В соответствии с п. 5 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), п. "б" ч. 13 Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 (далее - Правила) и на основании Приказа Оренбургского УФАС России N 335/23 от 21.12.2023 Инспекцией Оренбургского УФАС России по осуществлению внеплановых проверок в составе:
Председателя Инспекции: , Членов Инспекции:
в присутствии
от министерства архитектуры и пространственно-градостроительного развития Оренбургской области -
от Общества с ограниченной ответственностью "Региональный кадастровый центр" -
в режиме видео-конференц-связи:
Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Оренбургской области -
от Общества с ограниченной ответственностью "Региональный кадастровый центр" -
рассмотрев обращение министерства архитектуры и пространственно-градостроительного развития Оренбургской области (N 015350000040000001 от 19.12.2023, вх. Оренбургского УФАС России N 9471/23 от 20.12.2023) о включении в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) сведений в отношении Общества с ограниченной ответственностью "Региональный кадастровый центр" (ИНН: 5611035905) в связи с расторжением контракта на основании одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта на выполнение работ по разработке генерального плана и правил землепользования и застройки муниципального образования Чебеньковский сельсовет Оренбургского района Оренбургской области (извещение N 0853500000323005905),
УСТАНОВИЛА:
В Оренбургское УФАС России через Единую информационную систему (далее - ЕИС) поступило обращение министерства архитектуры и пространственно-градостроительного развития Оренбургской области (далее - Заказчик, Министерство) (N 015350000040000001 от 19.12.2023, вх. Оренбургского УФАС России N 9471/23 от 20.12.2023) о включении в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - РНП) сведений в отношении Общества с ограниченной ответственностью "Региональный кадастровый центр" (ИНН: 5611035905) (далее - Общество, ООО "РКЦ", Подрядчик) в связи с расторжением контракта на основании одностороннего отказа Заказчика от исполнения контракта на выполнение работ по разработке генерального плана и правил землепользования и застройки муниципального образования Чебеньковский сельсовет Оренбургского района Оренбургской области (извещение N 0853500000323005905).
Из обращения Заказчика следует, что 17.07.2023 между Министерством и ООО "РКЦ" был заключен государственный контракт N 31, срок действия контракта с 17.07.2023 по 22.12.2023. По состоянию на 19.12.2023 Подрядчиком нарушены сроки выполнения работ, установленные графиком выполнения работ (приложение N 2 к контракту), что привело к срыву контракта. График выполнения работ по контракту был сформирован Министерством с учетом действующих требований Градостроительного Кодекса РФ (далее - ГрК РФ), согласно которым на размещение проекта генерального плана на сайте Федеральной государственной информационной системы территориального планирования осуществляется в течение тридцати дней со дня поступления уведомления об обеспечении доступа к проекту генерального плана и материалам по его обоснованию в информационной системе территориального планирования. Позиция Министерства подтверждается тремя уведомлениями о ненадлежащем исполнении контракта (от 25.10.23 N 36-01/2116-исх, от 09.11.2023 N 36-01/2232-исх, от 15.12.2023 N 36-01/2540-исх), требованием об уплате неустойки (от 25.10.2023 N 36-01/2117-исх), размещенными в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе в ЕИС, а также письмами Заказчика с полным перечнем замечаний, направленными в адрес Подрядчика (от 29.09.2023 N 36-01/1893-исх, от 29.09.2023 N З6-01/1899-исх). Нарушение Подрядчиком сроков графика выполнения работ, а именно предоставление материалов, не отвечающих требованиям действующего законодательства, привело к отсутствию у Министерства возможности в дальнейшем принятии работ по контракту. В этой связи 05.12.2023 Заказчиком на основании ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе, п. 7.2 контракта принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта. Присутствующий на рассмотрении дела представитель Министерства настаивал на включении Общества в РНП.
