Комиссия Карачаево-Черкесского УФАС России по контролю в сфере контрактной системы (далее - Комиссия) в составе:
в отсутствие представителя Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Карачаево-Черкесской Республике (далее - Заказчик);
в отсутствие представителя общества с ограниченной ответственностью "ИНТРА" (далее - Исполнитель, ООО "ИНТРА"),
надлежащим образом извещенных уведомлением N АК/2742/23 от 21.12.2023, в том числе публично, путем размещения в единой информационной системе информации рассмотрение обращения о включении в Реестр недобросовестных поставщиков сведения в отношении ООО "ИНТРА", и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Карачаево-Черкесское УФАС России (далее - Управление) 20.12.2023 поступило обращение Заказчика о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений в отношении ООО "ИНТРА" в связи с расторжением государственного контракта от 13.03.2023 N 02791000003230000070001 на выполнение работ по обеспечению инвалидов туторами нижних конечностей в 2023 году.
В соответствии с ч. 4 ст. 104 Закона о контрактной системе заказчик либо уполномоченный орган или уполномоченное учреждение, наделенные полномочиями в соответствии со ст. 26 Закона о контрактной системе, направляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, обращение о включении информации об участнике закупки или о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков в срок, предусмотренный п. "б" п. 2 ч. 6 ст. 51, п. "в" п. 4 ч. 14 ст. 73, ч. 16 и 22.2 ст. 95 Закона о контрактной системе.
Уведомлением от 21.12.2023 N АК/2742/23, рассмотрение дела назначено на 26.12.2023 на 15 часов 00 минут, которым ООО "ИНТРА" необходимо представить письменные объяснения по факту неисполнения обязательств по государственному контракту от 13.03.2023 N 02791000003230000070001 на выполнение работ по обеспечению инвалидов туторами нижних конечностей в 2023 году.
ООО "ИНТРА" в адрес Управления не направило объяснения по факту неисполнения обязательств по государственному.
В результате рассмотрения обращения о включении в Реестр недобросовестных поставщиков ООО "ИНТРА" и осуществления в соответствии с ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия Управления, установила следующее.
1) 16.02.2023 в 14:59 ч. Заказчиком на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок Российской Федерации (www.zakupki.gov.ru) (далее - ЕИС) размещено извещение о проведении электронного аукциона от 16.02.2023 N 0279100000323000007" (далее - закупка, электронный аукцион).
2) Начальная (максимальная) цена контракта составляет 685 570,00 рублей.
3) В соответствии с протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 01.03.2023 заявка участника закупки с идентификационным номером N 113610138 признана соответствующей требованиям извещения о проведении закупки и Закона о контрактной системе.
По результатам проведения закупки между Заказчиком и ООО "ИНТРА" был заключен государственный контракт от 13.03.2023 N 02791000003230000070001 "Выполнение работ по обеспечению инвалидов туторами нижних конечностей в 2023 году" (далее - Контракт) на сумму 246 805,20.
Согласно п. 4.1 Исполнитель обязуется выполнить работы, являющиеся предметом настоящего Контракта, в течение следующего срока: со дня получения от Заказчика реестра получателей, до 01.12.2023 года.
По состоянию на 29.11.2023 по контракту работа выполнена не в полном объеме. В соответствии с п. 5.1.7 контракта Заказчику не направлялась информация о ходе исполнения своих обязательств, в том числе о сложностях, возникающих при исполнении контракта. Информация о невозможности выдачи изделия получателям, в от числе по причине смерти, переезда отказа получателя и иным причинам.
В рамках исполнения контракта, Отделением Фонда был направлен запрос о ходе исполнения контракта ООО "ИНТРА", а также было установлено, что получатели не были обеспечены изделиями по контракту.
По состоянию на 01.12.2023 ООО "ИНТРА" не предоставила информацию об объемах выполненных работ, переговоров с получателями.
Установлено, что на 01.12.2023 включенные в реестр получатели, не обеспечены изделиями на сумму 95 299,20 рублей.
Выше изложенное подтверждает факт ненадлежащего исполнения Исполнителем обязательств, предусмотренных п.п. 2.1, 5.1 контракта.
В силу ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации (далее - ГК РФ) для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
На основании п.п. 12.6, 12.8 расторжение Контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда или в случае одностороннего отказа стороны Контракта от исполнения Контракта в соответствии с гражданским законодательством в порядке, предусмотренном ч. 8 - 23 ст. 95 Закона о контрактной системе.
В случае принятия Заказчиком предусмотренного ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, Заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени Заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе.
В соответствии со ст. 715 ГК РФ Заказчик вправе отказаться от исполнения договора подряда в следующих случаях:
- если подрядчик не приступает своевременно к исполнению договора подряда или выполняет работу настолько медленно, что окончание ее к сроку становится явно невозможным, заказчик вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения убытков;
- если во время выполнения работы станет очевидным, что она не будет выполнена надлежащим образом, заказчик вправе назначить подрядчику разумный срок для устранения недостатков и при неисполнении подрядчиком в назначенный срок этого требования отказаться от договора подряда либо поручить исправление работ другому лицу за счет подрядчика, а также потребовать возмещение убытков.
Согласно абз. 4 п. 2 ст. 450 ГК РФ определено, что существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора.
В соответствии с п. 3 ст. 723 ГК РФ если отступления в работе от условий договора подряда или иные недостатки результата работы в установленный заказчиком разумный срок не были устранены либо являются существенными и неустранимыми, заказчик вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения причиненных убытков.
