Резолютивная часть решения объявлена 16 января 2024 года.
Решение в полном объеме изготовлено 18 января 2024 года.
Комиссия Иркутского УФАС России по контролю соблюдения законодательства о закупках, торгах, порядке заключения договоров, порядке осуществления процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства (далее - Комиссия) в составе:
Председатель Комиссии "...";
Члены Комиссии: "..";
при участии представителя Индивидуального предпринимателя "_" (далее - "...", индивидуальный предприниматель) "_",
при участии представителя Отделения фонда пенсионного и социального страхования РФ по Иркутской области (далее - Заказчик) - "_";
рассмотрев обращение Заказчика о включении информации в отношении Индивидуального предпринимателя Индивидуального предпринимателя "_" в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - Реестр) в связи с принятием решения об одностороннем отказе от исполнения контракта по результатам проведения электронного аукциона "Оказание услуг по техническому обслуживанию и регламентно-профилактическому ремонту систем кондиционирования (кондиционеров) и вентиляции в зданиях ОСФР по Иркутской области", извещение N0234100000123000079 , в соответствии со статьей 104 Федерального закона от 05 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закона N44-ФЗ), постановлением Правительства Российской Федерации Российской Федерации от 31 июня 2021 года N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление Правительства РФ N 1078), и в результате проведения внеплановой проверки в соответствии пунктом 5 части 15 статьи 99 Федерального закона N 44-ФЗ,
УСТАНОВИЛА:
в Иркутское УФАС России 10 января 2024 года поступило обращение Заказчика о включении информации в отношении "..." в Реестр.
В своем обращении Заказчик указывает, что "..." допущены существенные нарушения условий по государственному контракту на оказание услуг по техническому обслуживанию и регламентно-профилактическому ремонту систем кондиционирования (кондиционеров) и вентиляции в зданиях ОСФР по Иркутской области от 24 апреля 2023 года, в связи с чем Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта и направлено рассматриваемое обращение о включении информации об Обществе в Реестр.
"..." представлены письменные объяснения, в которых указано, что Индивидуальным предпринимателем предпринимались все меры для исполнения контракта, указанные действия, по мнению "...", подтверждают добросовестность при исполнении контракта.
В ходе рассмотрения обращения Комиссия установила, что Заказчиком 31 марта 2023 года на официальном сайте Российской Федерации в сети Интернет для размещения информации о размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг размещено Извещение N0234100000123000079 о проведении электронного аукциона "Оказание услуг по техническому обслуживанию и регламентно-профилактическому ремонту систем кондиционирования (кондиционеров) и вентиляции в зданиях ОСФР по Иркутской области" (далее - извещение).
Начальная (максимальная) цена контракта составила 1 359 950 рублей 13 копеек.
Протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 12.04.2023 NИЭА1 победителем данной закупки признана "..."
В соответствии со статьей 51 Федерального закона N44-ФЗ 24 апреля 2023 года между Заказчиком и "..." заключен государственный контракт оказание услуг по техническому обслуживанию и регламентно-профилактическому ремонту систем кондиционирования (кондиционеров) и вентиляции в зданиях ОСФР по Иркутской области (далее - Контракт).
В пункте 1.1 Контракта установлено, что Исполнитель по заданию Заказчика обязуется в установленный Контрактом срок оказать услуги (далее - услуги) по техническому обслуживанию и регламентно-профилактическому ремонту систем кондиционирования (кондиционеров) и вентиляции в зданиях ОСФР по Иркутской области в соответствии с Описанием объекта закупки (Приложение N1 к Контракту), а Заказчик обязуется принять оказанные услуги и оплатить их.
Пунктом 2.1 Контракта установлено, что Услуги оказываются с момента заключения контракта, до 30 ноября 2023 г. в соответствии с графиком технического обслуживания, указанным в Описании объекта закупки (приложение N1 к настоящему Контракту), являющегося неотъемлемой частью Контракта.
Таким образом, с учетом вышеназванных положений Контракта "..." необходимо было оказывать услуги с 24 апреля 2023 года по 30 ноября 2023 года.
Комиссия Иркутского УФАС России исследовав представленные документы, установила следующее.
