Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) на основании статей 99, 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе, Закон), Постановления Правительства РФ от 30.06.2021 N1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление N1078) в составе:
председатель Комиссии: <_> - руководитель Управления;
члены Комиссии: <_> - старший государственный инспектор отдела контроля закупок, <_>. - ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок, кворум соблюден,
рассмотрев обращение Заказчика Отделения Фонда пенсионного и социального страхования РФ по УР о включении сведений в реестр недобросовестных поставщиков в отношении ООО "Компас-Проект" (ИНН 18370005038) в связи с принятием заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта по результатам проведения электронного аукциона на выполнение работ по разработке проектной документации на капитальный ремонт помещений ОСФР по Удмуртской Республике, расположенных по адресу: Удмуртская Республика, г.Сарапул, ул.Азина, д.44а (номер извещения в ЕИС - 0213100000223000093, далее - Аукцион), в соответствии со статьей 104 Закона о контрактной системе,
на заседании комиссии в присутствии:
представителей Заказчика Отделения Фонда пенсионного и социального страхования РФ по УР (посредством видеконференцсвязи) (далее - Заказчик): <_> (доверенность от 10.01.2024 NАБ-2), <_> (доверенность от 20.06.2023 NАБ-180),
представителя ООО "Компас-Проект" (далее - Общество, Исполнитель): <_> (доверенность от 01.01.2024 N7),
УСТАНОВИЛА:
21.06.2023 Заказчик разместил в Единой информационной системе в сфере закупок извещение о проведении Аукциона.
Начальная (максимальная) цена контракта установлена в размере 300 000,00 рублей.
В соответствии с протоколом подведения итогов электронного аукциона от 05.07.2023 NИЭА1 поступила одна заявка на участие, признанная соответствующей установленным требованиям - ООО "Компас-Проект". Аукцион признан несостоявшимся.
17.07.2023 между Заказчиком и ООО "Компас-Проект" был заключен контракт, согласно которому Исполнитель обязуется выполнить работы по разработке проектной документации на капитальный ремонт помещений ОСФР по Удмуртской Республике, расположенных по адресу: Удмуртская Республика, г.Сарапул, ул.Азина, д.44а. Цена контракта 300 000,00 рублей.
Рассмотрев обращение Заказчика и документы, представленные в материалы дела в соответствии с частью 7 статьи 104 Закона о контрактной системе, осуществив в соответствии со статьей 99 Закона о контрактной системе внеплановую проверку, Комиссия Удмуртского УФАС России установила следующее.
В соответствии с п. 1.2 контракта Работы должны быть выполнены в объеме, указанном в Задании на проектирование (Приложение N1 к контракту).
Согласно п. 1.3 контракта сроки выполнения работ установлены - с момента заключения контракта, не позднее 1 ноября 2023 года.
При этом, в силу п. 1.5 контракта результатом выполненных работ по Контракту является разработанная проектная документация, с положительным заключением экспертизы по проверке достоверности определения сметной стоимости, полученным Подрядчиком, и выполненная в соответствии с действующим законодательством, условиями Контракта и Задании на проектировании (Приложение N1 к контракту).
В приложении N1 к контракту стороны определили задание на проектирование, согласно которому проектная документация должна включать в себя следующие разделы:
- Раздел 1 "Пояснительная записка",
- Раздел 2 "Архитектурные решения, Конструктивные и объемно-планировочные решения",
- Раздел 3 "Сведения об инженерном оборудовании, о сетях инженерно-технического обеспечения, перечень инженерно-технических мероприятий, содержание технологических решений":
а) подраздел "Система электроснабжения"
б) подраздел "Водоснабжение и канализация"
в) подраздел ОВ "Отопление, вентиляция"
- Раздел 4 "Мероприятия по обеспечению доступа инвалидов",
- Раздел 5 "Сметная документация на капитальный ремонт".
Согласно приложению N2 к контракту результатом работ является разработанная проектная документация, сметная документация с положительным заключением экспертизы о достоверности определения сметной стоимости.
28.08.2023 Исполнитель направил на согласование Заказчику чертежи по перепланировке помещений: план 1 этажа, 2 этажа.
04.09.2023 Исполнитель направил Заказчику чертежи по разделам: "Мероприятия по обеспечению доступа инвалидов", "Объемно-планировочные и архитектурные решения".
20.09.2023, 20.10.2023 Заказчик указал выявленные замечания по представленной проектной документации, которая требует корректировки.
20.10.2023 Заказчик указал по разделам NПКО-16-2023-МГН, NПКО-16-2023-ИОС1.ГЧ, NПКО-16-2023-ИОС1-С, NПКО-16-2023ОВ проектная документация согласована. По разделу NПКО-16-2023-АР выявлены замечания, которые необходимо устранить.
03.11.2023 Заказчик направил в адрес Общества письмо о выявленных замечаниях по разделу документации NПКО-16-2023-АРв части 2-го этажа. Также Заказчик просит предоставить ведомость объемов и комплексов работ, сметную документацию, откорректированную проектную документацию.
