Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю по контролю в сфере закупок:
Председатель Комиссии:
Члены
Комиссии:
присутствии представителей от:
- заказчика - администрации г.Хабаровска;
- ООО "ЦМИК" явку представителя не обеспечил (уведомлены надлежащим образом)
09.01.2024 в заседании комиссии объявлен перерыв до 10.01.2024 14 часов 00 минут.
10.01.2024 после перерыва заказчик - администрация г. Хабаровска явку своего представителя не обеспечил (уведомлены надлежащим образом);
ООО "ЦМИК" явку обеспечил представитель,
- уполномоченного органа - администрация города Хабаровска, уведомлены надлежащим образом;
рассмотрев материалы дела N 7-3/784 по обращению администрации города Хабаровска о включении сведений об ООО "ЦМИК" в реестр недобросовестных поставщиков, в связи с односторонним отказом от исполнения контракта от 04.10.2023 N0122300006123000923_64140) на изготовление полиграфической продукции для Хабаровской городской Думы (извещение N0122300006123000923 от 13.09.2023),
УСТАНОВИЛА:
В рамках рассмотрения поступившего обращения, на основании статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Постановления Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" принято решение о проведении внеплановой проверки, в ходе которой установлено следующее.
Контракт от 04.10.2023 N0122300006123000923_64140 на изготовление полиграфической продукции для Хабаровской городской Думы (извещение N0122300006123000923 от 13.09.2023) заключенный между администрацией города Хабаровска и ООО "ЦМИК" заключен по результатам проведения аукциона в электронной форме N 0122300006123000923 (далее - контракт).
Согласно п. 1.1 Контракта предметом контракта является изготовление полиграфической продукции для Хабаровской городской Думы.
Согласно п.3.1 срок оказание услуг: в течении 30 (тридцати) рабочих дней с даты заключения контракта.
В соответствии с приложением 1 Контракта, спецификой поставляемого товара является следующая продукция:
N п/п |
Наименование |
Кол-во (шт.) |
Цена за единицу (руб.) |
Стоимость (руб.) |
1 |
Открытка поздравительная с текстом, именная |
100 |
84,90 |
8490,00 |
2 |
Календарь настенный на 2024 г. |
70 |
241,56 |
16909,20 |
3 |
Бланк (письмо, общий, решение) |
2999 |
3,51 |
10526,49 |
4 |
Бланк (письмо, общий, решение) |
1 |
3,00 |
3,00 |
5 |
Благодарственное письмо Хабаровской городской Думы |
300 |
110,23 |
33069,00 |
6 |
Папка для благодарственного письма |
270 |
208,73 |
56357,10 |
7 |
Почетная грамота Хабаровской городской Думы |
300 |
110,23 |
33069,00 |
8 |
Папка для почетной грамоты |
270 |
457,34 |
123481,80 |
9 |
Удостоверения членам Общественной Молодежной палаты при Хабаровской городской Думе |
35 |
87,87 |
3075,45 |
10 |
Пакеты бумажные с логотипом |
35 |
316,62 |
11081,70 |
Итого: 296062,74 |
Согласно п. 6.3 Заказчик обязан:
- п. 6.3.1. Осуществлять контроль за выполнением Исполнителем условий контракта в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
- п. 6.3.2. Провести экспертизу для проверки предоставленных Исполнителем результатов оказания услуг, предусмотренных контрактом, в части их соответствия условиям контракта.
- п. 6.3.3. Своевременно принять и оплатить услуги в соответствии с настоящим контрактом.
Согласно п. 6.4. Исполнитель обязан:
- п. 6.4.1. Своевременно и надлежащим образом оказать Услуги в соответствии с условиями настоящего контракта.
- п. 6.4.2. Своевременно предоставлять Заказчику достоверную информацию о ходе исполнения своих обязательств по контракту, в том числе о сложностях, возникающих при исполнении контракта, а также к установленному контрактом сроку предоставить Заказчику результаты оказания Услуги, предусмотренные контрактом.
- п. 6.4.3.Обеспечить устранение недостатков и дефектов, выявленных при приемке результатов оказанных Услуг, за свой счет.
Согласно п. 10.5 Контракта, Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта в случаях, предусмотренных Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения обязательств, предусмотренных контрактом.
В соответствии с п. 10.8 Контракта, Заказчик . Заказчик обязан принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта в случаях: если в ходе исполнения контракта установлено, что:
а) Исполнитель перестал соответствовать установленным извещением об осуществлении закупки требованиям к участникам закупки (за исключением требования, предусмотренного частью 1.1 статьи 31 Федерального закона N 44-ФЗ);
б) при определении Исполнителя Исполнитель представил недостоверную информацию о своем соответствии требованиям, указанным в подпункте "а" настоящего пункта, что позволило ему стать победителем определения Исполнителя.
09.01.2024 Представитель Заказчика на заседании Комиссии
Как установлено материалами дела, представитель Заказчика 05.10.2023 связался с Поставщиком для уточнения данных специалиста для дальнейшего взаимодействия.
