Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан по контролю в сфере закупок в составе:
Председатель Комиссии - начальник отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан - Исламгулов С.Ф.
члены Комиссии:
- заместитель начальника отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан - Гареев Д.Р.;
- ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан - Хлебников М.В.;
дистанционно в присутствии представителя Заказчика
УСТАНОВИЛА:
В адрес Башкортостанского УФАС России поступило заявление Заказчика о включении ООО "Монолитстрой" (далее - Исполнитель) в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по проведенному электронному аукциону N 0801500001123001673 "Капитальный ремонт помещений для размещения
комплекса рентгеновского диагностического "Диаком" в поликлинике ГБУЗ РБ ГКБ Демского района г. Уфы, расположенного по адресу: 450095, Республика Башкортостан, г. Уфа, Демский район, ул. Дагестанская, д. 13, корпус А".
В соответствии с ч.7 ст.104 Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) Башкортостанским УФАС России проведена проверка факта неисполнения обязанностей по контракту.
Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан как уполномоченный орган при решении вопроса о включении информации о лице в реестр недобросовестных поставщиков, в каждом случае должно дать полную и объективную оценку всем фактическим обстоятельствам дела.
Рассмотрев представленные Заказчиком документы, Комиссией Башкортостанского УФАС России по решению вопроса о включении информации об Обществе в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) либо отказе от включения такой информации в указанный реестр, установлено следующее.
15.11.2023 г. между Исполнителем и Заказчиком был заключен контракт N 30-1673/КР.
Комиссией установлено, что в контракте имеются следующие условия:
Предметом контракта является Капитальный ремонт помещений для размещения комплекса рентгеновского диагностического "Диаком" в поликлинике ГБУЗ РБ ГКБ Демского района г. Уфы, расположенного по адресу: 450095, Республика Башкортостан, г. Уфа, Демский район, ул. Дагестанская, д. 13, корпус А.
Место выполнения работ: 450095, Республика Башкортостан, г. Уфа, Демский район, ул. Дагестанская, д. 13, корпус А.
Подрядчик обязуется в установленный контрактом срок выполнить капитальный ремонт (далее - Работы) помещений для размещения комплекса рентгеновского диагностического "Диаком" в поликлинике ГБУЗ РБ ГКБ Демского района г. Уфы, расположенного по адресу: 450095, Республика Башкортостан, г. Уфа, Демский район, ул. Дагестанская, д. 13, корпус А. (далее - "Объект").
1.4. Подрядчик осуществляет Работы по Контракту в соответствии с требованиями Градостроительного кодекса Российской Федерации и законодательства Российской Федерации.
1.5. Подрядчик обязуется завершить Работы и сдать Объект, готовый к эксплуатации, в срок согласно с Описанием объекта закупки (Приложение N2, являющееся неотъемлемой частью настоящего Контракта), Ведомостью объемов работ (Приложение N3, являющееся неотъемлемой частью настоящего Контракта), Сметой контракта (Приложение N4, являющееся неотъемлемой частью настоящего Контракта), строительными нормами, правилами, действующим законодательством а также в соответствии с условиями исполнения Контракта.
В соответствии частью 8 ст.95 Закона о контрактной системе расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
В соответствии с частью 9 ст.95 Закона о контрактной системе Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом РФ для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, что это было предусмотрено контрактом.
Согласно ч. 2 ст. 410 Гражданского кодекса РФ, в случае одностороннего отказа от договора (исполнения договора) полностью или частично, если такой отказ допускается, договор считается расторгнутым или измененным.
В силу ч.12.1 ст.95 Закона о контрактной системе, в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе.
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В соответствии с ч.13 ст.95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
01.12.2023 года Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Исходя из положения ч.2 ст.104 Закона о контрактной системе, в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
Основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое уклонение лица от заключения контракта или от исполнения условий контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Федерального закона N 44-ФЗ, нарушающее права заказчика относительно условий (выявленных им как лучшие) и срока исполнения контракта, которые связаны прежде всего с эффективным использованием бюджетных средств и в предусмотренном бюджетным законодательством порядке.
