Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
с участием представителей:
ГБУ ДПО ЦПКС "Информационно-методический Центр" Красносельского района Санкт-Петербурга (далее - Заказчик): по доверенности;
ООО "РОСТ" (далее - Участник, Подрядчик): по доверенности,
рассмотрев сведения, представленные Заказчиком (вх. N 32996-ЭП/23 от 14.12.2023) в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков по факту одностороннего отказа от исполнения государственного контракта на разработку проектно-сметной документации на капитальный ремонт помещений для нужд ГБУ ИМЦ Красносельского района Санкт-Петербурга в здании по адресу: город Санкт-Петербург, Ленинский проспект, дом 49, строение 2 (извещение N 0372200102422000007),
УСТАНОВИЛА:
Объём сведений, представленных Заказчиком в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков, соответствует требованиям ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и порядку о ведении реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 (далее - Порядок о ведении реестра).
Комиссия УФАС в результате осуществления проверки факта одностороннего отказа от исполнения контракта и проведения на основании п. 2 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки установила следующее.
Заказчиком 03.11.2022 на Официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт, ЕИС) размещено извещение о проведении открытого конкурса в электронной форме на разработку проектно-сметной документации на капитальный ремонт помещений для нужд ГБУ ИМЦ Красносельского района Санкт-Петербурга в здании по адресу: город Санкт-Петербург, Ленинский проспект, дом 49, строение 2 (извещение N 0372200102422000007) (далее - Конкурс).
Начальная (максимальная) цена государственного контракта - 1 664 941,00 рублей.
В соответствии с Протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 24.11.2022 N ИЭОК1 (далее - Протокол) победителем Конкурса признано ООО "РОСТ".
По результатам закупки Заказчиком с ООО "РОСТ" заключен государственный контракт N 22/43 от 05.12.2022 на 1 664 941,00 рублей (далее - Контракт).
Согласно ч. 14 ст. 34 Закона о контрактной системе в контракт может быть включено условие о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии с положениями ч. 8 - 26 ст. 95 Закона о контрактной системе.
В силу ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Пунктом 9.9 Контракта предусмотрено право Заказчика расторгнуть Контракт в одностороннем порядке.
Из представленных Заказчиком сведений Комиссия УФАС установила, что 30.11.2023 Заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта (далее - Решение), заключенного с ООО "РОСТ".
На заседании Комиссии УФАС представитель Заказчика пояснил, что в соответствии с условиями Контракта и приложениями к нему Участник обязался работы по разработке проектно-сметной документации на капитальный ремонт помещений для нужд ГБУ ИМЦ Красносельского района Санкт-Петербурга в здании по адресу: Санкт-Петербург, Ленинский проспект, дом 49, строение 2 (далее - Работы).
В соответствии с п. 5.2 Контракта окончание работ - не позднее 30.06.2023.
По состоянию на 29.11.2023 Работы не были выполнены.
В соответствии с п.6.2 подготовленная документация должна быть согласована со сторонними организациями. На 29.11.2023 не получены согласования со следующими сторонними организациями:
1. Заключение СПб ГКУ "Городской мониторинговый центр" (разделы ОТС, СВН, СПС, АППЗ, СКУД, РАСЦО) на оснащение КСОБ.
2. Заключение ФГУП РСВО (присоединение к сети проводного радиовещания).
3. Заключение КГА "Комитет по градостроительству и архитектуре Санкт-Петербурга" о согласовании проекта благоустройства элементов благоустройства (фасад) при размещении оборудования (видеонаблюдение) на фасаде здания.
4. Заключение отдела надзорной деятельности Красносельского района УНД
ГУ МЧС (на соответствие проектной документации требованиям пожарной безопасности).
28.11.2023 ООО "РОСТ" передал итоговый комплект проектно-сметной документации по контракту.
В представленных рабочих документах имеются следующие несоответствия:
- В разделах "Архитектурно-строительные решения (001.23-АР)", "Мероприятия по обеспечению пожарной безопасности (001.23-ПБ)", "Интерьеры (001.23-АИ)", "КСОБ" указаны характеристики объекта:
- класс конструктивной пожарной опасности - СО;
- общая площадь объекта капитального строительства - 1958,4 м2.
