Комиссия Омского УФАС России по контролю в сфере закупок на территории Омской области (далее - Комиссия) в составе:
Шмаковой Т.П. - заместителя руководителя управления, председателя Комиссии;
Зефирова А.Н. - начальника отдела контроля закупок, заместителя председателя Комиссии;
Миняевой А.О. - заместителя начальника отдела контроля закупок, члена Комиссии,
рассмотрев обращение, направленное Администрацией Исилькульского городского поселения Исилькульского муниципального района Омской области (далее - заказчик), о включении информации об обществе с ограниченной ответственностью "Завгор" (далее - общество, подрядчик, ООО "Завгор") в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - реестр) в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта N 2023.006, заключенного 31.03.2023 по результатам осуществления Главным управлением контрактной системы Омской области (далее - уполномоченный орган) закупки в форме электронного аукциона "Выполнение работ по благоустройству территории "Бульвар "Озерки": возвращение сердца города" в городе Исилькуле (Реестровый номер 23.33.0279)" (извещение N 0152200004723000226) (далее соответственно электронный аукцион, закупка, контракт),
в присутствии представителей:
заказчика - Семенцова Сергея Александровича (глава), Сушко Дмитрия Максимовича (доверенность N 1 от 25.12.2023);
подрядчика - Гарганенко Анатолия Викторовича (директора);
при участии посредством видео-конференц-связи представителя уполномоченного органа - Сорока Анастасии Владимировны (доверенность N 151 от 31.01.2023)
УСТАНОВИЛА:
1. В соответствии с частями 2 и 4 статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон о контрактной системе) в Омское УФАС России были представлены (вх. N 12137-ЭП/23 от 19.12.2023) обращение о включении информации о подрядчике в реестр и решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Из представленных материалов и информации следует, что 09.03.2023 на официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт ЕИС) уполномоченным органом было размещено извещение об осуществлении закупки N 0152200004723000226 с начальной (максимальной) ценой контракта 105 814 016,02 руб.
17.03.2023 размещен протокол подачи ценовых предложений, согласно которому было подано 3 заявки, из них ценовое предложение сделано одним участником закупки, наименьшее ценовое предложение (105284945,94 руб.) сделано участником закупки с идентификационным номером заявки 27, при этом снижение начальной (максимальной) цены контракта составило 0,5 %.
Согласно протоколу подведения итогов определения подрядчика от 20.03.2023 заявки всех участников признаны соответствующими требованиям извещения об осуществлении закупки. Победителем закупки признан участник с идентификационным номером заявки 27 с ценой контракта 105 284 945,94 руб.
31.03.2023 между заказчиком и ООО "Завгор" заключен контракт N 2023.006 с ценой 105 284 945,94 руб. (номер реестровой записи 3551400713023000012).
08.12.2023 заказчиком на официальном сайте ЕИС сформировано решение об одностороннем отказе от исполнения контракта с приложением решения в виде электронного документа.
На официальном сайте ЕИС информация о расторжении контракта размещена 19.12.2023.
2. В результате осуществления проверки одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта, Комиссия считает, что информация об ООО "Завгор" не подлежит включению в реестр, исходя из следующего.
Частью 1 статьи 2 Федерального закона о контрактной системе предусмотрено, что законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.
Согласно части 8 статьи 95 Федерального закона о контрактной системе расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
В соответствии с частью 9 статьи 95 Федерального закона о контрактной системе заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Частью 16 статьи 95 Федерального закона о контрактной системе установлено, что заказчик не позднее двух рабочих дней, следующих за днем вступления в силу решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, направляет в соответствии с порядком, предусмотренным пунктом 1 части 10 статьи 104 настоящего Федерального закона, обращение о включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Согласно части 2 статьи 104 Федерального закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
Частью 4 статьи 104 Федерального закона о контрактной системе установлено, что заказчик либо уполномоченный орган или уполномоченное учреждение, наделенные полномочиями в соответствии со статьей 26 настоящего Федерального закона, направляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, обращение о включении информации об участнике закупки или о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков в срок, предусмотренный подпунктом "б" пункта 2 части 6 статьи 51, подпунктом "в" пункта 4 части 14 статьи 73, частями 16 и 22.2 статьи 95 настоящего Федерального закона, или не позднее двух рабочих дней, следующих за днем поступления заказчику решения суда о расторжении контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта.