В судебных актах Конституционного Суда Российской Федерации (Постановления от 30.07.2001 N 13-П, от 21.11.2002 N 15-П, Определения от 07.06.2001 N 139-О, от 07.02.2002 N 16-О) отражено, что применяемые государственными органами санкции должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, соответствовать принципу юридического равенства, и быть соразмерными конституционно защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения.
Федеральный закон N 44-ФЗ не содержит безусловной обязанности уполномоченного органа включать представленные заказчиком сведения о поставщике в соответствующий реестр без оценки его действий в каждом конкретном случае.
Односторонний отказ заказчика от исполнения контракта является специальным правовым институтом Закона о контрактной системе, которым заказчик при соблюдении нормативной процедуры выражает свое одностороннее волеизъявление на прекращение гражданско-правовых отношений с контрагентом.
Исходя из правовой позиции Пленума Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении N 25 от 23.06.2015 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", оценивая действия сторон как добросовестные или недобросовестные, следует исходить из поведения, ожидаемого от любого участника гражданского оборота, учитывающего права и законные интересы другой стороны, содействующего ей, в том числе в получении необходимой информации.
Орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта) в реестр, если в результате проведения проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта (пункт 15 Правил).
Основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое уклонение лица от заключения контракта или от исполнения условий контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Федерального закона N 44-ФЗ, нарушающее права заказчика относительно условий (выявленных им как лучшие) и срока исполнения контракта, которые связаны прежде всего с эффективным использованием бюджетных средств и в предусмотренном бюджетным законодательством порядке.
В судебных актах Конституционного Суда Российской Федерации (Постановления от 30.07.2001 N 13-П, от 21.11.2002 N 15-П, Определения от 07.06.2001 N 139-О, от 07.02.2002 N 16-О) отражено, что применяемые государственными органами санкции должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, соответствовать принципу юридического равенства, и быть соразмерными конституционно защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения.
Федеральный закон N 44-ФЗ не содержит безусловной обязанности уполномоченного органа включать представленные заказчиком сведения о поставщике в соответствующий реестр без оценки его действий в каждом конкретном случае.
Односторонний отказ заказчика от исполнения контракта является специальным правовым институтом Закона о контрактной системе, которым заказчик при соблюдении нормативной процедуры выражает свое одностороннее волеизъявление на прекращение гражданско-правовых отношений с контрагентом.
Исходя из правовой позиции Пленума Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении N 25 от 23.06.2015 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", оценивая действия сторон как добросовестные или недобросовестные, следует исходить из поведения, ожидаемого от любого участника гражданского оборота, учитывающего права и законные интересы другой стороны, содействующего ей, в том числе в получении необходимой информации.
Автоматическое включение лица, нарушившего условия государственного контракта, в реестр недобросовестных поставщиков без указания причины его отнесения к таковым и без учета степени его вины несоразмерно ограничивает право на осуществление коммерческой деятельности, негативно сказывается на деловой репутации и снижает в целом конкурентоспособность на рынке.
Согласно пояснениям Исполнителя, в соответствии с п. 5.1.1 Подрядчик обязуется принять на себя обязательства выполнить предусмотренные контрактом работы по капитальному ремонту объекта капитального строительства и в соответствии с п. 5.1.4 выполнить работы в сроки, установленные контрактом, а именно: в течете 15 (пятнадцати) календарных дней с даты заключения контракта, т.е. крайний день выполнения работ 30.11.2023 г.
В соответствии с п. 5.3.4 Заказчик обязуется со дня заключения контракта осуществлять содействие подрядчику в исполнении им своих обязательств по контракту, а также осуществлять действия, позволяющие подрядчику приступить к выполнению работ и своевременно выполнить работы, также в соответствии с п. 5.3.5 Заказчик обязуется в течение двух дней со дня, следующего за днем заключения контракта, передать подрядчику по акту приема-передачи строительную площадку, а также документы, которые определены приложением к контракту, являющимся его неотъемлемой частью.
