Комиссия Красноярского УФАС России по рассмотрению обращений о внесении сведений в реестр недобросовестных поставщиков в составе: Председатель Комиссии - М.А. Дударева, заместитель руководителя управления - начальник аналитического отдела, члены Комиссии - М.А. Грицай, начальник отдела, А.Н. Пшенникова, главный специалист - эксперт (далее - Комиссия), рассмотрев обращение заказчика -- МКУ "Норильскавтодор" (далее - заказчик) о включении в реестр недобросовестных поставщиков (далее - Реестр) сведений в отношении ООО "Айсберг" (далее - Общество, подрядчик), установила следующее.
В адрес Красноярского УФАС России поступило обращение заказчика о включении сведений об ООО "Айсберг" в реестр недобросовестных поставщиков в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронного аукциона на выполнение работ по ремонту асфальтобетонного покрытия проезжей части (в том числе площадок, съездов) автомобильных дорог: автомобильная дорога улица Московская км 0+17 - км 0+755; автомобильная дорога улица Павлова км 0+000 - км 0+728, извещение N0319300010123000458 (далее - обращение).
На основании статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный Закон о контрактной системе) и Постановления Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)" Красноярским УФАС России было принято решение о проведении проверки факта ненадлежащего исполнения Обществом условий контракта, заключенного с заказчиком по результатам проведения электронного аукциона.
Красноярским УФАС России по адресам заказчика и Общества было направлено уведомление о проведении внеплановой проверки РНП N024/10/104-3848/2023, в котором содержалось требование о представлении необходимых документов и сведений для рассмотрения обращения по существу, а также сообщалось о месте и времени заседания Комиссии по рассмотрению сведений о недобросовестных поставщиках.
Кроме того, указанное уведомление в силу требований Постановления Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 было размещено в ЕИС. Таким образом, лица, привлеченные к рассмотрению
вышеуказанного обращения, считаются надлежащим образом уведомленными о его рассмотрении и о проведении внеплановой проверки.
Рассмотрение обращения по существу состоялось 10.01.2024 в 15 часов 30 минут по адресу: г. Красноярск, пр. Мира, 81д, каб. 20 в присутствии представителей Общества, представителя заказчика.
Из обращения заказчика, следует, что между МКУ "Норильскавтодор" и Обществом по итогам проведения электронного аукциона был заключен контракт на выполнение работ по ремонту асфальтобетонного покрытия проезжей части (в том числе площадок, съездов) автомобильных дорог: автомобильная дорога улица Московская км 0+17 - км 0+755; автомобильная дорога улица Павлова км 0+000 - км 0+728 от 27.07.2023.
В связи с ненадлежащим исполнением Обществом обязательств по контракту заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, контракт был расторгнут. На основании данного обстоятельства информация об Обществе направлена заказчиком в адрес Красноярского УФАС России для включения в реестр недобросовестных поставщиков.
Рассмотрев обращение заказчика и приложенные к нему материалы, иные материалы и сведения, представленные заказчиком, проведя внеплановую проверку, Комиссия по рассмотрению сведений о недобросовестных поставщиках установила следующее.
На официальном сайте zakupki.gov.ru было размещено извещение о проведении электронного аукциона.
Комиссия отмечает, что Общество добровольно принимало участие в электронном аукционе, выразило согласие исполнить условия контракта, предусмотренные извещением о проведении электронного аукциона. Таким образом, соизмерив свои возможности с потребностями заказчика, Общество, подав заявку на участие в электронном аукционе, в полном объеме осознавало, на каких именно условиях и в какие сроки ему будет необходимо выполнить работы, являющиеся предметом контракта.
В соответствии с разделом 1 контракта: "Подрядчик обязуется выполнить работы по ремонту асфальтобетонного покрытия проезжей части (в том числе площадок, съездов) автомобильных дорог: автомобильная дорога улица Московская км 0+17 - км 0+755; автомобильная дорога улица Павлова км 0+000 - км 0+728 (далее по тексту - объект, работы), в соответствии с условиями настоящего контракта, Технического задания (Приложение N 1 к контракту), с учетом Графика выполнения работ по ремонту (Приложение N 6 к Техническому заданию) и сдать результат работ Заказчику, а Заказчик обязуется принять результат выполненных Подрядчиком работ и оплатить его в порядке и на условиях, предусмотренных настоящим контрактом.