14 июля 2023 года Заказчик в адрес "..." направляет письмо исх. NЕД-38-65/62358 в котором указывает по состоянию на 12 июля 2023 г. техническое обслуживание и регламентно-профилактический ремонт систем кондиционирования (кондиционеров) и вентиляции не произведен и не предоставлены Акты о проведении технического обслуживания по следующим адресам:
1) по Контракту от 24.04.2023 г. N489:
- г. Иркутск, ул. Декабрьских Событий, 92;
- г. Иркутск, ул. Ямская, д. 35А;
- г. Иркутск, ул. Советская, д. 109 "б";
- г. Иркутск, г. Иркутск, ул. Тимирязева, 35;
- г. Иркутск, г. Иркутск, Свердлова, 41;
- г. Иркутск, ул. Сибирских Партизан, д. 22;
- Иркутская область, г. Братск, ул. Комсомольская, д. 42А;
12 сентября 2023 года и 08 августа 2023 года Заказчик в адрес "..." направляет требования произвести в кратчийшие сроки техническое обслуживание кондиционеров по ул: г. Иркутск, ул. Декабрьских Событий, 92 по государственному контракту от 24.04.2023 г. N489.
В силу части 8 статьи 95 Федерального закона N44-ФЗ расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
Пунктом 12.6 Контракта предусмотрено, что расторжение Контракта допускается по соглашению Сторон, по решению суда или в связи с односторонним отказом Стороны от исполнения Контракта в соответствии с действующим законодательством.
Согласно части 9 статьи 95 Федерального закона N44-ФЗ заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Исходя из положений части 9 статьи 95 Федерального закона N44-ФЗ заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Согласно части 1 статьи 2 Федерального закона N 44-ФЗ, законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается, в том числе на положениях Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ).
Статьей 309 ГК РФ установлено, что обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
В соответствии со статьей 310 ГК РФ односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных законодательством.
Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.
18 декабря года в связи с тем, что по состоянию на эту дату "..." в полном объёме не исполнены обязательства по Контракту, Заказчиком принято решение об одностороннем отказе Заказчика от исполнения контракта.
Порядок расторжения контракта в одностороннем порядке урегулирован частью 12.1 статьи 95 Федерального закона N 44-ФЗ.
Так, согласно части 12.1 статьи 95 Федерального закона N 44-ФЗ в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Комиссией установлено, что решение о расторжении контракта размещено Заказчиком в ЕИС 18 декабря 2023 года, что считается надлежащим уведомлением Общества о расторжении с ним Контракта в одностороннем порядке.
Согласно части 13 статьи 95 Федерального закона N44-ФЗ решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Таким образом, с учетом положений части 13 статьи 95 Федерального закона N44-ФЗ решение Заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступило в силу 28 декабря 2023 года.
Следовательно, решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступило в силу и контракт считается расторгнутым с 28 декабря 2023 года.
Комиссией Иркутского УФАС России исходя из представленных материалов установлено, что между Заказчиком и Исполнителем велась переписка, из которой также следует, что Индивидуальным предпринимателем услуги велись и исполнялись.
Комиссией установлено, что оказанные услуги по рассматриваемому контракту частично выполнены, о чем свидетельствуют документы об приемки N67 от 28.04.2023 г. на сумму 67 424 рублей 14 копеек, N85 от 28.07.2023 г. на сумму 5 514 рублей 24 копеек, N88 от 03.08.2023 г. на сумму 18 477 рублей 45 копеек, N87 от 03.08.2023 г. на сумму 61 770 рублей 59 копеек, N94 от 18.08.2023 г. на сумму 37 141 рублей 78 копеек, N96 от 18.08.2023 г. на сумму 8143 рублей 91 копеек, N97 от 05.09.2023 г. на сумму 46 690 рублей 20 копеек, N96 от 01.09.2023 г. на сумму 185 770 рублей 48 копеек, N 101 от 26.09.2023 г. на сумму 43 241 рублей 97 копеек, N 108 от 24.10.2023 г. на сумму 90 831 рублей 21 копеек, N 107 от 16.10.2023 г. на сумму 48 581 рублей 94 копеек, N 110 от 01.11.2023 г. на сумму 122 588 рублей 55 копеек, N 111 от 02.11.2023 г. на сумму 70 773 рублей 14 копеек, N 117 от 10.11.2023 г. на сумму 25 679 рублей 61 копеек, N 116 от 10.11.2023 г. на сумму 45 351 рублей 07 копеек, N 116 от 10.11.2023 г. на сумму 45 351 рублей 07 копеек.
