Комиссия Омского УФАС России по контролю в сфере закупок на территории Омской области (далее - Комиссия) в составе:
Зефирова А.Н. - начальника отдела контроля закупок, заместителя председателя Комиссии;
Алексиной А.П. - главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок, члена Комиссии,
Миняевой А.О. - заместителя начальника отдела контроля закупок, члена Комиссии;
рассмотрев представленное казенным учреждением Омской области "Социальная защита" (далее - КУОО "Социальная защита", учреждение, заказчик) обращение об обществе с ограниченной ответственностью "Статус-М" (далее - ООО "Статус-М", общество, подрядчик) для включения в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - Реестр) в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта N Ф.2023.032 от 31.07.2023 (далее - контракт), заключенного по результатам осуществления закупки в форме электронного аукциона "Выполнение работ по капитальному ремонту внутреннего пожарного водопровода в административном здании, расположенном по адресу г. Омск, ул. Яковлева, д. 6 (Реестровый номер 23.33.1082)" (извещение N 0152200004723001039) (далее - закупка, электронный аукцион), размещенной уполномоченным органом - Главным управлением контрактной системы Омской области,
при участии посредством видео-конференц-связи представителей:
заказчика - <_>,
уполномоченного органа - <_>,
общества - <_>
УСТАНОВИЛА:
1. В соответствии с частями 2 и 4 статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон о контрактной системе), Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)" от 30.06.2021 N 1078 (далее - Правила) в Омское УФАС России с использованием единой информационной системы заказчиком 13.12.2023 было направлено (вх. N 11812-ЭП/23) обращение о включении информации о подрядчике в Реестр с приложением решения об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Из представленных материалов и информации следует, что 14.06.2023 на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок (далее - официальный сайт ЕИС) уполномоченным органом было размещено извещение о проведении электронного аукциона N 0152200004723001039 об осуществлении закупки с начальной (максимальной) ценой контракта 1 696 389,80 руб. (идентификационный код закупки 232550324391555030100100480024322243).
Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 18.07.2023 заявка единственного участника закупки признана соответствующей требованиям извещения об осуществлении закупки.
Согласно информации, размещенной на официальном сайте в ЕИС, 31.07.2023 между учреждением и обществом был заключен контракт с ценой 1 696 389,80 руб. (номер реестровой записи контракта 2550324391523000042).
27.11.2023 заказчиком на официальном сайте ЕИС сформировано решение об одностороннем отказе от исполнения контракта (исх. N 23/580) с приложением решения в виде электронного документа.
В обращении заказчика датой расторжения контракта указано 08.12.2023, информация о расторжении контракта в этот же день размещена на официальном сайте ЕИС в разделе "Реестр контрактов".
2. В результате осуществления проверки одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта Комиссия считает, что информация об обществе с ограниченной ответственностью "Статус-М" подлежит включению в Реестр, исходя из следующего.
Частью 1 статьи 2 Федерального закона о контрактной системе предусмотрено, что законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из такого закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 такого закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать данному закону.
На основании пункта 8 части 1 статьи 42 Федерального закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее информацию о сроке исполнения контракта (отдельных этапов исполнения контракта, если проектом контракта предусмотрены такие этапы).
Согласно части 1 статьи 34 Федерального закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением, документацией о закупке, заявкой участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с данным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение, документация о закупке, заявка не предусмотрены.
В соответствии с пунктом 1 статьи 432 ГК РФ договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора.
Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.
К отдельным видам договора подряда (бытовой подряд, строительный подряд, подряд на выполнение проектных и изыскательских работ, подрядные работы для государственных нужд) положения, предусмотренные данным параграфом, применяются, если иное не установлено правилами такого Кодекса об этих видах договоров (пункт 2 статьи 702 ГК РФ).
В силу пункта 1 статьи 708 ГК РФ в договоре подряда указываются начальный и конечный сроки выполнения работы. По согласованию между сторонами в договоре могут быть предусмотрены также сроки завершения отдельных этапов работы (промежуточные сроки).
Если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не предусмотрено договором, подрядчик несет ответственность за нарушение как начального и конечного, так и промежуточных сроков выполнения работы.
Согласно пункту 1 статьи 718 Гражданского кодекса Российской Федерации заказчик обязан в случаях, в объеме и в порядке, предусмотренных договором подряда, оказывать подрядчику содействие в выполнении работы.
