <_>,
слушателя - <_>
УСТАНОВИЛА:
1. В соответствии с частями 2 и 4 статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон о контрактной системе) в Омское УФАС России были представлены (вх. N 10653/23 от 17.11.2023) обращение о включении информации о подрядчике в реестр и решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения договора.
В связи с несоответствием обращения Правилам ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)" от 30.06.2021 N 1078 (далее - Правила) Омским УФАС России заказчику направлено соответствующее уведомление (исх. N ТШ/7164/23 от 20.11.2023).
06.12.2023 заказчиком повторно направлено в Омское УФАС России обращение о включении информации об ООО "ЧАША" в реестр (вх. N 11499/23).
Из представленных материалов и информации следует, что 18.08.2023 между заказчиком и обществом по результатам осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) на основании пункта 4 части 1 статьи 93 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон о контрактной системе) заключен договор N 2023.976920 на поставку мебели для Центра "Точка Роста" на общую сумму 407 816,13 руб.
16.11.2023 заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения договора в связи с ненадлежащим исполнением поставщиком принятых обязательств по контракту и нарушением сроков их исполнения.
В обращении заказчика датой расторжения контракта указано 16.11.2023.
2. В результате осуществления проверки одностороннего отказа заказчика от исполнения договора, Комиссия считает, что информация об ООО "ЧАША" не подлежит включению в реестр, исходя из следующего.
Частью 1 статьи 2 Федерального закона о контрактной системе предусмотрено, что законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из такого закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 такого закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать данному закону.
На основании части 1 статьи 34 Федерального закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением, документацией о закупке, заявкой участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с данным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение, документация о закупке, заявка не предусмотрены.
В соответствии с пунктом 1 статьи 432 ГК РФ договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора.
Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.
Пунктами 1.1 и 1.2 договора был определен его предмет:
"1.1.Поставщик обязуется поставить мебель для Центра "Точка Роста" (далее - Товар), а заказчик обязуется принять и оплатить Товар в порядке и на условиях, предусмотренных Договором.
1.2. Наименование, количество и иные характеристики поставляемого Товара указаны в спецификации (приложение N 1 к Договору), являющейся неотъемлемой частью Договора".
Разделом 3 договора регламентирован порядок, сроки и условия поставки и приемки товара.
В силу пунктов 3.1 и 3.2 договора:
"Поставщик самостоятельно доставляет Товар заказчику по адресу: 646806, Омская область, Таврический район, село Карповка, ул. Советская, 22 (далее - место доставки), в срок до 12 сентября 2023 года.
Поставщик не менее чем за 2 дня до осуществления поставки Товара направляет в адрес заказчика уведомление о времени и дате доставки Товара в место доставки".
Раздел 4 договора закрепляет порядок взаимодействия сторон при исполнении контракта.
В частности, пунктом 4.4.1 договора установлено, что поставщик обязан поставить товар в порядке, количестве, в срок и на условиях, предусмотренных договором и спецификацией.
