Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Кировской области по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия Кировского УФАС России) в составе:
Зам. председателя комиссии:
- заместителя руководителя - начальника отдела КЗ Кировского УФАС России;
Членов комиссии:
- главного специалиста-эксперта отдела КЗ Кировского УФАС России;
- ведущего специалиста-эксперта отдела КЗ Кировского УФАС России;
в присутствии:
- представителей КОГБУЗ "Кировская областная клиническая больница" по доверенностям;
при участии посредством ВКС:
- представителя ООО "Вектор" по доверенности;
рассмотрев материалы КОГБУЗ "Кировская областная клиническая больница" (далее - Заказчик) о включении сведений об ООО "Вектор" (далее - Поставщик, Общество) в реестр недобросовестных поставщиков,
УСТАНОВИЛА:
26.12.2023 г. в Единой информационной системе в сфере закупок размещено обращение КОГБУЗ "Кировская областная клиническая больница" о включении в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) сведений в отношении ООО "Вектор" в связи с односторонним отказом от исполнения контракта на поставку медицинских изделий (извещение N 0340200003323012277).
В соответствии с ч. 7 ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) рассмотрение указанного заявления и материалов назначено на 10.01.2024 г., в соответствии с п.п. "д" п. 9 Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (утв. Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078) (далее - Правила) стороны извещены надлежащим образом.
В силу ч. 7 ст. 104 Закона о контрактной системе в течение пяти рабочих дней с даты поступления обращения, указанного в части 4 настоящей статьи, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, осуществляет проверку содержащихся в таком обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта, о расторжении контракта по решению суда в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта или об отсутствии оснований для одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта. По результатам такой проверки принимается решение о включении в реестр недобросовестных поставщиков соответствующей информации или решение об отказе в ее включении в реестр недобросовестных поставщиков. В случае принятия решения о включении в реестр недобросовестных поставщиков информации о лицах, указанных в части 2 настоящей статьи, такая информация включается в этот реестр не позднее трех рабочих дней с даты принятия данного решения.
Заказчиком в Единой информационной системе в сфере закупок размещено обращение о расторжении контракта в связи односторонним отказом заказчика от исполнения контракта из-за существенных нарушений Поставщиком условии контракта, поскольку в регламентированные сроки Поставщиком не произведена поставка товара надлежащего качества, в связи с чем 13.12.2023 г. принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта, которое было размещено в ЕИС. 26.12.2023 г. решение вступило в законную силу.
Представитель Поставщика пояснил, что 30.08.2023, в целях формирования заявки для участия в аукционе N0340200003323012277, Обществом был направлен запрос в адрес официального дистрибьютора производителя ООО "СПЕЦ-И-АЛ" с просьбой подтвердить возможность поставки перчаток медицинских на основании требуемых заказчиком характеристик в аукционной документации. 31.08.2023 официальный дистрибьютор направил коммерческое предложение и подтвердил возможность поставки перчаток в течение семи дней со дня направления заявки (письмо от 31.08.2023 г. N 59). Обществом была сформирована заявка с перечислением характеристик продукции, которые подтвердил официальный дистрибьютор. 03.11.2023 г. поступила заявка на поставку перчаток на сумму 58 930,00 рублей. 27.11.2023 г. от официального дистрибьютора поступили перчатки со значительным опозданием (письмо N 64 о задержке поставки товара от ООО "АЛИША" от 13.11.2023 г.). В ходе проверки была установлена "пересортица", не соответствие по размерам и текстурированности изделий, в связи с чем, 28.11.2023, товар был возвращен с требованием незамедлительно заменить товар (письмо ООО "АЛИША" от 01.12.2023 г. N 69). 18.12.2023 г. от дистрибьютора поступила продукция, что подтверждается товарной накладной от 18.12.2023 г. N 560, и 21.12.2023 г. товар поставлен в адрес Заказчика в полном объеме по заявке, что подтверждается сформированным в ЕИС документом о приемке.
