Комиссия Омского УФАС России по контролю в сфере закупок на территории Омской области (далее - Комиссия) в составе:
Шмаковой Т.П. - заместителя руководителя управления, председателя Комиссии;
Курленко Е.С. - главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок, члена Комиссии;
Алексиной А.П. - главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок, члена Комиссии,
рассмотрев представленное бюджетным учреждением здравоохранения Омской области "Омская центральная районная больница" (далее - БУЗОО "Омская ЦРБ", заказчик) обращение об обществе с ограниченной ответственностью "Зодиак" (далее - ООО "Зодиак", общество, участник закупки, победитель) для включения в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - реестр) в связи с уклонением от заключения контракта по результатам осуществления закупки путем запроса котировок в электронной форме на выполнение работ по капитальному ремонту здания Новомосковского фельдшерско- акушерского пункта бюджетного учреждения здравоохранения Омской области "Омская центральная районная больница", расположенного по адресу: Омская область, Омский район, с. Новомосковка, ул. Центральная, д. 30 (Реестровый номер 23.43.2630) (извещение N 0152200004723002504) (далее - электронный запрос котировок), размещенной уполномоченным органом - Главным управлением контрактной системы Омской области,
при участии посредством видео-конференц-связи представителей:
уполномоченного органа - Сорока Анастасии Владимировны (доверенность N 151 от 31.01.2023),
заказчика - Гигилевой Елены Андреевны (доверенность N 1/23 от 09.01.2023),
участника закупки - Голованова Евгения Вячеславовича (доверенность от 05.12.2023)
УСТАНОВИЛА:
1. В соответствии с частями 2 и 4 статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон о контрактной системе), Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)" от 30.06.2021 N 1078 (далее - Правила), в Омское УФАС России с использованием единой информационной системы заказчиком 04.12.2023 было направлено обращение о включении информации об участнике закупки в Реестр (зарегистрировано 26.12.2023 вх. N 12440-ЭП/23).
Из представленных материалов и информации следует, что 22.11.2023 на официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт ЕИС) уполномоченным органом размещено извещение о проведении запроса котировок в электронной форме с начальной (максимальной) ценой контракта 4136430,11 руб.
Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 29.11.2023 электронный запрос котировок признан несостоявшимся в связи с тем, что по окончании срока подачи заявок на участие в закупке была подана только одна заявка на участие в ней. Комиссией по осуществлению закупок принято решение о заключении контракта в соответствии с требованиями пункта 25 части 1 статьи 93 Федерального закона о контрактной системе с участником закупки с идентификационным номером заявки 200 по цене 4130000 руб. (ООО "Зодиак").
Информация о процедуре заключения контракта заказчика с победителем, размещенная на официальном сайте ЕИС в разделе "Сведения процедуры заключения контракта", свидетельствует о следующем:
ДАТА И ВРЕМЯ |
СОБЫТИЕ |
||
26.12.2023 06:18 (МСК) |
На электронную площадку http://www.sberbank-ast.ru передан документ "Информация об отмене процедуры заключения контракта" от 26.12.2023 |
||
26.12.2023 06:18 (МСК) |
Размещен документ "Информация об отмене процедуры заключения контракта" от 26.12.2023 |
||
26.12.2023 06:18 (МСК+3) |
Процедура заключения контракта N 01522000047230025040001 переведена на этап "Контракт не заключен" |
||
26.12.2023 00:02 (МСК) |
От электронной площадки http://www.sberbank-ast.ru получен документ "Уведомление об уклонении победителя от заключения контракта" от 26.12.2023 |
||
18.12.2023 13:25 (МСК+3) |
На электронную площадку http://www.sberbank-ast.ru передан документ "Проект контракта" вер. 2 от 18.12.2023 |
||
18.12.2023 13:25 (МСК+3) |
Размещен документ "Проект контракта" вер. 2 от 18.12.2023 |
||
14.12.2023 09:19 (МСК+3) |
Процедура заключения контракта N 01522000047230025040001 переведена на этап "Подписание поставщиком" |
||
|
Размещен документ "Информация об отмене процедуры заключения контракта" от 04.12.2023 |
||
04.12.2023 14:48 (МСК+3) |
Процедура заключения контракта N 01522000047230025040001 переведена на этап "Контракт не заключен" |
||
|
На электронную площадку http://www.sberbank-ast.ru передан документ "Информация об отмене процедуры заключения контракта" от 04.12.2023 |
||
|
От электронной площадки http://www.sberbank-ast.ru получен документ "Уведомление об уклонении победителя от заключения контракта" от 02.12.2023 |
||
30.11.2023 13:49 (МСК+3) |
Процедура заключения контракта N 01522000047230025040001 переведена на этап "Подписание поставщиком" |
||
|
На электронную площадку http://www.sberbank-ast.ru передан документ "Проект контракта" от 30.11.2023 |
||
30.11.2023 13:49 (МСК+3) |
Размещен документ "Проект контракта" от 30.11.2023 |
04.12.2023 общество было признано уклонившимся от заключения контракта, о чем в этот же день заказчиком на официальном сайте ЕИС и электронной площадке размещен протокол признания участника уклонившимся от заключения контракта N ППУ20_1.
