Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) на основании статей 99, 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе, Закон), Постановления Правительства РФ от 30.06.2021 N1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление N1078) в составе:
председатель Комиссии: <_>. - руководитель управления;
члены Комиссии: <_>. - старший государственный инспектор отдела контроля закупок, <_> - ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок, кворум соблюден,
рассмотрев обращение Заказчика БУЗ УР "РКДЦ МЗ УР" о включении сведений в реестр недобросовестных поставщиков в отношении ООО "Хозторг" (ИНН 1840097078) в связи с принятием заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта по результатам проведения малой закупки на поставку медицинского оборудования (идентификационный номер закупки - 232183505247318400100100080000000000, далее - Закупка малого объема, закупка), в соответствии со статьей 104 Закона о контрактной системе,
на заседании Комиссии посредством видеоконференцсвязи в присутствии:
представителя Заказчика БУЗ УР "РКДЦ МЗ УР" (далее - Заказчик): <_> (доверенность от 17.03.2023 N17),
представителя ООО "Хозторг" (далее - Общество, Поставщик): <_>.,
УСТАНОВИЛА:
20.04.2023 между БУЗ УР "РКДЦ МЗ УР" и ООО "Хозторг" был заключен контракт на поставку медицинского оборудования (далее - Товар). Цена контракта установлена в размере 126 320,00 рублей.
В связи с неисполнением Поставщиком условий контракта Заказчиком 15.11.2023 принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, направлено обращение о включении сведений в реестр недобросовестных поставщиков.
Согласно пояснениям представителя Общества умысла на неисполнение условий контракта не имелось, недобросовестное поведение со стороны Поставщика не допущено. Общество не могло поставить товар по причине отказа производителя и единственного поставщика данного оборудования от продажи. Кроме того, Общество рассчитывало на расторжение контракта по соглашению сторон.
Рассмотрев обращение Заказчика и документы, предоставленные в материалы дела в соответствии с частью 7 статьи 104 Закона о контрактной системе, осуществив в соответствии со статьей 99 Закона о контрактной системе внеплановую проверку, Комиссия Удмуртского УФАС России установила следующее.
В соответствии с п. 1.1, 1.2 контракта Поставщик обязуется поставить медицинское оборудование, согласно Спецификации к контракту (приложение N1 к контракту) и оказать услуги по сборке, установке и вводу в эксплуатацию оборудования.
Согласно п. 2.2 контракта поставка товара осуществляется в течение 10 календарных дней с момента получения Поставщиком заявки от Заказчика.
Согласно приложению N1 к контракту "Спецификация" к поставке требуется:
- Столик реанимационный, анестезиологический ET750-02 в количестве 1 шт.,
- Диван медицинский Сандра-SL в количестве 1 шт.,
- Тележка для перевозки больных ДЗМО ТБС-01 в количестве 1 шт.
02.05.2023 Заказчиком была сформирована и направлена в адрес Общества заявка на поставку товара в полном объеме на сумму 126 320,00 рублей. Срок поставки товара - до 12.05.2023.
14.08.2023 Заказчиком была направлена Претензия почтовым отправлением в адрес Общества в связи с непоставкой товара по заявке от 02.05.2023. Заказчиком выставлено требование о поставке товара в течение 10-ти календарных дней с момента получения Претензии.
Претензию от 14.08.2023 Общество получило 13.09.2023, следовательно, срок исполнения обязательства по поставке товара - до 23.09.2023. Товар по требованию не поставлен.
15.11.2023 Заказчиком Заказчик принял решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В соответствии с данными почтового отправления N80081490348366 принятое Заказчиком решение Общество получило 19.12.2023. Срок вступления в силу решения - 29.12.2023.
Согласно ч. 8 ст. 95 Закона о контрактной системе расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
В соответствии с ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Согласно ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В силу ст. 401 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.
Если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств.
В соответствии с частью 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
По смыслу статьи 104 Закона о контрактной системе реестр недобросовестных поставщиков является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры осуществления закупки обязательств, одним из последствий которой является включение в реестр недобросовестных поставщиков (в качестве санкции за допущенное нарушение), влекущее ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в торгах по размещению государственного и муниципального заказа.
С другой стороны, реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования отношений, определенных в общих положениях законодательства в сфере закупок, по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере закупок, следовательно, является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
Постановлением N 1078 утверждены Правила ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - Правила).
Согласно подпункту "б" пункта 13 Правил по результатам рассмотрения обращения и проведения проверок, указанных в подпункте "а" пункта 13, принимает решение о включении информации об участнике закупки, о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр либо в случаях, предусмотренных пунктами 14 и 15 Правил, об отказе во включении участника закупки, поставщика (подрядчика, исполнителя) в реестр, а также выдает (при необходимости) предписание, предусмотренное пунктом 2 части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе, в случае выявления нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - законодательство Российской Федерации и иные нормативные правовые акты о контрактной системе в сфере закупок).
При рассмотрении вопроса о признании участника закупки недобросовестным поставщиком и подлежащим внесению в реестр недобросовестных поставщиков нельзя ограничиваться лишь формальным установлением факта нарушения таким участником норм Закона о контрактной системе, необходимо установить обстоятельства, свидетельствующие о недобросовестности участника закупки, его вины.
Принимая решение об участии в процедуре закупки для государственных и муниципальных нужд и подавая соответствующую заявку, участник конкурентной процедуры несет риск наступления неблагоприятных для него последствий, предусмотренных Законом о контрактной системе, в случае совершения им действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе.
