Комиссия по контролю закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Тульской области (далее - Комиссия) в составе:
рассмотрев посредством видеоконференцсвязи обращение государственного учреждения здравоохранения "Городская больница N10 г. Тулы" (далее - Заказчик, Учреждение) (вх. N 9436/23 от 08.12.2023) о размещении информации об обществе с ограниченной ответственностью "Единая ритуальная" (ИНН 7104085900; 300002, Тульская область, г. Тула, ул. Галкина, д. 1д, помещ. 2, этаж 1, литер в1,в,в1) (далее - Общество, Исполнитель, ООО "Единая ритуальная") в реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - реестр недобросовестных поставщиков) по причине одностороннего отказа Заказчика от исполнения контракта от 09.01.2023 N Ф.2022.0180 на оказание услуг по вывозу трупов умерших граждан (закупка N 0366300048522000180) (далее - Контракт), руководствуясь статьями 99, 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44 - ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон), Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 (далее - Правила ведения реестра), Правилами осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 01.10.2020 N 1576 (далее - Правила осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг), при участии:
- представителей Заказчика на основании доверенности,
- генерального директора Общества на основании приказа,
УСТАНОВИЛА:
В Тульское УФАС России поступило обращение Заказчика о размещении информации об ООО "Единая ритуальная" в реестре недобросовестных поставщиков по причине одностороннего отказа Заказчика от исполнения Контракта, заключенного по итогам проведения электронного аукциона на оказание услуг по вывозу трупов умерших граждан (закупка N 0366300048522000180) (далее - Закупка, Электронный аукцион).
В результате проведенной Комиссией на основании части 7 статьи 104 Закона проверки фактов, изложенных в обращении Заказчика, а также на основании проведенной Комиссией в соответствии с пунктом 5 части 15 статьи 99 Закона, Правилами ведения реестра, Правилами осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг внеплановой проверки по вопросу соблюдения Заказчиком требований Закона при проведении данной закупки, Комиссия пришла к следующим выводам.
Извещение о Закупке со всеми электронными документами (приложениями), предусмотренными Законом (далее - Извещение о Закупке), 12.12.2022 размещено в единой информационной системе в сфере закупок (далее - единая информационная система).
Максимальное значение цены контракта составляет 10 000,00 рублей.
Цена за единицу услуги составляет 500, 00 рублей.
09.01.2023 по итогам электронного аукциона между Заказчиком и Обществом заключен Контракт.
Согласно разделу 2 Контракта "Цена и порядок расчетов" установлено следующее:
"2.1 Цена Контракта в соответствии с частью 23 статьи 68 Федерального закона N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" равна цене за право заключения контракта, составляет 89 112,00 руб. (восемьдесят девять тысяч сто двенадцать рублей 00 копеек) и является предельной суммой, которую Исполнитель оплатит Заказчику за право заключения Контракта.
В указанную цену права на заключение Контракта не включаются расходы на уплату налогов, сборов и других обязательных платежей, а также иные расходы, связанные с оказанием услуг.
Исполнитель за свой счет несет расходы на уплату налогов, сборов и других обязательных платежей, а также иные расходы, связанные с оказанием услуг.
_
2.3. Цена Контракта является твёрдой, определяется на весь срок действия Контракта".
Разделом 1 Контракта определен его предмет:
"1.1. Заказчик поручает, а Исполнитель принимает на себя обязательства на оказание услуг по вывозу тел умерших граждан (далее - услуги) в соответствии с условиями настоящего Контракта, Спецификацией (приложение N 1 к Контракту) и Описанием объекта закупки (приложение N 2 к Контракту), являющихся неотъемлемой частью настоящего Контракта, а Заказчик обязуется принять и оплатить указанные услуги в установленном настоящим Контрактом порядке.
1.2. Перечень, объем и описание услуги, а также иная необходимая информация определены в Описании объекта закупки.
1.3. Место оказания услуг:
Исполнитель осуществляет вывоз тел из отделений ГУЗ "Городская больница N 10 г. Тулы" расположенного по адресу: г. Тула, проезд 18-й Мясново, д. 104, до места назначения (морг).