Основанием признания победителя уклонившимся от заключения контракта согласно протоколу названо невыполнение требований части 3 статьи 51 Федерального закона о контрактной системе.
В качестве факта, являющегося основанием для отказа от заключения контракта, указано следующее: "неподписание в срок".
04.12.2023 заказчиком направлено (вх. 11429-ЭП/23 от 05.12.2023) обращение в Омское УФАС России для включения в реестр информации об ООО "Зодиак".
12.12.2023 вынесено решение об отказе о включении информации об обществе в реестр и выдано предписание по делу N 055/10/104-1333/202 об отмене протокола признания участника закупки уклонившимся от заключения контракта и повторном направлении проекта контракта победителю.
14.12.2023 в 12:19 час. (МСК+3) протокол признания участника уклонившимся от заключения контракта был отменен заказчиком.
18.12.2023 в 16:25 час. (МСК+3) заказчиком повторно размещен проект контракта.
26.12.2023 в 00:02 час. (МСК) от электронной площадки http://www.sberbank-ast.ru получен документ "Уведомление об уклонении победителя от заключения контракта" от 26.12.2023.
26.12.2023 в 09:18 час. (МСК+3) заказчиком подписан и размещен протокол признания участника уклонившимся от заключения контракта.
26.12.2023 заказчиком (вх. 12440-ЭП/23 от 26.12.2023) направлено обращение в Омское УФАС России о включении информации об обществе в реестр с указанием в качестве факта, послужившего основанием для отказа от заключения контракта: "участником закупки не подписан контракт в установленный срок".
2. Рассмотрев представленные материалы и заслушав пояснения представителей заказчика и участника закупки, в результате проверки фактов представленной информации на основании части 7 статьи 104 Федерального закона о контрактной системе, Комиссия считает, что информация об обществе с ограниченной ответственностью "Зодиак" не подлежит включению в реестр, исходя из следующего.
Порядок проведения электронного запроса котировок регламентирован статьей 50 Федерального закона о контрактной системе.
Частью 6 статьи 50 Федерального закона о контрактной системе предусмотрено, что заключение контракта по результатам проведения электронного запроса котировок осуществляется в порядке, установленном статьей 51 настоящего Федерального закона, с учетом следующих особенностей:
1) заказчик формирует и размещает в единой информационной системе и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) без своей подписи проект контракта не позднее одного рабочего дня, следующего за днем размещения в единой информационной системе протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя);
2) участник закупки, с которым заключается контракт, осуществляет действия, предусмотренные пунктом 1 части 3 статьи 51 настоящего Федерального закона, не позднее одного рабочего дня, следующего за днем осуществления заказчиком действий в соответствии с пунктом 1 настоящей части;
3) заказчик осуществляет действия, предусмотренные пунктом 1 части 4 статьи 51 настоящего Федерального закона, не позднее одного рабочего дня, следующего за днем осуществления участником закупки, с которым заключается контракт, действий в соответствии с пунктом 2 настоящей части, но не ранее чем через два рабочих дня, следующих за днем размещения в единой информационной системе протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя);
4) осуществление действий, предусмотренных пунктом 2 части 2, пунктом 2 части 3, пунктами 2 и 3 части 4 статьи 51 настоящего Федерального закона, не допускается.
Согласно части 1 статьи 51 Федерального закона о контрактной системе по результатам электронной процедуры контракт заключается с победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя), а в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, с иным участником закупки (далее в такой статье - участник закупки, с которым заключается контракт) не ранее чем через десять дней (если данным законом не установлено иное) с даты размещения в единой информационной системе протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), протокола, предусмотренного подпунктом "а" пункта 2 части 6 такой статьи, после предоставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта в соответствии с требованиями Федерального закона о контрактной системе (если требование обеспечения исполнения контракта установлено в извещении об осуществлении закупки). Участники закупки, заявки которых не отозваны в соответствии с данным законом, обязаны подписать контракт в порядке, установленном такой статьей.
