Комиссия Владимирского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия)
на основании статьи 104 Федерального закона N 44-ФЗ от 05.04.2013 "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе в сфере закупок), Постановления Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации", рассмотрела обращение муниципального учреждения "Хозяйственное управление администрации Селивановского района" о включении информации в отношении ООО "ИВАНОВОДОРПРОЕКТ" (ИНН 3702674327, КПП 370201001, Юридический адрес: 153003, г. Иваново, ул. Поселковая, д.10) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в виду расторжения контракта на выполнение работ по разработке проекта планировки и проекта межевания территории, постановке на учет земельных участков, инженерным изысканиям, разработке проектно-сметной документации, прохождению государственной экспертизы и проверки достоверности сметной стоимости по объекту "Строительство автомобильной дороги "Подъезд к д. Денисово" в Селивановском районе Владимирской области" (извещение N 0128200000122001284), в открытом заседании
09.01.2024 в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 и частью 7 статьи 104 Закона о контрактной системе в сфере закупок в рамках рассмотрения дела о включении информации в реестр недобросовестных поставщиков Комиссией был объявлен перерыв до 10.01.2024.
В ходе рассмотрения дела, Комиссия Владимирского УФАС России,
УСТАНОВИЛА:
26.12.2023 во Владимирское УФАС России поступило обращение муниципального учреждения "Хозяйственное управление администрации Селивановского района" (далее заказчик) о включении информации в отношении ООО "ИВАНОВОДОРПРОЕКТ" (далее подрядчик, Общество, поставщик,) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в виду расторжения контракта на выполнение работ по разработке проекта планировки и проекта межевания территории, постановке на учет земельных участков, инженерным изысканиям, разработке проектно-сметной документации, прохождению
государственной экспертизы и проверки достоверности сметной стоимости по объекту "Строительство автомобильной дороги "Подъезд к д. Денисово" в Селивановском районе Владимирской области".
Из обращения заказчика следует, что 25.04.2022 между муниципальным учреждением "Хозяйственное управление администрации Селивановского района" и ООО "ИВАНОВОДОРПРОЕКТ" заключен муниципальный контракт на выполнение работ по разработке проекта планировки и проекта межевания территории, постановке на учет земельных участков, инженерным изысканиям, разработке проектно-сметной документации, прохождению государственной экспертизы и проверки достоверности сметной стоимости по объекту "Строительство автомобильной дороги "Подъезд к д. Денисово" в Селивановском районе Владимирской области" (далее контракт).
В соответствии с п. 1.1 муниципального контракта исполнитель обязуется оказать услуги по выполнению работ по разработке проекта планировки и проекта межевания территории, постановке на учет земельных участков, инженерным изысканиям, разработке проектно-сметной документации, прохождению государственной экспертизы и проверки достоверности сметной стоимости по объекту "Строительство автомобильной дороги "Подъезд к д.Денисово" в Селивановском районе Владимирской области" согласно Приложению N 2 к Контракту ("Техническое задание") и сдать их результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат оказанных услуг и оплатить его.
Услуги оказываются в один этап (Приложение N 3 "График оказания услуг" к настоящему Контракту) до 30 ноября 2022 года, включая прохождение (положительное заключение) государственной экспертизы.
Исполнителем ООО "Ивановодорпроект" предоставлен проект планировки территории и проекта межевания территории для размещения линейного объекта "Подъезд к д. Денисово Селивановского района Владимирской области", по которым замечаний и предложений на публичных слушаниях, состоявшихся 20.12.2022, не поступило.
Заказчиком были согласованы основные проектные решения.
В январе 2023 года проект планировки и проект межевания территории для размещения линейного объекта "Подъезд к д. Денисово" был направлен в Министерство лесного хозяйства Владимирской области 20.01.2023.
По итогам рассмотрения указанного проекта был получен отказ в согласовании проекта в связи с несоответствием проекта постановлению Правительства РФ от 12.05.2017 N 564 "Об утверждении положения о составе и содержании документации по планировке территории, предусматривающей размещение одного или нескольких линейных объектов".
08.02.2023 в ООО "Ивановодорпроект" направлено уведомление и необходимости доработки проекта.
21.06.2023 Заказчиком в адрес Исполнителя направлен отказ в согласовании проекта планировки территории и проекта межевания территории для размещения линейного объекта "Подъезд к д. Денисово" в Селивановском районе Владимирской области, поступивший из Министерства природопользования и экологии Владимирской области от 19.06.2023 NМПЭ-3390-10-05 с указанием на устранение недостатков в кратчайшие сроки.
