Комиссия Омского УФАС России по контролю в сфере закупок на территории Омской области (далее - Комиссия) в составе:
"_" - заместителя руководителя управления, председателя Комиссии;
"_" - начальника отдела контроля закупок, заместителя председателя Комиссии;
"_" - заместителя начальника отдела контроля закупок, члена Комиссии,
рассмотрев представленное бюджетным учреждением здравоохранения Омской области "Детская городская больница N 4" (далее - БУЗОО "ДГБ N 4", учреждение, заказчик) обращение об обществе с ограниченной ответственностью "Статус-М" (далее - ООО "Статус-М", общество, подрядчик) для включения в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - Реестр) в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта N Ф.2023.1013 от 04.07.2023 (далее - контракт), заключенного по результатам осуществления закупки в форме электронного аукциона на выполнение работ по капитальному ремонту здания бюджетного учреждения здравоохранения Омской области "Детская городская больница N 4" по адресу: г. Омск, ул. 21-я, ул. Амурская, д. 14Д (работы по установке насосной станции внутреннего противопожарного водопровода, монтажу системы автоматической пожарной сигнализации и системы оповещения и управления эвакуацией при пожаре) (Реестровый номер 23.33.1029) (извещение N 0152200004723001013) (далее - электронный аукцион, аукцион), размещенной уполномоченным органом - Главным управлением контрактной системы Омской области,
при участии посредством видео-конференц-связи представителей:
уполномоченного органа - "_" (доверенность N 151 от 31.01.2023),
заказчика - "_" (доверенность от 15.01.2024),
подрядчика - "_", директора,
УСТАНОВИЛА:
1. Изначально в Омское УФАС России с использованием единой информационной системы заказчиком 09.01.2024 было направлено обращение о включении информации о подрядчике в Реестр (вх. N 57-ЭП/24).
В соответствии с подпунктом "д" пункта 10 Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Правила), учреждению 10.01.2024 направлено уведомление о несоответствии обращения о включении информации об обществе в Реестр (к обращению не было приложено решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта).
На основании подпункта "е" пункта 10 Правил, частей 2 и 4 статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон о контрактной системе) заказчиком повторно 11.01.2024 в Омское УФАС России было направлено обращение о включении информации об ООО "Статус-М" в Реестр с приложением решения об одностороннем отказе от исполнения контракта (вх. N 203-ЭП/24).
Из представленных материалов и информации следует, что 13.06.2023 на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок (далее - официальный сайт ЕИС) уполномоченным органом было размещено извещение о проведении о проведении электронного аукциона с начальной (максимальной) ценой контракта 4439892 руб.
В соответствии с протоколом подачи ценовых предложений от 21.06.2023 ценовые предложения были поданы четырьмя участниками закупки. Лучшее ценовое предложение в размере 3507514,68 руб. подано участником закупки с идентификационным номером заявки 162 (порядковый номер 1, присвоенный оператором), при этом снижение составило 21 %.
Размещенный 23.06.2023 протокол подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) свидетельствует о том, что победителем электронного аукциона признан участник, заявка на участие в закупке которого соответствовала требованиям, установленным в извещении о проведении электронного аукциона, и который предложил по результатам проведения процедуры подачи предложений о цене контракта наиболее низкую цену контракта (ООО "Статус-М").
Согласно информации, размещенной на официальном сайте в ЕИС, 04.07.2023 между учреждением и обществом был заключен контракт с ценой 3507514,68 руб.
18.12.2023 заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта (исх. N 1314/1) в связи с неисполнением подрядчиком обязательств, предусмотренных контрактом.
