Комиссия Ямало-Ненецкого УФАС России по контролю в сфере закупок, торгов, иных способов закупок и порядка заключения договоров на территории Ямало-Ненецкого автономного округа, (далее - Комиссия, Управление) в составе:
Председателя Комиссии:
<__>;
Членов Комиссии:
<__>;
<__>,
При участии:
от Заявителя - представитель по доверенности;
от Уполномоченного органа - представитель по доверенности,
рассмотрев посредством системы видеоконференцсвязи жалобу ИП Хуснутдинов Данис Дамирович на действия комиссии по осуществлению закупок при осуществлении закупки способом электронного аукциона на поставку демонстрационного оборудования, начальная (максимальная) цена контракта - 17 967 000,00 рублей (извещение N 0190300000723000930), на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок Российской Федерации - www.zakupki.gov.ru (далее - Аукцион, Официальный сайт) и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Управление поступила жалоба Заявителя на действия комиссии по осуществлению закупок.
Заявитель считает, что действия комиссии по осуществлению закупок противоречат требованиям Закона о контрактной системе.
Уполномоченный орган, Заказчик представили возражения в которых сообщили, что при проведении Аукциона, действовали в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
Согласно извещению, об осуществлении закупки, прилагаемым к извещению документам, протоколам, составленным при осуществлении закупки:
1) извещение размещено в единой информационной системе в сфере закупок (далее -ЕИС) на Официальном сайте;
2) дата и время начала срока подачи заявок 01.12.2023 08:50 (Мск+2);
3) дата и время окончания срока подачи заявок - 11.12.2023 08:00 (Мск+2);
4) дата проведения процедуры подачи предложений о цене контракта либо о сумме цен единиц товара, работы, услуги - 11.12.2023;
5) дата подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - 13.12.2023.
Жалоба подана в соответствии с Законом о контрактной системе, с соблюдением требований, предусмотренных статьей 105 Закона о контрактной системе.
Из жалобы Заявителя следует, что при изучении проекта Контракта, опубликованного Заказчиком, в нарушение ч.9 ПП РФ N 617 не указаны реестровые номера из Реестра промышленной продукции. Соответственно Комиссия по осуществлению закупок неправильно применила положения Постановления Правительства N 617 в связи с чем неправомерно осуществила допуск всех участников без проверки требований согласно ПП РФ N 617.
Из возражений Уполномоченного органа следует, что в действиях комиссии по осуществлению закупок отсутствуют нарушения требований закона о контрактной системе, так как при рассмотрении заявок Постановление Правительства N 617 не было применено, Комиссия действовала правомерно, признав всех участников закупки соответствующими.
Проанализировав материалы дела, доводы на жалобу, проведя, в соответствии с п. 1 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе, внеплановую проверку соблюдения Заказчиком требований Закона о контрактной системе при осуществлении вышеуказанной закупки, Комиссия пришла к следующим выводам.
В силу части 3 статьи 14 Закона о контрактной системе в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг, включая минимальную обязательную долю закупок российских товаров, в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг (далее - минимальная доля закупок), и перечень таких товаров, для целей осуществления закупок.
В соответствии с пунктом 15 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее в том числе информацию об условиях, о запретах и об ограничениях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, в случае, если такие условия, запреты и ограничения установлены в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона;
Согласно пункту 5 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе для участия в конкурентном способе заявка на участие в закупке, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должна содержать, в том числе информацию и документы, предусмотренные нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии с частями 3 и 4 статьи 14 настоящего Федерального закона (в случае, если в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) установлены предусмотренные указанной статьей запреты, ограничения, условия допуска). В случае отсутствия таких информации и документов в заявке на участие в закупке такая заявка приравнивается к заявке, в которой содержится предложение о поставке товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами.
В силу пункта 4 части 12 статьи 48 Закона о контрактной системе при рассмотрении вторых частей заявок на участие в закупке соответствующая заявка подлежит отклонению в случаях, предусмотренных нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона (за исключением случаев непредставления информации и документов, предусмотренных пунктом 5 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона).
В соответствии с подпунктом "а" пункта 1 части 5 статьи 49 Закона о контрактной системе члены комиссии по осуществлению закупок не позднее двух рабочих дней со дня, следующего за датой окончания срока подачи заявок на участие в закупке, но не позднее даты подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), установленной в извещении об осуществлении закупки члены комиссии по осуществлению закупок рассматривают заявки на участие в закупке, информацию и документы, направленные оператором электронной площадки в соответствии с пунктом 4 части 4 настоящей статьи, и принимают решение о признании заявки на участие в закупке соответствующей извещению об осуществлении закупки или об отклонении заявки на участие в закупке по основаниям, предусмотренным пунктами 1 - 8 части 12 статьи 48 настоящего Федерального закона.
Во исполнение требований статьи 14 Закона о контрактной системе принято Постановление Правительства РФ от 30.04.2020 N 617 "Об ограничениях допуска отдельных видов промышленных товаров, происходящих из иностранных государств для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд", (далее - Постановление N 617).