Комиссия Иркутского УФАС России приходит к выводу, что "..." при исполнении своих обязательств допущены нарушения условий Контракта, однако Комиссия полагает, что "..." оказаны услуги на сумму 889 087 рублей 40 копеек, что не может свидетельствовать о недобросовестности Индивидуального предпринимателя.
Комиссией исследован вопрос о добросовестности "..." в частности исследован реестр контрактов единой информационной системы, согласно которому "..." исполнено более 200 контрактов, заключенных в рамках Федерального закона N44-ФЗ, что безусловно свидетельствует о добросовестности "...", как лица исполняющего обязательства по контракту в сфере государственных закупок.
Анализ материалов данного дела показал, что Индивидуальным предпринимателем были предприняты все возможные меры для исполнения условий Контракта в срок, однако поставка некоторых запчастей для ремонта, требуемых для обслуживания вытяжных систем вентиляции в установленные Контрактом сроки не была осуществлена, в связи со сложностями приобретения.
Учитывая вышеизложенное, представленные в материалы дела информация и сведения свидетельствуют о направленности действий Индивидуального предпринимателя на соблюдение условий Контракта, что не позволяет сделать вывод о наличии в действиях "..." недобросовестного поведения или злонамеренного уклонения от исполнения Контракта или несоблюдения его условий.
Часть 7 статьи 104 Федерального закона N44-ФЗ устанавливает, что в течение пяти рабочих дней с даты поступления документов и информации, указанных в статье 104 Федерального закона N44-ФЗ, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, осуществляет проверку содержащихся в указанных документах и информации фактов.
Пункт 13 Постановления Правительства РФ от 30.06.2021 г. N1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление Правительства РФ N1078) определяет, что орган контроля не позднее пяти рабочих дней со дня, следующего за днем поступления обращения, рассматривает обращение, проводит проверку содержащихся в обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта либо о расторжении контракта по решению суда или об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, а также внеплановую проверку, предусмотренную пунктом 5 части 15 статьи 99 Федерального закона.
Федеральный закон N44-ФЗ и Постановление Правительства РФ от 30.06.2021 г. N1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" не позволяют продлевать сроки рассмотрения таких обращений.
Из толкования, данного Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации и Конституционным судом Российской Федерации, следует, что при рассмотрении вопроса о включении сведений в реестр недобросовестных поставщиков уполномоченному органу фактически необходимо исследовать текущее состояние и историю гражданских правоотношений между заказчиком и участником закупки, дать правовую оценку не только их действиям (бездействию), выявить последствия таких действий (бездействия), но также проанализировать качество результатов исполнения своих обязательств и влияние внешних факторов на процесс исполнения контракта.
Помимо этого, в силу Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, осуществляет проверку только представленных заказчиком документов и информации.
По смыслу статьи 104 Федерального закона N44-ФЗ, реестр недобросовестных поставщиков с одной стороны является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры размещения государственного или муниципального заказа обязательств. При этом одним из последствий включения в реестр недобросовестных поставщиков (в качестве санкции за допущенное нарушение) может являться ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в торгах по размещению государственного и муниципального заказа (часть 2 статьи 104 Федерального закона N 44-ФЗ).
С другой стороны, реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования отношений, определенных в общих положениях законодательства в сфере закупок, по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере размещения заказов, следовательно, является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
При этом, ни Федеральный закон N44-ФЗ, ни Постановление Правительства РФ N1078 не содержат безусловной обязанности уполномоченного органа включать представленные заказчиком сведения о поставщике в соответствующий реестр без оценки его действий в каждом конкретном случае.