Частью 2 статьи 51 Федерального закона о контрактной системе установлено, что не позднее двух рабочих дней, следующих за днем размещения в единой информационной системе протоколов, указанных в части 1 данной статьи:
1) заказчик формирует с использованием единой информационной системы и размещает в единой информационной системе (без размещения на официальном сайте) и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) без своей подписи проект контракта, указанный в пункте 5 части 2 статьи 42 Федерального закона о контрактной системе,
а) информацию, предусмотренную частью 6 статьи 30, пунктами 1, 2, 5 - 8, 10, 17, 18 и 20 части 1 статьи 42 такого закона;
б) цену контракта, соответствующую цене контракта, предложенной в соответствии с данным законом участником закупки, с которым заключается контракт, с учетом положений нормативных правовых актов, принятых в соответствии со статьей 14 Федерального закона о контрактной системе, положений статей 28 и 29 такого закона, цену каждого отдельного этапа исполнения контракта, определенную в соответствии с частью 2 статьи 34 данного закона (если проектом контракта предусмотрены отдельные этапы его исполнения). Предусмотренная таким подпунктом информация включается в проект контракта, за исключением случаев включения в него информации, предусмотренной подпунктами "в" или "г" такого пункта;
в) максимальное значение цены контракта и цену единицы товара, работы, услуги, соответствующие максимальному значению цены контракта, указанному в извещении об осуществлении закупки, с учетом положений нормативных правовых актов, принятых в соответствии со статьей 14 Федерального закона о контрактной системе, положений статей 28 и 29 данного закона (в случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 такого закона). При этом цена единицы товара, работы, услуги определяется путем уменьшения начальной цены такой единицы, указанной в извещении об осуществлении закупки, пропорционально снижению начальной суммы цен единиц товаров, работ, услуг, предложенному участником закупки, с которым заключается контракт;
г) размер платы, подлежащей внесению в соответствии с Федеральным законом о контрактной системе участником закупки, с которым заключается контракт, за заключение контракта на счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику (в случаях, предусмотренных данным законом);
д) информацию, предусмотренную подпунктами "а", "б", "г", "е" и "п" пункта 1, подпунктами "а" и "б" пункта 2 части 1 статьи 43 Федерального закона о контрактной системе, а также информацию, предусмотренную подпунктом "г" пункта 2 указанной части, в случае проведения электронного конкурса. При этом информация, предусмотренная подпунктами "а", "б", "г" и "е" пункта 1 части 1 статьи 43 данного закона, указывается с использованием единой информационной системы по состоянию на дату и время формирования проекта контракта;
е) иные документы (при наличии).
Из информации, размещенной на официальном сайте ЕИС следует, что повторно проект контракта был направлен участнику закупки 18.12.2023 в 16:25 час. (МСК+3).
В силу пунктов 2 и 4 части 6 статьи 50, пункта 1 части 3 статьи 51 Федерального закона о контрактной системе участник закупки, с которым заключается контракт, не позднее не позднее одного рабочего дня, следующего за днем осуществления заказчиком действий в соответствии с пунктом 1 части 6 статьи 50 Федерального закона о контрактной системе, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени участника закупки, проект контракта и одновременно размещает на электронной площадке подписанный проект контракта, а также документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта в соответствии с данным законом (за исключением случаев, предусмотренных Федеральным законом о контрактной системе). При этом такой участник закупки:
а) в случаях, предусмотренных статьей 37 такого закона, одновременно представляет заказчику информацию и документы, предусмотренные указанной статьей;
б) вносит на счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику, денежные средства в размере платы, подлежащей внесению за заключение контракта, предложенной таким участником закупки (если по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с данным Федеральным законом определен размер платы, подлежащей внесению участником закупки за заключение контракта).
Согласно частям 1 и 2 статьи 96 Федерального закона о контрактной системе заказчиком, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке, проекте контракта, приглашении должно быть установлено требование обеспечения исполнения контракта.