При неисполнении заказчиком этой обязанности подрядчик вправе требовать возмещения причиненных убытков, включая дополнительные издержки, вызванные простоем, либо перенесения сроков исполнения работы, либо увеличения указанной в договоре цены работы.
Согласно пункту 1 статьи 763 ГК РФ подрядные строительные работы (статья 740), проектные и изыскательские работы (статья 758), предназначенные для удовлетворения государственных или муниципальных нужд, осуществляются на основе государственного или муниципального контракта на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд.
Также пунктом 1 статьи 740 ГК РФ предусмотрено, что по договору строительного подряда подрядчик обязуется в установленный договором срок построить по заданию заказчика определенный объект либо выполнить иные строительные работы, а заказчик обязуется создать подрядчику необходимые условия для выполнения работ, принять их результат и уплатить обусловленную цену.
Таким образом, условие о сроках выполнения работы является существенным для договора подряда, в том числе для договора строительного подряда.
Согласно пунктам 1.1-1.4 контракта установлено следующее:
"1.1. Подрядчик обязуется по заданию Заказчика в установленный настоящим контрактом срок выполнить предусмотренные рабочей документацией (далее - проектная документация) работы по капитальному ремонту внутреннего пожарного водопровода в административном здании, расположенном по адресу г. Омск, ул. Яковлева, д. 6 (далее соответственно - работы, объект) и сдать их результат Заказчику, а Заказчик обязуется принять результат работ и оплатить его в соответствии с настоящим контрактом.
1.2. Работы по настоящему контракту, если иное не предусмотрено настоящим контрактом, выполняются Подрядчиком, его иждивением - из его материалов (товаров), его силами и средствами, в объеме, определенном ведомостью объемов конструктивных решений (элементов) и комплексов (видов) работ (Приложение N 1 к настоящему контракту).
1.3. Место выполнения работ: Российская Федерация, г. Омск, ул. Яковлева, д. 6.
1.4. Срок выполнения работ: начало срока выполнения работ - дата заключения настоящего контракта. Окончание срока выполнения работ - не позднее 15 сентября 2023 года".
14.09.2023 между заказчиком и обществом заключено дополнительное соглашение N 1 к контракту, согласно которому срок исполнения контракта продлен на 31 календарный день (по 16 октября 2023 года включительно).
В силу пункта 1.2 дополнительного соглашения N 1 контракту пункт 1.4. контракта изложен в следующей редакции:
"Срок выполнения работ: начало срока выполнения работ - дата заключения настоящего контракта. Окончание срока выполнения работ - не позднее 16 октября 2023 года".
В соответствии с пунктом 2 статьи 715 ГК РФ если подрядчик не приступает своевременно к исполнению договора подряда или выполняет работу настолько медленно, что окончание ее к сроку становится явно невозможным, заказчик вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения убытков.
Статьей 309 ГК РФ установлено, что обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных таким Кодексом, другими законами или иными правовыми актами (пункт 1 статья 310 ГК РФ).
На основании пункта 2 статьи 450.1 ГК РФ в случае одностороннего отказа от договора (исполнения договора) полностью или частично, если такой отказ допускается, договор считается расторгнутым или измененным.
В силу пункта 1 части 14 статьи 34 Федерального закона о контрактной системе в контракт может быть включено условие о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии с положениями частей 8 - 11, 13 - 19, 21 - 23 и 25 статьи 95 такого закона.
Согласно части 8 статьи 95 Федерального закона о контрактной системе расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
Частью 9 статьи 95 Федерального закона о контрактной системе установлено, что заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным ГК РФ для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Пунктом 12.7 контракта было предусмотрено условие о том, что расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда или в связи с односторонним отказом стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
Порядок расторжения контракта при принятии заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта регламентирован частью 12.1 статьи 95 Федерального закона о контрактной системе.
В соответствии с указанной статьей в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 данной статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 такого закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 данной части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 такой части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Комиссией установлено, что принятое заказчиком решение об одностороннем отказе от исполнения контракта 27.11.2023 в 13:48 час. (МСК) было сформировано с использованием официального сайта ЕИС, подписано усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещено в ЕИС.
