Резолютивная часть решения оглашена 12 января 2024 года.
Полный текст решения изготовлен 15 января 2024 года.
Комиссия Иркутского УФАС России по контролю соблюдения законодательства о закупках, торгах, порядке заключения договоров, порядке осуществления процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства (далее - Комиссия) в составе:
Председатель Комиссии: "_";
Члены Комиссии: "_"; "_";
При участии представителей Комитета по экономике и стратегическому планированию администрации города Иркутска (далее - Заказчик) - "_" (доверенность N180-70-33/24 от 10 января 2024 г.), "_" (доверенность N180-70-28/24 от 10 января 2024 г.), "_" (доверенность N180-70-32/24 от 10 января 2024 г.);
В отсутствие представителей надлежащим образом уведомленного о времени месте рассмотрения обращения Общества с ограниченной ответственностью "Рекламные технологии" (далее - ООО "Рекламные технологии", Общество);
рассмотрев обращение заказчика о включении сведений в отношении Общества в реестр недобросовестных поставщиков, и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии со ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон N 44-ФЗ), Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление Правительства РФ N 1078),
УСТАНОВИЛА:
в Иркутское УФАС России 28 декабря 2023 года поступило обращение Заказчика о включении информации в отношении ООО "Рекламные технологии" в Реестр.
В своем обращении Заказчик указывает, что ООО "Рекламные технологии" допущены нарушения условий по контракту от 25 сентября 2023 года N 010-64-1764/3 на выполнение работ по демонтажу самовольно размещенных рекламных конструкций (далее - Контракт), в связи с чем Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта и направлено рассматриваемое обращение о включении информации об ООО "Рекламные технологии" в Реестр.
ООО "Рекламные технологии" не представлены письменные пояснения об обстоятельствах, послуживших основанием для принятия Заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, запрашиваемые в уведомлении N 038/1644/23 от 28 декабря 2023 года.
Порядок рассмотрения обращения о включении сведений в отношении поставщика (подрядчика, исполнителя) установлен ст. 104 Федерального закона N 44-ФЗ, а также Постановлением Правительства РФ N 1078.
Часть 1 статьи 104 Федерального закона N 44-ФЗ определяет, что ведение реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок.
Пункт 3 Постановления Правительства РФ N 1078, Приказом Федеральной антимонопольной службы от 27.08.2007 N 267 "О ведении реестра недобросовестных поставщиков, включении и исключении сведений из реестра недобросовестных поставщиков, проведении проверок фактов уклонения участника размещения заказа от заключения государственного или муниципального контракта, осуществлении внеплановых проверок при рассмотрении сведений о недобросовестных поставщиках" на территориальные органы ФАС России возложены функции по рассмотрению сведений о недобросовестных поставщиках и проведению проверок фактов уклонения от заключения государственного или муниципального контракта на территории осуществления деятельности территориальных органов ФАС России.
Заказчик либо уполномоченный орган или уполномоченное учреждение, наделенные полномочиями в соответствии со статьей 26 настоящего Федерального закона, направляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, обращение о включении информации об участнике закупки или о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков не позднее чем через три рабочих дня с даты признания в соответствии с настоящим Федеральным законом участника закупки уклонившимся от заключения контракта, расторжения контракта по основаниям, указанным в части 2 настоящей статьи (ч. 4 ст. 104 Федерального закона N 44-ФЗ).
В соответствии с частью 5 статьи 104 Федерального закона N 44-ФЗ в течение пяти рабочих дней с даты поступления обращения, указанного в части 4 настоящей статьи, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, осуществляет проверку содержащихся в таком обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта либо о расторжении контракта по решению суда или об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта.
В ходе проведения проверки установлено, что 13 сентября 2023 г. на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) размещен документ "Извещение о проведении запроса котировок в электронной форме от 13.09.2023 N0134300097523000960".
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 1 779 476 рублей 39 копеек.
Протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 20.09.2023 NИЗК1 заявка ООО "Рекламные технологии" признана победителем запроса котировок.
25 сентября 2023 г. между Заказчиком и ООО "Рекламные технологии" заключен Контракт.
В соответствии с пунктом 1.1 Контракта "Поставщик обязуется передать в собственность продукты питания (Овощи маринованные) (далее - Товар) Заказчику в обусловленный настоящим Контрактом срок, согласно Спецификации (Приложение N 1 к настоящему Контракту) и Техническому заданию (Приложение N 2 к настоящему Контракту), а Заказчик обязуется принять и оплатить Товар в порядке и на условиях, предусмотренных настоящим Контрактом.".
