Комиссия Ленинградского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия, Комиссия Ленинградского УФАС) в составе:
в присутствии представителей (посредством использования системы видеоконференцсвязи во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 02.04.2020 N 239 "О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением коронавирусной инфекции"):
от ГБУЗ ЛО "Волховская межрайонная больница" (далее - Заказчик):
от ООО "ВИАМЕДИС" (далее - Участник, Общество, Поставщик, Исполнитель):
рассмотрев направленное Заказчиком во исполнение требований статьи 104 Федерального закона от 05.04.2014 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) обращение о включении сведений об Участнике в реестр недобросовестных поставщиков,
УСТАНОВИЛА:
Заказчиком 17.04.2023 в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" на сайте Единой информационной системы по адресу www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт) размещено извещение о проведении электронного аукциона на право заключения контракта на поставку стола для реанимации новорожденных (далее - электронный аукцион).
По результатам электронного аукциона между Заказчиком и Участником был заключен контракт N 047/23-А от 10.05.2023 (далее - Контракт).
Из направленного Заказчиком обращения в Ленинградское УФАС следует, что 28.12.2023 принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта.
Комиссия, оценивания представленные Заказчиком и Участником документы, установила следующее.
Согласно части 1 статьи 104 Закона N 44-ФЗ ведение реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок.
В соответствии с частью 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
Согласно части 6 статьи 104 Закона N 44-ФЗ в случае расторжения контракта по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта заказчик в течение трех рабочих дней с даты расторжения контракта направляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, информацию, предусмотренную частью 3 названной статьи, а также копию решения суда о расторжении контракта или в письменной форме обоснование причин одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.
В соответствии с частью 7 статьи 104 Закона N 44-ФЗ в течение пяти рабочих дней с даты поступления документов и информации, указанных в частях 4 - 6 настоящей статьи, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, осуществляет проверку содержащихся в указанных документах и информации фактов. В случае подтверждения достоверности этих фактов федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, включает информацию, предусмотренную частью 3 настоящей статьи, в реестр недобросовестных поставщиков в течение трех рабочих дней с даты подтверждения этих фактов.
Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом (часть 9 статьи 95 Закона о контрактной системе).
В рассматриваемом случае п. 12.3. Контракта предусмотрено: "Контракт может быть расторгнут по соглашению Сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны Контракта от исполнения Контракта в соответствии с гражданским законодательством".
Из существа обращения Заказчика следует, что решение об одностороннем отказе Заказчика от исполнения контракта принято в связи с тем, что по состоянию на 28.12.2023 Участник не произвел поставку товара.
Ввиду установленных, фактов неисполнения обязательств по Контракту в указанные сроки, Заказчик принял решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта.
Однако Комиссия Ленинградского УФАС отмечает, что основания включения в реестр недобросовестных поставщиков не могут ограничиваться только формальной констатацией ненадлежащего исполнения хозяйствующим субъектом тех или иных нормативных требований без выяснения и оценки всех фактических обстоятельств дела в совокупности и взаимосвязи.
Комиссия Ленинградского УФАС России, ознакомившись с Контрактом, установила, что соответствии с пунктом 1.1. Контракта Поставщик обязуется в порядке и сроки, предусмотренные Контрактом, осуществить поставку стола для реанимации новорожденных (код КТРУ 26.60.13.190-00000119) (далее - "Оборудование") в соответствии со Спецификацией (приложение N 1 к Контракту) и надлежащим образом оказать услуги по доставке, разгрузке, сборке, установке, монтажу, вводу в эксплуатацию Оборудования, обучению правилам эксплуатации и инструктажу специалистов Заказчика, эксплуатирующих Оборудование и специалистов Заказчика, осуществляющих техническое обслуживание Оборудования, правилам эксплуатации и технического обслуживания Оборудования в соответствии с требованиями технической и (или) эксплуатационной документации производителя (изготовителя) Оборудования (далее - "Услуги"), а Заказчик обязуется в порядке и сроки, предусмотренные Контрактом, принять и оплатить поставленное Оборудование и надлежащим образом оказанные Услуги.
Пунктом 1.2. Контракта установлено, что номенклатура Оборудования и его количество определяются Спецификацией (приложение N 1 к Контракту), технические показатели - Техническими требованиями (приложение N 2 к Контракту).