1.4. Срок оказания услуг: с момента заключения Контракта до 31.12.2023 г.
1.5. Исполнитель обязуется оказать услуги по настоящему Контракту своими силами либо с привлечением соисполнителей".
В пункте 2.3 Приложения N 2 к Контракту "Описание объекта закупки на оказание услуг по вывозу тел умерших граждан" согласован срок оказания услуг: Исполнитель обеспечивает круглосуточный приём заявок от Заказчика, срок прибытия Исполнителя для перевозки тела - не позднее 1,5 (полутора) часов с момента получения заявки Заказчика. Срок доставки тела в пункт назначения не более 2 (двух) часов.
Пунктом 4 Приложения N 2 к Контракту "Описание объекта закупки на оказание услуг по вывозу тел умерших граждан" определены условия оказания услуги:
"При оказании услуг Исполнитель предусматривает выполнение следующих условий:
- организация круглосуточной диспетчерской службы для приема заявок и учета количества перевезенных тел умерших;
- ведение журнала регистрации заявок с указанием порядкового номера, даты и времени приема заявки, фамилии, имени, отчества умершего (при наличии данных), адреса, куда подается спецавтотранспорт, адрес морга, куда доставляется умерший, фамилии, имени, отчества передавшего заявку, росписи принявшего заявку.
Документами, разрешающими перевозку или перенос тела умершего являются:
а) заявка на перевозку тела умершего;
б) направление на патологоанатомическое вскрытие, выданное представителем Заказчика.
Исполнитель при получении заявки на вывоз тела умершего обязан обеспечить своих сотрудников:
- бланками приема-передачи тела умершего;
- спецодеждой;
- носилками или средствами для переноса промышленного образца, в технически исправном состоянии, из материалов, легко поддающихся санитарной обработке.
Погрузка тел умерших в спецавтотранспорт должна производиться силами санитаров не менее 2-х человек с максимальной осторожностью, исключающей возможность повреждения трупа.
При доставке тел умерших до места назначения (морг), санитары обязательно должны иметь при себе удостоверение.
Автотранспорт, допущенный к перемещению трупов, должен быть технически исправлен, отвечать требованиям правил эксплуатации и безопасности.
После каждой перевозки тел, после каждой смены, кузов спецавтотранспорта должен быть подвержен дезинфекции дезсредствами, разрешенными к применению в установленном порядке, в соответствии с требованиями СанПиН 2.1.2882-11 "Гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения".
Обязанность по проверке соблюдения правил перевозки, оборудования автотранспорта, соблюдения правильности санитарной обработки оборудования возлагается на Исполнителя.
Услуги оказываются с обеспечением сохранности имущества третьих лиц.
Исполнитель производит: укладывание в мешки (чехлы), переноску, погрузку (выгрузку) в автотранспорт и доставку тел умерших граждан в соответствии с сопроводительными документами Заказчика.
Заказчик обеспечивает Исполнителя документацией на перевозку тела (заявка на перевозку тела умершего, направление в патологоанатомическое отделение, а также запакованный пакет документов с персональными данными покойного).
Исполнитель обязан строго вести учет поступивших от Заказчика заявок, фиксировать время поступления заявок, вносить запись о поступивших заявках в книгу регистрации вызовов.
Исполнитель несёт ответственность за своевременность и качество оказываемых услуг".
Согласно пункту 4.4 раздела "4. Права и обязанности сторон" Контракта к обязанностям Исполнителя отнесены, в том числе следующие:
4.4.1. Своевременно и надлежащим образом оказать услуги и представить Заказчику отчетную документацию.
4.4.2. Предоставить по письменному запросу Заказчика в сроки, указанные в таком запросе, достоверную информацию о ходе исполнения обязательств, в том числе о сложностях, возникающих при исполнении контракта.
4.4.3. Обеспечить соответствие оказываемых услуг требованиям качества и безопасности, предусмотренным техническими регламентами, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами, действующими в отношении данного вида услуг, условиям Контракта.
