Комиссия Омского УФАС России по контролю в сфере закупок на территории Омской области (далее - Комиссия) в составе:
Шмаковой Т.П. - заместителя руководителя управления, председателя Комиссии;
Савицкой Е.А. - специалиста-эксперта отдела контроля закупок, члена Комиссии;
Буньковой Д.А. - специалиста-эксперта отдела контроля закупок, члена Комиссии,
рассмотрев жалобу общества с ограниченной ответственностью "Интербио" (далее - ООО "Интербио", общество, заявитель) на действия бюджетного учреждения здравоохранения Омской области "Областная клиническая больница" (далее - заказчик, БУЗОО "Областная клиническая больница") при осуществлении закупки в форме электронного аукциона на поставку сывороток диагностических для медицинских целей для лаборатории клинической микробиологии (Реестровый номер 2023.086960)" (извещение N 0352200000823000795) (далее - электронный аукцион),
при участии посредством видео-конференц-связи представителей:
заявителя - Иванова Андрея Викторовича (доверенность N 231219-1Д от 19.12.2023),
заказчика - Глебовой Юлии Александровны (доверенность N 577 от 03.03.2023)
У С Т А Н О В И Л А:
1. В Омское УФАС России посредством единой информационной системы поступила (вх. N 12183-ЭП/23 от 20.12.2023) жалоба заявителя на положения извещения об осуществлении закупки, нарушающие, по его мнению, требования Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон о контрактной системе).
2. Из материалов электронного аукциона следует, что 13.12.2023 на официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт ЕИС) заказчиком было размещено извещение о проведении электронного аукциона с начальной (максимальной) ценой контракта 122794 руб.
Согласно протоколу подведения итогов определения подрядчика от 21.12.2023 заявка единственного участника закупки была признана несоответствующей требованиям извещения о проведении электронного аукциона.
На основании пункта 1 и пункта 4 части 1 статьи 52 Федерального закона о контрактной системе определение поставщика (подрядчика, исполнителя) признано несостоявшимся.
3. В результате рассмотрения жалобы заявителя, представленных материалов и пояснений, в результате проведения в соответствии с частью 15 статьи 99 Федерального закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссией установлено следующее.
В жалобе заявителя, в частности дословно указано: "Согласно пунктам 16, 18 Табличной части "Описания объекта закупки" (далее по тексту - Техническое задание) закупке подлежат:
16. Иммуноглобулин диагностический эшерихиозный типовой ОК сухой. Для реакции агглютинации. О127: К73 (далее по тексту - позиция 16);
18. Иммуноглобулин диагностический эшерихиозный типовой ОК сухой. Для реакции агглютинации. О127: К67 (далее по тексту - позиция 18).
Заявителем проведен анализ рынка в совокупности с информацией, размещенной в открытых источниках сети "Интернет", по результатам которого установлено, что товары, отвечающие требованиям позиций 16 и 18, фактически не существуют.
Иммуноглобулины содержат специфические агглютинины к соматическим О и поверхностным К-антигенам эшерихий, при взаимодействии с которыми вызывают их агглютинацию. В настоящее время на рынке представлен только препарат, схожий по техническим и функциональным характеристикам с вышеуказанными позициями 16 и 18, но содержащий соматический О-антиген О127 и поверхностный К-антиген К63.
Подобные действия Заказчика, выраженные в указании в описании объекта закупки характеристик несуществующего товара, не соответствуют требованиям Закона о контрактной системе, что в том числе подтверждается законоприменительной практикой (Решение Владимирского УФАС России от 13.10.2023 N 119/2023, Решение Кемеровского УФАС России от 28.01.2016 по делу N 43/З-2016).
Кроме того, в Проекте контракта и в Обосновании НМЦК указан неверный код ОКПД 2: 21.20.21.110 (Сыворотки иммунные). При этом закупке подлежат сыворотки и иммуноглобулины диагностические, которые соответствуют коду ОКПД 2: 21.20.23.110 (реагенты диагностические).
Таким образом, Заказчиком нарушены положения ч. 1, ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе, так как описание объекта закупки не соответствует установленным требованиям".
Заказчиком представлены (вх. N 12332-ЭП/23 от 22.12.2023) пояснения на доводы жалобы, из которых следует, что при подготовке описания объекта закупки на поставку сывороток диагностических для медицинских целей БУЗОО "ОКБ" провело анализ рынка и было установлено минимум два производителя товара удовлетворяющего потребностям заказчика:
- регистрационное удостоверение от 14.07.2023 N ФСР 2008/03747 на иммуноглобулины диагностические эшерихиозные типовые ОК сухие для РА по ТУ 9389-023-01895039-2016, производитель ООО "Русбиофарм";
- регистрационное удостоверение от 13.09.2018 N РЗН 2014/1713 на сыворотки и иммуноглобулины диагностические эшерихиозные для реакции агглютинации по ТУ 9398-179-70423725-2012, производитель ЗАО "ЭКОлаб".
Однако по обжалуемым обществом позициям N 16 и N 18 описания объекта закупки была допущена техническая опечатка, поскольку в позиции N 16 указано "О127:К73" вместо "О28:К73", в позиции N 18 указано "О127:К67" вместо "О127:К63".
Относительно довода заявителя о неверном указании ОКПД2 21.20.21.110 "Сыворотки иммунные" вместо кода ОКПД2: 21.20.23.110 "Реагенты диагностические" заказчиком указано следующее: "Заказчик не применил код 21.20.23.110 Реагенты диагностические, так как данная категория включает в себя более широкий спектр реагентов. В то время как, код 21.20.21.110 Сыворотки иммунные включает в себя более узкую направленность реагентов и конкретизирует объект закупки.
