Комиссия Омского УФАС России по контролю в сфере закупок на территории Омской области (далее - Комиссия) в составе:
Шмаковой Т.П. - заместителя руководителя управления, председателя Комиссии;
Алексиной А.П. - главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок, члена Комиссии,
Курленко Е.С. - главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок, члена Комиссии;
рассмотрев обращение, направленное Администрацией Одесского муниципального района Омской области (далее - Администрация, заказчик) о включении информации об обществе с ограниченной ответственностью "ГеоПроектКадастр" (далее - ООО "ГеоПроектКадастр", общество, подрядчик) в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - Реестр) в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта N 2023.0000155 от 02.06.2023, заключенного по результатам осуществления закупки в форме электронного аукциона "Выполнение комплексных кадастровых работ на территории Одесского муниципального района Омской области в границах кадастровых кварталов NN 55:18:130101, 55:18:130102, 55:18:130108, 55:18:140101, 55:18:170101 (Реестровый номер 23.34.0728)" (извещение N 0152200004723000680) (далее - закупка, электронный аукцион, контракт), размещенной Главным управлением контрактной системы Омской области (далее - уполномоченный орган),
при участии посредством видео-конференц-связи представителей:
заказчика - <_> (доверенность N 101 от 21.12.2023),
уполномоченного органа - <_> (доверенность N 151 от 31.01.2023),
общества - <_>, генерального директора, <_> (доверенность от 19.12.2023),
слушателя - <_>,
УСТАНОВИЛА:
1. В соответствии с частями 2 и 4 статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон о контрактной системе), Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)" от 30.06.2021 N 1078 (далее - Правила) в Омское УФАС России с использованием единой информационной системы заказчиком 18.12.2023 было направлено (вх. N 12073-ЭП/23) обращение о включении информации о подрядчике в Реестр с приложением решения об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Из представленных материалов и информации следует, что 10.05.2023 на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок (далее - официальный сайт ЕИС) уполномоченным органом было размещено извещение о проведении электронного аукциона N 0152200004723000680 об осуществлении закупки с начальной (максимальной) ценой контракта 10204081,64 руб. (идентификационный код закупки 233552600006655260100100390017112244).
В соответствии с протоколом подачи ценовых предложений от 18.05.2023 ценовые предложения были поданы 12 участниками закупки из 18 поданных заявок, лучшее ценовое предложение в размере 1688189,42 руб. подано участником закупки с идентификационным номером заявки 155 (порядковый номер 1, присвоенный оператором).
Снижение начальной (максимальной) цены контракта составило 83,46 %.
Протокол подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 22.05.2023 свидетельствует о том, что победителем электронного аукциона признан участник, заявка на участие в закупке которого соответствовала требованиям, установленным в извещении о проведении электронного аукциона, и который предложил по результатам проведения процедуры подачи предложений о цене контракта наиболее низкую цену контракта (ООО "ГеоПроектКадастр").
Согласно информации, размещенной на официальном сайте в ЕИС, 02.06.2023 между заказчиком и ООО "ГеоПроектКадастр" был заключен контракт с ценой 1688189,42 руб.
04.12.2023 заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта (исх. N 305) в связи с неисполнением обществом обязательств, предусмотренных контрактом.
В обращении заказчика датой расторжения контракта указано 15.12.2023, информация о расторжении контракта размещена на официальном сайте ЕИС в разделе "Реестр контрактов" 18.12.2023.
2. В результате осуществления проверки одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта Комиссия считает, что информация об обществе с ограниченной ответственностью "ГеоПроектКадастр" подлежит включению в Реестр, исходя из следующего.
Частью 1 статьи 2 Федерального закона о контрактной системе предусмотрено, что законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из такого закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 такого закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать данному закону.
На основании пункта 8 части 1 статьи 42 Федерального закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее информацию о сроке исполнения контракта (отдельных этапов исполнения контракта, если проектом контракта предусмотрены такие этапы).
Согласно части 1 статьи 34 Федерального закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением, документацией о закупке, заявкой участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с данным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение, документация о закупке, заявка не предусмотрены.
В соответствии с пунктом 1 статьи 432 ГК РФ договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора.
Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.
К отдельным видам договора подряда (бытовой подряд, строительный подряд, подряд на выполнение проектных и изыскательских работ, подрядные работы для государственных нужд) положения, предусмотренные данным параграфом, применяются, если иное не установлено правилами такого Кодекса об этих видах договоров (пункт 2 статьи 702 ГК РФ).