Сообщил, что не согласен с мотивированным отказом Заказчика от приемки товара, поскольку качество товара соответствует условиям Контракта и подтверждается паспортом N 2 ООО "СПЕЦ-И-АЛ". Несогласие Поставщика с отказом Заказчика от приемки товара послужило основанием для обращения в Арбитражный суд с исковым заявлением о признании недействительным одностороннего отказа от исполнения контракта. Просит не включать Общество в Реестр недобросовестных поставщиков.
Рассмотрев представленные материалы, заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, Комиссия Кировского УФАС России пришла к следующим выводам.
29.08.2023 года на официальном сайте закупок zakupki.gov.ru размещено извещение о проведении электронного аукциона на поставку медицинских изделий.
22.09.2023 г. между Заказчиком и ООО "Вектор" был заключен Контракт на поставку медицинских изделий на общую сумму 1 500 000,00 рублей (далее - Контракт).
В соответствии с п. 1.1. Контракта Поставщик обязуется в порядке и сроки, предусмотренные Контрактом, осуществить поставку медицинских изделий (код ОКПД 22.19.60.119) (далее - Товар) в соответствии со Спецификацией (приложение N 1 к Контракту) и надлежащим образом оказать услуги по доставке в соответствии с требованиями технической и (или) эксплуатационной документации производителя (изготовителя) Товара, а Заказчик обязуется в порядке и сроки, предусмотренные Контрактом, принять и оплатить поставленный Товар.
В силу п. 1.2 Контракта номенклатура Товара, его количество, технические показатели определяются Спецификацией (приложение N 1 к Контракту).
Согласно п. 5.1 Контракта поставка товара осуществляется по заявкам Заказчика в течение 10 календарных дней с момента направления заявки Заказчика. Количество и объем заявок зависят от потребности Заказчика, возникшей в период действия Контракта. Поставка товара без заявки Заказчика или поставка товара в объеме отличном от предусмотренного заявкой Заказчика не допускается. Поставка по направленной заявке осуществляется в полном объеме, частичная поставка не допускается.
Приложением N 1 к Контракту (Спецификация) по позиции 3- 5 к поставке требуется следующий товар:
N п/п |
Наименование товара, единицы измерения, количество |
Описание требований (функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, единицы измерения) |
Минимальные и (или) максимальные, неизменяемые значения характеристики |
3 |
Перчатки смотровые/процедурные нитриловые, неопудренные, нестерильные, 1 пара (2 шт.) КТРУ: 22.19.60.119-00000008 |
Материал: нитрильный латекс без опудривания |
|
Текстурированные |
|
||
Манжета с валиком |
|
||
Толщина на среднем пальце, мм |
0,15 |
||
Длина, мм |
300 |
||
Уровень качества (AQL) |
1,5 |
||
Размеры: S, M, L |
|
||
4 |
Перчатки смотровые/процедурные нитриловые, неопудренные, нестерильные, 1 пара (2 шт.) КТРУ: 22.19.60.119-00000008 |
Материал: нитрильный латекс без опудривания. |
|
Универсальная форма |
|
||
Текстурированные |
|
||
Манжета с валиком |
|
||
Толщина на среднем пальце, мм |
0,15 |
||
Длина, мм |
300 |
||
Размеры: S, M, L |
|
||
5 |
Перчатки смотровые/процедурные нитриловые, неопудренные, антибактериальные, 1 пара (2 шт.) КТРУ: 22.19.60.119-00000011 |
Перчатки предназначены для работы в отделениях с повышенным риском инфицирования, профилактики ВБИ, а также для снижения риска передачи инфекций и распространения новой коронавирусной инфекции. |
|
Универсальная форма |
|
||
Текстурированные |
|
||
Манжета с валиком |
|
||
Толщина на среднем пальце, мм |
0,15 |
||
Длина, мм |
240 |
||
Уровень качества (AQL) |
1,5 |
||
Размеры: S, M, L |
|
03.11.2023 г. Заказчик в адрес Поставщика направил заявку на поставку товара по позиции 3,4 и 5 Спецификации на общую сумму 58 930,00 руб. В соответствии с условиями п. 5.1 Контракта поставка товара должна быть осуществлена не позднее 13.11.2023 г.
15.11.2023 г., 28.11.2023 г. и 06.12.2023 г. в адрес Поставщика направлены претензии N 6286, N 6615, N 6842, согласно которым товар не поставлен, в связи с чем Заказчик просит осуществить поставку товара и уплатить пени на общую сумму 677,7 руб.