21.11.2023, 24.11.2023, 08.12.2023 Заказчик направил в адрес Общества письмо о замечаниях в проектной документации по каждому из разделов. Заказчик просит предоставить ведомость объемов и комплексов работ, сметную документацию, откорректированную проектную документацию.
18.12.2023 Заказчик принял решение об одностороннем отказе от исполнения контракта. Дата вступления в силу решения - 29.12.2023.
19.12.2023 АУ УР "Управление государственной экспертизы проектов при Министерстве строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики УР" представило перечень замечаний Обществу по проектной документации, которые требуется устранить в срок до 19.01.2024.
21.12.2023 Общество просит представить Заказчику документы: задание на проектирование, документы, подтверждающие полномочия заявителя действовать от имени застройщика, технического заказчика для прохождения государственной экспертизы. В случае невозможности предоставления таких документов, Общество просит расторгнуть контракт по соглашению сторон, с выплатой расходов за фактически выполненные работы.
25.12.2023 Заказчик направил письмо, согласно которому повторно сообщает Обществу о неисполнении обязательств по контракту, поскольку полностью согласованная проектная документация, прошедшая гос. Экспертизу не представлена.
Согласно ч. 8 ст. 95 Закона о контрактной системе расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
В соответствии с ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Согласно ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В соответствии со ст. 309, ст. 310 Гражданского кодекса РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями; односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных Гражданским кодексом РФ, другими законами или иными правовыми актами.
В соответствии с частью 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
По смыслу статьи 104 Закона о контрактной системе реестр недобросовестных поставщиков является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры осуществления закупки обязательств, одним из последствий которой является включение в реестр недобросовестных поставщиков (в качестве санкции за допущенное нарушение), влекущее ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в торгах по размещению государственного и муниципального заказа.
С другой стороны, реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования отношений, определенных в общих положениях законодательства в сфере закупок, по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере закупок, следовательно, является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
Постановлением N 1078 утверждены Правила ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - Правила).
Согласно подпункту "б" пункта 13 Правил по результатам рассмотрения обращения и проведения проверок, указанных в подпункте "а" пункта 13, принимает решение о включении информации об участнике закупки, о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр либо в случаях, предусмотренных пунктами 14 и 15 Правил, об отказе во включении участника закупки, поставщика (подрядчика, исполнителя) в реестр, а также выдает (при необходимости) предписание, предусмотренное пунктом 2 части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе, в случае выявления нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - законодательство Российской Федерации и иные нормативные правовые акты о контрактной системе в сфере закупок).
В рассматриваемом случае, Комиссией Удмуртского УФАС России, установлена совокупность обстоятельств, свидетельствующих о недобросовестном поведении ООО "Компас-Проект".
Общество в своих пояснениях указало, что согласование проектной документации происходило медленно по причине долгого ответа Заказчика на представленные разделы проектной документации, а также по причине того, что Заказчиком были запрошены дополнительные работы по документации, которые не были предусмотрены контрактом. Так, например, Общество указывает, что Заказчиком дополнительно запрашивалась разработка проектно-сметной документации поэтажно, также Общество указало, что техническим заданием не было предусмотрено включение затрат на утилизацию мусора. В связи с указанными дополнительными требованиями Заказчика, Общество не могло разработать проектную документацию в срок, определенный контрактом - не позднее 1 ноября 2023.
Вместе с тем, Комиссией установлено, что работы, которые требовал Заказчик не являются дополнительными и предусмотрены техническим заданием (заданием на проектирование). Так, согласно п. 1.6 Задания на проектирование Исполнитель при разработке сводного сметного расчета обязать включить в том числе затраты на утилизацию строительного мусора в соответствии с услугами регионального оператора по вывозу мусора. Относительно указания Общества на требование Заказчика представить проектно-сметную документацию поэтажно, Комиссией также установлено, что п. 1.6 Задания на проектирование содержит четкое указание, что для определения стоимости этапов выполнения строительно-монтажных работ - сметную документацию разработать поэтажно.
Кроме того, согласно представленной переписке не следует, что Заказчик каким-либо образом затягивал сроки разработки проектной документации, либо препятствовал ее завершению в установленный контрактом срок.
В силу ст. 716 ГК РФ Подрядчик обязан немедленно предупредить заказчика и до получения от него указаний приостановить работу при обнаружении:
-непригодности или недоброкачественности предоставленных заказчиком материала, оборудования, технической документации или переданной для переработки (обработки) вещи;
-возможных неблагоприятных для заказчика последствий выполнения его указаний о способе исполнения работы;
- иных не зависящих от подрядчика обстоятельств, которые грозят годности или прочности результатов выполняемой работы либо создают невозможность ее завершения в срок.
Подрядчик, не предупредивший заказчика об обстоятельствах, указанных в п. 1 ст. 716 ГК РФ, либо продолживший работу, не дожидаясь истечения указанного в договоре срока, а при его отсутствии разумного срока для ответа на предупреждение или несмотря на своевременное указание заказчика о прекращении работы, не вправе при предъявлении к нему или им к заказчику соответствующих требований ссылаться на указанные обстоятельства.
