Комиссия Омского УФАС России по контролю в сфере закупок на территории Омской области (далее - Комиссия) в составе:
"_" - заместителя руководителя управления, председателя Комиссии;
"_" - начальника отдела контроля закупок, заместителя председателя Комиссии;
"_" - заместителя начальника отдела контроля закупок, члена Комиссии,
рассмотрев жалобу общества с ограниченной ответственностью "Экодом" (далее - ООО "Экодом", общество, заявитель) на действия Департамента контрактной системы в сфере закупок Администрации города Омска (далее - уполномоченный орган) и бюджетного общеобразовательного учреждения города Омска "Средняя общеобразовательная школа N 134", бюджетного общеобразовательного учреждения города Омска "Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов N 73", бюджетного общеобразовательного учреждения города Омска "Средняя общеобразовательная школа N 118", бюджетного общеобразовательного учреждения города Омска "Инженерно-технологический лицей N 25" (далее - заказчики) при осуществлении закупки в форме открытого конкурса в электронной форме "Оказание услуг по организации горячего питания обучающихся 1-4 классов бюджетных общеобразовательных учреждений города Омска (Реестровый номер 12.1673.23)" (извещение N 0152300011923001670) (далее - конкурс, закупка),
в отсутствие представителей заказчиков и заявителя, надлежащим образом уведомленных о дате, времени и месте рассмотрения жалобы;
при участии посредством видео-конференц-связи представителя уполномоченного органа - "_" (доверенность N 3 от 26.06.2023)
У С Т А Н О В И Л А:
1. В Омское УФАС России из ФАС России поступила (вх. N 12070-ЭП/23 от 18.12.2023) жалоба заявителя на положения извещения об осуществлении закупки, нарушающие, по его мнению, требования Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон о контрактной системе).
2. Из материалов конкурса следует, что 28.11.2023 на официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт ЕИС) уполномоченным органом было размещено извещение об осуществлении закупки N 0152300011923001670 с максимальным значением цены контракта 18678241, 75 руб.
08.12.2023 размещены разъяснения положений извещения об осуществлении закупки.
Согласно протоколу рассмотрения и оценки вторых частей заявок на участие закупке от 18.12.2023 комиссией по осуществлению закупок принято решение о признании вторых частей заявок трех участников закупки соответствующими требованиям извещения об осуществлении закупки, а также осуществлена оценка заявок таких участников.
В указанную дату также размещен протокол подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), из которого следует, что победителем электронного конкурса признан участник, заявка на участие в закупке которого соответствовала требованиям, и который предложил лучшие условия исполнения контракта на основе критериев, установленных в извещении об осуществлении закупки (идентификационный номер заявки 115552518, индивидуальный предприниматель Костин Олег Владимирович).
3. В результате рассмотрения жалобы заявителя, представленных материалов и объяснений, проведения в соответствии с частью 15 статьи 99 Федерального закона о контрактной системе внеплановой проверки установлено следующее.
В жалобе дословно указано: "Учитывая установленные доп. требования в соответствии с позицией 33 раздела VI приложения к ПП РФ от 29.12.2021 N 2571, предусматривающие Наличие опыта исполнения участником закупки договора, предусматривающего оказание услуг общественного питания и (или) поставки пищевых продуктов.
Установленное заказчиком условие, ограничивающее оцениваемый опыт, создает необоснованное преимущество для участников закупки, имеющих опыт оказания услуг только в рамках контрактов (договоров), указанных заказчиком при этом не позволяет выявить лучшее предложение об исполнении контракта.
При установлении порядка оценки указанным выше образом Заказчиком нарушены ч. 8 ст. 32, п. 11 ч. 1 ст. 42 Закона о контрактной системе, п. 28. Положения об оценки заявок, утв. постановлением Правительства РФ от 31.12.2021 г. N 2604, что также содержит признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена ч. 4 ст. 7.30 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Следует отметить, что данный подход подтверждается и сложившейся практикой антимонопольных органов см., например: Решение Санкт-Петербургского УФАС России от 17.12.2021 по делу N 44-5829/21, Решение Санкт-Петербургского УФАС России от 24 декабря 2021 г. N 44-6057/21, Решение Московского УФАС России по делу N077/06/106-4421/2023 о нарушении законодательства о контрактной системе от 06.04.2023, Решение Самарского УФАС России от 14.04.2023 по жалобе N 172-15022-23/4, Решение Санкт-Петербургского УФАС России от 10.06.2022 по делу N 44-1713/22, Решение Санкт-Петербургского УФАС России от 24.09.2021 по делу N 44-4498/21, Решение Санкт-Петербургского УФАС России от 14.09.2021 по делу N 44-4202/21, Решение Самарского УФАС России по жалобам ИП Тожибаева З.П., ИП Князевой О.Н., ООО "ТРАНСКОМПЛЕКС-К, ООО "РБЕ" от 10.03.2023 г. , 74-10228-23/4, 69-10228-23/4, Решение ФАС России от 30.11.2021 по делу N 28/06/105-1543/2021, Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области от 19 апреля 2023 г. N 182-10228-23/4).
