Комиссия Омского УФАС России по контролю в сфере закупок на территории Омской области (далее - Комиссия) в составе:
Шмаковой Т.П. - заместителя руководителя управления, председателя Комиссии;
Алексиной А.П. - главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок, члена Комиссии,
Буньковой Д.А. - специалиста-эксперта отдела контроля закупок, члена Комиссии;
рассмотрев обращение, направленное Администрацией Исилькульского городского поселения Исилькульского муниципального района Омской области (далее - заказчик), о включении информации об обществе с ограниченной ответственностью "Дорстрой-55" (далее - общество, подрядчик, ООО "Дорстрой-55") в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - реестр) в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта N 2023.010, заключенного 25.04.2023 по результатам осуществления Главным управлением контрактной системы Омской области (далее - уполномоченный орган) закупки в форме электронного аукциона "Выполнение работ по ремонту автомобильных дорог по ул. Советская (участок от ул. Московская до дома N64 по ул. Советская, участок от дома N60 по ул.Советская до ул.Коммунистическая, участок от ул. Коммунистическая до дома N57 по ул.Советская), по ул. Первомайская (участок от ул. Московская до ул. Коммунистическая, участок от ул.Пушкина до дома N48 по ул.Первомайская) Исилькульского городского поселения Исилькульского муниципального района Омской области (Реестровый номер 23.33.0436)" (извещение N 0152200004723000414) (далее соответственно электронный аукцион, закупка, контракт),
в присутствии представителей:
подрядчика - Шиловой Оксаны Валерьевны (доверенность от 30.12.2023),
при участии посредством видео-конференц-связи представителей:
заказчика - Семенцова Сергея Александровича (глава), Сушко Дмитрия Максимовича (доверенность N 1 от 09.01.2024);
уполномоченного органа - Гавриловой Ларисы Петровны (доверенность N 157 от 05.05.2023)
УСТАНОВИЛА:
1. В соответствии с частями 2 и 4 статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон о контрактной системе) в Омское УФАС России были представлены (вх. N 12444-ЭП/23 от 26.12.2023) обращение о включении информации о подрядчике в реестр и решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Из представленных материалов и информации следует, что 04.04.2023 на официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт ЕИС) уполномоченным органом было размещено извещение об осуществлении закупки N 0152200004723000414 с начальной (максимальной) ценой контракта 16 865 074,80 руб.
12.04.2023 размещен протокол подачи ценовых предложений, согласно которому ценовые предложения сделано пятью участниками закупки, наименьшее ценовое предложение (15 094 242,03 руб.) сделано участником закупки с идентификационным номером заявки 235, при этом снижение начальной (максимальной) цены контракта составило 10,5 %.
Согласно протоколу подведения итогов определения подрядчика от 14.04.2023 заявки всех участников признаны соответствующими требованиям извещения об осуществлении закупки. Победителем закупки признан участник с идентификационным номером заявки 235 с ценой контракта 15 094 242,03 руб.
25.04.2023 между заказчиком и ООО "Дорстрой-55" заключен контракт N 2023.010 с ценой 15 094 242,03 руб. (номер реестровой записи 3551400713023000016).
15.12.2023 заказчиком на официальном сайте ЕИС сформировано решение об одностороннем отказе от исполнения контракта с приложением решения в виде электронного документа.
На официальном сайте ЕИС информация о расторжении контракта размещена 26.12.2023.
2. В результате осуществления проверки одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта, Комиссия считает, что информация об ООО "Дорстрой-55" не подлежит включению в реестр, исходя из следующего.
Частью 1 статьи 2 Федерального закона о контрактной системе предусмотрено, что законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.
