Комиссия Красноярского УФАС России по рассмотрению обращений о внесении сведений в реестр недобросовестных поставщиков в составе: Председателя Комиссии - заместителя руководителя управления - начальника аналитичесого отдела М.А. Дударевой, членов Комиссии - заместителя начальника отдела Н.А. Ворсиной, гглавного специалиста - эксперта Хорышева Е.О. (далее - Комиссия), рассмотрев обращение заказчика - Управления делами Губернатора и Правительства Красноярского края (далее - заказчик) с просьбой о внесении сведений об ООО "Орион-СБ" (ИНН 2460236908) (далее - ООО, общество, подрядчик) в реестр недобросовестных поставщиков в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения запроса котировок в электронной форме ЗК-N-15890/23 "Выполнение подрядных работ по капитальному ремонту систем автоматической пожарной сигнализации, оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре, автоматического пожаротушения, противопожарного водоснабжения нежилого здания по адресу: г. Красноярск, ул. Красной Армии, 3" , извещение N 0119200000123014807, установила следующее.
В адрес Красноярского УФАС России поступило обращение заказчика о включении сведений об ООО в реестр недобросовестных поставщиков в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта.
На основании статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и Постановления Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)" (далее - Постановление
Правительства N 1078) Красноярским УФАС России было принято решение о проведении проверки факта ненадлежащего исполнения подрядчиком условий контракта, заключенного с заказчиком по результатам проведения электронного аукциона.
Красноярским УФАС России по адресам электронной почты заказчика и подрядчика, указанным в контракте, размещенным в ЕИС, направлено уведомление о проведении внеплановой проверки, в котором содержалось требование о представлении необходимых документов и сведений для рассмотрения обращения по существу, а также сообщалось о месте и времени заседания Комиссии по рассмотрению сведений о недобросовестных поставщиках. Кроме того, указанное уведомление, в силу требований Постановления Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 было размещено в ЕИС. Таким образом, заказчик и подрядчик считаются надлежащим образом уведомленными о рассмотрении обращения.
При рассмотрении обращения по существу заказчик и подрядчик обеспечили явку своих представителей, личности представителей удостоверены, полномочия подтверждены.
Из материалов обращения следует, что между заказчиком и подрядчиком по итогам проведения электронного аукциона 15.09.2023 был заключен Контракт.
Заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, контракт был расторгнут. На основании данного обстоятельства информация о подрядчике направлена заказчиком в адрес Красноярского УФАС России для включения в реестр недобросовестных поставщиков.
Рассмотрев обращение заказчика и приложенные к нему материалы, иные материалы и сведения, представленные заказчиком и подрядчиком и содержащиеся в ЕИС, проведя внеплановую проверку, Комиссия по рассмотрению сведений о недобросовестных поставщиках установила следующее.
В связи с возникшей потребностью заказчиком были совершены действия по осуществлению закупки путем проведения электронного аукциона. По результатам проведения электронного аукциона между заказчиком и подрядчиком заключен рассматриваемый контракт.
Комиссия отмечает, что подрядчик добровольно принимал участие в электронном аукционе, выразил согласие исполнить условия контракта, предусмотренные извещением о проведении электронного аукциона.
Таким образом, соизмерив свои возможности с потребностями заказчика, подрядчик, подав предложение на участие в электронном аукционе, в полном объеме осознавал, на каких именно условиях и в какие сроки ему будет необходимо выполнить работы, являющиеся предметом контракта
Раздлел 1 Контракта: "1.1. Подрядчик по заданию Заказчика обязуется в установленный Контрактом срок выполнить подрядные работы по капитальному ремонту систем автоматической пожарной сигнализации, оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре, автоматического пожаротушения, противопожарного водоснабжения нежилого здания по адресу: г. Красноярск, ул. Красной Армии, 3 (далее - работа), а Заказчик обязуется принять работу и оплатить ее".
Раздел 2 Контракта: "2.1. Работа выполняется Подрядчиком в соответствии с требованиями технического задания (далее - ТЗ) (приложение N 1 к Контракту), являющегося неотъемлемой частью Контракта".
Раздел 3 Контракта предусматривает взаимодействие сторон.
Раздел 4 Контракта: "4.1. Работа выполняется в сроки, указанные в Контракте.
Начало выполнения работ - с момента заключения Контракта.
Окончание выполнения работ - по 24.11.2023.