В силу пункта 1 статьи 708 ГК РФ в договоре подряда указываются начальный и конечный сроки выполнения работы. По согласованию между сторонами в договоре могут быть предусмотрены также сроки завершения отдельных этапов работы (промежуточные сроки).
Если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не предусмотрено договором, подрядчик несет ответственность за нарушение как начального и конечного, так и промежуточных сроков выполнения работы.
В силу статьи 715 Гражданского кодекса Российской Федерации заказчик вправе во всякое время проверять ход и качество работы, выполняемой подрядчиком, не вмешиваясь в его деятельность.
Если подрядчик не приступает своевременно к исполнению договора подряда или выполняет работу настолько медленно, что окончание ее к сроку становится явно невозможным, заказчик вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения убытков.
Если во время выполнения работы станет очевидным, что она не будет выполнена надлежащим образом, заказчик вправе назначить подрядчику разумный срок для устранения недостатков и при неисполнении подрядчиком в назначенный срок этого требования отказаться от договора подряда либо поручить исправление работ другому лицу за счет подрядчика, а также потребовать возмещения убытков.
В соответствии со статьей 716 Гражданского кодекса Российской Федерации подрядчик обязан немедленно предупредить заказчика и до получения от него указаний приостановить работу при обнаружении:
непригодности или недоброкачественности предоставленных заказчиком материала, оборудования, технической документации или переданной для переработки (обработки) вещи;
возможных неблагоприятных для заказчика последствий выполнения его указаний о способе исполнения работы;
иных не зависящих от подрядчика обстоятельств, которые грозят годности или прочности результатов выполняемой работы либо создают невозможность ее завершения в срок.
Подрядчик, не предупредивший заказчика об обстоятельствах, указанных в пункте 1 настоящей статьи, либо продолживший работу, не дожидаясь истечения указанного в договоре срока, а при его отсутствии разумного срока для ответа на предупреждение или несмотря на своевременное указание заказчика о прекращении работы, не вправе при предъявлении к нему или им к заказчику соответствующих требований ссылаться на указанные обстоятельства.
Если заказчик, несмотря на своевременное и обоснованное предупреждение со стороны подрядчика об обстоятельствах, указанных в пункте 1 настоящей статьи, в разумный срок не заменит непригодные или недоброкачественные материал, оборудование, техническую документацию или переданную для переработки (обработки) вещь, не изменит указаний о способе выполнения работы или не примет других необходимых мер для устранения обстоятельств, грозящих ее годности, подрядчик вправе отказаться от исполнения договора подряда и потребовать возмещения причиненных его прекращением убытков.
Заказчик обязан в случаях, в объеме и в порядке, предусмотренных договором подряда, оказывать подрядчику содействие в выполнении работы (пункт 1 статьи 718 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Статьей 719 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что подрядчик вправе не приступать к работе, а начатую работу приостановить в случаях, когда нарушение заказчиком своих обязанностей по договору подряда, в частности непредоставление материала, оборудования, технической документации или подлежащей переработке (обработке) вещи, препятствует исполнению договора подрядчиком, а также при наличии обстоятельств, очевидно свидетельствующих о том, что исполнение указанных обязанностей не будет произведено в установленный срок (статья 328).
Если иное не предусмотрено договором подряда, подрядчик при наличии обстоятельств, указанных в пункте 1 настоящей статьи, вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения убытков.
Согласно пункту 1 статьи 763 ГК РФ подрядные строительные работы (статья 740), проектные и изыскательские работы (статья 758), предназначенные для удовлетворения государственных или муниципальных нужд, осуществляются на основе государственного или муниципального контракта на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд.
Также пунктом 1 статьи 740 ГК РФ предусмотрено, что по договору строительного подряда подрядчик обязуется в установленный договором срок построить по заданию заказчика определенный объект либо выполнить иные строительные работы, а заказчик обязуется создать подрядчику необходимые условия для выполнения работ, принять их результат и уплатить обусловленную цену.
Таким образом, условие о сроках выполнения работы является существенным для договора подряда.
Согласно пунктам 1.1-1.4 контракта:
"1.1. Подрядчик обязуется по заданию Заказчика выполнить комплексные кадастровые работы на территории Одесского муниципального района Омской области в границах кадастровых кварталов NN 55:18:130101, 55:18:130102, 55:18:130108, 55:18:140101, 55:18:170101 (далее - работы), а Заказчик обязуется принять выполненные работы и оплатить их в соответствии с настоящим Контрактом.