Согласно части 8 статьи 95 Федерального закона о контрактной системе расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
В соответствии с частью 9 статьи 95 Федерального закона о контрактной системе заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Частью 16 статьи 95 Федерального закона о контрактной системе установлено, что заказчик не позднее двух рабочих дней, следующих за днем вступления в силу решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, направляет в соответствии с порядком, предусмотренным пунктом 1 части 10 статьи 104 настоящего Федерального закона, обращение о включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Согласно части 2 статьи 104 Федерального закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
Частью 4 статьи 104 Федерального закона о контрактной системе установлено, что заказчик либо уполномоченный орган или уполномоченное учреждение, наделенные полномочиями в соответствии со статьей 26 настоящего Федерального закона, направляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, обращение о включении информации об участнике закупки или о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков в срок, предусмотренный подпунктом "б" пункта 2 части 6 статьи 51, подпунктом "в" пункта 4 части 14 статьи 73, частями 16 и 22.2 статьи 95 настоящего Федерального закона, или не позднее двух рабочих дней, следующих за днем поступления заказчику решения суда о расторжении контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта.
В соответствии со статьей 309 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или иными правовыми актами (пункт 1 статья 310 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 1 статьи 432 Гражданского кодекса Российской Федерации договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора.
Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.
В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 702 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его.
К отдельным видам договора подряда (бытовой подряд, строительный подряд, подряд на выполнение проектных и изыскательских работ, подрядные работы для государственных нужд) положения, предусмотренные настоящим параграфом, применяются, если иное не установлено правилами настоящего Кодекса об этих видах договоров.
Пунктом 1 статьи 708 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в договоре подряда указываются начальный и конечный сроки выполнения работы. По согласованию между сторонами в договоре могут быть предусмотрены также сроки завершения отдельных этапов работы (промежуточные сроки).
Если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не предусмотрено договором, подрядчик несет ответственность за нарушение как начального и конечного, так и промежуточных сроков выполнения работы.
Если подрядчик не приступает своевременно к исполнению договора подряда или выполняет работу настолько медленно, что окончание ее к сроку становится явно невозможным, заказчик вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения убытков (пункт 2 статьи 715 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Если во время выполнения работы станет очевидным, что она не будет выполнена надлежащим образом, заказчик вправе назначить подрядчику разумный срок для устранения недостатков и при неисполнении подрядчиком в назначенный срок этого требования отказаться от договора подряда либо поручить исправление работ другому лицу за счет подрядчика, а также потребовать возмещения убытков (пункт 3 статьи 715 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В соответствии со статьей 716 Гражданского кодекса Российской Федерации подрядчик обязан немедленно предупредить заказчика и до получения от него указаний приостановить работу при обнаружении:
непригодности или недоброкачественности предоставленных заказчиком материала, оборудования, технической документации или переданной для переработки (обработки) вещи;
возможных неблагоприятных для заказчика последствий выполнения его указаний о способе исполнения работы;
иных не зависящих от подрядчика обстоятельств, которые грозят годности или прочности результатов выполняемой работы либо создают невозможность ее завершения в срок.
Подрядчик, не предупредивший заказчика об обстоятельствах, указанных в пункте 1 настоящей статьи, либо продолживший работу, не дожидаясь истечения указанного в договоре срока, а при его отсутствии разумного срока для ответа на предупреждение или несмотря на своевременное указание заказчика о прекращении работы, не вправе при предъявлении к нему или им к заказчику соответствующих требований ссылаться на указанные обстоятельства.
Если заказчик, несмотря на своевременное и обоснованное предупреждение со стороны подрядчика об обстоятельствах, указанных в пункте 1 настоящей статьи, в разумный срок не заменит непригодные или недоброкачественные материал, оборудование, техническую документацию или переданную для переработки (обработки) вещь, не изменит указаний о способе выполнения работы или не примет других необходимых мер для устранения обстоятельств, грозящих ее годности, подрядчик вправе отказаться от исполнения договора подряда и потребовать возмещения причиненных его прекращением убытков.
Пунктом 1 статьи 718 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что заказчик обязан в случаях, в объеме и в порядке, предусмотренных договором подряда, оказывать подрядчику содействие в выполнении работы.
В силу статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (статья 422 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В соответствии с частью 1 статьи 34 Федерального закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением, документацией о закупке, заявкой участника закупки, с которым заключается контракт.
Из положений статьи 31, частей 1 и 2 статьи 34, части 2 статьи 42 Федерального закона о контрактной системе следует, что условия, на которых заключается контракт, доводятся до сведений участников закупки на этапе определения подрядчика.