Согласно п. 5.1. Контракта поставка Оборудования осуществляется Поставщиком в Место доставки на условиях, предусмотренных пунктом 1.3 Контракта, в течение 200 (двести) дней с момента заключения Контракта.
Исходя из пункта 12.1. Контракт вступает в силу с момента его заключения и действует до 31 декабря 2023 года включительно, а в части взаиморасчетов, ответственности сторон - до полного исполнения Сторонами своих обязательств.
С момента размещения в единой информационной системе предусмотренного ч. 5 ст. 51 Федерального закона о контрактной системе и подписанного Заказчиком Контракта он считается заключенным.
В соответствии со Спецификацией на поставку Оборудования (Приложение N1 Контракта) Заказчику необходим:
N п/п |
Наименование Оборудования (марка, модель, год выпуска и другое) |
Наименование Оборудования (в соответствии с регистрационным удостоверением) |
Дата регистрации Оборудования и его регистрационный номер |
Ед. измерения |
Количество, ед. |
Цена за ед., включая Услуги, руб. |
Общая стоимость, включая Услуги, руб. |
1. |
Система неонатальная реанимационная открытая, модель Infa Warmer I, с принадлежностями
Год выпуска 2023 |
Система неонатальная реанимационная открытая, модель Infa Warmer I, с принадлежностями |
ФСЗ 2011/09729 от 06.05.2011 года |
шт |
2 |
2 318 180,00 |
4 636 360,00 |
Полные требования к техническим и функциональным характеристикам товара (показатели товара) указаны в Приложении N2 к Контракту.
Комиссия Ленинградского УФАС, из анализа документов между Заказчиком и Участником (все приобщены к материалам дела), усматривает, следующие важные обстоятельства.
10.05.2023 стороны заключили Контракт.
10.05.2023 Заказчик направил Участнику заявку на поставку Товара.
Таким образом, Комиссия установила, согласно Контракту пункт 5.1 Поставка Оборудования осуществляется Поставщиком в Место доставки на условиях, предусмотренных пунктом 1.3 Контракта, в течение 200 (двести) дней с момента заключения Контракта. Соответственно товар Система неонатальная реанимационная открытая, модель Infa Warmer 1, принадлежностями, производство Япония, то есть должен быть поставлен 26 ноября 2023 года.
Поставщик не исполнил условия Контракта и не осуществил поставку в срок. Заказчиком 12.12.2023 года в адрес Поставщика, через ЕИС направлена претензия за неисполнение или ненадлежащее исполнение Контракта N4957 от 12.12.2023 года о нарушении сроков поставки товара, и начислены пени в размере 34772,70 рублей, в соответствии с разделом 11 контракта.
20.12.2023 г Заказчик направил Поставщику запрос о предоставлении в течение 2-х дней полной и достоверной информации о сроках поставки/не поставки вышеуказанного оборудования по заключенному контракту.
В своем ответе Поставщик сообщил о задержке поставки товара в связи с принятием пакета санкций против Российской Федерации в июле 2023года, о том, что органами государственной власти Японии приняты меры - запрет на ввоз медицинского оборудования, в результате которых японская компания "Атом Медикал Корпорейшн" приняла решение прекратить поставки своей продукции в Россию попросил продлить сроки поставки оборудования до 01 апреля 2024 года.
В ответном письме от 22.12.2023 г. Заказчик сообщил, что продлить срок поставки оборудования до 01.04.2024 года не предоставляется возможным, так как, согласно пункта 12.1 контракт вступает в силу с момента его заключения и действует до 31 декабря 2023 года включительно, а в части взаиморасчетов, ответственности сторон - до полного исполнения Сторонами своих обязательств. Изменение существенных условий (изменение срока действия контракта) возможно при предоставлении соответствующих документов в соответствии с ч. 65.l ст. 112 Закона о контрактной системе. Поэтому без регламентированных данной статьей документов, у Заказчика нет законных оснований продлить Контракт до 01.04.2024 г.