1.2. Работы по настоящему контракту выполняются Подрядчиком с использованием его товаров (материалов) в объеме и порядке, определенном Техническим заданием на Выполнение комплексных кадастровых работ на территории Одесского муниципального района Омской области в границах кадастровых кварталов NN 55:18:130101, 55:18:130102, 55:18:130108, 55:18:140101, 55:18:170101 (Приложение к настоящему контракту) (далее - Техническое задание).
1.3. Место выполнения работ - определяется Подрядчиком самостоятельно, с учетом Технического задания и места расположения объектов. Место расположения объектов: Омская область, Одесский район, кадастровые кварталы NN 55:18:130101, 55:18:130102, 55:18:130108, 55:18:140101, 55:18:170101. Результаты выполненных работ передаются Подрядчиком по адресу: 646860, Омская область, Одесский район, с. Одесское, ул. Ленина, д. 24.
1.4. Срок (график) выполнения работ: начало срока выполнения работ - с даты заключения контракта, окончание срока выполнения работ - не позднее 31 октября 2023 года".
Техническим заданием (приложение N 1 к контракту) установлен перечень нормативных правовых актов, в соответствии с требованиями которых необходимо было выполнить работы, определены задачи, цели, состав и содержание работ.
В соответствии с Техническим заданием задачами комплексных кадастровых работ являлось:
1) подготовить карты-планы территории (далее - КПТР), содержащие необходимые для внесения в ЕГРН сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, об объектах незавершенного строительства, расположенных в границах территории выполнения комплексных кадастровых работ в порядке, установленном Федеральным законом N 221-ФЗ и Федеральным законом N 218-ФЗ;
2) обеспечить представление КПТР в орган регистрации прав;
3) обеспечить внесение сведений, содержащихся в КПТР в ЕГРН.
Объем работ и основные требования к ним перечислены в разделе 4 Технического задания, которым предусмотрено следующее:
"Комплексные кадастровые работы выполняются на территории Одесского муниципального района Омской области в отношении всех объектов недвижимости, расположенных на территории кадастровых кварталов, в которых согласно сведениям ЕГРН расположено:
- N 55:18:130101
по сведениям ЕГРН 664 объекта недвижимости, из них 414 земельных участка, в том числе с границами 355 ед., 250 объектов капитального строительства, в том числе с границами 20 ед.
- N 55:18:130102
по сведениям ЕГРН 1306 объекта недвижимости, из них 830 земельных участка, в том числе с границами 711 ед., 476 объекта капитального строительства, в том числе с границами 49 ед.
- N 55:18:130108
по сведениям ЕГРН 627 объекта недвижимости, из них 386 земельных участка, в том числе с границами 327 ед., 241 объекта капитального строительства, в том числе с границами 26 ед.
- N 55:18:140101
по сведениям ЕГРН 879 объектов недвижимости, из них 477 земельных участка, в том числе с границами 358 ед., 402 объекта капитального строительства, в том числе с границами 13 ед.
- N 55:18:170101
по сведениям ЕГРН 1315 объектов недвижимости, из них 724 земельных участка, в том числе с границами 527 ед., 591 объекта капитального строительства, в том числе с границами 13 ед.".
Работы состояли из подготовительной стадии, а также 1, 2 и 3 стадиях.
Результатом выполнения комплексных кадастровых работ являлось внесение сведений в ЕГРН об объектах недвижимости, содержащихся в картах-планах территорий кадастровых кварталов NN 55:18:130101, 55:18:130102, 55:18:130108, 55:18:140101, 55:18:170101.
Исходя из пункта 1.4 контракта, подрядчик должен был выполнить работы по контракту в срок не позднее 31 октября 2023 года в объеме, определенном контрактом и техническим заданием к данному контракту, являющимся неотъемлемой его частью.
Статьей 309 ГК РФ установлено, что обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных таким Кодексом, другими законами или иными правовыми актами (пункт 1 статья 310 ГК РФ).
На основании пункта 2 статьи 450.1 ГК РФ в случае одностороннего отказа от договора (исполнения договора) полностью или частично, если такой отказ допускается, договор считается расторгнутым или измененным.
В силу пункта 1 части 14 статьи 34 Федерального закона о контрактной системе в контракт может быть включено условие о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии с положениями частей 8 - 11, 13 - 19, 21 - 23 и 25 статьи 95 такого закона.