В соответствии со статьей 309 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или иными правовыми актами (пункт 1 статья 310 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 1 статьи 432 Гражданского кодекса Российской Федерации договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора.
Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.
В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 702 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его.
К отдельным видам договора подряда (бытовой подряд, строительный подряд, подряд на выполнение проектных и изыскательских работ, подрядные работы для государственных нужд) положения, предусмотренные настоящим параграфом, применяются, если иное не установлено правилами настоящего Кодекса об этих видах договоров.
Пунктом 1 статьи 708 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в договоре подряда указываются начальный и конечный сроки выполнения работы. По согласованию между сторонами в договоре могут быть предусмотрены также сроки завершения отдельных этапов работы (промежуточные сроки).
Если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не предусмотрено договором, подрядчик несет ответственность за нарушение как начального и конечного, так и промежуточных сроков выполнения работы.
В соответствии со статьей 716 Гражданского кодекса Российской Федерации подрядчик обязан немедленно предупредить заказчика и до получения от него указаний приостановить работу при обнаружении:
непригодности или недоброкачественности предоставленных заказчиком материала, оборудования, технической документации или переданной для переработки (обработки) вещи;
возможных неблагоприятных для заказчика последствий выполнения его указаний о способе исполнения работы;
иных не зависящих от подрядчика обстоятельств, которые грозят годности или прочности результатов выполняемой работы либо создают невозможность ее завершения в срок.
Подрядчик, не предупредивший заказчика об обстоятельствах, указанных в пункте 1 настоящей статьи, либо продолживший работу, не дожидаясь истечения указанного в договоре срока, а при его отсутствии разумного срока для ответа на предупреждение или несмотря на своевременное указание заказчика о прекращении работы, не вправе при предъявлении к нему или им к заказчику соответствующих требований ссылаться на указанные обстоятельства.
Если заказчик, несмотря на своевременное и обоснованное предупреждение со стороны подрядчика об обстоятельствах, указанных в пункте 1 настоящей статьи, в разумный срок не заменит непригодные или недоброкачественные материал, оборудование, техническую документацию или переданную для переработки (обработки) вещь, не изменит указаний о способе выполнения работы или не примет других необходимых мер для устранения обстоятельств, грозящих ее годности, подрядчик вправе отказаться от исполнения договора подряда и потребовать возмещения причиненных его прекращением убытков.
Пунктом 1 статьи 718 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что заказчик обязан в случаях, в объеме и в порядке, предусмотренных договором подряда, оказывать подрядчику содействие в выполнении работы.
Согласно пунктам 1 и 2 статьи 740 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору строительного подряда подрядчик обязуется в установленный договором срок построить по заданию заказчика определенный объект либо выполнить иные строительные работы, а заказчик обязуется создать подрядчику необходимые условия для выполнения работ, принять их результат и уплатить обусловленную цену.
Договор строительного подряда заключается на строительство или реконструкцию предприятия, здания (в том числе жилого дома), сооружения или иного объекта, а также на выполнение монтажных, пусконаладочных и иных неразрывно связанных со строящимся объектом работ. Правила о договоре строительного подряда применяются также к работам по капитальному ремонту зданий и сооружений, если иное не предусмотрено договором.
В соответствии с пунктом 1 статьи 747 Гражданского кодекса Российской Федерации заказчик обязан своевременно предоставить для строительства земельный участок. Площадь и состояние предоставляемого земельного участка должны соответствовать содержащимся в договоре строительного подряда условиям, а при отсутствии таких условий обеспечивать своевременное начало работ, нормальное их ведение и завершение в срок.
Подрядные строительные работы (статья 740), проектные и изыскательские работы (статья 758), предназначенные для удовлетворения государственных или муниципальных нужд, осуществляются на основе государственного или муниципального контракта на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд.
