Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Камчатскому краю (далее - Камчатское УФАС России) по контролю в сфере закупок и рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Комиссия) в составе:
председателя Комиссии - руководителя управления Фисенко Е.В.,
членов Комиссии:
- начальника отдела контроля закупок Парфирьевой С.Н.,
- главного государственного инспектора отдела контроля закупок Шихановой Л.Б.,
в присутствии представителя заказчика - государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Камчатская краевая больница им. А.С. Лукашевского" (далее - Заказчик): Таций И.О. (по доверенности от 26.12.2023),
в отсутствие заявителя - физического лица Сысоева К. В. (далее - Заявитель), уведомленного о дате, времени и месте рассмотрения жалобы через единую информационную систему (далее - ЕИС),
рассмотрев посредством видеоконференцсвязи жалобу Заявителя на действия Заказчика при определении подрядчика путем проведения электронного аукциона (далее - ЭА) на выполнение работ по ремонту пожарных кранов в зданиях терапевтического корпуса, хирургических корпусов N 1 и N 2 ГБУЗ "Камчатская краевая больница им. А.С. Лукашевского" (извещение N 0338200009823000484), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
Заказчиком начата процедура определения подрядчика путем проведения ЭА на выполнение работ по ремонту пожарных кранов в зданиях терапевтического корпуса, хирургических корпусов N 1 и N 2 ГБУЗ "Камчатская краевая больница им. А.С. Лукашевского" (извещение N 0338200009823000484) (далее - Закупка). Извещение о Закупке размещено в ЕИС 14.12.2023.
Начальная (максимальная) цена контракта (далее - НМЦК) установлена в размере 1 210 175, 83 рублей.
21.12.2023 в Камчатское УФАС России поступила через ЕИС жалоба Заявителя на действия Заказчика, который, по мнению Заявителя, неправомерно:
- не указал в извещении о Закупке характеристики объекта закупки в структурированном виде,
- не установил в извещении о Закупке дополнительные требования к участникам Закупки в соответствии с позицией 15 Постановления Правительства Российской Федерации от 29.12.2021 N 2571,
- неправомерно установил в требованиях к содержанию заявки о предоставлении участником Закупки предложения о цене контракта.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с пунктами 5, 6 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием ЕИС, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в ЕИС извещение об осуществлении закупки, содержащее в том числе наименование объекта закупки, информацию (при наличии), предусмотренную правилами использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, установленными в соответствии с частью 6 статьи 23 данного Федерального закона; информацию о количестве (за исключением случая, предусмотренного частью 24 статьи 22 данного Федерального закона), единице измерения и месте поставки товара (при осуществлении закупки товара, в том числе поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг).
Согласно пункту 7 Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 г. N 145, в случае осуществления закупки товара, работы, услуги, в отношении которых в каталоге отсутствуют соответствующие позиции, заказчик осуществляет описание товара, работы, услуги в соответствии с требованиями статьи 33 Федерального закона. При проведении предусмотренных Федеральным законом электронных процедур, закрытых электронных процедур характеристики объекта закупки, предусмотренные пунктом 1 части 1 статьи 33 Федерального закона, указываются с использованием ЕИС при формировании извещения об осуществлении закупки, приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с частью 1 статьи 42, пунктом 1 части 1 статьи 75 Федерального закона соответственно.
На заседании Комиссии установлено, что в извещении о Закупке в структурированной форме содержится следующее описание объекта закупки:
- Наименование товара, работы, услуги: Выполнение работы по ремонту пожарных кранов в зданиях терапевтического корпуса, хирургических корпусах N 1 и N 2 ГБУЗ "Камчатская краевая больница им. А.С. Лукашевского",
- код позиции по ОКПД 2: 43.22.11.140,
- количество (объем работы, услуги): 1,
- единица измерения: Условная единица,
- цена за единицу: 1 210 175, 83,
- стоимость позиции: 1 210 175, 83.
При этом извещение о Закупке содержит указание на описание объекта Закупки: "1. Ведомость объёмов работ (приложение к локальному сметному расчету), 2. Описание объекта закупки".
Извещение о Закупке содержит файлы - "смета", содержащий локальный сметный расчет; проект контракта, содержащий техническое задание.