Согласно части 8 статьи 95 Федерального закона о контрактной системе расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
Частью 9 статьи 95 Федерального закона о контрактной системе установлено, что заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным ГК РФ для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Пунктом 11.7 контракта было предусмотрено условие о том, что расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда или в связи с односторонним отказом стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
Также пунктами 6.1.1, 6.1.3 и 6.1.4 контракта были закреплены права заказчика:
- требовать от подрядчика:
надлежащего исполнения обязательств в соответствии с условиями настоящего контракта,
представления надлежащим образом оформленных документов, предусмотренных настоящим контрактом.
своевременного устранения выявленных недостатков (дефектов) выполненных работ.
- во всякое время осуществлять контроль за ходом и качеством выполнения работ, соблюдением сроков выполнения, не вмешиваясь при этом в деятельность Подрядчика.
- принять решение об одностороннем отказе от исполнения настоящего контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств.
Порядок расторжения контракта при принятии заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта регламентирован частью 12.1 статьи 95 Федерального закона о контрактной системе.
В соответствии с указанной статьей в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 данной статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 такого закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 данной части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 такой части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В связи с тем, что в обусловленный контрактом срок работы в полном объеме не были выполнены, результат работ не был сдан заказчику, последним было принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта от 04.12.2023 в связи с существенным нарушением подрядчиком условий данного контракта.
Принятое заказчиком решение об одностороннем отказе от исполнения контракта 04.12.2023 в 13:32 час. (МСК) было сформировано с использованием официального сайта ЕИС, подписано усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещено в ЕИС.
Частью 13 статьи 95 Федерального закона о контрактной системе регламентировано, что решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В соответствии с требованием части 14 статьи 95 Федерального закона о контрактной системе заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 такой статьи. Данное правило не применяется в случае повторного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, которые в соответствии с гражданским законодательством являются основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.
Датой поступления обществу решения об одностороннем отказе от исполнения контракта и его надлежащим уведомлением на основании сведений вкладки "решение об одностороннем отказе" реестра контрактов (реестровый номер контракта 3552600006623000021) признается 04.12.2023 в 13:32 час. (МСК) в соответствии с часовой зоной, в которой расположен такой подрядчик.
Таким образом, ООО "ГеоПроектКадастр" на основании статьи 193 ГК РФ, части 1 статьи 2, частей 13 и 14 статьи 95 Федерального закона о контрактной системе в период с 05.12.2023 по 14.12.2023 имело право устранить нарушения условий контракта, послужившие основанием для принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от его исполнения.
3. В силу части 2 статьи 104 Федерального закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
Согласно пункту 3 раздела II Правил обращение о включении информации об участнике закупки в реестр направляется в срок, предусмотренный частью 4 статьи 104 Федерального закона о контрактной системе.
В соответствии с частью 4 статьи 104 Федерального закона о контрактной системе заказчик либо уполномоченный орган или уполномоченное учреждение, наделенные полномочиями в соответствии со статьей 26 такого закона, направляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, обращение о включении информации об участнике закупки или о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков в срок, предусмотренный подпунктом "б" пункта 2 части 6 статьи 51, подпунктом "в" пункта 4 части 14 статьи 73, частями 16 и 22.2 статьи 95 данного закона, или не позднее двух рабочих дней, следующих за днем поступления заказчику решения суда о расторжении контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта.
На основании части 16 статьи 95 Федерального закона о контрактной системе заказчик не позднее двух рабочих дней, следующих за днем вступления в силу решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, направляет в соответствии с порядком, предусмотренным пунктом 1 части 10 статьи 104 данного закона, обращение о включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
В силу подпункта "а" пункта 13 Правил не позднее 5 рабочих дней со дня, следующего за днем поступления обращения, орган контроля рассматривает обращение, проводит проверку содержащихся в обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки либо о расторжении контракта по решению суда или об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта.
В соответствии с разъяснениями Конституционного Суда Российской Федерации, изложенными в постановлениях от 30.07.2001 N 13-П и от 21.11.2002 N 15-П, меры государственного принуждения должны применяться с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств. Применяемые государственными органами санкции, в том числе штрафного характера должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционно защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения.
Таким образом, при рассмотрении вопроса о включении сведений об участнике закупки, поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков антимонопольный орган не должен ограничиваться формальным установлением факта нарушения закона и обязан исследовать все обстоятельства дела, дав оценку обстоятельствам, свидетельствующим направленности действий поставщика (подрядчика, исполнителя) на несоблюдение условий контракта или уклонение от его исполнения. Включение сведений о поставщике (подрядчике, исполнителе) в Реестр является исключительной мерой ответственности за недобросовестное поведение поставщика (подрядчика, исполнителя).