По государственному или муниципальному контракту на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд (далее - государственный или муниципальный контракт) подрядчик обязуется выполнить строительные, проектные и другие связанные со строительством и ремонтом объектов производственного и непроизводственного характера работы и передать их государственному или муниципальному заказчику, а государственный или муниципальный заказчик обязуется принять выполненные работы и оплатить их или обеспечить их оплату (статья 763 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Пунктами 1.1, 1.2, 1.4, 7.2.1, 7.2.2, 7.2.4, 7.4.1, 7.4.2, 7.4.3, 7.4.5, 7.4.6, 7.4.7, 7.4.8, 7.4.9, 7.4.13 контракта было установлено следующее:
"Подрядчик обязуется по заданию Заказчика в установленный настоящим контрактом срок выполнить работы по благоустройству территории "Бульвар "Озерки": возвращение сердца города" в городе Исилькуле (далее соответственно - объект, работы) и сдать их результат Заказчику, а Заказчик обязуется принять результат работ и оплатить его в соответствии с настоящим контрактом.
Работы по настоящему контракту, если иное не предусмотрено настоящим контрактом, выполняются Подрядчиком, его иждивением - из его материалов (товаров), его силами и средствами, в объеме, определенном локальными сметными расчетами (Приложение N 1 к настоящему контракту) в соответствии с рабочей документацией (Приложение N 2 к настоящему контракту).
Срок выполнения работ: начало срока выполнения работ - дата заключения настоящего контракта; окончание срока выполнения работ - 1 ноября 2023 года.
Заказчик обязан:
Оказывать Подрядчику содействие в выполнении работ в случаях, в объеме и в порядке, предусмотренном настоящим контрактом.
В течение 2 рабочих дней со дня заключения настоящего контракта:
Уведомить Подрядчика о дате и времени передачи объекта, а также передать Подрядчику по акту приема-передачи объект в срок, установленный таким уведомлением.
Предоставить Подрядчику в письменной форме сведения об ответственном представителе Заказчика, который уполномочен руководителем на основании доверенности, выданной в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, осуществлять контроль за выполнением работ, приемку выполненных работ, в том числе подписывать документы, предусмотренные настоящим контрактом.
Информировать незамедлительно Подрядчика при обнаружении в ходе осуществления контроля за выполнением работ отступлений от условий настоящего контракта, которые могут ухудшить качество работ.
Предоставить Подрядчику сведения и/или документы, необходимые для выполнения обязательств по настоящему контракту, в соответствии с письменными запросами уполномоченных представителей Подрядчика.
Подрядчик обязан:
Выполнить работы в соответствии с рабочей документацией, условиями настоящего контракта, а также в соответствии с требованиями, обычно предъявляемыми к работам соответствующего рода.
Принять от Заказчика по акту приема-передачи объект в установленные уведомлением сроки.
В течение 2 рабочих дней со дня заключения настоящего контракта предоставить Заказчику доверенность на ответственного представителя Подрядчика, выданную в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, на представление интересов Подрядчика при исполнении настоящего контракта с правом подписи всех документов.
Производить последующие работы только после предъявления Заказчику промежуточных выполненных работ (скрытых работ) с оформленными на них актами освидетельствования скрытых работ.
Приглашать Заказчика для приемки скрытых работ не менее чем за 1 день до начала выполнения последующих работ. Приступать к выполнению последующих работ только после приемки Заказчиком скрытых работ.
Немедленно предупредить Заказчика и до получения от него указаний приостановить работу при обнаружении:
Возможных неблагоприятных для Заказчика последствий выполнения его указаний о способе исполнения работ;
Иных не зависящих от Подрядчика обстоятельств, которые грозят ухудшением качества результатов выполненных работ, либо создают невозможность ее завершения в срок.
Подрядчик, не предупредивший Заказчика об обстоятельствах, указанных в настоящем пункте, либо продолживший работу, не дожидаясь истечения разумного срока для ответа на предупреждение или несмотря на своевременное указание Заказчика о прекращении работ, не вправе при предъявлении к нему или им к Заказчику соответствующих требований ссылаться на указанные обстоятельства.
Незамедлительно уведомить Заказчика о любых внеплановых событиях на объекте (авариях, несчастных случаях, хищениях и иных противоправных действиях, аресте) и (или) иных обстоятельствах, влияющих на исполнение обязательств, по настоящему контракту.
Сдать результат выполненных работ Заказчику в порядке и срок, установленный настоящим контрактом".
