Комиссия Красноярского УФАС России по рассмотрению обращений о внесении сведений в реестр недобросовестных поставщиков в составе: Председателя Комиссии - М.А. Дударева, заместителя руководителя Управления, М.А. Грицай - начальника отдела Н.А. Ворсиной, заместителя начальника отдела, (далее - Комиссия), рассмотрев обращение заказчика - Муниципального казённого учреждения "Управление капитального строительства" (далее - заказчик) с просьбой о внесении сведений об Обществе с ограниченной ответственностью "Управляющая строительная компания "Сибиряк" (ИНН 2466123241) (Общество, ООО) в реестр недобросовестных поставщиков в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронного аукциона "Выполнение работ по подготовке (корректировке) проектной документации, выполнению инженерных изысканий, выполнению работ по строительству объекта капитального строительства "Переезд через Северное шоссе в жилом районе "Солонцы-2" в Центральном районе г. Красноярска"", извещение N 0119300019822000199, установила следующее.
В адрес Красноярского УФАС России поступило обращение заказчика о включении сведений об Обществе в реестр недобросовестных поставщиков в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта, заключенного по результатам закупки (далее - обращение, электронный аукциона).
На основании статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и Постановления Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)" Красноярским УФАС России было принято решение о проведении проверки факта ненадлежащего исполнения ООО условий контракта, заключенного с заказчиком по результатам проведения электронного аукциона.
Красноярским УФАС России по адресам электронной почты заказчика и ООО, указанным в Контракте, было направлено уведомление о проведении внеплановой проверки, в котором
содержалось требование о представлении необходимых документов и сведений для рассмотрения обращения по существу, а также сообщалось о месте и времени заседания Комиссии по рассмотрению сведений о недобросовестных поставщиках. Кроме того, указанное уведомление, в силу требований Постановления Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 было размещено в ЕИС. Таким образом, заказчик и ООО считаются надлежащим образом уведомленными о рассмотрении обращения.
До заседания Комиссии ООО представило документы и сведения, истребованные Комиссией для рассмотрения обращения по существу.
Представителем Заказчика, запрошенные документы и сведения, представлены на заседании Комиссии (не в полном объеме).
В назначенное время на заседание Комиссии явились представитель ООО, представитель заказчика. Личности установлены, полномочия подтверждены.
Рассмотрев обращение и приложенные к нему материалы, иные материалы и сведения, представленные сторонами и содержащиеся в ЕИС, проведя внеплановую проверку, Комиссия по рассмотрению сведений о недобросовестных поставщиках установила следующее.
На официальном сайте zakupki.gov.ru было размещено извещение о проведении электронного аукциона.
Комиссией изучены условия, предусмотренные Контрактом.
Комиссия, изучив представленные документы и сведения, представленные сторонами, приходит к выводам о добросовестных действиях ООО при исполнении Контракта, что подтверждается следующим.
Между Заказчиком и ООО заключен контракт.
В соответствии с условиями Контракта, а также приложением к нему, ООО надлежало выполнить работы по подготовке (корректировке) проектной документации, инженерных изысканий, по строительству объекта капитального строительства "Переезд через Северное шоссе в жилом районе "Солонцы-2" в Центральном районе г. Красноярска" в сроки, предусмотренные графиком выполнения работ, который является неотъемлемой частью контракта.
Срок начала выполнения работ - с момента заключения муниципального контракта до 30.11.2023.
Согласно сведениям, представленным представителем ООО, в нарушение требований главы 4.5 Контракта, Заказчиком несвоевременно передана строительная площадка. Указанный факт представителем Заказчика не опровергнут.
На основании пункта 1 статьи 716 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), ООО письмо исх. N 2758 от 09.11.2022 уведомляло Заказчика о приостановке работ по устройству ливневой канализации от СК-21 до СК-25 в связи с тем, что без выноса существующей кабельной линии (не предусмотренной проектной документацией), выполнение работ по устройству котлована повлечет повреждение кабельной линии и нарушение требований СП 45.13330.2017 "Земляные сооружения, основания и фундаменты" и Правил по охране труда при строительстве, реконструкции и ремонте, утвержденные приказом Минтруда России N 883н от 11.12.2022.
Письмами от 14.06.2023 N 1420, от 07.07.2023 N 1661 ООО уведомило Заказчика о возникновении независящих от сторон обстоятельств, влекущих невозможность его исполнения в указанный срок, в частности, не построена КТП 10/0,4кВ (точка подключения), не выполнено ее подключение, отсутствует откорректированная, соответствующая новым техническим условиям, документация раздела ш. ГТП-03/2016-ЭН "Наружное электроосвещение"), которые препятствуют выполнению в полном объеме строительно-монтажных работ по устройству наружных сетей электроснабжения и наружного освещения, соответственно ввода всего объекта в эксплуатацию.
