Резолютивная часть решения оглашена 19 января 2024 года.
Полный текст решения изготовлен 19 января 2024 года.
Комиссия Иркутского УФАС России по контролю соблюдения законодательства о закупках, торгах, порядке заключения договоров, порядке осуществления процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства (далее - Комиссия) в составе:
Председатель Комиссии: "_";
Члены Комиссии: "_"; "_";
При участии представителя Муниципального казенного учреждения города Иркутска "Безопасный город" (далее - Заказчик) - "_" (доверенность N30-24 от 12 января 2024 г.);
В отсутствие представителей надлежащим образом уведомленного о времени месте рассмотрения обращения Общества с ограниченной ответственностью "ЛЛЕМ Сибирские Афины" (далее - ООО "Ллем", Общество);
рассмотрев обращение заказчика о включении сведений в отношении Общества в реестр недобросовестных поставщиков, и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии со ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон N 44-ФЗ), Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление Правительства РФ N 1078),
УСТАНОВИЛА:
в Иркутское УФАС России 12 января 2024 года поступило обращение Заказчика о включении информации в отношении ООО "Ллем" в Реестр.
В своем обращении Заказчик указывает, что ООО "Ллем" допущены нарушения условий по контракту от 01 декабря 2023 года N А-52/23 на поставку лакокрасочных материалов (далее - Контракт), в связи с чем Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта и направлено рассматриваемое обращение о включении информации об ООО "Ллем" в Реестр.
ООО "Ллем" не представлены письменные пояснения об обстоятельствах, послуживших основанием для принятия Заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, запрашиваемые в уведомлении N 038/40/24 от 12 января 2024 года.
Вместе с тем, в Иркутское УФАС России поступило обращение ООО "Ллем" (вх. N 376-ЭП/24, 388-ИП/24 от 15 января 2024 года) на действия заказчика, связанные с исполнением обязательств по контракту, заключенному по результатам проведенного запроса котировок в электронной форме на поставку лакокрасочных материалов (извещение N 0134300097523001195).
Из содержания обращения следовало, что ООО "ЛЛЕМ" обжалует действия Заказчика, связанные с исполнением обязательств по контракту в части несвоевременной приемки товара.
Вместе с тем, в соответствии с пунктом 5 части 8 статьи 99 Федерального закона N44-ФЗ контроль в отношении соблюдения предусмотренных настоящим Федеральным законом требований к исполнению, изменению контракта, а также соблюдения условий контракта, осуществляется органами внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля.
На основании изложенного, Иркутское УФАС России направило указанное обращение ООО "Ллем" по подведомственности для осуществления контрольных мероприятий в рамках предоставленных полномочий в Управление финансового контроля администрации города Иркутска.
Также, ООО "Ллем" в обращении указывало, что Заказчик и функционал площадки rts-tender.ru не предоставили возможность сформировать Протокол разногласий при заключении Контракта, тем самым нарушили права Общества, согласно пункта 2 части 3 статьи 51 Федерального закона N44-ФЗ.
Согласно пункту 4 части 6 статьи 50 Федерального закона N44-ФЗ осуществление действий, предусмотренных пунктом 2 части 2, пунктом 2 части 3, пунктами 2 и 3 части 4 статьи 51 настоящего Федерального закона, не допускается при заключении контракта по результатам проведения электронного запроса котировок.
Пункт 2 части 3 статьи 51 Федерального закона N44-ФЗ устанавливает, что не позднее пяти рабочих дней, следующих за днем размещения заказчиком в соответствии с частью 2 настоящей статьи проекта контракта, участник закупки, с которым заключается контракт, формирует, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени участника закупки, и размещает на электронной площадке и в единой информационной системе (с использованием электронной площадки, без размещения на официальном сайте) протокол разногласий в одном или нескольких случаев.
Таким образом, положениями Федерального закона N44-ФЗ не предусмотрена возможность у участника закупки, при заключении контракта по результатам проведения запроса котировок в электронной форме, формирования протокола разногласий.
Порядок рассмотрения обращения о включении сведений в отношении поставщика (подрядчика, исполнителя) установлен ст. 104 Федерального закона N 44-ФЗ, а также Постановлением Правительства РФ N 1078.