В п. 4 письма ФАС России от 8 декабря 2021 г. N МШ/105064/21 также отмечается, что установление условия о подтверждении опыта контрактами (договорами) с определенной инфраструктурной принадлежностью, является неправомерным и ограничивает конкуренцию.
В этой связи сопоставимый характер принимаемых к оценке договоров не соответствует п.28, 31 Постановления Правительства РФ от 31.12.2021 N 2604 "Об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, внесении изменений в пункт 4 постановления Правительства Российской Федерации от 20 декабря 2021 г. N 2369 и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации".
По мнению Заявителя положения порядки оценки составлены ненадлежащим образом и могут повлечь за собой ограничение количества участников закупки, что нарушает п.11 ч.1 ст.42, ч.8 ст.32 Закона о контрактной системе, что содержит признаки состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.1.4 ст.7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Заказчиком установлены неправомерные требования формирования документации, ограничивающие конкуренцию, в нарушение требований ч.1 ст.3 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", ч.6 ст.31 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" от 05.04.2013 N 44-ФЗ".
В соответствии со статьей 2 Федерального закона о контрактной системе законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок) основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.
В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, Президент Российской Федерации, Правительство Российской Федерации, федеральные органы исполнительной власти, Государственная корпорация по атомной энергии "Росатом", Государственная корпорация по космической деятельности "Роскосмос" вправе принимать нормативные правовые акты, регулирующие отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона (далее - нормативные правовые акты о контрактной системе в сфере закупок).
Согласно статье 6 Федерального закона о контрактной системе контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок.
Контрактная система направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем) (часть 1 статьи 8 Федерального закона о контрактной системе).
В силу части 2 статьи 8 Федерального закона о контрактной системе конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
При этом частью 1 статьи 12 Федерального закона о контрактной системе установлено, что государственные органы, органы управления государственными внебюджетными фондами, муниципальные органы, казенные учреждения, иные юридические лица в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, при планировании и осуществлении закупок должны исходить из необходимости достижения заданных результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд.
В соответствии со статьей 34 Бюджетного кодекса Российской Федерации одним из принципов бюджетной системы Российской Федерации является эффективность использования бюджетных средств, согласно которому при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств (экономности) и (или) достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств (результативности).
В соответствии с частями 1, 2 и 4 статьи 24 Федерального закона о контрактной системе заказчики при осуществлении закупок применяют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - конкурентные способы) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя)
Конкурентным способом является, в том числе конкурс (открытый конкурс в электронной форме (далее - электронный конкурс), закрытый конкурс, закрытый конкурс в электронной форме (далее - закрытый электронный конкурс).
Победителем конкурса признается участник закупки, который предложил лучшие условия исполнения контракта и заявка на участие в закупке которого соответствует требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке).
Согласно частям 1, 4 и 8 статьи 32 Федерального закона о контрактной системе для оценки заявок участников закупки заказчик использует следующие критерии:
1) цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги;
2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;
3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
В извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) заказчик обязан указать используемые при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) критерии и их величины значимости. При этом количество используемых при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) критериев, за исключением случаев проведения аукциона, должно быть не менее чем два, одним из которых является цена контракта или сумма цен единиц товара, работы, услуги. Не указанные в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) критерии и их величины значимости не могут применяться для целей оценки заявок.
Порядок оценки заявок участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации. Заказчик для целей оценки заявок участников закупки в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены регулируемые цены (тарифы) на товары, работы, услуги, вправе не использовать критерии, указанные в пунктах 1 и 2 части 1 настоящей статьи.
