Резолютивная часть решения объявлена 17.01.2024 года.
Решение в полном объеме изготовлено 19.01.2024 года.
Комиссия Иркутского УФАС России по контролю соблюдения законодательства о закупках, торгах, порядке заключения договоров, порядке осуществления процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства (далее - Комиссия) в составе:
Председатель Комиссии: "...";
Члены Комиссии: "...";
в присутствии представителей МБОУ "СОШ N10 с углубленным изучением отдельных предметов (далее - Заказчик) - "...";
в присутствии представителей надлежащим образом уведомленных о времени и месте рассмотрения обращения Общества с ограниченной ответственностью "Династия 38" (далее - ООО "Династия 38", Общество) - "...";
рассмотрев обращение Заказчика о включении информации в отношении ООО "Династия 38" в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - Реестр) в связи с принятием решения об одностороннем отказе от исполнения контракта по результатам проведения электронного аукциона "Капитальный ремонт объекта образования и благоустройство прилегающей территории здания, расположенного по адресу: город Ангарск, квартал 58, дом 35", извещение N 0134200000123001905, в соответствии со статьей 104 Федерального закона от 05 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закона N 44-ФЗ), постановлением Правительства Российской Федерации Российской Федерации от 31 июня 2021 года N1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - постановление Правительства Российской Федерации от 31 июня 2021 года N1078), и в результате проведения внеплановой проверки в соответствии пунктом 5 части 15 статьи 99 Федерального закона N 44-ФЗ,
УСТАНОВИЛА:
в Иркутское УФАС России 10 января 2024 года поступило обращение Заказчика о включении информации в отношении Общества в Реестр.
В своем обращении Заказчик указывает, что ООО "Династия 38" допущены существенные нарушения условий по муниципальному контракту N 2412 от 23 мая 2023 года на капитальный ремонт объекта образования и благоустройство прилегающей территории здания, расположенного по адресу: город Ангарск, квартал 58, дом 35, в связи с чем Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта и направлено рассматриваемое обращение о включении информации об Обществе в Реестр.
ООО "Династия 38" представлены письменные пояснения об обстоятельствах, послуживших основанием для принятия Заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, запрашиваемые в уведомлении N 038/29/24 от 11.01.2024 г. Иркутского УФАС России.
В ходе рассмотрения обращения Комиссия установила, что Заказчиком 19 апреля 2023 года на официальном сайте Российской Федерации в сети Интернет для размещения информации о размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг размещено Извещение N 0134200000123001905 о проведении электронного аукциона "Капитальный ремонт объекта образования и благоустройство прилегающей территории здания, расположенного по адресу: город Ангарск, квартал 58, дом 35" (далее - извещение).
Начальная (максимальная) цена контракта составила 285 205 930 рублей 00 копеек.
Протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 11.05.2023 NИЭА1 победителем данной закупки признано ООО "Династия 38".
В соответствии со статьей 51 Федерального закона N 44-ФЗ 23 мая 2023 года между Заказчиком и Обществом заключен муниципальный контракт на капитальный ремонт объекта образования и благоустройство прилегающей территории здания, расположенного по адресу: город Ангарск, квартал 58, дом 35 (далее - Контракт).
В пункте 1.1 контракта установлено, что Подрядчик обязуется по заданию Заказчика выполнить работы по капитальному ремонту объекта образования и благоустройство прилегающей территории здания, расположенного по адресу: город Ангарск, квартал 58, дом 35 (далее - Работы) в объеме, установленном Техническим заданием (Приложение N 1), Сводным сметным расчетом стоимости строительства N ССРСС, локальными и объектными сметными расчетами (сметами) NN ОС 02-01, ОС 07-01, ЛСР 01-01, ЛСР 03-01, ЛСР 04-01, ЛСР 05-01-01, ЛСР 05-01-02, ЛСР 09-01, ЛСР 09-02, ЛСР 09-03, а Заказчик обязуется принять и оплатить выполненные Работы в порядке и на условиях, предусмотренных Контрактом.
Согласно пункту 2.2 Контракта, цена Контракта составляет 235 888 888 рублей 88 копеек.
Цена этапов выполнения Работ:
1. Цена первого этапа составляет 126 090 741 рублей 67 копеек;
2. Цена второго этапа составляет 109 798 147 рублей 21 копейка.