Заказчик вправе установить в извещении об осуществлении закупки, проекте контракта требование обеспечения исполнения контракта при осуществлении закупок путем проведения электронного запроса котировок (за исключением случая, предусмотренного подпунктом "б" пункта 2 части 10 статьи 24 настоящего Федерального закона), а также закупок, предусмотренных пунктами 1, 2 (если правовыми актами, предусмотренными указанным пунктом, не предусмотрена обязанность заказчика установить требование обеспечения исполнения контракта), 3 - 11, 13 - 15, 17, 20 - 23, 26, 28 - 34, 40 - 42, 44, 45, 46, 47 - 48 (если контрактами, заключаемыми в соответствии с пунктами 47 - 48, не предусмотрена выплата аванса), 51 - 53, 55 - 59, 61 и 62 части 1 статьи 93 настоящего Федерального закона.
В соответствии с частью 64.1 статьи 112 Федерального закона о контрактной системе до 31 декабря 2023 года заказчик вправе не устанавливать требование обеспечения исполнения контракта, обеспечения гарантийных обязательств в извещении об осуществлении закупки, приглашении, документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке), проекте контракта. Положения настоящей части не применяются, если контрактом предусмотрена выплата аванса и при этом расчеты в части аванса не подлежат казначейскому сопровождению.
Согласно извещению об осуществлении закупки размер обеспечения исполнения контракта составлял 10 % начальной (максимальной) цены контракта.
Частью 4 статьи 96 Федерального закона о контрактной системе императивно установлено, что контракт заключается после предоставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В случае непредоставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта в срок, установленный для заключения контракта, такой участник считается уклонившимся от заключения контракта (часть 5 статьи 96 Федерального закона о контрактной системе).
Согласно части 3 статьи 96 Федерального закона о контрактной системе исполнение контракта, гарантийные обязательства могут обеспечиваться предоставлением независимой гарантии, соответствующей требованиям статьи 45 настоящего Федерального закона, или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику. Способ обеспечения исполнения контракта, гарантийных обязательств, срок действия независимой гарантии определяются в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона участником закупки, с которым заключается контракт, самостоятельно. При этом срок действия независимой гарантии должен превышать предусмотренный контрактом срок исполнения обязательств, которые должны быть обеспечены такой независимой гарантией, не менее чем на один месяц, в том числе в случае его изменения в соответствии со статьей 95 настоящего Федерального закона.
Также извещением и проектом контракта была предусмотрена возможность предоставления независимой гарантии или внесение денежных средств на счет заказчика.
Таким образом, с момента признания ООО "Зодиак" победителем электронного запроса котировок у него возникли две самостоятельные обязанности: подписать проект контракта и представить надлежащее обеспечение исполнения контракта; при этом неисполнение каждой из них является самостоятельным основанием для признания лица уклонившимся от заключения контракта.
В нарушение требований пункта 2 части 6 статьи 50, пункта 1 части 3 статьи 51 Федерального закона о контрактной системе обществом в сроки, регламентированные пунктом 2 части 6 статьи 50 Федерального закона о контрактной системе (по 19.12.2023 включительно), не подписал проект контракта и не представило документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта.
Частью 6 статьи 51 Федерального закона о контрактной системе установлено, что в случае, если участником закупки, с которым заключается контракт, не выполнены требования, предусмотренные частью 3 (за исключением случая, предусмотренного пунктом 3 части 3 настоящей статьи, а также случая, если таким участником закупки в срок, установленный частью 3 настоящей статьи, не выполнены требования пункта 3 части 3 настоящей статьи) и частью 5 настоящей статьи:
1) такой участник закупки считается уклонившимся от заключения контракта;
2) заказчик не позднее одного рабочего дня, следующего за днем истечения срока выполнения участником закупки требований, предусмотренных частями 3 и 5 настоящей статьи:
а) формирует с использованием единой информационной системы и подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) протокол об уклонении участника закупки от заключения контракта, содержащий дату подписания такого протокола, идентификационный номер заявки участника закупки, уклонившегося от заключения контракта, указание на требования, не выполненные участником закупки;
б) формирует и направляет в соответствии с порядком, предусмотренным частью 10 статьи 104 настоящего Федерального закона, в день размещения в единой информационной системе протокола, предусмотренного подпунктом "а" настоящего пункта, обращение о включении информации об участнике закупки в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей);
3) оператор электронной площадки не позднее одного часа с момента размещения в соответствии с подпунктом "а" пункта 2 настоящей части протокола об уклонении участника закупки от заключения контракта направляет такому участнику закупки уведомление о таком размещении.
