Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) на основании статей 99, 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе, Закон), Постановления Правительства РФ от 30.06.2021 N1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление N1078) в составе:
председатель Комиссии: <_> - начальник отдела контроля закупок;
члены Комиссии:
<_> - старший государственный инспектор отдела контроля закупок,
<_> - ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок, кворум соблюден,
рассмотрев обращение Заказчика - Министерства образования и науки УР о включении сведений в реестр недобросовестных поставщиков в отношении участника закупки ИП <_> (ИНН 183209654188) в связи с принятием решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения запроса котировок "N зз-38511-2023 Поставка оборудования (интерактивные панели) в целях реализации мероприятия по обеспечению образовательных организаций материально-технической базой для внедрения цифровой образовательной среды федерального проекта "Цифровая образовательная среда" национального проекта "Образование" (номер извещения в ЕИС - 0813500000123016547, далее - Запрос котировок),
на заседании Комиссии посредством видеоконференцсвязи в присутствии:
представителя ИП <_> - <_> (доверенность от 31.08.2023 б/н),
представителя Заказчика <_> (доверенность от 03.04.2023 N216),
в отсутствие представителей уполномоченного учреждения - ГКУ УР "Региональный центр закупок УР" (далее - Уполномоченное учреждение), уведомленных надлежащим образом о дате и времени рассмотрения дела,
УСТАНОВИЛА:
13.10.2023 Уполномоченное учреждение разместило в Единой информационной системе в сфере закупок (далее - ЕИС) извещение о проведении Запроса котировок.
Начальная (максимальная) цена контракта установлена в размере 8 616 300,00 рублей.
20.10.2023 - дата окончания срока подачи заявок.
Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 24.10.2023 NИЗК1 поступило три заявки на участие в Запросе котировок, победителем признан ИП <_>.
27.10.2023 между ИП <_> и Заказчиком был заключен контракт (далее - Контракт), согласно которому ИП принял на себя обязательство по поставке оборудования (интерактивные панели) в целях реализации мероприятия по обеспечению образовательных организаций материально-технической базой для внедрения цифровой образовательной среды федерального проекта "Цифровая образовательная среда" национального проекта "Образование" (далее - Товар). Цена Контракта 7 877 100,00 рублей.
В связи с неисполнением предпринимателем условий контракта Заказчиком 07.12.2023 принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, направлено обращение о включении сведений в реестр недобросовестных поставщиков.
Рассмотрев обращение Заказчика и документы, предоставленные в материалы дела в соответствии с частью 7 статьи 104 Закона о контрактной системе, осуществив в соответствии со статьей 99 Закона о контрактной системе внеплановую проверку, Комиссия Удмуртского УФАС России установила следующее.
Согласно п. 3.1. Контракта Поставщик самостоятельно доставляет Товар Заказчику по адресу: по адресам, указанным в Отгрузочной разнарядке (Приложение к Контракту), в срок исполнения контракта: 14 календарных дней с даты заключения контракта.
Таким образом, ИП <_> должен был поставить Товар не позднее 10.11.2023.
Согласно представленным в материалы дела документам и доказательствам, Заказчиком при формировании описания объекта закупки направлялся запрос коммерческих предложений поставщикам и производителям интерактивных панелей, в ответ на который было направлено предложение 3 организаций (ООО "РУ ДИСПЛЕЙС", ООО "Гефест Капитал", ООО "Объединенная поставочная компания"), подтвердивших возможность поставки изделий, соответствующих техническому заданию.
27.10.2023 предпринимателем заключен договор с производителем Товара - ООО "БИЭМ ГРУПП ИНТЕГРАТОР" - на поставку интерактивных панелей. Срок производства по указанному договору - до 06.11.2023.
09.11.2023 ООО "БИЭМ ГРУПП ИНТЕГРАТОР" направило предпринимателю письмо, согласно которому срок производства Товара сдвигается до 20.11.2023.
09.11.2023 ИП <_> направил в адрес Заказчика письмо о возникших сложностях, препятствующих исполнению Контракта со стороны ИП. Согласно письму, с учетом задержки производства Товара, планируемая дата поставки интерактивных панелей Заказчику - не позднее 30.11.2023.
13.11.2023 Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В соответствии с ч. 14 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 настоящей статьи. Данное правило не применяется в случае повторного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, которые в соответствии с гражданским законодательством являются основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.
