Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Кировской области по контролю закупок (далее - комиссия Кировского УФАС России) в составе:
Зам. председателя комиссии:
- заместителя руководителя - начальника отдела контроля закупок Кировского УФАС России;
Членов комиссии:
- главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок Кировского УФАС России;
- ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок Кировского УФАС России;
при участии посредством ВКС:
- представителей АО ХАТМАН ГРУПП, по доверенностям;
- главного врача КОГБУЗ "Свечинская центральная районная больница";
рассмотрев материалы КОГБУЗ "Свечинская центральная районная больница" о включении сведений об АО ХАТМАН ГРУПП (далее - Подрядчик, Общество) в Реестр недобросовестных поставщиков,
УСТАНОВИЛА:
20.12.2023 г. в Единой информационной системе в сфере закупок размещено обращение КОГБУЗ "Свечинская центральная районная больница" о включении сведений в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) АО ХАТМАН ГРУПП в связи с односторонним отказом Заказчика от исполнения контракта на выполнение работ по строительству "под ключ" объекта капитального строительства государственной собственности Кировской области "Поликлиника на 200 посещений в смену в пгт.Свеча Кировской области" в рамках реализации региональных программ модернизации первичного звена здравоохранения (извещение N 0340200003323008666).
В соответствии с ч. 7 ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) рассмотрение указанного заявления и материалов назначено на 26.12.2023 г., отложено на 27.12.2023 г., стороны извещены надлежащим образом.
В целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры размещения государственного или муниципального заказа обязательств, защиты добросовестной конкуренции и предотвращения злоупотреблений в сфере размещения заказов со стороны недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков) Законом о контрактной системе предусмотрено ведение реестра недобросовестных поставщиков.
Согласно ч. 1 ст. 104 Закона о контрактной системе ведение реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее также - Реестр недобросовестных поставщиков, РНП, Реестр) осуществляется в единой информационной системе путем размещения в ней федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок, информации, предусмотренной настоящей статьей.
В силу ч. 7 ст. 104 Закона о контрактной системе в течение пяти рабочих дней с даты поступления обращения, указанного в части 4 настоящей статьи, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, осуществляет проверку содержащихся в таком обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта, о расторжении контракта по решению суда в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта или об отсутствии оснований для одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта. По результатам такой проверки принимается решение о включении в реестр недобросовестных поставщиков соответствующей информации или решение об отказе в ее включении в реестр недобросовестных поставщиков. В случае принятия решения о включении в реестр недобросовестных поставщиков информации о лицах, указанных в части 2 настоящей статьи, такая информация включается в этот реестр не позднее трех рабочих дней с даты принятия данного решения.
Заказчиком представлены документы об одностороннем отказе от исполнения Контракта, в связи с тем, что Подрядчик не выполнил предусмотренные контрактом работы по первому этапу в установленный контрактом срок, а именно: положительное заключение государственной экспертизы не получено. Заказчиком велась с Подрядчиком претензионная работа, однако обязательства не были исполнены, в связи с чем Заказчиком 07.12.2023 г. было сформировано, подписано и размещено в ЕИС решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта, в связи с существенным нарушением Подрядчиком условий Контракта, решение вступило в законную силу 19.12.2023 г.