Представитель ООО "РКЦ" поддержал позицию, изложенную в письменных пояснениях, указав, что в сроки, установленные графиком выполнения работ, результаты работ ООО "РКЦ" были сданы. На основании п. 3.1 контракта 04.12.2023 Подрядчик сформировал в ЕИС и подписал усиленной электронной подписью документ о приемке результатов работ. От принятия исполненных Подрядчиком по контракту обязательств Заказчик отказался, направив мотивированный отказ от подписания акта о приемке работ N 36-01/2461-исх. от 08.12.2023. Ввиду возникших спорных вопросов относительно замечаний Заказчика Общество привлекало независимых экспертов для оценки результатов выполненных работ (разработка проекта Генерального плана и Правил землепользования и застройки муниципального образования Чебеньковский сельсовет Оренбургского района). Согласно заключениям экспертов результаты работ соответствуют требованиям действующего законодательства и могут быть приняты Заказчиком. Просрочка в сдаче результатов работ по контракту вызвана поведением Заказчика и для Подрядчика является вынужденной, а именно: к срыву сроков контракта привело превышение прав Заказчика по согласованию результатов выполненных работ и ненадлежащее исполнение Заказчиком принятого на себя обязательства по их приемке.
11.12.2023 ООО "РКЦ" направило досудебную претензию в адрес Заказчика N 1305 с просьбой отменить решение Заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта с приложением подробных ответов о необоснованности замечаний Заказчика и результатами работ по контракту. Заказчик письмом N 36-01/2540 от 15.12.2023 ответил на досудебную претензию Подрядчика ООО "РКЦ", отказав в удовлетворении претензии. В этой связи ООО "РКЦ" обратилось в Арбитражный суд Оренбургской области с исковым заявлением с требованиями об отмене (признании незаконным) одностороннего отказа Заказчика от исполнения контракта и понуждении Заказчика выполнить действия для исполнения контракта.
Представитель Общества отметил, что в действиях Подрядчика отсутствует умысел на уклонение от исполнения контракта, что подтверждается результатами сданных работ, реестром исполненных ООО "РКЦ" контрактов, заключениями экспертов.
Уведомлением о дате, времени и месте рассмотрения дела сторонам предлагалось представить в адрес Инспекции Оренбургского УФАС России документы в обоснование своей позиции.
Инспекция Оренбургского УФАС России, рассмотрев материалы внеплановой проверки, исходя из совокупности представленных сторонами документов, заслушав приведенные доводы, установила следующее:
04.07.2023 на официальном сайте Российской Федерации (Единая информационная система) для размещения информации о размещении закупок в сети Интернет (www.zakupki.gov.ru) и на электронной площадке РТС-тендер было размещено извещение о проведении запроса котировок в электронной форме на выполнение работ по разработке генерального плана и правил землепользования и застройки муниципального образования Чебеньковский сельсовет Оренбургского района Оренбургской области (извещение N 0853500000323005905).
Начальная (максимальная) цена контракта составила 7 300 000,00 рублей.
В соответствии с протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 12.07.2023 N ИЗК1 по окончании срока подачи заявок подана только одна заявка на участие в закупке - ООО "РКЦ" с предложением по цене контракта - 7 200 000,00 рублей, заявка признана соответствующей требованиям.
17.07.2023 между министерством архитектуры и пространственно-градостроительного развития Оренбургской области и Обществом с ограниченной ответственностью "Региональный кадастровый центр" заключен государственный контракт N 31 на выполнение работ по разработке генерального плана и правил землепользования и застройки муниципального образования Чебеньковский сельсовет Оренбургского района Оренбургской области (реестровый номер контракта 2561023766623000006).
В соответствии с п. 1.1 контракта по настоящему Контракту Подрядчик обязуется принять на себя обязательства и выполнить работы по разработке проекта генерального плана и правил землепользования и застройки муниципального образования Чебеньковский сельсовет Оренбургского района Оренбургской области в соответствии с условиями настоящего Контракта.
Согласно п. 1.2 контракта Подрядчик обязан выполнить работы в соответствии с техническим заданием (Приложение N 1 к Контракту), графиком выполнения работ (Приложение N 2 к Контракту), заданиями на инженерные изыскания (Приложения N 3, 4 к Контракту) и другими требованиями к выполнению работ, являющихся предметом Контракта, которые определены Приложениями N 1,2,3,4 к настоящему Контракту.