4.4.4. Обеспечить устранение недостатков и дефектов, выявленных при приемке результатов оказанных услуг и в течение гарантийного срока, за свой счет.
4.4.5. Приостановить оказание услуг в случае обнаружения не зависящих от исполнителя обстоятельств, которые могут оказать негативное влияние на результат оказываемых услуг или создать невозможность их завершения в установленный контрактом срок, и сообщить об этом Заказчику в течение 2 (двух) рабочих дней после приостановления оказания Услуг.
_
4.4.7. Компенсировать заказчику все возникшие в связи с проведением экспертизы, в соответствии с пунктом 3.4 контракта, расходы, по предъявлении заказчиком письменного требования и копии соответствующего заключения, других документов, подтверждающих затраты заказчика, в случае установления по результатам экспертизы факта оказания услуг ненадлежащего качества.
Согласно пункту 10.1 Контракта срок его действия: с момента заключения контракта по 31 января 2024 года (включительно) (срок действия Контракта включает срок оказания услуг, период приемки услуг, в том числе экспертизы результатов исполнения обязательств исполнителем по Контракту, оплаты за оказанные услуги). Окончание срока действия Контракта не влечет прекращение обязательств сторон по Контракту.
Из материалов дела установлено следующее.
13.10.2023 Исполнитель в адрес Заказчика направил письмо с просьбой рассмотреть вопрос об увеличении цены единицы услуги за услуги по транспортировке (перевозке) тел (останков) умерших до 2 500, 00 рублей, а также сообщил о том, что в противном случае возможно приостановление оказания услуг по вывозу тел умерших граждан.
Согласно журналу регистрации заявок на вывоз тел умерших граждан, 05.11.2023 в 19 ч. 00 мин. Заказчик направил заявку N 21 на перевозку тела умершего. В установленный срок услуга оказана не была.
06.11.2023 в 00 час. 20 мин., 07 ч. 20 мин., 09 ч. 20 мин., 12 ч. 00 мин., 13 ч. 00 мин., 14 ч. 00 мин., 18 ч. 00 мин., 19 ч. 00 мин., 21 ч. 00 мин. Заказчиком осуществлялись вызовы Исполнителя, что подтверждается записями в журнале регистрации заявок на вывоз тел умерших граждан, а также в 18 ч. 10 мин., направлена очередная заявка N 22 на перевозку тела умершего другого пациента.
07.11.2023 в 06 ч. 00 мин., 09 ч. 00 мин., 10 ч. 00 мин. Заказчиком направлены повторные заявки на оказание услуги. В установленный срок услуга оказана не была, в связи с чем Заказчик был вынужден организовать вывоз умерших граждан своими силами.
09.11.2023 Заказчик в адрес Исполнителя направил письмо с уведомлением о необходимости решения вопроса об исполнении либо неисполнении обязательств по Контракту в течение трех рабочих дней. Исполнитель в ответ на уведомление Заказчика направил письмо о несогласии с выдвинутыми требованиями и пояснил, что сотрудники Общества неоднократно приезжали для вывоза тел умерших граждан. При этом на момент прибытия Исполнителем было выяснено, что услуги по вывозу трупов умерших граждан уже были осуществлены другими ритуальными службами, поэтому возможности исполнить свои обязательства по Контракту у Общества не было.
13.11.2023 Заказчик в адрес Исполнителя направил требование (претензию) об уплате неустойки в связи с просрочкой исполнения обязательств, предусмотренных Контрактом в кратчайшие сроки.
14.11.2023 Исполнитель в адрес Заказчика в ответ на требование (претензию) направил письмо с просьбой предоставить ему список ритуальных компаний, осуществивших вывозы тел умерших граждан в период действия Контракта для последующего направления обращения в прокуратуру.
Согласно журналу регистрации заявок на вывоз тел умерших граждан, 19.11.2023 в 17 ч. 15 мин. Заказчик направил очередную заявку N 23 на перевозку тела умершего. В установленный срок услуга оказана не была.