Часть 1 статьи 104 Федерального закона N 44-ФЗ определяет, что ведение реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок.
Пункт 3 Постановления Правительства РФ N 1078, Приказом Федеральной антимонопольной службы от 27.08.2007 N 267 "О ведении реестра недобросовестных поставщиков, включении и исключении сведений из реестра недобросовестных поставщиков, проведении проверок фактов уклонения участника размещения заказа от заключения государственного или муниципального контракта, осуществлении внеплановых проверок при рассмотрении сведений о недобросовестных поставщиках" на территориальные органы ФАС России возложены функции по рассмотрению сведений о недобросовестных поставщиках и проведению проверок фактов уклонения от заключения государственного или муниципального контракта на территории осуществления деятельности территориальных органов ФАС России.
Заказчик либо уполномоченный орган или уполномоченное учреждение, наделенные полномочиями в соответствии со статьей 26 настоящего Федерального закона, направляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, обращение о включении информации об участнике закупки или о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков не позднее чем через три рабочих дня с даты признания в соответствии с настоящим Федеральным законом участника закупки уклонившимся от заключения контракта, расторжения контракта по основаниям, указанным в части 2 настоящей статьи (ч. 4 ст. 104 Федерального закона N 44-ФЗ).
В соответствии с частью 5 статьи 104 Федерального закона N 44-ФЗ в течение пяти рабочих дней с даты поступления обращения, указанного в части 4 настоящей статьи, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, осуществляет проверку содержащихся в таком обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта либо о расторжении контракта по решению суда или об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта.
В ходе проведения проверки установлено, что 21 ноября 2023 г. на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) размещен документ "Извещение о проведении запроса котировок в электронной форме от 21.11.2023 N0134300097523001195".
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 184 631 рублей 00 копеек.
Протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 28.11.2023 NИЗК1 заявка ООО "Ллем" признана победителем запроса котировок.
01 декабря 2023 г. между Заказчиком и ООО "Ллем" заключен Контракт.
В соответствии с пунктом 1.1 Контракта "По условиям Контракта Поставщик обязуется передать Заказчику лакокрасочные материалы (далее - Товар), количество, общая и единичная стоимость которого установлены в Спецификации (Приложение 1 к Контракту), а Заказчик обязуется принять Товар надлежащего качества и количества и оплатить его в порядке и на условиях, предусмотренных Контрактом.".
Цена Контракта составляет 180 100 рублей 50 копеек.
Пунктом 3.5 Контракта установлено, что "Срок поставки Товара: в течение 10 (десяти) дней с даты заключения Сторонами Контракта.".
Таким образом, Общество должно было осуществить поставку Товара в срок до 11 декабря 2023 г.
Пункт 3.1 Контракта устанавливает "Поставка Товара осуществляется силами и средствами Поставщика по адресу: г. Иркутск, ул. Пискунова, 149А.".
Из представленных на обозрение Комиссии материалов, установлено, что поставка Товара, по указанному в Контракте адресу, осуществлена лишь 15 декабря 2023 г.
В пункте 3.4 Контракта установлено следующее: "Поставщик одновременно с передачей Товара представляет Заказчику следующие документы: сопроводительные документы, относящиеся к Товару, сертификат соответствия (декларацию о соответствии, иной документ, подтверждающий соответствие качества Товаров в порядке, установленном законодательством Российской Федерации).".
Комиссией установлено, что требование, установленное пунктом 3.4 Контракта, ООО "Ллем" при поставке Товара не было исполнено.
16 декабря 2023 г. ООО "Ллем" разместило в ЕИС Документ о приемке N 44 от 12.12.2023 (испр. N 1 от 16.12.2023).
22 декабря 2023 г. Заказчиком в ЕИС размещен мотивированный отказ от приемки Товара N1459-23 с указанием причин, а именно:
"Поставленный товар Поставщиком не может быть принят по причине, что качественный состав Товара (Работы, Услуги) в соответствии с Контрактом не соответствует условиям контракта, а именно:
1.1 "_" Поставленный товар: поставлена композиция, которая состоит из 2-х компонентов. Первый компонент - антикоррозийный грунт-эмаль (цвет светло-серый, который не соответствует условиям контракта), второй компонент - алюминиевая пудра. Перед приемкой поставленный товар выдержан в теплом помещении в течение 3-х суток. При совмещении компонентов в соответствии с инструкцией Поставщика в соответствующей пропорции получается неоднородная масса с комками, алюминиевая пудра (второй компонент) не растворяется, отсутствует блеск, серебристого цвета.