Заказчик отметил, что в соответствии ч. 7 ст. 95 Закона о контрактной системе, по согласованию заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) допускается поставка товара, выполнение работы или оказание услуги, качество, технические и функциональные характеристики (потребительские свойства) которых являются улучшенными по сравнению с качеством и соответствующими техническими и функциональными характеристиками, указанными в контракте, при этом предмет контракта остается неизменным. Кроме того, нужно учесть, что Закон N44-ФЗ не определяет то, какие характеристики можно считать улучшенными при этом товары, работы, услуги, обладающие улучшенными параметрами, качествами, техническими и функциональными характеристиками (потребительскими свойствами), должны быть не хуже установленных в документации о закупке, контракте характеристик.
Заказчик указал Поставщику, что в контракте установлены ограничения по Приказу Минфина России от 04.06.2018 N126н "Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд", согласно п. 1.7 при исполнении контракта на поставку товаров, указанных в Приложениях, не допускается замена страны происхождения данных товаров, за исключением случая, когда в результате такой замены страной происхождения товаров, указанных в Приложениях, будет являться государство - член Евразийского экономического союза, пункт 5.6. контракта.
То есть Заказчик был готов рассмотреть предложение Поставщика, о замене оборудования иностранного производства по контракту на товары, с улучшенными характеристиками с учетом всех перечисленных требований, и требований, установленных действующим Законодательством, При этом крайний срок поставки оборудования указал не позднее 26 декабря 2023 года.
25.12.2023 г. Поставщик направил письмо о том, что в связи с невозможностью исполнения Контракта на поставку товара японского происхождения из-за запрета властей, с предложением расторгнуть контракт по соглашению сторон согласно п.12.3 Контракта
27.12.2023 года Поставщик уведомил Заказчика о невозможности поставить товар с улучшенными характеристиками, в связи с отсутствием у Российских производителей указанного в контракте товара с требуемыми характеристиками.
В соответствии с ч. 8 ст. 95 Закона о контрактной системе, Заказчик может расторгнуть контракт по соглашению сторон в случае если у заказчика отпала необходимость в поставке товаров, выполнении работ, оказании услуг, предусмотренных контрактом. Но учитывая тот факт, что Заказчик нуждается в поставленном товаре, и в случае заключения соглашения о расторжении контракта по соглашению сторон Заказчик будет вынужден приобретать товар по более высокой цене.
Поэтому 28.12.2023 года Заказчик, в соответствии с п. 12.4 контракта, ч. 9, ч. 12.1. ст. 95 Закона о контрактной системе принял Решение об одностороннем отказе от исполнения контракта N5109 от 28.12.2023 г.
Поставщик был уведомлен в устной и письменной форме, о том, что согласно ч. 14. ст. 95 Закона N44-ФЗ Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение 10-ти десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условии контракта. послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 настоящей статьи.
После разрешения Заказчиком на ЕИС Решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, Поставщиком направленно в адрес Заказчика заключение от 28.12.2023 года от союза "Санкт-Петербургской торгово-промышленной палаты" о наличии форс-мажора при исполнении контракта.
Комиссия Ленинградского УФАС внимательно ознакомилась с Заключением Санкт-Петербургской торгово-промышленной палаты N 101/305 от 28.12.2023 в соответствии с которым установлены следующие обстоятельства:
"10 мая 2023 г. общество с ограниченной ответственностью "ВиаМедис" (далее -ООО "ВиаМедис", Поставщик) и Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Ленинградской области "Волховская межрайонная больница" (далее- ГБУЗ ЛО "Волховская МБ", Заказчик), заключили Контракт N047/23-А (далее Контракт) на поставку стола для реанимации новорожденных (код КТРУ 26.60.13.190-00000119) (далее - "Оборудование") в соответствии со Спецификацией (приложение N 1 к Контракту) и надлежащим образом оказать услуги по доставке, разгрузке, сборке, установке, монтажу, вводу в эксплуатацию Оборудования, обучению правилам эксплуатации и инструктажу специалистов Заказчика, эксплуатирующих Оборудование и специалистов Заказчика, осуществляющих техническое обслуживание Оборудования, правилам эксплуатации и технического обслуживания Оборудования в соответствии с требованиями технической и (или) эксплуатационной документации производителя (изготовителя) Оборудования (далее - "Услуги"), а Заказчик обязуется в порядке и сроки, предусмотренные Контрактом, принять и оплатить поставленное Оборудование и надлежащим образом оказанные Услуги.