К решению заказчика, размещенному на официальном сайте ЕИС, прилагался акт от 15.12.2023, составленный при участии представителей учреждения (представитель подрядчика не явился), согласно которому по результатам осмотра объекта было выявлено следующее:
"1) Произведены работы на 4 этаже:
- помещение N 417 "Кабинет забора крови" - частично смонтирован кабельный канал, частично проложен кабель,
- помещение N 418 "Кабинет иммуноферментных исследований" - частично проложен кабель,
- помещение N 419 "Ординаторская" - частично проложен кабель,
- помещение N 420 "Кабинет биохимических и гематологических исследований" - смонтированы кабельные каналы, частично проложен кабель,
- помещение N 421 "Служебное помещение" - смонтированы кабельные каналы.
2) Не произведены какие-либо работы в следующих помещениях 4 этажа:
- помещение N 416 "Кабинет невролога",
- помещение N 415 "Кабинет нефролога",
- помещение N 414 "Кабинет эндокринолога",
- помещение N 413 "Кабинет педиатра",
- помещение N 412 "Кабинет детского хирурга - андролога",
- помещение N 411 "Приемная и кабинет главного врача",
- помещение N 410 "Прививочный кабинет N 1",
- помещение N 409 "Служебное помещение",
- помещение N 408 "Кабинет заместителя главного врача по организационно-методическое работе",
- помещение N 407 "Кабинет заместителя главного врача по поликлинической работе",
- помещение N 405 "Кабинет невролога",
- помещение N 404 "Кабинет хирурга",
- помещение N 403 "Кабинет отоларинголога",
- помещение N 402 "Кабинет офтальмолога",
- помещение N 401 "Кабинет травматолога-ортопеда",
- помещение N 425 "Кабинет охраны зрения",
- помещение N 424 "Кабинет охраны зрения",
- помещение N 423 "Рентгенкабинет",
- помещение N 422 "Кабинет гинеколога".
3) Не произведены в работы в коридоре 4 этажа.
4) - датчики пожарных извещателей, расположенные на 1-м, 2-м, 3-м, 4-м этажах здания, не демонтированы; установка пожарных извещателей, предусмотренных контрактом, не произведена,
- в помещении щитовой (помещение N 119 на 1-м этаже здания) ООО "Статус - М " произведено складирование кабель-каналов, кабелей, крепежных изделий, плоскогубцев, дрели, перфоратора,
- работники ООО "Статус - М" в здании отсутствуют".
В обращении заказчика датой расторжения контракта указано 29.12.2023, информация о расторжении контракта в этот же день размещена на официальном сайте ЕИС в разделе "Реестр контрактов".
2. В результате осуществления проверки одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта Комиссия считает, что информация об обществе с ограниченной ответственностью "Статус-М" подлежит включению в Реестр, исходя из следующего.
Частью 1 статьи 2 Федерального закона о контрактной системе предусмотрено, что законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из такого закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 такого закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать данному закону.
На основании пункта 8 части 1 статьи 42 Федерального закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее информацию о сроке исполнения контракта (отдельных этапов исполнения контракта, если проектом контракта предусмотрены такие этапы),
Согласно части 1 статьи 34 Федерального закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением, документацией о закупке, заявкой участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с данным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение, документация о закупке, заявка не предусмотрены.
В соответствии с пунктом 1 статьи 432 ГК РФ договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора.
Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.
К отдельным видам договора подряда (бытовой подряд, строительный подряд, подряд на выполнение проектных и изыскательских работ, подрядные работы для государственных нужд) положения, предусмотренные данным параграфом, применяются, если иное не установлено правилами такого Кодекса об этих видах договоров (пункт 2 статьи 702 ГК РФ).
Пунктом 1 статьи 740 ГК РФ предусмотрено, что по договору строительного подряда подрядчик обязуется в установленный договором срок построить по заданию заказчика определенный объект либо выполнить иные строительные работы, а заказчик обязуется создать подрядчику необходимые условия для выполнения работ, принять их результат и уплатить обусловленную цену.
В силу пункта 1 статьи 763 ГК РФ подрядные строительные работы (статья 740), проектные и изыскательские работы (статья 758), предназначенные для удовлетворения государственных или муниципальных нужд, осуществляются на основе государственного или муниципального контракта на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд.