В рамках проведения входного обследования объекта перед началом производства выполнения работ было выявлено что шкафная стенка ШС6 на опоре 6, была выполнена с отклонениями от проекта и не соответствовала по качеству, нормативной и технической документации. Кроме того, в период технологического перерыва на конструкции стены образовалась поперечная вертикальная трещина. Решение данного вопроса было включено в обсуждение на еженедельных штабных совещаниях (в том числе в присутствии председателя Заказчика). Решение принято не было.
Ввиду вышеуказанного, имело место быть отставание от графика работ по причине отсутствия решения по шкафной стенке и невозможности производить следующие этапы работ на данном участке, вследствие чего, было принято решение о создании комиссии для обследования конструкции.
17.05.2023 комиссией в составе представителей Заказчика, строительного контроля и подрядчика был подписан "Акт обследования технического состояния конструкции устоя (ОП6)" N170523/1, согласно которому принято решение о демонтаже конструкции шкафной стенки ШС6.1 и ШС6.2 включая открылки и устройство новой конструкции, что привело к значительному увеличению сроков производства работ.
Согласно Приложению 2 к Контракту "График выполнения строительно-монтажных работ", работы по устройству шкафной стенки на опоре 6 и все сопутствующие работы должны были быть выполнены в срок до 01.10.2023. При этом работы по устройству пролетного строения, в том числе монтаж балок, устройство межбалочных швов, окраска железобетонных конструкций, п. 240-252.11, должны были быть выполнены в срок до 01.09.2023, работы по устройству сопряжения пролетного строения с насыпью п. 294.1-294.13 до 01.10.2023.
Для соблюдения указанных сроков работ, работы по устройству шкафной стенки ШС6 должны были начаться не позднее 01.06.2023, однако поскольку акт подтверждающий необходимость демонтажа ШС6, с последующими оформлением документов, поиском подрядчика на демонтаж, его проверки и заключения договора, и непосредственно демонтаж конструкции заняли длительный период времени, ООО приступило к демонтажным работам после 20.06.2023.
Кроме того в процессе проведения электромонтажных работ на объекте были выявлены ошибки и недоработки, неучтенные в проектно-сметной документации раздела ГТП-03/2016-ЭН, повлекшие необходимость внесения изменений в проектно-сметную документацию с разработкой новых и уточнением технических решений, принятых в рабочей документации, о чем письмами исх. N 155 от 30.01.23, исх. N 387 от 21.02.23, исх. N663 от 10.04.23 ООО уведомило Заказчика.
Письмом исх. N 3846 от 09.11.23 Заказчиком в адрес ООО направлен на рассмотрение раздел рабочей документации "Инженерные коммуникации. Электроосвещение наружное" шифр: ГТП-03/2016-ЭН, Том 5 (изменение 1) (в электронном виде).
Между тем, работы по строительству ЛЭП-0,4 кВ до вновь установленной КТП10/0,4кВ, выполнение которых предусмотрено в указанной проектной документации, не входили в предмет контракта.
Письмом N 3017 от 16.11.2023 ООО уведомило Заказчика о результатах рассмотрения предоставленной документации, согласно которым для выполнения дополнительных работ по строительству ЛЭП-0,4 кВ до вновь установленной КТП10/0,4кВ необходимо предварительно провести ряд организационных работ по согласованию документации с ресурсоснабжающими организациями, задействованными на территории строительства и приобретению необходимого оборудования и материалов. В связи с тем, что на все организационные мероприятия, а так же непосредственно на строительно-монтажные работы по прокладке кабельных линий (с учетом прокола под полотном дороги методом горизонтально-направленного бурения, что будет невозможно в зимнее время), необходимо дополнительные временные затраты.
В письме N 3017 от 16.11.2023 ООО сообщило Заказчику о том, что с учетом изложенных обстоятельств, указанные дополнительные работы могут быть выполнены в срок не ранее 01.05.2024, при условии оформления и подписания между Заказчиком и ООО соответствующего соглашения к Контракту, с указанием содержания и объема дополнительных работ, а также порядка их оплаты.
Кроме того, ООО обратило внимание Заказчика на то обстоятельство, что без выполнения дополнительных работ по строительству ЛЭП-0,4 кВ до вновь установленной КТП10/0,4кВ, ввод объекта в эксплуатацию невозможен, поскольку будет отсутствовать подключение сетей наружного электроосвещения.