В соответствии с п. 1.1. Контракта Поставщик принял обязательство в порядке и сроки, предусмотренные Контрактом, осуществить поставку стола для реанимации новорожденных (код КТРУ 26.60.13.190-00000119) (далее - "Оборудование") в соответствии со Спецификацией (приложение N° 1 к Контракту) и надлежащим образом оказать услуги по доставке, разгрузке, сборке, установке, монтажу, вводу в эксплуатацию Оборудования, обучению правилам эксплуатации и инструктажу специалистов Заказчика, эксплуатирующих Оборудование и специалистов Заказчика, осуществляющих техническое обслуживание Оборудования, правилам эксплуатации и технического обслуживания Оборудования в соответствии с требованиями технической и (или) эксплуатационной документации производителя (изготовителя)
Оборудования (далее - "Услуги").
В соответствии с п. 1.2 Контракта номенклатура Оборудования и его количество определяются Спецификацией (приложение N1 к Контракту), технические показатели - Техническими требованиями (приложение N 2 к Контракту).
Согласно Спецификации (приложение N 1 к Контракту), Поставщик обязался поставить Оборудование: Система неонатальная реанимационная открытая, модель
Infa Warmer I, с принадлежностями (год выпуска 2023, дата регистрации Оборудования и его регистрационный номер ФСЗ 2011/09729 от 06.05.2011 года) - 2 шт.
В соответствии с п. 5.1. Контракта срок исполнения этого обязательства - 200(двести) дней с момента заключения Контракта.
Для целей своевременного исполнения Контракта Поставщик 05 июня 2023 года заключил с уполномоченным дистрибьютором оборудования, производимого компанией "АТОМ Medical Corporation" - ООО "СаФайр-Мед", договор N 50-CM-23 на поставку оборудования соответствующего номенклатуре и характеристикам Оборудования, подлежащего поставке по Контракту: Система неонатальная реанимационная открытая, модель Infa Warmer I (пр-ва Атом Медикал Корпорейшн, Япония), с принадлежностями. Сроки поставки по указанному договору обеспечивали надлежащее исполнение Поставщиком обязательств по Контракту.
Таким образом, Поставщик предпринял обоснованные и достаточные действия для исполнения обязательств по Контракту в указанные сроки.
Однако, исполнение обязательств на согласованных в Контракте условиях оказалось невозможным по независящим от Поставщика обстоятельствам.
Начиная с февраля 2022 г. в связи с введением в отношении Российской Федерации со стороны иностранных государств ограничительных и запретительных мер имеет место массовый отказ иностранных поставщиков и производителей товаров от поставок в РФ по ранее заключенным контрактам. Такой отказ мотивирован как прямыми санкциями, принятыми с 24.02.2022 г. Европейским союзом, США и рядом азиатских государств в отношении ряда товаров, российских физических и юридических лиц, так и вторичными санкциями США, носящими экстерриториальный характер, - ответственностью юридических лиц, не прекративших сотрудничество с российскими компаниями, а также решениями уйти с рынка Российской Федерации, принятыми как самостоятельно, так и под давлением западной общественности и государственных органов.
Письмом от 02 октября 2023 года ООО "СаФайр-Мед" сообщило о невозможности поставки Оборудования по причине принятия производителем решения о прекращении поставок в Россию в связи с пересмотром статьи 48 пункта 3 "Закона об иностранной валюте и внешней торговле" Японии в соответствии с которой "министр экономики, торговли и промышленности должен быть международным для тех, кто намеревается экспортировать груз определенного типа или назначения в конкретный район, или тех, кто намеревается экспортировать груз через определенный район. Япония будет способствовать международным усилиям по достижению международного мира, чтобы поддерживать платежный баланс, добросовестно осуществлять внешнюю торговлю и здоровое развитие национальной экономики, а также добросовестно выполнять договоры и другие международные обязательства, заключенные Японией. или в той мере, в какой это необходимо для выполнения решения Кабинета министров, изложенного в статье 10, параграф 1, обязательство по получению одобрения может быть наложено в соответствии с положениями постановления правительства".
Указанные препятствия возникли вследствие обстоятельств, влияющих на исполнение обязательств по поставкам медицинских изделий, запасных частей и принадлежностей, связанных с публикацией 23 мая 2023 г. Бюро промышленности и безопасности Департамента торговли США дополнений к перечню товаров, экспорт которых на территорию РФ ограничен, в соответствии с которым расширены меры дополнительного экспортного контроля в соответствии с Правилами экспортного контроля ("EAR"), а также, применения к поставкам продукции правил экспортного контроля Европейского Союза и ряда иных стран .