Представитель Заказчика подтвердила письменные пояснения, сообщила, что в соответствии с контрактом срок выполнения первого этапа по 30.11.2023 г., включая проверку достоверности определения сметной стоимости объекта капитального строительства и положительное заключение государственной экспертизы. Однако указанные обязательства по исполнению первого этапа работ так и не были исполнены Подрядчиком, Заказчику не представлен проект, имеющий положительное заключение гос. экспертизы. В связи с нарушением сроков исполнения обязательств по первому этапу работ и как следствие возникновением рисков срыва последующего этапа строительства, 07.12.2023 г. Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта. Также дополнительным основанием для принятия решения об одностороннем отказе от исполнения контракта послужил тот факт, что Подрядчик направил на государственную экспертизу проект со стоимостью 276,72 млн. руб., значительно превышающую условия контракта. Факт того, что подрядчик не собирается исполнять обязательства по первому этапу в установленный срок, был подтвержден письмом подрядчика от 29.11.2023 г., содержащим предложение о переносе сроков исполнения с 30.11.2023 г. на 30.01.2024 г. Кроме того, на момент принятия решения об одностороннем отказе от исполнения контракта Заказчику стала известна информация о том, что Общество внесено в реестр недобросовестных поставщиков по нескольким субъектам Российской Федерации. Просит включить Общество в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Представители Подрядчика сообщили, что Общество с даты подписания контракта приступило к выполнению работ по первому этапу, а именно: сбор исходных данных для проектирования, посадка объекта на земельном участке, полевые работы по инженерным изысканиям. На основании согласованного Заказчиком проекта, с учетом дополнений и изменений Заказчика в части архитектуры и технологии, был сформирован сводный сметный расчет строительства объекта на сумму 276,72 млн. руб. и утвержден Заказчиком без замечаний для направления на государственную экспертизу. Проектно-сметная документация в полном объеме 23.11.2023 г. направлена на государственную экспертизу, имеется отступление от срока исполнения первого этапа контракта по независящим об Подрядчика обстоятельствам. Отмечают, что неоднократное направление в адрес Подрядчика требования о внесении изменений и дополнений в архитектурно-планировочные, технологические решения по объекту, в ведомость отделки помещений, позднее согласование Заказчиком альбома "архитектурно-планировочная концепция и технологические решения по объекту", внесение изменений в техническое задание в части изменения метода расчета сметной документации по объекту с базисно - индексного на ресурсно - индексный привело к увеличению сроков разработки проектной документации. Считают, что нарушение сроков исполнения этапа по контракту не может служить основанием для одностороннего расторжения контракта при соблюдении общего срока исполнения контракта. Сообщают, что в данный момент подано исковое заявление о признании недействительным решения N1191 от 07.12.2023 об одностороннем отказе от исполнения контракта. Просят не включать сведения об АО ХАТМАН ГРУПП в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Рассмотрев представленные материалы, Комиссия Кировского УФАС России пришла к следующим выводам.
09.06.2023 года на официальном сайте закупок zakupki.gov.ru размещено извещение о проведении электронного аукциона на выполнение работ по строительству "под ключ" объекта капитального строительства государственной собственности Кировской области "Поликлиника на 200 посещений в смену в пгт.Свеча Кировской области" в рамках реализации региональных программ модернизации первичного звена здравоохранения. Начальная (максимальная) цена контракта - 121 800 000,00 руб.
Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 21.06.2023 NИЭА1, победителем признано АО ХАТМАН ГРУПП, заявка которого соответствует требованиям Закона о контрактной системе с ценой контракта - 118 755 000,00 руб.
04.07.2023 г. между Заказчиком и Подрядчиком заключен контракт на выполнение работ по строительству "под ключ" объекта капитального строительства государственной собственности Кировской области "Поликлиника на 200 посещений в смену в пгт.Свеча Кировской области" в рамках реализации региональных программ модернизации первичного звена здравоохранения (далее - Контракт).
Согласно п. 1.1 Контракта Подрядчик обязуется выполнить работы по строительству "под ключ" объекта капитального строительства государственной собственности Кировской области "Поликлиника на 200 посещений в смену в пгт. Свеча Кировской области" (далее - объект), включая сбор исходных данных, выполнение инженерных изысканий, разработку проектной и рабочей документации, получение положительного заключения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, положительного заключения государственной экспертизы по проверке достоверности определения сметной стоимости строительства объекта, выполнение строительно-монтажных работ, включая обеспечение строительной площадки необходимыми материалами, изделиями, монтируемым инженерным и технологическим оборудованием в соответствии с проектной и рабочей документацией, а также выполнение иных действий, необходимых для выполнения работ по Контракту и передача результата работ Заказчику, получение заключения органа государственного строительного надзора о соответствии построенного Объекта требованиям технических регламентов и проектной документации, в том числе требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащённости объекта капитального строительства приборами учёта используемых энергетических ресурсов, и заключение федерального государственного экологического надзора в случаях, предусмотренных ч.7 ст. 54 Градостроительного кодекса РФ, ввести Объект в эксплуатацию, подключение (технологическое присоединение) объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, представление технических планов на здание и наружные сети, документов, оформленных в соответствии с требованиями Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" для постановки Объекта на кадастровый учет.
