Резолютивная часть решения объявлена 26.12.2023 года.
Решение в полном объеме изготовлено 27.12.2023 года.
Комиссия Иркутского УФАС России по контролю соблюдения законодательства о закупках, торгах, порядке заключения договоров, порядке осуществления процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства (далее - Комиссия) в составе:
Председатель Комиссии: <_>;
Члены Комиссии: <_>; <_>;
при участии представителя Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской области (далее - Заказчик) <_>,
при участии представителя Общества с ограниченной ответственностью "Региональная юридическая служба" (далее - Общество, ООО "Региональная юридическая служба") <_>;
рассмотрев обращение Заказчика о включении информации в отношении Общества с ограниченной ответственностью "Региональная юридическая служба" в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - Реестр) в связи с уклонением победителя от заключения контракта по результатам проведения электронного аукциона "Прочая закупка товаров, работ, услуг. Оказание услуг по приему и реализации движимого имущества (за исключением заложенного), стоимость за единицу которого не превышает 500 000 (Пятьсот тысяч) рублей, арестованного во исполнение судебных решений или актов других органов, которым предоставлено право принимать решения об обращении взыскания на имущество на территории г. Иркутска и Иркутской области", извещение N0134400000723000018, в соответствии со статьей 104 Федерального закона от 05 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закона N 44-ФЗ), постановлением Правительства Российской Федерации Российской Федерации от 31 июня 2021 года N 1078 "О порядке веде
ния реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - постановление Правительства Российской Федерации от 31 июня 2021 года N1078), и в результате проведения внеплановой проверки в соответствии пунктом 5 части 15 статьи 99 Федерального закона N 44-ФЗ,
УСТАНОВИЛА:
в Иркутское УФАС России 20 декабря года поступило обращение Заказчика о включении информации в отношении ООО "Региональная юридическая служба" в Реестр.
В своем обращении Заказчик указывает, что ООО "Региональная юридическая служба" в предусмотренные Федеральным законом N44-ФЗ сроки не подписан проект контракта и не представлено обеспечение исполнения контракта, в связи с чем Заказчиком принято решение о признании участника закупки уклонившимся от заключения Контракта и направлении рассматриваемого обращения о включении информации в Реестр.
ООО "Региональная юридическая служба" представлены письменные пояснения о причинах уклонения от заключения контракта по результатам электронного аукциона с приложением подтверждающих документов, запрашиваемые в уведомлении Иркутского УФАС России. Согласно представленным пояснениям, у Общества отсутствовал умысел на уклонение от заключения контракта.
Комиссия, изучив изложенные обстоятельства, а также представленные участником закупки документы, приходит к выводу об отсутствии у ООО "Региональная юридическая служба" умысла в уклонении от подписания проекта контракта.
Порядок рассмотрения обращения о включении сведений в отношении поставщика (подрядчика, исполнителя) установлен статьей 104 Федерального закона N 44-ФЗ, а также Постановлением Правительства РФ N 1078.
Часть 1 статьи 104 Федерального закона N 44-ФЗ определяет, что ведение реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок.
Приказом Федеральной антимонопольной службы от 27.08.2007 г. N 267 "О ведении реестра недобросовестных поставщиков, включении и исключении сведений из реестра недобросовестных поставщиков, проведении проверок фактов уклонения участника размещения заказа от заключения государственного или муниципального контракта, осуществлении внеплановых проверок при рассмотрении сведений о недобросовестных поставщиках" на территориальные органы ФАС России возложены функции по рассмотрению сведений о недобросовестных поставщиках и проведению проверок фактов уклонения от заключения государственного или муниципального контракта на территории осуществления деятельности территориальных органов ФАС России.
Пункт 13 Постановления Правительства РФ N 1078 определяет, что орган контроля осуществляет не позднее пяти рабочих дней со дня, следующего за днем поступления обращения, проводит проверку содержащихся в обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта либо о расторжении контракта по решению суда или об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, а также внеплановую проверку, предусмотренную пунктом 5 части 15 статьи 99 Федерального закона, при этом.