Пунктом 7.1.7 контракта было предусмотрено, что заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
Хронология взаимодействия заказчика и общества при исполнении контракта свидетельствует о следующем.
12.04.2023 заказчик направил в адрес общества письмо (исх. N 01-033/273 от 11.04.2023) с просьбой приступить к выполнению работ в срок до 14.04.2023.
Письмом подрядчика (исх. N 60 от 11.04.2023) заказчик проинформирован о выявлении несоответствий в проектно-сметной документации.
Письмо подрядчика (исх. N 62 от 14.04.2023) в ответ на письмо заказчика (исх. N 01-033/273 от 11.04.2023) о ходе выполнения работ.
11.05.2023 заказчик направил в адрес общества письмо (исх. N 01-33/285 от 14.04.2023) о нарушении срока выполнения работ.
Письмо подрядчика (исх. N 64 от 18.04.2023) о выявлении на объекте большого количества болотистого грунта и повышенного уровня грунтовых вод. Общество просило перенести дальнейшее выполнение работ на две недели. При этом в письме отмечено, что подрядчик не намерен приостанавливать производство работ.
Письмом подрядчика (исх. N 65 от 18.04.2023) заказчик проинформирован о выявлении несоответствий в проектно-сметной документации и рассмотрении возможности составления дополнительной сметы и заключения дополнительного соглашения.
Письмом (исх. N 71 от 25.04.2023) подрядчик просил указать цвет плитки.
Направлено письмо подрядчика (исх. N 80 от 05.05.2023) о выявлении несоответствия на участке тротуаров между фактическими и проектными отметками.
Письмом подрядчика (исх. N 112 от 30.05.2023) заказчик проинформирован об обнаружении на территории объекта действующей линии теплотрассы. Обществом указано на невозможность производства работ согласно размерам и площадям, указанным в проектной документации (приложены фотоматериалы).
В письме подрядчика (исх. N 115 от 01.06.2023) указано о том, что ситуация, обозначенная в письме общества (исх. N 64 от 18.04.2023), не изменилась. Общество повторно обращало внимание заказчика на застой грунтовых води заболачивание грунта. Подрядчик просил оказать содействие по решению данной проблемы в разумные сроки (приложены фотоматериалы).
Письмом (исх. N 116 от 02.06.2023) подрядчик сообщал о выявлении на территории действующей кабельной линии глубиной заложения 0,2 м. Обществом указывалось на невозможность производства работ по разборке щебеночного и песчаного оснований. Подрядчик просил оказать содействие по решению данной проблемы в разумные сроки (приложены фотоматериалы).
Также были направлены:
письмо подрядчика (исх. N 126 от 13.06.2023) о том, что ситуация, обозначенная в письмах общества (исх. N 112 от 30.05.2023, исх. N 116 от 02.06.2023), не изменилась. Подрядчик просил оказать содействие по решению данной проблемы в разумные сроки (приложены фотоматериалы);
письмо подрядчика (исх. N 127 от 13.06.2023) о необходимости нового проектного решения с изменением проектных размеров для обеспечения безопасности и возможности прохода граждан по тротуару и выхода из здания на тротуар. Подрядчик просит оказать содействие по решению данной проблемы в разумные сроки (приложены фотоматериалы);
письмо подрядчика (исх. N 132 от 15.06.2023) об обнаружении смотрового кабельного колодца, заполненного водой и примыкающих к нему кабельных линий. Обществом указано на невозможность производства работ. Подрядчик просит оказать содействие по решению данной проблемы в разумные сроки (приложены фотоматериалы). Общество также сообщило о том, что ситуация, обозначенная в письмах общества (исх. N 126 от 13.06.2023, исх. N 127 от 13.06.2023), не изменилась;
письмо подрядчика (исх. N 135 от 20.06.2023) об отсутствии ответа на письмо (исх. N 65 от 18.04.2023) о выявлении несоответствий в проектно-сметной документации и рассмотрении возможности составления дополнительной сметы и заключения дополнительного соглашения. Подрядчик просит заказчика рассмотреть его обращение и дать письменный ответ до 27.06.2023;
