Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан по контролю в сфере закупок в составе:
Председатель Комиссии - начальник отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан - Исламгулов С.Ф.
члены Комиссии:
- заместитель начальника отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан - Гареев Д.Р.;
- ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан - Хлебников М.В.;
дистанционно в присутствии представителя Заказчика и ООО "Евромонолитстрой"
УСТАНОВИЛА:
В адрес Башкортостанского УФАС России поступило заявление Заказчика о включении ООО "Евромонолитстрой" (далее - Исполнитель) в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по проведенному электронному аукциону N 0801500001123001558 "Выполнение работ по объекту "Ремонт автомобильной дороги по ул.Ленина (км 2,000 - км 2,550) в с.Кага Белорецкого района Республики Башкортостан".
В соответствии с ч.7 ст.104 Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) Башкортостанским УФАС России проведена проверка факта неисполнения обязанностей по контракту.
Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан как уполномоченный орган при решении вопроса о включении информации о лице в реестр недобросовестных поставщиков, в каждом случае должно дать полную и объективную оценку всем фактическим обстоятельствам дела.
Рассмотрев представленные Заказчиком документы, Комиссией Башкортостанского УФАС России по решению вопроса о включении информации об Обществе в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) либо отказе от включения такой информации в указанный реестр, установлено следующее.
17.10.2023 г. между Исполнителем и Заказчиком был заключен контракт N 81.
Комиссией установлено, что в контракте имеются следующие условия:
1.1. В целях реализации территориального заказа по содержанию, ремонту, капитальному ремонту, строительству и реконструкции автомобильных дорог общего пользования регионального, межмуниципального и местного значения Республики Башкортостан на 2023-2025 годы Стороны заключили настоящий Контракт, в соответствии с которым Подрядчик принимает на себя обязательства выполнить работы по объекту "Ремонт автомобильной дороги по ул.Ленина (км 2,000 - км 2,550) в с.Кага Белорецкого района Республики Башкортостан" (далее - Объект, Работы) в сроки, предусмотренные Контрактом, с учетом графика выполнения работ по ремонту (Приложение N 2 к Контракту), который является неотъемлемой частью Контракта, и сдать результат работ по ремонту Муниципальному заказчику. Муниципальный заказчик обязуется принять выполненные работы и обеспечить целевое направление средств за выполненные работы Подрядчику в размерах и порядке, предусмотренных настоящим Контрактом.
ИКЗ: 233025601628902560100101280014211244
1.2. Подрядчик обязуется обеспечить выполнение Работ на Объекте в соответствии со сметным расчетом стоимости работ по ремонту автомобильной дороги по ул.Ленина (км 2,000 - км 2,550) в с.Кага Белорецкого района Республики Башкортостан (Приложение N 1 к Контракту) на основании дефектной ведомости, ведомости объемов работ, которые являются неотъемлемой частью Контракта.
1.3. Контракт вступает в силу со дня его заключения Сторонами и действует до полного исполнения Сторонами своих обязательств по Контракту, но не позднее 31 декабря 2024 года.
Истечение срока действия Контракта не влечет за собой прекращение обязательств по нему и не освобождает Стороны от ответственности за его нарушения.
1.4. Календарные сроки выполнения Работ по Контракту определены Сторонами:
с даты заключения Контракта до 15 июля 2024 г.
1.5. Место выполнения работ: Республика Башкортостан, Белорецкий район, с.Кага, ул.Ленина (км 2,000 - км 2,550).
1.6. Подрядчик вправе досрочно выполнить работы и сдать Муниципальному заказчику их результат в установленном настоящим Контрактом порядке.
В случае досрочного исполнения Подрядчиком обязательств по выполнению Работ, предусмотренных графиком выполнения работ по ремонту (Приложение N 2 к Контракту), Муниципальный заказчик вправе, при условии наличия лимитов бюджетных обязательств в связи с перераспределением объемов финансирования с последующих периодов на более ранние периоды, принять предъявленные Подрядчиком работы в установленном Контрактом порядке и оплатить их в соответствии с условиями Контракта. Цена контракта, отдельных этапов его исполнения и (или) отдельных видов работ при досрочном выполнении Подрядчиком работ по Контракту, их приемке и оплате Муниципальным заказчиком изменению не подлежит.
В соответствии частью 8 ст.95 Закона о контрактной системе расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
В соответствии с частью 9 ст.95 Закона о контрактной системе Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом РФ для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, что это было предусмотрено контрактом.
Согласно ч. 2 ст. 410 Гражданского кодекса РФ, в случае одностороннего отказа от договора (исполнения договора) полностью или частично, если такой отказ допускается, договор считается расторгнутым или измененным.
В силу ч.12.1 ст.95 Закона о контрактной системе, в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе.