Согласно п. 1.2 Контракта работы, предусмотренные контрактом, выполняются Подрядчиком согласно Графику этапов выполнения работ, являющимся неотъемлемой частью контракта (Приложение N 1). По согласованию с Заказчиком допускается досрочное выполнение работ.
Согласно Приложению N 1 к Контракту:
1 этап - инженерные изыскания, проектные работы, в том числе проектная и рабочая документация (комплект), государственная экспертиза результатов инженерных изысканий и проектной документации, включая проверку достоверности определения сметной стоимости объекта капитального строительства, положительное заключение государственной экспертизы - с момента заключения контракта по 30.11.2023 г.;
2 этап - подготовка сметы контракта и графика выполнения работ по контракту. Оформление прав на земельный участок. Подготовительные работы. Разбивка осей объекта. Монтаж системы видеонаблюдения на строительной площадке. Обеспечение дистанционного наблюдения за ходом строительства в режиме онлайн в сети Интернет. Получение разрешения на строительство. Общестроительные работы, строительно-монтажные работы, работы по технологическому присоединению объекта к сетям инженерно-технического обеспечения, исполнительная съемка, технические планы на Объект, постановка Объекта на кадастровый учет, ввод в эксплуатацию объекта капитального строительства. Обеспечение строительной площадки необходимыми материалами, изделиями, монтируемым инженерным и технологическим оборудованием - с 01.12.2023 г. по 25.12.2024 г.
Согласно п. 1.4 Контракта требования к результатам работ:
- выполнение проектно-изыскательских работ и получение положительного заключения государственной экспертизы по проектной документации и результатам инженерных изысканий в установленные сроки;
- завершение строительства Объекта в установленные сроки;
- построенный Объект, в отношении которого получено заключение органа государственного строительного надзора о соответствии построенного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов и проектной документации, в том числе требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов;
- работа считается завершенной после подписания сторонами акта приемки выполненных работ за последний этап (по форме КС-2), справки о стоимости выполненных работ за последний этап (по форме КС-3), акта приемки законченного строительством объекта (по форме КС-11), передачи Заказчику проектной документации с положительным заключением государственной экспертизы, рабочей документации, технических планов на объект, здание и наружные сети, комплекта исполнительной документации, разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.
Разделом 2 Контракта определены права и обязанности Заказчика и Подрядчика.
10.07.2023 г. Заказчик просит Подрядчика уточнить конкретную дату начала работ на объекте (письмо N 650).
20.07.2023 г. Подрядчик в адрес Заказчика направил на согласование график производства работ по объекту (письмо N 07/2003).
10.08.2023 г. между Подрядчиком и ООО "Структура" заключен договор на выполнение инженерных изысканий, проектных работ N 0340200003323008666/ХТМ-СТР, а именно: проектно-изыскательские работы на объекте, включая сбор исходных данных, выполнение инженерных изысканий, разработку проектной и рабочей документации, получение положительного заключения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, положительного заключения государственной экспертизы по проверке достоверности определения сметной стоимости строительства объекта, а также выполнение иных действий, необходимых для выполнения работ по договору.