Согласно Постановлению N° 230515-0131 Департамента коммерции Бюро промышленности и безопасности Министерства торговли США (15 CFR, части 734, 746 и 750) "Введение дополнительных санкций в отношении России и Беларуси при экспорте. Административные правила (EAR) и уточнения существующих средств контроля (https://public-inspection.federalregister.gov/2023-10774.pdf) в перечень попавших под ограничения товаров включено "электродиагностический аппарат (и аппарат для функционально-исследовательского обследования или для проверки физиологических параметров) несои и части и т.п.", к которым относится поставляемое по Контракту Оборудование.
Перечень вступил в силу 19 Мая 2023 года и, помимо прочего, включает в себя магнитно-резонансные томографы, ультразвуковые системы, компьютерные томографы, электродиагностические аппараты и другое медицинское оборудование.
Указанные обстоятельства стали известны с даты официальной публикации информации о дополнительных санкциях против России и Беларуси в соответствии с Правилами экспортного контроля (EAR) и уточнениями существующих мер контроля на официальном сайте (https://www.federalregister.gov/documents/2023/05/23/2023-10774/implemen tation-of-additional-sanctions-against-russia-and-belarus-under-the-expor t-administration) - 23 мая 2023 г.
Согласно Руководства по подаче заявления на получение медицинской лицензии в России (https://www.bis.doc.gov/index.php/documents/product-guidance/3300-russia -medical-related-license-application-guidance-fpd-final-incorp-occ-and-3f -cmts-clean-071323) в соответствии с политикой лицензирования, изложенной в Разделах 746.5, 746.6, 746.8 и 746.10 Правил экспортного контроля (15 CFR, части 730-774, "EAR"), лицензия приложения для здоровья и безопасности, медицинские и гуманитарные приложения обычно рассматриваются в каждом конкретном случае. При этом установлено, что экспорт в больницы, принадлежащие или управляемые министерствами, будут проверяться в соответствии с политикой отказа, который распространяется на министерства в целом, за исключением продуктов питания и лекарств.
Регулирование экспортного контроля СIА может существенно повлиять на любую организацию, имеющую дело с контролируемыми США товарами или технологиями. Юрисдикция Правил экспортного контроля (EAR) распространяется не только на лиц или компании, зарегистрированные в США, но и на компании, зарегистрированные в других странах, т.е. любые компании, как находящиеся, так и не находящиеся под юрисдикцией США, могут быть подвергнуты аналогичным санкциям.
Таким образом, с учетом экстерриториального характера принятых запретительных мер их действие распространяется также на любые компании за пределами территории США, что объективно приводит к невозможности поставок попавших под санкции товаров для экспорта в РФ на ранее действовавших условиях любым лицом, независимо от страны его инкорпорации.
Вследствие вышеизложенного, Министерством экономики, торговли и промышленности Японией на основании Закона об иностранной валюте и внешней торговли были приняты "Поправки к Постановлению о контроле за экспортной торговлей и т.д. (Содействие укреплению промышленной базы России Запрет на вывоз товаров)" которыми введены ограничительные и запретительные меры в отношении Российской Федерации. 28 июля 2023 г. Министерство экономики, торговли и промышленности Японии сообщило о запрете экспорта в Россию автомобилей с двигателями объемом более 1,9 л, гибридов и электромобилей, а также яхт, поездов, изделий из металлов и стекла, тканей, в том числе б/у одежды, фото- или кинематографического материала и других товаров. Меры применяются с 9 августа 2023 г. : "У читывая текущую международную ситуацию вокруг Украины, а также для того, чтобы Япония могла внести свой вклад в международные усилия по обеспечению международного мира, мы введем запреты на экспорт в Россию на основе мер, которые решили принять основные страны. и обеспечить соблюдение постановления правительства, которое частично вносит изменения в Постановление о контроле за экспортной торговлей, одобренное Кабинетом министров в пятницу, 28 июля...."
Таким образом, для некоторой продукции Атом Медикал Корпорейшн, Япония, на которые распространяется действие EAR, а также применимых актов Японии, требуется получение экспортных лицензий Министерства торговли США и Министерства экономики, торговли и промышленности Японии.