В соответствии со спецификацией (приложение N 1 к договору) в рамках исполнения обязательств по договору поставщику надлежало поставить в адрес заказчика следующую мебель:
Наименование товара |
Кол-во |
Цена за ед. товара, руб. |
Сумма, руб. |
Стул "Лидер ТР" регулируемый (гр.5-7, серый, м/к зеленый RAL +6018, собранный) |
28 |
3431,08 |
96070,24 |
Стол приставной А-016 (900*500*630 Бук Бавария (U9501)) |
1 |
3168,79 |
3168,79 |
Стул ученический "Вектор" регулируемый 4-6/5-7 пластик "FM" (гр.4-6, собранный, м/к красный RAL 3000, Серый пластик) |
20 |
2558,52 |
51170,40 |
Шкаф А-310 открытый (770*370*2000 Бук Бавария (U9501)) |
1 |
6716,08 |
6716,08 |
Стул "ИЗО ТР" (гр. 6, ткань велюр Магнетика 32, м/к серый RAL 7001) |
7 |
2748,70 |
19240,90 |
Школьная магнитная комбинированная доска ДК 30к (2000*1000 комбинированная, магнитная) |
2 |
12368,09 |
24736,18 |
Школьная магнитная комбинированная доска ДК 32к (3000*1000 комбинированная, магнитная) |
1 |
22390,50 |
22390,50 |
Стол "Лидер ТР" 1-х местный регулируемый (600*700*820 гр. 5-7, серый, м/к зеленый RAL 6018 с полкой) |
24 |
4189,16 |
100539,84 |
Стол "Лидер ТР" 1-х местный регулируемый (600*700*820 гр. 5-7, серый, кромка красная, м/к серый RAL 7001 с полкой) |
20 |
4189,16 |
83783,20 |
Статьей 309 ГК РФ установлено, что обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных таким Кодексом, другими законами или иными правовыми актами (пункт 1 статья 310 ГК РФ).
На основании пункта 2 статьи 450.1 ГК РФ в случае одностороннего отказа от договора (исполнения договора) полностью или частично, если такой отказ допускается, договор считается расторгнутым или измененным.
В силу пункта 1 части 14 статьи 34 Федерального закона о контрактной системе в контракт может быть включено условие о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии с положениями частей 8 - 11, 13 - 19, 21 - 23 и 25 статьи 95 такого закона.
Согласно части 8 статьи 95 Федерального закона о контрактной системе расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
Частью 9 статьи 95 Федерального закона о контрактной системе установлено, что заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным ГК РФ для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Пунктом 9.2 договора было предусмотрено условие о том, что расторжение договора допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьей 95 Федерального закона о контрактной системе.
Также пункт 4.4.7 договора определял право заказчика принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации.
В соответствии со статьей 506 ГК РФ по договору поставки поставщик-продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность, обязуется передать в обусловленный срок или сроки производимые или закупаемые им товары покупателю для использования в предпринимательской деятельности или в иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием.
В силу пункта 1 статьи 523 ГК РФ односторонний отказ от исполнения договора поставки (полностью или частично) или одностороннее его изменение допускаются в случае существенного нарушения договора одной из сторон (абзац четвертый пункта 2 статьи 450 ГК РФ).
Пункт 2 указанной статьи также определяет, что нарушение договора поставки поставщиком предполагается существенным в случаях:
поставки товаров ненадлежащего качества с недостатками, которые не могут быть устранены в приемлемый для покупателя срок;
неоднократного нарушения сроков поставки товаров.
Пунктами 1 и 2 статьи 525 ГК РФ установлено, что поставка товаров для государственных или муниципальных нужд осуществляется на основе государственного или муниципального контракта на поставку товаров для государственных или муниципальных нужд, а также заключаемых в соответствии с ним договоров поставки товаров для государственных или муниципальных нужд (пункт 2 статьи 530).
К отношениям по поставке товаров для государственных или муниципальных нужд применяются правила о договоре поставки (статьи 506 - 522 ГК РФ), если иное не предусмотрено правилами настоящего Кодекса.
При этом в силу статьи 526 ГК РФ по государственному или муниципальному контракту на поставку товаров для государственных или муниципальных нужд (далее - государственный или муниципальный контракт) поставщик (исполнитель) обязуется передать товары государственному или муниципальному заказчику либо по его указанию иному лицу, а государственный или муниципальный заказчик обязуется обеспечить оплату поставленных товаров.
Порядок расторжения контракта при принятии заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта регламентирован частью 12.2 статьи 95 Федерального закона о контрактной системе.