1.2. Поставленные два компонента произведены разными фирмами: Первый компонент - антикоррозийный грунт-эмаль, произведен ООО "Торговый дом Контур", по ТУ 20.30.12-014-98393161-2018, разработчик ТУ ООО "Торговый дом Контур", которое не предполагает использование по цинк наполненным покрытиям в качестве защитно-декоративного слоя. Кроме того, ТУ 20.30.12-014-98393161-2018 предусмотрен расход грунт-эмали алкидно- акриловой на однослойное покрытие в зависимости от цвета 150-200 г/м, на описании товара на железной банке первого компонента - антикоррозийный грунт-эмаль указана информация о расходе 80-240 г/м, в описании "композиция полимерная" на железной банке второй компонент - алюминиевая пудра указан расход 70-240 г/м и противоречат друг другу.
Второй компонент - производитель неизвестен.
На композицию полимерную Поставщик указывает второй ТУ, а именно ТУ 2313-014-12288779-99 на антикоррозийную композицию "Алпол", разработанное Акционерным обществом НАУЧНО-ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ ХОЛДИНГ "ВМП". Данное ТУ 2313-014-12288779-99 содержит следующее требование: "Композиция на основе высокомолекулярного синтетического полимера и алюминиевой пудры. Одноупаковочная. Теоретический расход на однослойное покрытие, г/м2 - 120-240, Плотность, г/смЗ - 0,94 - 0,96". Таким образом, указанные ТУ противоречат друг другу, а инструкция, содержащая в том числе информацию о предназначении, на втором компоненте - алюминиевая пудра противоречит информации о предназначении на первом компоненте антикоррозийный грунт-эмаль (цвет светло-серый).
На первом компоненте антикоррозийный грунт-эмаль (цвет светло-серый) в описании не содержит сведений о возможности смешивания антикоррозийной грунт-эмали (цвет светло-серый) с иными компонентами или лакокрасочными материалами.
1.3. Согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 23.12.2021 N 2425 "Об утверждении единого перечня продукции, подлежащей обязательной сертификации, и единого перечня продукции, подлежащей декларированию соответствия, внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2020 г. N 2467 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" лакокрасочные материалы подлежат декларированию соответствия, п. 18.1. и 18.3. единого перечня продукции, подлежащей декларированию соответствия. В соответствии с п. 3.4 муниципального контракта N А-52/23 от 01.12.2023 г.: Поставщик одновременно с передачей Товара представляет Заказчику следующие документы: сопроводительные документы, относящиеся к Товару, сертификат соответствия (декларацию о соответствии, иной документ, подтверждающий соответствие качества Товаров в порядке, установленном законодательством Российской Федерации).
"_"
эксплуатационные характеристики поставляемого Товара должны соответствовать требованиям, обеспечивающим безопасность жизни и здоровья потребителей, технических регламентов, документов, разрабатываемых и применяемых в национальной системе стандартизации, санитарно
эпидемиологических правил и нормативов, действующих в отношении данного вида Товара, Спецификации (Приложение 1 к Контракту), условиям Контракта.
Данные требования не исполнены: с поставкой товара сопроводительные документы, относящиеся к Товару, сертификат соответствия не предоставлены, в ЕИС с документом о приемке не направлены. Паспорт качества сертификат соответствия композиция полимерная, инструкция по нанесению композиции полимерной, сертификат соответствия растворитель Р-4 направлены на адрес электронной почты 20.12.2023 Заказчика в ответ на запрос N 1449-23 от 20.12.2023 и утверждены печатью с указанием должности и фамилии имя отчества директора ООО "ЛЛЕМ". Данные паспорта качества или сертификаты соответствия также не могут быть приняты Заказчиком по следующим причинам:
Касательно композиции полимерной: Поставщиком заявлено два компонента, один из которых антикоррозийный грунт-эмаль (цвет светло-серый). Антикоррозийный грунт-эмаль (цвет светло-серый) попадает под действие законодательства о техническом регулировании и Правительства Российской Федерации N 2425 от 23.12.2021 и подлежит декларированию соответствия. Таким образом, при поставке товара и при последующем запросе
Поставщиком должна была быть предоставлена декларация соответствия согласно ст. 24 Федерального закона N 184-ФЗ от 27.12.2002 "О техническом регулировании" и должна содержать сведения, указанные в ч. 5 Федерального закона N 184-ФЗ от 27.12.2002 г. "О техническом регулировании".