В силу п. 1.3 контракта Заказчик обязуется обеспечить приемку работ в порядке, установленном настоящим Контрактом, и оплатить выполненные Подрядчиком работы в соответствии с условиями Контракта.
Пунктом 1.5 контракта предусмотрено, что срок выполнения работ по Контракту, в том числе этапам Контракта устанавливается в соответствии с графиком выполнения работ (Приложение N 2 к Контракту).
Особенности приемки результатов работ предусмотрены разделом 3 контракта "Порядок и срок сдачи, приемки работ".
Раздел 4 контракта регламентирует права и обязанности сторон.
В частности, пунктом 4.1.1 контракта установлено, что Подрядчик обязан Принять на себя обязательства в соответствии с техническим заданием (Приложение N 1 к Контракту), графиком выполнения работ (Приложение N 2 к Контракту), заданиями на инженерные изыскания (Приложения N 3, 4 к Контракту) и другими требованиями к выполнению работ, являющихся предметом Контракта (этапа Контракта), которые определены Приложениями N 1,2,3,4 и выполнить работы по разработке проекта генерального плана и правил землепользования и застройки муниципального образования Чебеньковский сельсовет Оренбургского района Оренбургской области.
Согласно п. 4.1.2 контракта Подрядчик обязан передать Заказчику результат работ, предусмотренных Контрактом (этапом Контракта), соответствующего качества согласно требованиям к настоящему Контракту.
В силу п. 4.2.1 контракта Подрядчик имеет право получать от Заказчика разъяснения по всем вопросам, возникающим в ходе выполнения работ, и любую дополнительную информацию, необходимую для выполнения своих обязательств по настоящему Контракту или отдельного этапа Контракта. Требования Подрядчика предъявляются в письменном виде.
Из положений п. 4.2.3 контракта следует, что Подрядчик вправе требовать от Заказчика произвести приемку выполненных работ по Контракту или отдельному этапу исполнения Контракта в порядке и в сроки, предусмотренные настоящим Контрактом.
В соответствии с п. 4.3.1 контракта Заказчик обязуется обеспечить своевременную приемку результатов работ, предусмотренных Контрактом или отдельным этапом Контракта, в соответствии техническим заданием (Приложение N 1 к Контракту), графиком выполнения работ (Приложение N 2 к Контракту), заданиями на инженерные изыскания (Приложения N 3, 4 к Контракту) и другими требованиями к выполнению работ, являющихся предметом Контракта, которые определены Приложениями N 1, 2, 3, 4 настоящего Контракта.
Пунктом 4.3.5 предусмотрено, что Заказчик обязан оказывать содействие Подрядчику в ходе выполнения им работ по вопросам, непосредственно связанным с предметом Контракта, решение которых возможно только при участии Заказчика, в случае если для решения этих вопросов, требуется содействие Заказчика.
Согласно п. 4.4. контракта Заказчик вправе осуществлять контроль за выполнением работ, их надлежащим качеством. Получать от Подрядчика устные и письменные объяснения о ходе исполнения обязательств по настоящему Контракту (этапу Контракта).
В силу п. 4.4.3 контракта Заказчик вправе требовать от Подрядчика своевременного устранения недостатков, выявленных как в ходе приемки результатов работ, предусмотренных Контрактом или отдельным этапом Контракта.
В соответствии с п. 4.4.4 контракта Заказчик имеет право требовать от Подрядчика полного и своевременного исполнения обязательств по Контракту (этапу Контракта) надлежащего качества.