1.2. Работы выполняются иждивением Подрядчика - из его материалов, его силами и средствами. Подрядчик несет ответственность за ненадлежащее качество используемых им материалов и оборудования, а также за использование материалов и оборудования, обременённых правами третьих лиц".
Согласно разделу 2 контракта: "Заказчик предоставляет Подрядчику аванс в размере 30% (тридцать процентов) от цены контракта, что составляет 21 435 125 (двадцать один миллион четыреста тридцать пять тысяч сто двадцать пять) руб. 71 коп., в течение 7 (семи) рабочих дней после получения Заказчиком счета от Подрядчика.
Сумма выданного аванса учитывается Подрядчиком и Заказчиком при расчете за выполненные и принятые объемы работ путем вычетов суммы из суммы окончательного платежей, причитающихся Подрядчику.
В случае досрочного расторжения контракта Подрядчик обязан вернуть полученный аванс в полном объеме (в случае невыполнения работ, либо отказа Заказчика от приемки работ в полном объеме) или его неотработанную часть в течение 10 (десяти) рабочих дней с даты расторжения контракта.
В случае если фактически выполненный Подрядчиком объем работ не позволяет произвести погашение аванса в полном объеме (по любым причинам, в том числе независящим от Подрядчика), Подрядчик обязан возвратить неотработанный аванс в срок, не превышающий 5 (пять) рабочих дней с даты получения от Заказчика соответствующего уведомления.
В случае если предложенная Подрядчиком цена контракта снижена на 25% (двадцать пять процентов) и более по отношению к начальной (максимальной) цене контракта, выплата аванса не производится".
Согласно разделу 3 контракта: "Срок действия контракта: начало - дата заключения настоящего контракта; окончание - до надлежащего исполнения всех обязательств по контракту Сторонами.
3.2. Срок выполнения работ Подрядчиком - в соответствии с Графиком выполнения работ по ремонту (Приложение N 6 к Техническому заданию)".
Согласно разделу 4 контракта: "В течение 10 (десяти) рабочих дней с даты заключения настоящего контракта составить и представить Заказчику по адресу: город Норильск, улица Талнахская, дом 3, кабинет "Приемная":
- сведения о необходимых допусках, копии приказа (приказов) о назначении ответственных представителей Подрядчика по исполнению настоящего контракта;
- на согласование проект производства работ (проект производства работ, разработанный на выполнение работ на территории охранной, санитарно-защитной зоны, должен быть согласован с эксплуатирующей её организацией);
- общий журнал работ (журнал должен быть сброшюрованным, пронумерованным, скреплён печатью (при наличии печати));
- специальные журналы на выполнение отдельных видов работ (в случае если их ведение предписано нормативно-техническими документами) (журналы должны быть сброшюрованными, пронумерованными, скреплены печатью (при наличии печати)).
4.1.2. В течение 10 (десяти) рабочих дней с даты заключения настоящего контракта разработать и предоставить Заказчику для утверждения схемы организации движения и ограждения места производства дорожных работ в соответствии с ГОСТ Р 58350-2019 "Технические средства организации дорожного движения в местах производства работ. Технические требования. Правила применения", при выполнении работ, связанных с переносом или переустройством инженерных коммуникаций или проводимых в местах прокладки таких коммуникаций, схемы необходимо согласовывать со всеми заинтересованными организациями.".
Согласно разделу 5 контракта: "Заказчик обязан организовывать проведение экспертизы работ своими силами, либо с привлечением экспертов, экспертных организаций".
Согласно разделу 6 контракта: "В целях осуществления контроля по исполнению Подрядчиком обязательств по настоящему контракту Заказчик назначает из числа своих специалистов представителя ответственного за осуществление контроля и надзора за ходом и качеством выполнения работ (далее по тексту - представитель, осуществляющий контроль), о чем письменно уведомляет Подрядчика.
6.2. Контроль, проводимый Заказчиком (представителем, осуществляющим контроль), не снимает с Подрядчика ответственности за качество выполненных работ.
