Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области по контролю в сфере закупок (Комиссия Новосибирского УФАС России) в составе:
Заргаров А.М. |
- заместитель руководителя управления, председатель Комиссии; |
Костин И.В. |
- ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок, член Комиссии; |
Дадажанова Е.Е. |
- ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок, член Комиссии; |
в присутствии представителей заказчика - ГБУ НСО "Агентство поддержки молодежных инициатив" - (по доверенности), (по доверенности),
в присутствии представителя исполнителя - ООО "БУРАКОФФ" - (по доверенности),
рассмотрев в дистанционном режиме обращение ГБУ НСО "Агентство поддержки молодежных инициатив" о включении сведений об ООО "БУРАКОФФ" в реестр недобросовестных поставщиков в связи с односторонним отказом ГБУ НСО "АПМИ" от исполнения контракта, заключенного с ООО "БУРАКОФФ" по результатам проведения электронного аукциона на оказание услуг в рамках сопровождения обучающего мероприятия для волонтеров движения "Кибердружина" (извещение N 0351200023722000656), цена контракта 18 400,00 руб.,
УСТАНОВИЛА:
В Новосибирское УФАС России поступило обращение ГБУ НСО "Агентство поддержки молодежных инициатив" о включении сведений об ООО "БУРАКОФФ" в реестр недобросовестных поставщиков в связи с односторонним отказом ГБУ НСО "АПМИ" от исполнения контракта, заключенного с ООО "БУРАКОФФ" по результатам проведения электронного аукциона на оказание услуг в рамках сопровождения обучающего мероприятия для волонтеров движения "Кибердружина" (извещение N 0351200023722000656).
Изучив представленные материалы, Комиссия Новосибирского УФАС России пришла к следующим выводам.
02.12.2022 между заказчиком и ООО "БУРАКОФФ" заключен контракт N 0351200023722000656 на оказание услуг в рамках сопровождения обучающего мероприятия для волонтеров движения "Кибердружина" на сумму 18 400,00 руб.
В соответствии с п.1.1 контракта исполнитель оказывает услуги в соответствии с описанием объекта закупки (приложение N 1 к контракту) и на условиях, предусмотренных контрактом.
Согласно описанию объекта закупки (приложение N 1 контракта) ориентировочная дата проведения мероприятия 01.12.2022. Срок оказания услуг: до 03.12.2022. Исполнитель должен обеспечить работу специалиста по интернет технологиям, специалиста по профилактике деструктивных явлений, в том числе в сети интернет. При этом, исполнитель должен согласовать с заказчиком представленную кандидатуру.
Кроме того, описанием объекта закупки предусмотрено обеспечение участников мероприятия питанием. Кофе-брейк должен состоять из напитков на выбор (чай, какао, кофе), различных видов выпечки (булка, пирожок, домашнее печенье), фруктовой нарезки (свежие фрукты на выбор) и кисломолочных продуктов (йогурт, кефир, снежок, ряженка и пр.).
В соответствии с описанием объекта закупки по итогу оказания услуг исполнитель направляет заказчику отчет, включающий в себя акт приемки оказанных услуг) на бумажном, электронном (USB накопителе), а также посредством ссылки на облачное хранилище в глобальной сети Интернет с неограниченным временем хранения информации.
Комиссия Новосибирского УФАС России установила, что мероприятие было проведено 01.12.2022.
07.12.2022 в связи с нарушением условий контракта заказчиком были приняты оказанные услуги на сумму 10 000,00 руб. Таким образом, сумма неисполненных исполнителем обязательств составила 8 400,00 руб.
09.12.2022 заказчиком была направлена претензия, в которой ГБУ НСО "Агентство поддержки молодежных инициатив" указало на нарушение условий контракта, а именно, питание участникам мероприятия было представлено не в полном объеме, итоговый отчет заказчику не представлен.
В течение 2023 года исполнителем не были предприняты попытки устранения нарушений, указанных в претензии заказчика. При этом, из пояснений заказчика следует, что исполнителем было проигнорировано предложение заказчика о расторжении контракта по соглашению сторон.
14.12.2023 заказчик принял решение об одностороннем отказе от исполнения контракта. Данное решение 14.12.2023 было размещено в ЕИС.
В соответствии с ч.12.1 ст.95 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) в случае принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных ч.5 ст.103 данного Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с п.1 данной части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с данным пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 данной части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Решение об одностороннем отказе от исполнения контракта было размещено в ЕИС 14.12.2023, следовательно, 14.12.2023 поставщик считается надлежащим образом уведомленным.
Согласно ч.13 ст.95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта, в данном случае - 26.12.2023.
В соответствии с ч.14 ст.95 Закона о контрактной системе заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения.
Комиссия Новосибирского УФАС России установила, что в регламентированный десятидневный срок исполнитель не предпринял действий по исполнению обязательств по контракту.
28.12.2023 Новосибирским УФАС России в адрес ООО "БУРАКОФФ" было направлено уведомление с требованием о представлении письменных объяснений по факту неисполнения обязательств по контракту. ООО "БУРАКОФФ" представило пояснения следующего содержания.
ООО "БУРАКОФФ" оказало услуги по контракту в полном объеме, о чем свидетельствуют направленные заказчику документы о приемке оказанных услуг. Вместе с тем, организовать кофе-брейк в полном объеме в соответствии с условиями контракта не представилось возможным, поскольку расходы на предложенных заказчиком специалистов оказались выше, чем изначально планировал исполнитель. Кроме того, ООО "БУРАКОФФ" не согласно с претензией и решением заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта, поскольку мероприятие проведено исполнителем ранее даты заключения контракта.
