Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан по контролю в сфере закупок в составе:
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан по контролю в сфере закупок в составе:
Председатель Комиссии - заместитель начальника отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан - Исламгулов С.Ф.;
члены Комиссии:
- заместитель начальника отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортоста - Гареев Д.Р.
-специалист-эксперт контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан - Фарваев А.А.
дистанционно в присутствии представителей сторон МВД по РБ, ООО "ГРИНЛАБ".
УСТАНОВИЛА:
В адрес Башкортостанского УФАС России поступило заявление Заказчика о включении ООО "ГРИНЛАБ" (далее - Исполнитель) в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по проведенному электронному аукциону N0101100000923000102 Поставка расходных материалов и реактивов для ДНК лаборатории для нужд ЭКЦ МВД по Республике Башкортостан.
В соответствии с ч.7 ст.104 Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) Башкортостанским УФАС России проведена проверка факта неисполнения обязанностей по контракту.
Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан как уполномоченный орган при решении вопроса о включении информации о лице в реестр недобросовестных поставщиков, в каждом случае должно дать полную и объективную оценку всем фактическим обстоятельствам дела.
Рассмотрев представленные Заказчиком документы, Комиссией Башкортостанского УФАС России по решению вопроса о включении информации об Обществе в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) либо отказе от включения такой информации в указанный реестр, установлено следующее.
28.07.2023 г между Исполнителем и Заказчиком был заключен контракт N 166.
Комиссией установлено, что в контракте имеются следующие условия:
1.1 1.1. Поставщик обязуется осуществить поставку расходных материалов и реактивов для ДНК лаборатории для нужд ЭКЦ МВД по Республике Башкортостан (далее - товар), качество и технические характеристики, а так же количество и ассортимент которого указаны в Спецификации (приложение N1 к Контракту), в срок, установленный в пункте 3.2 Контракта, а Заказчик обязуется обеспечить оплату поставленного товара.
1.2 Поставляемый товар должен быть новым товаром (товаром, который не был в употреблении, в том числе который не был восстановлен, у которого не была осуществлена замена составных частей, не были восстановлены потребительские свойства). Год производства - не ранее 2022 года.
1.3 (ИКЗ):231027500646202750100101070012059244
1.4 1.4. Понятия, используемые сторонами обязательства в настоящем Контракте, имеют, если не оговорено особо, значения, определённые Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ, Федеральным законом от 05.12.2022 N 466-ФЗ "О федеральном бюджете на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов".
В соответствии частью 8 ст.95 Закона о контрактной системе расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
В соответствии с частью 9 ст.95 Закона о контрактной системе Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом РФ для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, что это было предусмотрено контрактом.
Согласно ч. 2 ст. 410 Гражданского кодекса РФ, в случае одностороннего отказа от договора (исполнения договора) полностью или частично, если такой отказ допускается, договор считается расторгнутым или измененным.
В силу ч.12.1 ст.95 Закона о контрактной системе, в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе.
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В соответствии с ч.13 ст.95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
10.01.2024 г года Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Исходя из положения ч.2 ст.104 Закона о контрактной системе, в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
Основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое уклонение лица от заключения контракта или от исполнения условий контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Федерального закона N 44-ФЗ, нарушающее права заказчика относительно условий (выявленных им как лучшие) и срока исполнения контракта, которые связаны прежде всего с эффективным использованием бюджетных средств и в предусмотренном бюджетным законодательством порядке.
В судебных актах Конституционного Суда Российской Федерации (Постановления от 30.07.2001 N 13-П, от 21.11.2002 N 15-П, Определения от 07.06.2001 N 139-О, от 07.02.2002 N 16-О) отражено, что применяемые государственными органами санкции должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, соответствовать принципу юридического равенства, и быть соразмерными конституционно защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения.
Федеральный закон N 44-ФЗ не содержит безусловной обязанности уполномоченного органа включать представленные заказчиком сведения о поставщике в соответствующий реестр без оценки его действий в каждом конкретном случае.
