Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан по контролю в сфере закупок в составе:
Председатель Комиссии - начальник отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан - Исламгулов С.Ф.
члены Комиссии:
- заместитель начальника отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан - Гареев Д.Р.;
- ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан - Хлебников М.В.;
дистанционно в присутствии представителя ИП Исянбаева Д.В.
УСТАНОВИЛА:
В адрес Башкортостанского УФАС России поступило заявление Заказчика о включении ИП Исянбаева Д.В. (далее - Исполнитель) в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по проведенному электронному аукциону N 0801600000423000056 "Благоустройство территории СМФК с.Целинное МР Хайбуллинский район РБ".
В соответствии с ч.7 ст.104 Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) Башкортостанским УФАС России проведена проверка факта неисполнения обязанностей по контракту.
Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан как уполномоченный орган при решении вопроса о включении информации о лице в реестр недобросовестных поставщиков, в каждом случае должно дать полную и объективную оценку всем фактическим обстоятельствам дела.
Рассмотрев представленные Заказчиком документы, Комиссией Башкортостанского УФАС России по решению вопроса о включении информации об Обществе в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) либо отказе от включения такой информации в указанный реестр, установлено следующее.
22.08.2023 г. между Исполнителем и Заказчиком был заключен контракт N 0801600000423000056.
КОМИССИЕЙ УСТАНОВЛЕНО, ЧТО В КОНТРАКТЕ ИМЕЮТСЯ СЛЕДУЮЩИЕ УСЛОВИЯ:
1.1.Подрядчик обязуется по заданию Заказчика в установленный Контрактом срок выполнить работы выполнить "Благоустройство территории СМФК с. Целинный МР Хайбуллинский район РБ" (далее - работы, объект),в соответствии со сметной документацией (Приложение N4 к контракту) согласно строительным нормам, правилам, действующему законодательству Российской Федерации и настоящим Контрактом (далее - Работы) и передать их Заказчику, а Заказчик обязуется принять и оплатить выполненные работы в порядке и размере, установленном настоящим контрактом.
1.2. Место выполнения работ: Республика Башкортостан, с. Целинное, ул. Мусы Муртазина.
ИКЗ: 233024800053502480100100040014399244.
В соответствии частью 8 ст.95 Закона о контрактной системе расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
В соответствии с частью 9 ст.95 Закона о контрактной системе Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом РФ для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, что это было предусмотрено контрактом.
Согласно ч. 2 ст. 410 Гражданского кодекса РФ, в случае одностороннего отказа от договора (исполнения договора) полностью или частично, если такой отказ допускается, договор считается расторгнутым или измененным.
В силу ч.12.1 ст.95 Закона о контрактной системе, в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе.
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В соответствии с ч.13 ст.95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
01.12.2023 года Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Исходя из положения ч.2 ст.104 Закона о контрактной системе, в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
Основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое уклонение лица от заключения контракта или от исполнения условий контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Федерального закона N 44-ФЗ, нарушающее права заказчика относительно условий (выявленных им как лучшие) и срока исполнения контракта, которые связаны прежде всего с эффективным использованием бюджетных средств и в предусмотренном бюджетным законодательством порядке.
В судебных актах Конституционного Суда Российской Федерации (Постановления от 30.07.2001 N 13-П, от 21.11.2002 N 15-П, Определения от 07.06.2001 N 139-О, от 07.02.2002 N 16-О) отражено, что применяемые государственными органами санкции должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, соответствовать принципу юридического равенства, и быть соразмерными конституционно защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения.
Федеральный закон N 44-ФЗ не содержит безусловной обязанности уполномоченного органа включать представленные заказчиком сведения о поставщике в соответствующий реестр без оценки его действий в каждом конкретном случае.
Односторонний отказ заказчика от исполнения контракта является специальным правовым институтом Закона о контрактной системе, которым заказчик при соблюдении нормативной процедуры выражает свое одностороннее волеизъявление на прекращение гражданско-правовых отношений с контрагентом.