В соответствии с частью 12.2 статьи 95 Федерального закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения закрытого конкурса, закрытого аукциона, при осуществлении закупок, предусмотренных статьей 93 (за исключением закупки товара у единственного поставщика на сумму, предусмотренную частью 12 статьи 93 настоящего Федерального закона), статьей 111 (в случае определения в соответствии с частью 1 статьи 111 настоящего Федерального закона особенностей, предусматривающих неразмещение информации и документов в единой информационной системе, на официальном сайте при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) и статьей 111.1 настоящего Федерального закона, такое решение передается лицу, имеющему право действовать от имени поставщика (подрядчика, исполнителя), лично под расписку или направляется поставщику (подрядчику, исполнителю) с соблюдением требований законодательства Российской Федерации о государственной тайне по адресу поставщика (подрядчика, исполнителя), указанному в контракте. Выполнение заказчиком требований настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта. Датой такого надлежащего уведомления считается:
1) дата, указанная лицом, имеющим право действовать от имени поставщика (подрядчика, исполнителя), в расписке о получении решения об одностороннем отказе от исполнения контракта (в случае передачи такого решения лицу, имеющему право действовать от имени поставщика (подрядчика, исполнителя), лично под расписку);
2) дата получения заказчиком подтверждения о вручении поставщику (подрядчику, исполнителю) заказного письма, предусмотренного настоящей частью, либо дата получения заказчиком информации об отсутствии поставщика (подрядчика, исполнителя) по адресу, указанному в контракте, информации о возврате такого письма по истечении срока хранения (в случае направления решения об одностороннем отказе от исполнения контракта заказным письмом).
Частями 13 и 14 статьи 95 Федерального закона о контрактной системе предусмотрено, что решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 настоящей статьи. Данное правило не применяется в случае повторного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, которые в соответствии с гражданским законодательством являются основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.
Согласно представленной заказчиком в материалы дела информации решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения договора было направлено 17.11.2023 в адрес поставщика по электронной почте общества, а также заказным письмом посредством Почта России (почтовый идентификатор почтового отправления 64680072012415).
Однако доказательств, подтверждающих надлежащее уведомление ООО "ЧАША" об одностороннем отказе от исполнения договора, предусмотренное пунктом 2 части 12.2 статьи 95 Федерального закона о контрактной системе (дата получения заказчиком подтверждения о вручении поставщику заказного письма, предусмотренного настоящей частью, либо дата получения заказчиком информации об отсутствии поставщика (подрядчика, исполнителя) по адресу, указанному в контракте, информации о возврате такого письма по истечении срока хранения (в случае направления решения об одностороннем отказе от исполнения контракта заказным письмом)), в Омское УФАС России заказчиком не представлено.
Напротив, согласно информации, размещенной на сайте Почта России, почтовое отправление с почтовым идентификатором 64680072012415 по состоянию на 12.12.2023 находится в статусе "20 нояб. 2023, 13:04 Неудачная попытка вручения".
Вместе с тем, в обращении заказчика указана дата расторжения договора - 16.11.2023.
С учетом изложенного, Комиссия считает, что заказчиком были нарушены требования частей 13 и 14 статьи 95 Федерального закона о контрактной системе, поскольку в рассматриваемом случае решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения договора вступает в силу и договор считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
3. В силу части 2 статьи 104 Федерального закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
Согласно пункту 3 раздела II Правил обращение о включении информации об участнике закупки в реестр направляется в срок, предусмотренный частью 4 статьи 104 Федерального закона о контрактной системе.
В соответствии с частью 4 статьи 104 Федерального закона о контрактной системе заказчик либо уполномоченный орган или уполномоченное учреждение, наделенные полномочиями в соответствии со статьей 26 такого закона, направляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, обращение о включении информации об участнике закупки или о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков в срок, предусмотренный подпунктом "б" пункта 2 части 6 статьи 51, подпунктом "в" пункта 4 части 14 статьи 73, частями 16 и 22.2 статьи 95 данного закона, или не позднее двух рабочих дней, следующих за днем поступления заказчику решения суда о расторжении контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта.