При этом, представитель ООО обратил внимание, что согласно пункту 6.2.12. Контракта, результатом выполненной работы по Контракту является построенный объект капитального строительства, в отношении которого получено заключение органа государственного строительного надзора о соответствии построенного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов и проектной документации, в том числе требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов, и заключение федерального государственного экологического надзора в случаях, предусмотренных частью 7 статьи 54 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
На основании пункта 3 статьи 743 ГК РФ, ООО уведомило Заказчика о том, что без выполнения дополнительных работ по строительству ЛЭП-0,4 кВ до вновь установленной КТП10/0,4кВ, не будет достигнут результат Контракта в виде построенного объекта капитального строительства, в отношении которого получено заключение органа государственного строительного надзора о соответствии построенного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов и проектной документации.
Также представитель ООО обратил внимание на то, что в течение срока исполнения Контракта, Заказчиком вносились изменения в проектно-сметную документацию, в частности, 22.12.2023, что подтверждается соответствующими актами приема-передачи проектной документации.
Комиссия принимает во внимание пояснения представителя Заказчика, согласно которым, по мнению Заказчика, нарушение срока выполнения работ обусловлены отсутствием необходимого количества техники и рабочей силы на объекте со стороны ООО. Доказательств обратного Заказчиком не представлено.
Кроме того, представитель Заказчика пояснил, что по состоянию на день принятия Заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения Контракта, ООО выполнены работы на 95%, однако оплачены работы в размере 65 % от выполненного объема работ, оставшаяся часть выполненных работ не подлежит приемки ввиду ненадлежащего качества их выполнения.
Представитель ООО пояснил, что Заказчиком не учтен тот факт, что ООО направило Заказчику для проверки и подписания акты о приемке выполненных работ за ноябрь 2023 по форме КС-2 и справки о стоимости выполненных работ по форме КС-3 на общую сумму 353875559, 34 руб., что подтверждается письмом ООО от 27.11.2023 г. N 2981.
Кроме того, акты о приемке выполненных работ по форме КС-2 и справки о стоимости выполненных работ по форме КС-3 повторно были переданы Заказчику для подписания 30.11.2023, что подтверждается письмом ООО от 29.11.2023 г. N 2982.
С учетом изложенного, представитель ООО полагает, что по состоянию на 09.01.2024 ООО выполнены работы на сумму 979385717,79 руб., то есть более 95% от цены Контракта.
Комиссия также принимает во внимание пояснения представителя Заказчика,в соответствии с которыми в ближайшее время будет организована Комиссия по осмотру объекта и решения вопроса об открытии движения по объекту.
Также Комиссия отмечает, что с учетом совокупности представленных материалов, между ООО и Заказчиком велось активное взаимодействие, в том числе, выполнение работ ООО, что подтверждается пояснениями и материалами, представленными сторонами.
С учётом изложенных обстоятельств, Комиссия приходит к выводу об отсутствии вины в действиях ООО связанных с несвоевременным исполнением обязательств по Контракту.
Представителями заказчика не опровергнут факт исполнения ООО обязательств по Контракту - выполнения работ, предусмотренных Контрактом в объеме, в установленном материалами обращения.
Однако, ввиду ненадлежащего исполнения Контракта (выполнение работ ООО не в полном объеме), заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта 15.12.2023.
Решение об одностороннем отказе от исполнения контракта вступило в силу 26.12.2023. Процедура расторжения Контракта Заказчиком соблюдена.
В соответствии с частью 4 статьи 104 Закона о контрактной системе заказчик либо уполномоченный орган или уполномоченное учреждение, наделенные полномочиями в соответствии со статьей 26 Закона о контрактной системе, направляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, обращение о включении информации об участнике закупки или о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков не позднее чем через три рабочих дня с даты признания в соответствии с Законом о контрактной системе участника закупки уклонившимся от заключения контракта, расторжения контракта по основаниям, указанным в части 2 статьи 104 Закона о контрактной системе.
Обращение о включении сведений об ООО в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе Заказчиком направлено в адрес УФАС своевременно.
Согласно статье 763 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ)по государственному или муниципальному контракту подрядчик обязуется выполнить строительные, проектные и другие связанные со строительством и ремонтом объектов производственного и непроизводственного характера работы и передать их заказчику, а заказчик обязуется принять выполненные работы и оплатить их или обеспечить их оплату.
К отдельным видам договора подряда (бытовой подряд, строительный подряд, подряд на выполнение проектных и изыскательских работ, подрядные работы для государственных нужд) положения, предусмотренные параграфом 1 главы 37 ГК РФ, применяются, если иное не установлено правилами настоящего Кодекса об этих видах договоров (пункт 2 статьи 702 ГК РФ).
В соответствии со статьей 758 ГК РФ по договору подряда на выполнение проектных и изыскательских работ подрядчик (проектировщик, изыскатель) обязуется по заданию заказчика разработать техническую документацию и (или) выполнить изыскательские работы, а заказчик обязуется принять и оплатить их результат.