Заказчик пояснил, что в структурированном виде указываются функциональные, технические, качественные и эксплуатационные характеристики объекта закупки, но поскольку описание объекта Закупки было осуществлено в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, то извещение о Закупке, сформированное с использованием ЕИС, содержит информацию, предусмотренную пунктами 5, 6 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе: наименование объекта закупки, информация о количестве, единице измерения. При этом, к извещению о Закупке приложены документы, сформированные без использования ЕИС: техническое задание, локальный сметный расчет (с ведомостью объема работ), которые являются полным описанием объекта закупки, и в данных документах рассматриваются вопросы, касающиеся порядка выполнения работы, сроках ее выполнения и другое, не являющееся непосредственно функциональными, техническими, качественными характеристиками закупаемой работы (письмо Минфина России от 18.12.2023 N 24-01-10/122331 "О формировании с использованием ЕИС в сфере закупок извещения об осуществлении закупки и о подаче с использованием электронной площадки заявки на участие в закупке").
Таким образом, учитывая, что в КТРУ отсутствуют соответствующие позиции, и Заказчик осуществил описание работы в соответствии с требованиями статьи 33 Федерального закона, при этом в рамках указанной Закупки поставка товара не предполагается, описание работ приведено в сметной документации, техническом задании, Комиссия приходит к выводу, что нарушения в действиях Заказчика отсутствуют.
Заявитель доказательств обратного не представил.
Довод жалобы N 1 необоснованный.
2. Согласно пункту 12 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием ЕИС, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в ЕИС извещение об осуществлении закупки, содержащее требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частью 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 данного Закона, и исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки таким требованиям, а также требование, предъявляемое к участникам закупки в соответствии с частью 1.1 статьи 31 данного Федерального закона (при наличии такого требования).
В силу части 4 статьи 31 Закона о контрактной системе в случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 2 данной статьи дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.
В соответствии с частью 6 статьи 31 Закона о контрактной системе заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований данного Федерального закона
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2021 N 2571 установлены дополнительные требования к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также информация и документы, подтверждающие соответствие участников закупки установленным дополнительным требованиям (далее - Постановление N 2571).
Пунктом 1 Постановления N 2571 установлено, что к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг предъявляются дополнительные требования согласно приложению. Соответствие участников закупки указанным требованиям подтверждается информацией и документами, предусмотренными приложением к данному постановлению.
Подпунктом "а" пункта 3 Постановления N 2571 установлено, что положения данного постановления применяются при проведении конкурентных способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), при этом позиции 14, 15 и 36 приложения применяются в случае, если при осуществлении закупки НМЦК превышает 1 млн. рублей.
Позицией 15 раздела II приложения к Постановлению N 2571 предусмотрено, что для выполнения работ по текущему ремонту зданий, сооружений необходимо наличие у участника закупки следующего опыта выполнения работ:
1) опыт исполнения договора, предусматривающего выполнение работ по текущему ремонту зданий, сооружений;
2) опыт исполнения договора, предусматривающего выполнение работ по капитальному ремонту объекта капитального строительства.
Цена выполненных работ по договору, предусмотренному пунктом 1 и 2 настоящей графы данной позиции, должна составлять не менее 20 процентов НМЦК, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
Документами, подтверждающими соответствие участника закупки указанному дополнительному требованию, являются:
1) исполненный договор;
2) акт выполненных работ, подтверждающий цену выполненных работ.
Частью 6 статьи 55.24 Градостроительного кодекса РФ (далее - ГрК РФ) установлено, что в целях обеспечения безопасности зданий, сооружений в процессе их эксплуатации должны обеспечиваться техническое обслуживание зданий, сооружений, эксплуатационный контроль, текущий ремонт зданий, сооружений.
Из части 8 статьи 55.24 ГрК РФ следует, что техническое обслуживание зданий, сооружений, текущий ремонт зданий, сооружений проводятся в целях обеспечения надлежащего технического состояния таких зданий, сооружений. Под надлежащим техническим состоянием зданий, сооружений понимаются поддержание параметров устойчивости, надежности зданий, сооружений, а также исправность строительных конструкций, систем инженерно-технического обеспечения, сетей инженерно-технического обеспечения, их элементов в соответствии с требованиями технических регламентов, проектной документации.