Согласно пункту 1.1 предметом контракта выступало следующее: "Подрядчик по заданию Заказчика обязуется в установленный Контрактом срок выполнить работу по капитальному ремонту здания бюджетного учреждения здравоохранения Омской области "Детская городская больница N 4" по адресу: г. Омск, ул. 21-я, ул. Амурская, д. 14Д (работы по установке насосной станции внутреннего противопожарного водопровода, монтажу системы автоматической пожарной сигнализации и системы оповещения и управления эвакуацией при пожаре) (далее - работа), а Заказчик обязуется принять работу и оплатить".
Из пункта 2.1 контракта следовало, что работа выполняется подрядчиком в соответствии с требованиями Технического задания на выполнение работ по капитальному ремонту здания бюджетного учреждения здравоохранения Омской области "Детская городская больница N 4" по адресу: г. Омск, ул. 21-я, ул. Амурская, д. 14Д (работы по установке насосной станции внутреннего противопожарного водопровода, монтажу системы автоматической пожарной сигнализации и системы оповещения и управления эвакуацией при пожаре) (приложение N 1 к контракту) (далее - Техническое задание), являющегося неотъемлемой частью контракта, в объеме, определенном локальным сметным расчетом (приложение N 2 к контракту).
Разделом 3 контракта регламентирован порядок взаимодействия сторон при его исполнении.
В частности, в силу пункта 3.2.1 подрядчик обязан выполнить работу в соответствии с Техническим заданием в предусмотренный контрактом срок.
В силу пункта 1 статьи 708 ГК РФ в договоре подряда указываются начальный и конечный сроки выполнения работы. По согласованию между сторонами в договоре могут быть предусмотрены также сроки завершения отдельных этапов работы (промежуточные сроки).
Если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не предусмотрено договором, подрядчик несет ответственность за нарушение как начального и конечного, так и промежуточных сроков выполнения работы.
Таким образом, условие о сроках выполнения работы является существенным для договора подряда, в том числе для договора строительного подряда.
Извещением об осуществлении закупки были определены даты начала и окончания исполнения контракта: с даты заключения контракта и 29.12.2023, соответственно.
Информация о сроках выполнения работ содержалась в пункте 4.1 заключенного сторонами контракта: "Работа выполняется в сроки, указанные в настоящем Контракте.
Начало выполнения работ - дата заключения настоящего контракта.
Окончание выполнения работ - 30 ноября 2023 г.".
В соответствии с пунктом 2 статьи 715 ГК РФ если подрядчик не приступает своевременно к исполнению договора подряда или выполняет работу настолько медленно, что окончание ее к сроку становится явно невозможным, заказчик вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения убытков.
Статьей 309 ГК РФ установлено, что обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных таким Кодексом, другими законами или иными правовыми актами (пункт 1 статья 310 ГК РФ).
На основании пункта 2 статьи 450.1 ГК РФ в случае одностороннего отказа от договора (исполнения договора) полностью или частично, если такой отказ допускается, договор считается расторгнутым или измененным.
В силу пункта 1 части 14 статьи 34 Федерального закона о контрактной системе в контракт может быть включено условие о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии с положениями частей 8 - 11, 13 - 19, 21 - 23 и 25 статьи 95 такого закона.
Согласно части 8 статьи 95 Федерального закона о контрактной системе расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
Частью 9 статьи 95 Федерального закона о контрактной системе установлено, что заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным ГК РФ для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
В пункте 3.3.5 контракта было закреплено право заказчика принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
Порядок расторжения контракта при принятии заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта регламентирован частью 12.1 статьи 95 Федерального закона о контрактной системе.
В соответствии с указанной статьей в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 данной статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 такого закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 данной части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 такой части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Комиссией установлено, что принятое БУЗОО "ДГБ N 4" решение об одностороннем отказе от исполнения контракта 18.12.2023 в 11:35 час. (МСК) было сформировано с использованием официального сайта ЕИС, подписано усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещено в ЕИС.