Вместе с тем, в разделе 5 "Сведения об инженерном оборудовании, о сетях инженерно-технического обеспечения, перечень инженерно-технических мероприятий, содержание технологических решений", в подразделе 5 "Сети связи" (часть 6) "Система видеонаблюдения (001.23-СВН Том 5.5.6)", в подразделе 5 "Сети связи" (часть 4) "Охранно-тревожная сигнализация (OOL23-OTC Том 5.5.4)" указаны иные характеристики объекта:
- класс конструктивной пожарной опасности - С1;
- общая площадь объекта капитального строительства - 1949 м2.
При разработке проектно-сметной документации требованием Заказчика был демонтаж стены между помещениями 1.3 и 1.7 (пост охраны) и установка турникета между помещениями 1.2 (коридор) и 1.4 (лестница).
В рабочей документации (раздел 3 "Интерьеры (001.23-АИ)") на плане первого этажа между помещениями 1.7 и 1.3 стена присутствует, а в помещениях 1.2 и 1.4 турникет отсутствует.
В разделе 9 "Мероприятия по обеспечению пожарной безопасности (001.23- АПС.АППЗ)" на плане первого этажа между помещениями 1.7 и 1.3 стена присутствует, а в помещениях 1.2 и 1.4 турникет отсутствует.
В подразделе 5 "Сети связи" (часть 8 "Система передачи данных (001.23-СКС)") в помещениях 1.2 и 1.4 турникет отсутствует.
В подразделе 5 "Сети связи" (001.23-РАСЦО)" в помещениях 1.2 и 1.4 турникет отсутствует.
В разделе 10 "Мероприятия по обеспечению доступа инвалидов (001.23-ОДИ)" в помещениях 1.2 и 1.4 турникет отсутствует.
В рабочей документации "Водоснабжение и водоотведение (001.23-ВК)" между помещениями 1.7 и 1.3 стена присутствует, а в помещениях 1.2 и 1.4 турникет отсутствует.
В рабочей документации (раздел 7 "Мероприятия по обеспечению пожарной безопасности (001.23-ПБ)" турникет отсутствует в помещениях 1.2 и 1.4, а также в холле первого этажа.
На основании вышеизложенного, в связи с ненадлежащим исполнением Участником своих обязательств, Заказчик, реализуя свое право на односторонний отказ от исполнения Контракта, предусмотренное п. 9.9 Контракта, ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе, принял решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В соответствии с ч. 12.1. ст. 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного ч. 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных ч. 5 ст. 103 Закона о контрактной системе, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с п. 1 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с п. 2 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
На Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок решение об одностороннем отказе от исполнения контракта размещено Заказчиком 30.11.2023.
В соответствии с ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу, и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно ч. 14 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения.
На заседании Комиссии УФАС было установлено, что согласно информации, размещенной на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок в разделе "Информация об исполнении (расторжении) контракта", Контракт расторгнут Заказчиком 12.12.2023.
В силу ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
На заседании Комиссии УФАС представитель Участника пояснил, следующее.
06.10.2023 Подрядчик передал Заказчику на согласование проектно-сметную документацию в полном объеме.
Все замечания, направленные Заказчиком на основании вышеуказанной информации Подрядчиком были устранены и уже 02.11.2023. Подрядчик вновь направил проектно-сметную документацию на согласование (исх N88-2023 от 02.11.2023, вх Nб/н от 02.11.2023). Заказчик не направил Подрядчику никаких возражений относительно состава и содержания проектно-сметной документации и 28.11.2023 Заказчику была передана проектно-сметная документация в полном объеме на электронном носителе и на бумажном носителе в соответствии с условиями Контракта.
30.11.2023 Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта.
Далее Заказчик неоднократно направлял Подрядчику новые претензии относительно содержания проектно-сметной документации, которые были устранены Подрядчиком.
11.12.2023 Подрядчик посредством курьера направил Заказчику: письмо СПБ ГКУ "ГМЦ" о согласовании рабочей документации, исправленный проект по замечаниям Заказчика, листы согласований КГА.