Согласно сведениям, размещенным в ЕИС, 23.11.2023 предпринимателем осуществлена поставка товара в соответствии с отгрузочной накладной (счет-фактура N121 от 23.11.2023).
Таким образом, нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения было устранено ИП в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта.
На основании положений Закона о контрактной системе, Заказчик 23.11.2023 отменил не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
07.12.2023 Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, согласно которому, по результатам экспертизы поставки товара от 07.12.2023 поставленный предпринимателем Товар не соответствует положениям Контракта. Так, было установлено несоответствие Товара пунктам спецификации: "Толщина панели", "Безвентиляторное охлаждение", "Максимальный поддерживаемый объем накопителя дополнительного вычислительного блока", "Количество входов аудиосигнала микрофонного уровня", "Количество портов USB 2.0 дополнительного вычислительного блока", "Количество портов USB 3.0 и выше дополнительного вычислительного блока", "Количество портов USB 3.0", "Количество свободных портов USB 2.0 Type A на лицевой панели", "Объем накопителя встроенного вычислительного блока", "Размер диагонали".
Вместе с тем, несоответствие поставленного Товара пунктам "Максимальный поддерживаемый объем накопителя дополнительного вычислительного блока", "Количество портов USB 2.0 дополнительного вычислительного блока", "Количество портов USB 3.0" спецификации рассматривается как улучшающая характеристика. Вместе с тем, несоответствие других вышеперечисленных параметров является существенным ухудшением характеристик Товара.
К моменту рассмотрения настоящего дела Товар надлежащего качества не был поставлен Заказчику.
Согласно ч. 8, ст. 95 Закона о контрактной системе расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
В соответствии со ст. 309, ст. 310 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями; односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных Гражданским кодексом Российской Федерации, другими законами или иными правовыми актами.
ИП <_> принял на себя обязательство, которое должно быть выполнено.
В соответствии с частью 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
По смыслу статьи 104 Закона о контрактной системе реестр недобросовестных поставщиков является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры осуществления закупки обязательств, одним из последствий которой является включение в реестр недобросовестных поставщиков (в качестве санкции за допущенное нарушение), влекущее ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в торгах по размещению государственного и муниципального заказа.
С другой стороны, реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования отношений, определенных в общих положениях законодательства в сфере закупок, по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере закупок, следовательно, является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)" (далее - Постановление Правительства) утверждены Правила ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - Правила).
Согласно подпункту "а" пункта 13 Правил не позднее пяти рабочих дней со дня, следующего за днем поступления обращения, орган контроля рассматривает обращение, проводит проверку содержащихся в обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта либо о расторжении контракта по решению суда или об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, а также внеплановую проверку, предусмотренную пунктом 5 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе.
В соответствии с пп. "б" пункта 13 Правил по результатам рассмотрения обращения и проведения проверок, указанных в подпункте "а" пункта 13, принимает решение о включении информации об участнике закупки, о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр либо в случаях, предусмотренных пунктами 14 и 15 Правил, об отказе во включении участника закупки, поставщика (подрядчика, исполнителя) в реестр, а также выдает (при необходимости) предписание, предусмотренное пунктом 2 части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе, в случае выявления нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - законодательство Российской Федерации и иные нормативные правовые акты о контрактной системе в сфере закупок).
В рассматриваемом случае, Комиссией Удмуртского УФАС России, установлена совокупность обстоятельств, свидетельствующих о недобросовестном поведении ИП, выразившаяся в следующем.
Предприниматель не поставил товар по Контракту Заказчику, вместе с тем, ИП <_> мог совершить действия, направленные на недопущение рассмотрения вопроса о его включении в реестр недобросовестных поставщиков.
Согласно представленным в материалы дела документам и доказательствам, предприниматель получал от производителя необходимого к поставке Товара сведения о нарушении сроков производства закупаемых устройств. Вместе с тем, в материалы дела не представлено каких-либо доказательств того, что ИП <_> предпринимал попытки поиска других изготовителей Товара. Комиссия Удмуртского УФАС России также отмечает, что предприниматель при осуществлении поставки не убедился в соответствии передаваемого Товара техническому заданию, т.е. потребностям Заказчика.