В соответствии с частью 7 статьи 104 Федерального закона N 44-ФЗ в течение пяти рабочих дней с даты поступления документов и информации, указанных в частях 4 - 6 статьи 104 Федерального закона N 44-ФЗ, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, осуществляет проверку содержащихся в указанных документах и информации фактов
Согласно части 2 статьи 104 Федерального закона N 44-ФЗ информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, включается в Реестр.
В ходе рассмотрения обращения Комиссией установлено, что заказчиком 19 октября 2023 года в единой информационной системе в сфере закупок, на сайте www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) размещено Извещение об осуществлении электронного аукциона N 0134400000723000018 "Прочая закупка товаров, работ, услуг. Оказание услуг по приему и реализации движимого имущества (за исключением заложенного), стоимость за единицу которого не превышает 500 000 (Пятьсот тысяч) рублей, арестованного во исполнение судебных решений или актов других органов, которым предоставлено право принимать решения об обращении взыскания на имущество на территории г. Иркутска и Иркутской области" (далее - Извещение).
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 250 000 рублей 00 копеек.
Датой окончания срока подачи заявок является 27 октября 2023 года.
Согласно протоколу подачи ценовых предложений от 27.10.2023 NЦПА1 на участие в закупке поступило 11 заявок.
Протокол подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 30.10.2023 N ИЭА1 размещен заказчиком в Единой информационной системе 30 октября 2023 года.
Победителем электронного аукциона N 0134400000723000018 "Прочая закупка товаров, работ, услуг. Оказание услуг по приему и реализации движимого имущества (за исключением заложенного), стоимость за единицу которого не превышает 500 000 (Пятьсот тысяч) рублей, арестованного во исполнение судебных решений или актов других органов, которым предоставлено право принимать решения об обращении взыскания на имущество на территории г. Иркутска и Иркутской области" было признано ООО "Ульгэр".
Тем не менее, ООО "Ульгэр", являясь победителем электронного аукциона N 0134400000723000018, уклонилось от заключения контракта.
В соответствии с пунктом 1 части 7 статьи 51 Федерального закона N 44-ФЗ если участник закупки в соответствии с частью 6 настоящей статьи признан уклонившимся от заключения контракта заказчик в порядке, установленном настоящей статьей, заключает контракт с участником закупки, заявке которого в соответствии с настоящим Федеральным законом присвоен следующий порядковый номер и который не отозвал такую заявку в соответствии с настоящим Федеральным законом, в случае:
В связи с уклонением ООО "Ульгэр" от заключения контракта проект контракта Заказчиком был направлен второму участнику закупки ООО "Тон".
В связи с уклонением ООО "Тон" от заключения контракта проект контракта Заказчиком был направлен третьему участнику закупки ООО "Комплект-Техника".
В связи с уклонением ООО "Комплект-Техника" от заключения контракта проект контракта Заказчиком был направлен четвертому участнику закупки ИП Логинов Р.С.
В связи с уклонением ИП Логинова Р.С. от заключения контракта проект контракта Заказчиком был направлен пятому участнику закупки ООО "Региональная юридическая служба".
Согласно материалам дела проект контракта направлен Заказчиком ООО "Региональная юридическая служба" 12 декабря 2023 года.
Порядок заключения контракта по результатам электронного аукциона урегулирован статьей 51 Федерального закона N 44-ФЗ.
В соответствии с пунктом 1 частью 2 статьи 51 Федерального закона N 44-ФЗ не позднее двух рабочих дней, следующих за днем размещения в единой информационной системе протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) заказчик формирует с использованием единой информационной системы и размещает в единой информационной системе (без размещения на официальном сайте) и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) без своей подписи проект контракта.
Во исполнение указанной нормы Заказчиком 12 декабря 2023 года в единой информационной системе и на электронной площадке размещен проект контракта для подписания его ООО "Региональная юридическая служба".