Частью 13 статьи 95 Федерального закона о контрактной системе регламентировано, что решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В соответствии с требованием части 14 статьи 95 Федерального закона о контрактной системе заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 такой статьи. Данное правило не применяется в случае повторного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, которые в соответствии с гражданским законодательством являются основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.
Датой поступления обществу решения об одностороннем отказе от исполнения контракта и его надлежащим уведомлением на основании сведений вкладки "решение об одностороннем отказе" реестра контрактов (реестровый номер контракта 2550303314623000075) признается 18.12.2023 в 11:35 час. (МСК) в соответствии с часовой зоной, в которой расположен такой подрядчик.
Таким образом, ООО "Статус-М" на основании статьи 193 ГК РФ, части 1 статьи 2, частей 13 и 14 статьи 95 Федерального закона о контрактной системе в период с 19.12.2023 по 28.12.2023 имело право устранить нарушения условий контракта, послужившие основанием для принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от его исполнения.
3. В силу части 2 статьи 104 Федерального закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
Согласно пункту 3 раздела II Правил обращение о включении информации об участнике закупки в реестр направляется в срок, предусмотренный частью 4 статьи 104 Федерального закона о контрактной системе.
В соответствии с частью 4 статьи 104 Федерального закона о контрактной системе заказчик либо уполномоченный орган или уполномоченное учреждение, наделенные полномочиями в соответствии со статьей 26 такого закона, направляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, обращение о включении информации об участнике закупки или о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков в срок, предусмотренный подпунктом "б" пункта 2 части 6 статьи 51, подпунктом "в" пункта 4 части 14 статьи 73, частями 16 и 22.2 статьи 95 данного закона, или не позднее двух рабочих дней, следующих за днем поступления заказчику решения суда о расторжении контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта.
На основании части 16 статьи 95 Федерального закона о контрактной системе заказчик не позднее двух рабочих дней, следующих за днем вступления в силу решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, направляет в соответствии с порядком, предусмотренным пунктом 1 части 10 статьи 104 данного закона, обращение о включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
На основании подпункта "а" пункта 13 Правил не позднее 5 рабочих дней со дня, следующего за днем поступления обращения, орган контроля рассматривает обращение, проводит проверку содержащихся в обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки либо о расторжении контракта по решению суда или об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта.
В соответствии с разъяснениями Конституционного Суда Российской Федерации, изложенными в постановлениях от 30.07.2001 N 13-П и от 21.11.2002 N 15-П, меры государственного принуждения должны применяться с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств. Применяемые государственными органами санкции, в том числе штрафного характера должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционно защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения.
Таким образом, при рассмотрении вопроса о включении сведений об участнике закупки, поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков антимонопольный орган не должен ограничиваться формальным установлением факта нарушения закона и обязан исследовать все обстоятельства дела, дав оценку обстоятельствам, свидетельствующим направленности действий поставщика (подрядчика, исполнителя) на несоблюдение условий контракта или уклонение от его исполнения. Включение сведений о поставщике (подрядчике, исполнителе) в Реестр является исключительной мерой ответственности за недобросовестное поведение поставщика (подрядчика, исполнителя).
В соответствии с пунктом 15 Правил орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр в следующих случаях:
а) если при рассмотрении обращения, направленного в связи с расторжением контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, и при проведении проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 Правил:
выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе;
заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;
поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие:
принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта;
надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, в том числе в связи с мобилизацией в Российской Федерации, введением санкций и (или) мер ограничительного характера. К таким обстоятельствам не относится отказ поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта по причине введения санкций и (или) мер ограничительного характера в отношении заказчика;
б) если при рассмотрении обращения, направленного в связи с расторжением контракта в случае одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта, и при проведении проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 Правил, заказчиком не представлены информация и документы, подтверждающие отсутствие оснований для одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта.