Приложением N 2 к контракту установлен график выполнения работ:
График выполнения работ по разработке проекта генерального плана и правил землепользования и застройки муниципального образования Чебеньковский сельсовет Оренбургского района Оренбургской области выполняется в один этап, который включает: | |||
Описание порядка выполнения работ. Ориентировочные сроки выполнения работ, начиная с даты заключения контракта. |
Сбор исходных данных и предпроектный анализ - подготовка топографической съемки - сбор исходных данных - представление отчета об инженерных изысканиях |
Не позднее 11.09.2023 с даты заключения контракта |
7 200 000 руб. - стоимость работ по разработке проекта генерального плана "Чебеньковский сельсовет"
|
Разработка Проекта генерального плана "Чебеньковский сельсовет" - разработка и согласование проекта с министерством архитектуры и пространственно-градостроительного развития Оренбургской области. Устранение замечаний (при наличии) |
Не позднее 29.09.2023 с даты заключения контракта |
||
- Согласования проекта генерального плана муниципального образования "Чебеньковский сельсовет" в соответствии с нормами ГрК РФ - Согласования проекта генерального плана муниципального образования "Чебеньковский сельсовет" в соответствии с нормами ГрК РФ** - Разработка концепции правил землепользования и застройки (ПЗЗ) муниципального образования "Чебеньковский сельсовет" с министерством архитектуры и пространственно-градостроительного развития Оренбургской области -Устранение замечаний (при наличии)* |
Не позднее 01.11.2023 с даты заключения контракта |
||
Публичные слушания или общественные обсуждения проекта генерального плана "Чебеньковский сельсовет" и правил землепользования и застройки - Публичные слушания или общественные обсуждения проекта генерального плана "Чебеньковский сельсовет" - Публичные слушания или общественные обсуждения проекта правил землепользования и застройки (ПЗЗ) муниципального образования "Чебеньковский сельсовет" - Устранение замечаний (при наличии)* |
Не позднее 04.12.2023 с даты заключения контракта |
В материалы дела ООО "РКЦ" представлена обширная переписка сторон, переписка Общества с государственными и муниципальными органами по сбору исходных данных, заключения экспертов по результатам работ, договоры с субподрядчиками, сведения об исполнении и оплате обозначенных договоров, которые, по мнению Подрядчика, являются подтверждением направленных на исполнение контракта мер и добросовестности Общества.
В частности, из письменных пояснений Общества и представленных документов следует, что в соответствии с п. 4.1.15 контракта Подрядчик представил Заказчику результаты выполненных работ по этапам 1-3 графика в сроки, указанные в графике выполнения работ (приложение N 2 к контракту), а именно:
1) результаты работ по 1 этапу графика - комплексным инженерным изысканиям (геодезические изыскания масштаба 1:2000 и 1:5000 на территорию Чебеньковского сельсовета, а также геологические, гидрометеорологические, экологические и археологические изыскания на территорию земельного участка с кадастровым номером 56:21:2508001:149), - переданы Заказчику письмом от 11.09.2023 N 897.
Замечания по результатам проведенных инженерных изысканий направлены Заказчиком в адрес Подрядчика 29.09.2023 г. (письмо N36-01/1899-исх). Замечания были устранены Подрядчиком и сданы повторно Заказчику письмом от 04.10.2023 N 1007 в срок, установленный Заказчиком для исправления замечаний.
Представитель Общества отметил, что ответ от Заказчика о принятии результатов работ по первому этапу графика (геодезическим изысканиям масштаба 1:2000 и 1:5000 на территорию Чебеньковского сельсовета, а также геологическим, гидрометеорологическим, экологическим и археологическим изысканиям на территорию земельного участка с кадастровым номером 56:21:2508001:149) не поступил до настоящего времени.
2) результаты работ по 2 этапу графика - проект Генерального плана Чебеньковского сельсовета, - переданы Заказчику письмом от 18.09.2023 N 930.
Замечания по проекту Генерального плана направлены Заказчиком письмом от 29.09.2023 N 36-01/1893-исх. Подрядчиком устранены указанные замечания, доработанный проект Генерального плана передан Заказчику письмами от 16.10.2023 N 1051, от 18.10.2023 N1070;
3) результаты работ по 3 этапу графика - проект ПЗЗ Чебеньковского сельсовета, - переданы Заказчику письмом от 27.10.2023 N 1123.
В результате проверки полученных сведений Заказчиком неоднократно выявлялись замечания, в частности:
- письмом от 25.10.2023 N 36-01/2116-исх - устранены Подрядчиком, результаты работ (проекты Генерального плана и ПЗЗ, материалы для загрузки на сайт Федеральной государственной информационной системы территориального планирования переданы Заказчику письмом от 27.10.2023 N 1123;
- письмом от 09.11.2023 N 36-01/2232-исх - устранены Подрядчиком, результаты работ (проекты Генерального плана и ПЗЗ, материалы для загрузки на ФГИС ТП) переданы Заказчику письмом от 20.11.2023 N 1206;
- письмом от 04.12.2023 N 36-01-2427-исх - устранены Подрядчиком, результаты работ (проекты Генерального плана и ПЗЗ, материалы для загрузки на ФГИС ТП) переданы Заказчику с приложением досудебной претензии от 11.12.2023 N 1305.