Частью 13 статьи 95 Федерального закона о контрактной системе регламентировано, что решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В соответствии с требованием части 14 статьи 95 Федерального закона о контрактной системе заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 такой статьи. Данное правило не применяется в случае повторного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, которые в соответствии с гражданским законодательством являются основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.
Датой поступления обществу решения об одностороннем отказе от исполнения контракта и его надлежащим уведомлением на основании сведений вкладки "решение об одностороннем отказе" реестра контрактов признается 27.11.2023 в 13:48 час. (МСК).
Из информации, представленной заказчиком, а также информации, размещенной на официальном сайте ЕИС, следует, что ранее учреждением уже принималось решение об одностороннем отказе от исполнения контракта в связи с тем, что подрядчиком до 16.10.2023 принятые на себя обязательства не исполнены, работы по капитальному ремонту внутреннего пожарного водопровода в административном здании, расположенном по адресу г. Омск, ул. Яковлева, д. 6 (решение от 17.10.2023), которое впоследствии было отменено КУОО "Социальная защита" (извещение от 27.10.2023 об отмене решения об одностороннем отказе от исполнения контракта).
С учетом изложенного, в силу части 14 статьи 95 Федерального закона о контрактной системе данное решение не могло быть отменено заказчиком.
Соответственно на основании частей 13 и 14 статьи 95 Федерального закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступило в силу и контракт считается расторгнутым (с учетом положений статей 191 и 193 Гражданского кодекса Российской Федерации, выходных и праздничных дней) с 08.12.2023, информация о расторжении контракта размещена на официальном сайте ЕИС 08.12.2023.
Таким образом, заказчиком полностью исполнены требования частей 12.1 и 13 статьи 95 Федерального закона о контрактной системе относительно порядка надлежащего уведомления поставщика об одностороннем отказе от исполнения контракта.
3. В силу части 2 статьи 104 Федерального закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
Согласно пункту 3 раздела II Правил обращение о включении информации об участнике закупки в реестр направляется в срок, предусмотренный частью 4 статьи 104 Федерального закона о контрактной системе.
В соответствии с частью 4 статьи 104 Федерального закона о контрактной системе заказчик либо уполномоченный орган или уполномоченное учреждение, наделенные полномочиями в соответствии со статьей 26 такого закона, направляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, обращение о включении информации об участнике закупки или о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков в срок, предусмотренный подпунктом "б" пункта 2 части 6 статьи 51, подпунктом "в" пункта 4 части 14 статьи 73, частями 16 и 22.2 статьи 95 данного закона, или не позднее двух рабочих дней, следующих за днем поступления заказчику решения суда о расторжении контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта.
На основании части 16 статьи 95 Федерального закона о контрактной системе заказчик не позднее двух рабочих дней, следующих за днем вступления в силу решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, направляет в соответствии с порядком, предусмотренным пунктом 1 части 10 статьи 104 данного закона, обращение о включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
На основании подпункта "а" пункта 13 Правил не позднее 5 рабочих дней со дня, следующего за днем поступления обращения, орган контроля рассматривает обращение, проводит проверку содержащихся в обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки либо о расторжении контракта по решению суда или об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта.
В соответствии с разъяснениями Конституционного Суда Российской Федерации, изложенными в постановлениях от 30.07.2001 N 13-П и от 21.11.2002 N 15-П, меры государственного принуждения должны применяться с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств. Применяемые государственными органами санкции, в том числе штрафного характера должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционно защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения.
Таким образом, при рассмотрении вопроса о включении сведений об участнике закупки, поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков антимонопольный орган не должен ограничиваться формальным установлением факта нарушения закона и обязан исследовать все обстоятельства дела, дав оценку обстоятельствам, свидетельствующим направленности действий поставщика (подрядчика, исполнителя) на несоблюдение условий контракта или уклонение от его исполнения. Включение сведений о поставщике (подрядчике, исполнителе) в Реестр является исключительной мерой ответственности за недобросовестное поведение поставщика (подрядчика, исполнителя).