Таким образом, подавая заявку на участие в аукционе, потенциальный участник выражает тем самым свое согласие на выполнение работ в соответствии с требованиями установленными извещением, заключает контракт на условиях, указанных в документации к извещению, заявке на участие в аукционе.
Следовательно, подрядчик, заключая договор, предполагает выполнение работ в соответствии с теми условиями, которые он, являясь победителем аукциона, предложил в своей заявке.
Статьей 763 ГК РФ установлено, что подрядные строительные работы предназначенные для удовлетворения государственных или муниципальных нужд, осуществляются на основе государственного или муниципального контракта на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд (пункт 1). По государственному или муниципальному контракту на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд подрядчик обязуется выполнить строительные, проектные и другие связанные со строительством и ремонтом объектов производственного и непроизводственного характера работы и передать их государственному или муниципальному заказчику, а государственный или муниципальный заказчик обязуется принять выполненные работы и оплатить их или обеспечить их оплату (пункт 2).
Определяющим элементом подрядных отношений является передаваемый результат выполненных работ, который непосредственно и оплачивается заказчиком. Основанием для возникновения обязательства заказчика по оплате выполненных работ является сдача по акту результата работ заказчику и принятие его последним (статьи 702, 711, 720, пункт 4 статьи 753 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Пунктами 1.1, 1.2, 1.3, 1.4, 5.1, 5.2, 5.3, 6.1, 6.2, 6.3, 7.1, 8.1, 8.2, 8.4 контракта, в частности было установлено следующее:
"Подрядчик обязуется по заданию Заказчика выполнить работы по ремонту автомобильных дорог по ул. Советская (участок от ул. Московская до дома N64 по ул. Советская, участок от дома N60 по ул.Советская до ул.Коммунистическая, участок от ул. Коммунистическая до дома N57 по ул.Советская), по ул. Первомайская (участок от ул. Московская до ул. Коммунистическая, участок от ул.Пушкина до дома N48 по ул.Первомайская) Исилькульского городского поселения Исилькульского муниципального района Омской области в сроки, предусмотренные контрактом, с учетом Графика выполнения строительно-монтажных работ (Приложение N 2 к настоящему контракту) (далее соответственно - объект, работы) и сдать их результат Заказчику, а Заказчик обязуется принять результат работ и оплатить его в соответствии с настоящим контрактом.
Работы по настоящему контракту, если иное не предусмотрено настоящим контрактом, выполняются Подрядчиком, его иждивением - из его материалов (товаров), его силами и средствами, в соответствии со сметными расчетами стоимости работ по ремонту объекта (Приложение N 1 к настоящему контракту). Объем работ по ремонту объекта определяется в соответствии со сметными расчетами стоимости работ по ремонту объекта (Приложение N 1 к настоящему контракту).
Место выполнения работ: Российская Федерация, Омская область, Исилькульский район, г. Исилькуль, автомобильные дороги по ул. Советская (участок от ул. Московская до дома N 64 по ул. Советская, участок от дома N 60 по ул. Советская до ул. Коммунистическая, участок от ул. Коммунистическая до дома N 57 по ул. Советская), по ул. Первомайская (участок от ул. Московская до ул. Коммунистическая, участок от ул. Пушкина до дома N 48 по ул. Первомайская).
Срок выполнения работ: начало срока выполнения работ - дата заключения настоящего контракта; окончание срока выполнения работ - 15 сентября 2023 года. Работы выполняются в соответствии с Графиком выполнения строительно-монтажных работ (Приложение N 2 к настоящему контракту).
Результат выполненных работ должен в течение всего гарантийного срока соответствовать условиям настоящего контракта о качестве.
Гарантия качества результата работы, если иное не предусмотрено настоящим контрактом, распространяется на все составляющие результат работы.
Заказчик вправе предъявить требования, связанные с недостатками результата выполненной работы, обнаруженными в течение гарантийного срока.
Гарантийный срок, принимаемый для земляного полотна и слоев основания дорожной одежды - 6 лет.
Гарантийный срок для верхнего слоя покрытия - 4 года.
Гарантийные сроки на дорожную разметку принимаются не менее чем функциональная долговечность разметки:
- функциональная долговечность постоянной горизонтальной разметки, выполненной термопластиками, холодными пластиками с толщиной нанесения 1,5 мм и более, штучными формами и полимерными лентами - 1 год.