В соответствии с частью 8.1 статьи 55.24 ГрК РФ Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.11.2021 N 2120 установлено, что при проведении текущего ремонта зданий, сооружений может осуществляться замена и (или) восстановление отдельных элементов строительных конструкций таких зданий, сооружений (за исключением элементов несущих строительных конструкций), элементов систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения таких зданий, сооружений в случае ухудшения или утраты технических характеристик, эстетических и (или) эксплуатационных свойств таких элементов строительных конструкций зданий, сооружений, элементов систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения. В перечень элементов строительных конструкций зданий, сооружений, элементов систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения, восстановление которых может осуществляться при проведении текущего ремонта включены, в том числе отдельные элементы систем водоснабжения, водоотведения.
Согласно письму Минфина России от 14.01.2004 N 16-00-14/10 определять виды ремонта (текущий или капитальный) и различия между ними обязаны технические службы учреждения путем разработки в рамках системы планово-предупредительных ремонтов соответствующих нормативных документов.
Объектом закупки является выполнение работ по ремонту пожарных кранов в зданиях терапевтического корпуса, хирургических корпусов N 1 и N 2 ГБУЗ "Камчатская краевая больница им. А.С. Лукашевского".
Заказчик в письме от 26.12.2023 N 1726 пояснил, что поскольку системы противопожарной защиты к которым относятся пожарные краны не относятся к инженерным системам, то следовательно работы по ремонту данных пожарных кранов, не являются ремонтом здания.
Представитель Заказчика на заседании Комиссии подтвердил, что в рамках выполнения работ по ремонту пожарных кранов не затрагиваются конструктивные элементы здания, систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения, не меняются их характеристики, и, соответственно, не проводится текущий ремонт здания.
Таким образом, дополнительные требования к участникам закупки в соответствии с пунктом 15 Приложения к Постановлению N 2571 в рассмотренном случае не соответствуют объекту закупки.
Заявитель доказательств обратного не представил.
Довод жалобы N 2 необоснованный.
3. Согласно пункту 3 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено данным Федеральным законом, должно содержать электронные документы, в том числе требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с данным Федеральным законом и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки.
Общие требования к содержанию состава заявок для участия в конкурентном способе определения поставщика установлены статьей 43 Закона о контрактной системе.
Пунктом 3 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе установлено, что для участия в конкурентном способе заявка на участие в закупке, если иное не предусмотрено данным Федеральным законом, должна содержать предложение участника закупки о цене контракта.
Согласно части 1 статьи 49 Закона о контрактной системе электронный аукцион начинается с размещения в ЕИС извещения об осуществлении закупки. Заявка на участие в закупке должна содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктами "м" - "п" пункта 1, подпунктами "а" - "в" пункта 2, пунктом 5 части 1 статьи 43 данного Федерального закона. Заявка также может содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктом "д" пункта 2 части 1 статьи 43 данного Федерального закона.
В электронном документе "Требования к содержанию, составу заявки и инструкция" приложения к извещению о Закупке содержатся требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке, в том числе "предложение участника закупки о цене контракта".
На заседании Комиссии представитель Заказчика пояснил, что данный электронный документ является обобщенным для участия в конкурентных способах определения поставщика (подрядчика, исполнителя). При этом Закупка осуществляется конкурентным способом - электронный аукцион, соответственно, требование "предложение участника о цене контракта" при данном способе не применяется. Запросов на разъяснения по данному вопросу не поступало, при этом на участие в ЭА было подано четыре заявки, которые в своем составе не содержали предложений о цене контракта и были признаны соответствующими требованиям извещения о Закупке.
Комиссия, изучив информацию, размещенную в ЕИС, заявки участников Закупки, установила, что запросы на разъяснения положений извещения о Закупке не поступали, заявки участников Закупки не содержат предложений о цене контракта, заявки участников Закупки признаны соответствующими требованиям извещения о Закупке.
Таким образом, Комиссия пришла к выводу, что установленное требование к содержанию заявки: "предложение участника закупки о цене контракта", относится к иным конкурентным способам определения поставщика (подрядчика, исполнителя) и при проведении Закупки путем ЭА данное требование не применялось, соответственно, наличие данного требования не повлекло ограничения количества участников Закупки.
Заявитель доказательств обратного не представил.
Довод жалобы N 3 необоснованный.
На основании изложенного и руководствуясь частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе и Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, Комиссия
РЕШИЛА:
Признать жалобу необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии ____________________ Е.В. Фисенко
Члены комиссии:
____________________ С.Н. Парфирьева
_____________________ Л.Б. Шиханова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Камчатскому краю от 26 декабря 2023 г. N 041/06/106-577/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 28.12.2023