Положениями рассматриваемого контракта предусмотрена электронная приемка результатов работ. Так, в соответствии с п. 3.8 контракта оформление и подписание документов о приемке осуществляется в электронной форме в единой информационной системе в соответствии с положениями статьи 94 Федерального Закона N 44-ФЗ.
Согласно материалам дела и данным с сайта ЕИС Подрядчиком 04.12.2023 10:24:09 (МСК) посредством функционала ЕИС сформирован документ о приемке (счет-фактура N 424 от 14.12.2023) на сумму 7 200 000,00 рублей.
Заказчиком 08.12.2023 15:31 (МСК) отказано в приемке выполненных работ. Согласно мотивированному отказу (письмо от 08.12.2023 N 36-01/2461-исх) материалы, представленные ООО "РКЦ" письмом от 21.11.2023 N 36-01/2326, содержат замечания, согласно которым представленный проект Генерального плана муниципального образования Чебеньковский сельсовет Оренбургского района Оренбургской области не соответствует требованиям технического задания (приложение N 1 к Контракту), нормам Градостроительного кодекса Российской Федерации, Земельного кодекса Российской Федерации, Закону Оренбургской области от 16.03.2007 N 1037/233-IV- ОЗ "О градостроительной деятельности на территории Оренбургской области", Постановлению Правительства Оренбургской области от 25.04.2023 N 411-пп "Об утверждении положения о реализации органом исполнительной власти Оренбургской области отдельных полномочий в области градостроительной деятельности, перераспределенных Законом Оренбургской области "О перераспределении отдельных полномочий в области градостроительной деятельности между органами местного самоуправления сельских поселений Оренбургского района Оренбургской области, органами местного самоуправления муниципального образования Оренбургский район Оренбургской области и органом государственной власти Оренбургской области", Приказу Минрегиона РФ от 26.05.2011 N 244 "Об утверждении Методических рекомендаций по разработке проектов генеральных планов поселений и городских округов".
В материалы дела также представлено уведомление о ненадлежащем исполнении обязательств по контракту от 04.12.2023 N 36-01/2427-исх, направленное в адрес ООО "РКЦ", согласно которому в проекте Генерального плана от 21.11.2023 Обществом частично устранены замечания, указанные в предыдущих письмах Заказчика. Вместе с тем согласование Заказчиком проекта Генерального плана муниципального образования Чебеньковский сельсовет Оренбургского района Оренбургской области для дальнейшего размещения в Федеральной государственной информационной системы территориального планирования с целью его согласования в соответствии с требованиями ст. 25 ГрК РФ не представляется возможным. В связи с отсутствием согласованного Заказчиком проекта Генерального плана, с учетом положений которого должны быть разработаны правила землепользования и застройки, концепция правил землепользования и застройки муниципального образования Чебеньковский сельсовет Оренбургского района Оренбургской области согласованию не подлежит.
Частью 8 статьи 95 Закона о контрактной системе установлено, что расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
В соответствии с ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств при условии, если это было предусмотрено контрактом.
В силу п. 7.2 контракта расторжение Контракта допускается по соглашению Сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа Стороны Контракта от исполнения Контракта в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, а также в случае неисполнения, просрочки исполнения, либо ненадлежащего исполнения Подрядчиком условий Контракта, в том числе:
- в случае нарушения Подрядчиком сроков выполнения работ более чем на 5 (пять) рабочих дней;
- в случае выполнения Подрядчиком работ ненадлежащего качества;
- в случае установления факта проведения ликвидации Подрядчика - юридического лица или наличия решения арбитражного суда о признании Подрядчика банкротом и открытии в отношении него конкурсного производства;
- в случае неустранения Подрядчиком недостатков, выявленных в ходе исполнения Контракта (этапа Контракта), или невозможности их устранения;
- по основаниям, предусмотренным ст. 451 Гражданского кодекса Российской Федерации;
- по иным основаниям, предусмотренным действующим законодательством Российской Федерации.