Заказчик вправе осуществлять контроль за ходом и качеством выполняемых работ, соблюдением сроков их выполнения, качеством предоставленных Подрядчиком товаров (материалов), не вмешиваясь при этом в оперативно-хозяйственную деятельность Подрядчика.
Заказчик имеет право:
Требовать от Подрядчика:
Надлежащего исполнения обязательств в соответствии с условиями настоящего контракта.
Представления любой информации и надлежащим образом оформленных документов, предусмотренных настоящим контрактом, в том числе на используемые при выполнении работ товары (материалы).
Своевременного устранения выявленных недостатков и (или) дефектов выполненных работ.
Осуществлять контроль за ходом выполнения работ и их качеством, соблюдением сроков выполнения работ, качеством предоставленных для выполнения работ товаров (материалов), в том числе с привлечением сторонней организации, не вмешиваясь при этом в оперативно-хозяйственную деятельность Подрядчика.
Выдавать Подрядчику письменные замечания о нарушении правил выполнения работ, установленных законодательством Российской Федерации.
Назначить Подрядчику разумный срок для устранения недостатков и (или) дефектов и при неисполнении Подрядчиком в назначенный срок этого требования отказаться от исполнения настоящего контракта, а также потребовать возмещения убытков, если во время выполнения работ станет очевидным, что она не будет выполнена надлежащим образом.
Отказаться от исполнения настоящего контракта и потребовать возмещения убытков если:
Подрядчик не приступает своевременно к исполнению настоящего контракта или выполняет работу настолько медленно, что окончание ее к сроку становится явно невозможным.
Отступления в работе от условий настоящего контракта и иные недостатки и (или) дефекты результата работы в установленный Заказчиком разумный срок не были устранены либо являются существенными и неустранимыми.
Заказчик обязан оказывать Подрядчику содействие в выполнении работ в случаях, в объеме и в порядке, предусмотренном настоящим контрактом.
Осуществлять приемку выполненных по контракту работ в соответствии с условиями настоящего контракта, в порядке, предусмотренном Техническим регламентом Таможенного союза "Безопасность автомобильных дорог" (ТР ТС 014/2011), в том числе в форме текущего контроля состояния автомобильной дороги и сооружений на ней.
Подрядчик обязан:
Принять на себя обязательства выполнить на объекте работы по ремонту объекта в сроки, предусмотренные контрактом, с учетом Графика выполнения строительно-монтажных работ (Приложение N 2 к настоящему контракту).
Обеспечить выполнение работ в соответствии со сметными расчетами стоимости работ по ремонту объекта, условиями настоящего контракта, а также в соответствии с требованиями, обычно предъявляемыми к работам соответствующего рода.
Немедленно предупредить Заказчика и до получения от него указаний приостановить работу при обнаружении:
Возможных неблагоприятных для Заказчика последствий выполнения его указаний о способе исполнения работ;
Иных не зависящих от Подрядчика обстоятельств, которые грозят ухудшением качества результатов выполненных работ, либо создают невозможность ее завершения в срок.
Подрядчик, не предупредивший Заказчика об обстоятельствах, указанных в настоящем пункте, либо продолживший работу, не дожидаясь истечения разумного срока для ответа на предупреждение или, несмотря на своевременное указание Заказчика о прекращении работ, не вправе при предъявлении к нему или им к Заказчику соответствующих требований ссылаться на указанные обстоятельства.
Сдать результат выполненных работ Заказчику в соответствии с требованиями Технического регламента Таможенного союза "Безопасность автомобильных дорог" (ТР ТС 014/2011), в порядке и срок, установленный настоящим контрактом.
Пунктом 8.1.7 контракта было предусмотрено, что заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения настоящего контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств.
Хронология взаимодействия заказчика и общества при исполнении контракта свидетельствует о следующем.
22.05.2023 и 13.06.2023 заказчиком в адрес подрядчика направлены письма (исх. N 01-33/402 и N 01-33/361 соответственно), в которых Администрация указывала обществу на необходимость приступить к выполнению работ по контракту. В письме от 13.06.2023 заказчиком данный срок установлен до 19.06.2023.