По состоянию на 13.12.2023 г. товар надлежащего качества Заказчику не поставлен.
Согласно п. 12.5 Контракта Заказчик вправе отказаться от исполнения Контракта в одностороннем внесудебном порядке в случаях:
12.5.1. Поставки Товара ненадлежащего качества с недостатками, которые не могут быть устранены в приемлемый для Заказчика срок;
12.5.2. Нарушение поставщиком сроков поставки товара, предусмотренных контрактом, более чем на 14 календарных дней;
12.5.3. В иных случаях, предусмотренных гражданским законодательством.
Согласно статье 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
В соответствии со статьей 310 ГК РФ односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом. Односторонний отказ от исполнения обязательства, связанного с осуществлением его сторонами предпринимательской деятельности, и одностороннее изменение условий такого обязательства допускаются также в случаях, предусмотренных договором, если иное не вытекает из закона или существа обязательства.
В соответствии с п. 2 ст. 450 ГК РФ, существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора.
Согласно п. 2 ст. 523 ГК РФ нарушение договора Поставщиком предполагается существенным в случаях поставки товаров ненадлежащего качества с недостатками, которые не могут быть устранены в приемлемый для покупателя срок; неоднократного нарушения сроков поставки товаров.
В соответствии с п. 1 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте.
В соответствии с требованиями с ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчиком 13.12.2023 г. сформировано, подписано и размещено в ЕИС решение N 6950 об одностороннем отказе от исполнения Контракта, в связи с существенным нарушением Поставщиком условий Контракта.
В силу п. 2 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части решение автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель).
Согласно информации, размещенной в ЕИС решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта получено Поставщиком 13.12.2023 г. 09:41 ч.
Поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта (п. 3 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе).
Таким образом, датой надлежащего уведомления Заказчиком Поставщика является 13.12.2023 г.
21.12.2023 г. Поставщиком сформирован, подписан и размещен в ЕИС документ о приемке N 77 от 21.12.2023 г. на поставку товара в полном объеме по заявке от 03.11.2023 г. на общую сумму 58 930,00 руб.
25.12.2023 г. по результатам осуществления приемки поставленного товара, приемочная комиссия Заказчика пришла к выводу о несоответствии поставленного Обществом товара по позиции 5 Спецификации, а именно: поставлены не антибактериальные перчатки (требования Спецификации - перчатки антибактериальные), толщина на среднем пальце составляет 0,07 мм (требования Спецификации - 0,15 мм), в инструкции по применению и на упаковке товара не указана информация об уровне качества (AQL), что не позволяет установить соответствие данной характеристики поставленного товара заявленным в Контракте требованиям (требования Спецификации - уровень качества (AQL) - 1,5).
Приемочная комиссия Заказчика пришла к выводу об отказе в принятии товара, не соответствующего требованиям Контракта, о необходимости приостановить приемку товара, вызвать для участия в продолжении приемки товара и составления двустороннего акта представителя Поставщика.
25.12.2023 г. Заказчиком подготовлено уведомление о вызове представителя ООО "Вектор" для участия в приемке товара и составления двустороннего акта. Уведомление и акт N 1 о несоответствии товара были направлены в адрес Поставщика по электронной почте, указанной в Контракте.
Согласно пояснениям представителя Заказчика, Поставщик явку представителя на участие в приемке товара не обеспечил.
Согласно ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу, и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В соответствии с ч. 14 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 настоящей статьи. Данное правило не применяется в случае повторного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, которые в соответствии с гражданским законодательством являются основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.
В течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта нарушения условий контракта, послужившие основаниями для принятия указанного решения, не устранены, решение об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с частью 13 статьи 95 Закона вступило в законную силу 26.12.2023 г.