4.2. Датой исполнения Подрядчиком обязательств по Контракту считается дата подписания Сторонами акта о приемке выполненных работ, акта о приемке выполненных работ (форма N КС-2), справки о стоимости выполненных работ и затрат (форма N КС-3) (далее - документы о приемке).
4.3. Место выполнения работ: г. Красноярск, ул. Красной Армии, 3".
Раздел 5 Контракта устанавливает порядок сдачи и приемки выполненных работ.
В соответствии с пунктом 14.7. Контракта последний может быть расторгнут по взаимному соглашению Сторон, по решению суда или в случае одностороннего отказа Стороны от исполнения Контракта в соответствии с гражданским законодательством в порядке, предусмотренном частями 9 - 23 статьи 95 Закона о контрактной системе.
Комиссия, изучив материалы и сведения, представленные сторонами, установила следующее.
В установленный Контрактом срок, документы, свидетельствующие о выполнении работ по Контракту, ООО не размещены в ЕИС, вследствие чего, Заказчиком 29.12.2023 принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта и размещено в ЕИС.
09.01.2024 подрядчиком, нарочно, в адрес заказчика направлены акты о приемке выполненных работ КС-2, КС-3, акты выполненных работ, справка, исполнительная документация, уведомление заказчика о передаче фактически выполненного объема работ.
Также на заседание Комиссии, подрядчиком для обозрения Комиссией представлена подписанная должностными лицами подрядчика исполнительная документация, содержащая материалы в текстовой и графической формах и отображающая фактическое исполнение функционально-технологических, конструктивных, инженерно-технических и иных решений, содержащихся в проектной документации, рабочей документации по контракту. Комиссия ознакомилась с представленной исполнительной документацией.
В соответствии с частями 8, 9 статьи 95 Закона о контрактной системе расторжение контракта допускается в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством. Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации (далее - ГК РФ) для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
В силу статьи 309 ГК РФ, обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями, в том числе с учетом государственного/муниципального контракта. Если обязательство предусматривает или позволяет определить день его исполнения или период времени, в течение которого оно должно быть исполнено, данное обязательство подлежит исполнению в этот день или, соответственно, в любой момент в пределах такого периода (пункт 1 статьи 314 ГК РФ).
Согласно статьи 401 ГК РФ:
1. Лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.
Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.
2. Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство.
3. Если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств.
Оценивая действия сторон как добросовестные или недобросовестные, следует исходить из поведения, ожидаемого от любого участника гражданского оборота, учитывающего права и законные интересы другой стороны, содействующего ей, в том числе в получении необходимой информации. По общему правилу пункта 5 статьи 10 ГК РФ добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются, пока не доказано иное.
В соответствии с пунктом 2 статьи 715 ГК РФ если подрядчик не приступает своевременно к исполнению договора подряда или выполняет работу настолько медленно, что окончание ее к сроку становится явно невозможным, заказчик вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения убытков.
При рассмотрении обращения необходимо установить дату надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом заказчиком решении об одностороннем отказе от исполнения контракта и дату вступления соответствующего решения в силу с учетом положений части 13 статьи 95 Закона о контрактной системе.
Согласно информации, представленной заказчиком, а также размещенной в ЕИС, заказчиком решение об одностороннем отказе от исполнения контракта было размещено в ЕИС 29.12.2023, таким образом, датой надлежащего уведомления поставщика является дата размещения решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в ЕИС, то есть 29.12.2023.
В случае, если поставщик не устраняет в течение 10 дней с момента надлежащего уведомления, нарушения, послужившие основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта, то контракт по истечение указанного срока считается расторгнутым. Решение вступило в законную силу 10.01.2024. Таким образом, заказчиком была соблюдена процедура расторжения контракта в соответствии со статьей 95 Закона о контрактной системе.
Относительно представленных подрядчиком в адрес заказчика 09.01.2024 актов о приемке выполненных работ, КС-2, КС-3 , представителем заказчика пояснено, что они не были приняты заказчиком, поскольку предъявлены с нарушением установленного пунктом 5.1. Контракта порядка.