Пунктом 3.1 Контракта установлены, следующие сроки выполнения работ: Общий срок выполнения Работ Подрядчиком по Контракту в полном объеме в соответствии с графиком выполнения работ (приложение N2):
- начало выполнения Работ: с даты заключения Контракта
- окончание выполнения Работ: 20.12.2024 года.
Пунктом 3.1 Контракта предусмотрено, что Подрядчик выполняет Работы в соответствии с Графиком выполнения работ (Приложение N 2 к Контракту).
Согласно Приложению N 2 к Контракту "График выполнения работ" установлены, следующие сроки выполнения работ:
1 этап работ - с момента заключения муниципального контракта по 20 декабря 2023 года.
2 этап работ - с 01 января 2024 года по 20 декабря 2024 года.
Таким образом, с учетом вышеназванных положений Контракта Обществу по первому этапу необходимо было выполнить предусмотренные Контрактом работы с 23 мая 2023 по 20 декабря 2023 года, 2 этап работ - с 01 января 2024 года по 20 декабря 2024 года.
Комиссия Иркутского УФАС России исследовав представленные документы, установила следующее.
28 июня 2023 года Заказчик направляет в адрес Общества письмо (N 672 от 28.06.2023) о предоставлении графике производств работ.
12 июля 2023 года между Заказчиком и Обществом заключено Дополнительное соглашение к Контракту N 2412 от 23 мая 2023 года:
1.1.Пункт 2.6 раздела 2 контракта изложить в следующей редакции: "2.6. Заказчик производит выплату авансового платежа на расчетный счет Подрядчика на первом этапе выполнения Работ 12,09% от цены контракта, что составляет 15 244 370,67 рублей 67 копеек, на втором этапе выполнения Работ 12,09 % от цены контракта, что составляет 13 274 596,00 рублей 00 копеек.
04 сентября 2023 года Заказчик направляет в адрес Общества письмо (N 967 от 04.09.2023) о корректировки графика производств работ.
22 сентября 2023 года Заказчик направляет письмо (N1107 от 22.09.2023) о том, что представленные 10 июля 2023 года и 14 сентября 2023 года уточненные графики производства работ ООО "Династия 38" специалистами "Службы муниципального хозяйства" не согласованы, так как работы по благоустройству территории, установке малых форм должны выполняться при среднесуточной температуре воздуха +10 градусов.
В графике период проведения данных работ указан ноябрь и декабрь месяц. Работы по установке ограждения запланированы на ноябрь месяц. Информации о приобретении ограждения не представлена.
Заказчиком в письме отражено, что работы по установке систем отопления не начинались, в то время как графиком выполнения работ предусмотрены на сентябрь и октябрь 2023 года.
Также, на дату 21 сентября 2023 года Обществом установлено только 19 окон на фасаде здания (2 и 3 этаж).
Закончен демонтаж кровли, а работы по устройству крыши начаты только по осям М-Р/ 1-3 и У-Ф /5-8 (уложены слои до стяжки). По осям Х-Ц/14-16 работы не начаты (графиком запланированы на сентябрь). Остальные участки крыши (по осям М-Х/ 14-18 и П-Ц/1-6) запланированы на октябрь, ноябрь 2023 года.
26 сентября 2023 года Заказчик направляет в адрес Общества письмо (N 1117 от 26.09.2023) о том, что ООО "Династия 38" необходимо в срок до 02 октября 2023 года приступить к работам по исполнению Контракта, так как с 18 сентября 2023 года работы по капитальному ремонту здания не ведутся.
Согласно письму МКУ "Служба муниципального хозяйства" от 31 октября 2023 года (N ОКР-23/1846 от 31.10.2023) ООО "Династия 38" о несогласовании производства работ ввиду сорванными сроками Обществом по объемам работ: демонтажные работы, ремонт кровель, установка оконных блоков, ремонт приямков, наружное электроосвещение, монтаж водомерного узла, благоустройство территории.
09 ноября 2023 года Общество направило в адрес Заказчика письмо (N 38/23-198 от 09.11.2023) о приостановке работ ввиду выявления обстоятельств, которые могут оказать негативное влияние на годность или прочность результатов выполняемых работ или невозможность их завершения в установленный контрактом срок.