19.11.2023 в 19 ч. 00 мин., 20 ч. 15 мин., 21 ч. 00 мин., 22 ч. 40 мин., 20.11.2023 в 06 ч. 30 мин., 08 ч. 00 мин., 08 ч. 30 мин. Заказчиком направлены повторные заявки на оказание услуги. В установленный срок услуга оказана не была, в связи с чем Заказчик был вынужден организовать вывоз умершего пациента своими силами.
20.11.2023 Заказчик в адрес Исполнителя направил письмо с уведомлением о том, что Исполнителем нарушены сроки оказания услуг по Контракту, фактически услуги по заявкам N 21, 22, 23 не оказаны, в связи с чем Заказчиком будет направлена претензия. Ответа от Исполнителя не последовало.
Частью 8 статьи 95 Закона установлено, что расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
В силу пункта 1 и пункта 3 статьи 450 ГК РФ изменение и расторжение договора возможны по соглашению сторон, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими законами или договором. В случае одностороннего отказа от исполнения договора полностью или частично, когда отказ допускается законом или соглашением сторон, договор считается расторгнутым или измененным.
В соответствии с частью 9 статьи 95 Закона, заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
На основании пункта 10.2 Контракта его расторжение допускается по соглашению сторон, по решению суда, а также в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом РФ для одностороннего отказа от исполнения обязательств, в том числе в случаях (но не ограничиваясь указанными):
- если в ходе исполнения контракта установлено, что:
а) исполнитель и (или) оказанные услуги перестали соответствовать установленным извещением об осуществлении закупки требованиям к участникам закупки (за исключением требования, предусмотренного частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 Федерального закона N 44-ФЗ) и (или) оказанным услугам;
б) при определении исполнителя исполнитель представил недостоверную информацию о своем соответствии и (или) соответствии оказываемых услуг требованиям, указанным в подпункте "а" настоящего пункта, что позволило ему стать победителем определения исполнителя.
Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации. Принятие решения об одностороннем отказе от исполнения Контракта Заказчиком осуществляется в соответствии со статьей 95 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Расторжение Контракта в одностороннем порядке осуществляется с соблюдением требований статьи 95 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
В связи с тем, что Исполнитель не выполнил надлежащим образом свои обязательства, тем самым допустив существенное нарушение условий Контракта, а Заказчик не получил результат услуг для достижения которого проводилась Закупка, Заказчиком 20.11.2023 принято Решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В соответствии с частью 12.1 статьи 95 Закона, в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно части 13 статьи 95 Закона решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В силу части 14 статьи 95 Закона заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 названной статьи.
Анализ положений частей 12.1, 13, 14 статьи 95 Закона позволяет сделать вывод и о том, что целью соблюдения указанных требований Закона является надлежащее уведомление лица (поставщика, подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта для обеспечения права такого лица на устранение нарушения условий контракта, послужившего основанием для принятия указанного решения.
Комиссией установлено, что Заказчиком Решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта сформировано с использованием единой информационной системы 22.11.2023 13:42 (МСК) и получено Исполнителем 22.11.2023 13:42 (МСК).
Из представленных в материалы дела документов и сведений Комиссией установлено, что с момента принятия Заказчиком Решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, в том числе с момента надлежащего уведомления Исполнителя о принятии Заказчиком такового и до момента вступления указанного решения в силу, Обществом не были предприняты все возможные меры, направленные на добросовестное исполнение условий Контракта, устранение нарушений условий Контракта, послуживших основанием для принятия Заказчиком указанного решения.
Следовательно, на момент рассмотрения Комиссией обращения Заказчика о размещении информации об ООО "Единая ритуальная" в реестре недобросовестных поставщиков, Решение об одностороннем отказе от исполнения контракта вступило в законную силу и Контракт является расторгнутым.
При этом генеральный директор Общества, присутствующий на заседании Комиссии, пояснил, что Общество не отказывалось от исполнения обязательств по Контракту; сотрудники ООО "Единая ритуальная" реагировали на каждую поступившую от Заказчика заявку и приезжали для вывоза тел умерших граждан (возможно, иногда с незначительной задержкой по времени из-за повышенной загруженности).