Со стороны ООО "Компас-Проект" работы по контракту не приостанавливались, письма в адрес Заказчика о такой приостановке в связи с затягиванием сроков в адрес Заказчика также не поступали.
Комиссией также отмечено, что сданная на государственную экспертизу проектная документация изначально была несоответствующей требованиям задания на проектирование, а также была разработана не в соответствии с правилами и нормами в данной области, в связи с чем Общество получило отказ от согласования такой документации по 11 позициям, представленным в заключении гос. экспертизы.
С учетом, изложенных обстоятельств следует, что Общество не исполнило взятые на себя обязательства, Заказчик результат работ не получил, цель закупки не выполнена, объективные потребности заказчика оказались не удовлетворенными.
Комиссия антимонопольного органа считает, что данные обстоятельства свидетельствуют о недобросовестном поведении со стороны Общества, поскольку такое халатное отношение к взятым на себя обязательствам по государственному контракту приводит к расходованию бюджетных средств, объективные потребности Заказчика не удовлетворены.
При рассмотрении вопроса о признании участника закупки недобросовестным поставщиком и подлежащим внесению в реестр недобросовестных поставщиков нельзя ограничиваться лишь формальным установлением факта нарушения таким участником норм Закона о контрактной системе, необходимо установить обстоятельства, свидетельствующие о недобросовестности участника закупки, его вины.
Принимая решение об участии в процедуре закупки для государственных и муниципальных нужд и подавая соответствующую заявку, участник конкурентной процедуры несет риск наступления неблагоприятных для него последствий, предусмотренных Законом о контрактной системе, в случае совершения им действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе.
Реестр недобросовестных поставщиков является специальной мерой государственного принуждения, установленной законодателем в целях обеспечения добросовестного исполнения участником закупки принятых на себя в рамках контрактной системы обязательств.
Одним из последствий такого включения является ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в государственных и муниципальных закупках.
Другим немаловажным последствием является умаление деловой репутации, поскольку фактом включения лица в федеральный реестр недобросовестных поставщиков опровергается презумпция добросовестности такого лица как участника гражданских правоотношений. При этом реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, направленным на развитие конкуренции и предотвращение злоупотреблений в сфере закупок, и, следовательно, является механизмом защиты публичных интересов.
Конституционный Суд Российской Федерации в своих судебных актах неоднократно указывал, что применяемые государственными органами санкции, в том числе штрафного характера, должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, в том числе соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционно защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения (Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 30.07.2001 N 13-П, от 21.11.2002 N 15-П).
Таким образом, Комиссия Удмуртского УФАС России, учитывая необходимость соблюдения баланса частных и публичных интересов, приходит к выводу о наличии достаточных оснований для включения сведений в отношении ООО "Компас-Проект" в реестр недобросовестных поставщиков.
В ходе проведения внеплановой проверки Комиссией Удмуртского УФАС России нарушений Закона о контрактной системе по указанным обстоятельствам не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 104 Закона о контрактной системе, Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N1078, Комиссия Удмуртского УФАС России,
РЕШИЛА:
1. Сведения в отношении ООО "Компас-Проект" (ИНН 18370005038) в связи с принятием заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта по результатам проведения электронного аукциона на выполнение работ по разработке проектной документации на капитальный ремонт помещений ОСФР по Удмуртской Республике, расположенных по адресу: Удмуртская Республика, г.Сарапул, ул.Азина, д.44а (номер извещения в ЕИС - 0213100000223000093) включить в реестр недобросовестных поставщиков сроком на 2 (два) года.
2. Датой включения сведений в отношении ООО "Компас-Проект" (ИНН 18370005038) в реестр недобросовестных поставщиков считать дату размещения указанных сведений в единой информационной системе в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Настоящее решение может быть обжаловано в течение трех месяцев в Арбитражный суд Удмуртской Республики.
Дата события |
I раздел |
Дата регистрации контрольным органом обращения Заказчика |
II раздел |
III раздел |
Общая итоговая просрочка в днях (I+II+III разделы) |
||||||
|
Регламентированная дата направления Заказчиком сведений в контрольный орган |
Фактическая дата направления Заказчиком сведений |
Итого просрочка в днях по I разделу |
|
Регламентированная дата принятия решения |
Фактическая дата принятия решения |
Итого просрочка в днях по II разделу |
Регламентированный срок изготовления решения и размещения его в ЕИС |
Фактическая дата изготовления и размещения сведений в ЕИС |
Итого просрочка в днях по III разделу |
|
29.12.2023 |
11.01.2024 |
09.01.2024 |
0 |
09.01.2024 |
16.01.2024 |
12.01.2024 |
0 |
17.01.2024 |
16.01.2024 |
0 |
0 |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике от 12 января 2023 г. N 018/06/104-5/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 16.01.2024