письмо подрядчика (исх. N 136 от 21.06.2023) о повторном заболачивании местности. Подрядчик просит оказать содействие по решению данной проблемы в разумные сроки (приложены фотоматериалы);
уведомление о частичной приостановке работ (исх. N 139 от 23.06.2023); Общество требовало произвести геологические изыскания, осуществить экспертную оценку выявленных проблем с подписанием технического совета (исх. N 64 от 18.04.2023, N 115 от 01.06.2023, N 136 от 21.06.2023); предложено провести заседание технического совета 28.06.2023;
письмо подрядчика (исх. N 150 от 03.07.2023) о направлении проектных решений по результатам технического совещания от 25.06.2023 (с приложениями);
письмо подрядчика (исх. N 153 от 04.07.2023) о направлении исполнительной схемы по результатам технического совещания от 30.06.2023;
письмо подрядчика (исх. N 159 от 12.07.2023) о направлении схем N П-6 и N П-7 по результатам технического совещания (с приложениями);
письмо подрядчика (исх. N 170 от 21.07.2023) о направлении схем N П-8 и N П-9 по результатам технического совещания от 14.07.2023 (с приложениями);
письмо подрядчика (исх. N 173 от 24.07.2023) об изменении используемых материалов;
письмо подрядчика (исх. N 178 от 26.07.2023) об изменении проектного решения (с приложением);
письмо подрядчика (исх. N 186 от 31.07.2023) о ранее направленных проектных решения и проведении совещания в период с 01.08.2023 по 04.08.2023 (Приложение - перечень ранее направленных писем);
письмо подрядчика (исх. N 199 от 08.08.2023) о необходимости включения в цену контракта стоимости трубы, заключения дополнительного соглашения;
письмо подрядчика (исх. N 239 от 06.09.2023) о замене гравийного покрытия на тротуарную плитку;
письма подрядчика (исх. N 240, N 241 от 06.09.2023) о согласовании сметы;
письма подрядчика (исх. N 242, N 243 от 07.09.2023) о необходимости изменения и согласования проектного решения;
письмо подрядчика (исх. N 263 от 25.09.2023) о прорыве водопропускной трубы. Общество просит заказчика в срок до 28.09.2023 произвести устранение аварии и ревизию всей подземной водопропускной сети (приложены фотоматериалы);
письмо подрядчика (исх. N 266 от 02.10.2023) о согласовании материалов;
письмо подрядчика (исх. N 267 от 02.10.2023) об обнаружении смотрового колодца. Обществом указано на невозможность производства работ. Подрядчик просит оказать содействие по решению данной проблемы в разумные сроки (приложены фотоматериалы);
письмо подрядчика (исх. N 268 от 02.10.2023) о ремонте специалистами инженерных сетей от 29.09.2023;
письмо подрядчика (исх. N 273 от 06.10.2023) об устранении аварии (прорыв водопропускной трубы) от 05.10.2023. Общество просит заказчика в срок до 11.10.2023 произвести устранение аварии и ревизию всей подземной водопропускной сети (приложены фотоматериалы);
письмо подрядчика (исх. N 279 от 11.10.2023) о необходимости согласования проектного решения.
Заказчик 12.10.2023 письмом (исх. N 01-33/867) указывал на то, что работы выполнены не более чем на 70 % и просит завершить выполнение работ в кратчайшие сроки.
Подрядчиком было направлено уведомление (исх. N 282 от 13.10.2023) о необходимости устранения аварии (прорыв водопропускной трубы) до 16.10.2023.
Письмом (исх. N 288 от 19.10.2023) в адрес заказчика, Главы района и организации осуществляющей стройконтроль, подрядчик указывал на обстоятельства, препятствующие выполнению работ и необходимость продления срока выполнения работ до 01.12.2023.
Письмом (исх. N 289 от 23.10.2023) подрядчик указывал на необходимость согласования проектного решения.
Заказчиком направлена претензия (исх. N 01-33/954 от 14.11.2023).
Согласно информации с официального сайте ЕИС заказчиком 24.11.2023 приняты и 30.11.2023 оплачены работы на сумму 89567185, 14 руб.
Письмом (исх. N 307 от 06.12.2023) подрядчиком направлены акты приемки выполненных работ.