Частью 3 статьи 51 Федерального закона N44-ФЗ предусмотрено, что не позднее пяти рабочих дней, следующих за днем размещения заказчиком в соответствии с частью 2 настоящей статьи проекта контракта, участник закупки, с которым заключается контракт, осуществляет одно из следующих действий:
1) подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени участника закупки, проект контракта и одновременно размещает на электронной площадке подписанный проект контракта, а также документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта в соответствии с настоящим Федеральным законом (за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом). При этом такой участник закупки:
а) в случаях, предусмотренных статьей 37 настоящего Федерального закона, одновременно представляет заказчику информацию и документы, предусмотренные указанной статьей;
б) вносит на счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику, денежные средства в размере платы, подлежащей внесению за заключение контракта, предложенной таким участником закупки (если по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с настоящим Федеральным законом определен размер платы, подлежащей внесению участником закупки за заключение контракта);
2) формирует, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени участника закупки, и размещает на электронной площадке и в единой информационной системе (с использованием электронной площадки, без размещения на официальном сайте) протокол разногласий;
3) формирует, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени участника закупки, и размещает на электронной площадке отказ от заключения контракта в случае, предусмотренном пунктом 1 части 17.2 статьи 95 настоящего Федерального закона.
Согласно части 4 статьи 96 Федерального закона N44-ФЗ контракт заключается после предоставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Исполнение контракта, гарантийные обязательства могут обеспечиваться предоставлением независимой гарантии, соответствующей требованиям статьи 45 настоящего Федерального закона, или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику (часть 3 статьи 96 Федерального закона N 44-ФЗ).
Таким образом, с учетом вышеназванных положений Федерального закона N44-ФЗ, Обществу необходимо было подписать представленный проект контракта и разместить на электронной площадке протокол разногласий, а также документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта в форме независимой гарантии или платежного поручения, подтверждающего внесения денежных средств на указанный Заказчиком счет, в срок до 19 декабря 2023 года.
Комиссией установлено, Общество 16 декабря 2023 года опубликовало на электронной площадке протокол разногласий к проекту Контракта.
Причиной размещения протокола разногласий послужило неверное указание реквизитов в проекте контракта.
На основании части 5 статьи 51 Федерального закона N 44-ФЗ системе не позднее одного рабочего дня, следующего за датой размещения заказчиком информации и документов в соответствии с пунктом 2 или 3 части 4 настоящей статьи, участник закупки, с которым заключается контракт, осуществляет действия, предусмотренные пунктом 1 части 3 настоящей статьи (подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени участника закупки, проект контракта и одновременно размещает на электронной площадке подписанный проект контракта, а также документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта в соответствии с настоящим Федеральным законом).
Таким образом, с учетом вышеназванных положений Федерального закона N44-ФЗ, Обществу необходимо было в течении одного рабочего дня с даты размещения проекта контракта, подписать представленный проект контракта и разместить на электронной площадке документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта в форме независимой гарантии или платежного поручения, подтверждающего внесения денежных средств на указанный заказчиком счет, в срок до 19 декабря 2023 года включительно.
Комиссией установлено, что в предусмотренные законом сроки Обществом не был подписан проект контракта и не представлено обеспечение исполнения контракта.
В связи с тем, что по состоянию на 19 декабря 2023 года срок подписания победителем аукциона проекта контракта истек, протоколом от 20 декабря 2023 года победитель аукциона был признан уклонившимся от подписания контракта.
В соответствии с частью 6 статьи 51 Федерального закона N 44-ФЗ в случае, если участником закупки, с которым заключается контракт, не выполнены требования, предусмотренные частью 3 и частью 5 настоящей статьи, такой участник закупки считается уклонившимся от заключения контракта.
Следовательно, ООО "Региональная юридическая служба" является уклонившимся от заключения контракта в силу части 6 статьи 51 Федерального закона N44-ФЗ, так как им не подписан проект контракта в установленные частью 3 статьи 51 Федерального закона N44-ФЗ сроки.
20 декабря 2023 года Заказчиком был опубликован протокол признания участника уклонившимся от заключения контракта.
Сложившаяся правоприменительная практика относит к непреодолимой силе такие чрезвычайные события, как землетрясение, извержение вулкана, наводнение, засуха, ураган, цунами, сель, а также военные действия, эпидемии, крупномасштабные забастовки, техногенные аварии и другие обстоятельства, при наличии которых нормальный ход развития экономических и правовых отношений невозможен.