Однако на момент прибытия Исполнителем было выяснено, что услуги по вывозу трупов умерших граждан уже были осуществлены другими ритуальными службами, поэтому возможности исполнить свои обязательства по Контракту у Общества не было.
Помимо этого, генеральный директор Общества, заявил, что в период оказания услуг по Контракту произошло увеличение расходов Исполнителя, в частности повышение заработной платы сотрудников Общества.
Письмом от 13.10.2023 Общество обратилось к Заказчику с просьбой рассмотреть вопрос об увеличении цены единицы услуги за работы по транспортировке (перевозке) тел (останков) умерших, ответа на указанное письмо Общество не получило.
Из письменных пояснений следует, что Обществом предпринимались все необходимые действия для исполнения обязательств по Контракту и включение ООО "Единая ритуальная" в реестр недобросовестных поставщиков повлечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности хозяйствующего субъекта в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах, в связи с чем, является санкцией, несоразмерной характеру совершенного деяния.
Частью 16 статьи 95 Закона установлено, что Заказчик не позднее двух рабочих дней, следующих за днем вступления в силу решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, направляет в соответствии с порядком, предусмотренным пунктом 1 части 10 статьи 104 настоящего Федерального закона, обращение о включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Согласно части 2 статьи 104 Закона в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
В силу части 7 статьи 104 Закона в течение пяти рабочих дней с даты поступления обращения, указанного в части 4 настоящей статьи, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, осуществляет проверку содержащихся в таком обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта, о расторжении контракта по решению суда в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта или об отсутствии оснований для одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта. По результатам такой проверки принимается решение о включении в реестр недобросовестных поставщиков соответствующей информации или решение об отказе в ее включении в реестр недобросовестных поставщиков. В случае принятия решения о включении в реестр недобросовестных поставщиков информации о лицах, указанных в части 2 настоящей статьи, такая информация включается в этот реестр не позднее трех рабочих дней с даты принятия данного решения.
Согласно подпункту "а" пункта 13 Правил ведения реестра орган контроля не позднее пяти рабочих дней со дня, следующего за днем поступления обращения, (за исключением случаев, предусмотренных подпунктом "е" пункта 9 и подпунктом "г" пункта 10 настоящих Правил) орган контроля рассматривает обращение, проводит проверку содержащихся в обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта либо о расторжении контракта по решению суда или об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, а также внеплановую проверку, предусмотренную пунктом 5 части 15 статьи 99 Закона.
Пунктом 15 Правил ведения реестра установлено, что орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта) в реестр недобросовестных поставщиков, если в результате проведения проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 Правил:
а) выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направлению его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещению в единой информационной системе;
б) заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;
в) поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие:
- принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта;
- надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, в том числе в связи с введением политических или экономических санкций иностранными государствами, совершающими недружественные действия в отношении Российской Федерации, граждан Российской Федерации или российских юридических лиц (далее - санкции), и (или) введением иностранными государствами, государственными объединениями и (или) союзами и (или) государственными (межгосударственными) учреждениями иностранных государств или государственных объединений и (или) союзов мер ограничительного характера (далее - меры ограничительного характера). К таким обстоятельствам не относится отказ поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта по причине введения санкций и (или) мер ограничительного характера в отношении заказчика.
Частью 1 статьи 2 Закона предусмотрено, что законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.
В соответствии со статьей 2 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность.
В силу пункта 1 статьи 450 ГК РФ изменение и расторжение договора возможны по соглашению сторон, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими законами или договором.
На основании пункта 2 статьи 450.1 ГК РФ в случае одностороннего отказа от договора (исполнения договора) полностью или частично, если такой отказ допускается, договор считается расторгнутым или измененным.
Согласно пункту 2 статьи 450 ГК РФ по требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда только:
1. при существенном нарушении договора другой стороной;
2. в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или договором.
Существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора.
Статьей 309 ГК РФ установлено, что обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Согласно пункту 1 статьи 432 ГК РФ договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора.
Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.
Частью 1 статьи 779 ГК РФ установлено, что по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.