Информация, размещенная в ЕИС, свидетельствует о том, что от электронной площадки http://www.sberbank-ast.ru получен документ "Уведомление об уклонении победителя от заключения контракта" 26.12.2023 в 00:02 час. (МСК), протокол об уклонении участника закупки от заключения контракта был сформирован и размещен заказчиком 26.12.2023 в 09:18 час. (МСК+3).
В силу частей 2 и 4 статьи 104 Федерального закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
Заказчик либо уполномоченный орган или уполномоченное учреждение, наделенные полномочиями в соответствии со статьей 26 такого закона, направляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, обращение о включении информации об участнике закупки или о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков в срок, предусмотренный подпунктом "б" пункта 2 части 6 статьи 51, подпунктом "в" пункта 4 части 14 статьи 73, частями 16 и 22.2 статьи 95 данного закона, или не позднее двух рабочих дней, следующих за днем поступления заказчику решения суда о расторжении контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 13 Правил не позднее 5 рабочих дней со дня, следующего за днем поступления обращения, орган контроля рассматривает обращение, проводит проверку содержащихся в обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки либо о расторжении контракта по решению суда или об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта.
В соответствии с разъяснениями Конституционного Суда Российской Федерации, изложенными в постановлениях от 30.07.2001 N 13-П и от 21.11.2002 N 15-П, меры государственного принуждения должны применяться с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств. Применяемые государственными органами санкции, в том числе штрафного характера должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционно защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения.
Согласно пункту 14 Правил орган контроля принимает решение об отказе во включении информации об участнике закупки (если основанием для направления обращения является уклонение участника закупки от заключения контракта) в реестр, если в результате проведения проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил, выявлено хотя бы одно из следующих обстоятельств:
а) заказчиком нарушены установленные законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требования:
к определению такого участника закупки лицом, с которым заключается контракт;
к направлению такому участнику закупки проекта контракта, заключению контракта, признанию участника закупки уклонившимся от заключения контракта;
б) участником закупки в срок до признания его в соответствии с Федеральным законом о контрактной системе уклонившимся от заключения контракта осуществлены действия, свидетельствующие об отсутствии намерения уклониться от заключения контракта;
в) участником закупки не выполнены требования, предусмотренные Федеральным законом о контрактной системе для заключения контракта, вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, в том числе в связи с мобилизацией в Российской Федерации, введением политических или экономических санкций иностранными государствами, совершающими недружественные действия в отношении Российской Федерации, граждан Российской Федерации или российских юридических лиц (далее - санкции), и (или) введением иностранными государствами, государственными объединениями и (или) союзами и (или) государственными (межгосударственными) учреждениями иностранных государств или государственных объединений и (или) союзов мер ограничительного характера (далее - меры ограничительного характера). К таким обстоятельствам не относится невыполнение требований, предусмотренных Федеральным законом о контрактной системе для заключения контракта, по причине введения санкций и (или) мер ограничительного характера в отношении заказчика.
Таким образом, при рассмотрении вопроса о включении сведений об участнике закупки, поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков антимонопольный орган не должен ограничиваться формальным установлением факта нарушения закона и обязан исследовать все обстоятельства дела, дав оценку обстоятельствам, свидетельствующим направленности действий поставщика (подрядчика, исполнителя) на несоблюдение условий контракта или уклонение от его исполнения. Включение сведений о поставщике (подрядчике, исполнителе) в Реестр является исключительной мерой ответственности за недобросовестное поведение поставщика (подрядчика, исполнителя).
В соответствии с пунктами "г" и "д" пункта 9 Правил:
г) орган контроля размещает (за исключением случаев, предусмотренных подпунктами "е" и "ж" настоящего пункта) не позднее одного рабочего дня со дня, следующего за днем поступления обращения в соответствии с подпунктом "в" настоящего пункта, информацию о проведении внеплановой проверки в реестре, предусмотренном частью 21 статьи 99 Федерального закона;
д) не позднее трех часов с момента размещения информации в соответствии с подпунктом "г" настоящего пункта заказчику, участнику закупки (если основанием для направления обращения является уклонение участника закупки от заключения контракта), поставщику (подрядчику, исполнителю) с использованием единой информационной системы автоматически направляется уведомление о размещении такой информации в реестре, предусмотренном частью 21 статьи 99 Федерального закона. Такое уведомление считается надлежащим уведомлением заказчика, участника закупки, поставщика (подрядчика, исполнителя) о месте, дате и времени рассмотрения обращения и проведения проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил.