22.06.2023 обществом в адрес заказчика направлено письмо с просьбой заменить щебень фр.10-20 на щебеночную смесь фр. 0-31.5 (ЩПС), поскольку данная смесь имеет ряд преимуществ (способна хорошо уплотняться, что позволит сократить расходование связующих составляющих, таких как бетон и асфальт; получившаяся смесь не разрушается и т.п.).
Подрядчиком также указано, что замена материала не повлечет за собой изменение цены контракта.
10.07.2023 между заказчиком и ООО "Дорстрой-55" заключено дополнительное соглашение N 1 к контракту, согласно которому пункт 2.1 контракта изложен в новой редакции путем увеличения цены контракта с цены 15 094 242,03 руб. на цену 16 449 231,63 руб. Также установлено, что выполнение работ осуществляется по ценам и в объеме, изложенных в локальных сметных расчетах, прилагаемых к дополнительному соглашению.
Письмом от 12.09.2023 исх. б/н общество уведомило заказчика о готовности к сдаче ремонтных работ, а также просило организовать комиссионную приемку работ на 14.09.2023 в 14:00 час. с обязательным участием представителя общества.
15.09.2023 в ЕИС подрядчиком размещен документ о приемке.
22.09.2023 заказчиком отказано в приемке работ (мотивированный отказ от подписания документа о приемке от 21.09.2023), поскольку:
- на автомобильной дороге на ул. Первомайская не была нанесена дорожная разметка, не смонтирована искусственная неровность в количестве 1 шт.;
- на автомобильной дороге по ул. Советская была нанесена дорожная разметка.
21.09.2023 обществом в адрес заказчика направлено письмо (исх. б/н), согласно которому в ходе комиссионной приемки работ было установлено, что фактическая площадь автомобильной дороги на которой выполнено устройство асфальтобетонного покрытия превышает площадь, отраженную в локальных сметных расчетах на 390 кв.м. (в сметах указана площадь 4836 кв.м, фактически отремонтировано - 5226 кв.м).
В связи с указанными обстоятельствами ООО "Дорстрой-55" просило заказчика решить вопрос с оплатой вышеуказанных работ путем заключения дополнительного соглашения либо прямого договора подряда.
На вышеуказанное письмо заказчиком 12.10.2023 дан ответ (исх. N 01-33/869) о том, что в соответствии с пунктом 2.3 контракта выполненные работы, а также использованные при выполнении работ товары (материалы), не предусмотренные контрактом, не принимаются заказчиком и оплате не подлежат.
02.11.2023 в ЕИС подрядчиком вновь размещен документ о приемке.
10.11.2023 заказчиком отказано в приемке работ (мотивированный отказ от подписания документа датирован 09.11.2023), поскольку работы выполнены обществом не в полном объеме (дорожная пластиковая разметка нанесена некачественно, наблюдаются отслоение и выкрашивание материала от асфальтобетонного покрытия на обеих улицах).
14.11.2023 заказчиком в адрес подрядчика направлена претензия (исх. N 01-33/955) в которой указано о необходимости исполнения взятых обществом обязательств по контракту. Администрацией указано, что по состоянию на 13.11.2023 работы по нанесению разметки проезжей части термопластиком линией шириной 0,15 м подрядчиком не выполнены.
29.11.2023 в ЕИС подрядчиком размещен документ о приемке работ на общую сумму 16 045 966,83 руб. из предусмотренной контрактом цены контракта 16 449 231,63 руб.
04.12.2023 заказчиком подписан документ о приемке выполненных работ на общую сумму 16 045 966,83 руб.
В материалы дела заказчиком также было представлено предписание ООО "Севертранс" N 09.11.2023 об устранении нарушений правил производства работ от 09.11.2023, выданное ООО "Дорстрой-55".
Согласно содержанию вышеуказанного предписания, ООО "Дорстрой-55" надлежало в срок до 17.11.2023 провести работы по нанесению разметки проезжей части термопластиком линией шириной 0,15 м: пунктирной, шаг 1:1, сплошная линия и разметка пешеходного перехода (частично).
