Резолютивная часть решения объявлена 21 декабря 2023 года.
Решение в полном объеме изготовлено 26 декабря 2023 года.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области по контролю соблюдения законодательства о закупках, торгах, порядке заключения договоров, порядке осуществления процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства (далее - Комиссия) в составе:
Председатель Комиссии: ///;
Члены Комиссии: ///;
с участием представителей Общества с ограниченной ответственностью "Центр инновационного протезирования и ортопедии "Эталон" (далее - ООО "ЦИПО "Эталон", заявитель) - ///, Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Иркутской области (далее - заказчик) - ///,
рассмотрев, в том числе посредством видео-конференц связи жалобу заявителя на действия комиссии по осуществлению закупок, связанные с проведением открытого конкурса в электронной форме для закупки N 0234100000123000474 "Выполнение работ по обеспечению в 2024 году протезов нижних конечностей", в порядке, предусмотренном статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее по тексту - Федеральный закон N 44-ФЗ),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области (далее - Иркутского УФАС России) поступила жалоба ООО "ЦИПО "Эталон" на действия комиссии по осуществлению закупок, связанные с проведением электронного аукциона.
Согласно доводам жалобы комиссией по осуществлению закупок заказчика допущены нарушения положений Федерального закона N 44-ФЗ, выразившиеся в неправомерном отклонении заявки заявителя на участие в электронном аукционе.
Заказчиком представлены возражения, согласно которым считает доводы жалобы необоснованными, а действия комиссии по осуществлению закупок правомерными.
В ходе рассмотрения жалобы Комиссией установлено, что заказчиком 23.11.2023 года в Единой информационной системе в сфере закупок на сайте www.zakupki.gov.ru размещено извещение о проведении открытого конкурса в электронной форме для закупки N 0234100000123000474 "Выполнение работ по обеспечению в 2024 году протезов нижних конечностей".
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 15 000 000 рублей 00 копеек.
Согласно Протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 14.12.2023 NИЭОК1 на участие в закупку подано 3 заявки от участников закупки. Победителем закупки признан участник закупки с номером заявки 115476660. Участники закупки с идентификационным номерами заявок 115540302, 115546427 отклонены от участия в закупки на основании пункта 4 части 12 статьи 48 Федерального закона N 44-ФЗ.
ООО "ЦИПО "Эталон", подавшее заявку на участие в закупке под идентификационным номером 115540302, отклонено от участия в закупке. В качестве обоснования принятого решения комиссией по осуществлению закупок указано следующее:
"Несоответствие требованиям нормативных правовых актов, принятых в соответствии с ст. 14 Закона N 44-ФЗ (Отклонение по п. 4 ч. 12 ст. 48 Закона N 44-ФЗ) не предоставление документов, предусмотренных п. 7 "Требований к содержанию, составу заявки и инструкции по ее заполнению" - номеров реестровых записей из реестра промышленной продукции произведенной на территории Российской Федерации, или евразийского реестра промышленных товаров государств - членов Евразийского экономического союза, порядок формирования и ведения которого устанавливается правом Евразийского экономического союза, и совокупного количества баллов за выполнение технологических операций (условий) на территории Российской Федерации, если это предусмотрено постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 2015 г. N 719 "О подтверждении производства промышленной продукции на территории Российской Федерации", совокупного количества баллов за выполнение на территории государств - членов Евразийского экономического союза технологических операций (условий), если это предусмотрено решением Совета Евразийской экономической комиссии от 23 ноября 2020 г. N 105 "Об утверждении Правил определения страны происхождения отдельных видов товаров для целей государственных (муниципальных) закупок" (при наличии), предусмотренных Постановлением Правительства РФ от 30 апреля 2020 г. N 617"Об ограничениях допуска отдельных видов промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Указанны номера реестровых записей иных производителей товара, а не участника закупки.
В соответствии п. 5.1.1, 5.1.10 Проекта ГК, являющемуся приложением к извещению, Исполнитель обязан выполнить работы, предусмотренные ГК своими силами, оборудованием, техническими средствами...., при этом не вправе привлекать третьих лиц (соисполнителей) для исполнения обязательств , предусмотренных ГК.
В связи с вышеуказанным участником закупки должны быть приложены номера реестровых записей в которых они являются производителями данного изделия.В связи с изложенным заявка приравнивается к заявке, в которой содержится предложение о поставке товара, происходящего из иностранного государства".
Не согласившись с решением комиссии по осуществлению закупок, заявитель обратился с жалобой в Иркутское УФАС России.
Комиссия Иркутского УФАС России, изучив доводы заявителя, возражения заказчика, изучив материалы по жалобе, приходит к следующим выводам.
В силу части 1 статьи 48 Федерального закона N 44-ФЗ электронный конкурс начинается с размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки.
Требования к извещению о проведении закупки установлены статьей 42 Федерального закона N 44-ФЗ, пунктом 15 части 1, пунктом 3 части 2 которой установлено, что извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать:
- информация об условиях, о запретах и об ограничениях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, в случае, если такие условия, запреты и ограничения установлены в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона;
- требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки.