На заседании Комиссии Новосибирского УФАС России представители заказчика пояснили, что в ходе телефонных переговоров представитель исполнителя сообщил заказчику о невозможности привлечения специалистов по интернет технологиям, по профилактике деструктивных явлений к проведению мероприятия 01.12.2022, в связи с чем заказчиком были предложены кандидатуры указанных специалистов.
Изучив представленные материалы, Комиссия Новосибирского УФАС России пришла к следующим выводам.
В соответствии с п.п. "в" п.15 Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденного постановлением Правительства РФ N1078 от 30.06.2021 г. (далее - Правила), орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта) в реестр, если в результате проведения проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 данных Правил, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта, либо надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
Статьей 421 ГК РФ предусмотрено, что граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена данным Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством.
Подавая заявку на участие в закупке, ООО "БУРАКОФФ" выразило согласие на исполнение контракта на тех условиях, что предусмотрены извещением о закупке. Таким образом, участник закупки заблаговременно был осведомлен об условиях, предусмотренных данным контрактом.
Комиссия Новосибирского УФАС России установила, что контрактом предусмотрено проведение мероприятия 01.12.2022 в соответствии с описанием объекта закупки. Таким образом, дата и условия проведения мероприятия были известны исполнителю при подписании контракта.
В соответствии с позицией ВАС РФ (Постановление Президиума ВАС РФ от 09.11.2010 N 7552/10 по делу N А41-12178/08) действие договора распространяется на предшествующий его заключению период, только если между сторонами в этот период фактически существовали отношения.
Комиссия Новосибирского УФАС России установила, что обучающее мероприятие для волонтеров движения "Кибердружина" было проведено ООО "БУРАКОФФ" 01.12.2022. При этом, как следует из материалов дела, услуги оказаны заказчику не в полном объеме.
По мнению Комиссии Новосибирского УФАС России, довод исполнителя о том, что оказать услуги по обеспечению питанием участников мероприятия в соответствии с условиями контракта не представилось возможным по причине увеличения стоимости оплаты специалистам, представленным заказчиком, не может быть принят Комиссией Новосибирского УФАС России, поскольку документов и сведений, подтверждающих направление на согласование заказчику информации о планируемых к привлечению для проведения мероприятия специалистах, а также информации, подтверждающей несогласование заказчиком представленных исполнителем кандидатур, ООО "БУРАКОФФ" в адрес антимонопольного органа представлено не было. Представитель исполнителя на заседании Комиссии Новосибирского ФАС России заявила, что заказчик обязан в полном объеме оплатить услуги, оказанные 01.12.2022 и не имеет права предъявлять претензии по качеству оказанных услуг, с чем Комиссия антимонопольного органа безусловно не согласна, поскольку это приводит к лишению заказчика права осуществить саму закупку услуг для муниципальных нужд в установленном виде.
Таким образом, ГБУ НСО "Агентство поддержки молодежных инициатив" правомерно приняло решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Решение заказчика в судебном порядке не обжаловано.
Таким образом, изложенное подтверждает отсутствие добросовестного поведения в действиях ООО "БУРАКОФФ", выраженное в непринятии мер к исполнению контракта.
Доказательств наличия объективных препятствий организации исполнить контракт в установленный срок не представлено.
Реестр недобросовестных поставщиков с одной стороны является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры размещения государственного или муниципального заказа обязательств. С другой стороны, реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования отношений, определенных в общих положениях законодательства в сфере закупок, по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере размещения заказов, следовательно, является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
Следовательно, реестр недобросовестных поставщиков представляет собой механизм защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков), созданный, в том числе с целью обеспечения эффективного использования бюджетных средств в предусмотренном бюджетным законодательством порядке.
ООО "БУРАКОФФ" не были предприняты все необходимые и разумные меры с целью исполнения контракта, в связи с чем включение сведений о нем в реестр недобросовестных поставщиков является необходимой мерой ответственности, поскольку служит для ограждения государственных заказчиков от недобросовестных поставщиков.
В силу положений абзаца 3 пункта 1 статьи 2 ГК РФ предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение, прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.
Таким образом, общество несет самостоятельные риски ведения им предпринимательской деятельности и должно прогнозировать последствия, в том числе и негативные, связанные с ее осуществлением.
Нарушений со стороны заказчика антимонопольным органом не установлено.
Включение сведений в РНП не подавляет экономическую самостоятельность и инициативу хозяйствующего субъекта, не ограничивает чрезмерно его право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности, а также право частной собственности и в данном случае не препятствует осуществлению хозяйственной деятельности (Определение ВАС РФ от 11.05.2012 N ВАС-5621/12).
Таким образом, поскольку ООО "БУРАКОФФ" не были исполнены обязательства по контракту в полном объеме, исполнителем не представлено документов и сведений подтверждающих невозможность исполнить обязательства по контракту в полном объеме (представленная в адрес антимонопольного органа переписка исполнителя с представителем заказчика подтверждает только факт проведения мероприятия 01.12.2022, а также приемку заказчиком оказанных услуг на сумму 10 000,00 руб.), у Комиссии Новосибирского УФАС России нет правовых оснований для невключения сведений ООО "БУРАКОФФ" в реестр недобросовестных поставщиков.
Руководствуясь ст.95, ст.104 Закона о контрактной системе, Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации", Комиссия Новосибирского УФАС России
РЕШИЛА:
Включить сведения об ООО "БУРАКОФФ" (ИНН 5902063128, адрес: 614000, г. Пермь, ул. Ленина, д. 10, оф.2), участнике и генеральном директоре - Буракове Александре Анатольевиче (ИНН 590772082400) в реестр недобросовестных поставщиков сроком на два года.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Председатель Комиссии А.М. Заргаров
Члены Комиссии И.В. Костин
Е.Е. Дадажанова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области от 11 января 2024 г. N 054/06/104-60/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 16.01.2024