09.10.2023 Заказчик связался с Поставщиком для уточнения данных о выделении специалиста для взаимодействия по Контракту.
Также 09.10.2023 от Заказчика поступила информация, что в соответствии п. 5.1 Контракта в течение 2 (двух) рабочих дней с даты заключения контракта стороны, по месту нахождения Заказчика, осуществляют подбор фотоматериалов, представленных Заказчиком и (или) Исполнителем, и данная информация не поступала.
11.10.2023 Поставщик представил сведения о контактном лице для дальнейшего взаимодействия.
12.10.2023 и 13.10.2023 Заказчик направил Поставщику образцы поставляемого товара.
17.10.2023 Поставщик направил Заказчику приблизительные макеты поставляемого товара для одобрения концепции товара.
19.10.2023 Поставщик направил следующую файлы со следующими названиями:
-"Хабаровск БЛАНКИ. Pdf";
-"Хабаровск календарь2. Pdf";
-"Хабаровск БЛАНКИ. Pdf";
-"Хабаровск (ГРАМОТА). Pdf).
23.10.2023 Заказчик обратился к Поставщику с просьбой проверить правильности официальной символики.
30.10.2023 Поставщик направил в адрес Заказчика следующую продукцию:
-бланк благодарственного письма;
- почетная грамота Хабаровской городской Думы.
30.10.2023 Заказчик направил письмо со следующим содержанием:
- информацию о том, что Поставщик использует в своей продукции неверный герб г.Хабаровска;
01.11.2023 Заказчик получил следующую продукцию для дальнейшего согласования с руководителем:
- пакеты;
- благодарственное письмо;
- папка для благодарственного письма;
- почетная грамота;
- папка для почетной грамоты;
- удостоверение;
- бланки.
Также Заказчиком задан вопрос "Как будет выглядеть открытка", так как Поставщик прислал только внешнею часть открытки.
Дополнительно Заказчиком высказано пожелание как должен выглядеть календарь, и из 4-х представленных вариантов календарей выбран один с которым в дальнейшем нужно поработать.
08.11.2023 Заказчик направил образец удостоверения члена Молодежной палаты.
09.11.2023 Заказчик направил письмо о согласовании некоторой продукции, а также с замечания к другой продукции.
13.11.2023 Заказчиком направлено письмо следующего содержания
20.11.2023 Заказчиком составлен акт о неоказании услуг.
28.11.2023 от Заказчика поступила информация о согласовании календаря.
29.11.2023 Поставщик направил письмо с просьбой подписать согласованные макеты для дальнейшего направлении в производство.
30.11.2023 Заказчик согласовал "Открытку".
15.12.2023 Заказчик принял решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Заказчик разместил в ЕИС Решение об одностороннем отказе от исполнения контракта 15.12.2023 года в силу ст. 191 ГК РФ истечение срока началось с 26.12.2023 года (десятидневный срок истек 26.12.2023, решение об одностороннем отказе от исполнения контракта вступило в силу 27.12.2023 года).
В соответствии с Решением об одностороннем отказе от исполнения контракта от 15.12.2023 десятидневный срок истек 26.12.2023 года. Поставщиком 26.12.2023 Товар поставлен не был.
27.12.2023 Решение об одностороннем отказе от исполнения контракта вступило в силу.
09.01.2024 на заседании Комиссии представитель Заказчика пояснил, что Поставщик связался с Заказчиком через 9 дней после заключением Контракта тем самым нарушив сроки выполнения подбора фотоматериалов согласно п. 5.1, также Поставщиком не осуществлялась работа по оформлению эскизов для поставляемой продукции, оформлением эскизов осуществлялось сотрудниками Заказчика и далее направлялись Поставщику.
Представитель Заказчика дополнительно пояснил, что Контракт по настоящее времени не выполнен и продукция не поставлена.
Заказчик настаивает на включение Поставщика в реестр недобросовестных поставщиков.
10.01.2024 на заседании комиссии представитель Поставщика пояснила, что они добросовестно выполняли исполнения Контракта, а нарушение срока выполнения условий Контракта произошло по вине Заказчика (не согласовывались макеты/образцы товаров).
Дополнительно представитель Поставщика пояснила, что ими закуплена продукция для дальнейшего изготовления товаров согласно Контракту, однако они не смогли связаться Заказчиком для урегулирования вопроса по исполнению обязанностей по Контракту.
В результате изучения материалов дела 7-3/784, исходя из конкретных обстоятельств осуществления закупки, Комиссия Хабаровского УФАС России приходит к следующим выводам.
Из п. 1 ст. 401 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) следует, что лицо признается виновным в неисполнение обязательства, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, не приняло всех мер для надлежащего исполнения обязательства.
Пунктом 2 ст. 401 ГК РФ установлено, что отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство.
В силу п. 3 ст. 401 ГК РФ если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств.
В соответствии с п. 1 ст. 523 ГК РФ односторонний отказ от исполнения договора поставки (полностью или частично) или одностороннее его изменение допускаются в случае существенного нарушения договора одной из сторон (абзац четвертый пункта 2 статьи 450).