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В соответствии с ч.13 ст.95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
04.12.2023 года Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Исходя из положения ч.2 ст.104 Закона о контрактной системе, в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
Основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое уклонение лица от заключения контракта или от исполнения условий контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Федерального закона N 44-ФЗ, нарушающее права заказчика относительно условий (выявленных им как лучшие) и срока исполнения контракта, которые связаны прежде всего с эффективным использованием бюджетных средств и в предусмотренном бюджетным законодательством порядке.
В судебных актах Конституционного Суда Российской Федерации (Постановления от 30.07.2001 N 13-П, от 21.11.2002 N 15-П, Определения от 07.06.2001 N 139-О, от 07.02.2002 N 16-О) отражено, что применяемые государственными органами санкции должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, соответствовать принципу юридического равенства, и быть соразмерными конституционно защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения.
Федеральный закон N 44-ФЗ не содержит безусловной обязанности уполномоченного органа включать представленные заказчиком сведения о поставщике в соответствующий реестр без оценки его действий в каждом конкретном случае.
Односторонний отказ заказчика от исполнения контракта является специальным правовым институтом Закона о контрактной системе, которым заказчик при соблюдении нормативной процедуры выражает свое одностороннее волеизъявление на прекращение гражданско-правовых отношений с контрагентом.
Исходя из правовой позиции Пленума Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении N 25 от 23.06.2015 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", оценивая действия сторон как добросовестные или недобросовестные, следует исходить из поведения, ожидаемого от любого участника гражданского оборота, учитывающего права и законные интересы другой стороны, содействующего ей, в том числе в получении необходимой информации.
Орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта) в реестр, если в результате проведения проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта (пункт 15 Правил).
Основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое уклонение лица от заключения контракта или от исполнения условий контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Федерального закона N 44-ФЗ, нарушающее права заказчика относительно условий (выявленных им как лучшие) и срока исполнения контракта, которые связаны прежде всего с эффективным использованием бюджетных средств и в предусмотренном бюджетным законодательством порядке.
В судебных актах Конституционного Суда Российской Федерации (Постановления от 30.07.2001 N 13-П, от 21.11.2002 N 15-П, Определения от 07.06.2001 N 139-О, от 07.02.2002 N 16-О) отражено, что применяемые государственными органами санкции должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, соответствовать принципу юридического равенства, и быть соразмерными конституционно защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения.
Федеральный закон N 44-ФЗ не содержит безусловной обязанности уполномоченного органа включать представленные заказчиком сведения о поставщике в соответствующий реестр без оценки его действий в каждом конкретном случае.
Односторонний отказ заказчика от исполнения контракта является специальным правовым институтом Закона о контрактной системе, которым заказчик при соблюдении нормативной процедуры выражает свое одностороннее волеизъявление на прекращение гражданско-правовых отношений с контрагентом.
Исходя из правовой позиции Пленума Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении N 25 от 23.06.2015 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", оценивая действия сторон как добросовестные или недобросовестные, следует исходить из поведения, ожидаемого от любого участника гражданского оборота, учитывающего права и законные интересы другой стороны, содействующего ей, в том числе в получении необходимой информации.
Автоматическое включение лица, нарушившего условия государственного контракта, в реестр недобросовестных поставщиков без указания причины его отнесения к таковым и без учета степени его вины несоразмерно ограничивает право на осуществление коммерческой деятельности, негативно сказывается на деловой репутации и снижает в целом конкурентоспособность на рынке.