Переписка сторон с целью получения исходных данных и согласования архитектурно-планировочных, технологических решений по объекту:
- письма ООО "Структура" в адрес Заказчика от 22.08.2023 г. N 132 запрос технических условий на подключение к сетям электроснабжения, холодного водоснабжения, водоотведения, горячего водоснабжения, ливневой канализации, теплоснабжения, радиофикации, интернет, телефонной связи, передачи сигнала охранной сигнализации, передачи сигнала "пожар", объектовой системы оповещения МЧС; от 31.08.2023 г. выдан расчет электрических нагрузок для получения технических условий, 12.09.2023 г. направлено техническое задание на внутренние отделочные работы;
- письма Заказчика в адрес ООО "Структура" о направлении технических условий на водоотведение и водоснабжение от 08.09.2023 г., об отсутствии ливневой канализации и очистных сооружений вблизи больницы (письмо администрации от 20.09.2023 г. N2850-03-17); от 13.10.2023 г. N925 проектная документация получена в полном объеме, направить данную документацию на экспертизу; от 20.10.2023 г. N960 гарантия получения технических условий на подключение к сетям электроснабжения до 03.11.2023 г.; от 24.11.2023 г. N1125 о согласовании включения в сметную стоимость строительства объекта затрат на временные здания и сооружения (1,8%), затрат на зимнее удорожание (2,2%), резерв средств на непредвиденные работы и затраты (2,0%);
- письма Подрядчика в адрес Заказчика от 14.08.2023 г. N 08/1402 о предоставлении информации; от 28.08.2023 г. N 08/2804 о направлении эскизного проекта с объемными решениями по объекту; от 12.09.2023 г. N09/1205 о направлении для утверждения технического задания на выполнение инженерных изысканий по объекту; от 04.10.2023 г. N10/0406 запрос о разделении объема работ по первому этапу; от 10.10.2023 г. N10/1005 о невозможности окончания проектных работ в связи с отсутствием согласованного решения по выбранному варианту фасада, а также отсутствием технических условий на присоединение сетей электроснабжения, отсутствует информация о принятом решении по вопросу раздельного прохождения экспертизы технической части и сметной части, от 11.10.2023 г. N10/1101 о направлении на согласование разработанной проектной документации по объекту; от 12.10.2023 г. N10/1207 о направлении задания на проектирование по объекту; от 29.11.2023 г. N11/2904 запрос информации об источнике финансирования услуг по осуществлению авторского надзора, об источнике финансирования суммы превышения предусмотренной контрактом предельной стоимости строительства объекта, о подписании дополнительного соглашения N3 к контракту в части изменения технического задания, изменения сроков проведения работ по этапам;
- письма Заказчика в адрес Подрядчика от 30.08.2023 г. N775 о необходимости выполнения брендирования на основании брендбука программы "Модернизация первичного звена здравоохранения"; от 07.09.2023 г. N 801 о предоставлении для согласования цветового решения в 3-х вариантах брендирования интерьера; от 08.09.2023 г. N 803 об отсутствии на земельном участке объектов культурного наследия и об отсутствии необходимости прохождения государственной историко - культурной экспертизы; от 08.09.2023 г. N 804 о внесение изменений при проектировании (кабинет 228 акушера - гинеколога заменить на кабинет врача - невролога, вместо кабинета 233 (невролога) предусмотреть кабинет врача акушера - гинеколога с переходом в смотровой кабинет N 234 вместо процедурного кабинета, смотровой кабинет не должен иметь выхода в коридор, вместо кабинета 106 помещения охраны предусмотреть изолятор детской консультации с выходом в табур, а не в вестибюль, добавление раковин); от 12.09.2023 г. N 808 о внесение изменений при проектировании (оборудование 2-х входов в детскую консультацию, процедурного кабинета и санузла для детей, изменение входа в кабинеты N115-117); от 15.09.2023 г. N 822 о замене финишной отделки кабинета стоматологии и смотровых кабинетов; от 27.09.2023 г. N862 о согласовании альбома "Архитектурно-планировочная концепция и технологические решения по Объекту"; от 28.09.2023 г. N864 информация о том, что затраты на ведение строительного контроля не предусматривать в сводном сметном расчете, о согласовании изменения метода расчета сметной документации по объекту на ресурсно-индексный; от 03.10.2023 г. N884 о необходимости предусмотреть в проекте перекачивающую станцию для функционирования системы канализационных стоков объекта, о согласовании изменений условий подключения к сетям теплоснабжения; от 15.11.2023 г. N1074 о месте утилизации ТБО; от 04.12.2023 г. N1165 информация о том, что дополнительных средств выделяться не будет, все работы должны проводиться в рамках выделенного финансирования.