6.3. Представитель, осуществляющий контроль, осуществляет контроль качества выполняемых работ по контракту, производит промежуточную приемку выполненных работ, отдает распоряжения (предписания), реализует прочие права и обязанности Заказчика, установленные контрактом и, не уполномочен освободить Подрядчика от выполнения его обязанностей по контракту.
6.4. Заказчик (представитель, осуществляющий контроль) производит любые измерения, испытания, отборы образцов для контроля качества работ, материалов, выполненных, произведенных или поставленных по контракту.
6.9.1. Подрядчик информирует Заказчика о готовности приемки ответственных конструкций, освидетельствования скрытых работ не менее чем за 1 (один) рабочий день до начала их приемки/освидетельствования Заказчиком, обеспечив такую приемку/освидетельствование в рабочие дни с 09:00 до 18:00.
Приемку ответственных конструкций, освидетельствование скрытых работ проводят путем оценки соответствия выполненных работ требованиям контракта, Технического задания (приложение N 1 к контракту), нормативно-технических документов. Обязательными условиями для приемки ответственных конструкций, освидетельствования скрытых работ являются: соответствие применяемых материалов, конструкций и изделий установленным требованиям; устранение дефектов и нарушений, отмеченных в журналах работ; наличие комплекта необходимой исполнительной документации.
Приемка/освидетельствование Заказчиком ответственных конструкций, скрытых работ оформляется актами приемки ответственных конструкций, освидетельствования скрытых работ, указанные акты оформляются Подрядчиком, в 3 (трех) экземплярах каждый.
Приемка конструктивных элементов, отнесенных к наиболее ответственным, осуществляется в процессе выполнения работ по мере их готовности к сдаче.
Подписание актов, указанных в абзаце 3 настоящего пункта контракта, осуществляется в день приемки скрытых работ, ответственных конструкций.
6.9.2. Заказчик отказывает в подписании актов приемки ответственных конструкций, освидетельствования скрытых работ, если их объем, качество не подтверждается необходимой документацией, не соответствуют требованиям контракта, Технического задания (Приложение N 1 к контракту), нормативно-технических документов.
6.9.3. Выполнение последующих работ возможно только после подписания Сторонами актов, указанных в пункте 6.9.1 контракта".
Согласно разделу 10 контракта: "Стороны несут ответственность за неисполнение либо за ненадлежащее исполнение обязательств по настоящему контракту в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и условиями настоящего контракта.
10.2. За каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения Подрядчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, Заказчик начисляет штраф в размере (а) 10% (десять процентов) цены контракта в случае, если цена контракта не превышает 3 млн рублей; б) 5% (пять процентов) цены контракта в случае, если цена контракта составляет от 3 млн рублей до 50 млн рублей (включительно); в) 1% (один процент) цены контракта в случае, если цена этапа составляет от 50 млн рублей до 100 млн рублей (включительно)).
10.3. За каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения Подрядчиком обязательства, предусмотренного настоящим контрактом, которое не имеет стоимостного выражения, Заказчик начисляет штраф в размере (а) 1000 рублей, если цена контракта не превышает 3 млн рублей; б) 5000 рублей, если цена контракта составляет от 3 млн рублей до 50 млн рублей (включительно); в) 10000 рублей, если цена контракта составляет от 50 млн рублей до 100 млн рублей (включительно)).
10.4. За каждый день просрочки исполнения Подрядчиком обязательства, предусмотренного настоящим контрактом (в том числе гарантийного обязательства), Заказчик начисляет пени в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пени ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от цены контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом и фактически исполненных Подрядчиком.
Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения Подрядчиком обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства".
Согласно разделу 13 контракта: "Все споры или разногласия, возникающие между сторонами, разрешаются путем переговоров. Если стороны не урегулировали возникшие разногласия путем переговоров, применяется досудебный (претензионный) порядок разрешения споров.
13.2. Претензия должна быть составлена и направлена одной стороной другой стороне с использованием единой информационной системы в соответствии с частью 16 статьи 94 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ.