Постановлением N 617 утвержден перечень отдельных видов промышленных товаров, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), в отношении которых устанавливаются ограничения допуска для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - перечень), где пунктом 2 установлено, что для целей осуществления закупок отдельных видов промышленных товаров, включенных в перечень, заказчик отклоняет все заявки, содержащие предложения о поставке отдельных видов промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, за исключением государств - членов Евразийского экономического союза (далее - заявки), при условии, что на участие в закупке подана одна (или более) заявка, удовлетворяющая требованиям извещения об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если Федеральным законом "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" предусмотрена документация о закупке), которая содержит предложения о поставке отдельных видов промышленных товаров, страной происхождения которых являются только государства - члены Евразийского экономического союза.
В пункте 7 Постановления N 617 установлено, что для целей реализации настоящего постановления подтверждением страны происхождения отдельных видов промышленных товаров является одно из следующих условий:
а) указание номеров реестровых записей из реестра промышленной продукции, произведенной на территории Российской Федерации (далее - реестр российской промышленной продукции), а также информации о совокупном количестве баллов за выполнение технологических операций (условий) на территории Российской Федерации, если это предусмотрено постановлением Правительства Российской Федерации от 17.07.2015 N 719 "О подтверждении производства промышленной продукции на территории Российской Федерации" (для продукции, в отношении которой установлены требования о совокупном количестве баллов за выполнение (освоение) на территории Российской Федерации соответствующих операций (условий) (далее - совокупное количество баллов);
б) указание номеров реестровых записей из евразийского реестра промышленных товаров государств - членов Евразийского экономического союза, порядок формирования и ведения которого устанавливается правом Евразийского экономического союза (далее - евразийский реестр промышленных товаров), а также информации о совокупном количестве баллов за выполнение на территории государств - членов Евразийского экономического союза технологических операций (условий), если это предусмотрено решением Совета Евразийской экономической комиссии от 23.11.2020 г. N 105 "Об утверждении Правил определения страны происхождения отдельных видов товаров для целей государственных (муниципальных) закупок" (для продукции, в отношении которой установлены требования о совокупном количестве баллов).
В силу пункта 9 Постановления N 617 подтверждением страны происхождения товаров, указанных в перечне, является указание (декларирование) участником закупки в составе заявки номеров реестровых записей из реестра российской промышленной продукции или евразийского реестра промышленных товаров и совокупного количества баллов (при наличии).
Номера реестровых записей и совокупное количество баллов (при наличии) о поставляемом товаре включаются в контракт.
Таким образом, при отсутствии в заявке на участие в электронном аукционе документов, предусмотренных нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии со статьей 14 Закона о контрактной системе, или копий таких документов эта заявка приравнивается к заявке, в которой содержится предложение о поставке товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами.
Комиссией Ямало-Ненецкого УФАС России установлено, что объектом закупки является поставка демонстрационного оборудования, (код позиции 32.99.53.130 "Приборы, аппаратура и устройства учебные и демонстрационные"), которые включены в перечень продукции, утвержденный Постановлением N 617. Следовательно, Заказчик обязан применять ограничение на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств.
Согласно п. 2 Требований к содержанию заявки на участие в электронном аукционе и инструкции по ее заполнению Заказчиком установлены ограничения допуска отдельных видов промышленных товаров, происходящих из иностранных государств в соответствии с Постановлением N 617, для подтверждения соответствия отдельных видов промышленных товаров, включенных в перечень участник закупки в составе заявки на участие в закупке, представляет следующие документы и (или) информацию соответственно:
- указание (декларирование) участником закупки в составе заявки номеров реестровых записей из реестра российской промышленной продукции или евразийского реестра промышленных товаров и совокупного количества баллов (при наличии).
Из Протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 13.12.2023 NИЭА1 следует, что в закупке приняли участие четыре заявки участников из которых все признаны соответствующими.
По итогам вышеуказанного протокола победителем признан участник с идентификационным номером 81.
Изучив заявки участников Комиссия установила, что участниками закупки с идентификационными номерами заявок 158, 36, в том числе победителем (заявка номер 81) в составе заявки не были представлены номера реестровых записей из реестра российской промышленной продукции.