Информация о рассмотрении обращения и проведении проверок Омским УФАС России была размещена на официальном сайте ЕИС 27.12.2023.
Кроме того, Омским УФАС России в этот же день по адресу электронной почты общества: zodiak99@mail.ru было направлено (исх. N ТШ/8133/23) письмо с предложением о представлении в срок не позднее 29.12.2023 письменных пояснений на обращение заказчика о включении информации об ООО "Зодиак" в реестр с приложением подтверждающих документов, данное письмо содержало также уведомление о рассмотрении 10.01.2024 в 10 час. 40 мин. настоящего обращения заказчика.
На данный запрос Омского УФАС России участником закупки представлены (вх. N 12553-ЭП/23 от 28.12.2023) пояснения по вышеизложенным фактам, содержание которых сводится к отсутствию у него намерения уклониться от заключения контракта.
Причина неподписания проекта контракта в регламентированный законом срок, по словам представителя общества, обусловлена неисполнением заказчиком предписания об устранении нарушений законодательства в сфере закупок N 055/10/104-1333/2023 от 22.12.2023, а именно при направлении проекта контракта заказчиков в приложенных к нему локальных сметных расчетах (сметах) не применен понижающий коэффициент, а соответственно неучтено ценовое предложение участника закупки.
Также обществом указано, что сроком окончания выполнения работ является 25.12.2023. На заседании комиссии представитель общества пояснил, что в указанный срок их выполнить невозможно.
В связи с указанным Комиссия отмечает следующее.
В соответствии с пунктом 2.6 проекта контракта, направленного заказчиком обществу, источником финансирования являются средства областного бюджета. Субсидия, предоставленная на обследование зданий и сооружений на предмет технического состояния и сохранения эксплуатационных свойств, осуществление работ по разработке проектно-сметной документации, проведению экспертизы проектно-сметной документации, капитальному ремонту зданий, сооружений, включая монтаж, замену и (или) восстановление систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения, проведению технического надзора за выполнением работ по капитальному ремонту, благоустройству территории, проведению текущего ремонта, направленного на поддержание в исправном состоянии зданий, помещений и инженерных коммуникаций учреждений, затраты на осуществление которых не включены в нормативные затраты, учитываемые при расчете объема финансового обеспечения выполнения государственного задания учреждениями, по коду субсидии 006.20.9887.
Частью 1 статьи 5 Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" (далее - Федеральный закон от 30.12.2009 N 384-ФЗ) безопасность зданий и сооружений, а также связанных со зданиями и сооружениями процессов проектирования (включая изыскания), строительства, монтажа, наладки, эксплуатации и утилизации (сноса) обеспечивается посредством установления соответствующих требованиям безопасности проектных значений параметров зданий и сооружений и качественных характеристик в течение всего жизненного цикла здания или сооружения, реализации указанных значений и характеристик в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта (далее также - строительство) и поддержания состояния таких параметров и характеристик на требуемом уровне в процессе эксплуатации, консервации и сноса.
В проектной документации должна быть предусмотрена в объеме, необходимом для обеспечения безопасности здания или сооружения, доступность элементов строительных конструкций, сетей инженерно-технического обеспечения и систем инженерно-технического обеспечения для определения фактических значений их параметров и других характеристик, а также параметров материалов, изделий и устройств, влияющих на безопасность здания или сооружения, в процессе его строительства и эксплуатации (часть 8 статьи 15 Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ).
В соответствии с частью 10 статьи 15 Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ проектная документация здания или сооружения должна использоваться в качестве основного документа при принятии решений об обеспечении безопасности здания или сооружения на всех последующих этапах жизненного цикла здания или сооружения.
Частью 12.2 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлено, что в случае проведения капитального ремонта объектов капитального строительства, финансируемого с привлечением средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, средств лиц, указанных в части 1 статьи 8.3 настоящего Кодекса, осуществляется подготовка сметы на капитальный ремонт объектов капитального строительства на основании акта, утвержденного застройщиком или техническим заказчиком и содержащего перечень дефектов оснований, строительных конструкций, систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения с указанием качественных и количественных характеристик таких дефектов, и задания застройщика или технического заказчика на проектирование в зависимости от содержания работ, выполняемых при капитальном ремонте объектов капитального строительства. В случае, предусмотренном частью 10 статьи 52 настоящего Кодекса, при составлении указанной сметы подготовка такого акта не требуется. Застройщик по собственной инициативе вправе обеспечить подготовку иных разделов проектной документации, а также подготовку проектной документации при проведении капитального ремонта объектов капитального строительства в иных случаях, не указанных в настоящей части.
