Комиссия Ленинградского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
заседание проводилось посредством системы видео-конференц-связи в соответствии с письмом ФАС России от 29 мая 2020 г. N МЕ/45732/20 "О рассмотрении жалоб, проведении внеплановых проверок, рассмотрении обращений о включении сведений в отношении участников закупок, поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в реестр недобросовестных поставщиков",
в присутствии представителей по доверенности:
от Заказчика:
от Уполномоченного органа - Комитет государственного заказа Ленинградской области:
от Заявителя - ООО "Центр Медицинского Снабжения":
рассмотрев в соответствии с п.п. 6.4-6.6. Положения о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы, утвержденного приказом ФАС России от 23.07.2015 N 649/15, жалобу Заявителя и в результате проведения в соответствии с п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) внеплановой проверки
УСТАНОВИЛА:
В Ленинградское УФАС России поступила жалоба Заявителя (вх. N 14980-ИП/23 от 14.12.2023) на положения извещения при проведении электронного аукциона "Поставка медицинских изделий для лабораторных исследований на 2024-2025 год".
Извещение о проведении открытого аукциона в электронной форме 29.11.2023 на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС).
Начальная (максимальная) цена контракта - 4 301 479,00 рублей.
Рассмотрев представленные документы, Комиссия пришла к следующим выводам.
В силу части 1 статьи 2 Закона о контрактной системе законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок) основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.
Часть 1 статьи 8 Закона о контрактной системе гласит, что контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
При этом в соответствии с частью 2 указанной статьи конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Согласно части 1 статьи 24 Закона о контрактной системе заказчики при осуществлении закупок применяют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - конкурентные способы) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). Конкурентные способы могут быть открытыми и закрытыми. При открытом конкурентном способе информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки. При закрытом конкурентном способе информация о закупке сообщается путем направления приглашений принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) (далее - приглашение) ограниченному кругу лиц, которые способны осуществить поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся объектами закупок.
В то же время частью 2 статьи 24 предусмотрено, что конкурентным способом определения поставщика (подрядчиков, исполнителей) является, в том числе, аукционы (открытый аукцион в электронной форме (далее - электронный аукцион), закрытый аукцион, закрытый аукцион в электронной форме.
В соответствии с частью 1 статьи 49 Закона о контрактной системе электронный аукцион начинается с размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки. Заявка на участие в закупке должна содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктами "м" - "п" пункта 1, подпунктами "а" - "в" пункта 2, пунктом 5 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона. Заявка также может содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктом "д" пункта 2 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона.
Кроме того, подпунктом "а" пункта 1 части 5 той же статьи предусмотрено, что не позднее двух рабочих дней со дня, следующего за датой окончания срока подачи заявок на участие в закупке, но не позднее даты подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), установленной в извещении об осуществлении закупки члены комиссии по осуществлению закупок рассматривают заявки на участие в закупке, информацию и документы, направленные оператором электронной площадки в соответствии с пунктом 4 части 4 настоящей статьи, и принимают решение о признании заявки на участие в закупке соответствующей извещению об осуществлении закупки или об отклонении заявки на участие в закупке по основаниям, предусмотренным пунктами 1 - 8 части 12 статьи 48 настоящего Федерального закона.
В соответствии с частью 12 статьи 48 Закона о контрактной системе при рассмотрении вторых частей заявок на участие в закупке соответствующая заявка подлежит отклонению в случаях:
1) непредставления (за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом) участником закупки оператору электронной площадки в заявке на участие в закупке информации и документов, предусмотренных извещением об осуществлении закупки в соответствии с настоящим Федеральным законом (за исключением информации и документов, предусмотренных пунктами 2 и 3 части 6 статьи 43 настоящего Федерального закона), несоответствия таких информации и документов требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки;
2) непредставления информации и документов, предусмотренных пунктами 2 и 3 части 6 статьи 43 настоящего Федерального закона, несоответствия таких информации и документов требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки;
3) несоответствия участника закупки требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки в соответствии с частью 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки в соответствии с частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона;
4) предусмотренных нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона (за исключением случаев непредставления информации и документов, предусмотренных пунктом 5 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона);
5) непредставления информации и документов, предусмотренных пунктом 5 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона, если такие документы предусмотрены нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии с частью 3 статьи 14 настоящего Федерального закона (в случае установления в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона в извещении об осуществлении закупки запрета допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств);
6) выявления отнесения участника закупки к организациям, предусмотренным пунктом 4 статьи 2 Федерального закона от 4 июня 2018 года N 127-ФЗ "О мерах воздействия (противодействия) на недружественные действия Соединенных Штатов Америки и иных иностранных государств", в случае осуществления закупки работ, услуг, включенных в перечень, определенный Правительством Российской Федерации в соответствии с указанным пунктом;
7) предусмотренных частью 6 статьи 45 настоящего Федерального закона;
8) выявления недостоверной информации, содержащейся в заявке на участие в закупке;
9) указания информации о предложении участника закупки, предусмотренном пунктом 3 или пунктом 4 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона.