Сводный сметный расчет стоимости строительства N 1 на сумму 276 724,84 тыс. руб. утвержден Заказчиком.
Согласно скриншоту личного кабинета ООО "Структура" проектно-сметная документация 23.11.2023 г. направлена на государственную экспертизу, планируемый срок выдачи заключения 31.01.2024 г.
29.11.2023 г. Подрядчиком направлено письмо N 11/2904 в адрес Заказчика об изменении сроков проведения работ по 1 этапу до 30.01.2024 г. без изменения общего срока проведения исполнения контракта, в связи с тем, что срок проведения государственной экспертизы проектной документации составляет 42 рабочих дня.
Заказчиком в адрес Подрядчика направлены претензии от 05.12.2023 г. N 1173, от 06.12.2023 г. N 1180 о срыве сроков выполнения первого этапа контракта.
Подрядчиком в ответ на претензии в письмах от 06.12.2023 г. N12/0606, от 07.12.2023 г. N 12/0703 направлены предложения по приведению проекта к предусмотренной контрактом предельной стоимости строительства, а именно: анализ примененных площадей помещений показал, что при изменении (сокращении) перечня технологического оборудования возможно уменьшение площадей, что приведет к уменьшению стоимости строительства; изменение проектных решений (изменение типа фасада, изменение типов внутренней отделки помещений, исключение из проекта 2-го лифта, замена применяемых материалов), предложения по оптимизации стоимости строительства объекта на основании изменений проектных решений по разделам АР, КР, подъемное оборудование, ПОС, внутренние сети водоснабжения.
Согласно п. 14.7 Контракта расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда или в связи с односторонним отказом стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
Согласно п. 14.8 Контракта расторжение контракта в связи с односторонним отказом стороны контракта от исполнения контракта осуществляется в порядке, предусмотренном положениями частей 8 - 25 статьи 95 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
В связи с неисполнением обязательств по контракту, Заказчиком 07.12.2023 г. было принято решение о расторжении контракта в одностороннем порядке.
13.12.2023 г. Подрядчиком в адрес Заказчика направлены возражения, согласно которым Заказчиком только 27.09.2023 г. согласован альбом "архитектурно-планировочная концепция и технологические решения по объекту", 28.09.2023 был изменен метод расчета сметной документации с базисно-индексного на ресурсно-индексный, сформированный сводный сметный расчет строительства объекта на сумму 276,72 млн. рублей утвержден Заказчиком без замечаний для направления на государственную экспертизу, проектно-сметная документация 23.11.2023 г. сдана на государственную экспертизу. Таким образом, Подрядчик своевременно приступил к исполнению контракта, направил в адрес Заказчика предложение о переносе срока окончания первого этапа работ до 30.01.2024 без изменения общего срока исполнения Контракта, в связи с тем, что срок проведения государственной экспертизы проектной документации составляет 42 рабочих дня, которое оставлено Заказчиком без ответа.
21.12.2023 г. ООО "ПСК Авангард" проведено строительно-техническое исследование по заказу Подрядчика (заключение N 2163). Специалист указывает следующее:
1) сроки предоставления технических условий со стороны КОГБУЗ "Свечинская центральная районная больница" были следующие:
- ТУ на присоединение к сетям водоснабжения и канализации 18.09.2023 г.
- ТУ на технологическое присоединение к сетям электроснабжения 26.10.2023 г.
- ТУ на подключение к сетям электросвязи 12.09.2023 г.
- ТУ на подключение к системе теплоснабжения 12.09.2023 г.
- ТУ на передачу тревожных сообщений 19.09.2023 г.