В связи с тем, что подрядчиком работы в срок, регламентированный контрактом, не были выполнены в полном объеме, заказчиком 08.12.2023 было принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно части 12.1 статьи 95 Федерального закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Частями 13 и 14 статьи 95 Федерального закона о контрактной системе предусмотрено, что решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 настоящей статьи. Данное правило не применяется в случае повторного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, которые в соответствии с гражданским законодательством являются основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.
Информация, размещенная на официальном сайте ЕИС, свидетельствует о том, что датой уведомления подрядчика о принятом заказчиком решении является 08.12.2023.
Следовательно, в период с 09.12.2023 по 18.12.2023 подрядчик имел возможность устранить нарушения, послужившие основанием для принятия решения об одностороннем отказе от исполнения контракта.
19.12.2023 решение об одностороннем отказе от исполнения контракта вступило в силу, контракт считается расторгнутым. На ЕИС информация о расторжении контракта размещена 19.12.2023 с указанием даты расторжения 19.12.2023. В обращении заказчика указана дата расторжения контракта 19.12.2023.
Постановлением Правительства Российской Федерации "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)" от 30.06.2021 N 1078 утверждены Правила ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - Правила).
Согласно пункту 3 раздела II Правил обращение о включении информации об участнике закупки в реестр направляется в срок, предусмотренный частью 4 статьи 104 Федерального закона о контрактной системе.
На основании подпункта "а" пункта 13 Правил не позднее пяти рабочих дней со дня, следующего за днем поступления обращения, орган контроля (за исключением случаев, предусмотренных подпунктом "е" пункта 9 и подпунктом "г" пункта 10 настоящих Правил) рассматривает обращение, проводит проверку содержащихся в обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта либо о расторжении контракта по решению суда или об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, а также внеплановую проверку, предусмотренную пунктом 5 части 15 статьи 99 Федерального закона.
В соответствии с пунктом 15 Правил орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр в следующих случаях:
а) если при рассмотрении обращения, направленного в связи с расторжением контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, и при проведении проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил:
выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе;
заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;
поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие:
принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта;
надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, в том числе в связи с мобилизацией в Российской Федерации, введением санкций и (или) мер ограничительного характера. К таким обстоятельствам не относится отказ поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта по причине введения санкций и (или) мер ограничительного характера в отношении заказчика;
б) если при рассмотрении обращения, направленного в связи с расторжением контракта в случае одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта, и при проведении проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил, заказчиком не представлены информация и документы, подтверждающие отсутствие оснований для одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта.
В соответствии с разъяснениями Конституционного Суда Российской Федерации, изложенными в постановлениях от 30.07.2001 N 13-П и от 21.11.2002 N 15-П, меры государственного принуждения должны применяться с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств. Применяемые государственными органами санкции, в том числе штрафного характера должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционно защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения.
Таким образом, при рассмотрении вопроса о включении информации об участнике закупки, поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков антимонопольный орган не должен ограничиваться формальным установлением факта нарушения закона и обязан исследовать все обстоятельства дела, дав оценку обстоятельствам, свидетельствующим направленности действий поставщика (подрядчика, исполнителя) на несоблюдение условий контракта или уклонение от его исполнения.
Включение информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр является исключительной мерой ответственности за недобросовестное поведение поставщика (подрядчика, исполнителя).
В соответствии с пунктами "г" и "д" пункта 9 Правил:
г) орган контроля размещает (за исключением случаев, предусмотренных подпунктами "е" и "ж" настоящего пункта) не позднее одного рабочего дня со дня, следующего за днем поступления обращения в соответствии с подпунктом "в" настоящего пункта, информацию о проведении внеплановой проверки в реестре, предусмотренном частью 21 статьи 99 Федерального закона;
д) не позднее трех часов с момента размещения информации в соответствии с подпунктом "г" настоящего пункта заказчику, участнику закупки (если основанием для направления обращения является уклонение участника закупки от заключения контракта), поставщику (подрядчику, исполнителю) с использованием единой информационной системы автоматически направляется уведомление о размещении такой информации в реестре, предусмотренном частью 21 статьи 99 Федерального закона. Такое уведомление считается надлежащим уведомлением заказчика, участника закупки, поставщика (подрядчика, исполнителя) о месте, дате и времени рассмотрения обращения и проведения проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил.