Односторонний отказ заказчика от исполнения контракта является специальным правовым институтом Закона о контрактной системе, которым заказчик при соблюдении нормативной процедуры выражает свое одностороннее волеизъявление на прекращение гражданско-правовых отношений с контрагентом.
Исходя из правовой позиции Пленума Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении N 25 от 23.06.2015 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", оценивая действия сторон как добросовестные или недобросовестные, следует исходить из поведения, ожидаемого от любого участника гражданского оборота, учитывающего права и законные интересы другой стороны, содействующего ей, в том числе в получении необходимой информации.
Орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта) в реестр, если в результате проведения проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта (пункт 15 Правил).
Основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое уклонение лица от заключения контракта или от исполнения условий контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Федерального закона N 44-ФЗ, нарушающее права заказчика относительно условий (выявленных им как лучшие) и срока исполнения контракта, которые связаны прежде всего с эффективным использованием бюджетных средств и в предусмотренном бюджетным законодательством порядке.
В судебных актах Конституционного Суда Российской Федерации (Постановления от 30.07.2001 N 13-П, от 21.11.2002 N 15-П, Определения от 07.06.2001 N 139-О, от 07.02.2002 N 16-О) отражено, что применяемые государственными органами санкции должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, соответствовать принципу юридического равенства, и быть соразмерными конституционно защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения.
Федеральный закон N 44-ФЗ не содержит безусловной обязанности уполномоченного органа включать представленные заказчиком сведения о поставщике в соответствующий реестр без оценки его действий в каждом конкретном случае.
Односторонний отказ заказчика от исполнения контракта является специальным правовым институтом Закона о контрактной системе, которым заказчик при соблюдении нормативной процедуры выражает свое одностороннее волеизъявление на прекращение гражданско-правовых отношений с контрагентом.
Исходя из правовой позиции Пленума Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении N 25 от 23.06.2015 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", оценивая действия сторон как добросовестные или недобросовестные, следует исходить из поведения, ожидаемого от любого участника гражданского оборота, учитывающего права и законные интересы другой стороны, содействующего ей, в том числе в получении необходимой информации.
Автоматическое включение лица, нарушившего условия государственного контракта, в реестр недобросовестных поставщиков без указания причины его отнесения к таковым и без учета степени его вины несоразмерно ограничивает право на осуществление коммерческой деятельности, негативно сказывается на деловой репутации и снижает в целом конкурентоспособность на рынке.
Согласно пояснениям ООО "ГРИНЛАБ" были приняты все меры, направленные на исполнение заключенного контракта. Сразу после заключения Контракта Поставщиком были заказаны у производителей товары в соответствии со спецификацией, являющейся неотъемлемой частью Контракта. По состоянию на 18.12.2023 Поставщик поставил товар на сумму 1 693 760 (один миллион шестьсот девяносто три тысячи семьсот шестьдесят) рублей 00 копеек, а Заказчик принял товар на сумму 675 360 (шестьсот семьдесят пять тысяч триста шестьдесят) рублей 00 копеек, что подтверждается документами о приемке, размещенными в Единой информационной системе. Товар позиции N3 Спецификации (Приложение N 1 к Контракту) "Оптимизированный полимер для проведения электрофореза на генетическом анализаторе серии 3500" на сумму 1 018 400,00 (один миллион восемнадцать тысяч четыреста) рублей 00 копеек Заказчиком 22 ноября 2023 года был не принят вследствие несоответствия остаточного срока годности поставленного товара сроку техническим требованиям Контракта. Для решения вопроса Поставщик запрашивал информацию у производителя относительно остаточного срока годности товара и получил