В соответствии с ч. 16 ст. 95 Закона о контрактной системе заказчик не позднее двух рабочих дней, следующих за днем вступления в силу решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, направляет в соответствии с порядком, предусмотренным пунктом 1 части 10 статьи 104 настоящего Федерального закона, обращение о включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Согласно ч. 4 ст. 104 Закона о контрактной системе заказчик либо уполномоченный орган или уполномоченное учреждение, наделенные полномочиями в соответствии со статьей 26 настоящего Федерального закона, направляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, обращение о включении информации об участнике закупки или о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков в срок, предусмотренный подпунктом "б" пункта 2 части 6 статьи 51, подпунктом "в" пункта 4 части 14 статьи 73, частями 16 и 22.2 статьи 95 настоящего Федерального закона, или не позднее двух рабочих дней, следующих за днем поступления заказчику решения суда о расторжении контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта.
Информация, предусмотренная частью 4 статьи 104 Закона о контрактной системе, направлена Заказчиком в адрес Кировского УФАС России в установленный законом срок - 26.12.2023 г.
В соответствии с частью 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
Включение в реестр недобросовестных поставщиков представляет собой один из видов юридической ответственности, поскольку такое включение является санкцией за недобросовестное поведение поставщика в регулируемой сфере правоотношений и влечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах. Как мера публичной ответственности такое включение общества в реестр недобросовестных поставщиков должно отвечать принципам справедливости, соразмерности, пропорциональности государственного принуждения характеру совершенного правонарушения.
Согласно п.п. а) п. 15 Порядка орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе), в том числе в случае если при рассмотрении обращения, направленного в связи с расторжением контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, и при проведении проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта; надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, в том числе в связи с мобилизацией в Российской Федерации, введением санкций и (или) мер ограничительного характера. К таким обстоятельствам не относится отказ поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта по причине введения санкций и (или) мер ограничительного характера в отношении заказчика.
При рассмотрении материалов РНП представители Заказчика пояснили, что Обществом при поставке товара было приложено регистрационное удостоверение на медицинское изделие от 18.05.2023 г. N РЗН 2023/20249, которое не содержит сведения о наличии у производителя ООО "СПЕЦ-И-АЛ" перчаток антибактериальных, которые требуются по условиям поставки по 5 позиции Спецификации. Кроме того, Заказчиком была проведена экспертиза поставленного товара своими силами, в соответствии с ч. 3 ст. 94 Закона о контрактной системе, и обнаружено, что товар по позиции 5 Спецификации не соответствует по толщине на среднем пальце. Измерения Заказчиком производились исходя из требований ГОСТ Р 52239-2004.
В подтверждение своего довода Заказчиком в материалы дела представлены фотоматериалы измерения поставленного товара по позиции 5 Спецификации специальным прибором. Согласно представленному Заказчиком фото, толщина на среднем пальце составляет 0,07 мм, что не соответствует условиям Контракта.
Представители Заказчика пояснили, что поставленный Обществом товар визуально отличается от товара, который соответствует требованиям Контракта. В подтверждение своего довода на заседание Комиссии Кировского УФАС России были продемонстрированы поставленные Обществом перчатки, а также перчатки, которые соответствуют условиям Контракта.
Вместе с тем, как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, применяемые государственными органами санкции должны назначаться с учетом характера допущенного нарушения, размера причиненного вреда, наличия и степени вины нарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств, соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционно защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения (постановления от 30.07.2001 N 13-П, от 21.11.2002 N 15-П).
Учитывая, общую сумму направленной Заказчиком в адрес Поставщика заявки от 03.11.2023 г. (58 930,00 руб.), цену несоответствующего товара по позиции 5 Спецификации (13 310,00 руб.), а также цену соответствующего товара по позиции 3 и 4 Спецификации (45 620,00 руб.), Комиссия Кировского УФАС России считает применение к Обществу санкции в виде включения в Реестр недобросовестных поставщиков несоразмерной.
Руководствуясь ст. 99, ст.104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" комиссия,
РЕШИЛА:
Сведения, представленные КОГБУЗ "Кировская областная клиническая больница" о включении в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) сведений в отношении ООО "Вектор" в связи с односторонним отказом от исполнения контракта на поставку медицинских изделий (извещение N 0340200003323012277), в Реестр недобросовестных поставщиков не включать.
В соответствии с ч. 11 ст. 104 ФЗ от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Кировской области от 10 января 2024 г. N 043/10/104-1385/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 12.01.2024