Исходя из правовой позиции Пленума Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении N 25 от 23.06.2015 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", оценивая действия сторон как добросовестные или недобросовестные, следует исходить из поведения, ожидаемого от любого участника гражданского оборота, учитывающего права и законные интересы другой стороны, содействующего ей, в том числе в получении необходимой информации.
Орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта) в реестр, если в результате проведения проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта (пункт 15 Правил).
Основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое уклонение лица от заключения контракта или от исполнения условий контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Федерального закона N 44-ФЗ, нарушающее права заказчика относительно условий (выявленных им как лучшие) и срока исполнения контракта, которые связаны прежде всего с эффективным использованием бюджетных средств и в предусмотренном бюджетным законодательством порядке.
В судебных актах Конституционного Суда Российской Федерации (Постановления от 30.07.2001 N 13-П, от 21.11.2002 N 15-П, Определения от 07.06.2001 N 139-О, от 07.02.2002 N 16-О) отражено, что применяемые государственными органами санкции должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, соответствовать принципу юридического равенства, и быть соразмерными конституционно защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения.
Федеральный закон N 44-ФЗ не содержит безусловной обязанности уполномоченного органа включать представленные заказчиком сведения о поставщике в соответствующий реестр без оценки его действий в каждом конкретном случае.
Односторонний отказ заказчика от исполнения контракта является специальным правовым институтом Закона о контрактной системе, которым заказчик при соблюдении нормативной процедуры выражает свое одностороннее волеизъявление на прекращение гражданско-правовых отношений с контрагентом.
Исходя из правовой позиции Пленума Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении N 25 от 23.06.2015 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", оценивая действия сторон как добросовестные или недобросовестные, следует исходить из поведения, ожидаемого от любого участника гражданского оборота, учитывающего права и законные интересы другой стороны, содействующего ей, в том числе в получении необходимой информации.
Автоматическое включение лица, нарушившего условия государственного контракта, в реестр недобросовестных поставщиков без указания причины его отнесения к таковым и без учета степени его вины несоразмерно ограничивает право на осуществление коммерческой деятельности, негативно сказывается на деловой репутации и снижает в целом конкурентоспособность на рынке.
Согласно пояснениям Поставщика, согласно локальному сметному расчету (Приложение N 4 к контракту), исполнение контракта предусматривает выполнение работ по ограждению территории и установке ворот. Приступив к исполнению контракта, в частности пробурив лунки для дальнейшей установки металлических столбов, подрядчик сообщил заказчику, что установке нового ограждения препятствует наличие старого каменного ограждения и деревьев, кустарников по периметру нового возводимого ограждения. Так как демонтаж имеющегося ограждения и удаление насаждений сметной документацией (Приложение N 4 к контракту) не предусмотрены, выполнение таких работ без внесения необходимых изменений в сметную документацию, приводит к нарушению подрядчиком условий исполнения контракта. Изменение объема и вида выполняемых работ возможно исключительно по решению заказчика и такое изменение должно быть совершено в письменной форме. Подрядчик получил устное заверение заказчика, что работы по вырубке деревьев и кустарников и демонтажу строго каменного ограждения будут выполнены заказчиком самостоятельно (в письме от 24.11.2023 б/н заказчик подтверждает принятие такой обязанности). По состоянию на 25.10.2023 обязательства заказчиком не были исполнены, вырубка деревьев и демонтаж старого ограждения не производились, в связи с чем подрядчик, во исполнение обязанностей, предусмотренных ст. 716 Гражданского кодекса РФ, п. 6.2.16 контракта уведомил заказчика о невозможности продолжения работ до устранения заказчиком обстоятельств, препятствующих их продолжению (копию письма и скриншот отправки прилагаем). В претензии от 24.11.2023 заказчик сообщил, что работы по вырубке деревьев и кустарников проведены 20.09.2023, демонтаж каменного ограждения