В связи с нарушением срока выполнения работ по Контракту, Заказчиком принято решение о расторжении контракта в одностороннем порядке.
В соответствии с информацией, представленной сторонами, Комиссией Иркутского УФАС России установлено, что по состоянию на 29 декабря 2023 года ООО "Династия 38" обязательства по Контракту были исполнены обществом по первому этапу работ на 30%. Таким образом, на момент принятия Заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения Контракта, сроки для его исполнения истекли (1 этап), работы не исполнены, неоднократные требования Заказчика о выполнении работ остались без удовлетворения.
В силу части 8 статьи 95 Федерального закона N44-ФЗ расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
Исходя из положений части 9 статьи 95 Федерального закона N44-ФЗ заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Согласно части 1 статьи 2 Федерального закона N 44-ФЗ, законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается, в том числе на положениях Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ).
В соответствии со статьей 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требования закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствиями с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Согласно части 2 статьи 715 ГК РФ если подрядчик не приступает своевременно к исполнению договора подряда или выполняет работу настолько медленно, что окончание ее к сроку становится явно невозможным, заказчик вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения убытков.
Пунктом 9.4 Контракта предусмотрено, что контракт может быть расторгнут: по соглашению Сторон, в случае одностороннего отказа Стороны от исполнения Контракта, по решению суда.
По состоянию на 29 декабря 2023 года ООО "Династия 38" не исполнены в полном объеме обязательства по 1 этапу муниципального Контракта, в связи с отставанием от графика производства работ на столько, что окончить 1 этап строительно-монтажных работ в срок становилось невозможным, заказчиком принято решение об одностороннем отказе Заказчика от исполнения муниципального контракта на капитальный ремонт объекта образования и благоустройство прилегающей территории здания, расположенного по адресу: город Ангарск, квартал 58, дом 35.
Порядок расторжения контракта в одностороннем порядке урегулирован частью 12.1 статьи 95 Федерального закона N44-ФЗ.
Так, согласно части 12.1 статьи 95 Федерального закона N44-ФЗ в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Комиссией установлено, что решение о расторжении контракта сформировано Заказчиком в ЕИС 29 декабря 2023 года, что считается надлежащим уведомлением ООО "Династия 38" о расторжении с ним Контракта в одностороннем порядке.
Согласно части 13 статьи 95 Федерального закона N44-ФЗ решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Таким образом, с учетом положений части 13 статьи 95 Федерального закона N44-ФЗ решение Заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступило в силу 10 января 2024 года.
Следовательно, решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступило в силу и контракт считается расторгнутым с 10 января 2024 года.
Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 настоящей статьи. Данное правило не применяется в случае повторного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, которые в соответствии с гражданским законодательством являются основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта (часть 14 статьи 95 Федерального закона N 44-ФЗ).
Из материалов дела установлено, что по состоянию на 29 декабря 2023 года (дата принятия решения об одностороннем расторжении контракта) Обществом предусмотренные 1 этапом (от 23 мая 2023 года до 20 декабря 2023 года) Контракта работы не выполнены в установленный Контрактом срок.
Установлено, что по состоянию на 29 декабря 2023 года Обществом исполнены работы на 33 664 915 рублей 20 копеек, указанные работы выполнены Обществом с существенным нарушением условий муниципального контракта (1 этап работ не был выполнен в установленный Контрактом срок).
Согласно нормам законодательства о контрактной системе по результатам рассмотрения, представленных информации и документов, и проведения проверки выносится решение. В случае подтверждения достоверности указанных фактов уполномоченный орган выносит решение о включении информации о недобросовестном поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр. В ином случае уполномоченный орган выносит решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр (часть 7 статьи 104 Федерального закона N44-ФЗ, подпункт "б" пункта 13 Постановления Правительствам РФ N1078).
Как следует из определений Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17 сентября 2012 года N ВАС-11617/12 и от 12 июля 2013 года NВАС-8371/13, реестр недобросовестных поставщиков является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры размещения государственного заказа обязательств. Включение сведений о лице в реестр недобросовестных поставщиков по существу является санкцией за недобросовестное поведение данного лица.