Положением о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 16.12.2008 N 87 (далее - Положение), уточнены состав разделов проектной документации на объекты капитального строительства производственного и непроизводственного назначения и требования к содержанию этого раздела.
В соответствии с пунктом 3(3) Положения состав разделов проектной документации для реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства (включая линейные объекты) определяется заказчиком в соответствии с пунктами 3(1) и 3(2) настоящего Положения в зависимости от содержания работ, выполняемых при реконструкции, капитальном ремонте, а также с учетом требований пункта 3(4) настоящего Положения и указывается в задании на проектирование.
Пунктом 3(4) Положения установлено, что состав разделов проектной документации для строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства (включая линейные объекты) должен включать смету на строительство (этап строительства), реконструкцию, капитальный ремонт, снос объекта капитального строительства в случаях, если строительство, реконструкция, снос финансируются с привлечением средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, средств юридических лиц, указанных в части 2 статьи 8.3 Градостроительного кодекса Российской Федерации, а капитальный ремонт финансируется с привлечением средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, средств лиц, указанных в части 1 статьи 8.3 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Таким образом, проектная документация в указанном в пункте 3(4) Положения случае должна включать смету, подготовленную на основании акта, утвержденного застройщиком или техническим заказчиком и содержащего перечень дефектов оснований, строительных конструкций, систем инженерно-технического обеспечения с указанием качественных и количественных характеристик таких дефектов.
Пунктом 8 части 1 статьи 33 Федерального закона о контрактной системе установлено, что описание объекта закупки при осуществлении закупки работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства должно содержать проектную документацию, утвержденную в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности, или типовую проектную документацию, или смету на капитальный ремонт объекта капитального строительства, за исключением случая, если подготовка таких проектных документаций, сметы в соответствии с указанным законодательством не требуется, а также случаев осуществления закупки в соответствии с частями 16 и 16.1 статьи 34 настоящего Федерального закона, при которых предметом контракта является в том числе проектирование объекта капитального строительства. Включение проектной документации в описание объекта закупки в соответствии с настоящим пунктом является надлежащим исполнением требований пунктов 1 - 3 настоящей части, части 2 настоящей статьи.
Пунктами 1 - 3 части 1 статьи 33 Федерального закона о контрактной системе предусмотрено, что заказчик в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, при описании объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак в следующих случаях:
а) сопровождение такого указания словами "или эквивалент";
б) несовместимость товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимость обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком;
в) осуществление закупки запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
г) осуществление закупки медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания, необходимых для назначения пациенту по медицинским показаниям (индивидуальная непереносимость, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии, которое фиксируется в медицинской документации пациента и журнале врачебной комиссии. Перечень указанных медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания и порядок его формирования утверждаются Правительством Российской Федерации;
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии;
3) описание объекта закупки может включать в себя спецификации, планы, чертежи, эскизы, фотографии, результаты работы, тестирования, требования, в том числе в отношении проведения испытаний, методов испытаний, упаковки в соответствии с требованиями Гражданского кодекса Российской Федерации, маркировки, этикеток, подтверждения соответствия, процессов и методов производства в соответствии с требованиями технических регламентов, документов, разрабатываемых и применяемых в национальной системе стандартизации, технических условий, а также в отношении условных обозначений и терминологии.
Частью 2 статьи 33 Федерального закона о контрактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
В электронном документе "ОПИСАНИЕ ОБЪЕКТА ЗАКУПКИ" указано: "Работы выполняются в соответствии с проектной документацией (приложение N 1 к контракту (документ "ПРОЕКТ КОНТРАКТА")) и в объеме, определенном актом, утвержденным застройщиком или техническим заказчиком и содержащий перечень дефектов оснований, строительных конструкций, систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения с указанием качественных и количественных характеристик таких дефектов (Приложение N2 к контракту (документ "Проект контракта"))".
Комиссией установлено, что приложением к извещению является, в том числе проект контракта (архив файлов "Проект контракта.zip.zip"), содержащий проектную документацию (локальные сметные расчеты (сметы) - приложение N 1 к контракту) .