На основании части 16 статьи 95 Федерального закона о контрактной системе заказчик не позднее двух рабочих дней, следующих за днем вступления в силу решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, направляет в соответствии с порядком, предусмотренным пунктом 1 части 10 статьи 104 настоящего Федерального закона, обращение о включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
На основании подпункта "а" пункта 13 Правил не позднее 5 рабочих дней со дня, следующего за днем поступления обращения, орган контроля рассматривает обращение, проводит проверку содержащихся в обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки либо о расторжении контракта по решению суда или об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта.
В соответствии с разъяснениями Конституционного Суда Российской Федерации, изложенными в постановлениях от 30.07.2001 N 13-П и от 21.11.2002 N 15-П, меры государственного принуждения должны применяться с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств. Применяемые государственными органами санкции, в том числе штрафного характера должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционно защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения.
Таким образом, при рассмотрении вопроса о включении сведений об участнике закупки, поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков антимонопольный орган не должен ограничиваться формальным установлением факта нарушения закона и обязан исследовать все обстоятельства дела, дав оценку обстоятельствам, свидетельствующим направленности действий поставщика (подрядчика, исполнителя) на несоблюдение условий контракта или уклонение от его исполнения. Включение сведений о поставщике (подрядчике, исполнителе) в Реестр является исключительной мерой ответственности за недобросовестное поведение поставщика (подрядчика, исполнителя).
В соответствии с пунктом 15 Правил орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр в следующих случаях:
а) если при рассмотрении обращения, направленного в связи с расторжением контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, и при проведении проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 Правил:
выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе;
заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;
поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие:
принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта;
надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, в том числе в связи с мобилизацией в Российской Федерации, введением санкций и (или) мер ограничительного характера. К таким обстоятельствам не относится отказ поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта по причине введения санкций и (или) мер ограничительного характера в отношении заказчика;
б) если при рассмотрении обращения, направленного в связи с расторжением контракта в случае одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта, и при проведении проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 Правил, заказчиком не представлены информация и документы, подтверждающие отсутствие оснований для одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта.
В соответствии с пунктами "г" и "д" пункта 9 Правил:
г) орган контроля размещает (за исключением случаев, предусмотренных подпунктами "е" и "ж" настоящего пункта) не позднее одного рабочего дня со дня, следующего за днем поступления обращения в соответствии с подпунктом "в" настоящего пункта, информацию о проведении внеплановой проверки в реестре, предусмотренном частью 21 статьи 99 Федерального закона;
д) не позднее трех часов с момента размещения информации в соответствии с подпунктом "г" настоящего пункта заказчику, участнику закупки (если основанием для направления обращения является уклонение участника закупки от заключения контракта), поставщику (подрядчику, исполнителю) с использованием единой информационной системы автоматически направляется уведомление о размещении такой информации в реестре, предусмотренном частью 21 статьи 99 Федерального закона. Такое уведомление считается надлежащим уведомлением заказчика, участника закупки, поставщика (подрядчика, исполнителя) о месте, дате и времени рассмотрения обращения и проведения проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил.
Информация о рассмотрении обращения и проведении проверок Омским УФАС России была размещена на официальном сайте ЕИС 07.12.2023.
Более того, Омским УФАС России в этот же день сторонам контракта было направлено (исх. N ТШ/7561/23) уведомление о рассмотрении 13.12.2023 в 10 час. 40 мин. настоящего обращения заказчика, а также предложение о представлении в срок не позднее 11.12.2023:
- заказчику документальных доказательств неисполнения или ненадлежащего исполнения обществом обязательств, предусмотренных контрактом, послуживших основанием для принятия решения об одностороннем отказе от исполнения контракта,
- поставщику письменных пояснений на обращение заказчика о включении информации в Реестр.
На указанный запрос Омского УФАС России ООО "ЧАША" были представлены (вх. N 11766-ЭП/23 от 12.12.2023) пояснения по вышеизложенным фактам.