В соответствии с пунктом 15 Правил орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр в следующих случаях:
а) если при рассмотрении обращения, направленного в связи с расторжением контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, и при проведении проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 Правил:
выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе;
заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;
поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие:
принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта;
надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, в том числе в связи с мобилизацией в Российской Федерации, введением санкций и (или) мер ограничительного характера. К таким обстоятельствам не относится отказ поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта по причине введения санкций и (или) мер ограничительного характера в отношении заказчика;
б) если при рассмотрении обращения, направленного в связи с расторжением контракта в случае одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта, и при проведении проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 Правил, заказчиком не представлены информация и документы, подтверждающие отсутствие оснований для одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта.
Включение информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр является исключительной мерой ответственности за недобросовестное поведение поставщика (подрядчика, исполнителя).
В соответствии с пунктами "г" и "д" пункта 9 Правил:
г) орган контроля размещает (за исключением случаев, предусмотренных подпунктами "е" и "ж" настоящего пункта) не позднее одного рабочего дня со дня, следующего за днем поступления обращения в соответствии с подпунктом "в" настоящего пункта, информацию о проведении внеплановой проверки в реестре, предусмотренном частью 21 статьи 99 Федерального закона;
д) не позднее трех часов с момента размещения информации в соответствии с подпунктом "г" настоящего пункта заказчику, участнику закупки (если основанием для направления обращения является уклонение участника закупки от заключения контракта), поставщику (подрядчику, исполнителю) с использованием единой информационной системы автоматически направляется уведомление о размещении такой информации в реестре, предусмотренном частью 21 статьи 99 Федерального закона. Такое уведомление считается надлежащим уведомлением заказчика, участника закупки, поставщика (подрядчика, исполнителя) о месте, дате и времени рассмотрения обращения и проведения проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил.
Информация о рассмотрении обращения и проведении внеплановой проверки была размещена в ЕИС 13.12.2023, следовательно, в силу подпункта "д" пункта 9 Правил поставщик считается надлежащим образом уведомленным о месте, дате и времени рассмотрения обращения заказчика.
Более того, Омским УФАС России 14.12.2023 было направлено (исх. N АЛ/7784/23) уведомление сторонам контракта о рассмотрении 20.12.2023 в 10 час. 40 мин. настоящего обращения заказчика, а также предложение о представлении в срок не позднее 18.12.2023:
- заказчику документальных доказательств неисполнения или ненадлежащего исполнения обществом обязательств, предусмотренных контрактом, послуживших основанием для принятия решения об одностороннем отказе от исполнения контракта,
- подрядчику письменных пояснений на обращение заказчика о включении информации в Реестр.
На указанное письмо в Омское УФАС России представлены заказчиком (вх. N 12100-ЭП/23 от 19.12.2023), обществом (вх. N 12099-ЭП/23 от 19.12.2023) запрашиваемые документы и информация.
Представленные заказчиком сведения о взаимодействии с обществом в рамках исполнения контракта, документальные доказательства ненадлежащего исполнения обязательств по контракту, послуживших основанием для принятия решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, а также вся имеющаяся переписка между сторонами свидетельствуют о следующем.
Как было отмечено ранее, окончание срока выполнения работ изначально было установлено контрактом не позднее 15 сентября 2023 года.
12.09.2023 общество письменно обратилось к заказчику (исх. N 93) о заключении дополнительного соглашения к контракту в части продления или установления нового срока исполнения обязательств по контракту, ссылаясь на то, что ООО "Статус-М" не имеет возможности указать конкретный день завершения работ, поскольку у поставщиков материала, необходимого для выполнения работ, нет конкретных сроков поставки и подрядчик не располагает информацией о сроках получения им такого материала.
В связи с указанным 14.09.2023 между заказчиком и обществом заключено дополнительное соглашение N 1 к контракту, согласно которому срок исполнения контракта продлен на 31 календарный день (по 16 октября 2023 года включительно).
29.09.2023 заказчиком в адрес общества направлено письмо (исх. N 23/485), в котором учреждением указано, что подрядчик не приступил к исполнению своих обязанностей по контракту, в связи с чем у КУОО "Социальная защита" имеются опасения относительно невыполнения ООО "Статус-М" в срок работ по контракту. Заказчиком указано на необходимость в срок, не превышающий 2 дней со дня получения письма предоставить информацию о начальном и конечном сроках выполнения работ, а также предоставить документы, подтверждающие приобретение у поставщиков необходимых товаров (материалов), используемых при выполнении работ, предусмотренных проектной документацией, в том числе о причинах задержки поставки вышеуказанных товаров (материалов).