Данная мера связана с возложением на нарушителя негативных последствий - наличие в свободном доступе информации о лице как о ненадежном поставщике (подрядчике, исполнителе), ненадлежащим образом, исполнившим принятое на себя обязательство и, как следствие, подрыв деловой репутации и возможное уменьшение в будущем количества заключенных сделок, а также выгоды от осуществления предпринимательской деятельности.
Комиссия, исследовав фактические обстоятельства дела, приходит к выводу, что при исполнении Контракта ООО "Династия 38" проявило недобросовестное поведение по отношению к Заказчику, не исполнило в установленные сроки свои обязательства по Контракту.
Согласно представленным письменным и устным пояснениям ООО "Династия 38", приостановка выполнения работ была связана с виновными действиями со стороны заказчика, выразившимися в непредоставлении в срок исходных данных. Оценка возможности выполнения работ в объемах, и в сроки, указанные в Контракте, с учетом отставания от графика выполнения работ, не проводилась, более того, была вызвана объективными причинами: отсутствием достоверной и полной проектно-сметной документации.
09 ноября 2023 года Обществом были приостановлены работы по контракту в виду следующих причин:
1. Проектной документацией предусмотрены два индивидуальных тепловых пункта. Было выявлено, что одна ветка от ТК-ба до столовой (труба ввода диаметром 57 мм) не работает, а второй ветки между домами N 27 и N 32 (труба диаметром 76 мм) недостаточно для обеспечения необходимой нагрузки для отопления всего здания. У Подрядчика отсутствует возможность самостоятельного подключения временного теплового пункта, а также Заказчиком до настоящего времени не разработан проект измененных тепловых пунктов, технические решения не выданы Подрядчику, что делает невозможным исполнение Контракта в установленные сроки, по независящим от Подрядчика причинам.
1. При выполнении демонтажных работ на кровле в осях М-Р-Х/14-18 общей площадью S-591 м2, было выявлено, что фактическое состояние кровель не соответствует проектному решению ООО "АПМ" в разделе 01.03-21-АС лист 107-114.
Так же при выполнении демонтажных работ на кровле в осях П-Ц/1/1-6, общей площадью S-657,7 м2 было выявлено, что фактически плита перекрытия кровли состоит из двух частей, где плита перекрытия в осях Т-Ц/1/1-3 (S=380,14 м2) выполнена из ребристых плит и превышает на 540 мм плиту перекрытия в осях П-Ц/3-6 и П-Т/1/1-3 (S=277,56 м2) сборно-монолитную с заполнением из шлакобетонных блоков.
2. Письмом от 08.06.2023 г. N 38/23-54 Подрядчик направил Заказчику вопросы к рабочей документации по благоустройству прилегающей территории здания, расположенного по адресу: г. Ангарск, квартал 58, дом 35, не позволяющие своевременно выполнить работы, в частности:
- согласно проекту 01-03.21-ГП не предусмотрено устройство подпорных стен, необходимых из-за разницы в высотных значениях между спортивной площадкой, строением N3 и домами ИЖС, которая преследует защитные функции территории от сползания грунта (схему прилагаем);
- в сметной документации не учтены работы по демонтажу МАФ на спортивной площадке (ворота, турники и др.);
- в проекте 01-03.21-АС 1 и сметной документации не учтены работы по снятию грунта строения N3 (гараж) для устройства отмостки по оси Г/3;
- в проектной и сметной документации не учтены работы по ремонту ограждения (вдоль ул. Ленина).
5. В процессе выполнения демонтажных работ было выявлено, что при отбивке штукатурного слоя с потолков и демонтажа межэтажного покрытия были зафиксированы несоответствия проектных решений в части конструктивного исполнения перекрытий, а именно: междуэтажные перекрытия выполнены из шлакоблоков с включением монолитных участков. При ведении демонтажных работ выпадают шлакоблоки в результате чего началось частичное разрушение перекрытий.
6. 19.06.2023 года Подрядчиком в адрес Заказчика было направлено письмо N 38/23-65, в котором Подрядчик уведомил, что проектом 01-03.21-ЭН "Наружное электроосвещение" предусмотрена прокладка силового кабеля с алюминиевыми жилами, с ПВХ изоляцией в ПВХ оболочке бронированный стальными лентами АВВБ 5x16 мм2 (лист 1 РД 01-03.21-ЭН.С). учтенный в сметную документацию п. З ЛСР 07-01-05 - кабель силовой с алюминиевыми жилами АВВГ (незащищенный провод, без оболочки).