Согласно пункту 1 статьи 716 ГК РФ подрядчик обязан немедленно предупредить заказчика и до получения от него указаний приостановить работу при обнаружении непригодности или недоброкачественности предоставленных заказчиком материала, оборудования, технической документации или переданной для переработки (обработки) вещи.
В силу пункта 2 статьи 716 ГК РФ подрядчик, не предупредивший заказчика об обстоятельствах, указанных в пункте 1 статьи 716 ГК РФ, либо продолживший работу, не дожидаясь истечения указанного в договоре срока, а при его отсутствии разумного срока для ответа на предупреждение или несмотря на своевременное указание заказчика о прекращении работы, не вправе при предъявлении к нему или им к заказчику соответствующих требований ссылаться на указанные обстоятельства.
Если заказчик, несмотря на своевременное и обоснованное предупреждение со стороны подрядчика об обстоятельствах, указанных в пункте 1 статьи 716 ГК РФ, в разумный срок не заменит непригодные или недоброкачественные материал, оборудование, техническую документацию или переданную для переработки (обработки) вещь, не изменит указаний о способе выполнения работы или не примет других необходимых мер для устранения обстоятельств, грозящих ее годности, подрядчик вправе отказаться от исполнения договора подряда и потребовать возмещения причиненных его прекращением убытков (пункт 3 статьи 716 ГК РФ).
Комиссия отмечает, что фактически между сторонами после заключения контракта имел место быть гражданско-правовой спор, в котором у каждой из сторон была своя логика и мотивированная позиция. Наличие мотивированной позиции не дает возможности Комиссии прийти к выводу о недобросовестности Общества, которое имело намерение исполнять условия контракта.
Согласно пункту 15 Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика в реестр, если в результате проведения проверок:
а) выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятию заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе;
б) заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;
в) поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие:
- принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта;
- надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, в том числе в связи с введением политических или экономических санкций иностранными государствами, совершающими недружественные действия в отношении Российской Федерации, граждан Российской Федерации или российских юридических лиц (далее - санкции), и (или) введением иностранными государствами, государственными объединениями и (или) союзами и (или) государственными (межгосударственными) учреждениями иностранных государств или государственных объединений и (или) союзов мер ограничительного характера (далее - меры ограничительного характера).
Комиссия отмечает, что ООО предпринимались активные действия, направленные на исполнение контракта, что не опровергнуто Заказчиком, что влечет безусловное основание для отказа Заказчику во включении сведений в отношении ООО в РНП.
Включение в реестр недобросовестных поставщиков представляет собой специальную меру ответственности, установленную в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры закупки обязательств, о чем указано, в том числе в Определениях Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.09.2012 NВАС-11617/12 и от 12.07.2013 NВАС-8371/13.
Кроме того, Конституционный Суд Российской Федерации в своих судебных актах неоднократно указывал, что применяемые государственными органами санкции, в том числе штрафного характера, должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, в том числе соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционно защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения (Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 25.02.2014 N 4-П, от 30.07.2001 N 13-П, от 21.11.2002 N 15-П).
Такой правовой подход подлежит применению и при рассмотрении обращений о включении сведений в реестр недобросовестных поставщиков, учитывая, что последствия по применению санкции в виде включения сведений о лице в реестр недобросовестных поставщиков могут иметь более негативный экономический характер, чем наложение штрафа (судебные акты по делам NN ВАС-11617/12, А21-4381/2012, А70-11549/2015, А73-2000/2018).
Комиссия отмечает, что не приходит к выводам, что заказчиком принято неправомерное решение или что заказчиком нарушена процедура расторжения контракта, а приходит лишь к выводу о том, что не имеет достаточных доказательств, свидетельствующих о том, что Общество должен быть подвержен такой санкции, как включение в Реестр. При этом за просрочку исполнения обязательств, за неисполнение обязательств в строгом соответствии с контрактом предусмотрена собственная мера ответственности, имеющие гражданско-правой характер (взыскание пеней, штрафов, убытков и пр.). Такая мера ответственности, как включение в Реестр предусмотрена только за недобросовестность поведения, чего Комиссией установлено не было.
Ввиду изложенного, по результатам изучения совокупности сведений, содержащихся в материалах обращения, рассматриваемых Комиссией по факту нарушения обществом существенных условий контракта, руководствуясь пунктом 15 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)", Комиссия Красноярского УФАС России по рассмотрению сведений о недобросовестных поставщиках (подрядчиках, исполнителях) приняла решение об отказе во включении информации об ООО УСК "Сибиряк" в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Председатель Комиссии М.А. Дударева
Члены Комиссии М.А. Грицай
Н.А. Ворсина
Исп.Ворсина Н.А.
тел.(391) 211-01-44
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю от 9 января 2023 г. N 024/10/104-3831/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 12.01.2024