Заявитель (заявка номер 35), представил в составе заявки выписки с номерами реестровых записей:
- 3708\16\2023 - Учебный комплект по изучению курса физики СШ2205. Лаборатория по физике (Комплект предназначен для изучения общих физических законов природы, свойств и строения материи, законов ее движения и правил трансформации);
- 4244\7\2022 - Цифровая лаборатория по физике (ученическая) Z.Labs. Лаборатория по физике (Цифровая лаборатория по физики (ученическая) Z.Labs позволяет выполнять лабораторные работы по предмету "Физика" на уроках и во внеурочной деятельности учащихся, в том числе в экспериментальной проектно-исследовательской деятельности при основных и дополнительных общеобразовательных программ по предмету "Физика");
- 5467\7\2022 - Цифровая лаборатория для начальных классов по естествознанию (комплект обучающегося) Z.Labs ЦЛ6972. Лаборатория по естествознанию (Цифровая лаборатория для начальных классов по естествознанию (комплект обучающегося) Z.Labs предназначена для развития у обучающихся естественно-научной грамотности, формирования критического и креативного мышления, совершенствования навыков естественно-научной и технологической направленностей);
- 5467\10\2022 - Цифровая лаборатория по естествознанию Z.Labs ЦЛ6976. Лаборатория по естествознанию (Цифровая лаборатория по естествознанию Z.Labs предназначена для развития у обучающихся естественно-научной грамотности, формирования критического и креативного мышления, совершенствования навыков естественно-научной и технологической направленностей;
- 5467\11\2022 - Цифровая лаборатория для исследований окружающей среды, природных и искусственных материалов Z.Labs ЦЛ 6979. Лаборатория для исследований окружающей среды, природных и искусственных материалов Z.Labs предназначена для развития у обучающихся естественно-научной грамотности, формирования критического и креативного мышления, совершенствования навыков естественно-научной и технологической направленностей;
- 5467\12\2022 - Цифровая лаборатория для ученика Z.Labs ЦЛ 6977. Лаборатория для ученика Z.Labs предназначена для развития у обучающихся естественно-научной грамотности, формирования критического и креативного мышления, совершенствования навыков естественно-научной и технологической направленностей.
На заседании Комиссии установлено, что по потребности Заказчика в поставку входят 12 товаров, заявитель жалобы предоставил 6 выписок из реестра российской промышленной продукции, часть выписок на требуемый товар отсутствует, также Заказчику требуются совсем иные товары с иными предметными областями применения, а именно:
- Лабораторный комплект (набор) по электродинамике;
- Комплект для лабораторного практикума по механике - предметная область "Физика";
- Комплект для лабораторного практикума по молекулярной физике - предметная область "Химия"; тип пользователя Учитель;
- Набор по изучению альтернативных источников энергии - предметная область "Биология"; тип пользователя Учитель;
- Лабораторный комплект (набор) по оптике - предметная область "Экология";
- Цифровая лаборатория для школьников - предметная область "География";
- Цифровая лаборатория для школьников - предметная область "Естествознание (Окружающий мир)";
- Цифровая лаборатория для школьников - предметная область "Естествознание (Окружающий мир)";
- Цифровые лаборатории для школьников, состав: Модуль ветроэлектроэнергетика, Модуль гидроэлектроэнергетика, Модуль солнечная электроэнергетика.
На заседании Комиссии представитель Уполномоченного органа также сообщил, что отсутствующие выписки у участника содержатся в реестре российской промышленной продукции (Набор демонстрационный по электродинамике, Цифровая лаборатория по химии для учителя Z.Labs ЦЛ6974, Цифровая лаборатория по химии для учителя, Цифровая лаборатория по биологии для учителя Z.Labs ЦЛ 6975, Цифровая лаборатория по биологии для учителя, Цифровая лаборатория по географии Z.Labs).
На основании вышеизложенного Комиссия установила, что требуемые выписки участниками в составе заявки не представлены выписки из реестра промышленной продукции, по позициям необходимых к закупке товаров.
Следовательно, такие заявки приравниваются к заявке содержащей предложения о поставке отдельных видов промышленных товаров, происходящих из иностранных государств и не отклоняются в соответствии с ограничениями, установленными Постановлением N 617.
При таких обстоятельствах, номера реестровых записей и совокупное количество баллов (при наличии) о поставляемом товаре не включаются в контракт.
Вместе с тем на заседание Комиссии Заявитель не представил в составе жалобы однозначных и объективных доказательств, подтверждающих обоснованность довода, изложенного в жалобе.
Таким образом изучив требования извещения о проведении закупки, а также заявки участников закупки Комиссия приходит к выводу об отсутствии в действиях Комиссии по осуществлению закупок нарушений требований Закона о контрактной системе и правомерном допуске заявок участников, так как Постановление Правительства РФ от 30.04.2020 N 617 "Об ограничениях допуска отдельных видов промышленных товаров, происходящих из иностранных государств для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" в данном случае не было применено в связи с чем довод Заявителя не находит своего подтверждения и является необоснованным.
На основании изложенного, руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, пунктом 3.30 Административного регламента, Комиссия,
РЕШИЛА:
Признать жалобу ИП Хуснутдинов Данис Дамирович на действия комиссии по осуществлению закупок при осуществлении закупки способом электронного аукциона на поставку демонстрационного оборудования, начальная (максимальная) цена контракта - 17 967 000,00 рублей (извещение N 0190300000723000930), необоснованной.
Председатель Комиссии: <__>
Члены Комиссии: <__>
<__>
Примечание: В соответствии с частью 9 статьи 106 Закона о контрактной системе, решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ямало-Ненецкому автономному округу от 22 декабря 2023 г. N 089/06/49-1023/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 27.12.2023