Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области по контролю в сфере закупок (Комиссия Новосибирского УФАС России) в составе:
Заргаров А.М. |
- заместитель руководителя Управления, председатель Комиссии; |
Костин И.В. |
- ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок, член Комиссии; |
Дадажанова Е.Е. |
- ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок, член Комиссии; |
в присутствии представителей
заказчика - ФГБУН ИЯФ СО РАН: - (по доверенности), - (по доверенности),
поставщика - ООО "НКС ГАРАНТ": - (директор), - (по доверенности) ,
рассмотрев в дистанционном режиме обращение ФГБУН ИЯФ СО РАН о включении сведений об ООО "НКС ГАРАНТ" (ИНН 5408019857, 630090, г. Новосибирск, ул. Инженерная, д. 5, офис 113) в реестр недобросовестных поставщиков в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения запроса котировок в электронной форме на поставку цветного проката (извещение N 0351100010923000231),
УСТАНОВИЛА:
В Новосибирское УФАС России поступило обращение ФГБУН ИЯФ СО РАН о включении сведений об ООО "НКС ГАРАНТ" (ИНН 5408019857, 630090, г. Новосибирск, ул. Инженерная, д. 5, офис 113) в реестр недобросовестных поставщиков в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения запроса котировок в электронной форме на поставку цветного проката (извещение N 0351100010923000231).
Суть обращения заказчика сводится к следующему.
13.10.2023 г. заказчиком с ООО "НКС ГАРАНТ" был заключен контракт на поставку цветного проката.
В соответствии со спецификацией (приложение N 1 к контракту) поставщик был обязан поставить плиту Д16Т 70x1200x3000 мм, Россия, производителя АО "АРКОНИК СМЗ", реестровая запись N 206\90\2022 в реестре российской промышленной продукции.
Согласно п. 3.1 контракта поставка товара осуществляется не позднее 15 рабочих дней с даты подписания контракта.
23.10.2023 г. товар поступил на склад заказчика на сумму 1 009 550,00 руб. Вместе с тем, электронный документ о приемке поставщик через ЕИС в установленный контрактом срок не направил.
В процессе приемки товара заказчиком было установлено, что у поставленного товара (плита Д16Т 70x1200x3000 мм) производителем является ОАО "КУМЗ", Россия, что подтверждается этикеткой на упаковке (коробке), а также представленным поставщиком сертификатом качества N 52464/21.23 на поставленный товар, в котором также указан производитель товара - ОАО "Каменск-Уральский металлургический завод", что не соответствует условиям контракта.
В результате проведенной заказчиком проверки производителя ОАО "КУМЗ", Россия, на официальном сайте Государственной информационной системы промышленности (ГИСП) в сети Интернет было установлено, что товар данного производителя не обладает реестровой записью в реестре российской промышленной продукции, следовательно, плита Д16Т 70x1200x3000 мм производителя ОАО "КУМЗ" приравнивается к товару, происходящему из иностранного государства или группы иностранных государств.
01.11.2023 г. заказчик разместил в ЕИС акт рекламации N 1, в котором просил поставщика в срок до 23.11.2023 г. заменить поставленный товар на товар в соответствии с условиями контракта, то есть на товар обладающий соответствующей реестровой записью.
15.12.2023 г. заказчик на основании пп. "б" п. 1 ч. 15 ст. 95 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) принял решение об одностороннем отказе от исполнения контракта. Данное решение 15.12.2023 г. было размещено в ЕИС.
В соответствии с пп. "б" п. 1 ч. 15 ст. 95 Закона о контрактной системе заказчик обязан принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта в случае, если при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) поставщик (подрядчик, исполнитель) представил недостоверную информацию о своем соответствии и (или) соответствии поставляемого товара требованиям, указанным в подпункте "а" данного пункта, что позволило ему стать победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя);
В соответствии с ч.12.1 ст.95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных ч.5 ст.103 данного Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с п.1 данной части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с данным пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 данной части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Решение об одностороннем отказе от исполнения контракта было размещено в ЕИС 15.12.2023 г., следовательно, 15.12.2023 г. поставщик считается надлежащим образом уведомленным.
Согласно ч.13 ст.95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта, в данном случае - 26.12.2023 г.
ООО "НКС ГАРАНТ" направило в адрес Новосибирского УФАС России письменные пояснения следующего содержания.
01.11.2023 г. в личный кабинет ООО "НКС ГАРАНТ" в ЕИС от заказчика поступил акт рекламации о несоответствии поставленного товара в части наименования производителя товара. Вместо АО "АРКОНИК СМЗ" производителем товара было ОАО "КУМЗ".
После получения акта рекламации был телефонный звонок заказчику, в ходе которого поставщик сообщил заказчику, что поставка товара производства АО "АРКОНИК СМЗ" невозможна по объективным причинам, а именно, указанный производитель в настоящее время не выпускает изделия, подходящие под описание в техническом задании. Все попытки получить официальный ответ о причинах этого от АО "АРКОНИК СМЗ" не принесли результата. Косвенные свидетельства этого факта удалось выяснить лишь в ходе устных переговоров с дилерами АО "АРКОНИК СМЗ".