Предоставленные документы на композицию полимерную не содержат сведений:
- указание на схему декларирования соответствия;
- заявление заявителя о безопасности продукции при ее использовании в соответствии с целевым назначением и принятии заявителем мер по обеспечению соответствия продукции требованиям технических регламентов;
- сведения о проведенных исследованиях (испытаниях) и измерениях, сертификате системы менеджмента качества, а также документах, послуживших основанием для подтверждения соответствия продукции требованиям технических регламентов;
- срок действия декларации о соответствии.
Дополнительно необходимо отметить, что согласно ч. 5 Федерального закона N 184-ФЗ от 27.12.2002 г. "О техническом регулировании" форма декларации о соответствии и состав сведений, содержащихся в декларациях о соответствии, утверждены федеральным органом исполнительной власти по техническому регулированию - Приложение N 3. "Декларация о соответствии (форма)" приказа Минпромторга России от 27.05.2021 N1934 "Об утверждении форм сертификата соответствия и декларации о соответствии и составов сведений, содержащихся в них".
В постановлении Правительства Российской Федерации N 2425 от 23.12.2021 г. в п. 18.1. и 18.3. единого перечня продукции, подлежащей декларированию соответствия имеется сноска 2: "С 1 сентября 2022 г. декларация о соответствии такой продукции принимается при наличии у изготовителя (продавца) протокола исследований (испытаний) и измерений, проведенных аккредитованной в национальной системе аккредитации испытательной лабораторией (центром). По желанию заявителя (физическое или юридическое лицо, которое для подтверждения соответствия принимает декларацию о соответствии или обращается за получением сертификата соответствия, получает сертификат соответствия) декларирование соответствия может быть заменено сертификацией по схемам сертификации, эквивалентным схемам декларирования соответствия, предусмотренным к такой продукции".
Согласно данным с официального сайта единого реестра сертификатов соответствия и деклараций о соответствии ООО "ЛЛЕМ" не является аккредитованным лицом на подготовку и выдачу сертификатов соответствия, заявителем также не числится.
Касательно растворителя: для растворителя обязательной процедурой определена государственная регистрация в Роспотребнадзоре. Данное требование предусмотрено разделом II Единого перечня Решения КТС N 299.
На всю продукцию с химическим составом необходимо разработать паспорт безопасности химического вещества (ПБХВ). Процедура проводится в соответствии с положениями ГОСТ 30333-2007.
Регистрация паспорта безопасности на продукцию проводится на основании Приказа Ростехрегулирования N 4547 от 15.12.09 г.
Информационно-аналитическим центром "Безопасность веществ и материалов" ФГУП "ВНИИ СМТ", которым предоставляется регистрационные реквизиты, включающие регистрационный номер паспорта безопасности и срок его действия.
Данный паспорт безопасности химического вещества не предоставлен.".
Замену Товара Общество не произвело, вместе с тем, 25 декабря 2023 г. ООО "Ллем" повторно разместило в ЕИС Документ о приемке N 44 от 25.12.2023.
Так же в адрес Заказчика от ООО "Ллем" посредством электронной почты поступило письмо от 25 декабря 2023 с приложением скриншотов ответов от ООО ТД "Контур" и ООО "Логохим", а также паспортом качества ООО ТД "Контур".
Указанные письма Заказчиком не были приняты по следующим основаниям:
1. ООО "Логохим" не является производителем ни одной единицы Товара, поставленного Заказчику. Указаний на этикетках, расположенных на упаковках Товара на ООО "Логохим" нет. В документах, предоставленных ООО "Ллем" входе исполнения обязательств по Контракту ООО "Логохим" не указано. На упаковке антикоррозийной грунт-эмали указан производитель ООО ТД "Контур", на упаковке пудры алюминиевой производитель не указан, на упаковке растворителя Р-4 указан производитель ООО "Ллем", в сертификате соответствия, заверенном штампом директора ООО "Ллем" на растворитель Р-4 производитель не указан.