Ответ на данное письмо подрядчиком в адрес заказчика не представлен.
В связи с тем, что работы по контракту подрядчиком не были выполнены, 17.10.2023 заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
26.10.2023 подрядчиком в адрес заказчика направлено письмо (вх N 23/1310 от 26.10.2023), согласно которому общество указало, что не отказывается от исполнения возложенных на него обязательств по контракту и готово продолжать выполнение работ, при этом гарантирует их окончание в срок не позднее 30.11.2023.
На основании указанного письма общества 27.10.2023 заказчиком принято решение об отмене решения об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Вместе с тем Комиссия отмечает следующее.
Как было отмечено ранее, частью 14 статьи 95 Федерального закона о контрактной системе установлено, что заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 такой статьи. Данное правило не применяется в случае повторного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, которые в соответствии с гражданским законодательством являются основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.
Комиссия усматривает в действиях заказчика, принявшего 27.10.2023 решение об отмене решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, нарушение части 14 статьи 95 Федерального закона о контрактной системе, поскольку ООО "Статус-М" не было устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения.
27.11.2023 заказчиком составлен протокол заседания комиссии в составе специалистов учреждения по приемке товаров (работ, услуг), поставляемых (выполняемых, оказываемых) по государственным контрактам, заключенным для нужд заказчика.
Согласно содержанию указанного протокола, объем выполненных подрядчиком работ не соответствует объему, указанному в контракте. Ориентировочно работы выполнены на 24%, фактически работы не завершены, документы приемки отсутствуют.
Также комиссия указала на невозможность проверить качество выполненных, поскольку невыполнение подрядчиком полного объема работ не позволяет провести пуско-наладочные работы.
Помимо указанного, специалистами заказчика был составлен Акт проведенной проверки выполнения условий контракта, датированный 27.11.2023, согласно которому работы подрядчиком не были выполнены в полном объеме, предусмотренном рабочей документацией.
Вместе с тем, учитывая, что по состоянию на 27.11.2023 общество принятые обязательства не исполнило, работы в полном объеме не выполнены, а также учитывая то обстоятельство, что подрядчик выполняет работы настолько медленно, что окончание их к сроку, указанному в письме общества (не позднее 30.11.2023) становится явно невозможным, заказчиком 27.11.2023 принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В силу части 14 статьи 95 Федерального закона о контрактной системе данное решение не могло быть отменено заказчиком, поскольку ранее заказчиком уже принималось решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Из пояснений общества следует, что нарушения в части нарушения сроков выполнения работ по контракту в его действиях отсутствуют, решение об одностороннем отказе от исполнения контракта ООО "Статус-М" считает неправомерным.
Обществом указывает, что им выполнены работы в полном соответствии с условиями контракта, технического задания и нормам пожарной безопасности.
Подрядчик указывает, что заказчиком нарушен порядок приемки работ.
В пояснениях обществом, в частности указано "Срок выполнения работ сторонами продлялся в связи с тем, что у поставщиков нет определённых сроков поставки необходимого для выполнения работ материала. Как сообщалось Заказчику в гарантийном письме N122 от 26.10.2023 года, Подрядчик гарантировал выполнение работ по капитальному ремонту внутреннего пожарного водопровода в административном здании объекта заказчика, в срок не позднее 30 ноября 2023 года. Чтобы не нарушить сроки выполнения работ, Подрядчиком приобреталось оборудование с существенным завышением цен (п.2 Локального сметного расчета), что подтверждает добросовестность Общества и готовность выполнить работы.
Несмотря на установленный Подрядчиком срок, Заказчик принял решение об одностороннем отказе от исполнения государственного контракта 27.11.2023 года. 30 ноября 2023 года Подрядчик уведомил на бумажном носителе Заказчика о завершении работ и о готовности всей необходимой в соответствии с законодательством Российской Федерации документации для приемки выполненных работ.