Кроме того заказчиком представлены фотографические материалы обустройства дороги, из которых усматривается, что дорожная разметка в полном объеме не нанесена, в отдельных местах наблюдается отслоение материала от асфальтобетонного покрытия.
Из пояснений заказчика следует, что подрядчиком не была нанесена дорожная разметка на пешеходных переходах, вблизи которых располагаются образовательные учреждения.
В связи с тем, что в нарушение условий контракта работы подрядчиком были выполнены не в полном объеме (не выполнены работы по нанесению разметки проезжей части термопластиком линией шириной 0,15 м.) заказчиком 15.12.2023 было принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно части 12.1 статьи 95 Федерального закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Частями 13 и 14 статьи 95 Федерального закона о контрактной системе предусмотрено, что решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 настоящей статьи. Данное правило не применяется в случае повторного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, которые в соответствии с гражданским законодательством являются основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.
Информация, размещенная на официальном сайте ЕИС, свидетельствует о том, что датой уведомления подрядчика о принятом заказчиком решении является 15.12.2023.
Следовательно, в период с 16.12.2023 по 25.12.2023 подрядчик имел возможность устранить нарушения, послужившие основанием для принятия решения об одностороннем отказе от исполнения контракта.
26.12.2023 решение об одностороннем отказе от исполнения контракта вступило в силу, контракт считается расторгнутым. На ЕИС информация о расторжении контракта размещена 26.12.2023 с указанием даты расторжения 26.12.2023. В обращении заказчика указана дата расторжения контракта 26.12.2023.
Постановлением Правительства Российской Федерации "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)" от 30.06.2021 N 1078 утверждены Правила ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - Правила).
Согласно пункту 3 раздела II Правил обращение о включении информации об участнике закупки в реестр направляется в срок, предусмотренный частью 4 статьи 104 Федерального закона о контрактной системе.
На основании подпункта "а" пункта 13 Правил не позднее пяти рабочих дней со дня, следующего за днем поступления обращения, орган контроля (за исключением случаев, предусмотренных подпунктом "е" пункта 9 и подпунктом "г" пункта 10 настоящих Правил) рассматривает обращение, проводит проверку содержащихся в обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта либо о расторжении контракта по решению суда или об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, а также внеплановую проверку, предусмотренную пунктом 5 части 15 статьи 99 Федерального закона.
В соответствии с пунктом 15 Правил орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр в следующих случаях:
а) если при рассмотрении обращения, направленного в связи с расторжением контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, и при проведении проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил:
выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе;
заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;
поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие:
принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта;
надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, в том числе в связи с мобилизацией в Российской Федерации, введением санкций и (или) мер ограничительного характера. К таким обстоятельствам не относится отказ поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта по причине введения санкций и (или) мер ограничительного характера в отношении заказчика;
б) если при рассмотрении обращения, направленного в связи с расторжением контракта в случае одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта, и при проведении проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил, заказчиком не представлены информация и документы, подтверждающие отсутствие оснований для одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта.
В соответствии с пунктами "г" и "д" пункта 9 Правил:
г) орган контроля размещает (за исключением случаев, предусмотренных подпунктами "е" и "ж" настоящего пункта) не позднее одного рабочего дня со дня, следующего за днем поступления обращения в соответствии с подпунктом "в" настоящего пункта, информацию о проведении внеплановой проверки в реестре, предусмотренном частью 21 статьи 99 Федерального закона;
д) не позднее трех часов с момента размещения информации в соответствии с подпунктом "г" настоящего пункта заказчику, участнику закупки (если основанием для направления обращения является уклонение участника закупки от заключения контракта), поставщику (подрядчику, исполнителю) с использованием единой информационной системы автоматически направляется уведомление о размещении такой информации в реестре, предусмотренном частью 21 статьи 99 Федерального закона. Такое уведомление считается надлежащим уведомлением заказчика, участника закупки, поставщика (подрядчика, исполнителя) о месте, дате и времени рассмотрения обращения и проведения проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил.
Информация о рассмотрении обращения и проведении проверок была размещена в ЕИС 27.12.2023, следовательно, в силу подпункта "д" пункта 9 Правил заказчик и подрядчик считаются надлежащим образом уведомленными о месте, дате и времени рассмотрения настоящего обращения.