Согласно статье 783 ГК РФ общие положения о подряде (статьи 702 - 729) и положения о бытовом подряде (статьи 730 - 739) применяются к договору возмездного оказания услуг, если это не противоречит статьям 779 - 782 настоящего Кодекса, а также особенностям предмета договора возмездного оказания услуг.
На основании пункта 3 статьи 723 ГК РФ, применяемой к отношениям оказания услуг на основании статьи 783 ГК РФ, если отступления в работе от условий договора подряда или иные недостатки результата работы в установленный заказчиком разумный срок не были устранены либо являются существенными и неустранимыми, заказчик вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения причиненных убытков.
Верховный Суд РФ в пункте 8 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 4 (2016), утв. Президиумом Верховного Суда РФ 20.12.2016, разъяснил, что под существенным недостатком товара (работы, услуги) следует понимать, в том числе недостаток товара (работы, услуги), выявленный неоднократно, - различные недостатки всего товара (работы, услуги), выявленные более одного раза, каждый из которых в отдельности делает товар (работу, услугу) не соответствующими обязательным требованиям, предусмотренным законом или в установленном им порядке, либо условиям договора (при их отсутствии или неполноте условий - обычно предъявляемым требованиям), и приводит к невозможности или недопустимости использования данного товара (работы, услуги) в целях, для которых товар (работа, услуга) такого рода обычно используются, или в целях, о которых продавец (исполнитель) был поставлен в известность потребителем при заключении договора, или образцу и (или) описанию при продаже товара по образцу и (или) по описанию.
Таким образом, в силу приведенного разъяснения к недостатку, который выявляется неоднократно, относятся различные недостатки, выявляемые во всем товаре (работе, услуге), при этом каждый из указанных недостатков товара (работы, услуги) в отдельности должен делать товар (работу, услугу) не соответствующими или обязательным требованиям, предусмотренным законом, или условиям договора, или целям, для которых товар (работа, услуга) такого рода обычно используются.
Согласно статье 721 ГК РФ качество выполненной подрядчиком работы (оказанной исполнителем услуги) должно соответствовать условиям договора подряда, а при отсутствии или неполноте условий договора требованиям, обычно предъявляемым к работам (услугам) соответствующего рода. Если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или договором, результат выполненной работы должен в момент передачи заказчику обладать свойствами, указанными в договоре или определенными обычно предъявляемыми требованиями, и в пределах разумного срока быть пригодным для установленного договором использования, а если такое использование договором не предусмотрено, для обычного использования результата работы такого рода.
Как было отражено выше, на основании пунктов 1.1, 1.2 Контракта Заказчик поручает, а исполнитель принимает на себя обязательства на оказание услуг по вывозу тел умерших граждан (далее - услуги) в соответствии с условиями настоящего контракта, Спецификацией (приложение N 1 к контракту) и Описанием объекта закупки (приложение N 2 к контракту), являющихся неотъемлемой частью настоящего контракта, а Заказчик обязуется принять и оплатить указанные услуги в установленном настоящим контрактом порядке.
Перечень, объем и описание услуги, а также иная необходимая информация определены в Описании объекта закупки.
При этом в пункте 2.3 Описания объекта закупки (приложение N 2 к контракту) прямо предусмотрено, что Исполнитель обеспечивает круглосуточный приём заявок от Заказчика, срок прибытия Исполнителя для перевозки тела - не позднее 1,5 (полутора) часов с момента получения заявки Заказчика.
Срок доставки тела в пункт назначения не более 2 (двух) часов.
Как следует из материалов рассматриваемого дела ООО "Единая ритуальная" неоднократно допустило нарушение существенных условий Контракта, выразившееся в неисполнении заявок Заказчика от 05.11.2023, от 06.11.2023, от 19.11.2023.
Указанный факт не оспаривается сторонами рассматриваемого дела.
В свою очередь, Обществом не представлены какие-либо документы или сведения, опровергающие позицию Заказчика, а также не представлены какие-либо доказательства того, что Исполнителем были соблюдены сроки прибытия для перевозки тел.