Согласно пояснениям представителя Поставщика, 13.12.2023 года ООО "ЕВРОМОНОЛИТСТРОЙ" в ЕИС был опубликован ответ, о том, что по состоянию на 13.12.2023 года нарушений в действиях Подрядчика не имеется, представлены паспорта на закупленный материал и повторно представлен график выполнения работ. Одновременно с ответом, Подрядчик уведомил Заказчика о необходимости подписать график производства работ и передать площадку в порядке, предусмотренном п. 7.2.1. Контракта. При этом, Подрядчик доводит до сведения комиссии хронологию взаимоотношений сторон с момента заключения контракта: 17.10.2023 года - заключен муниципальный контракт от 17.10.2023 года N 81 (далее по тексту - Контракт). Согласно п. 7.2.1. Контракта Заказчик обязан: "Для выполнения работ по Контракту в течение 3 рабочих дней со дня заключения Контракта передать Подрядчику по акту приема-передачи строительную площадку, сметный расчет по ремонту, иные документы и имущество, необходимые для выполнения работ по Контракту, или обеспечить их передачу, а также осуществить иные юридически значимые действия, необходимые для выполнения работ по Контракту". На момент размещения одностороннего отказа - 04.12.2023 года площадка Подрядчику передана не была. Согласно п. 6.1.5. Контракта Подрядчик обязан: "При производстве работ обеспечить сохранность объекта, материалов, оборудования, стоянки строительной техники и другого имущества, необходимых для ремонта объекта, ограждения мест производства работ с момента начала ремонта до подписания акта приемки объекта в эксплуатацию". В связи с тем, что для хранения материалов в зимнее время на строительной площадке Заказчика необходимы соответствующие условия хранения, указанные в эксплуатационной документации на материалы, которые на объекте Заказчика отсутствовали. В связи с возложением на Подрядчика обязательств по сохранению материалов и оборудования, ввиду не передачи Заказчиком строительной площадки Подрядчику, в виду отсутствия на объекте мест хранения, обеспечивающих сохранность и качество материалов, Подрядчик был вынужден складировать приобретенный материал для исполнения Контракта на своих объектах, обеспечив тем самым, условия хранения, предусмотренные правилами хранения соответствующих материалов. Подрядчик выполняет работы согласно графику производства работ, согласованного с Заказчиком в порядке, предусмотренном п. 6.1.2. Контракта: "Не позднее, чем в течение 2-х рабочих дней с даты заключения Контракта представить Муниципальному заказчику на утверждение График производства Работ. Муниципальный заказчик утверждает График производства Работ в течение 2-х рабочих дней". 16.11.2023 года в адрес Заказчика была направлена информация о перемещении закупленных материалов и о том, что работы по асфальтированию будут проводиться в 2024 году в связи с погодными условиями. Так, Заказчику был направлен график производства работ, повторно указанный график был направлен Заказчику вместе с ответом на односторонний отказ, который подлежал утверждению со стороны Заказчика. Заказчик, в нарушение п. 6.1.2. Контракта не согласовал график выполнения работ, не представил возражения относительно представленного графика. Вместе с тем, в обосновании представленного графика, Подрядчик представил письмо от РОСГИДРОМЕТ, согласно которому погодные условия в ноябре-декабре 2023 года не позволяют начать строительные работы по Контракту. Согласно п. 6.1.1. Контракта Подрядчик обязуется: "Выполнить работы в объеме и сроки, предусмотренные настоящим Контрактом, в соответствии со сметным расчетом по ремонту (Приложение N 1 к Контракту), ГОСТами, СНиПами и СТ, предусмотренными для данных видов работ и используемых при них материально-технических ресурсов и сдать объект Муниципальному заказчику". Процесс асфальтирования автомобильных дорог и пешеходных зон регламентирован требованиями ГОСТа 9128-2013 и строительными нормами СНиП. Согласно техническому регламенту этих документов укладка асфальта допускается при температуре воздуха не ниже +5°С в сухую погоду без осадков и луж. В ноябре-декабре 2023 года, с учетом прогноза погоды, является очевидным тот факт, что выполнение работ будет возможно только весной 2024 года, при этом, с учетом срока выполнения работ - 15.07.2024 года, Заказчик не мог утверждать, что работы не будут выполнены в срок, с учетом направляемого графика, нарушений в действиях Подрядчика нет. Одновременно с этим, в подтверждение начала выполнения своих обязательств по Контракту Подрядчик направил в адрес Заказчика документы на закупленные материалы. Согласно п. 6.2.3. Контракта Подрядчик вправе самостоятельно определять порядок и способы выполнения Работ по Контракту. В рассматриваемом случае ООО "ЕВРОМОНОЛИТСТРОЙ" 16.11.2023 года уведомил Заказчика о ходе выполняемых работ по заключенному Контракту, ответом на односторонний отказ от 13.12.2023 года направил в адрес Заказчика график выполнения работ, документы на закупленные материалы, в связи с чем основания для включения ООО "ЕВРОМОНОЛИТСТРОЙ" в реестр недобросовестных поставщиков отсутствуют.
Рассмотрев материалы дела, Комиссия Башкортостанского УФАС России приходит к выводу что с учетом исполнения контракта, основания для включения информации об Обществе в реестр недобросовестных поставщиков отсутствуют. Меры по исполнению контракта предпринимались.
На основании вышеизложенного и руководствуясь Федеральным законом от 05.04.2013 года N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (вместе с "Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)"
РЕШИЛА:
Информацию, представленную Заказчиком о включении ООО "Евромонолитстрой" в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), в связи с односторонним отказом Заказчика от исполнения контракта, не включать.
Решение может быть обжаловано заинтересованным лицом в арбитражный суд в течение трех месяцев в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Председатель комиссии Исламгулов С.Ф.
Члены Комиссии Гареев Д.Р.
Хлебников М.В.
Начальник отдела |
С.Ф. Исламгулов |
|
|
|
|
|
|
|
Исп.Гареев Д.Р.
тел.(347) 216-33-54, 002-113
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан от 25 декабря 2023 г. N РНП-02-350/23
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 27.12.2023