Тем не менее, согласно материалам дела и устным пояснениям Заказчика установлено следующее:
1. 08 августа 2023 года участком тепловых сетей ТЭЦ-9 выявлены обстоятельства о признании теплосети от ТК-ба до столовой (врезка N 1) не работоспособной, в октябре 2023 года ими проводились работы по замене теплосети между домами N 27 и N 32 до стены объекта капитального ремонта. Труба диаметром 76 мм заменена на трубу диаметром 89 мм. Работы окончены в конце октября 2023 года. Таким образом, несоответствия в части проектно-сметной документации были исключены и ничего не препятствовало Обществу выполнению работ.
2. ООО "Династия 38" разработано и согласовано техническое решение по устройству подпорной стенки. Проектировщиком выдана уточненная проектно-сметная документация в части 01-03.21-ГП. Работы по устройству подпорной стенки и устройству ограждения Обществом начаты.
3. Согласно протоколу Совещания от 08 ноября 2023 года ООО "Династия 38" было дано поручение приобрести кабель ВБШвнг (A)-LS 4x185 mc(N)-1 в количестве 125 метров. Договор на поставку кабеля от 18.10.2023 Обществом подписан 27.11.2023, что подтверждается письмом N 38/23-234 от 30.11.2023 и документами к письму б/н от 04.12.2023. 06.12.2023 (исх. N 2040). Тем самым, ООО "Династия 38" получено поручение о приобретении кабеля 08 ноября 2023 года - до принятия решения Обществом о приостановке работ.
Согласно Графику выполнения работ (Приложение 2 к Контракту N 2412 от 23 мая 2023 года) в 1 этап входят следующие виды работ:
4. Демонтажные общестроительные работы.
5. Утепление контура.
6. Склад- гараж.
7. Благоустройство территории.
8. Наружное освещение.
9. Ограждение территории.
10. Электромонтажные работы.
11. Санитарно-технические работы.
12. Внутренние отделочные работы.
13. Демонтажные общестроительные работы.
Комиссией Иркутского УФАС России было установлено, что такие работы, как устройство кровли, установка окон, работа по производству и установке ограждений, устройство приямков, работы по благоустройству территории не требуют внесения изменений в проектно-сметную документацию, тем самым могли выполняться ООО "Династия 38" непосредственно без приостановки работ по Контракту N 2412 от 23 мая 2023 года.
Так, принимая решение об участии в процедуре закупки для государственных и муниципальных нужд и подавая соответствующую заявку, ООО "Династия 38" несет риск наступления неблагоприятных для него последствий, предусмотренных Федеральным законом N44-ФЗ, в случае совершения им действий (бездействия) в противоречие требованиям Федерального закона N 44-ФЗ.
Учитывая социальную значимость объекта закупки - МБОУ СОШ N 10 с углубленным изучением отдельных предметов, а также специфику деятельности заказчика - оказание образовательных услуг, а также тот факт, что ООО "Династия 38" не проявило надлежащей осмотрительности и заботливости относительно прав и законных интересов заказчика, не предприняло действий по принятию всех необходимых мер для исполнения предусмотренных контрактом обязанностей, в связи с чем контракт не был исполнен.
Действуя в рамках заключения и исполнения Контракта, участник закупки должен осознавать то обстоятельство, что он вступает в правоотношения по расходованию бюджетных средств на общественные экономически-значимые цели, что требует от него большей степени ответственности при исполнении своих обязанностей, вытекающих из конкретного контракта.
В силу статьи 2 Гражданского кодекса Российской Федерации предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность.
При этом, участие лиц в государственных и муниципальных закупках, проводимых в рамках Федерального закона N44-ФЗ, является добровольным, следовательно, прежде чем подать заявку на участие в такой закупке и принять участие в ее проведении, лицо должно оценить свои возможности по исполнению контракта, а также проанализировать наличие у него необходимых ресурсов для исполнения контракта, в случае, если данное лицо будет признано победителем закупки.