В соответствии с п. 6 Задания на проектирование (Приложение N2 к Контракту) исходными данными для проектирования являются:
Утвержденное Задание на проектирование
Поэтажные планы здания (планы ПИБ);
Технический паспорт здания;
Паспорт инженерных систем (при наличии).
Правоустанавливающие документы.
В соответствии с п. 12 Задания на проектирование Проектом предусмотреть комплекс работ по устройству комплексной системы обеспечения безопасности с учетом смонтированного оборудования. Проектирование выполнить с учетом существующих систем, в соответствие с действующими техническими условиями ГКУ "ГМЦ" и актом обследования объекта с анализом уязвимости. Проектные решения по системам обеспечения безопасности представить раздельными томами.
При этом, Заказчиком не были предоставлены действующие технические условия сетей связи, о чем Подрядчик сообщал Заказчику письмом N55-2023 от 05.09.2023. Указанные технические условия были предоставлены только 26.09.2023. Таким образом, в отсутствие указанных технических условий Работы были фактически приостановлены.
Подрядчик исполнял обязательства и подавал сметную документацию для проведения государственной экспертизы.
14.12.2023 Подрядчик получил ответ из СПб ГАУ "ЦГЭ" об отказе в приемке документации по причинам:
- в нарушение абзаца первого пункта 7 требований к формату документов, утвержденных приказом Минстроя России от 12.05.2017 N 783/пр, полномочия лица, подписавшего электронные документы не подтверждены (представленные документы подписаны электронной подписью физического лица).
В соответствии с пунктом 24 Положения имеются основания для дальнейшего отказа в принятии проектной документации по следующим причинам:
- в нарушение подпункта "г" пункта 13 Положения не представлена проектная документация на объект капитального строительства в соответствии с требованиями (в том числе к составу и содержанию разделов документации), установленными законодательством Российской Федерации:
- в нарушение пунктов 28-30 Положения о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 16.02.2008 N 87, в разделе "Смета на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, снос объекта капитального строительства" не представлен сводный сметный расчет стоимости строительства, составленный с применением текущего уровня цен, оформленный в установленном порядке (отсутствует согласование заказчика).
СПб ГАУ "ЦГЭ" Подрядчику пояснили, что Заказчик отозвал доверенность, выданную на имя представителя ООО " РОСТ".
На основании вышеизложенного представитель Участника ходатайствовал о невключении ООО "РОСТ" реестр недобросовестных поставщиков.
Реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования соответствующих отношений по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере размещения заказов, и соответственно является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
С другой стороны, включение хозяйствующего субъекта в реестр недобросовестных поставщиков представляет собой один из видов юридической ответственности, поскольку такое включение является санкцией за недобросовестное поведение поставщика в регулируемой сфере правоотношений и влечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности хозяйствующего субъекта в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах.
Таким образом, основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое уклонение лица от заключения контракта или от исполнения условий контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приведшее к невозможности заключения контракта с этим лицом как признанного победителем конкурса и нарушающее права заказчика относительно условий (выявленных им как лучшие) и срока исполнения контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств и в предусмотренном бюджетным законодательством порядке.
При этом, по смыслу ст. 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации введение ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционное право, исходя из общих принципов права, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепляемым целям и охраняемым законным интересам, а также характеру совершенного деяния.
Всесторонне исследовав все обстоятельства дела и представленные документы, заслушав представителей Заказчика и Участника, Комиссия УФАС пришла к выводу о том, что включение сведений в отношении ООО "РОСТ" в реестр недобросовестных поставщиков повлечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности хозяйствующего субъекта в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах и является санкцией, несоразмерной характеру совершенного Участником деяния.
Следует также отметить, что при рассмотрении вопроса о включении в реестр сведений о недобросовестных поставщиках Комиссия УФАС России не разрешает гражданско-правовой спор между участниками сделки, а оценивает поведение исполнителя на предмет его добросовестности и направленности действий на фактическое исполнение контракта.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. ст. 95, 99, 104 Закона о контрактной системе и постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)",
РЕШИЛА:
Сведения, представленные Заказчиком в отношении ООО "РОСТ" (ИНН: 7807238646), в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 21 декабря 2023 г. N РНП-78-1830/23
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 09.01.2024