Согласно части 3 статьи 14 Федерального закона N 44-ФЗ в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг, включая минимальную обязательную долю закупок российских товаров, в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг (далее - минимальная доля закупок), и перечень таких товаров, для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств размещают в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, если такими актами не установлено иное. В таких нормативных правовых актах устанавливается порядок подготовки обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, а также требования к его содержанию. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Федеральный орган исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок по поручению Правительства Российской Федерации устанавливает условия допуска для целей осуществления закупок товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, за исключением товаров, работ, услуг, в отношении которых Правительством Российской Федерации установлен запрет в соответствии с частью 3 настоящей статьи (часть 4 статьи 14 Федерального закона N 44-ФЗ).
Так, Постановлением Правительства РФ от 30.04.2020 N 617 "Об ограничениях допуска отдельных видов промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Постановление N 617) утвержден прилагаемый перечень отдельных видов промышленных товаров, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), в отношении которых устанавливаются ограничения допуска для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - перечень).
В извещении о проведении электронного аукциона в разделе "Ограничения" в строке "Условия допуска" установлено "Участникам, заявки или окончательные предложения которых содержат предложения о поставке товаров в соответствии с приказом Минфина России N 126н от 04.06.2018", в строке "Ограничения допуска" - "Постановление Правительства РФ от 30.04.2020 N 617 "Об ограничениях допуска отдельных видов промышленных товаров, происходящих из иностранных государств для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд"".
Пунктом 5 части 1 статьи 43 Федерального закона N 44-ФЗ заявка на участие в закупке должна содержать информацию и документы, предусмотренные нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии с частями 3 и 4 статьи 14 настоящего Федерального закона (в случае, если в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) установлены предусмотренные указанной статьей запреты, ограничения, условия допуска). В случае отсутствия таких информации и документов в заявке на участие в закупке такая заявка приравнивается к заявке, в которой содержится предложение о поставке товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами.
Пунктом 7 Постановления N 617 установлено, что для целей реализации настоящего постановления подтверждением страны происхождения отдельных видов промышленных товаров является одно из следующих условий:
а) указание номеров реестровых записей из реестра промышленной продукции, произведенной на территории Российской Федерации (далее - реестр российской промышленной продукции), а также информации о совокупном количестве баллов за выполнение технологических операций (условий) на территории Российской Федерации, если это предусмотрено постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 2015 г. N 719 "О подтверждении производства промышленной продукции на территории Российской Федерации" (для продукции, в отношении которой установлены требования о совокупном количестве баллов за выполнение (освоение) на территории Российской Федерации соответствующих операций (условий) (далее - совокупное количество баллов);
б) указание номеров реестровых записей из евразийского реестра промышленных товаров государств - членов Евразийского экономического союза, порядок формирования и ведения которого устанавливается правом Евразийского экономического союза (далее - евразийский реестр промышленных товаров), а также информации о совокупном количестве баллов за выполнение на территории государств - членов Евразийского экономического союза технологических операций (условий), если это предусмотрено решением Совета Евразийской экономической комиссии от 23 ноября 2020 г. N 105 "Об утверждении Правил определения страны происхождения отдельных видов товаров для целей государственных (муниципальных) закупок" (для продукции, в отношении которой установлены требования о совокупном количестве баллов).
Подтверждением страны происхождения товаров, указанных в перечне, является указание (декларирование) участником закупки в составе заявки номеров реестровых записей из реестра российской промышленной продукции или евразийского реестра промышленных товаров и совокупного количества баллов (при наличии). Номера реестровых записей и совокупное количество баллов (при наличии) о поставляемом товаре включаются в контракт (пункт 9 Постановления N 617).
Комиссией Иркутского УФАС России установлено, что в заявке ООО "ЦИПО "Эталон" указаны реестровые номера из реестра промышленной продукции, произведенной на территории Российской Федерации, оформленных на юридическое лицо ООО "Волгоградский специализированный ортопедический центр": 2805\4\2023, 2805\5\2023, 2805\6\2023, 2805\9\2023, 2805\10\2023, 2805\11\2023.
Пунктом 2.1 прикрепленного к извещению документа "Проект ГК ОК.37-23" установлено "В соответствии с настоящим Контрактом Исполнитель обязуется выполнить Работы, предусмотренные Техническим заданием (Приложение N1), а Заказчик обязуется оплатить выполненные Работы в порядке и на условиях, предусмотренных настоящим Контрактом".
В соответствии со статьей 1 проекта контракта "Работа - изготовлению в 2024 году протезов нижних конечностей".
Исходя из положений извещения о проведении электронного аукциона, положений проекта контракта объектом рассматриваемой закупки является выполнение работ по изготовлению ортопедических аппаратов.
Подлежащий заключению по результатам настоящей закупки контракт является по своей природе договором подряда, поскольку предполагает выполнение по заданию заказчика определенных работ и передачу результатов этих работ заказчику (пункт 1 статьи 702 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Пунктом 1 статьи 706 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что если из закона или договора подряда не вытекает обязанность подрядчика выполнить предусмотренную в договоре работу лично, подрядчик вправе привлечь к исполнению своих обязательств других лиц (субподрядчиков).