Помимо этого, в государственных средствах массовой информации зафиксирован массовый отказ/приостановление поставок иностранными производителями своих товаров в России и Белоруссии без официального опубликования своих решений.
Письмом (Меморандум) QA76023 от 27.09.2023 г. японская компания Атом Медикал Корпорейши заявила о прекращении поставок своей продукции в Россию, ссылаясь на статью 48 пункт 3 (в редакции от 28.07.2023 г.) "Закона об иностранной валюте и внешней торговле".
При заключении Контракта Поставщик не мог предвидеть принятие Министерством экономики, торговли и промышленности Японии "Поправки к Постановлению о контроле за экспортной торговлей и т.д. (Содействие укреплению промышленной базы России Запрет на вывоз товаров)" 28 июля 2023 г., которыми установлены дополнительные экспортные ограничения в отношении Оборудования, подлежащего поставке по Контракту.
Причина невозможности исполнения ООО "ВиаМедис" своих обязательств по Контракту - отказ производителя от поставок в РФ в связи с принятием Министерством экономики, торговли и промышленности Японии "Поправки к Постановлению о контроле за экспортной торговлей и т.д. (Содействие укреплению промышленной базы России Запрет на вывоз товаров)" и принятое Бюро промышленности и безопасности Министерства торговли США Постановление от 23.05.2023 N 230515-0131 о ведении дополнительных санкций против России и Беларуси в соответствии с правилами экспортного контроля (EAR) и ожидаемыми мерами контроля, в результате которых поставка Оборудования, относящегося к электродиагностическим аппаратам (и аппаратам для функционально-исследовательского обследования или для проверки физиологических параметров) несои и части и т.п. (код ТН ВЭД 901890) для целей, установленных Контрактом и в адрес Заказчика не представляется возможной.
На дату заключения Контракта введение "недружественными" странами санкций против Российской Федерации хоть и являлось известным обстоятельством, однако предвидеть характер вводимых ограничений, постоянное их ужесточение и продление объективно невозможно.
Таким образом, предвидимая объективная невозможность исполнения Контракта до отмены вышеуказанных ограничений на экспорт Оборудования в РФ обусловлена не обычными для гражданского оборота обстоятельствами, а обострением международных отношений и введением санкционной политики, ограничивающей торговые операции, что не охватывается понятием предпринимательского риска_.
Исходя из представленных документов и сведений, с учетом презумпции добросовестности лица, их предоставившего (ч. 5. Ст. 10 ГК РФ), Союз "Санкт-Петербургская торгово-промышленная палата" приходит к следующим выводам:
Принятие уполномоченным органом США и Японии рассмотренных в настоящем Заключении запретов и ограничений на экспорт в Российскую Федерацию определенной продукции, вызвавшее также необходимость прекращения поставки товаров, работ, услуг иностранных компаний на территорию РФ:
существенно изменили обстоятельства, из которых ООО "ВиаМедис" исходило при заключении Контракта и согласовании условий его исполнения, и, если бы оно могло предвидеть принятие этих политических решений и наступление вызванных ими последствий, Контракт был бы заключен им на иных условиях или не заключен вовсе;
в соответствии с ч.1 ст.451 Гражданского кодекса Российской Федерации указанные обстоятельства, могут рассматриваться как существенное изменение обстоятельств, из которых стороны исходили при его заключении, что, соответственно, может являться основанием для изменения условий Контракта;
В случае невозможности изменения условий Контракта в части изменений характеристик Оборудования и сроков поставки, возможно наступление обстоятельств, квалифицируемых гражданским законодательством Российской Федерации как невозможность исполнения обязательства в силу положений ч.1 ст. 416 ГК. которой установлено, что "обязательство прекращается невозможностью исполнения, если она вызвана наступившим после возникновения обязательства обстоятельством, за которое ни одна из сторон не отвечает", поскольку она вызвана наступившим после возникновения обязательства обстоятельством, за которое ни одна из сторон не отвечает, и данная невозможность надлежащего исполнения является обстоятельством, не связанным с проявлением умысла или неосторожности со стороны Поставщика.