Комиссия, исследовав обстоятельства дела, доводы Заказчика, приходит к выводу о виновности участника закупки в ненадлежащем исполнении своих обязательств, предусмотренных Контрактом, о недобросовестном характере его поведения.
Согласно пункту 3 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации, если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств.
Сложившаяся правоприменительная практика относит к непреодолимой силе такие чрезвычайные события, как землетрясение, извержение вулкана, наводнение, засуха, ураган, цунами, сель, а также военные действия, эпидемии, крупномасштабные забастовки, техногенные аварии и другие обстоятельства, при наличии которых нормальный ход развития экономических и правовых отношений невозможен.
Если иное не предусмотрено законом, обстоятельство признается непредотвратимым, если любой участник гражданского оборота, осуществляющий аналогичную с должником деятельность, не мог бы избежать наступления этого обстоятельства или его последствий.
Не могут быть признаны непреодолимой силой обстоятельства, наступление которых зависело от воли или действий стороны обязательства, например, отсутствие у должника необходимых денежных средств, нарушение обязательств его контрагентами, неправомерные действия его представителей.
Указанная позиция изложена в пункте 8 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2016 N7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств".
Также по мнению Верховного суда РФ под чрезвычайностью понимается исключительность, выход за пределы "нормального", обыденного, необычайность для тех или иных жизненных условий, что не относится к жизненному риску и не может быть учтено ни при каких обстоятельствах. Чрезвычайный характер непреодолимой силы не допускает квалификации в качестве таковой любого жизненного факта, ее отличие от случая в том, что она имеет в основе объективную, а не субъективную непредотвратимость (определение Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2015 года N306-ЭС14-7853 по делу N А65-29455/2013).
Доказательства, свидетельствующие о невозможности Обществом выполнить работы в соответствии с условиями Контракта либо доказательства того, что невозможность исполнения Контракта стала следствием непреодолимой силы, противоправных действий третьих лиц, ООО "Династия 38" не представлены, Комиссией самостоятельно не добыто.
Наличие иных не зависящих от ООО "Династия 38" причин, препятствовавших ему надлежащим образом исполнить свои обязательства по Контракту, в ходе рассмотрения обращения не установлено.
Кроме того, ООО "Династия 38", при подаче заявки на участие в электронном аукционе, согласилось на участие в данном аукционе со всеми условиями, указанными Заказчиком в извещении и документации об электронном аукционе.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу о том, что ООО "Династия 38" не исполнены надлежащим образом обязанности, предусмотренные Контрактом в отсутствие обстоятельств непреодолимой силы и объективно препятствующих причин, что однозначно свидетельствует о наличии в действиях ООО "Династия 38" как лица, профессионально занимающегося предпринимательской деятельностью, поведения виновного и недобросовестного характера, о не проявлении надлежащей осмотрительности и заботливости относительно прав и законных интересов Заказчика, об отсутствии действий по принятию всех необходимых мер для исполнения предусмотренных контрактом обязанностей.
Учитывая соблюдение Заказчиком процедуры расторжения Контракта, а также принимая во внимание поведение ООО "Династия 38", выразившееся в ненадлежащем исполнении принятых на себя обязательств, что привело к неисполнению в установленный срок Контракта, и, как следствие, к неэффективному использованию бюджетных средств, у Комиссии Иркутского УФАС имеются все основания для включения сведений об ООО "Династия 38" в реестр недобросовестных поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
Проанализировав представленные доказательства, Комиссия приходит к выводу, что Заказчиком обоснованно принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта и принятии решения о направлении обращения в Иркутское УФАС России о включении сведений в отношении ООО "Династия 38" в реестр недобросовестных поставщиков.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 104 Федерального закона от 05.04.2013 г. N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Постановлением Правительства РФ от 25.11.2013 N1062 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)", Комиссия Иркутского УФАС России,
РЕШИЛА:
Сведения, представленные заказчиком в отношении ООО "Династия 38" ("...") в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) включить сроком на два года.
2. Сведения о лице, исполняющем функции единоличного исполнительного органа и учредителе ООО "Династия 38" ("...") в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) включить сроком на два года.
Решение, принятое по результатам рассмотрения обращения заказчика, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области от 19 января 2024 г.
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 19.01.2024