Принимая решение об участии в процедуре закупки для государственных и муниципальных нужд и подавая соответствующую заявку, участник конкурентной процедуры несет риск наступления неблагоприятных для него последствий, предусмотренных Законом о контрактной системе, в случае совершения им действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе.
Действуя в рамках заключения и исполнения государственного контракта, участник закупки должен осознавать то обстоятельство, что он вступает в правоотношения по расходованию бюджетных средств на общественные экономически значимые цели, что требует от него большей степени ответственности при исполнении контрактных обязательств.
Реестр недобросовестных поставщиков является специальной мерой государственного принуждения, установленной законодателем в целях обеспечения добросовестного исполнения участником закупки принятых на себя в рамках контрактной системы обязательств.
Одним из последствий такого включения является ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в государственных и муниципальных закупках.
Другим немаловажным последствием является умаление деловой репутации, поскольку фактом включения лица в федеральный реестр недобросовестных поставщиков опровергается презумпция добросовестности такого лица как участника гражданских правоотношений. При этом реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, направленным на развитие конкуренции и предотвращение злоупотреблений в сфере закупок, и, следовательно, является механизмом защиты публичных интересов.
Конституционный Суд Российской Федерации в своих судебных актах неоднократно указывал, что применяемые государственными органами санкции, в том числе штрафного характера, должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, в том числе соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционно защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения (Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 30.07.2001 N 13-П, от 21.11.2002 N 15-П).
То есть в рассматриваемом случае ИП предпочел не исполнять условия контракта, соответственно должен был осознавать возможность наступления неблагоприятных последствий в случае одностороннего отказа Заказчика от исполнения Контракта и возможность включения сведений о предпринимателе в РНП.
На основании изложенного, Комиссия Удмуртского УФАС России приходит к выводу о недобросовестном поведении со стороны ИП <_>, так как ИП не предпринял меры, направленные на исполнение обязательств по Контракту, в то время как при должной осмотрительности должен был совершить все действия, направленные на исполнение принятых на себя обязательств в срок, установленный Контрактом.
Комиссия Удмуртского УФАС России, с учетом необходимости соблюдения баланса частных и публичных интересов, приходит к выводу о наличии достаточных оснований для включения сведений в отношении ИП <_> в реестр недобросовестных поставщиков.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 104 Закона о контрактной системе, Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N1078, Комиссия Удмуртского УФАС России,
РЕШИЛА:
1. Сведения в отношении ИП <_> (ИНН 183209654188) в связи с односторонним отказом Заказчика от исполнения контракта по результатам проведения запроса котировок "N зз-38511-2023 Поставка оборудования (интерактивные панели) в целях реализации мероприятия по обеспечению образовательных организаций материально-технической базой для внедрения цифровой образовательной среды федерального проекта "Цифровая образовательная среда" национального проекта "Образование" (номер извещения в ЕИС - 0813500000123016547) включить в реестр недобросовестных поставщиков сроком на 2 года.
2. Датой включения сведений в отношении ИП <_> (ИНН 183209654188) в реестр недобросовестных поставщиков считать дату размещения указанных сведений в единой информационной системе в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Настоящее решение может быть обжаловано в течение трех месяцев в Арбитражный суд Удмуртской Республики.
Дата события |
I раздел |
Дата регистрации контрольным органом обращения Заказчика |
II раздел |
III раздел |
Общая итоговая просрочка в днях (I+II+III разделы) |
|||||||||
|
Регламентированная дата направления Заказчиком сведений в контрольный орган |
Фактическая дата направления Заказчиком сведений |
Итого просрочка в днях по I разделу |
|
Регламентированная дата принятия решения |
Фактическая дата принятия решения |
Итого просрочка в днях по II разделу |
Регламентированный срок изготовления решения и размещения его в ЕИС |
Фактическая дата изготовления и размещения сведений в ЕИС |
Итого просрочка в днях по III разделу |
|
|||
19.12.2023 |
22.12.2023 |
19.12.2023 |
0 |
19.12.2023 |
26.12.2023 |
26.12.2023 |
0 |
29.12.2023 |
28.12.2023 |
0 |
0 |
|||
|
Председатель Комиссии:
Члены Комиссии
|
___________ <_>
___________ <_>
___________ <_> |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике от 26 декабря 2023 г. N 018/06/104-1104/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 28.12.2023