указанные в настоящем Заключении обстоятельства могут быть признаны обстоятельствами непреодолимой силы в соответствии с положениями законодательства РФ и Контракта, что может являться основанием для освобождения Поставщика от ответственности, предусмотренной в разделе 11 Контракта".
Согласно Письму ФАС России от 28.03.2014 N ИА/11604/14 "По вопросам рассмотрения обращений о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений о недобросовестных поставщиках (подрядчиках, исполнителях), контракты с которыми расторгнуты в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов", при нарушении Заказчиком порядка расторжения контракта основания для включения сведений об Обществе в реестр недобросовестных поставщиков отсутствуют.
В соответствии с частью 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В силу части 13 статьи 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В соответствии с частью 14 статьи 95 Закона о контрактной системе заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 настоящей статьи.
Как следует из материалов дела, решение Заказчика об одностороннем отказе от исполнения Контракта принято - 28.12.2023, размешено в Единой Информационной системе, дополнительно решение оправлялось по электронной почте и почтовым отправлением.
Участник просит Комиссию обратить внимание на следующие обстоятельства: Исполнитель не предпринимал действий по уклонению принятых на себя обязательств в рамках Контракта, однако в условиях международных санкций имелись трудности по исполнению обязательств не по вине Общества.
Представители Заказчика подтвердили, что Участник действительно вел с ним переговоры по поставке товара и информировал о трудностях, однако настаивали на включении, считая, что односторонний отказ принят ими правомерно, так как оборудование до настоящего времени не получено.
Согласно части 10 статьи 104 Закона о контрактной системе Правительством Российской Федерации устанавливается порядок ведения реестра недобросовестных поставщиков. Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 утверждены Правила ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - Правила).
Правилами установлено, что уполномоченный орган по результатам рассмотрения обращения и проведения проверок, указанных в подпункте "а" настоящего пункта, принимает решение о включении информации об участнике закупки, о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр либо в случаях, предусмотренных пунктами 14 и 15 настоящих Правил, об отказе во включении участника закупки, поставщика (подрядчика, исполнителя) в реестр, а также выдает (при необходимости) предписание, предусмотренное пунктом 2 части 22 статьи 99 Федерального закона (пп б п. 13 Правил).
Исходя из представленных доказательств, документов и пояснений, Комиссия УФАС по Ленинградской области пришла к следующим выводам:
1) Комиссия считает необходимым особо подчеркнуть, что в настоящем деле она полностью соглашается с позицией Заказчика о том, что у него действительно имелись основания принять решение об одностороннем отказе, так как материалами дела подтверждается, что оборудование не было поставлено Участником в установленный Контрактом срок (чего и не отрицалось представителем Общества).
Вместе с тем, Комиссия исходит из того, что правомерно принятое решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта Заказчиком, не означает автоматическое включение Участника в РНП.
Комиссия исходит из того, что применение такой меры публичной ответственности как включение сведений об Участнике в реестр недобросовестных поставщиков на 2 года невозможно без рассмотрения дела с учетом всех обстоятельств и фактов.
А в ходе анализа всех документов в материалах дела в своей совокупности находят свое подтверждение факты того, что Участник все же стремился выполнить свои обязательства по Контракту.
То есть, Комиссия принимает довод Участника о том, что действий (бездействия) на намеренное уклонение от обязательств им не предпринималось.
А в материалах дела, Комиссия находит письма и документы, которые свидетельствуют о том, что Участник стремился выполнить обязательства, также был заинтересован в исполнении Контракта, информировал о данных обстоятельствах Заказчика.
2) Комиссия Ленинградского УФАС учитывает, что период исполнения Контракта в настоящем деле действительно приходятся на период недружественных действий со стороны иных стран.
В соответствии с подпунктом "Н" пункта 3 статьи 15 Закона Российской Федерации от 7 июля 1993 года N 5340-1 "О торгово-промышленных палатах в Российской Федерации" и пунктом 2.1. Положения о порядке свидетельствования ТПП России обстоятельств непреодолимой силы (форс- мажора), утвержденного постановлением Правления ТПП России от 23 декабря 2015 года N173-14, свидетельствование обстоятельства непреодолимой силы (форс-мажор) в соответствии с условиями внешнеторговых сделок и международных договоров Российской Федерации отнесено к исключительной компетенции ТПП России.