Таким образом, проектные работы невозможны без предоставления технических условий на подключение к инженерным сетям.
2) Период согласования планировочных решений составил с 28.08.2023 г по 27.09.2023 г. Без утвержденного альбома "архитектурно - планировочная концепция и технологические решения по объекту" разработка всех остальных разделов, включая конструктивные решения и внутренние инженерные системы, невозможна. Фактическим началом разработки проектной документации следует считать 27 сентября 2023 г.
3) Заказчик 28.09.2023 г. согласовал изменение метода расчета сметной документации по объекту с базисно-индексного на ресурсно-индексный. Данное внесение изменений является существенным.
4) Исходные данные для проектирования в части технических условий получены: 03.10.2023 - изменение условий подключения к сети теплоснабжения, исходные данные и информация о наружной сети канализации; 03.11.2023 - технические условия на подключение наружной сети электроснабжения.
5) 24.11.2023 из сводного сметного расчета строительства объекта Заказчиком исключены затраты на осуществление авторского надзора за строительством, предусмотренные техническим заданием (приложение N 3 к Контракту).
6) Учитывая вышеизложенное, проектно-сметная документация в полном объеме 23.11.2023 года направлена на государственную экспертизу, имеется отступление от срока исполнения первого этапа Контракта по независящим об Подрядчика обстоятельствам. Срок исполнения обязательств по контракту 31.12.2024 г, для исполнения срока на данный момент нет никаких объективных препятствий.
Согласно статье 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
В соответствии со статьей 310 ГК РФ односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом. Односторонний отказ от исполнения обязательства, связанного с осуществлением его сторонами предпринимательской деятельности, и одностороннее изменение условий такого обязательства допускаются также в случаях, предусмотренных договором, если иное не вытекает из закона или существа обязательства.
Согласно п. 2 ст. 715 ГК РФ если подрядчик не приступает своевременно к исполнению договора подряда или выполняет работу настолько медленно, что окончание ее к сроку становится явно невозможным, заказчик вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения убытков.
В соответствии с абзацем 4 пункта 2 статьи 450 ГК РФ существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора.
В соответствии с п. 1 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте.
В силу п. 2 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части решение автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель).
Согласно информации, размещенной в ЕИС, решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта получено Подрядчиком 07.12.2023 г. в 16:23 ч., что свидетельствует о надлежащем уведомлении поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с п. 3 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе.
Согласно ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу, и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В соответствии с ч. 14 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 настоящей статьи. Данное правило не применяется в случае повторного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, которые в соответствии с гражданским законодательством являются основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.
Учитывая, что в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта нарушения условий контракта, послужившие основаниями для принятия указанного решения, не устранены, решение об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с частью 13 статьи 95 Закона вступило в законную силу 19.12.2023 г.
В соответствии с ч. 16 ст. 95 Закона о контрактной системе заказчик не позднее двух рабочих дней, следующих за днем вступления в силу решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, направляет в соответствии с порядком, предусмотренным пунктом 1 части 10 статьи 104 настоящего Федерального закона, обращение о включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Согласно ч. 4 ст. 104 Закона о контрактной системе заказчик либо уполномоченный орган или уполномоченное учреждение, наделенные полномочиями в соответствии со статьей 26 настоящего Федерального закона, направляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, обращение о включении информации об участнике закупки или о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков в срок, предусмотренный подпунктом "б" пункта 2 части 6 статьи 51, подпунктом "в" пункта 4 части 14 статьи 73, частями 16 и 22.2 статьи 95 настоящего Федерального закона, или не позднее двух рабочих дней, следующих за днем поступления заказчику решения суда о расторжении контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта.
Информация, предусмотренная частью 4 статьи 104 Закона о контрактной системе, направлена Заказчиком в адрес Кировского УФАС России в установленный законом срок - 20.12.2023 г.