ответ, что срок годности товара может быть пролонгирован на 3-4 месяца дополнительно без потери качества. Поставщик озвучил данную информацию Заказчику в письме исх. 392 от 27.11.2023 г. Между тем Заказчик в письме N30/2890 от 18.12.2023 изложил свой отказ принимать поставленный товар, не смотря на предоставленную Производителем информацию. Как только Поставщик узнал, что поставленный им товар не подходит Заказчику, он запросил у Производителя новый товар позиции "Оптимизированный полимер для проведения электрофореза на генетическом анализаторе серии 3500" (п. 3 Спецификации) с необходимым сроком годности, но ввиду того, что страной происхождения товара является Германия, логистическая ситуация с которой осложнена в связи с сохранением политических или экономических санкций иностранными государствами, совершающими недружественные действия в отношении Российской Федерации, с сохранением иностранными государствами мер ограничительного характера, поскольку Российская Федерация является недружественной страной для совершения экономических действий, Поставщик не имеет возможности поставить данный товар раньше 31 января 2024 года. Как добросовестный контрагент для исполнения своих обязательств в письме исх. 1001 от 22.12.2023 г. Поставщик предложил Заказчику поставить две единицы позиции "Оптимизированный полимер для проведения электрофореза на генетическом анализаторе серии 3500" (п. 3 Спецификации) с улучшенными характеристиками производства страны Беларусь в срок до 29 декабря 2023 года, а остальные 17 единиц указанной позиции поставить в срок до 31 января 2024 года, а также заключить дополнительное соглашение согласно подготовленному проекту дополнительного соглашения о продлении срока поставки части товаров, а также об улучшении характеристик товара (п.3 Спецификации). Заказчиком самостоятельно было подготовлено дополнительное соглашение и размещено на торговой площадке "Росэлторг" (АО "Единая электронная торговая площадка") для подписания сторонами контракта. Между Поставщиком и Заказчиком было заключено Дополнительное соглашение N292 от 26.12.2023 года о поставке товара с улученными характеристиками. После чего указанные 2 единицы позиции "Оптимизированный полимер для проведения электрофореза на генетическом анализаторе серии 3500" с улучшенными характеристиками на общую сумму 107 200,00 (сто семь тысяч двести) рублей были поставлены Поставщиком 27.12.2023 и приняты Заказчиком без замечаний 28.12.2023 согласно документу о приемке N377. Вместе с тем, обращаем внимание Комиссии УФАС по Республике Башкортостан, что Заказчиком при осуществлении приемки товаров была удержана сумма пени (общая сумма, удержанная Заказчиком 41 200,54 (сорок одна тысяча двести) рублей 54 копейки), за нарушение сроков поставки товаров. ООО "ГРИНЛАБ" согласен, с удержанными Заказчиком суммами, а также сообщает, что намеревалось добровольно оплатить выставленные Заказчиком пени. Таким образом, ООО "ГРИНЛАБ" предприняло все возможные меры для исполнения своих обязательств по поставке товара и обязуется поставить оставшийся товар в срок до 31 января 2024 года.
Рассмотрев материалы дела, Комиссия Башкортостанского УФАС России приходит к выводу что с учетом исполнения контракта, основания для включения информации об Обществе в реестр недобросовестных поставщиков отсутствуют. Меры по исполнению контракта предпринимались.
На основании вышеизложенного и руководствуясь Федеральным законом от 05.04.2013 года N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (вместе с "Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)"
РЕШИЛА:
Информацию, представленную Заказчиком о включении ООО "ГРИНЛАБ" в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), в связи с односторонним отказом Заказчика от исполнения контракта, не включать.
Решение может быть обжаловано заинтересованным лицом в арбитражный суд в течение трех месяцев в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Председатель комиссии Исламгулов С.Ф.
Члены Комиссии Гареев Д.Р.
Фарваев А.А.
Начальник отдела |
С.Ф. Исламгулов |
|
|
|
|
|
|
|
Исп.Фарваев А.А.
тел.(347)2163354
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан от 16 января 2024 г. N РНП-02-08/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 19.01.2024