В соответствии с пунктами "г" и "д" пункта 9 Правил:
г) орган контроля размещает (за исключением случаев, предусмотренных подпунктами "е" и "ж" настоящего пункта) не позднее одного рабочего дня со дня, следующего за днем поступления обращения в соответствии с подпунктом "в" настоящего пункта, информацию о проведении внеплановой проверки в реестре, предусмотренном частью 21 статьи 99 Федерального закона;
д) не позднее трех часов с момента размещения информации в соответствии с подпунктом "г" настоящего пункта заказчику, участнику закупки (если основанием для направления обращения является уклонение участника закупки от заключения контракта), поставщику (подрядчику, исполнителю) с использованием единой информационной системы автоматически направляется уведомление о размещении такой информации в реестре, предусмотренном частью 21 статьи 99 Федерального закона. Такое уведомление считается надлежащим уведомлением заказчика, участника закупки, поставщика (подрядчика, исполнителя) о месте, дате и времени рассмотрения обращения и проведения проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил.
Информация о рассмотрении обращения и проведении проверок была размещена в ЕИС 12.01.2024.
Кроме того, Омским УФАС России в этот же день сторонам контракта было направлено (исх. N ТШ/101/24) уведомление о рассмотрении 18.01.2024 в 11 час. 20 мин. настоящего обращения заказчика, а также предложение о представлении в срок не позднее 16.01.2024:
- заказчику документальных доказательств неисполнения или ненадлежащего исполнения обществом обязательств, предусмотренных контрактом, послуживших основанием для принятия решения об одностороннем отказе от исполнения контракта,
- подрядчику письменных пояснений на обращение заказчика о включении информации в Реестр.
На указанный запрос Омского УФАС России ООО "Статус-М" были представлены (вх. N 413-ЭП/24 от 17.01.2024) пояснения, в которых причины нарушения срока выполнения работ подрядчик связывает с отсутствием необходимых для выполнения работ оборудования и материалов у поставщиков.
Представленные заказчиком (вх. N 320-ЭП/24 от 15.01.2024) сведения о взаимодействии с обществом в рамках исполнения контракта, вся имеющаяся переписка между сторонами, а также информация официального сайта ЕИС об исполнении контракта свидетельствуют о следующем.
20.07.2023 между сторонами на основании пункта 1.2 части 1 статьи 95 Федерального закона о контрактной системе было заключено дополнительное соглашение N 1, в соответствии с которым цена контракта была увеличена и стала составлять 3655613, 13 руб.
При исполнении контракта заказчиком в адрес подрядчика направлялись письма о необходимости приступить к выполнению работ (N 721 от 01.08.2023, N 877 от 13.09.2023).
02.08.2023 (исх. N 71), 21.08.2023 (исх. N 73) общество сообщало заказчику о том, что не имеет возможности указать конкретный день завоза материала, необходимого для выполнения работ на объекте, а также гарантировало завершение работ в установленные контрактом сроки.
14.09.2023 подрядчик обратился (исх. N 94) к заказчику с просьбой обеспечить доступ на объект сотрудников общества.
25.09.2023 общество сообщило (исх. NN 98, 99) заказчику о том, что выполнение работ на объекте производится, а также заверило о принятии всех возможных мер для завершения работ в установленные сроки.
Учреждением 02.10.2023 и 04.10.2023 в адрес ООО "Статус-М" направлялись (исх. N 939, N 945) письма с приглашением принять участие в служебных совещаниях.
06.10.2023 общество указало (исх. N 110) ориентировочные сроки поставки оборудования и материалов по контракту (огнестойкая кабельная линия - 20.10.2023, система оповещения людей о пожаре - 31.10.2023, система пожарной сигнализации - 15.11.2023).
В ответ на письмо общества от 06.10.2023 учреждение обратилось (исх. N 979 от 13.10.2023) с требованием предоставить график производства работ по контракту с указанием точных сроков монтажа каждого из комплектующих изделий, перечисленных в направленном письме.