Как указывает Арбитражный суд Московского округа в своем Постановлении от 08.06.2017 NФ05-4878/2017 по делу NА40-157217/2016 основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое уклонение лица от заключения контракта или от исполнения условий контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приведшее к невозможности заключения контракта с этим лицом как признанного победителем конкурса и нарушающее права заказчика относительно условий (выявленных им как лучшие) и срока исполнения контракта.
Аналогичные признаки недобросовестности отражены в Постановлении ФАС Московского округа от 23.08.2011 г. по делу NА40-6025/11-147-67, Постановлении Девятого Арбитражного апелляционного суда от 23.04.2015 г. по делу NА40-174348/14, Постановлении Арбитражного суда Поволжского округа от 22.04.2016 г. по делу NА49-6535/2015, Постановлении Девятого Арбитражного апелляционного суда от 25.07.2016 г. по делу NА40-228354/15, Постановлении Четвертого Арбитражного апелляционного суда от 22.02.2018 г. по делу NА58-8083/2017.
Конституционный Суд Российской Федерации в своих судебных актах неоднократно указывал, что применяемые государственными органами санкции, в том числе штрафного характера, должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, в том числе соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционно защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения (Постановления от 30.07.2001 N13-П, от 21.11.2002 N15-П, Определения от 07.06.2001 N139-О, от 07.02.2002 N16-О). Такой правовой подход подлежит применению и в данном случае, учитывая, что последствия по применению санкции в виде включения сведений о лице в реестр недобросовестных поставщиков могут иметь более негативный экономический характер, чем наложение штрафа.
Одним из последствий такого включения (в качестве санкции за допущенное нарушение) может являться ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в торгах по размещению государственного и муниципального заказов.
В частности, на основании части 1.1 статьи 31 Федерального закона N 44-ФЗ заказчик вправе установить требование об отсутствии в реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) информации об участнике закупки, в том числе информации об учредителях, о членах коллегиального исполнительного органа, лице, исполняющем функции единоличного исполнительного органа участника закупки - юридического лица.
По смыслу статьи 55 Конституции Российской Федерации, введение ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционное право, исходя из общих принципов права, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепляемым целями охраняемым законным интересам, а также характеру совершенного деяния.
Следовательно, при рассмотрении вопроса о признании участника закупки уклонившимся от исполнения условий контракта антимонопольный орган не должен ограничиваться формальным установлением факта нарушения Закона о контрактной системе либо наличием решения заказчика об одностороннем расторжении контракта, а обязан всесторонне исследовать все обстоятельства дела, дав оценку существенности нарушения, степени вины поставщика (подрядчика, исполнителя), правомерности принятия заказчиком решения об одностороннем расторжении контракта.
Необходимым условием является наличие в представленных материалах фактов, подтверждающих недобросовестность поставщика (подрядчика, исполнителя), то есть размещение сведений об участнике размещения закупки в реестре недобросовестных поставщиков осуществляется лишь в случае, если антимонопольный орган в результате проведенной проверки выявит обстоятельства, свидетельствующие о направленности действий участника на несоблюдение условий контракта.
Таким образом, в рамках рассмотрения обращения о включении в реестр недобросовестных поставщиков, подрядчиков, исполнителей "..." при исполнении своих обязательств, предусмотренных контрактом, ввиду отсутствия достаточного количества доказательств, подтверждающих недобросовестность "...", объективно оценить достоверность доводов Заказчика без дополнительного исследования обстоятельств, приведших к ненадлежащему исполнению контракта невозможно в виду наличия многочисленных вопросов, связанных с исполнением обязательств по контракту.
Комиссия Иркутского УФАС России приходит к выводу об отсутствии оснований для включения сведений в отношении "..."
На основании изложенного, руководствуясь статьей 104 Федерального закона от 05.04.2013 г. N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Постановлением Правительства РФ от 25.11.2013 N1062 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)", Комиссия Иркутского УФАС России,
РЕШИЛА:
1. Сведения, представленные заказчиком в отношении ".." ("_") в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) не включать;
2. Копии решения направить сторонам по обращению.
Решение, принятое по результатам рассмотрения обращения заказчика, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области от 18 января 2024 г.
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 18.01.2024