13.3. В претензии должны быть указаны:
а) наименование, почтовый адрес и реквизиты стороны, предъявившей претензию;
б) наименование, почтовый адрес и реквизиты стороны, которой предъявлена претензия;
в) обстоятельства, являющиеся основанием для предъявления претензии, со ссылками на соответствующие пункты контракта и (или) нормативные правовые акты Российской Федерации;
г) требования стороны;
д) информация о мерах, которые будут осуществлены в случае отклонения претензии (приостановка исполнения обязательств, передача спора на разрешение суда и т.д.);
е) дата и регистрационный номер претензии;
ж) подпись уполномоченного лица;
з) перечень прилагаемых документов.
13.4. В подтверждение заявленных требований к претензии должны быть приложены надлежащим образом оформленные и заверенные необходимые документы, которые отсутствуют у стороны-адресата, их копии либо выписки из них.
13.5. В претензии могут быть указаны иные сведения, которые, по мнению стороны, предъявившей претензию, будут способствовать более быстрому и правильному ее рассмотрению, объективному урегулированию спора.
13.6. Сторона, которой направлена претензия, обязана рассмотреть полученную претензию и о результатах ее рассмотрения уведомить заинтересованною Сторону в течение 10 (десяти) рабочих дней со дня ее получения".
Согласно разделу 14 контракта: "Расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда и в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации и контрактом".
Согласно представленным пояснениям заказчика, а также документам разменным в ЕИС, следует, что разделом 4 контракта, предусмотрено, что подрядчик обязан в течение 10 (десяти) рабочих дней с даты заключения контракта составить и представить Заказчику по адресу: город Норильск, улица Талнахская, дом 3, кабинет "Приемная":
- сведения о необходимых допусках, копии приказа (приказов) о назначении ответственных представителей Подрядчика по исполнению настоящего контракта;
- на согласование проект производства работ (проект производства работ, разработанный на выполнение работ на территории охранной, санитарно-защитной зоны, должен быть согласован с эксплуатирующей её организацией);
- общий журнал работ (журнал должен быть сброшюрованным, пронумерованным, скреплён печатью (при наличии печати));
- специальные журналы на выполнение отдельных видов работ (в случае если их ведение предписано нормативно-техническими документами) (журналы должны быть сброшюрованными, пронумерованными, скреплены печатью (при наличии печати)).
Заказчик отмечает, что указанные документы представлены в адрес заказчика сопроводительным письмом от 23.08.2023 N А0823/169. Согласно пояснениям представителя Общества документы, предусмотренные пунктом 4.1.1. контракта были переданы ответственному представителю заказчика 02.08.2023. Так как указанные документы не были зарегистрированы у заказчика Обществом повторно были направлены указанные документы сопроводительным письмом от 23.08.2023 N А0823/169, что подтверждаются также общим журналом работ. Представитель заказчика подтвердил, что ответственным лицом заказчика документы не были переданы для регистрации, в связи с чем заказчиком был направлен повторный запрос на предоставление указанных документов.
01.09.2023 в адрес заказчика от Общества поступил запрос от 31.08.2023 N А0823/178 о разрешении приступить к работам. Разрешение приступить к работам направлено 08.09.2023 письмом N 380-1976. Обществом 29.09.2023 было направлено уведомление от 28.09.2023 NА0923/193 о выполнении работ по ремонту асфальтобетонного покрытия проезжей части (в том числе площадок, съездов) автомобильной дороги улица Московская км 0+17 - км 0+755 в полном объеме.
Заказчик письмом N 380-2223 от 11.10.2023 назначил время освидетельствования выполненных работ и сообщил о необходимости предоставить информацию о выполненных работах по ремонту асфальтобетонного покрытия проезжей части (в том числе площадок, съездов) автомобильной дороги улица Павлова км 0+000 - км 0+728.
Общество письмом N А1023/200 от 11.10.2023 уведомило заказчика о том, что работы по ремонту автомобильной дороги улица Павлова км 0+000 - км 0+728 не выполнены.