В рамках исполнения контракта заказчик неоднократно уведомлял подрядчика об осмотре здания с целью проверки исполнения обязательств (N 978 от 13.10.2023, N 1243 от 29.11.2023, N 1261 от 06.12.2023).
14.11.2023 общество повторно сообщило (исх. N 126) об ориентировочных сроках поставки оборудования и материалов по контракту (огнестойкая кабельная линия имеется в наличии, система оповещения людей о пожаре - половина имеется в наличии, оставшаяся часть поступит 30.11.2023, система пожарной сигнализации - 30.11.2023), срок выполнения работ в письме подрядчиком обозначен как период с 15.11.2023 по 15.12.2023.
01.12.2023 при участии представителей заказчика (представитель подрядчика не явился) был составлен акт осмотра объекта.
06.12.2023 учреждением в адрес общества направлена (исх. N 1260) претензия, содержащая требование выполнить работы в полном объеме в срок до 14.12.2023.
18.12.2023 обществом с использованием официального сайта ЕИС был сформирован и размещен документ о приемке N 522 на сумму 63325 руб., к которому прилагался акт на освидетельствование скрытых работ. Со стороны заказчика документ о приемке не подписан.
28.12.2023 на адрес электронной почты учреждения поступило письмо подрядчика (исх. N 153 от 25.12.2023), содержащее просьбу отменить решение об одностороннем отказе от исполнения контракта. Подрядчик сообщил о том, что по состоянию на 25.12.2023 выполнены работы по прокладке огнестойкой кабельной линии на 4 этаже здания в кабинетах NN 412-421, половина работ в коридоре, проложен кабельный канал в кабинетах NN 3, 4, а также общество гарантировало выполнение работ в случае продления срока исполнения контракта.
29.12.2023 заказчик сообщил (исх. N 1376) об отсутствии оснований для подписания направленных документов о приемке.
В этот же день учреждение указало (исх. N 1377) на невозможность отмены решения об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Комиссия, оценив представленные сторонами контракта доказательства, признает односторонний отказ заказчика от исполнения контракта по указанным в нем основаниям обоснованным. Фактические обстоятельства дела свидетельствуют о невыполнении подрядчиком работ в полном объеме.
По убеждению Комиссии, невозможность приобретения оборудования и материалов у сторонних организаций для целей исполнения заключенного с заказчиком контракта, на которую общество ссылается в направленных пояснениях, относится к рискам его предпринимательской деятельности и не является обстоятельством непреодолимой силы.
Кроме того, общество, принимая участие в закупке и выражая согласие на выполнение работ на условиях, предусмотренных извещением о проведении электронного аукциона, а в дальнейшем заключая контракт, не вправе ссылаться на вышеуказанные обстоятельства.
ООО "Статус-М", выступая в качестве профессионального участника гражданского оборота, осуществляющего деятельность в сфере государственных закупок, руководствуясь требованиями заботливости и осмотрительности при исполнении своих обязанностей по контракту, должно было осознавать возможные риски, связанные с приобретением материалов и оборудования, предназначенных для выполнения работ.
Материалы дела также не содержат доказательств невозможности выполнения работ в изначально запланированном объеме и в сроки, установленные контрактом, а также того, что выполнение работ невозможно.
При этом ООО "Статус-М" о приостановлении выполнения работ в соответствии со статьями 716, 719 и 743 ГК РФ заказчика не уведомлял.
С учетом вышеизложенного, Комиссия усматривает в действиях подрядчика направленность на несоблюдение условий контракта и наличие фактов недобросовестности при его исполнении.
Материалы дела также не содержат данных, указывающих на то, что неисполнение условий контракта о сроках выполнения работ допущено по независящим от общества обстоятельствам.
Кроме того, подрядчиком не были предприняты какие-либо меры к ускорению темпов выполнения работ после направленных в его адрес писем заказчика.
Имеющиеся в деле документы и сведения указывают на то, что неисполнение обязательств обществом повлекло невозможность достижения результата, на который рассчитывало учреждение при заключении контракта.