27.06.2023 Заказчиком в адрес Исполнителя направлен отказ в согласовании проекта планировки территории и проекта межевания территории для размещения линейного объекта "Подъезд к д. Денисово" в Селивановском районе Владимирской области, поступивший из Министерства лесного хозяйства Владимирской области от 26.06.2023 NМЛХ-3197-04/2022 с указанием на устранение недостатков в кратчайшие сроки. Одновременно с отказом в согласовании Исполнителю был направлен отчет о проведении специальных ботанических и зоологических исследований в зоне проектируемой автодороги в Селивановском районе Владимирской области. В данном отчете, в заключении рекомендовано скорректировать конфигурацию проектируемой трасс, согласно предложенному варианту.
05.07.2023 в адрес Исполнителя направлено письмо, поступившее из Министерства природопользования и экологии Владимирской области от 03.07.2023 N МПЭ-3756-07-05, о согласовании проекта планировки территории и проекта межевания территории для размещения линейного объекта "Подъезд к д. Денисово" в Селивановском районе Владимирской области.
08.12.2023 Заказчику представлена проектная документация без прохождения государственной экспертизы.
В связи с существенным нарушением Исполнителем условий контракта 11.12.2023 Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения муниципального контракта N 17 от 25.04.2022 по основаниям, предусмотренным ч. 9 ст. 95 Федерального закона от 05.04.2003 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Решение Заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступило в силу, 22.12.2023 контракт был расторгнут, информация о расторжении размещена в ЕИС.
На основании изложенного, заказчиком направлено уведомление о включении информации в отношении ООО "ИВАНОВОДОРПРОЕКТ" в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Представитель ООО "ИВАНОВОДОРПРОЕКТ" на заседании комиссии Владимирского УФАС России пояснил следующее.
ООО "Ивановодорпроект" в адрес заказчика предоставлен проект планировки территории и проекта межевания территории для размещения линейного объекта "Подъезд к д. Денисово Селивановского района Владимирской области".
Причиной необходимости расторжения контракта послужил отказ Росприроднадзора от 16.11.2023 исх. NРН-10-04-ГУ/6413 в выдаче разрешения на добывания растений (Венерин башмачок), занесенного в Красную книгу РФ, произростающего в полосе отвода под строительство автомобильной дороги.
Предпринимались меры, направленные на устранение оснований отказа Министерства природопользования и экологии Владимирской области- осуществлялась подготовка материалов для получения государственной услуги по выдаче разрешения на добывание 160 экземпляров Венериного башмачка. Однако были получены отказы на осуществления каких-либо мер по изъятию указанного растения.
На основании вышеизложенного, ООО "ИВАНОВОДОРПРОЕКТ" просит отказать заказчику в удовлетворении заявленных требований.
Заслушав мнения сторон, проанализировав представленную информацию, Комиссия Владимирского УФАС России приходит к следующему.
25.04.2022 между муниципальным учреждением "Хозяйственное управление администрации Селивановского района" и ООО "ИВАНОВОДОРПРОЕКТ" заключен муниципальный контракт на выполнение работ по разработке проекта планировки и проекта межевания территории, постановке на учет земельных участков, инженерным изысканиям, разработке проектно-сметной документации, прохождению государственной экспертизы и проверки достоверности сметной стоимости по объекту "Строительство автомобильной дороги "Подъезд к д. Денисово" в Селивановском районе Владимирской области" (далее контракт).
Как указывает заказчик, основным этапом исполнения муниципального контракта являлось прохождение государственной экспертизы и получение положительного заключения.
Вместе с тем, 08.12.2023 заказчику представлена проектная документация без прохождения государственной экспертизы.
На основании изложенного, муниципальным учреждением "Хозяйственное управление администрации Селивановского района" принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта на выполнение работ по разработке проекта планировки и проекта межевания территории, постановке на учет земельных участков, инженерным изысканиям, разработке проектно-сметной документации, прохождению государственной экспертизы и проверки достоверности сметной стоимости по объекту "Строительство автомобильной дороги "Подъезд к д. Денисово" в Селивановском районе Владимирской области" .
Частью 13 статьи 95 Закона о контрактной системе в сфере закупок решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно информации Единой информационной системе 30.12.2022 решение об одностороннем отказе от исполнения контракта вступило в силу, контракт расторгнут.