В силу п. 7.3 контракта расторжение Контракта влечет за собой прекращение обязательств Сторон по Контракту, но не освобождает от ответственности за неисполнение контрактных обязательств, которые имели место до расторжения Контракта.
Согласно ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
С учетом требований ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
05.12.2023 в связи с тем, что ООО "РКЦ" нарушены условия контракта, на основании ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе, п. 7.2 контракта Заказчиком было принято решение об одностороннем отказе (исх. N 36-01/2433-исх от 05.12.2023) от исполнения государственного контракта N 31 от 17.07.2023.
05.12.2023 13:25 (МСК) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта было размещено Заказчиком в Единой информационной системе (Решение об одностороннем отказе N 36-01/2433-исх от 05.12.2023). Поставщиком Получено 05.12.2023 13:25 (МСК).
Частью 14 статьи 95 Закона о контрактной системе установлено Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 настоящей статьи. Данное правило не применяется в случае повторного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, которые в соответствии с гражданским законодательством являются основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.
Согласно части 14.1. статьи 95 Закона о контрактной системе в случае отмены заказчиком в соответствии с настоящим Федеральным законом не вступившего в силу решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, размещенного в единой информационной системе в соответствии с частью 12.1 настоящей статьи, заказчик не позднее одного дня, следующего за днем такой отмены, формирует с использованием единой информационной системы извещение об отмене решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое извещение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое извещение не размещается на официальном сайте.
При расторжении контракта Министерством соблюдена процедура, предусмотренная положениями ст. 95 Закона о контрактной системе.
Таким образом, учитывая положения ч. 12.1, ч. 13, ч. 14 ст. 95 Закона о контрактной системе, односторонний отказ Заказчика от исполнения контракта вступил в силу 18.12.2023.
Следовательно, на дату заседания Инспекции Оренбургского УФАС России решение Заказчика об одностороннем отказе от исполнения Контракта считается вступившим в силу.
Согласно ч. 16 ст. 95 Закона о контрактной системе информация о поставщике (подрядчике, исполнителе), с которым контракт был расторгнут, в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта, включается в установленном настоящим Федеральным законом порядке в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
В соответствии с ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
Порядок рассмотрения обращения о включении информации об участнике закупки в реестр недобросовестных поставщиков и ведения реестра такого реестра определен Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 (далее - Постановление N 1078).
Согласно ч. 7 ст. 104 Закона о контрактной системе, а также п. 13 Постановления N 1078, уполномоченный орган осуществляет проверку информации и документов, указанных в пунктах 6 - 8 настоящих Правил, на наличие фактов, подтверждающих недобросовестность поставщика (подрядчика, исполнителя), не позднее 5 рабочих дней с даты их поступления.
Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования отношений, определенных в общих положениях законодательства в сфере закупок, по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере закупок, следовательно, является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
Основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) является только такое действие лица, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе.
Согласно правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, сформированной Определением от 19.02.2015 N 301-КГ15-632 по делу N А29-3152/2014, при рассмотрении вопроса о законности решения о включении или невключении лица в реестр недобросовестных поставщиков нельзя ограничиться только формальной констатацией ненадлежащего исполнения хозяйствующим субъектом тех или иных нормативных требований без выяснения и оценки всех фактических обстоятельств дела в совокупности и взаимосвязи. При принятии решения о включении в реестр недобросовестных поставщиков нельзя ограничиваться формальной позицией, поэтому по делу подлежат установлению обстоятельства недобросовестного поведения поставщика.
Принцип эффективного правосудия предполагает возможность превентивной судебной защиты субъекта гражданского оборота от действий, создающих угрозу нарушения его прав (абзац третий статьи 12 ГК РФ), то есть допускает активную правовую охрану интересов такого субъекта от еще не состоявшихся, но потенциально неизбежных последствий.