Заключая контракт, ООО "Статус-М" знало о характере и объемах необходимых к выполнению работ, обязано было проанализировать их характер с учетом требований специального законодательства, которые предъявляются к таким работам, возможные риски, влекущие для него правовые последствия, а также соразмерность работ и сроков, отведенных для их выполнения, надлежащим образом организовывать и обеспечивать своевременное и качественное решение задач, совершать другие действия, направленные на соблюдение срока выполнения работ.
Вышеприведенные обстоятельства свидетельствуют о неисполнении подрядчиком обязательств, предусмотренных контрактом, а равно о наличии у заказчика оснований для одностороннего отказа от исполнения контракта.
По мнению Комиссии, социальная значимость осуществляемой заказчиком деятельности требует от поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по контрактам большей заботливости и осмотрительности при исполнении своих обязанностей. В рассматриваемом случае несоблюдение требований законодательства о пожарной безопасности может привести к нарушению нормальной работы учреждения здравоохранения.
Согласно пункту 1 статьи 401 ГК РФ лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.
На основании пункта 3 статьи 401 ГК РФ, если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств.
Сложившаяся правоприменительная практика относит к непреодолимой силе такие чрезвычайные события, как землетрясение, извержение вулкана, наводнение, засуха, ураган, цунами, сель, а также военные действия, эпидемии, крупномасштабные забастовки, техногенные аварии и другие обстоятельства, при наличии которых нормальный ход развития экономических и правовых отношений невозможен.
Они характеризуются внезапностью (непредсказуемостью или неопределённостью во времени наступления) и неоднозначностью последствий, могут вызвать человеческие жертвы и нанести материальный ущерб.
Следует учесть, что в соответствии с пунктом 8 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2016 N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств" требование чрезвычайности подразумевает исключительность рассматриваемого обстоятельства, наступление которого не является обычным в конкретных условиях.
Если иное не предусмотрено законом, обстоятельство признается непредотвратимым, если любой участник гражданского оборота, осуществляющий аналогичную с должником деятельность, не мог бы избежать наступления этого обстоятельства или его последствий.
Доказательств наличия у общества каких-либо обстоятельств, возникших вследствие непреодолимой силы и не позволивших ему исполнить надлежащим образом обязательства по контракту, в Омское УФАС России не представлено.
Общество не воспользовалось своим правом на исправление нарушений, послуживших основанием для принятия решения об одностороннем отказе от исполнения контракта. Доказательства, которые подтверждают, что в установленный частью 14 статьи 95 Федерального закона о контрактной системе 10-дневный срок нарушения условий контракта подрядчиком устранены, представлены не были.
Комиссией также не выявлены обстоятельства, которые в соответствии с пунктом 15 Правил являются основанием для принятия решения об отказе во включении информации о подрядчике в Реестр.
Действуя в рамках заключенного контракта, подрядчик должен был осознавать то обстоятельство, что он вступил в правоотношения по расходованию публичных финансов, что требовало от него большей заботливости и осмотрительности при исполнении своих обязанностей.
На основании представленных документов и сведений Комиссия приходит к выводу о подтверждении заказчиком фактов существенного нарушения подрядчиком условий контракта, в связи с чем информация об ООО "Статус-М" подлежит включению в Реестр.
На основании изложенного, руководствуясь, частью 7 статьи 104, пунктом 2 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078, Комиссия
Р Е Ш И Л А:
Включить в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) сроком на два года информацию:
- об обществе с ограниченной ответственностью "Статус-М" (644109, г. Омск, ул. Шакурова, д. 6, кв. 77), ИНН 5505214638, КПП 550501001;
- о директоре и участнике общества с ограниченной ответственностью "Статус-М" (размер доли (в процентах) - 34 % "_", ИНН 550512362136.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии
Заместитель председателя Комиссии
Член Комиссии |
"_"
"_"
"_"
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области от 18 января 2024 г. N 055/10/104-35/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 19.01.2024