В соответствии с частью 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в сфере закупок в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
Согласно определению Верховного Суда РФ от 11.02.2016 N 305-КГ 15-19295 основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является такое уклонение от исполнения условий контракта, которое свидетельствует о недобросовестном поведении.
Основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является недобросовестное поведение исполнителя, совершение им умышленных действия (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приведших к невозможности надлежащего исполнения контракта и нарушающих права заказчика, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств.
При этом, как подтверждается судебной практикой о недобросовестности поведения лица может свидетельствовать лишь умышленное и намеренное нарушение положений Закона о контрактной системе в сфере закупок.
Судами отмечено, что сам по себе односторонний отказ заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком условий контракта не является безусловным основанием для включения сведений о таком поставщике в реестр недобросовестных поставщиков.
Для возникновения таких правовых последствий как признание участника закупок недобросовестным, антимонопольный орган обязан выяснить все обстоятельства нарушения, определить вину нарушителя, характер совершенного правонарушения, размер причинного вреда, имущественного положения и лишь после установления всех перечисленных обстоятельств решать вопрос о наличии или отсутствии оснований для включения этого лица в реестр недобросовестных поставщиков.
При привлечении лица к публично-правовой ответственности государственным органом должна быть установлена вина этого лица в нарушении закона, а также иные обстоятельства.
Конституционный Суд Российской Федерации в своих судебных актах указывает, что применяемые государственными органами санкции, в том числе штрафного характера, должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, в том числе соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционно защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения (Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 30.07.2001 N 13-П, от 21.11.2002 N 15-П).
Таким образом, по мнению Комиссии Владимирского УФАС России, для включения в РНП победителя закупки необходимо установить направленность воли и недобросовестный характер его поведения, а также отсутствие реального намерения исполнить контракт.
Таким образом, по мнению Комиссии Владимирского УФАС России, для включения в реестр недобросовестных поставщиков победителя закупки необходимо установить направленность воли и недобросовестный характер его поведения, а также отсутствие реального намерения исполнить контракт.
Принимая во внимание пояснения сторон, учитывая действия ООО "ИВАНОВОДОРПРОЕКТ" направленные на исполнение контракта (разработка проектной документации, принятие мер, направленных на положительное прохождение государственной экспертизы), Комиссия Владимирского УФАС России в действиях ООО "ИВАНОВОДОРПРОЕКТ" не усматривает факта недобросовестности, следовательно, приходит к выводу об отказе во включении ООО "ИВАНОВОДОРПРОЕКТ" в реестр недобросовестных поставщиков.
Вместе с тем, по результатам проведения внеплановой проверки Комиссия Владимирского УФАС России установила следующее.
В силу части 16 статьи 95 Закона о контрактной системе в сфере закупок, заказчик не позднее двух рабочих дней, следующих за днем вступления в силу решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, направляет в соответствии с порядком, предусмотренным пунктом 1 части 10 статьи 104 настоящего Федерального закона, обращение о включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Как было указано ранее, согласно информации Единой информационной системе, 30.12.2022 решение об одностороннем отказе от исполнения контракта вступило в силу, контракт расторгнут.
Муниципальным учреждением "Хозяйственное управление администрации Селивановского района" Владимирской области сформировано обращение о включении информации в отношении ООО "ИВАНОВОДОРПРОЕКТ" в реестр недобросовестных поставщиков 26.12.20023, что является нарушением ч.16 ст.95 Закона о контрактной системе в сфере закупок.
На основании изложенного, руководствуясь постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" и статьей 104 Закона о контрактной системе в сфере закупок, Комиссия
Р Е Ш И Л А:
1.Отказать в удовлетворении обращения муниципального учреждения "Хозяйственное управление администрации Селивановского района" о включении информации в отношении ООО "ИВАНОВОДОРПРОЕКТ" (ИНН 3702674327, КПП 370201001, Юридический адрес: 153003, г. Иваново, ул. Поселковая, д.10) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
2. Признать заказчика нарушившим требования части 16 статьи 95 Закона о контрактной системе в сфере закупок.
3. Передать материалы настоящего дела о нарушении законодательства о контрактной системе в сфере закупок уполномоченному должностному лицу Владимирского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства в отношении виновных лиц.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Владимирской области от 10 января 2024 г. N 033/06/104-977/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 15.01.2024