Заказчик отказался принимать уведомление о завершении работ, отказался осуществить приемку фактически выполненных работ, чем нарушил п.8.1 Контракта. Уведомление о завершении работ было направлено Заказчику в ЕИС. Заказчиком в ответ на уведомление в ЕИС направлено письмо от 08.12.2023 года о невозможности принять работы в связи с тем, что решение об одностороннем отказе от исполнения государственного контракта вступило в законную силу, а не в связи с невыполнением работ. В случае если Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения государственного контракта, Исполнителю должна в обязательном порядке быть предоставлена возможность исполнить обязательства по нему надлежащим образом, в том числе посредством исправления допущенных им нарушений".
Комиссия отмечает следующее.
В соответствии с частью 7 статьи 94 Федерального закона о контрактной системе приемка результатов отдельного этапа исполнения контракта, а также поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги осуществляется в порядке и в сроки, которые установлены контрактом, и оформляется документом о приемке, который подписывается заказчиком (в случае создания приемочной комиссии подписывается всеми членами приемочной комиссии и утверждается заказчиком), либо поставщику (подрядчику, исполнителю) в те же сроки заказчиком направляется в письменной форме мотивированный отказ от подписания такого документа. В случае привлечения заказчиком для проведения указанной экспертизы экспертов, экспертных организаций при принятии решения о приемке или об отказе в приемке результатов отдельного этапа исполнения контракта либо поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги заказчик, приемочная комиссия должны учитывать отраженные в заключении по результатам указанной экспертизы предложения экспертов, экспертных организаций, привлеченных для ее проведения.
Порядок приемки выполненных работ установлен разделом 8 контракта.
В частности пунктом 8.5 контракта установлено следующее:
"Приемка выполненных работ, а также оформление результатов такой приемки осуществляется в следующем порядке и в сроки:
8.5.1. Подрядчик в течение 5 рабочих дней со дня завершения выполнения работ формирует с использованием ЕИС, подписывает усиленной ЭП и размещает в ЕИС документ о приемке, который должен содержать информацию, предусмотренную пунктом 1 части 13 статьи 94 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
8.5.2. Заказчик в течение 20 рабочих дней, следующих за днем поступления документа о приемке в соответствии с пунктом 3 части 13 статьи 94 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Заказчик (за исключением случая создания приемочной комиссии) осуществляет одно из следующих действий:
а) подписывает усиленной ЭП лица, имеющего право действовать от имени Заказчика, и размещает в ЕИС документ о приемке;
б) формирует с использованием ЕИС, подписывает усиленной ЭП лица, имеющего право действовать от имени Заказчика, и размещает в ЕИС мотивированный отказ от подписания документа о приемке с указанием причин такого отказа.
8.5.3. В случае создания приемочной комиссии в течение 20 рабочих дней, следующих за днем поступления Заказчику документа о приемке:
а) члены приемочной комиссии подписывают усиленными ЭП поступивший документ о приемке или формируют с использованием ЕИС, подписывают усиленными ЭП мотивированный отказ от подписания документа о приемке с указанием причин такого отказа. При этом, если приемочная комиссия включает членов, не являющихся работниками Заказчика, допускается осуществлять подписание документа о приемке, составление мотивированного отказа от подписания документа о приемке, подписание такого отказа без использования усиленных ЭП и ЕИС;
б) после подписания членами приемочной комиссии документа о приемке или мотивированного отказа от подписания документа о приемке Заказчик подписывает документ о приемке или мотивированный отказ от подписания документа о приемке усиленной ЭП лица, имеющего право действовать от имени Заказчика, и размещает их в ЕИС. Если члены приемочной комиссии не использовали усиленные ЭП и ЕИС, Заказчик прилагает подписанные ими документы в форме электронных образов бумажных документов.
8.5.4. При приемке выполненных работ по объему Заказчик проверяет соответствие объема выполненных работ объему, указанному в документе о приемке, настоящем контракте".
При этом пунктом 8.4 контракта установлено: "Оформление документа о приемке результата выполненной работы осуществляется после предоставления Подрядчиком обеспечения гарантийных обязательств в порядке и сроки, установленные разделом 11 настоящего контракта".
В частности, пунктами 11.1 и 11.2 контракта установлено:
"11.1. Размер обеспечения гарантийных обязательств - 5% начальной (максимальной) цены контракта, что составляет 84 819,49 рублей.
11.2. При передаче результата выполнения работы Подрядчик обязан передать Заказчику документы, подтверждающие предоставление обеспечения гарантийных обязательств".