В соответствии с пунктом 5.1.10 проекта контракта "Исполнитель не вправе привлекать третьих лиц (соисполнителей) для исполнения обязательств, предусмотренных Контрактом".
Из приведенного положения контракта следует, что в рамках заключаемого по результатам рассматриваемой закупки контракта подрядчик (исполнитель) принимает на себя обязательство выполнять работы лично, без привлечения субподрядчиков (соисполнителей).
Таким образом, применительно к рассматриваемому электронному конкурсу участник закупки в целях подтверждения в соответствии с Постановлением N 617 страны происхождения предлагаемых им к изготовлению товаров должен представить в составе своей заявки документы, указывающие на возможность исполнить обязательства по подлежащему заключению контракту именно этим участником, а не иным лицом.
Из изложенного следует, что указание участником закупки в составе своей заявки номеров реестровых записей из реестра российской промышленной продукции, относящихся к иным производителям, не является надлежащим подтверждением таким участником страны происхождения товара.
В этой связи заявка такого участника закупки в силу части 1 статьи 43 Федерального закона N 44-ФЗ должна быть приравнена к заявке, в которой содержится предложение о поставке товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами.
Следует отметить, что в силу части 1 статьи 34, подпункта "д" пункта 1 части 2 статьи 51 Федерального закона N 44-ФЗ контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением, документацией о закупке, заявкой участника закупки, с которым заключается контракт; контракт должен содержать информацию, предусмотренную подпунктами "а", "б", "г", "е" и "п" пункта 1, подпунктами "а" и "б" пункта 2 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона.
Пунктом 9 Постановления N 617 установлено, что номера реестровых записей и совокупное количество баллов (при наличии) о поставляемом товаре включаются в контракт.
Таким образом, в случае, если ООО "ЦИПО "Эталон" будет допущен к участию в аукционе и признан победителем, то при направлении ему проекта контракта заказчик должен будет включить в проект контракта информацию о товаре, указанную в заявке, в том числе номера реестровых записей из реестра промышленной продукции.
Из доводов жалобы, а также пояснений представителя заявителя следует, что товар будет произведен ООО "ЦИПО "Эталон" лично, но по техническим условиям ООО "Волгоградский специализированный ортопедический центр".
При этом по условиям заключенного контракта производителем товара, чьи реестровые номера из реестра промышленных товаров будут указаны в контракте, является ООО "Волгоградский специализированный ортопедический центр".
Данные обстоятельства приведут к тому, что заказчик не сможет принять и оплатить изготовленные заявителем товары, поскольку они не будут соответствовать условия контракта.
В соответствии с пунктами 1-8 части 12 статьи 48 Федерального закона N 44-ФЗ установлено, что при рассмотрении вторых частей заявок на участие в закупке соответствующая заявка подлежит отклонению в случаях:
1) непредставления (за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом) участником закупки оператору электронной площадки в заявке на участие в закупке информации и документов, предусмотренных извещением об осуществлении закупки в соответствии с настоящим Федеральным законом (за исключением информации и документов, предусмотренных пунктами 2 и 3 части 6 статьи 43 настоящего Федерального закона), несоответствия таких информации и документов требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки;
2) непредставления информации и документов, предусмотренных пунктами 2 и 3 части 6 статьи 43 настоящего Федерального закона, несоответствия таких информации и документов требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки;
3) несоответствия участника закупки требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки в соответствии с частью 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки в соответствии с частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона;
4) предусмотренных нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона (за исключением случаев непредставления информации и документов, предусмотренных пунктом 5 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона);
5) непредставления информации и документов, предусмотренных пунктом 5 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона, если такие документы предусмотрены нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии с частью 3 статьи 14 настоящего Федерального закона (в случае установления в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона в извещении об осуществлении закупки запрета допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств);
6) выявления отнесения участника закупки к организациям, предусмотренным пунктом 4 статьи 2 Федерального закона от 4 июня 2018 года N 127-ФЗ "О мерах воздействия (противодействия) на недружественные действия Соединенных Штатов Америки и иных иностранных государств", в случае осуществления закупки работ, услуг, включенных в перечень, определенный Правительством Российской Федерации в соответствии с указанным пунктом;
7) предусмотренных частью 6 статьи 45 настоящего Федерального закона;
8) выявления недостоверной информации, содержащейся в заявке на участие в закупке.
С учетом вышеизложенного, Комиссия Иркутского УФАС России приходит к выводу, что комиссия по осуществлению закупок заказчика имела достаточные основания для признания заявки ООО "ЦИПО "Эталон" несоответствующей требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупок, следовательно, в действиях комиссии по осуществлению закупок нарушений не обнаружено, довод жалобы не нашел своего подтверждения.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия по контролю соблюдения законодательства о закупках, торгах, порядке заключения договоров, порядке осуществления процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "ЦИПО "Эталон" необоснованной.
2. Направить копии решения сторонам по жалобе.
3. Отменить процедуру приостановления определения поставщика в части подписания контракта.
Решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области от 26 декабря 2023 г.
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 26.12.2023