Пленум Верховного Суда Российской Федерации в пункте 8 постановления от 24 марта 2016 года N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств" разъясняет, что требование чрезвычайности подразумевает исключительность рассматриваемого обстоятельства, наступление которого не является обычным в конкретных условиях; что, если иное не предусмотрено законом, обстоятельство признается непредотвратимым, если любой участник гражданского оборота, осуществляющий аналогичную с должником деятельность, не мог бы избежать наступления этого обстоятельства или его последствий. При этом Пленум Верховного Суда Российской Федерации указывает, что не могут быть признаны непреодолимой силой обстоятельства, наступление которых зависело от воли или действий стороны обязательства, например, отсутствие у должника необходимых денежных средств, нарушение обязательств его контрагентами, неправомерные действия его представителей.
Под чрезвычайностью понимается исключительность, выход за пределы "нормального", обыденного, необычайность для тех или иных жизненных условий, что не относится к жизненному риску и не может быть учтено ни при каких обстоятельствах. Чрезвычайный характер непреодолимой силы не допускает квалификации в качестве таковой любого жизненного факта, ее отличие от случая в том, что она имеет в основе объективную, а не субъективную непредотвратимость (определение Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2015 года N 306-ЭС14-7853 по делу N А65-29455/2013).
Таким образом, участник закупки принимая участие в закупке, должно осознавать все связанные с таким участием риски и возможность наступления для него неблагоприятных последствий в случае непредставления обоснования предлагаемой цены контракта.
Вместе с тем, Комиссия не находит оснований для включения информации в отношении ООО "Региональная юридическая служба" в Реестр, поскольку его недобросовестность и отсутствие у него намерения на заключение контракта не подтверждается имеющимися материалами дела.
Из пояснений ООО "Региональная юридическая служба" следует, что у него присутствовало намерение заключить контракт и исполнить его в полном объеме, вместе с тем, в связи с технической ошибкой им был пропущен срок подписания контракта.
Комиссией установлено, что 18 декабря 2023 года ООО "Региональная юридическая служба" в качестве обеспечения исполнения контракта была представлена банковская гарантия N1431296/03-БЭГ/23, выданная Обществом с ограниченной ответственностью "Инбанк".
По мнению Иркутского УФАС России, данные обстоятельства не могут свидетельствовать о намеренном уклонении участника закупки от заключения контракта.
Из смысла статьи 104 Федерального закона N 44-ФЗ следует, что реестр недобросовестных поставщиков является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры размещения государственного или муниципального заказа обязательств. Термин "уклонение от заключения контракта" предполагает не только формальное нарушение требований законодательства, но и отсутствие реального намерения заключить и исполнить контракт.
Проанализировав обстоятельства дела, представленные доказательства, пояснения сторон, принимая во внимание отсутствие технической возможности подписания проекта контракта, а также действия ООО "Региональная юридическая служба"", направленные на заключение контракта, Комиссия Иркутского УФАС России пришла к выводу об отсутствии в действиях ООО "Региональная юридическая служба" недобросовестного поведения, что применительно к части 2 статьи 104 Федерального закона N44-ФЗ является необходимым условием для включения сведений в реестр недобросовестных поставщиков.
На основании изложенного, Комиссия Иркутского УФАС России приходит к выводу об отсутствии оснований для включения сведений в отношении ООО "Региональная юридическая служба" в реестр недобросовестных поставщиков.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 104 Федерального закона от 05 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", постановлением Правительства Российской Федерации от 31 июня 2021 года N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - постановление Правительства Российской Федерации Российской Федерации от 31 июня 2021 года N 1078), Комиссия
РЕШИЛА:
1. Сведения, представленные заказчиком в отношении Общества с ограниченной ответственностью "Региональная юридическая служба" (<_>), в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) не включать;
2. Сведения об учредителе Общества с ограниченной ответственностью "Региональная юридическая служба" (<_>), в лице, исполняющем функции единоличного исполнительного органа (<_>) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) не включать;
3. Копии решения направить сторонам по обращению.
Решение, принятое по результатам рассмотрения обращения заказчика, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня его принятия.
Председатель комиссии |
|
<_> |
Члены комиссии |
|
<_> |
|
|
<_> |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области от 27 декабря 2023 г.
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 27.12.2023