11.10.2023 по результатам освидетельствования выполненных работ по ремонту проезжей части (в том числе площадок, съездов) на автомобильной дороге улица Московская км 0+17 - км 0+755, с участием представителя подрядчика, составлен акт, согласно которому комиссией установлены следующие дефекты на участках км 0+170 - км 0+210, км 0+336-км 0+520 (четная сторона); км 0+170 - 0+210, км 0+336 - 0+370, км 0+430 - 0+755 (нечетная сторона):
- продольные и поперечные трещины в зоне сопряжения смежных полос асфальтобетонного покрытия;
- выкрашивание асфальтобетонного покрытия в зоне сопряжения смежных полос асфальтобетонного покрытия, а также на отдельных участках покрытия (5% от общей площади ремонта);
- отдельные выбоины на искусственных дорожных неровностях;
- не выполнены работы по ремонту покрытия съездов, за исключением съезда в районе дома N 6 по улице Московская.
12.10.2023 заказчик письмом N 380-2247 просит проинформировать Общество о сроках устранения дефектов, выявленных при освидетельствовании работ и указанных в акте от 11.10.2023.
Письмом от 23.10.2023 N А1023/208 подрядчик сообщил, что работы по устранению выявленных дефектов, которые указаны в акте освидетельствования от 11.10.2023, будут проведены в летний период 2024, обосновав это неблагоприятными погодными условиями, а также переходом поставщика асфальтобетонной смеси - завода ООО "ДТК ЯМАЛ" на режим консервации с 30.09.2023.
Вместе с тем, на заседании Комиссии представитель Общества пояснил, что асфальтобетонная смесь закупается у завода ООО "ДТК ЯМАЛ" в связи с тем, что заказчиком ранее закупалась асфальтобетонная смесь у другого производителя города Норильска, однако, были существенные замечания к качеству смеси, что также подтвердил представитель заказчика на заседании Комиссии.
Относительно невыполнения работ по улице Павлова представитель Общества пояснил, что в ходе производства работ было достигнуто соглашение с заказчиком, согласно которому, работы по улице Павлова, могли быть начаты исключительно после завершения работ по улице Московской. Данное решение было принято с целью обеспечения безопасности дорожного движения, а также по причине того, что срез асфальтного покрытия одновременно с двух участков при неблагоприятных погодных условиях, мог повлечь за собой затопление срезанных участков дороги и блокирование проезда автомобильного транспорта и переходу пешеходов. Неблагоприятные погодные условия с обильными осадками, стали основной причиной приостановки работ. Более 13 дней шли проливные дожди, что не позволяло выполнить оперативно работы, предусмотренные контрактом в установленные сроки. Данные обстоятельства подтверждаются записями в общем журнале работ, а также были подтверждены представителем заказчика в заседании Комиссии.
Кроме того, согласно принятому заказчиком решению об одностороннем расторжении контракта Обществом не было внесено обеспечение гарантийных обязательств по контракту, указанный довод также был опровергнут представителем Общества в заседании Комиссии.
22.09.2023 в адрес заказчика от Общества был направлен запрос о предоставлении информации о сумме обеспечения гарантийных обязательств, а также реквизиты счета для перечисления обеспечения. Запрос был получен представителем заказчика 22.09.2023. До декабря 2023 информация со стороны заказчика в части гарантийного обеспечения не представлена. 16.12.2023 от представителя заказчика поступила информация по размеру обеспечения гарантийных обязательств, в связи с чем, со стороны Общества была оформлена независимая гарантия на обеспечение гарантийных обязательств, что также подтверждается копией независимой гарантии, представленной Комиссии.
20.11.2023 Заказчиком письмом N 380-2553 в адрес подрядчика направлено соглашение о расторжении контракта по соглашению сторон, содержащее условия об уплате штрафа и возврате авансового платежа.
22.11.2023 подрядчик представил письмо N А1123/234 содержащее разногласие к соглашению о расторжению контракта, согласно которому выразил несогласие с условием о возврате аванса.
22.11.2023 подрядчиком в адрес Заказчика, была предъявлена претензия N А1123/235 об оплате денежных средств за выполненные работы по ремонту асфальтобетонного покрытия проезжей части (в том числе площадок, съездов) автомобильной дороги улица Московская км 0+17 - км 0+755.