2. Ответ ООО ТД "Контур" о том, что ООО ТД "Контур" может предоставить только паспорт качества не подтверждает возможность неприменения норм и требований, установленных Постановлением N 2425.
Также в ходе исполнения Контракта и осуществления приемки Товара Заказчиком установлены следующие расхождения:
Поставленные два компонента произведены разными фирмами:
- первый компонент - антикоррозийный грунт-эмаль, произведен ООО "Торговый дом Контур", по ТУ 20.30.12-014-98393161-2018, разработчик ТУ ООО "Торговый дом Контур", которое не предполагает использование по цинк наполненным покрытиям в качестве защитно-декоративного слоя. Кроме того, ТУ 20.30.12-014-98393161-2018 предусмотрен расход грунт-эмали алкидно- акриловой на однослойное покрытие в зависимости от цвета 150-200 г/м, на описании товара на железной банке первого компонента - антикоррозийный грунт-эмаль указана информация о расходе 80-240 г/м, в описании "композиция полимерная" на железной банке второй компонент - алюминиевая пудра указан расход 70-240 г/м и противоречат друг другу;
- второй компонент - производитель неизвестен.
На "композицию полимерную" Поставщик указывает второй ТУ, а именно ТУ 2313-014-12288779-99 на антикоррозийную композицию "Алпол", разработанное Акционерным обществом НАУЧНО-ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ ХОЛДИНГ "ВМП" (далее - ВМП). Данное ТУ 2313-014-12288779-99 содержит следующее требование: "Композиция на основе высокомолекулярного синтетического полимера и алюминиевой пудры. Одноупаковочная. Теоретический расход на однослойное покрытие, г/м2 - 120-240, Плотность, г/смЗ - 0,94 - 0,96". Таким образом, указанные ТУ противоречат друг другу, а инструкция, содержащая в том числе информацию о предназначении (на втором компоненте - алюминиевая пудра) противоречит информации о предназначении на первом компоненте антикоррозийный грунт-эмаль (цвет светло-серый).
В результате предоставления паспорта качества от ООО ТД "Контур" электронным письмом от ООО "Ллем" от 25 декабря 2023 установлены следующие расхождения:
1. Расходится описание по техническим показателям "Цвет пленки" и "Внешний вид пленки", п. 1 и п. 2 соответственно паспортов качества, предоставленные от ООО "ЛЛЕМ" и ООО ТД "Контур".
2. Производителем ООО ТД "Контур" в паспорте качества на партию 1188, номер анализа 1188, по техническому показателю "Условная вязкость" указано фактическое значение 120 с. В паспорте качества сертификате соответствия, заверенного штампом ООО "Ллем" по данному техническому показателю указано фактическое значение почти в два раза меньше и составляет 65 с.
3. Производителем ООО ТД "Контур" в паспорте качества на партию 1188, номер анализа 1188, по техническому показателю "Массовая доля нелетучих веществ" указано фактическое значение 60,2%. В паспорте качества сертификате соответствия, заверенного штампом ООО "Ллем" по данному техническому показателю указано фактическое значение более чем в два раза меньше и составляет 25%.
4. в паспорте качества сертификате соответствия, заверенного штампом ООО "Ллем" по техническому показателю "Плотность, г/см3" указано фактическое значение 1, при этом самим производителем ООО ТД "Контур" ни на упаковке Товара, ни в паспорте качества Товара такой показатель не указан, соответственно Заказчиком сделан вывод о том, что измерения не производились или не могут быть подтверждены производителем Товара - ООО ТД "Контур".
5. в паспорте качества ООО ТД "Контур" указана ссылка только на ТУ 20.30.12-014-98393161-2018, разработчик ТУ ООО "Торговый дом Контур".