Более того, Омским УФАС России 27.12.2023 в адрес указанных лиц было направлено уведомление с предложением о представлении в срок не позднее 29.12.2023 соответствующих документов и информации, данное письмо также содержало уведомление о рассмотрении 10.01.2024 в 11:20 час. настоящего обращения заказчика.
На указанный запрос обществом представлены (исх. б/н от 09.01.2024) объяснения из содержания которых следует, что подрядчиком по состоянию на дату окончания срока выполнения работ (15.09.2023) был выполнен практичеески весь комплекс ремонтных работ, не была нанесена дорожная разметка, которая является самостоятельным видом работ и ее отсутствие на дорожном покрытии не препятствует использованию автомобильной дороги.
ООО "Дорстрой-55" указано, что по состоянию на 15.09.2023 при общей цене контракта 16 449 231,63 (с учетом увеличения цены контракта на 10%) обществом было выполнено работ на сумму 16 045 966,83 руб., т.е. 97,55%.
При этом работы по нанесению разметки составляют 2,45% от всего объема работ или 403 264,80 руб.
Подрядчиком отмечено, что обществом были предприняты меры, направленные на исполнение обязательств по контракту в части нанесения дорожной разметки, что подтверждается договором, заключенным 08.09.2023 между ООО "Дорстрой-55" и ООО "Управление механизации -10" на выполнение работ по нанесению дорожной разметки (данный договор обществом в Омское УФАС России не представлен). Однако после заключения договора субподрядчик затягивал с выполнением работ, ссылаясь на большое количество заключенных договоров, в связи с чем разметка им наносилась 31 октября 2023 года, однако в связи с наступившими к тому времени неблагоприятными погодными условиями часть разметки отклеилась от дорожного полотна, до апреля 2024 года восстанавливать ее не было смысла. В подтверждение обществом представлены копия справки о стоимости выполненных работ N 1 от 31.10.2023 и копия счета на оплату N 261 от 31.10.2023 на сумму 577300 руб. за выполненные ООО "Управление механизации -10" работы по нанесению дорожной горизонтальной разметки по ул. Первомайская и по ул. Советская.
При этом обществом указано, что в рассматриваемом случае не могут применяться положения статьи 723 Гражданского кодекса Российской Федерации, поскольку отсутствие на отремонтированной дороге разметки не ухудшают результат ремонта и не делают дорогу непригодной для использования, следовательно, никак не влияют на потребительскую ценность результата выполненных ремонтных работ.
В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Гражданского кодекса Российской Федерации предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение, прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг.
Согласно пунктам 1 и 3 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.
Если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств.
Действуя в рамках заключенного контракта, исполнитель должен осознавать то обстоятельство, что он вступил в правоотношения по расходованию публичных финансов, что требует от него большей заботливости и осмотрительности при исполнении своих обязанностей.
В соответствии с условиями контракта срок выполнения работ: начало срока выполнения работ - дата заключения настоящего контракта; окончание срока выполнения работ - 15 сентября 2023 года.
Следует отметить, что данная закупка осуществлялась, в том числе за счет предоставленной заказчику субсидии из бюджета Омской области.
Из имеющихся в материалах дела документов следует, что подрядчиком фактически был нарушен начальный срок выполнения работ, поскольку к выполнению работ общество приступило лишь после 13.06.2023, в то время как по условиям контракта выполнение работ должно было осуществляться с 25.04.2023.
При этом подрядчиком были выполнены работы по ремонту автомобильной дороги, однако не был выполнен один из видов работ "разметка проезжей части термопластиком", предусмотренный контрактом.
С учетом изложенного, из представленных сторонами документов следует, что подрядчиком действительно было нарушено существенное условие контракта о начальном и конечном сроке выполнения работ в полном объеме, поскольку по условиям контракта весь комплекс работ подлежал выполнению в срок не позднее 15.09.2023.
Доказательств, подтверждающих наличие у подрядчика каких-либо обстоятельств, возникших вследствие непреодолимой силы и не позволивших ему исполнить надлежащим образом обязательства по исполнению контракта, в Омское УФАС России не представлено.