В ответ на письма N All23/235, N А1123/234 Заказчик в письме от 29.11.2023 N 380-2632 указал, что условие и порядок приемки, оплаты работ, корректировки документов о приемке установлены частями 7, 7.1, 13, 14 статьи 94 Закона о контрактной системе, пунктами 2.7, 2.8, 2.9, 4.1.19, разделом 7 контракта, предложил в срок не позднее 30.11.2023 подписать соглашение о расторжении контракта, направленное письмом от 20.11.2023 N 380-2553.
Акт о приемке выполненных работ N 113 сформирован и подписан в единой информационной системе подрядчиком 30.11.2023.
05.12.2023 Заказчик отказал в приемке работ, направил мотивированный отказ согласно которому:
1. Подрядчик к работам по ремонту асфальтобетонного покрытия проезжей части (в том числе площадок, съездов) автомобильной дороги улица Павлова км 0+000 - км 0+728 не приступал.
2. Результат работ по ремонту асфальтобетонного покрытия проезжей части (в том числе площадок, съездов) улица Московская км 0+17 - км 0+755 не соответствует требованиям контракта - на участках км 0+170 - км 0+210, км 0+336 - км 0+520 (четная сторона); км 0+170 - 0+210, км 0+336 - 0+370, км 0+430 - 0+755 (нечетная сторона) по результатам освидетельствования 11.10.2023 работ выявлены дефекты:
- продольные и поперечные трещины в зоне сопряжения смежных полос асфальтобетонного покрытия;
- выкрашивание асфальтобетонного покрытия в зоне сопряжения смежных полос асфальтобетонного покрытия, а также на отдельных участках покрытия (5% от общей площади ремонта);
- отдельные выбоины на искусственных дорожных неровностях;
- не выполнены работы по ремонту покрытия съездов, за исключением съезда в районе дома N 6 по улице Московская;
- в акте от 13.11.2023 N 113 подрядчик указал площадь устройства слоя покрытия 8922 м2, но согласно исполнительной схеме площадь указана 8625,5 м2.
Согласно пояснениям Общества указанные обстоятельства связаны с тем, что исполнительная схема отражает в себе не только фактические границы укладки асфальта в соответствии с техническим заданием. Дополнительные работы отражены в исполнительной схеме красным цветом. Данные дополнительные работы и были отражены в акте от 30.11.2023 N113, в связи с чем, имеется разница по объемам, указанным в схеме и в акте.
Согласно приложению N 5.1. к техническому заданию, по ул. Московской было предусмотрено выполнение работ по асфальтированию 9 съездов. В ходе выполнения контракта, от заказчика поступило указание заменить объемы работ по 8 съездам, в целях оперативного ремонта перекрестка расположенному по ул. Московская - ул. Талнахская. Работы по ремонту перекрестка не были предусмотрены Техническим заданием, и выполнялись исключительно по решению Заказчика, указанный довод представителя Общества также был подтвержден представителем заказчика.
Вместе с тем, после выполнения работ по ул. Московской, со стороны Общества обеспечено проведение исследования проб асфальтобетонного покрытия. Все исследования показали, что асфальтобетонное покрытие соответствует ГОСТ и условиям проектной документации, что подтверждаются актами проб, представленными в адрес Красноярского УФАС России.
Кроме того, на заседании Комиссии представитель заказчика указал, что заказчик не настаивает на включении Общества в реестр недобросовестных поставщиков.
В силу частей 8 и 9 статьи 95 Закона о контрактной системе расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством. Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Согласно части 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В соответствии с частью 13 статьи 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Частью 14 статьи 95 Закона о контрактной системе предусмотрена обязанность заказчика по отмене не вступившего в силу решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 статьи 95 Закона о контрактной системе. Данное правило не применяется в случае повторного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, которые в соответствии с гражданским законодательством являются основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.
На основании изложенного, при рассмотрении обращения необходимо установить дату надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом заказчиком решении об одностороннем отказе от исполнения контракта и дату вступления соответствующего решения в силу с учетом положений части 13 статьи 95 Закона о контрактной системе.
Исходя из информации, размещенной заказчиком в единой информационной системе (далее - ЕИС), Комиссия установила, что решение об одностороннем отказе от исполнения контракта было размещено в ЕИС - 12.12.2023.