На сайте Росздравнадзора к указанным ранее регистрационным удостоверениям прилагаются инструкции по применению, согласно которым иммуноглобулины представляют собой иммунные сыворотки, следовательно, Заказчик считает, что правильно применил более детализированный код 21.20.21.110 Сыворотки иммунные".
Оценив доводы жалобы и пояснения заказчика, Комиссия установила следующее.
Контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок (статья 6 Федерального закона о контрактной системе).
В соответствии со статьей 8 Федерального закона о контрактной системе контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
При этом частью 1 статьи 12 Федерального закона о контрактной системе установлено, что государственные органы, органы управления государственными внебюджетными фондами, муниципальные органы, казенные учреждения, иные юридические лица в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, при планировании и осуществлении закупок должны исходить из необходимости достижения заданных результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд.
В соответствии со статьей 34 Бюджетного кодекса Российской Федерации одним из принципов бюджетной системы Российской Федерации является эффективность использования бюджетных средств, согласно которому при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств (экономности) и (или) достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств (результативности).
Таким образом, заказчики должны исходить из целей максимального удовлетворения, как своих потребностей, так и результатов расходования бюджетных средств, при этом необоснованно не ограничивать количество участников закупки.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Федерального закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак в следующих случаях:
а) сопровождение такого указания словами "или эквивалент";
б) несовместимость товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимость обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком;
в) осуществление закупки запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
г) осуществление закупки медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания, необходимых для назначения пациенту по медицинским показаниям (индивидуальная непереносимость, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии, которое фиксируется в медицинской документации пациента и журнале врачебной комиссии. Перечень указанных медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания и порядок его формирования утверждаются Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 42 Федерального закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее следующую информацию: наименование объекта закупки, информация (при наличии), предусмотренная правилами использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, установленными в соответствии с частью 6 статьи 23 настоящего Федерального закона, указание (в случае осуществления закупки лекарственных средств) на международные непатентованные наименования лекарственных средств или при отсутствии таких наименований химические, группировочные наименования.
В силу пункта 1 части 2 статьи 42 Федерального закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать в виде электронного документа - описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
Заказчиком по позициям N 16 и N 18 описания объекта закупаются следующие медицинские изделия:
- "Иммуноглобулин диагностический эшерихиозный типовой ОК сухой. Для реакции агглютинации" с установлением показателя "О127: К73"
- "Иммуноглобулин диагностический эшерихиозный типовой ОК сухой. Для реакции агглютинации" с установлением показателя "О127: К67".
При этом в описание объекта закупки, в проекте контракта, в обосновании начальной (максимальной) цены контракта заказчиком указан код ОКПД2 21.20.21.110 "Сыворотки иммунные".
Комиссия установила, что не оспаривается самим заказчиком по позициям N 16 и N 18 описания объекта закупки учреждением была допущена техническая опечатка, поскольку в позиции N 16 указано наименование показателя "О127:К73" вместо "О28:К73", в позиции N 18 указано наименование показателя "О127:К67" вместо "О127:К63".
Таким образом, заказчиком установлен несуществующий показатель товара.
Помимо изложенного, Комиссия соглашается с доводом заявителя о неверном указании заказчиком кода ОКПД2 21.20.21.110 "Сыворотки иммунные" вместо указания кода ОКПД2 21.20.23.110 "Реагенты диагностические", учитывая, что в рассматриваемом случае БУЗОО "ОКБ" фактически закупаются реагенты диагностические, соответственно заказчик должен был установить соответствующий код для реагентов.
Данное обстоятельство подтверждается также представленными заказчиком регистрационными удостоверениями на указанный товар от 14.07.2023 N ФСР 2008/03747, от 13.09.2018 N РЗН 2014/1713, которые содержат информацию о коде ОКПД2 21.20.23.110 "Реагенты диагностические".
При указанных обстоятельствах Комиссия установила в действиях заказчика нарушение пункта 1 части 1 статьи 33, пункта 1 части 2 статьи 42 Федерального закона о контрактной системе
Учитывая вышеизложенное, Комиссия признала жалобу общества обоснованной.
На основании вышеизложенного, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Федерального закона о контрактной системе, Комиссия
Р Е Ш И Л А:
1. Признать обоснованной жалобу общества с ограниченной ответственностью "Интербио" на действия бюджетного учреждения здравоохранения Омской области "Областная клиническая больница" при осуществлении закупки в форме электронного аукциона на поставку сывороток диагностических для медицинских целей для лаборатории клинической микробиологии (Реестровый номер 2023.086960)" (извещение N 0352200000823000795).
2. Признать в действиях бюджетного учреждения здравоохранения Омской области "Областная клиническая больница" нарушение пункта 1 части 1 статьи 33, пункта 1 части 2 статьи 42 Федерального закона о контрактной системе.
Предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок не выдавать в связи с признанием определения поставщика (подрядчика, исполнителя) несостоявшимся, поскольку по окончании срока подачи заявок на участие в электронном аукционе была подана только одна заявка на участие в нем, которая признана несоответствующей требованиям извещения об осуществлении закупки.
3. По выявленным нарушениям законодательства в сфере закупок передать материалы рассмотрения жалобы должностному лицу Омского УФАС России для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии Члены Комиссии: |
Т.П. Шмакова Е.А. Савицкая Д.А. Бунькова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области от 27 декабря 2023 г. N 055/06/106-1509/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 09.01.2024