В соответствии с пунктом 15 Правил орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта) в реестр, если в результате проведения проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 указанных Правил, если:
а) выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятию заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе;
б) заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;
в) поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие:
-принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта;
-надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, в том числе в связи с введением политических или экономических санкций иностранными государствами, совершающими недружественные действия в отношении Российской Федерации, граждан Российской Федерации или российских юридических лиц (далее - санкции), и (или) введением иностранными государствами, государственными объединениями и (или) союзами и (или) государственными (межгосударственными) учреждениями иностранных государств или государственных объединений и (или) союзов мер ограничительного характера (далее - меры ограничительного характера). К таким обстоятельствам не относится отказ поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта по причине введения санкций и (или) мер ограничительного характера в отношении заказчика.
Комиссия установила, что подрядчиком в адрес Заказчика направленны документы, подтверждающие устранение нарушений, послуживших принятию Заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, в установленный Законом срок, вместе с тем Комиссия отмечает, что указанные документы не подтверждают факт надлежащего выполнения работ по Контракту в полном объеме, поскольку в ЕИС отсутствует информация о принятии данных работы Заказчиком.
Также Комиссия считает необходимым обратить внимание на действия, совершенные ООО, направленные на исполнение Контракта, согласно которым, ООО велась работа, предусмотренная условиями Контракта, осуществлялось активное взаимодействие с Заказчиком при исполнении Контракта.
Кроме того, Комиссия принимает во внимание пояснения Заказчика, согласно которым не отрицает факт выполнения работ, вследствие чего на включении сведений в РНП в отношении ООО не настаивает.
Комиссия отмечает, что не приходит к выводам, что заказчиком принято неправомерное решение или что заказчиком нарушена процедура расторжения контракта, а приходит лишь к выводу о том, что не имеет достаточных доказательств, свидетельствующих о том, что подрядчик должен быть подвержен такой санкции, как включение в Реестр. При этом за просрочку исполнения обязательств, за неисполнение обязательств в строгом соответствии с контрактом предусмотрена собственная мера ответственности, имеющие гражданско-правой характер (взыскание пеней, штрафов, убытков и пр.). Такая мера ответственности, как включение в Реестр предусмотрена только за недобросовестность поведения, чего Комиссией установлено не было.
Согласно части 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
Вместе с тем основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является такое уклонение участника закупки, которое предполагает его недобросовестное поведение, противоречащее законодательству Российской Федерации о контрактной системе и выражающееся в непринятии им всех мер для надлежащего исполнения обязательства, которые требовались от него по характеру обязательства и условиям оборота при надлежащей степени заботливости и осмотрительности, совершенное им при наличии с его стороны умысла или неосторожности.
Более того, к моменту проведения заседания, Комиссия не располагала бесспорными доказательствами, свидетельствующими об умышленном и намеренном уклонении подрядчика от исполнения контракта заключенного по результатам электронного аукциона.
Также Комиссия придает значение пояснению представителя заказчика, согласно которому заказчик не настаивает на включении подрядчика в реестр недобросовестных поставщиков.
При этом включение в реестр недобросовестных поставщиков представляет собой специальную меру ответственности, установленную в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры закупки обязательств, о чем указано, в том числе в Определениях Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.09.2012 N ВАС-11617/12 и от 12.07.2013 N ВАС-8371/13.
Кроме того, Конституционный Суд Российской Федерации в своих судебных актах неоднократно указывал, что применяемые государственными органами санкции, в том числе штрафного характера, должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, в том числе соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционно защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения (Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 25.02.2014 N 4-П, от 30.07.2001 N 13-П, от 21.11.2002 N 15-П).
Такой правовой подход подлежит применению и при рассмотрении обращений о включении сведений в реестр недобросовестных поставщиков, учитывая, что последствия по применению санкции в виде включения сведений о лице в реестр недобросовестных поставщиков могут иметь более негативный экономический характер, чем наложение штрафа (судебные акты по делам NN ВАС-11617/12, А21-4381/2012, А70-11549/2015, А73-2000/2018).
На основании изложенного, руководствуясь Постановления Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)", Комиссия Красноярского УФАС России
РЕШИЛА:
Отказать заказчику во включении сведений в отношении "Орион-СБ" (ИНН 2460236908) в реестр недобросовестных поставщиков.
Решение может быть обжаловано заинтересованным лицом в арбитражный суд Красноярского края в течение трех месяцев со дня принятия в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Председатель Комиссии М.А. Дударева
Члены Комиссии Н. А. Ворсина
Е.О. Хорышев
Исп.Ворсина Н.А.
тел.(391) 211-01-44
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю от 16 января 2024 г. N 024/10/104-58/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 19.01.2024