Согласно ч. 8 ст. 95 Закона о контрактной системе расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
В силу требований ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
В соответствии с ч. 12.1. ст. 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного ч. 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных ч. 5 ст. 103 Закона о контрактной системе, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с п. 1 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с п. 2 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В силу ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу, и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В соответствии с ч. 14 ст. 95 Закона о контрактной системе заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с ч. 10 настоящей статьи. Данное правило не применяется в случае повторного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, которые в соответствии с гражданским законодательством являются основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.
В соответствии с пп. а п. 13 раздела 3 Правил не позднее пяти рабочих дней со дня, следующего за днем поступления обращения, орган контроля (за исключением случаев, предусмотренных пп. е п. 9 и пп. г п. 10) осуществляет следующую проверку совокупность действий, в том числе рассматривает обращение, проводит проверку содержащихся в обращении фактов свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта либо о расторжении контракта по решению суда или об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, а также внеплановую проверку, предусмотренную п. 5 ч. 15 ст. 99 Федерального закона.
Согласно ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе, В реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
Исходя из положений данной нормы, реестр недобросовестных поставщиков является специальной мерой ответственности, установленной в целях обеспечения исполнения лицами принятых на себя обязательствах в рамках осуществления процедуры закупок. При этом одним из последствий такого включения (в качестве санкции за допущенное нарушение) может являться ограничение прав лица на участие в течение установленного срока в процедурах торгов по осуществлению государственных и муниципальных закупок.
Основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое ненадлежащее исполнение контракта, которое предполагает недобросовестное поведение исполнителя, совершение им умышленных действий (бездействий) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приведших к невозможности надлежащего исполнения контракта и нарушающих права заказчика, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств.
Недобросовестное поведение поставщика заключается в неоднократном нарушение сроков выполнения работ (оказания услуг, поставки товаров), отказе поставщика (подрядчика, исполнителя) от выполнения условий контракта, введения заказчика в заблуждение относительно соответствия выполняемых работ (услуг) условиям документации и требованиям контракта.
В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, сформулированной в постановлениях от 12.05.1998 N 14-П, от 15.07.1999 N 11-П, от 30.07.2001 N 13-П санкции, налагаемые органами государственной власти, являются мерой юридической ответственности, поэтому размер взыскания должен отвечать критерию соразмерности и применяться с соблюдением принципов справедливости наказания, его индивидуализации и дифференцированности, с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств.
Следовательно, для возникновения таких правовых последствий как признание участника закупки недобросовестным поставщиком, антимонопольный орган не вправе ограничиваться формальным установлением факта несоблюдения положений законодательства, а в рамках выполнения возложенной на него функции обязан выяснить все обстоятельства, определить вину, характер действий и лишь после установления всех перечисленных обстоятельств решать вопрос о наличии или отсутствии оснований для включения победителя аукциона в реестр недобросовестных поставщиков.
Также Комиссией Хабаровского УФАС России установлено, что Поставщик не уклонялся от выполнения Контракта, производил работы по изготовлению данной продукции.
Из анализа представленных в материалы дела документов, Комиссия Хабаровского УФАС России приходит к выводу о том, что ООО "ЦМИК" предпринимались действия, свидетельствующие о намерении надлежащим образом исполнить условия контракта.
При этом само по себе нарушение исполнения ООО "ЦМИК" обязательств, предусмотренных настоящим контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения ООО "ЦМИК" обязательств, в соответствии с пунктом 2.8 контракта может являться основанием для начисления Заказчиком неустоек (штрафов, пеней), однако без наличия доказательств, подтверждающих наличие умышленных действий (бездействия) Поставщика в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, не является самостоятельным и достаточным основанием для включения сведений об ООО "ЦМИК" в реестр недобросовестных поставщиков.
Пунктом 15 Постановления Правительства N1078 установлено, что орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр в следующих случаях: а) если при рассмотрении обращения, направленного в связи с расторжением контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, и при проведении проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил: выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе; заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта; поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие: принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта; надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, в том числе в связи с мобилизацией в Российской Федерации, введением санкций и (или) мер ограничительного характера. К таким обстоятельствам не относится отказ поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта по причине введения санкций и (или) мер ограничительного характера в отношении заказчика; б) если при рассмотрении обращения, направленного в связи с расторжением контракта в случае одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта, и при проведении проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил, заказчиком не представлены информация и документы, подтверждающие отсутствие оснований для одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта.
Оценив указанные обстоятельства, Комиссия Хабаровского УФАС России приходит к выводу о наличии обстоятельств, указанных в п. 15 Правил, а также об отсутствии умышленного неисполнения ООО "ЦМИК" условий контракта.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 104 Федерального закона от 30.06.2021 N1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации",
РЕШИЛА:
Сведения, представленные заказчиком - администрации г.Хабаровска в отношении ООО "ЦМИК" в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
Настоящее решение может быть обжаловано в трехмесячный срок со дня его принятия в Арбитражный суд.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю от 10 января 2024 г. N РНП-27-8
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 12.01.2024