будет проводиться после возобновления работ подрядчиком. При этом работы подрядчиком были начаты еще в сентябре 2023 года, а наличие старого каменного ограждения и послужило причиной приостановки работ. Более того, заявление заказчика о том, что работы по вырубке деревьев и кустарников произведены не соответствуют действительности. Для оценки состояния места проведения работ и урегулирования разногласий подрядчик пригласил заказчика для совместного осмотра места проведения работ 04.12.2023 в 09 ч. 00 мин. (указанное уведомление размещение на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок в соответствующем разделе переписки и уведомлений). Представители заказчика не явились к назначенному времени, информация об изменении времени встречи от заказчика не поступала. Подрядчиком составлен односторонний акт осмотра места проведения работ, где зафиксировано значительное количество насаждений, препятствующих устройству нового ограждения, и наличие старого каменного ограждения. Акт осмотра, а также материалы фото и видео фиксации состояния места проведения работ прилагаем. Представляемые фото и видео материалы наглядно отражают фактическое состояние места проведения работ, наличие значительного количества насаждений, старого каменного ограждения. Т.е. письмо заказчика от 24.11.2023 содержит заведомо ложную информацию о вырубке деревьев и кустарников в месте проведения работ. Неисполнение заказчиком встречных обязанностей по договору подряда в силу п. 1 ст. 719 Гражданского кодекса РФ предоставляет подрядчику право не приступать к работе, а начатую работу приостановить в случаях, когда нарушение заказчиком своих обязанностей по договору подряда препятствует исполнению договора подрядчиком, а также при наличии обстоятельств, очевидно свидетельствующих о том, что исполнение указанных обязанностей не будет произведено в установленный срок (ст. 328 Гражданского кодекса РФ). Обязанность подрядчика своевременно и качественно выполнить работы является встречной по отношению к обязанности заказчика предоставить в надлежащем состоянии место проведения таких работ (ч. 1 ст. 328 Гражданского кодекса Российской Федерации) и в рассматриваемом случае имеет место неисполнение заказчиком такой обязанности, не позволило подрядчику завершить работы. В свою очередь, в письме от 04.12.2023 подрядчик выразил готовность исполнить в полном объеме обязательства по контракту и продолжить сотрудничество при осуществлении заказчиком демонтажа имеющегося ограждения, удаления насаждений и пролонгирования срока исполнения контракта пропорционально вынужденному простою. Само по себе расторжение контракта не свидетельствует о наличии вины в действиях подрядчика и в письмах заказчику от 25.12.2023, 30.11.2023, 04.12.2023 подрядчик указал, что приостановка работ была вынужденной ввиду наличия насаждений и старого ограждения, препятствующих выполнению работ, повторно просил исполнить обязательства по вырубке деревьев и кустарников и демонтажу ограждения, выразил готовность исполнить обязательства и продолжить сотрудничество. Все вышеизложенное свидетельствует, что подрядчиком были предприняты всевозможные усилия для поиска решения проблемы, исполнитель своевременно приступил к выполнению работ, однако впоследствии не имел возможности выполнить работу в полном объеме и в установленный срок по причине неисполнения заказчиком встречной обязанности.
Рассмотрев материалы дела, Комиссия Башкортостанского УФАС России приходит к выводу что с учетом исполнения контракта, основания для включения информации об Исполнителе в реестр недобросовестных поставщиков отсутствуют. Меры по исполнению контракта предпринимались.
На основании вышеизложенного и руководствуясь Федеральным законом от 05.04.2013 года N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (вместе с "Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)"
РЕШИЛА:
Информацию, представленную Заказчиком о включении ИП Исянбаева Д.В. в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), в связи с односторонним отказом Заказчика от исполнения контракта, не включать.
Решение может быть обжаловано заинтересованным лицом в арбитражный суд в течение трех месяцев в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Председатель комиссии Исламгулов С.Ф.
Члены Комиссии Гареев Д.Р.
Хлебников М.В.
Начальник отдела |
С.Ф. Исламгулов |
|
|
|
|
|
|
|
Исп.Гареев Д.Р.
тел.(347) 216-33-54, 002-113
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан от 18 декабря 2023 г. N РНП-02-344/23
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 21.12.2023