Доказательств создания Заказчиком препятствий Обществу при исполнении Контракта, не позволивших ему исполнить надлежащим образом требования законодательства и условия Контракта, в Тульское УФАС России ООО "Единая ритуальная" не представлено.
При таких обстоятельствах, следует признать, что неоказание услуг в установленный срок является нарушением существенных условий Контракта, и нарушение данных условий Контракта фактически не позволило Заказчику получить требуемый результат в установленные сроки.
Исходя из изложенного, Комиссия приходит к выводу о наличии правовых оснований для принятия Заказчиком Решения об одностороннем отказе от исполнения Контракта, приняв во внимание непредставление Обществом доказательств обратного.
В связи с чем Решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не противоречит Закону и является обоснованным.
Относительно утверждения Общества о необходимости изменения цены за единицу услуги по транспортировке (перевозке) тел (останков) умерших, Комиссия считает необходимым отметить следующее.
На основании подпункта "а" пункта 9 части 3 статьи 49 Закона в случае, если при проведении процедуры подачи ценовых предложений подано ценовое предложение, предусматривающее снижение цены контракта либо суммы цен единиц товара, работы, услуги (в случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 настоящего Федерального закона) до половины процента начальной (максимальной) цены контракта либо начальной суммы цен единиц товара, работы, услуги (в случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 настоящего Федерального закона) или ниже, такая процедура проводится на право заключения контракта в порядке, предусмотренном настоящей частью, с учетом следующих особенностей: по результатам такой процедуры определяется размер платы, подлежащей внесению участником закупки за заключение контракта. При этом такой размер указывается в соответствии с настоящим Федеральным законом в качестве цены контракта.
В рассматриваемом случае, цена Контракта равна плате, подлежащей внесению участником закупки, за право заключения контракта, составляет 89 112,00 руб. (восемьдесят девять тысяч сто двенадцать рублей 00 копеек) и является предельной суммой, которую Исполнитель оплатил Заказчику за право заключения Контракта.
При этом изменение существенных условий Контракта в части его цены, не предусмотрено ни Контрактом, ни положениями Закона.
Между тем, следует отметить, подавая заявку на участие в закупке, Исполнитель выразил свое согласие на оказание услуг на условиях, указанных в Контракте. Принимая участие в закупке, участник закупки должен действовать с должной степенью бдительности и осмотрительности в целях выполнения взятых на себя обязательств согласно условиям контракта.
Таким образом, ООО "Единая ритуальная" не оказало услуги в установленные Контрактом сроки и не предоставило результат оказанных услуг, соответствующий условиям Контракта; не совершило реальных действий по устранению возможных препятствий в его исполнении либо по уведомлению Заказчика о невозможности исполнения Контракта с указанием причин, что свидетельствует о недобросовестном поведении Исполнителя.
В соответствии с пунктом 1 статьи 401 ГК РФ лицо, не исполнившее обязательство либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.
Согласно пункту 3 статьи 401 ГК РФ, если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств.
Доказательств возникновения у Общества вследствие непреодолимой силы каких-либо обстоятельств, не позволивших ему исполнить надлежащим образом требования законодательства и условия Контракта, в Тульское УФАС России не представлено.
Участие Общества в закупке является добровольным и на стадии заключения Контракта Обществу были известны абсолютно все условия такого Контракта. При этом Общество должно было оценить все риски исполнения Контракта на стадии принятия решения об участии. Следовательно, подавая заявку ООО "Единая ритуальная" оценило свои возможности по исполнению Контракта и согласилось со всеми его условиями.
Проанализировав документы и сведения, представленные в материалы дела, Комиссия приходит к следующим выводам.
1. Заказчиком нарушений, установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятия решения об одностороннем отказе от исполнения контракта и размещению в единой информационной системе, не допущено.
2. В материалы дела Заказчиком представлены документы и информация, подтверждающие факты существенного нарушения Исполнителем условий Контракта.
3. Обществом не представлено доказательств, свидетельствующих о невозможности надлежащим образом исполнить обязанность по выполнению условий Контракта.