Для того, чтобы Подрядчик начал выполнять работы с даты заключения контракта, Заказчику, до момента заключения контракта до 15.11.2023 г. нужно было завершить работы на строительной площадке, а именно:
все стяжки пола должны быть нанесены на плиты перекрытия без остатков стяжки и строительного мусора.
стены не готовы для проведения штукатурных работ, а именно не сделаны насечки необходимые для обеспечения полноценного сцепления материала стены со штукатурной смесью и не загрунтованы.
не убран строительный мусор, не подготовлена строительная площадка.
Сообщаем Вам, что 30.11.2023 г. был крайний день выполнения работ по данному контракту, и на 30.11.2023 г. Заказчик не передал Подрядчику строительную площадку, для того чтобы Подрядчик начал выполнять работы и завершил их в установленные контрактом сроки.
ООО "МОНОЛИТСТРОЙ" множество раз пытался получить доступ к строительной площадке и получал отказ от сотрудников ГБУЗ РБ ГКБ Дёмского района г. Уфы, в итоге были направлены претензии в адрес ГБУЗ РБ ГКБ Дёмского района г.Уфы от 27.11.2023 г. и 30Л1.2023 г. на которые мы так и не получили ответа.
Ввиду невозможности Подрядчику выполнить свои обязательства, в сроки предусмотренные Контрактом (в соответствии с п. 5.1.27 контракта), ООО "МОНОЛИТСТРОЙ" 01.12.2023 г. уведомил Заказчика о том, что вынужден принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта (в соответствии с п. 14.4 контракта). И вслед за этим ГБУЗ РБ ГКБ Дёмского района г.Уфы со своей стороны направил соответствующее уведомление об одностороннем расторжении в Единой информационной системе.
Также сообщаем Вам, что ООО "МОНОЛИТСТРОЙ" является добросовестным подрядчиком и на сегодняшний день выполнил работы по контрактам, значительно превышающих контракт с ГБУЗ РБ ГКБ Дёмского района г.Уфы по объему работ: контракт по закупке N0801500001122000310 "Капитальный ремонт объекта культурного наследия "Дом-музей Ш.А. Худайбердина" - филиала государственного бюджетного учреждения культуры и искусства Республики Башкортостан Национальный музей Республики Башкортостан в целях достижения результатов федерального проекта "Обеспечение качественно нового уровня развития инфраструктуры культуры" ("Культурная среда") в рамках государственной программы Российской Федерации "Развитие культуры" (национальный проект "Культура")" заключенный от 23.04.2022 г. - исполнен в полном объеме, без штрафов и пеней., и контракт по закупке N0301300247622000137 "Капитальный ремонт объектов культурного наследия, в рамках национального проекта "Культура", зданий МБУ ДО ДМШ N7 ГО г. Уфа РБ по адресу: г. Уфа, ул. Коммунистическая, д.45/1 (1-е здание, основное), ул. Коммунистическая, д. 45 (2-е здание)" заключенный от 24.03.2022 г. - исполнен в полном объеме, требования по уплате пени полностью оплачены.
Рассмотрев материалы дела, Комиссия Башкортостанского УФАС России приходит к выводу что с учетом исполнения контракта, основания для включения информации об Обществе в реестр недобросовестных поставщиков отсутствуют. Меры по исполнению контракта предпринимались.
На основании вышеизложенного и руководствуясь Федеральным законом от 05.04.2013 года N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (вместе с "Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)"
РЕШИЛА:
Информацию, представленную Заказчиком о включении ООО "Монолитстрой" в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), в связи с односторонним отказом Заказчика от исполнения контракта, не включать.
Решение может быть обжаловано заинтересованным лицом в арбитражный суд в течение трех месяцев в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Председатель комиссии Исламгулов С.Ф.
Члены Комиссии Гареев Д.Р.
Хлебников М.В.
Начальник отдела |
С.Ф. Исламгулов |
|
|
|
|
|
|
|
Исп.Гареев Д.Р.
тел.(347) 216-33-54, 002-113
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан от 20 декабря 2023 г. N РНП-02-349/23
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 25.12.2023