В соответствии с пунктом 15 Правил орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр в следующих случаях:
а) если при рассмотрении обращения, направленного в связи с расторжением контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, и при проведении проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 Правил:
выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе;
заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;
поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие:
принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта;
надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, в том числе в связи с мобилизацией в Российской Федерации, введением санкций и (или) мер ограничительного характера. К таким обстоятельствам не относится отказ поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта по причине введения санкций и (или) мер ограничительного характера в отношении заказчика;
б) если при рассмотрении обращения, направленного в связи с расторжением контракта в случае одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта, и при проведении проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 Правил, заказчиком не представлены информация и документы, подтверждающие отсутствие оснований для одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта.
Включение информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр является исключительной мерой ответственности за недобросовестное поведение поставщика (подрядчика, исполнителя).
В соответствии с пунктами "г" и "д" пункта 9 Правил:
г) орган контроля размещает (за исключением случаев, предусмотренных подпунктами "е" и "ж" настоящего пункта) не позднее одного рабочего дня со дня, следующего за днем поступления обращения в соответствии с подпунктом "в" настоящего пункта, информацию о проведении внеплановой проверки в реестре, предусмотренном частью 21 статьи 99 Федерального закона;
д) не позднее трех часов с момента размещения информации в соответствии с подпунктом "г" настоящего пункта заказчику, участнику закупки (если основанием для направления обращения является уклонение участника закупки от заключения контракта), поставщику (подрядчику, исполнителю) с использованием единой информационной системы автоматически направляется уведомление о размещении такой информации в реестре, предусмотренном частью 21 статьи 99 Федерального закона. Такое уведомление считается надлежащим уведомлением заказчика, участника закупки, поставщика (подрядчика, исполнителя) о месте, дате и времени рассмотрения обращения и проведения проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил.
Информация о рассмотрении обращения и проведении внеплановой проверки была размещена в ЕИС 20.12.2023.
Более того, Омским УФАС России 19.12.2023 было направлено (исх. N АЛ/7922/23) уведомление сторонам контракта о рассмотрении 25.12.2023 в 15 час. 00 мин. настоящего обращения заказчика, а также предложение о представлении в срок не позднее 21.12.2023:
- заказчику документальных доказательств неисполнения или ненадлежащего исполнения обществом обязательств, предусмотренных контрактом, послуживших основанием для принятия решения об одностороннем отказе от исполнения контракта,
- подрядчику письменных пояснений на обращение заказчика о включении информации в Реестр.
На указанное письмо в Омское УФАС России представлены заказчиком (вх. N 12230-ЭП/23 от 21.12.2023), обществом (вх. N 12383-ЭП/23 от 25.12.2023) запрашиваемые документы и информация.
Представленные заказчиком сведения о взаимодействии с обществом в рамках исполнения контракта, вся имеющаяся переписка между сторонами, а также информация официального сайта ЕИС об исполнении контракта свидетельствуют о следующем.
09.06.2023 заказчиком в адрес общества направлено письмо (исх. N 1276), согласно которому администрация в ответ на письмо исполнителя (N 84 от 05.06.2023) направила в адрес подрядчика правила землепользования и застройки, карты градостроительного зонирования сельских поселений, в границах которых осуществляются комплексные кадастровые работы, ортофотопланы, проекты планировок территорий, проекты межеваний территорий кадастровых кварталов, кадастровые планы территорий кадастровых кварталов.
Заказчик проинформировал общество о том, что 06.06.2023 и 08.06.2023 Администрацией были направлены запросы в Росреестр о предоставлении документов и материалов государственного фонда данных, полученных в результате проведения землеустройства, а также адресного реестра.
04.07.2023 в дополнение к письму от 09.06.2023 исх. N 1276 заказчиком (исх. N 1468) направлены кадастровые выписки на объекты, расположенные в границах кадастровых кварталов 55:18:130101, 55:18:130102, 55:18:130108, 55:18:140101, 55:18:170101.
Дополнительно заказчик проинформировал общество, что документы и материалы государственного фонда данных, полученных в результате проведения землеустройства не находятся в ведении Администрации Одесского муниципального района.
28.08.2023 ООО "ГеоПроектКадастр" в адрес заказчика направлено письмо (исх. N 138), в котором указано, что в связи с проведением комплексных кадастровых работ на территории квартала 55:18:170101 был выявлен двойной учет земельных участков, в связи с чем, общество просило снять с кадастрового учета земельные участки с кадастровыми номерами: 55:18:170101:603, 55:18:170101:114, 55:18:170101:599.