Согласно доводам жалобы, Заявитель оспаривает незаконные действия аукционной комиссии, выраженные в неправомерном отклонении его заявки.
Согласно Протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 11.12.2023 заявка подателя жалобы отклонена со следующим обоснованием: "Выявление недостоверной информации, содержащейся в заявке на участие в закупке (Отклонение по п. 8 ч. 12 ст. 48 Закона N 44-ФЗ): В Описании объекта закупки по п. 1 указано: Держатель для вакуумных пробирок одноразового использования. Участник закупки приложил регистрационное удостоверение N РЗН 2018/7081 от 12.03.2020. В соответствии с инструкцией, размещенной на сайте Росздравнадзора, стр. 8 раздел V Техническое обслуживание "Держатель предназначен для многократного применения", соответственно предложенный товар не соответствует предмету закупки, поскольку не является одноразовым. В Описании объекта закупки по п. 2 указано: Держатель пластиковый однократного применения со щитком для защиты от укола использованной двусторонней иглой. Участник закупки приложил регистрационное удостоверение N РЗН 2018/7081 от 12.03.2020. В соответствии с инструкцией, размещенной на сайте Росздравнадзора, стр8 раздел V Техническое обслуживание "Держатель предназначен для многократного применения", соответственно предложенный товар не соответствует предмету закупки, поскольку не является одноразовым Участник предоставил недостоверные сведения относительно одноразового применения товара, в связи с чем его заявка подлежит отклонению".
Комиссией выявлено, что в рамках исполнения контракта к поставке необходим, в том числе товар, обладающий следующими характеристиками:
- Держатель пробирки для забора крови, одноразового использования
Согласно "Описанию объекта закупки" Держатель пробирки для забора крови, одноразового использования - Держатель для вакуумных пробирок одноразового использования. Держатель пластиковый для двусторонних игл с резьбовым соединением. Центральное расположение резьбы. Совместимость с резьбовыми иглами всех типоразмеров всех производителей трёхкомпонентных вакуумных систем. Материал: полипропилен. Групповая упаковка с этикеткой на русском языке.
Комиссия установила, Заявитель приложил к своей заявке регистрационное удостоверение N РЗН 2018/7081 от 12.03.2020 на "Держатель для вакуумных систем забора крови "BERIMED"R по ТУ 32.50.50-003-23228533-2017", производства ООО "ЕВРОКЭП", Россия.
В своей жалобе Заявитель указывает, что держатель, изготавливаемый ООО "Еврокэп", по общему правилу является изделием однократного применения, т.к. участвует в процедуре забора крови. В наименовании изделия отсутствует указание на возможность многоразового использования. При этом Изготовитель для расширения возможностей использования товара, указал в Технических условиях, что при дезинфицировании, изделие может использоваться до 10 раз, в виду чего отклонение его заявки, по мнению подателя жалобы, неправомерно.
В силу положений пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак в следующих случаях:
а) сопровождение такого указания словами "или эквивалент";
б) несовместимость товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимость обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком;
в) осуществление закупки запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
г) осуществление закупки медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания, необходимых для назначения пациенту по медицинским показаниям (индивидуальная непереносимость, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии, которое фиксируется в медицинской документации пациента и журнале врачебной комиссии. Перечень указанных медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания и порядок его формирования утверждаются Правительством Российской Федерации.
Согласно части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
Указание в извещении об осуществлении закупки требований к характеристикам объекта закупки прямо предусмотрено положениями Закона о контрактной системе. Заказчик вправе в необходимой степени детализировать объект закупки для достижения поставленных целей.
Таким образом, Заказчику в рамках Закона о контрактной системе предоставлены полномочия по самостоятельному определению параметров и характеристик выполняемых работы, оказываемых услуг, в наибольшей степени удовлетворяющих его потребности.
Также, согласно Обзору судебной практики, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 28.06.2017, указание заказчиком в извещении особых характеристик товара, которые отвечают его потребностям и необходимы заказчику с учетом специфики использования такого товара, не может рассматриваться как ограничение круга потенциальных участников закупки.
Заказчик вправе определить такие требования к качеству, техническим и функциональным характеристикам товара, которые соответствуют его потребностям с учетом специфики деятельности и обеспечивают эффективное использование бюджетных средств.
Таким образом, указанные требования описания объекта закупки были сформированы Заказчиком исходя из потребностей и необходимых показателей качества и надежности товара.
Заказчик ориентируется на Руководство по эксплуатации, расположенное в Государственном реестре медицинских изделий и организаций (индивидуальных предпринимателей), осуществляющих производство и изготовление медицинских изделий по адресу https://www.roszdravnadzor.gov.ru/services/misearch (далее Реестр).