На основании вышеизложенного Заказчиком мог быть принят к рассмотрению в ходе приемки паспорт качества производителя Товара ООО "Торговый дом Контур". Однако данные, указанные в паспорте качества сертификате соответствия, заверенного штампом ООО "Ллем", и сам паспорт качества сертификат соответствия от ООО "Ллем" не могут быть приняты, так имеют расхождения с данными производителя. Декларация соответствия или иные документы, подтверждающие документы не предоставлены. Документы, подтверждающие значение технических показателей, указанных в паспорте качества сертификате соответствия, заверенного штампом ООО "Ллем" не подтверждены.
Документов, опровергающих данный факт на обозрение Комиссии не представлены, Комиссией самостоятельно не добыты.
Так как Обществом указан ТУ 2313-014-12288779-99 на этикетках и в паспорте качества сертификате соответствия (наименование таблицы "Физико-химические показатели ТУ 2313-014-12288779-99", разработчиком которого является АО "ВМП".
Заказчиком по электронной почте произведен запрос в адрес АО "ВМП" и получен ответ от 22 декабря 2023 N165-02/1116-отс.
Исходя из содержания ответа следует, что АО "ВПМ" является единственным разработчиком, производителем и держателем ТУ 20.30.12-014-12288779-2022 (до обновления номера в 2022 году ТУ 2313-014-12288779-99), ООО "Ллем" не входит в структуру холдинга АО "ВМП", а данные указанные на этикетках и в паспорте качества сертификате соответствия не соответствуют характеристикам ТУ 20.30.12-014-12288779-2022 (до обновления номера в 2022 году ТУ 2313-014-12288779-99) и выпускаемой продукции АО "ВМП".
В письме содержатся сведения, подтверждающие, что согласно указанному ТУ композиция одноупаковочная и поставляется в готовом для применения виде и не требует самостоятельного смешивания.
Также Заказчиком был осуществлен запрос в адрес ООО ТД "Контур" от 25 декабря 2023 N 1468-23 касательно показателей по характеристикам, указанным в Приложении 1 к Контракту "Спецификация", факта производства фактически поставленного Товара, возможности использования антикоррозионной грунт-эмали, производства ООО ТД "Контур" в смешении с алюминиевой пудрой ПАП-1 и по цинк наполненным покрытиям в качестве защитно-декоративного слоя.
По состоянию на 17 января 2024 г. ответ от ООО ТД "Контур" на запрос Заказчика не предоставлен.
Комиссией установлено, что замечания, указанные в мотивированном отказе от 22 декабря 2023 г. N1459-23, Обществом не были устранены, требуемые документы не представлены.
В связи с чем, Заказчиком повторно отказано в приемке на основании мотивированного отказа от 27 декабря 2023 г. N1502-23, с указанием тех же причин.
27 декабря 2023 г. ООО "Ллем" в ЕИС размещен Документ о приемке N б/н от 27.12.2023.
29 декабря 2023 г. Заказчиком вновь было отказано в приемке поставленного Товара.
Согласно пункту 7.4 Контракта установлено, что "В случае просрочки исполнения Поставщиком обязательства, предусмотренного Контрактом, Поставщик оплачивает Заказчику пеню.
Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательства, предусмотренного Контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного Контрактом срока исполнения обязательства, и устанавливается в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пени ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от цены Контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных Контрактом и фактически исполненных Поставщиком.".
Установлено, что посредством электронной почты Заказчиком в адрес Общества направлена Претензия от 27 декабря 2023 г. N1499-23 с требованием об оплате пеней, штрафов за фактически допущенное нарушение.
Данное требование ООО "Ллем" не исполнено.
В установленный Контрактом срок, с предусмотренными требованиями Контракта, ООО "Ллем" Товар не поставило.
Однако, посредством электронной почты 27 декабря 2023 г. Общество в адрес Заказчика направило письмо N19 об отгрузке Товара транспортной компании (возврат Товара).
В ответ на указанное письмо Заказчиком в адрес Общества посредством электронной почты направлено два письма:
1. Письмо от 28 декабря 2023 г. N1510-23 с повторным разъяснением причин отказа от приемки Товара;
2. Письмо от 28 декабря 2023 г. N1521-23 с информацией и скан-копией документов об отгрузке Товара транспортной компании.
В ходе рассмотрения обращения, представитель Заказчика пояснил, что после направления писем от 28 декабря 2023 г. ООО "Ллем" перестало выходить на связь.