В силу части 1 статьи 34 Федерального закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением, документацией о закупке, заявкой участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с настоящим Федеральным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение, документация о закупке, заявка не предусмотрены. В случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 настоящего Федерального закона, контракт должен содержать порядок определения количества поставляемого товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги на основании заявок заказчика.
Вместе с тем в нарушение части 1 статьи 34, части 2 статьи 51 Федерального закона о контрактной системе смета контракта (приложение N 3 к контракту), направленная 18.12.2023 в 16:25 час. (МСК+3) заказчиком обществу, не содержала сведений о цене контракта.
По убеждению Комиссии, действия БУЗОО "Омская ЦРБ" при направлении проекта контракта, совершенные в нарушение части 1 статьи 34, части 2 статьи 51 Федерального закона о контрактной системе, повлекли невозможность его заключения на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки и заявкой участника закупки в части цены контракта, предложенной таким участником.
Одновременно Комиссией установлено, что ООО "Зодиак" для целей предоставления обеспечения исполнения контракта 30.11.2023 была получена независимая гарантия N 693175-23-EGB на сумму 413643,01 руб.
Доказательством выдачи банком (ПАО "МТС-Банк") гарантии служит представленная информация из личного кабинета участника закупки официального сайта ЕИС, согласно которой в отношении выданной банком принципалу независимой гарантии присвоен реестровый номер 0472552800451723008101.
В отношении довода, связанного с невозможностью выполнить работы в установленные в извещении сроки, заказчиком не доказано, что начиная с регламентированного срока подписания участником закупки проекта контракта (19.12.2023) и заканчивая сроком окончания выполнения работ, установленным пунктом 1.4 проекта контракта (до 25.12.2023 включительно), возможно выполнить весь объем работ, предусмотренный проектной документацией.
В соответствии с абзацем третьим пункта 1 статьи 2 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг.
Согласно пункту 1 статьи 401 ГК РФ лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.
Комиссия не усматривает в действиях (бездействии) участника закупки намерения уклониться от заключения контракта, а равно недобросовестного поведения, поскольку материалами дела подтверждено, что обществом в срок, отведенный для выполнения действий, связанных с заключением контракта, и до признания его уклонившимся от заключения контракта предприняты меры по получению независимой гарантии в качестве обеспечения исполнения контракта.
Таким образом, Комиссия считает, что участником закупки в срок до признания его уклонившимся от заключения контракта были осуществлены действия, свидетельствующие об отсутствии намерения уклониться от заключения контракта, которые по смыслу пункта 14 Правил являются основанием для принятия решения контрольным органом в сфере закупок об отказе во включении информации об участнике закупки в реестр, следовательно, информация об обществе с ограниченной ответственностью "Зодиак" не подлежит включению в реестр.
На основании изложенного, руководствуясь, частью 7 статьи 104, пунктом 2 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078, Комиссия
Р Е Ш И Л А:
1. Отказать во включении в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) информации:
- об обществе с ограниченной ответственностью "Зодиак" (646830, Омская область, Нововаршавский район, р.п. Нововаршавка, ул. Красный Путь, нежилое помещение 141), ИНН 5525200150, КПП 552501001;
- о директоре общества с ограниченной ответственностью "Зодиак" Хмаре Константине Владимировиче, ИНН 552501385880;
- об участниках общества с ограниченной ответственностью "Зодиак" (размер доли (в процентах) -45 % Хмаре Константине Владимировиче, ИНН 552501385880, (размер доли (в процентах) - 55 % Штырце Владимире Федоровиче, ИНН 552500915301.
2. Признать в действиях бюджетного учреждения здравоохранения Омской области "Омская центральная районная больница" нарушение части 1 статьи 34, части 2 статьи 51 Федерального закона о контрактной системе.
3. По фактам выявленных нарушений законодательства в сфере закупок передать материалы рассмотрения обращения должностному лицу Омского УФАС России для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
4. Направить оператору электронной площадки АО "Сбербанк-АСТ" запрос о разъяснении действий оператора, связанных со сроком направления уведомления об уклонении победителя от заключения контракта 26.12.2023, тогда как регламентированным сроком для заключения контракта участником закупки является 19.12.2023 включительно.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии
Члены Комиссии: |
Т.П. Шмакова
Е.С. Курленко
А.П. Алексина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области от 10 января 2024 г. N 055/10/104-9/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 15.01.2024