Также общество сообщило, что на территории квартала 55:18:170101 были выявлены земельные участки подлежащие снятию с кадастрового учета: 55:18:170101:1533, 55:18:170101:1534, 55:18:170101:605
14.09.2023 обществом в адрес заказчика направлено письмо (исх. N 154), в котором подрядчик проинформировал Администрацию о том, что осуществляется подготовка карт-планов, выполнение которых предполагается до 25.09.2023, а также указаны исполнители по ним.
25.09.2023 обществом в адрес заказчика направлено письмо (исх. N 159), согласно которому общество просило инициировать первую согласительную комиссию, а также была указана ссылка на проекты карт-планов территорий.
27.09.2023 заказчиком в адрес общества направлен ответ (исх. N 2064) на письмо подрядчика от 28.08.2023 исх. N 138, в котором заказчик проинформировал о том, что земельные участки с кадастровыми номерами: 55:18:170101:603, 55:18:170101:599 сняты с кадастрового учета, земельные участки с кадастровыми номерами 55:18:170101:114, 55:18:170101:1533, 55:18:170101:1534, 55:18:170101:605 не представляется возможным снять с кадастрового учета в связи с тем, что на данные земельные участки зарегистрировано право собственности.
03.10.2023 заказчиком в адрес общества направлено извещение о проведении согласительной комиссии по вопросу местоположения границ земельных участков при выполнении комплексных кадастровых работ (письмо исх. N 2119), согласно которому заседание назначено на 24.10.2023 в 11:00 час.
16.10.2023 заказчиком в адрес общества направлено письмо (исх. N 95), в котором Администрация сообщила о результатах проверки карта-плана на предмет соответствия утвержденному проекту планировки и межевания территории в границах кадастрового квартала 55:18:170101, которой были выявлены несоответствия.
18.10.2023 заказчиком в адрес общества направлено письмо (исх. N 97), в котором сообщалось о выявленных замечаниях при проверке карта-плана на предмет соответствия утвержденному проекту планировки и межевания территории в границах кадастрового квартала 55:18:130108.
20.10.2023 заказчиком в адрес общества направлено письмо (исх. N 98) в котором сообщалось о выявленных замечаниях при проверке карта-плана на предмет соответствия утвержденному проекту планировки и межевания территории в границах кадастрового квартала 55:18:140101.
21.10.2023 заказчиком в адрес общества направлено письмо (исх. N б/н) в котором сообщалось о выявленных замечаниях при проверке карта-плана на предмет соответствия утвержденному проекту планировки и межевания территории в границах кадастрового квартала 55:18:130102.
21.10.2023 заказчиком в адрес общества направлено письмо (исх. N 100) в котором сообщалось о выявленных замечаниях при проверке карта-плана на предмет соответствия утвержденному проекту планировки и межевания территории в границах кадастрового квартала 55:18:130101.
09.11.2023 заказчиком в адрес общества направлен протокол согласительной комиссии от 24.10.2023 по вопросу местоположения границ земельных участков при выполнении комплексных кадастровых работ 55:18:130101, 55:18:130102, 55:18:130108, 55:18:140101, 55:18:170101 (письмо исх. N 2404).
Согласно протоколу согласительной комиссии по проектам карты-планов выявлены многочисленные замечания, подрядчиком уточнены не все земельные участки, по объектам капитального строительства ведутся работы.
В связи с указанными обстоятельствами, подрядчику был установлен срок доработки проектов карты-планов в границах кадастровых кварталов 55:18:130101, 55:18:130102, 55:18:130108, 55:18:140101, 55:18:170101 до 03.11.2023. В указанный срок обществу также надлежало направить XML-документы в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области (далее - Росреестр по Омской области).
Дата повторного заседания согласительной комиссии была назначена на 28.11.2023 в 11:00 час.
20.11.2023 заказчиком в адрес общества направлено (исх. N 104) извещение о дате заседания второй согласительной комиссии по вопросу местоположения границ земельных участков при выполнении комплексных кадастровых работ.
Как следует из протокола заседания согласительной комиссии, состоявшейся 28.11.2023, также выявлены многочисленные нарушения в сформированных подрядчиком проектах карты-планов в границах кадастровых кварталов 55:18:130101, 55:18:130102, 55:18:130108, 55:18:140101, 55:18:170101.
В связи с указанными обстоятельствами подрядчику был установлен срок доработки проектов карты-планов в границах кадастровых кварталов 55:18:130101, 55:18:130102, 55:18:130108, 55:18:140101, 55:18:170101 не позднее 06.12.2023. В указанный срок обществу также надлежало направить XML-документы в Росреестр по Омской области.