Хронология взаимодействия заказчика и общества при исполнении контракта свидетельствует о следующем.
19.10.2023 заказчиком в адрес поставщика направлено письмо "О нарушении сроков поставки" (исх. N 205), согласно которому по состоянию на 19.10.2023 обществом обязательства по поставке мебели не исполнены. Заказчик указал на необходимость поставщика выполнить обязательства по контракту в ближайшее время и осуществить поставку мебели.
08.11.2023 ООО "Чаша" в адрес заказчика направлено письмо (исх. N 45/11/08), в котором общество указало на частичную поставку товара по договору, а также указало о невозможности поставки оставшейся части мебели в связи с возникшими непредвиденными обстоятельствами. Общество направило дополнительное соглашение на расторжение договора.
10.11.2023 заказчиком в адрес поставщика направлено письмо "О нарушении сроков поставки" (исх. N 223), согласно которому по состоянию на 19.10.2023 обществом обязательства по поставке мебели не исполнены. Заказчик указал на необходимость поставщика выполнить обязательства по контракту в ближайшее время и осуществить поставку мебели. Кроме того заказчиком указано на необходимость поставщика уведомить заказчика о принятом решении в 3-дневный срок с даты получения письма
Согласно товарной накладной N 82 от 13.11.2023 поставщиком в адрес заказчика поставлены "стул ИЗО ТР" в количестве 7 штук на сумму 19 240,90 руб.; "школьная магнитная комбинированная доска ДК 32к" в количестве 1 шт. на сумму 22 390,50 руб.
Всего поставлено товаров на общую сумму 41 631,40 руб. из предусмотренной договором суммы 407 816,13 руб.
16.11.2023 заказчиком на письмо ООО "Чаша" о заключении дополнительного соглашения о расторжении договора направлен ответ (исх. N 229), в котором заказчик проинформировал поставщика об отсутствии у него оснований для заключения дополнительного соглашения о расторжении договора по инициативе поставщика.
Также 16.11.2023 заказчиком в адрес поставщика направлена претензия об уплате неустойки за нарушение исполнения обязательств по договору (исх. N 230).
16.11.2023 заказчиком в связи с неисполнением обязательств по договору, поставкой мебели не в полном объеме, невыполнением претензий заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения договора.
В письменных пояснениях поставщиком сообщено, что неисполнение обязательств по договору в полном объеме вызвано объективными причинами, связанными с возникшими у общества трудностями финансового характера, повышением цен заводом-изготовителем, сроками поставки товара.
ООО "ЧАША" ссылается на отсутствие у общества намерения о нарушении обязательств по договору.
В пояснениях обществом в частности указано: "Для обеспечения учебной мебелью по договору N 202З.976920 от 18.08.2023 г нами запрошен счет в ООО "Рост", являющейся изготовителем учебной мебели "Точка Роста" (Счет на оплату N ТД000009330 от 17 августа 202З г., N ТД000009251 от 16 августа 202З г., N ТД000009248 от 16 августа 2023 г. прилагаю). На основании данных счетов мы заключили с ООО "Рост" договор поставки N ТД000009248 от 16.08.2023 г. (Договор и Спецификацию N ТД 000009251, Спецификацию N ТД000009248, Спецификацию N ТД000009330 от 22.08.2023 г. прилагаю) По условиям договора поставки необходимо совершить предварительную оплату в размере не 50% в течение 3(трех) дней с момента подписания Спецификации, окончательная оплата в размере 50% в течение 5 дней с момента уведомления Покупателя о готовности товара к отгрузке. При соблюдении данных условий Срок поставки товара: 45 (сорок пять) рабочих дней с момента поступления суммы предварительной оплаты, при условии подписания сторонами Спецификации. Срок поставки Товара продлевается пропорционально сроку получения предоплаты (в случае поставки товара на условиях предоплаты), а также сроку подписания договора, сроку согласования сторонами Товара и подписания спецификации. Спецификации были выставлены 22.08.202Зг., оплатить необходимо было до 25.08.2023 г .285 068 рублей 00 копеек. В этом случае срок поставки составил 27 октября 2023года. По договору N2023.97692О от 18.08.2023 с Общеобразовательным учреждением "Карповская школа" срок поставки - 12 сентября 2023 г. Таким образом, срок поставки с Заказчиком изначально был ниже, чем возможность поставки завода-изготовителя ООО "Рост".