Цена Контракта составляет 1 779 476 рублей 39 копеек.
Пунктом 1.3 Контракта установлено, что "Выполненные Подрядчиком Работы (результаты Работ) должны соответствовать требованиям технических регламентов, документов, разрабатываемых и применяемых в национальной системе стандартизации, санитарно-эпидемиологических правил и нормативов, действующих в отношении данного вида Работ, Техническому заданию (Приложение N 1 к Контракту), условиям Контракта.".
Согласно пункту 3.1 Контракта "Общий срок выполнения Работ Подрядчиком по Контракту в полном объеме:
а) начальный срок выполнения Работ по Контракту - с даты заключения Контракта;
б) конечный срок выполнения Работ по Контракту:
- демонтаж осуществляется в течение 30 (тридцати) дней с даты заключения Контракта;
- хранение демонтированных рекламных конструкций осуществляется в течение 1 (одного) месяца со дня составления акта о демонтаже и вывозе самовольно размещенной рекламной конструкции.".
Согласно пункту 2 Приложения N1 Контракта "Адреса размещения рекламных конструкций, подлежащих демонтажу, указываются Заказчиком в заказ-нарядах на демонтаж рекламных конструкций (Приложение N 1 к Техническому заданию), передаваемых Подрядчику нарочно не менее чем за 2 (два) рабочих дня до начала выполнения Работ".
В ходе рассмотрения обращения Комиссией установлено, что Заказчиком в адрес Общества выдано 7 заказов-нарядов (N001 от 02 октября 2023 г., N002 от 10 октября 2023 г., N003 от 18 октября 2023 г., N004 от 19 октября 2023 г., N005 от 23 октября 2023 г., N006 от 24 октября 2023 г., N007 от 25 октября 2023 г.) на демонтаж 141 рекламных конструкций.
В пункте 3 Приложения N1 к Контракту установлено "Требования нормативных правовых актов:
- Порядок демонтажа рекламных конструкций, установленных и (или) эксплуатирующих без разрешения, срок действия которого не истек, на территории города Иркутска, утвержденным постановлением администрации города Иркутска от 2 апреля 2019 года N 031-06-236/9 (далее - Порядок демонтажа)".
Пункт 18 Порядка демонтажа устанавливает, что "О произведенном демонтаже комитетом по экономике и стратегическому планированию администрации города Иркутска составляется акт о демонтаже и вывозе самовольно размещенной рекламной конструкции (далее - акт), в котором указываются дата, время начала и окончания работ по демонтажу, владелец демонтированной рекламной конструкции (в случае наличия сведений о таком лице), местонахождение рекламной конструкции, место временного хранения. Место временного хранения демонтированной рекламной конструкции определяется комитетом по экономике и стратегическому планированию администрации города Иркутска.
Акт подписывается лицами, указанными в пункте 17 настоящего Порядка. Подписанный акт вручается организации, осуществившей демонтаж. Один экземпляр указанного акта хранится в комитете по экономике и стратегическому планированию администрации города Иркутска.".
Таким образом, демонтаж самопроизвольной размещенной рекламной конструкции в принудительном порядке ООО "Рекламные технологии" должно было осуществлять в присутствии представителя Заказчика, для составления по результатам выполненных работ акта.
Кроме того, пунктом 4.3 Приложения N1 к Контракту установлено, что "В случае демонтажа самовольно размещенных рекламных конструкций, расположенных на земельном участке, здании или ином недвижимом имуществе, находящемся в муниципальной собственности, Подрядчик обязан произвести восстановление благоустройства земельного участка, а также фасада здания или иного недвижимого имущества, к которому была присоединена самовольно размещенная рекламная, в том виде, который существовал до ее установки и эксплуатации".
Пунктом 4.6 Приложения N1 к Контракту предусмотрено, что "Демонтаж рекламной конструкции размером 3х6 м и более должен производиться с применением специализированной техники, демонтажем фундамента, на котором была установлена рекламная конструкция, проведением планировки на месте демонтированной рекламной конструкции".
Вместе с тем, 08 декабря 2023 г. в ЕИС Обществом сформирован и подписан документ о приемке выполненных Работ по демонтажу 97 рекламных конструкций на сумму 719 325 рублей 00 копеек. К документу о приемке приложен акт выполненных Работ, фотоотчет, доверенность и счет на оплату.