Пунктом 11 части 1 статьи 42 Федерального закона о контрактной системе предусмотрено, что при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее критерии оценки заявок на участие в конкурсах, величины значимости этих критериев в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсах в соответствии с настоящим Федеральным законом (пункт 4 части 2 статьи 42 Федерального закона о контрактной системе).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2021 N 2604 "Об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, внесении изменений в пункт 4 постановления Правительства Российской Федерации от 20 декабря 2021 г. N 2369 и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" утверждено Положение об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Положение об оценке заявок, постановление Правительства Российской Федерации от 31.12.2021 N 2604).
Положение об оценке заявок устанавливает порядок оценки заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее соответственно - закупка, заявки), предельные величины значимости критериев оценки заявок, а также требования к форме документа, предусмотренного пунктом 4 части 2 статьи 42 Федерального закона о контрактной системе, согласно приложению N 1 (пункт 1 Положения об оценке заявок).
Согласно пунктам 3, 24, 25, 26, подпунктам "а", "б", "в", "г" пункта 28 Положения об оценке заявок для оценки заявок в соответствии с настоящим Положением применяются следующие критерии оценки:
а) цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги;
б) расходы;
в) характеристики объекта закупки;
г) квалификация участников закупки.
Для оценки заявок по критерию оценки "квалификация участников закупки" могут применяться, если иное не предусмотрено настоящим Положением, один или несколько из следующих показателей оценки:
а) наличие у участников закупки финансовых ресурсов;
б) наличие у участников закупки на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов;
в) наличие у участников закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта;
г) наличие у участников закупки деловой репутации;
д) наличие у участников закупки специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Для оценки заявок по показателям оценки, предусмотренным пунктом 24 настоящего Положения, применяются детализирующие показатели.
Оценка заявок по критерию оценки "квалификация участников закупки" осуществляется с учетом требований настоящего раздела в порядке, установленном пунктами 20 - 23 раздела IV настоящего Положения для оценки заявок по критерию оценки "характеристики объекта закупки".
В случае применения показателя оценки, предусмотренного подпунктом "в" пункта 24 настоящего Положения:
- применяются один или несколько из следующих детализирующих показателей оценки:
общая цена исполненных участником закупки договоров;
общее количество исполненных участником закупки договоров;
наибольшая цена одного из исполненных участником закупки договоров;
- документом, предусмотренным приложением N 1 к настоящему Положению:
устанавливается предмет договора (договоров), оцениваемого по каждому детализирующему показателю, сопоставимый с предметом контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя);
устанавливается перечень документов, подтверждающих наличие у участника закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта, в том числе исполненный договор (договоры), акт (акты) приемки поставленного товара, выполненных работ, оказанных услуг, составленные при исполнении такого договора (договоров);
может быть установлено положение о принятии к оценке исключительно исполненного договора (договоров), при исполнении которого поставщиком (подрядчиком, исполнителем) исполнены требования об уплате неустоек (штрафов, пеней) (в случае начисления неустоек);
последний акт, составленный при исполнении договора и предусмотренный абзацем третьим подпункта "в" настоящего пункта, должен быть подписан не ранее чем за 5 лет до даты окончания срока подачи заявок.
Комиссией установлено, что в составе извещения об осуществлении закупки размещен электронный документ "Порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе".
Пунктом 4 Порядка рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе установлен критерий "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов на праве собственности или ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации".
В рамках данного критерия предусмотрен показатель: "Наличие у участников закупки опыта работы, связанного с предметом контракта".
При этом для показателя "Наличие у участников закупки опыта работы, связанного с предметом контракта" установлен детализирующий показатель: "общая цена исполненных участником закупки договоров".
Порядком рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе установлена формула оценки:
где:
Хmax - максимальное значение характеристики, содержащееся в заявках (частях заявок), подлежащих в соответствии с Федеральным законом N 44-ФЗ оценке по критерию оценки;
Хi - значение характеристики, содержащееся в предложении участника закупки, заявка (часть заявки) которого подлежит в соответствии с Федеральным законом N 44-ФЗ оценке по критерию оценки;
Хmin - минимальное значение характеристики, содержащееся в заявках (частях заявок), подлежащих в соответствии с Федеральным законом N 44-ФЗ оценке по критерию оценки.
Порядком рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе также предусмотрено, что по критерию "Квалификация участников закупки" к оценке принимается исполненный договор (договоры) на оказание услуг по организации горячего питания.
По мнению Комиссии, установленный предмет принимаемых к оценке договоров в полной мере сопоставим с объектом закупки.
Вопреки утверждению заявителя, указанные положения извещения об осуществлении закупки не предъявляют требования к инфраструктурной принадлежности опыта участника закупки. Заявителем также не представлено доказательств, что установления такого предмета принимаемых к оценке договоров не позволяет выявить лучшие условия исполнения контракта.