28.11.2023 заказчиком направлено письмо подрядчику (исх. N 2542) о начисленной неустойке за просрочку исполнения обязательств по контракту, Администрация указывала обществу на необходимость принять исчерпывающие меры для завершения работ в кратчайшие сроки.
В связи с неисполнением обществом обязательств, предусмотренных контрактом, 04.12.2023 заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
06.12.2023 ООО "ГеоПроектКадастр" в адрес заказчика направлены на утверждение доработанные карта-планы территории кадастровых кварталов 55:18:130101, 55:18:130102, 55:18:130108, 55:18:140101, 55:18:170101 (письмо исх. N 197). При этом обществом указано, что в связи с массовым сбоем системы портала "Росреестр" отправка карта-планов на предварительную проверку в Росреестр по Омской области будет перенесена на 07.12.2023.
08.12.2023 общество письмом исх. N 201 проинформировало заказчика об отправленных на предварительную проверку карты-планов территории в Росреестр по Омской области.
07.12.2023 подрядчиком направлено письмо (исх. N 199) на решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта, согласно которому общество указывает на причины, послужившие основанием для нарушения сроков исполнения контракта, а также на то, что им выполнены 1 и 2 стадии технического задания.
Также 07.12.2023 подрядчиком на официальном сайте ЕИС сформирован и размещен документ о приемке на сумму исполненных обязательств 1688189,42 руб.
15.12.2023 заказчиком отказано в приемке, на официальном сайте ЕИС размещено письмо заказчика от 15.12.2023 исх. N 2688 о многочисленных замечаниях, выявленных согласительной комиссией по согласованию местоположения границ земельных участков.
Например, по кадастровому кварталу 55:18:130102 на земельном участке с кадастровым номером 55:18:130102:1558, где расположены детские игровые веранды, разместили здание гаража с кадастровым номером 55:18:130102:1208; здание магазина "Низкоцен" расположено на земельном участке с кадастровым номером 55:18:130102:831, кадастровый номер объекта капитального строительства (магазин) 55:18:130102:1641 в карта-плане ОКС не показан и иные замечания.
Многочисленные нарушения выявлены также по кадастровым кварталам 55:18:130102, 55:18:140101, 55:18:130101.
Из объяснений ООО "ГеоПроектКадастр" следует, что общество своевременно и в соответствии с условиями контракта приступило к исполнению обязанностей. При этом в ходе исполнения своих обязательств по контракту им велась активная переписка с заказчиком.
При выполнении работ был использован ранее подготовленный проект межевания на кварталы 55:18:130102 и 55:18:130108, однако при выполнении спутниковой геодезической съемки на местности было выявлена некорректность данного проекта (несоответствие границ земельных участков по проекту с фактическими границами земельных участков), разработанного ООО "Земпроект".
Обществом указано, что им проводились дополнительные работы в квартале 55:18:170101 (исправление реестровой ошибки в земельном участке с кадастровым номером 55:18:170101:745), которая препятствовала проведению основной работы в данном квартале, что и повлекло нарушение сроков по контракту.
Указанное привело к дополнительным согласованиям с заказчиком, карты-планы территории переделывались, в связи с чем сроки подготовки карты-планов территории были нарушены.
Общество также дополнительно сообщено, что в ходе выполнения проверок подготовленных карты-планов территории с использованием сервиса "Личный кабинет кадастрового инженера" произошли массовые сбои 06.12.2023 и 07.12.2023 в системе портала Росреестр, что также выразилось в нарушении сроков по контракту.
ООО "ГеоПроектКадастр" указано, что с 2019 им было выполнено 88 аналогичных контрактов, при этом в рассматриваемом случае подрядчик делал все возможное для исполнения обязательств по контракту.
Общество указывает, что необходимо провести еще одну согласительную комиссию, утвердить карты-планы и отправить их на внесение сведений в ЕГРН.
На основании указанной информации общество указывает, что может подать пять карта-планов и внести сведения в ЕГРН до 25.12.2023.
Представленными сторонами документами подтверждается и сторонами не отрицается, что комплексные кадастровые работы на территории Одесского муниципального района Омской области в границах кадастровых кварталов NN 55:18:130101, 55:18:130102, 55:18:130108, 55:18:140101, 55:18:170101 ни в установленный контрактом срок (по 31 октября включительно), ни на момент принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта (04.12.2023), ни в 10-дневный срок, установленный частью 14 статьи 95 Федерального закона о контрактной системе, для устранения нарушений, послуживших основанием для принятия решения об одностороннем отказе от исполнения контракта ООО "ГеоПроектКадаст" в полном объеме действительно не выполнены.