13 декабря 2023 г. Заказчиком размещён мотивированный отказ от подписания документа о приемке с указанием следующих причин такого отказа: "Подрядчиком демонтаж самовольно размещенных РК осуществлялся без представителя Заказчика, Акт не составлялся, элементы крепежа, фундамента Подрядчиком не демонтированы.".
18 декабря 2023 г. ООО "Рекламные технологии" повторно сформировало и подписало документ о приемке выполненных Работ по демонтажу 74 рекламных конструкций на сумму 527 505 рублей 00 копеек.
21 декабря 2023 г. Заказчиком также был размещён мотивированный отказ от подписания документа о приемке по причинам, указанным в пункте 1 мотивированного отказа от 13 декабря 2023 г.
07 декабря 2023 г. Заказчик в адрес Общества направил претензию N905-74-1919/23.
Ответа на указанную претензию в адрес Заказчика не поступало, документов, опровергающих данный факт на обозрение Комиссии не представлено.
В силу части 8 статьи 95 Федерального закона N 44-ФЗ расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
Согласно части 9 статьи 95 Федерального закона N 44-ФЗ заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Возможность одностороннего отказа от исполнения контракта закреплена в пункте 9.4 Контракта "Контракт может быть расторгнут: по соглашению Сторон, в случае одностороннего отказа Стороны от исполнения Контракта, по решению суда.".
В связи с тем, что Обществом нарушены условия исполнения обязательств по контракту 15 декабря 2023 года Заказчиком принято и размещено в ЕИС решение об одностороннем отказе от исполнения обязательств по контракту.
Частью 12.1 статьи 95 Федерального закона N 44-ФЗ установлено, что в случае принятия заказчиком предусмотренного настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В соответствии с частью 13 статьи 95 Федерального закона N 44-ФЗ решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В десятидневный срок с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе исполнения Контракта не устранены нарушения условий контракта, послужившие основанием для принятия указанного решения.
Следовательно, решение Заказчика об одностороннем отказе от исполнения обязательств по контракту вступило в силу 26 декабря 2023 года.
Согласно нормам законодательства о контрактной системе по результатам рассмотрения представленных информации и документов, и проведения проверки выносится решение. В случае подтверждения достоверности указанных фактов уполномоченный орган выносит решение о включении информации о недобросовестном поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр. В ином случае уполномоченный орган выносит решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр (ч. 7 ст. 104 Федерального закона N 44-ФЗ, пп. "б" п. 13 Постановления Правительствам РФ N 1078).
Как следует из определений Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17 сентября 2012 года N ВАС-11617/12 и от 12 июля 2013 года N ВАС-8371/13, реестр недобросовестных поставщиков является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры размещения государственного заказа обязательств. Включение сведений о лице в реестр недобросовестных поставщиков по существу является санкцией за недобросовестное поведение данного лица.
Данная мера связана с возложением на нарушителя негативных последствий - наличие в свободном доступе информации о лице как о ненадежном поставщике (подрядчике, исполнителе), ненадлежащим образом, исполнившим принятое на себя обязательство и, как следствие, подрыв деловой репутации и возможное уменьшение в будущем количества заключенных сделок, а также выгоды от осуществления предпринимательской деятельности.
Комиссия, исследовав фактические обстоятельства дела, приходит к выводу, что при исполнении Контракта ООО "Рекламные технологии" проявило недобросовестное поведение по отношению к Заказчику, не приступило к исполнению обязательств по Контракту.
Так, принимая решение об участии в процедуре закупки для государственных и муниципальных нужд и подавая соответствующую заявку, ООО "Рекламные технологии" несет риск наступления неблагоприятных для него последствий, предусмотренных Федеральным законом N 44-ФЗ, в случае совершения им действий (бездействия) в противоречие требованиям Федерального закона N 44-ФЗ.
Действуя в рамках заключения и исполнения Контракта, участник закупки должен осознавать то обстоятельство, что он вступает в правоотношения по расходованию бюджетных средств на общественные экономически-значимые цели, что требует от него большей степени ответственности при исполнении своих обязанностей, вытекающих из конкретного контракта.
В силу статьи 2 Гражданского кодекса Российской Федерации предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность.
При этом, участие лиц в государственных и муниципальных закупках, проводимых в рамках Федерального закона N 44-ФЗ, является добровольным, следовательно, прежде чем подать заявку на участие в такой закупке и принять участие в ее проведении, лицо должно оценить свои возможности по исполнению контракта, а также проанализировать наличие у него необходимых ресурсов для исполнения контракта, в случае, если данное лицо будет признано победителем закупки.