Кроме того, в соответствии с п. 8.2 контракта неурегулированные споры между Сторонами рассматриваются в Арбитражном суде Оренбургской области в порядке, установленном Законодательством Российской Федерации. Следовательно, стороны, заключившие настоящий контракт, предусмотрели право судебной защиты своих прав в рамках его исполнения.
Согласно данным с сайта https://kad.arbitr.ru/ на дату заседания Инспекции Оренбургского УФАС России Арбитражным судом Оренбургской области рассматривается дело об обжаловании решения Заказчика от 05.12.2023 об одностороннем отказе от исполнения контракта (дело А47-20636/2023).
Включение лица в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) невозможно без установления его вины, выраженной в сознательном уклонении от исполнения контракта.
Инспекцией Оренбургского УФАС России приняты во внимание следующие обстоятельства.
Представитель Заказчика отмечал, что результатом исполнения контракта является разработка генерального плана и правил землепользования и застройки муниципального образования Чебеньковский сельсовет Оренбургского района Оренбургской области. Вместе с тем фактически цель закупки достигнута не была, работы выполнены не были.
Принимая решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, Заказчик указал на неисполнение Подрядчиком принятых на себя обязательств.
Инспекцией Оренбургского УФАС России отмечается, что согласно пункту 3 части 1 статьи 94 Закона о контрактной системе исполнение контракта включает в себя следующий комплекс мер, реализуемых после заключения контракта и направленных на достижение целей осуществления закупки путем взаимодействия заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в соответствии с гражданским законодательством и настоящим Федеральным законом, в том числе: взаимодействие заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) при изменении, расторжении контракта в соответствии со статьей 95 настоящего Федерального закона, применении мер ответственности и совершении иных действий в случае нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) или заказчиком условий контракта. При привлечении лица к публично-правовой ответственности государственным органом должна быть установлена вина этого лица в нарушении закона.
Конституционный Суд Российской Федерации в своих судебных актах неоднократно указывал, что применяемые государственными органами санкции, в том числе штрафного характера, должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, в том числе соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционно защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения (Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 30.07.2001 N 13-П, от 21.11.2002 N 15-П).
При рассмотрении вопроса о наличии оснований для включения ООО "РКЦ" в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), с которым контракт был расторгнут в связи с односторонним отказом Заказчика от исполнения контракта, антимонопольный орган обязан не только убедиться в наличии оснований для расторжения контракта и соблюдении порядка его расторжения заказчиком, но и установить недобросовестный характер действий поставщика (подрядчика, исполнителя), что предполагает отсутствие у последнего реального намерения заключить и исполнить контракт надлежащим образом и в согласованные сроки.
Как следует из документов, представленных на заседание Инспекции, ООО "РКЦ" предпринимало меры, направленные на исполнение настоящего контракта.
Таким образом, учитывая представленные материалы дела, пояснения сторон, Инспекция Оренбургского УФАС России, принимая во внимание правомерность заявленных Заказчиком доводов, приходит к выводу, что представленные материалы дела однозначно не свидетельствуют о недобросовестности действий Подрядчика, являющейся безусловным основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
На основании вышеизложенного, Инспекция Оренбургского УФАС России, руководствуясь Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)", ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе,
РЕШИЛА:
В удовлетворении требований министерства архитектуры и пространственно-градостроительного развития Оренбургской области (N 015350000040000001 от 19.12.2023, вх. Оренбургского УФАС России N 9471/23 от 20.12.2023) о включении в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) сведений в отношении Общества с ограниченной ответственностью "Региональный кадастровый центр" (ИНН: 5611035905) в связи с расторжением контракта на основании одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта на выполнение работ по разработке генерального плана и правил землепользования и застройки муниципального образования Чебеньковский сельсовет Оренбургского района Оренбургской области (извещение N 0853500000323005905) отказать.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение 3-х месяцев со дня его вынесения.
Председатель Инспекции
Члены Инспекции
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области от 25 декабря 2023 г. N 056/10/104-1330/2023 (ключевые темы: исполнение контракта - односторонний отказ - реестр недобросовестных поставщиков - правила землепользования и застройки - подрядчик)
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 27.12.2023