Из пояснений представителя Заказчика следует, что не имеется общего правила, по которому все держатели, используемые для забора крови, являются одноразовыми изделиями, о чем свидетельствует наличие различных кодов НКМИ на держатели одноразового применения (144120), и многоразового применения (144160), на которые Заявитель ссылается в своей жалобе.
Поэтому утверждение, что "держатель, изготавливаемый ООО "Еврокэп", по общему правилу является изделием однократного применения, т.к. участвует в процедуре забора крови" является ошибочным и не основанным на нормах права. В соответствии с информацией, указанной в Реестре, медицинскому изделию Держатель для вакуумных систем забора крови "BERIMED"R присвоен код 144160 "Держатель пробирки для забора крови, многоразового использования".
В Руководстве по эксплуатации, расположенной на сайте Росздравнадзора на стр. 7 и 8 указаны условия, при которых не допускается повторное использование изделия
При использовании изделий однократного применения их повторное использование не допускается, изделие подлежит утилизации после использования.
В соответствии с Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 12 февраля 2016 г. N 27 и ГОСТ Р ИСО 15223-1-2020 маркировка должна содержать "информацию об одноразовом использовании медицинского изделия (если медицинское изделие предназначается для одноразового использования)" или знак "Запрет на повторное использование". В Руководстве по эксплуатации изделия "Держатель для вакуумных систем забора крови "Berimed", стр. 6, п. 1.5. Маркировка - таких сведений не указано.
Если принять во внимание утверждение Заявителя, что предлагаемые им изделия "Держатель для вакуумных систем забора крови "Berimed", являются изделиями однократного применения, то это будет противоречить технической документации, предоставленной при регистрации. Соответственно, Заявитель пытается предложить к поставке незарегистрированное медицинское изделие, что является нарушением законодательства об обращении медицинских изделий.
Таким образом, рассмотрев жалобу по существу, документы и сведения, представленные сторонами и размещенные на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (далее - ЕИС), Комиссия пришла к выводу, что заявка Заявителя правомерно отклонена аукционной комиссией Заказчика в соответствии с положениями извещения об осуществлении закупки и Закона о контрактной системе. В указанных действиях Заказчика отсутствуют нарушения Закона о контрактной системе.
Также, Комиссия отмечает, что, потенциальному участнику закупки необходимо поставить (не изготовить) требуемый Заказчику товар, требования к которому предусмотрены описанием объекта закупки. В связи с чем, потенциальный участник закупки может приобрести необходимый товар с требуемым набором характеристик у производителей такой продукции на конкурентном рынке.
Соответственно, указание конкретных технических характеристик товара, поставляемого и/или используемого при выполнении работ, оказании услуг для государственных нужд, предусмотрено законодательством и поэтому не влечет нарушения законодательства о контрактной системе в сфере закупок.
Отсутствие у каких-либо лиц возможности поставить товар, соответствующий потребностям заказчиков, не свидетельствует о нарушении заказчиками прав этих лиц, а также об ограничении заказчиками числа участников закупки. С учетом изложенного, извещение составлено с учетом потребностей заказчиков и не противоречит Закону о контрактной системе.
Вместе с тем, Заявителем также были направлены в адрес Ленинградского УФАС России дополнительные пояснения к жалобе, согласно которым заказчик указал номера регистрационных удостоверений, в размещенных проектах контрактов, не удовлетворяющие требования извещения.
Из пояснений представителя Заказчика следует, что по результатам проведенной закупки 0145200000423001336 в ЕИС размещены проекты контрактов с ошибочно указанными номерами регистрационных удостоверений. В своей заявке ООО "Фирма "Домен" предложила 2 соответствующих регистрационных удостоверения N ФСР 2010/07179 и N ФСЗ 2010/07159, которые и должны войти в проекты контрактов.
В связи с чем, представитель Заказчика просит выдать предписание для возможности внесения изменений в проекты контрактов.
На основании изложенного, в действиях Заказчика усматриваются признаки нарушения части 2 статьи 51 Закона о контрактной системе. Комиссия считает целесообразным выдать предписание на устранение допущенных нарушений путем приведения проектов контрактов в соответствие нормам Закона о контрактной системе при их заключении.
На основании изложенного и, руководствуясь частью 8 статьи 106, пунктом 2 части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Центр Медицинского Снабжения" обоснованной в части доводов;
2. Признать в действиях Заказчика нарушение части 2 статьи 51 Закона о контрактной системе;
3. Выдать Заказчику предписание об устранении выявленных нарушений на этапе заключения контракта;
4. Передать уполномоченному должностному лицу Ленинградского УФАС России материалы дела для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области от 21 декабря 2023 г. N 047/06/49-4235/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 26.12.2023