Кроме того, поставщик предложил заказчику рассмотреть возможность замены товара, требуемого производителя АО "АРКОНИК СМЗ", на товар другого производителя - ОАО "КУМЗ", который уже находился у него на складе.
Поставщик сообщил, что в полной мере признал, что указанная ситуация произошла по причине невнимательности ответственного лица при оформлении заявки на участие в запросе котировок, в которой было ошибочно, указанно наименование производителя товара и приложена соответствующая выписка из реестра промышленной продукции, произведенной на территории Российской Федерации.
Изучив представленные материалы, Комиссия Новосибирского УФАС России пришла к следующим выводам.
Комиссия Новосибирского УФАС России полагает, что в решении заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта норма Закона о контрактной системе указана не верно, поскольку достаточных доказательств факта предоставления недостоверных сведений в составе заявки ООО "НКС ГАРАНТ" на участие в открытом конкурсе в электронной форме у заказчика не имеется.
Вместе с тем, поведение поставщика квалифицируется и подлежит оценке вне зависимости от нормы Закона о контрактной системе, указанной заказчиком в решении об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Доказательств не существования товара, предложенного к поставке ООО "НКС ГАРАНТ", в адрес Комиссии Новосибирского УФАС России поставщиком не представлено, равно как и не представлено письменных доказательств невозможности поставки предложенного товара и отсутствия его на рынке.
Голословное заявление поставщика о предложении иного товара к поставке не может быть принято как обоснованное Комиссией антимонопольного органа.
Согласно п. 15 порядка ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденного постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 г. N 1078 орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта) в реестр, если в результате проведения проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 указанных Правил:
1) выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятию заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе;
2) заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком условий контракта;
3) поставщиком представлены информация и документы, подтверждающие принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта или надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
Как следует из представленных документов, а также устных пояснений представителей сторон, вышеуказанные обстоятельства, позволяющие Комиссии Новосибирского УФАС России принять решение о не включении сведений об ООО "НКС ГАРАНТ" в реестр недобросовестных поставщиков не подтверждаются.
Таким образом, ФГБУН ИЯФ СО РАН правомерно приняло решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Решение заказчика в судебном порядке не обжаловано.
Таким образом, изложенное подтверждает отсутствие добросовестного поведения в действиях предпринимателя, выраженное в непринятии мер к исполнению контракта.
Доказательств наличия объективных препятствий организации исполнить контракт в установленный срок не представлено.
Реестр недобросовестных поставщиков с одной стороны является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры размещения государственного или муниципального заказа обязательств. С другой стороны, реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования отношений, определенных в общих положениях законодательства в сфере закупок, по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере размещения заказов, следовательно, является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
Следовательно, реестр недобросовестных поставщиков представляет собой механизм защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков), созданный, в том числе с целью обеспечения эффективного использования бюджетных средств в предусмотренном бюджетным законодательством порядке.
Организацией не были предприняты все необходимые и разумные меры с целью исполнения контракта, в связи с чем включение сведений о нем в реестр недобросовестных поставщиков является необходимой мерой ответственности, поскольку служит для ограждения государственных заказчиков от недобросовестных поставщиков.
В силу положений абзаца 3 пункта 1 статьи 2 ГК РФ предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение, прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.
Таким образом, организация несет самостоятельные риски ведения им предпринимательской деятельности и должно прогнозировать последствия, в том числе и негативные, связанные с ее осуществлением.
Включение сведений в РНП не подавляет экономическую самостоятельность и инициативу хозяйствующего субъекта, не ограничивает чрезмерно его право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности, а также право частной собственности и в данном случае не препятствует осуществлению хозяйственной деятельности (Определение ВАС РФ от 11.05.2012 N ВАС-5621/12).
Таким образом, поскольку ООО "НКС ГАРАНТ" не были исполнены обязательства по контракту, у Комиссии Новосибирского УФАС России нет правовых оснований для невключения сведений об ООО "НКС ГАРАНТ" в реестр недобросовестных поставщиков.
Таким образом, поскольку ООО "НКС ГАРАНТ" не были исполнены обязательства по контракту, у Комиссии Новосибирского УФАС России нет правовых оснований для невключения сведений об ООО "НКС ГАРАНТ" в реестр недобросовестных поставщиков.
Руководствуясь ст.95, ст.104 Закона о контрактной системе, Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации", Комиссия Новосибирского УФАС России
РЕШИЛА:
Включить в реестр недобросовестных поставщиков сведения об ООО "НКС ГАРАНТ" (ИНН 5408019857, 630090, г. Новосибирск, ул. Инженерная, д. 5, офис 113), о директоре и участнике ООО "НКС ГАРАНТ" - Дейхине Владимире Леонидовиче (ИНН 540861174309) сроком на 2 (два) года.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Председатель Комиссии А.М. Заргаров
Члены Комиссии И.В. Костин
Е.Е. Дадажанова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области от 10 января 2023 г. N 054/06/104-50/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 15.01.2024