Вместе с тем Комиссия отмечает следующее.
В соответствии с разъяснениями Конституционного Суда Российской Федерации, изложенными в постановлениях от 30.07.2001 N 13-П и от 21.11.2002 N 15-П, меры государственного принуждения должны применяться с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств. Применяемые государственными органами санкции, в том числе штрафного характера должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционно защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения.
Таким образом, при рассмотрении вопроса о включении информации об участнике закупки, поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков антимонопольный орган не должен ограничиваться формальным установлением факта нарушения закона и обязан исследовать все обстоятельства дела, дав оценку обстоятельствам, свидетельствующим направленности действий поставщика (подрядчика, исполнителя) на несоблюдение условий контракта или уклонение от его исполнения.
Включение информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр является исключительной мерой ответственности за недобросовестное поведение поставщика (подрядчика, исполнителя).
Основанием для включения в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) является только такое уклонение лица от заключения контракта или от исполнения условий контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям закона о контрактной системе, в том числе приведшее к невозможности заключения контракта с этим лицом как победителем торгов либо нарушающее права заказчика относительно условий и срока исполнения контракта. Важно также учесть препятствия к реализации принципа эффективного использования бюджетных средств, решить вопрос, благодаря кому и почему этот принцип не получил должной реализации.
Для возникновения таких правовых последствий как признание недобросовестным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) антимонопольный орган обязан определить вину, характер действий и лишь после установления всех перечисленных обстоятельств решать вопрос о наличии или отсутствии оснований для включения в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиком, исполнителем).
Таким образом, для включения в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), в том числе в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта, помимо факта нарушения подрядчиком существенных условий контракта, необходимо установить направленность его воли и недобросовестный характер поведения.
В соответствии с пунктами 1 и 3 статьи 723 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, когда работа выполнена подрядчиком с отступлениями от договора подряда, ухудшившими результат работы, или с иными недостатками, которые делают его не пригодным для предусмотренного в договоре использования либо при отсутствии в договоре соответствующего условия непригодности для обычного использования, заказчик вправе, если иное не установлено законом или договором, по своему выбору потребовать от подрядчика:
безвозмездного устранения недостатков в разумный срок;
соразмерного уменьшения установленной за работу цены;
возмещения своих расходов на устранение недостатков, когда право заказчика устранять их предусмотрено в договоре подряда (статья 397).
Если отступления в работе от условий договора подряда или иные недостатки результата работы в установленный заказчиком разумный срок не были устранены либо являются существенными и неустранимыми, заказчик вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения причиненных убытков.
Материалами дела подтверждено, что по состоянию на 15.09.2023 объем выполненных обществом работ по ремонту дороги составлял 97,55%, при этом им не были выполнены работы по разметке проезжей части термопластиком в объеме 2,45%.
По убеждению Комиссии, в рассматриваемом случае отсутствие на отремонтированной дороге разметки не ухудшает результат ремонта и не делают дорогу непригодной для использования, следовательно, никак не влияют на потребительскую ценность результата выполненных ремонтных работ. Следует также отметить, что подрядчик фактически не имел возможность устранить нарушения, послужившие основанием для принятия решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в установленный законодательством срок (с 16.12.2023 по 25.12.2023), поскольку погодные условия (зимнее время) и технология нанесения дорожной разметки не позволяют произвести данные работы.
С учетом указанных обстоятельств, в силу пункта 15 Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) Комиссия отказывает во включении информации об обществе в реестр.
На основании изложенного, руководствуясь, частью 7 статьи 104, пунктом 2 части 15 статьи 99 Федерального закона о контрактной системе, Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078, Комиссия
Р Е Ш И Л А:
Отказать во включении в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) информации:
- об обществе с ограниченной ответственностью "ООО "Дорстрой-55" ИНН 5507239532, КПП 550701001;
- о директоре и единственном участнике общества с ограниченной ответственностью ООО "Дорстрой-55" Петросяне Мелике Артушовиче, ИНН 550408432161.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии
Члены Комиссии: |
Т.П. Шмакова
А.П. Алексина
Д.А. Бунькова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области от 10 января 2024 г. N 055/10/104-12/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 15.01.2024