В силу части 8 статьи 95 Федерального закона N 44-ФЗ расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
Согласно части 9 статьи 95 Федерального закона N 44-ФЗ заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Возможность одностороннего отказа от исполнения контракта закреплена в пункте 9.4 Контракта "Контракт может быть расторгнут: по соглашению Сторон, в случае одностороннего отказа Стороны от исполнения Контракта, по решению суда.".
В связи с тем, что Обществом нарушены условия исполнения обязательств по контракту 27 декабря 2023 года Заказчиком принято и размещено в ЕИС решение об одностороннем отказе от исполнения обязательств по контракту.
Частью 12.1 статьи 95 Федерального закона N 44-ФЗ установлено, что в случае принятия заказчиком предусмотренного настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В соответствии с частью 13 статьи 95 Федерального закона N 44-ФЗ решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В десятидневный срок с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе исполнения Контракта не устранены нарушения условий контракта, послужившие основанием для принятия указанного решения.
Следовательно, решение Заказчика об одностороннем отказе от исполнения обязательств по контракту вступило в силу 09 января 2024 года.
Согласно нормам законодательства о контрактной системе по результатам рассмотрения представленных информации и документов, и проведения проверки выносится решение. В случае подтверждения достоверности указанных фактов уполномоченный орган выносит решение о включении информации о недобросовестном поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр. В ином случае уполномоченный орган выносит решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр (ч. 7 ст. 104 Федерального закона N 44-ФЗ, пп. "б" п. 13 Постановления Правительствам РФ N 1078).
Как следует из определений Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17 сентября 2012 года N ВАС-11617/12 и от 12 июля 2013 года N ВАС-8371/13, реестр недобросовестных поставщиков является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры размещения государственного заказа обязательств. Включение сведений о лице в реестр недобросовестных поставщиков по существу является санкцией за недобросовестное поведение данного лица.
Данная мера связана с возложением на нарушителя негативных последствий - наличие в свободном доступе информации о лице как о ненадежном поставщике (подрядчике, исполнителе), ненадлежащим образом, исполнившим принятое на себя обязательство и, как следствие, подрыв деловой репутации и возможное уменьшение в будущем количества заключенных сделок, а также выгоды от осуществления предпринимательской деятельности.
Комиссия, исследовав фактические обстоятельства дела, приходит к выводу, что при исполнении Контракта ООО "Ллем" проявило недобросовестное поведение по отношению к Заказчику, не приступило к исполнению обязательств по Контракту.
Так, принимая решение об участии в процедуре закупки для государственных и муниципальных нужд и подавая соответствующую заявку, ООО "Ллем" несет риск наступления неблагоприятных для него последствий, предусмотренных Федеральным законом N 44-ФЗ, в случае совершения им действий (бездействия) в противоречие требованиям Федерального закона N 44-ФЗ.
Действуя в рамках заключения и исполнения Контракта, участник закупки должен осознавать то обстоятельство, что он вступает в правоотношения по расходованию бюджетных средств на общественные экономически-значимые цели, что требует от него большей степени ответственности при исполнении своих обязанностей, вытекающих из конкретного контракта.
В силу статьи 2 Гражданского кодекса Российской Федерации предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность.
При этом, участие лиц в государственных и муниципальных закупках, проводимых в рамках Федерального закона N 44-ФЗ, является добровольным, следовательно, прежде чем подать заявку на участие в такой закупке и принять участие в ее проведении, лицо должно оценить свои возможности по исполнению контракта, а также проанализировать наличие у него необходимых ресурсов для исполнения контракта, в случае, если данное лицо будет признано победителем закупки.
Комиссия, исследовав обстоятельства дела, доводы Заказчика, приходит к выводу о виновности участника закупки в ненадлежащем исполнении своих обязательств, предусмотренных Контрактом, о недобросовестном характере его поведения.
Согласно пункту 3 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации, если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств.
Сложившаяся правоприменительная практика относит к непреодолимой силе такие чрезвычайные события, как землетрясение, извержение вулкана, наводнение, засуха, ураган, цунами, сель, а также военные действия, эпидемии, крупномасштабные забастовки, техногенные аварии и другие обстоятельства, при наличии которых нормальный ход развития экономических и правовых отношений невозможен.