В соответствии с частью 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
Правовым последствием нарушения условий контракта является включение сведений о поставщике в реестр недобросовестных поставщиков, что является дополнительной мерой ответственности, помимо тех, которые предусмотрены ст. 34 Закона о контрактной системе (пени, штрафы).
Включение в реестр недобросовестных поставщиков представляет собой один из видов юридической ответственности, поскольку такое включение является санкцией за недобросовестное поведение поставщика в регулируемой сфере правоотношений и влечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах. Как мера публичной ответственности такое включение общества в реестр недобросовестных поставщиков должно отвечать принципам справедливости, соразмерности, пропорциональности государственного принуждения характеру совершенного правонарушения.
Согласно части 1 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 18.07.2008 N 10-П федеральный законодатель, обладая достаточной свободой усмотрения в определении конкретных видов государственного контроля (надзора), оснований, форм, способов, методов, процедур, сроков его проведения, состава мер государственного принуждения, применяемых по итогам контрольных мероприятий, а также конкретного порядка финансового обеспечения, вместе с тем связан общими конституционными принципами организации системы органов государственной власти, а осуществляемое им регулирование должно соответствовать юридической природе и характеру общественных отношений, складывающихся в сфере государственного контроля (надзора), вводимые же ограничения прав и свобод граждан, занимающихся предпринимательской деятельностью, - быть соразмерными конституционно значимым целям и во всяком случае не создавать препятствий их экономической самостоятельности и инициативе.
Верховный Суд Российской Федерации также неоднократно разъяснял, что при рассмотрении вопроса о законности решения уполномоченного органа о включении или невключении лица в реестр недобросовестных поставщиков нельзя ограничиться только формальной констатацией ненадлежащего исполнения хозяйствующим субъектом тех или иных нормативных требований без выяснения и оценки всех фактических обстоятельств дела в совокупности и взаимосвязи. Иное противоречит задачам арбитражного судопроизводства. Антимонопольный орган при принятии решения о включении в реестр недобросовестных поставщиков не должен ограничиваться формальной проверкой, а должен устанавливать по делу обстоятельства недобросовестного поведения поставщика.
Включение сведений об участнике размещения заказа в реестр недобросовестных поставщиков осуществляется лишь в случае, если антимонопольный орган в результате проведенной проверки установит факт уклонения участника размещения заказа от заключения контракта, выявит обстоятельства, свидетельствующие о намерении участника размещения заказа отказаться от заключения контракта, о направленности его действий на несоблюдение условий контракта или уклонение от его исполнения.
Согласно п.п. а) п. 15 Порядка орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе), в том числе в случае если при рассмотрении обращения, направленного в связи с расторжением контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, и при проведении проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта.
При рассмотрении вопроса о включении сведений в реестр недобросовестных поставщиков антимонопольный орган не разрешает гражданско-правовой спор между участниками сделки, а оценивает поведение исполнителя на предмет его добросовестности и направленности действий на фактическое исполнение контракта.
При этом, отказ Заказчика от исполнения контракта имеет значение не как такового основания для включения сведений в реестр недобросовестных поставщиков, а выступает поводом для передачи сведений о допущенных нарушениях уполномоченному органу, для проведения проверки этих сведений в соответствии с частью 7 статьи 104 Закона о контрактной системе.
Как разъяснено в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", оценивая действия сторон как добросовестные или недобросовестные, следует исходить из поведения, ожидаемого от любого участника гражданского оборота, учитывающего права и законные интересы другой стороны, содействующего ей, в том числе в получении необходимой информации. Поведение одной из сторон может быть признано недобросовестным, если усматривается очевидное отклонение действий участника гражданского оборота от добросовестного поведения. По общему правилу части 5 статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются, пока не доказано иное.
Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, применяемые государственными органами санкции должны назначаться с учетом характера допущенного нарушения, размера причиненного вреда, наличия и степени вины нарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств, соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционно защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения (постановления от 30.07.2001 N 13-П, от 21.11.2002 N 15-П).