Многочисленные замечания, зафиксированные в протоколах согласительной комиссии, от 24.10.2023 и о 28.11.2023 также не были устранены подрядчиком.
При этом подрядчик о приостановлении выполнения работ в соответствии со статьями 716, 719 и 743 ГК РФ заказчика не уведомлял.
Таким образом, Комиссия усматривает в действиях подрядчика направленность на несоблюдение условий контракта.
Имеющиеся в деле документы и сведения указывают на то, что ненадлежащее исполнение обязательств обществом повлекло невозможность достижения результата, на который рассчитывала Администрация Одесского муниципального района Омской области при заключении контракта.
Заключая контракт, ООО "ГеоПроектКадастр" знало о характере и объемах необходимых к выполнению работ, обязано был проанализировать их характер с учетом требований специального законодательства, которые предъявляются к таким работам, возможные риски, влекущие для него правовые последствия, а также соразмерность работ и сроков, отведенных для их выполнения, надлежащим образом организовывать и обеспечивать своевременное и качественное решение задач, совершать другие действия, направленные на соблюдение срока выполнения работ.
Изложенные обстоятельства свидетельствуют о ненадлежащем исполнении подрядчиком обязательств, предусмотренных контрактом, а равно о наличии у заказчика оснований для одностороннего отказа от исполнения контракта.
Обществом не представлены доказательства устранения в 10-дневный срок, установленный частью 14 статьи 95 Федерального закона о контрактной системе, нарушений, послуживших основанием для принятия решения об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно пункту 1 статьи 401 ГК РФ лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.
На основании пункта 3 статьи 401 ГК РФ, если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств.
Сложившаяся правоприменительная практика относит к непреодолимой силе такие чрезвычайные события, как землетрясение, извержение вулкана, наводнение, засуха, ураган, цунами, сель, а также военные действия, эпидемии, крупномасштабные забастовки, техногенные аварии и другие обстоятельства, при наличии которых нормальный ход развития экономических и правовых отношений невозможен.
Они характеризуются внезапностью (непредсказуемостью или неопределённостью во времени наступления) и неоднозначностью последствий, могут вызвать человеческие жертвы и нанести материальный ущерб.
Следует учесть, что в соответствии с пунктом 8 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2016 N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств" требование чрезвычайности подразумевает исключительность рассматриваемого обстоятельства, наступление которого не является обычным в конкретных условиях.
Если иное не предусмотрено законом, обстоятельство признается непредотвратимым, если любой участник гражданского оборота, осуществляющий аналогичную с должником деятельность, не мог бы избежать наступления этого обстоятельства или его последствий.
Доказательств наличия у общества каких-либо обстоятельств, возникших вследствие непреодолимой силы и не позволивших ему исполнить надлежащим образом обязательства по контракту, в Омское УФАС России не представлено.
Комиссией также не выявлены обстоятельства, которые в соответствии с пунктом 15 Правил являются основанием для принятия решения об отказе во включении информации о подрядчике в Реестр.
Действуя в рамках заключенного контракта, подрядчик должен был осознавать то обстоятельство, что он вступил в правоотношения по расходованию публичных финансов, что требовало от него большей заботливости и осмотрительности при исполнении своих обязанностей.
Комиссия считает, что при указанных обстоятельствах информация об обществе с ограниченной ответственностью "ГеоПроектКадастр" подлежит включению в Реестр.
На основании изложенного, руководствуясь, частью 7 статьи 104, пунктом 2 части 15 статьи 99 Федерального закона о контрактной системе, Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078, Комиссия
Р Е Ш И Л А:
Включить в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) сроком на два года информацию:
- об обществе с ограниченной ответственностью "ГеоПроектКадастр" (452230, Республика Башкортостан, Кушнаренковский район, с. Кушнаренково, ул. Паширова, д. 20), ИНН 0234000655, КПП 023401001;
- о генеральном директоре ООО "ГеоПроектКадастр" (размер доли (в процентах) - 50 %) Аджиниязове Руслане Медисеровиче (ИНН 027412769136);
- участнике ООО "ГеоПроектКадастр" (размер доли (в процентах) - 50 %) - Тимашеве Фарите Финаловиче (ИНН 027412770188).
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии
Члены Комиссии |
Т.П. Шмакова
А.П. Алексина
Е.С. Курленко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области от 25 декабря 2023 г. N 055/10/104-1491/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 28.12.2023