Комиссия, исследовав обстоятельства дела, доводы Заказчика, приходит к выводу о виновности участника закупки в ненадлежащем исполнении своих обязательств, предусмотренных Контрактом, о недобросовестном характере его поведения.
Согласно пункту 3 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации, если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств.
Сложившаяся правоприменительная практика относит к непреодолимой силе такие чрезвычайные события, как землетрясение, извержение вулкана, наводнение, засуха, ураган, цунами, сель, а также военные действия, эпидемии, крупномасштабные забастовки, техногенные аварии и другие обстоятельства, при наличии которых нормальный ход развития экономических и правовых отношений невозможен.
Если иное не предусмотрено законом, обстоятельство признается непредотвратимым, если любой участник гражданского оборота, осуществляющий аналогичную с должником деятельность, не мог бы избежать наступления этого обстоятельства или его последствий.
Не могут быть признаны непреодолимой силой обстоятельства, наступление которых зависело от воли или действий стороны обязательства, например, отсутствие у должника необходимых денежных средств, нарушение обязательств его контрагентами, неправомерные действия его представителей.
Указанная позиция изложена в пункте 8 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2016 N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств".
Также по мнению Верховного суда РФ под чрезвычайностью понимается исключительность, выход за пределы "нормального", обыденного, необычайность для тех или иных жизненных условий, что не относится к жизненному риску и не может быть учтено ни при каких обстоятельствах. Чрезвычайный характер непреодолимой силы не допускает квалификации в качестве таковой любого жизненного факта, ее отличие от случая в том, что она имеет в основе объективную, а не субъективную непредотвратимость (определение Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2015 года N 306-ЭС14-7853 по делу N А65-29455/2013).
Доказательства, свидетельствующие о невозможности ООО "Рекламные технологии" осуществить поставку товара в соответствии с условиями Контракта либо доказательства того, что невозможность исполнения Контракта стала следствием непреодолимой силы, противоправных действий третьих лиц, ООО "Рекламные технологии" не представлены, Комиссией самостоятельно не добыто.
Наличие иных не зависящих от ООО "Рекламные технологии" причин, препятствовавших ему надлежащим образом исполнить свои обязательства по Контракту, в ходе рассмотрения обращения не установлено.
Кроме того, ООО "Рекламные технологии", при подаче заявки на участие в электронном аукционе, согласилось на участие в данном аукционе со всеми условиями, указанными Заказчиком в извещении и документации об электронном аукционе.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу о том, что ООО "Рекламные технологии" не исполнены надлежащим образом обязанности, предусмотренные Контрактом в отсутствие обстоятельств непреодолимой силы и объективно препятствующих причин, что однозначно свидетельствует о наличии в действиях ООО "Рекламные технологии" как лица, профессионально занимающегося предпринимательской деятельностью, поведения виновного и недобросовестного характера, о не проявлении надлежащей осмотрительности и заботливости относительно прав и законных интересов Заказчика, об отсутствии действий по принятию всех необходимых мер для исполнения предусмотренных контрактом обязанностей.
Учитывая соблюдение Заказчиком процедуры расторжения Контракта, а также принимая во внимание поведение ООО "Рекламные технологии", выразившееся в ненадлежащем исполнении принятых на себя обязательств, что привело к неисполнению в установленный срок Контракта, и, как следствие, к неэффективному использованию бюджетных средств, у Комиссии Иркутского УФАС имеются все основания для включения сведений ООО "Рекламные технологии" в реестр недобросовестных поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
На основании изложенного, руководствуясь статьей 104 Федерального закона от 05 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", постановлением Правительства Российской Федерации от 31 июня 2021 года N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - постановление Правительства Российской Федерации Российской Федерации от 31 июня 2021 года N 1078), Комиссия
РЕШИЛА:
1. Сведения, представленные заказчиком в отношении Общества с ограниченной ответственностью "Рекламные технологии" ("_"), в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) включить сроком на 2 года.
2. Сведения об учредителе Общества с ограниченной ответственностью "Строительно-проектное объединение "Рекламные технологии" ("_"), о лице, исполняющем функции единоличного исполнительного органа Общества с ограниченной ответственностью "Рекламные технологии" ("_") в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) включить сроком на 2 года.
3. Копии решения направить сторонам по обращению.
Решение, принятое по результатам рассмотрения обращения заказчика, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня его принятия.
Председатель комиссии: "_"
Члены комиссии: "_"
"_"
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области от 15 января 2024 г.
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 15.01.2024