Представленные Подрядчиком информация и документы подтверждают принятие им мер для надлежащего исполнения обязательств по Контракту: осуществлены сбор исходных данных для проектирования, посадка объекта на земельном участке, полевые работы по инженерным изысканиям, на основании согласованного Заказчиком проекта, с учетом дополнений и изменений Заказчика в части архитектуры и технологии, был сформирован сводный сметный расчет строительства объекта на сумму 276,72 млн. руб. и утвержден Заказчиком без замечаний для направления на государственную экспертизу, проектно-сметная документация в полном объеме 23.11.2023 г. направлена на государственную экспертизу (планируемый срок выдачи заключения 31.01.2024 г.), 29.11.2023 направил письмо N 11/2904 в адрес Заказчика об изменении сроков проведения работ по 1 этапу до 30.01.2024 г. без изменения общего срока проведения исполнения контракта, в связи с тем, что срок проведения государственной экспертизы проектной документации составляет 42 рабочих дня, направлены предложения по приведению проекта к предусмотренной контрактом предельной стоимости строительства (письма от 06.12.2023 г. N12/0606, от 07.12.2023 г. N 12/0703).
В ходе исполнения контракта период согласования планировочных решений составил с 28.08.2023 г по 27.09.2023 г., изменен метод расчета сметной документации по объекту с базисно-индексного на ресурсно-индексный 28.09.2023 г., исходные данные направлялись Заказчиком в период с 12.09.2023 г. по 03.11.2023 г. Данные обстоятельства могли повлиять на срок исполнения 1 этапа контракта, что подтверждается заключением ООО "ПСК Авангард" N 2163 от 21.12.2023 г.
При этом согласно пп. 12 ч. 1 ст. 95 Закона о контрактной системе допускаются изменения срока исполнения отдельного этапа (отдельных этапов) исполнения контракта в рамках срока исполнения контракта, предусмотренного при его заключении.
В ходе рассмотрения материалов РНП Комиссией установлено, что 23.12.2023 г. распоряжением Правительства Кировской области N 429 утверждены иные случаи осуществления закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных нужд у единственного поставщика для КОГБУЗ "Свечинская центральная районная больница" по закупке на выполнение работ по строительству "под ключ" объекта капитального строительства государственной собственности Кировской области "Поликлиника на 200 посещений в смену в пгт.Свеча Кировской области" с ценой контракта 121 800 000,00 руб.
Указанные пояснения, документы не могут свидетельствовать о намеренном уклонении Подрядчика от исполнения контракта, и не подтверждают его недобросовестности, наличие записей о включении Подрядчика в РНП в рамках иных правоотношений также не является доказательством недобросовестного поведения при исполнении данного контракта.
Кроме того, Подрядчик относится к микропредприятиям, включен в Реестр субъектов малого и среднего предпринимательства. Участие в закупках, представляет собой возможность для Поставщика в условиях экономической неустойчивой ситуации в стране, стабильного продолжения осуществления деятельности, сохранив рабочие места.
На основании представленных документов, Комиссия приходит к выводу, что Подрядчиком принимались меры, направленные на надлежащее исполнение условий Контракта, в связи с чем Комиссия считает возможным не включать информацию о Подрядчике в Реестр.
Руководствуясь ст. 99, ст.104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" комиссия,
РЕШИЛА:
Сведения, представленные КОГБУЗ "Свечинская центральная районная больница" о включении сведений в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в отношении АО ХАТМАН ГРУПП в связи с односторонним отказом Заказчика от исполнения контракта на выполнение работ по строительству "под ключ" объекта капитального строительства государственной собственности Кировской области "Поликлиника на 200 посещений в смену в пгт.Свеча Кировской области" в рамках реализации региональных программ модернизации первичного звена здравоохранения (извещение N 0340200003323008666), в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) не включать.
В соответствии с ч. 11 ст. 104 ФЗ от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Зам. председателя комиссии
Члены комиссии
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Кировской области от 27 декабря 2023 г. N 043/10/104-1357/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 09.01.2024