Комиссия установила, что не оспаривается представителями заказчика и подрядчика, обществом не был сформирован с использованием ЕИС и соответственно размещен в ЕИС документ о приемке.
Также заказчику документы, подтверждающие предоставление обеспечения гарантийных обязательств не предоставлялись.
Доказательств, подтверждающих выполнение ООО "Статус-М" работ в полном объеме обществом не представлено.
При этом подрядчик о приостановлении выполнения работ в соответствии со статьями 716, 719 и 743 ГК РФ заказчика не уведомлял.
Таким образом, Комиссия усматривает в действиях подрядчика направленность на несоблюдение условий контракта.
Имеющиеся в деле документы и сведения указывают на то, что ненадлежащее исполнение обязательств обществом повлекло невозможность достижения результата, на который рассчитывало КУОО "Социальная защита" при заключении контракта.
Заключая контракт, ООО "Статус-М" знало о характере и объемах необходимых к выполнению работ, обязано был проанализировать их характер с учетом требований специального законодательства, которые предъявляются к таким работам, возможные риски, влекущие для него правовые последствия, а также соразмерность работ и сроков, отведенных для их выполнения, надлежащим образом организовывать и обеспечивать своевременное и качественное решение задач, совершать другие действия, направленные на соблюдение срока выполнения работ.
Изложенные обстоятельства свидетельствуют о ненадлежащем исполнении подрядчиком обязательств, предусмотренных контрактом, а равно о наличии у заказчика оснований для одностороннего отказа от исполнения контракта.
Согласно пункту 1 статьи 401 ГК РФ лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.
На основании пункта 3 статьи 401 ГК РФ, если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств.
Сложившаяся правоприменительная практика относит к непреодолимой силе такие чрезвычайные события, как землетрясение, извержение вулкана, наводнение, засуха, ураган, цунами, сель, а также военные действия, эпидемии, крупномасштабные забастовки, техногенные аварии и другие обстоятельства, при наличии которых нормальный ход развития экономических и правовых отношений невозможен.
Они характеризуются внезапностью (непредсказуемостью или неопределённостью во времени наступления) и неоднозначностью последствий, могут вызвать человеческие жертвы и нанести материальный ущерб.
Следует учесть, что в соответствии с пунктом 8 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2016 N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств" требование чрезвычайности подразумевает исключительность рассматриваемого обстоятельства, наступление которого не является обычным в конкретных условиях.
Если иное не предусмотрено законом, обстоятельство признается непредотвратимым, если любой участник гражданского оборота, осуществляющий аналогичную с должником деятельность, не мог бы избежать наступления этого обстоятельства или его последствий.
Доказательств наличия у общества каких-либо обстоятельств, возникших вследствие непреодолимой силы и не позволивших ему исполнить надлежащим образом обязательства по контракту, в Омское УФАС России не представлено.
Комиссией также не выявлены обстоятельства, которые в соответствии с пунктом 15 Правил являются основанием для принятия решения об отказе во включении информации о подрядчике в Реестр.
Действуя в рамках заключенного контракта, подрядчик должен был осознавать то обстоятельство, что он вступил в правоотношения по расходованию публичных финансов, что требовало от него большей заботливости и осмотрительности при исполнении своих обязанностей.
Комиссия считает, что при указанных обстоятельствах информация об обществе с ограниченной ответственностью "Статус-М" подлежит включению в Реестр.
На основании изложенного, руководствуясь, частью 7 статьи 104, пунктом 2 части 15 статьи 99 Федерального закона о контрактной системе, Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078, Комиссия
Р Е Ш И Л А:
1. Включить в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) сроком на два года информацию:
- об обществе с ограниченной ответственностью "Статус-М" (644109, г. Омск, ул. Шакурова, д. 6, кв. 77), ИНН 5505214638, КПП 550501001;
- о директоре общества с ограниченной ответственностью "Статус-М" Моренко Константине Юрьевиче, ИНН 550512362136.
2. Признать в действия КУОО "Социальная защита" нарушение части 14 статьи 95 Федерального закона о контрактной системе.
3. Передать материалы обращения в Главное управление финансового контроля Омской области.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Заместитель председателя Комиссии
Члены Комиссии |
А.Н. Зефиров
А.П. Алексина
А.О. Миняева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области от 20 декабря 2023 г. N 055/10/104-1441/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 25.12.2023