Датой надлежащего уведомления поставщика является дата размещения решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в ЕИС, то есть 12.12.2023.
В случае, если поставщик не устраняет в течение 10 дней с момента надлежащего уведомления, нарушения, послужившие основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта, то контракт по истечение указанного срока считается расторгнутым. Контракт считается расторгнутым с 23.12.2023.
Таким образом, заказчиком было предоставлено 10 дней для устранения поставщиком нарушений обязательств по контракту, послуживших основанием принятия решения об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно части 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
Включение в реестр недобросовестных поставщиков представляет собой специальную меру ответственности, установленную в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры закупки обязательств, о чем указано, в том числе в Определениях Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.09.2012 N ВАС-11617/12 и от 12.07.2013 N ВАС-8371/13.
Кроме того Конституционный Суд Российской Федерации в своих судебных актах неоднократно указывал, что применяемые государственными органами санкции, в том числе штрафного характера, должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, в том числе соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционно защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения (Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 25.02.2014 N 4-П, от 30.07.2001 N 13-П, от 21.11.2002 N 15-П).
Такой правовой подход подлежит применению и при рассмотрении обращений о включении сведений в реестр недобросовестных поставщиков, учитывая, что последствия по применению санкции в виде включения сведений о лице в реестр недобросовестных поставщиков могут иметь более негативный экономический характер, чем наложение штрафа (судебные акты по делам NN А21-4381/2012, А70-11549/2015, А73-2000/2018).
Оценивая действия сторон как добросовестные или недобросовестные, следует исходить из поведения, ожидаемого от любого участника гражданского оборота, учитывающего права и законные интересы другой стороны, содействующего ей, в том числе в получении необходимой информации. По общему правилу пункта 5 статьи 10 ГК РФ добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются, пока не доказано иное.
Комиссия также отмечает, что не приходит к выводу, что заказчиком принято неправомерное решение, а лишь приходит к выводу о том, что не имеет достаточных доказательств, свидетельствующих о том, что исполнитель должен быть подвержен такой санкции, как включение в РНП. При этом Комиссия отмечает, что за просрочку исполнения обязательств, за неисполнение обязательств в строгом соответствии с контрактом предусмотрена собственная мера ответственности, имеющая гражданско-правой характер (взыскание пеней, штрафов, убытков и пр.). При этом такая мера ответственности, как включение в РНП предусмотрена только за недобросовестность поведения, чего Комиссией, в том числе учитывая действий Заказчика, установлено не было.
При этом любые неустранимые сомнения в виновности лица подлежат толкованию в пользу такого лица.
В соответствии с пунктом 15 Правил ведения РНП, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078, орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта) в реестр, если в результате проведения проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 указанных Правил:
в) поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие:
- принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта.
Таким образом, поскольку Комиссия установила, что Обществом осуществлялись действия, направленные на исполнение контракта, а именно выполнило работы и добросовестно отнеслось к исполнению принятых на себя обязательств, что в силу пункта 15 Правил является основанием для отказа во включении сведений в реестр недобросовестных поставщиков, Комиссия не установила оснований для включения сведений в отношении Общества в Реестр.
Исходя из представленных материалов Комиссия не имеет достаточных доказательств, свидетельствующих о том, что Общество должно быть подвержен такой санкции, как включение в Реестр. При этом за просрочку исполнения обязательств, за неисполнение обязательств в строгом соответствии с контрактом предусмотрена собственная мера ответственности, имеющие гражданско-правой характер (взыскание пеней, штрафов, убытков и пр.). Такая мера ответственности, как включение в Реестр предусмотрена только за недобросовестность поведения, чего Комиссией установлено не было.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 104 Закона о контрактной системе, Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)", Комиссия решила отказать заказчику во включении сведений в отношении ООО "Айсберг", в реестр недобросовестных поставщиков.
Настоящее решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Красноярского края в течение трех месяцев со дня принятия.
Председатель Комиссии |
М.А. Дударева |
Члены Комиссии |
М.А. Грицай
|
|
А.Н. Пшенникова |
Исп.Пшенникова А.Н.
тел.(391) 211-01-44
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю от 10 января 2023 г. N 024/10/104-3848/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 15.01.2024