Комиссией Управления установлено, что 06.12.2023 Заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В соответствии с ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Комиссия Управления приходит к выводу о том, что Заказчик надлежащим образом исполнил свои обязанности по информированию поставщика об одностороннем отказе от исполнения контракта. Таким образом, в соответствии с требованиями ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе решение об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в законную силу, и контракт считается расторгнутым 18.12.2023.
Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с ч. 10 ст. 95 Закона о контрактной системе. Данное правило не применяется в случае повторного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, которые в соответствии с гражданским законодательством являются основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта (ч. 14 ст. 95 Закона о контрактной системе).
Однако, до вступления решения в силу ООО "ИНТРА" не выполнены обязательства по Контракту.
В соответствии с ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
Как следует из определений Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17 сентября 2012 года N ВАС-11617/12 и от 12 июля 2013 года N ВАС-8371/13, реестр недобросовестных поставщиков является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры размещения государственного заказа обязательств. Включение сведений о лице в реестр недобросовестных поставщиков существу является санкцией за недобросовестное поведение данного лица.
Данная мера связана с возложением на нарушителя негативных последствий, наличие в свободном доступе информации о лице как о ненадежном поставщике (подрядчике, исполнителе), ненадлежащим образом, исполнившим принятое на себя обязательство и, как следствие, подрыв деловой репутации и возможное уменьшение будущем количества заключенных сделок, а также выгоды от осуществления предпринимательской деятельности.
Согласно ч. 1 ст. 401 ГК РФ лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.
Если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств (ч. 3 ст. 401 ГК РФ).
Требование чрезвычайности подразумевает исключительность рассматриваемого обстоятельства, наступление которого не является обычным в конкретных условиях.
Если иное не предусмотрено законом, обстоятельство признается непредотвратимым, если любой участник гражданского оборота, осуществляющий аналогичную с должником деятельность, не мог бы избежать наступления этого обстоятельства или его последствий.
Не могут быть признаны непреодолимой силой обстоятельства, наступление которых зависело от воли или действий стороны обязательства, например, отсутствие у должника необходимых денежных средств, нарушение обязательств его контрагентами, неправомерные действия его представителей.
Указанная позиция изложена в п. 8 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2016 N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств".
Также, по мнению Верховного суда РФ, под чрезвычайностью понимается исключительность, выход за пределы "нормального", обыденного, необычайность для тех или иных жизненных условий, что не относится к жизненному риску и не может быть учтено ни при каких обстоятельствах. Чрезвычайный характер непреодолимой силы не допускает квалификации в качестве таковой любого жизненного факта, ее отличие от случая в том, что она имеет в основе объективную, а не субъективную непредотвратимость (определение Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2015 года N 306-ЭС14-7853 по делу N А65-29455/2013).
Доказательства, свидетельствующие о невозможности ООО "ИНТРА" поставить товар, оказать услуги в соответствии с условиями Контракта, либо доказательства того, что невозможность исполнения Контракта стала следствием непреодолимой силы, противоправных действий третьих лиц, ООО "ИНТРА" не представлены Заказчику ни при исполнении Контракта, ни на обозрение Комиссии Управления.
При этом, участие лиц в государственных и муниципальных закупках, проводимых в рамках Закона о контрактной системе, является добровольным, следовательно, прежде чем подать заявку на участие в такой закупке и принять участие в ее проведении, лицо должно оценить свои возможности по исполнению контракта, а также проанализировать наличие у него необходимых ресурсов для исполнения контракта, в случае, если данное лицо будет признано победителем закупки.
ООО "ИНТРА", подав заявку на участие в закупке, согласился с условиями извещения о проведении закупки и проектом контракта, заключило Контракт, следовательно, взяло на себя определенные обязательства, которые должно исполнять надлежащим образом и в соответствии с условиями Контракта.
Исполнителем нарушены п. 2.1, п. 5.1 Контракта, которыми определен порядок оказания услуг. Работа выполнена не в полном объеме, информация, объясняющая невыполнение работ по Контракту, Заказчику направлена не была.
Действия ООО "ИНТРА", не исполнившего обязательства по Контракту, образует существенное нарушение условий Контракта, поскольку Заказчик лишился того, на что рассчитывал при размещении закупки и заключении Контракта.
В связи с вышеизложенным, не выполнения работ в полном объеме ООО "ИНТРА", приведшему к неисполнению Контракта, усматривается недобросовестный и виновный характер, поскольку не обусловлено наличием обстоятельств непреодолимой силы, действиями третьих лиц или иными причинами, объективно препятствующими исполнению ООО "ИНТРА" своих обязательств надлежащим образом.
Таким образом, на основании ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе сведения, представленные Заказчиком, в отношении ООО "ИНТРА" подлежат включению в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Комиссия Управления, руководствуясь ч. 15 ст. 99, ст. 104 Закона о контрактной системе и Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации",
РЕШИЛА:
1. Сведения, представленные Заказчиком, в отношении ООО "ИНТРА" (111399, г. Москва, Муниципальный округ Перово; ул. Мартеновская, д 5, пом. 1, ком. 3, оф. 12А, ОГРН 1227700150864; ИНН 7720863500), и о лице, исполняющем функции единоличного исполнительного органа ООО "ИНТРА" (генеральный директор) Размаховой Елене Сергеевне (ИНН: 332403873249) подлежат включению сроком на 2 (два) года в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
2. Датой включения сведений в отношении ООО "ИНТРА" и о лице, исполняющем функции единоличного исполнительного органа ООО "ИНТРА" (генеральный директор) Размаховой Елене Сергеевне (ИНН: 332403873249) в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) считать дату размещения указанных сведений в единой информационной системе в сфере закупок.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Карачаево-Черкесской Республике от 26 декабря 2023 г. N РНП 09-25
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 28.12.2023