Реестр недобросовестных поставщиков является специальной мерой государственного принуждения, установленной законодателем в целях обеспечения добросовестного исполнения участником закупки принятых на себя в рамках контрактной системы обязательств.
Одним из последствий такого включения является ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в государственных и муниципальных закупках.
Другим немаловажным последствием является умаление деловой репутации, поскольку фактом включения лица в федеральный реестр недобросовестных поставщиков опровергается презумпция добросовестности такого лица как участника гражданских правоотношений. При этом реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, направленным на развитие конкуренции и предотвращение злоупотреблений в сфере закупок, и, следовательно, является механизмом защиты публичных интересов.
Конституционный Суд Российской Федерации в своих судебных актах неоднократно указывал, что применяемые государственными органами санкции, в том числе штрафного характера, должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, в том числе соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционно защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения (Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 30.07.2001 N 13-П, от 21.11.2002 N 15-П).
В рассматриваемом случае, Комиссией Удмуртского УФАС России, установлена совокупность обстоятельств, свидетельствующих о недобросовестном поведении ООО "Хозторг".
Установлено, что Обществом не осуществлена поставка товара ни по заявке от 02.05.2023, ни по требованию Заказчика от 14.08.2023. При этом, Общество в обосновании неисполнения обязательств по контракту указало, что непоставка связана с отказом единственного поставщика от продажи товара - столика анестезиологического Обществу.
Вместе с тем, Комиссией установлено, что на товарном рынке существует как минимум три поставщика таких столиков: az-med, Mizomed, inviomed. Указанные компании осуществляют продажу столиков необходимых Заказчику в открытом доступе, то есть с продукцией можно ознакомиться на сайте неограниченному кругу лиц и запросить коммерческое предложение для дальнейшего сотрудничества.
Обществом в материалы дела представлена переписка с производителем столиков анестезиологических "Торговый дом МЕДМОС", согласной которой товар невозможно реализовать по запросу Общества по причине сотрудничества с иными поставщиками. Однако, производитель прямо указал Обществу на возможность осуществить закупку товара у поставщика, с которым сотрудничает производитель. Вместе с тем, каких-либо запросов, переписок с поставщиками Обществом не представлено.
Кроме того, по контракту требуется поставка не только столика анестезиологического, но и дивана и тележки, указанных в Спецификации к контракту. Обществом по другим позициям, необходимым к поставке, не представлено документов, подтверждающих совершение действий по поиску товара, его отгрузке и покупке у производителей (поставщиков).
Таким образом, представленные в материалы дела документы не свидетельствуют о намерении Общества исполнить контракт в полном объеме, осуществить поставку товара всех позиций и в сроки, установленные Заказчиком по заявке. Общество, зная о том, что производитель столиков анестезиологических не сможет осуществить отгрузку товара Обществу, не предприняло действий по поиску такого товара у иных поставщиков. Учитывая то обстоятельство, что товар не является уникальным, специфическим, совершить действия по его закупке было реально и возможно.
Комиссия антимонопольного органа считает, что данные обстоятельства свидетельствуют о недобросовестном поведении Общества, поскольку такое халатное отношение к взятым на себя обязательствам по государственному контракту привело к ненадлежащему исполнению взятых на себя обязательств.
Таким образом, Комиссия Удмуртского УФАС России, учитывая необходимость соблюдения баланса частных и публичных интересов, приходит к выводу о наличии достаточных оснований для включения сведений в отношении ООО "Хозторг" в реестр недобросовестных поставщиков.
В ходе проведения внеплановой проверки Комиссией Удмуртского УФАС России нарушений Закона о контрактной системе по указанным обстоятельствам не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 104 Закона о контрактной системе, Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N1078, Комиссия Удмуртского УФАС России,
РЕШИЛА:
1. Сведения в отношении ООО "Хозторг" (ИНН 1840097078) в связи с принятием заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта по результатам проведения малой закупки на поставку медицинского оборудования (идентификационный номер закупки - 232183505247318400100100080000000000) включить в реестр недобросовестных поставщиков сроком на 2 года.
2. Датой включения сведений в отношении ООО "Хозторг" (ИНН 1840097078) в реестр недобросовестных поставщиков считать дату размещения указанных сведений в единой информационной системе в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Настоящее решение может быть обжаловано в течение трех месяцев в Арбитражный суд Удмуртской Республики.
Дата события |
I раздел |
Дата регистрации контрольным органом обращения Заказчика |
II раздел |
III раздел |
Общая итоговая просрочка в днях (I+II+III разделы) |
||||||
|
Регламентированная дата направления Заказчиком сведений в контрольный орган |
Фактическая дата направления Заказчиком сведений |
Итого просрочка в днях по I разделу |
|
Регламентированная дата принятия решения |
Фактическая дата принятия решения |
Итого просрочка в днях по II разделу |
Регламентированный срок изготовления решения и размещения его в ЕИС |
Фактическая дата изготовления и размещения сведений в ЕИС |
Итого просрочка в днях по III разделу |
|
29.12.2023 |
10.01.2024 |
10.01.2024 |
0 |
10.01.2024 |
17.01.2024 |
15.01.2024 |
0 |
18.01.2024 |
18.01.2024 |
0 |
0 |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике от 15 января 2024 г. N 018/06/104-11/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 19.01.2024