Из содержания Положения об оценке заявок следует, что заказчик самостоятельно выбирает критерии и порядок их оценки (в том числе формулу расчета) с учетом специфики планируемой закупки, которые, по его мнению, позволят определить по результатам конкурса квалифицированных исполнителей*(1).
Необходимо также учитывать, что извещение об осуществлении закупки не содержит такого основания для отказа претендентам в допуске к участию в проводимом конкурсе как отсутствие опыта оказания услуг по предмету закупки. Отсутствие опыта не является основанием для отстранения участника закупки от участия в конкурсе. В рассматриваемом случае закупка осуществляется путем проведения открытого конкурса в электронной форме, при котором победителем признается участник, предложивший лучшие условия исполнения контракта, что определяется на стадии оценки заявок, а не при их подаче. Возможность проиграть в конкурсе, не набрав нужное количество баллов не может расцениваться как ограничение доступа к участию в закупке.
В данной части Комиссия также учитывает следующее.
В силу части 1 статьи 105 Федерального закона о контрактной системе при проведении конкурентных способов, при осуществлении закупки товара у единственного поставщика в электронной форме на сумму, предусмотренную частью 12 статьи 93 настоящего Федерального закона, участник закупки в соответствии с законодательством Российской Федерации имеет право обжаловать в судебном порядке или в порядке, установленном настоящей главой, в контрольный орган в сфере закупок действия (бездействие) субъекта (субъектов) контроля, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки. При этом обжалование действий (бездействия) субъекта (субъектов) контроля в порядке, установленном настоящей главой, не является препятствием для обжалования таких действий (бездействия) в судебном порядке.
Участник закупки, подавший жалобу, вправе представить для рассмотрения жалобы по существу информацию и документы, подтверждающие обоснованность доводов жалобы (часть 4 статьи 106 Федерального закона о контрактной системе).
Согласно позиции Верховного суда Российской Федерации, изложенной в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1 (2020), утвержденной Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 10.06.2020, механизм защиты прав участников закупки в административном порядке путем рассмотрения их жалоб контрольным органом в сфере закупок, установленный главой 6 Федерального закона о контрактной системе, должен применяться в случаях действительных, а не мнимых нарушений прав и законных интересов участников закупки и не должен создавать предпосылки для нарушения публичных интересов.
Заявителем не было представлено доказательств, подтверждающих обоснованность доводов жалобы, а равно доказательств нарушения его прав и законных интересов, заявитель участие в закупке не принимал (к жалобе договоры, которые общество планировало представить к оценке, приложены не были).
Без приведенных обстоятельств не представляется возможным сделать однозначный вывод о том, могли ли быть нарушены права общества, ограничил ли конкуренцию оспариваемый критерий оценки заявок, а также были ли предоставлены кому-либо преимущественные условия при рассмотрении и оценке заявок.
Комиссией учтено, что на участие в закупки было подано три заявки, которые были рассмотрены и оценены в соответствии с требованиями извещения об осуществлении закупки.
Таким образом, в действиях субъектов контроля нарушений в обжалуемой части не установлено, в связи с чем доводы жалобы признаны необоснованными.
На основании вышеизложенного, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Федерального закона о контрактной системе, Комиссия
Р Е Ш И Л А:
Признать необоснованной жалобу общества с ограниченной ответственностью "Экодом" на действия Департамента контрактной системы в сфере закупок Администрации города Омска и бюджетного общеобразовательного учреждения города Омска "Средняя общеобразовательная школа N 134", бюджетного общеобразовательного учреждения города Омска "Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов N 73", бюджетного общеобразовательного учреждения города Омска "Средняя общеобразовательная школа N 118", бюджетного общеобразовательного учреждения города Омска "Инженерно-технологический лицей N 25" при осуществлении закупки в форме открытого конкурса в электронной форме "Оказание услуг по организации горячего питания обучающихся 1-4 классов бюджетных общеобразовательных учреждений города Омска (Реестровый номер 12.1673.23)" (извещение N 0152300011923001670).
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии
Заместитель председателя Комиссии
Член Комиссии |
"_"
"_"
"_" |
-------------------------------------------
*(1) См. письма Минфина России от 25.02.2022 N 24-06-06/13415, от 30.05.2023 N 24-06-09/49516
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области от 25 декабря 2023 г. N 055/06/106-1453/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 27.12.2023