Согласно положениям действующего гражданского законодательства Российской Федерации, предпринимательская деятельность осуществляется лицом на свой риск и под свою ответственность.
Принимая решение об участии в процедуре публичных закупок и подавая соответствующую заявку, хозяйствующий субъект несет риск наступления неблагоприятных для него последствий, предусмотренных Законом, в случае совершения им действий (бездействия), приведших к невозможности надлежащего исполнения принятых на себя обязательств.
В рассматриваемом случае недобросовестность Исполнителя выразилась в непредусмотрительном, ненадлежащем (при отсутствии объективных препятствий) исполнении своих обязанностей, возникающих из требований Закона к процедуре исполнения Контракта.
Так как Обществом не были предприняты все необходимые и разумные меры для надлежащего исполнения Контракта, то включение информации в отношении ООО "Единая ритуальная" в реестр недобросовестных поставщиков в настоящем случае является необходимой мерой ответственности, поскольку служит для ограждения заказчиков от недобросовестных поставщиков.
Своими действиями Общество не обеспечило соблюдение прав Заказчика относительно условий и срока исполнения Контракта, в рамках которого предусматривается эффективное использование бюджетных средств в предусмотренном законодательством порядке и в установленные сроки, что привело к нарушению публичных интересов в правоотношениях по исполнению контракта, в свою очередь, влечет наложение на Общество санкции за недобросовестное исполнение Контракта.
Согласно правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 11.05.2012 N ВАС-5621/12 об отказе в передаче дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, включение Исполнителя в реестр недобросовестных поставщиков не подавляет экономическую самостоятельность и инициативу Общества, не ограничивает чрезмерно его право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности, а также право частной собственности и не препятствует осуществлению хозяйственной деятельности общества.
Таким образом, в соответствии с вышеуказанными нормами Закона информация об ООО "Единая ритуальная" подлежит включению в реестр недобросовестных поставщиков.
При таких обстоятельствах, исходя из вышеизложенного, руководствуясь статьями 99, 104 Закона, Правилами ведения реестра, Правилами осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Включить в реестр недобросовестных поставщиков информацию об обществе с ограниченной ответственностью "Единая ритуальная" (ИНН 7104085900; 300002, Тульская область, г. Тула, ул. Галкина, д. 1д, помещ. 2, этаж 1, литер в1,в,в1; генеральный директор, участник (учредитель) БАШИНСКИЙ ПАВЕЛ ЮРЬЕВИЧ ИНН 710511905326) по причине одностороннего отказа Заказчика от исполнения Контракта.
2. Датой включения информации в отношении общества с ограниченной ответственностью "Единая ритуальная" в реестр недобросовестных поставщиков считать дату, следующую за датой размещения реестровой записи в реестре согласно пункту 17 Правил в соответствии с часовой зоной, в которой расположен орган контроля (согласно Приложению N 1).
Решение Комиссии может быть обжаловано в судебном порядке в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
Приложение N 1
Дата события* |
I раздел |
Дата регистрации контрольным органом обращения заказчика |
II раздел |
III раздел |
Общая итоговая просрочка в днях (I+II+III разделы) |
||||||
Регламентированная дата направления заказчиком сведений в контрольный орган |
Фактическая дата направления заказчиком сведений |
Итого просрочка в днях по I разделу |
Регламентированная дата принятия решения |
Фактическая дата принятия решения |
Итого просрочка в днях по II разделу |
Регламентированный срок изготовления решения и размещения сведений в ЕИС |
Фактическая дата изготовления решения и размещения сведений в ЕИС |
Итого просрочка в днях по III разделу |
|||
05.12.2023 |
07.12.223 |
07.12.2023 |
0 |
08.12.2023 |
14.12.2023 |
14.12.2023 |
0 |
19.12.2023 |
19.12.2023 |
0 |
0 |
*Дата признания участника закупки уклонившимся, дата вступления в силу решения заказчика об одностороннем расторжении контракта или дата вступления в силу судебного акта.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тульской области от 14 декабря 2023 г. N 071/10/104-1230/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 19.12.2023