Информация о рассмотрении обращения и проведении проверок была размещена в ЕИС 20.12.2023, следовательно, в силу подпункта "д" пункта 9 Правил заказчик и подрядчик считаются надлежащим образом уведомленными о месте, дате и времени рассмотрения настоящего обращения.
Более того, Омским УФАС России 20.12.2023 в адрес указанных лиц было направлено уведомление с предложением о представлении в срок не позднее 22.12.2023 соответствующих документов и информации, данное письмо также содержало уведомление о рассмотрении 26.12.2023 в 11:20 час. настоящего обращения заказчика.
На указанный запрос обществом представлены (вх. N 12337-ЭП/23 от 22.12.2023) объяснения из содержания которых следует, что подрядчиком были обнаружены несоответствия в проектной документации, заказчиком своевременно не производилось согласование замены материалов, не предпринимались меры по устранению обозначенных недостатков. Также подрядчиком было отмечено, что нарушение сроков выполнения работ вызвано в том, числе ненадлежащим состоянием переданного объекта, в том числе застоем грунтовых вод, заболачиванием, происходящими авариями (прорыв водопропускной трубы).
Данные доводы подрядчика, по мнению Комиссии, подтверждаются вышеприведенной хронологией взаимодействия сторон при исполнении контракта и документальными доказательствами, по существу заказчиком не оспорены.
Более того, на запрос Омского УФАС России заказчиком не была представлены вся переписка с обществом в рамках исполнения контракта. На заседании Комиссии представитель заказчика пояснил, что были представлены письма, которые заказчик счел имеющими значение.
В данной части также необходимо отметить следующее.
При осуществлении гражданских прав добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются (пункт 5 статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Следует отметить, что при применении гражданского законодательства в гражданских правоотношениях (пункт 2 статьи 6 Гражданского кодекса Российской Федерации), в том числе при осуществлении закупок и исполнении договоров изначально презюмируются принципы добросовестности, разумности и справедливости, основные начала гражданского законодательства, провозглашенные статьей 1 Гражданского кодекса Российской Федерации, также предусматривают, что при установлении, осуществлении и защите гражданских прав и при исполнении гражданских обязанностей участники гражданских правоотношений должны действовать добросовестно (пункт 3 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации); никто не вправе извлекать преимущество из своего незаконного или недобросовестного поведения (пункт 4 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации).
При оценке действий заказчика, связанных с осуществлением данной закупки (пункт 3 части 1 статьи 3 Федерального закона о контрактной системе) и направленных на обеспечение государственных нужд, Комиссия считает, что в данных правоотношениях заказчиком принципы добросовестности, разумности и справедливости соблюдены не в полной мере.
Комиссия соглашается с позицией общества в части бездействия заказчика и его должностных лиц в рамках исполнения данного контракта, несвоевременного согласования заказчиком материалов, необходимых для выполнения работ.
Из представленной переписки следует, что практически все письма общества были оставлены без ответа.
Заказчиком также не было представлено документальных доказательств, подтверждающих факт недобросовестного поведения подрядчика при исполнении контракта и надлежащего выполнения заказчиком обязанности по оказанию содействия подрядчику в выполнении работ.
Комиссией также учтено, что заказчиком формально не были исполнены обязанности, предусмотренные пунктами 7.2.2.1 и 7.2.2.2. Объяснения в данной части и документальные доказательства на запрос Омского УФАС России также не были предоставлены.
Таким образом, в силу пункта 15 Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) Комиссия отказывает во включении информации об обществе в реестр.
На основании изложенного, руководствуясь, частью 7 статьи 104, пунктом 2 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078, Комиссия
Р Е Ш И Л А:
Отказать во включении в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) информации:
- об обществе с ограниченной ответственностью "ООО "Завгор" ИНН 5505214540, КПП 550701001;
- о директоре общества с ограниченной ответственностью "ООО "Завгор" Гарганенко Анатолии Викторовиче ИНН 550730037104;
- о единственном участнике обществ с ограниченной ответственностью "ООО "Завгор" Назаряне Гаруше Завеновиче ИНН 550522525855.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии
Заместитель председателя Комиссии
Член Комиссии |
Т.П. Шмакова
А.Н. Зефиров
А.О. Миняева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области от 26 декабря 2023 г. N 055/10/104-1457/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 29.12.2023