Если иное не предусмотрено законом, обстоятельство признается непредотвратимым, если любой участник гражданского оборота, осуществляющий аналогичную с должником деятельность, не мог бы избежать наступления этого обстоятельства или его последствий.
Не могут быть признаны непреодолимой силой обстоятельства, наступление которых зависело от воли или действий стороны обязательства, например, отсутствие у должника необходимых денежных средств, нарушение обязательств его контрагентами, неправомерные действия его представителей.
Указанная позиция изложена в пункте 8 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2016 N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств".
Также по мнению Верховного суда РФ под чрезвычайностью понимается исключительность, выход за пределы "нормального", обыденного, необычайность для тех или иных жизненных условий, что не относится к жизненному риску и не может быть учтено ни при каких обстоятельствах. Чрезвычайный характер непреодолимой силы не допускает квалификации в качестве таковой любого жизненного факта, ее отличие от случая в том, что она имеет в основе объективную, а не субъективную непредотвратимость (определение Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2015 года N 306-ЭС14-7853 по делу N А65-29455/2013).
Доказательства, свидетельствующие о невозможности ООО "Ллем" осуществить поставку товара в соответствии с условиями Контракта либо доказательства того, что невозможность исполнения Контракта стала следствием непреодолимой силы, противоправных действий третьих лиц, ООО "Ллем" не представлены, Комиссией самостоятельно не добыто.
Наличие иных не зависящих от ООО "Ллем" причин, препятствовавших ему надлежащим образом исполнить свои обязательства по Контракту, в ходе рассмотрения обращения не установлено.
Кроме того, ООО "Ллем", при подаче заявки на участие в запросе котировок в электронной форме, согласилось на участие в данном запросе котировок со всеми условиями, указанными Заказчиком в извещении о запросе котировок в электронной форме.
Учитывая социальную значимость объекта закупки, а также специфику деятельности заказчика ООО "Ллем" не проявило надлежащей осмотрительности и заботливости относительно прав и законных интересов заказчика, не предприняло действий по принятию всех необходимых мер для исполнения предусмотренных контрактом обязанностей, в связи с чем контракт не был исполнен, что как следствие привело к неэффективному использованию бюджетных средств и срыву закупки.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу о том, что ООО "Ллем" не исполнены надлежащим образом обязанности, предусмотренные Контрактом в отсутствие обстоятельств непреодолимой силы и объективно препятствующих причин, что однозначно свидетельствует о наличии в действиях ООО "Ллем" как лица, профессионально занимающегося предпринимательской деятельностью, поведения виновного и недобросовестного характера, о не проявлении надлежащей осмотрительности и заботливости относительно прав и законных интересов Заказчика, об отсутствии действий по принятию всех необходимых мер для исполнения предусмотренных контрактом обязанностей.
Учитывая соблюдение Заказчиком процедуры расторжения Контракта, а также принимая во внимание поведение ООО "Ллем", выразившееся в ненадлежащем исполнении принятых на себя обязательств, что привело к неисполнению в установленный срок Контракта, и, как следствие, к неэффективному использованию бюджетных средств, у Комиссии Иркутского УФАС имеются все основания для включения сведений ООО "Ллем" в реестр недобросовестных поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
На основании изложенного, руководствуясь статьей 104 Федерального закона от 05 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", постановлением Правительства Российской Федерации от 31 июня 2021 года N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - постановление Правительства Российской Федерации Российской Федерации от 31 июня 2021 года N 1078), Комиссия
РЕШИЛА:
1. Сведения, представленные заказчиком в отношении Общества с ограниченной ответственностью "ЛЛЕМ Сибирские Афины" ("_") в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) включить сроком на 2 года.
2. Сведения об учредителе Общества с ограниченной ответственностью "Строительно-проектное объединение "ЛЛЕМ Сибирские Афины" ("_"), о лице, исполняющем функции единоличного исполнительного органа Общества с ограниченной ответственностью "ЛЛЕМ Сибирские Афины" ("_") в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) включить сроком на 2 года.
3. Копии решения направить сторонам по обращению.
Решение, принятое по результатам рассмотрения обращения заказчика, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня его принятия.
Председатель комиссии: "_"
Члены комиссии: "_"
"_"
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области от 19 января 2024 г.
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 19.01.2024