Денежные средства, которыми мы должны были оплатить Договор поставки ООО "Рост", чтобы запустить изготовление учебной мебели должны были поступить к нам с исполненного Государственного контракта N 38Э от 30.05.2023 г. с Министерством образования Омской области в размере 245 215 (Двести сорок пять тысяч двести пятнадцать) рубле 99 копеек, НДС не облагается, Министерство образования Омской области нарушало сроки исполнения своих обязательств. Также в этот период времени были задержки по оплатам и по другим Государственным контрактам. Данные задержки в расчетах с нами повлекли за собой невозможность заказа и оплаты по Договору поставки ООО "Рост". 31 августа нам пришло уведомление от ООО "Рост" о повышении стоимости на учебную мебель, что еще больше усложнило задачу в заказе".
Общество также указывает, что организация активно участвует в закупках, обеспечивает государственные бюджетные организации соответствующими товарами, по результатам исследования ООО "Центр Аналитических Исследований" ООО "ЧАША" включено в "Рейтинг надежных партнеров, рекомендованных к сотрудничеству".
Материалами дела подтверждено и не оспаривается самим обществом, что поставка товаров по договору осуществлена не в полном объеме, т.е. нарушены обязательства по договору в части сроков поставки.
Действуя в рамках заключенного контракта, лицо должно осознавать то обстоятельство, что оно вступило в правоотношения по расходованию публичных финансов, что требует от него большей заботливости и осмотрительности при исполнении своих обязанностей.
Согласно пункту 1 статьи 401 ГК РФ лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.
На основании пункта 3 статьи 401 ГК РФ, если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств.
Сложившаяся правоприменительная практика относит к непреодолимой силе такие чрезвычайные события, как землетрясение, извержение вулкана, наводнение, засуха, ураган, цунами, сель, а также военные действия, эпидемии, крупномасштабные забастовки, техногенные аварии и другие обстоятельства, при наличии которых нормальный ход развития экономических и правовых отношений невозможен.
Они характеризуются внезапностью (непредсказуемостью или неопределённостью во времени наступления) и неоднозначностью последствий, могут вызвать человеческие жертвы и нанести материальный ущерб.
Материалы дела не содержат доказательств принятия поставщиком мер для надлежащего исполнения условий договора, а равно доказательств того, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
Вместе с тем, учитывая, что в действиях заказчика выявлены нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе требований к порядку принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения договора, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю), Комиссия на основании пункта 15 Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) отказывает во включении информации об участнике закупки в реестр.
На основании изложенного, руководствуясь, частью 7 статьи 104, пунктом 2 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078, Комиссия
Р Е Ш И Л А:
1. Не включать в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) информацию об обществе с ограниченной ответственностью "ЧАША" ИНН 5507284221, КПП 550701001;
- о генеральном директоре и единственном участнике общества с ограниченной ответственностью "ЧАША" Чайкиной Наталье Ивановне, ИНН 550514624524.
2. Признать в действиях общеобразовательного учреждения "Карповская школа" Таврического района Омской области нарушение частей 13 и 14 статьи 95 Федерального закона о контрактной системе.
3. По фактам выявленных нарушений законодательства в сфере закупок передать материалы должностному лицу Омского УФАС России для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
|
|
Заместитель председателя Комиссии |
А.Н. Зефиров |
Члены Комиссии |
А.П. Алексина
А.О. Миняева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области от 13 декабря 2023 г. N 055/10/104-1426/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 18.12.2023