Заключением Уральской торгово-промышленной палаты N 101/305 от 28.12.2023 удостоверяется факт наличия форс-мажорных обстоятельств при поставке товара по Контракту 047/23-А от 10.05.2023
В связи с вступлением в силу Постановления Правительства РФ 21.03.2022 N 417, разработанного Минфином России, Департамент бюджетной политики в сфере контрактной системы Минфина России, изготовил письмо о следующем (от 08.04.2022 N 24-01-09/29768): "В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, заказчик вправе расторгнуть контракт путем принятия решения об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Если по результатам рассмотрения обращения заказчика будет установлено, что надлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) контракта оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, информация о таком поставщике (подрядчике, исполнителе) не подлежит включению в Реестр.
В частности, в соответствии с подпунктом "в" пункта 15 Правил к таким обстоятельствам непреодолимой силы относится введение:
политических или экономических санкций иностранными государствами, совершающими недружественные действия в отношении Российской Федерации, граждан Российской Федерации или российских юридических лиц;
иностранными государствами, государственными объединениями и (или) союзами и (или) государственными (межгосударственными) учреждениями иностранных государств или государственных объединений и (или) союзов мер ограничительного характера (далее - меры ограничительного характера).
Учитывая изложенное, если введение санкций повлекло невозможность исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) контракта и, как следствие, расторжение с ним контракта и направление заказчиком в уполномоченный орган обращения о включении информации в Реестр, представляется целесообразным такому поставщику (подрядчику, исполнителю) с целью обеспечения защиты своих прав и законных интересов принять участие в заседании комиссии уполномоченного органа с представлением информации и документов, подтверждающих, что исполнение контракта оказалось невозможным в связи с введением санкций.
К таким информации и документам могут быть отнесены любые информация и документы, содержание которых позволяет определить причинно-следственную связь между санкциями и невозможностью надлежащего исполнения контракта (то есть, последовательно развивающиеся события между введением таких санкций до невозможности надлежащего исполнения контракта)".
Комиссия исходит из того, что в материалы дела приобщены доказательства того, что санкции повлияли на исполнение обязательств, чего Участник объективно не мог предвидеть подавая заявку и заключая Контракт.
То есть, Комиссия учитывает и принимает во внимание все сложности и обстоятельства с которыми сталкиваются Участники, Заказчики, банковские службы, операторы электронных площадок, органы законодательной, исполнительной и судебной власти в связи с особой международной ситуацией.
Комиссия, в настоящем деле руководствуется тем, что введенные санкции действительно создали дополнительные сложности при исполнении данного Контракта, что невозможно было предвидеть даже при надлежащей степени заботливости и осмотрительности.
Так, в ходе анализа всех документов в материалах дела в своей совокупности, находят свое подтверждение факты того, что Участник стремился выполнить свои обязательства по Контракту, а именно:
- Участник заключил Контракт с Заказчиком предоставив все необходимые обеспечительные документы;
- заказал и оплатил необходимый Заказчику Товар;
- проинформировал Заказчика о возникших форс-мажорных обстоятельствах и предложил пути решения, в том числе добровольно соглашался с оплатой штрафных санкций;
- при получении решения об одностороннем отказе обратился в Торгово-промышленную палату РФ и предоставил ее Заключение Заказчику.
Таким образом, оснований для безусловной необходимости включения сведения об Участнике в РНП, Комиссия не усматривает.
2) Комиссия руководствуется статьями 95, 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", а также Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2021 N 1078, при этом, анализ вышеприведенных положений законодательства свидетельствует о том, что включение сведений о лице в реестр недобросовестных поставщиков по существу является санкцией за недобросовестное поведение данного лица.
Реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования соответствующих отношений по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере размещения заказов, и соответственно является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков о недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
С другой стороны, включение хозяйствующего субъекта в реестр недобросовестных поставщиков представляет собой один из видов юридической ответственности, поскольку такое включение является санкцией за недобросовестное поведение поставщика в регулируемой сфере правоотношений и влечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности хозяйствующего субъекта в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах.
Следовательно, включение лица в реестр недобросовестных поставщиков невозможно без установления его вины, выражающейся в сознательном неисполнении обязанностей по контракту. Основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое уклонение лица от неисполнения обязанностей по контракту, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе.
Термин недобросовестное поведение предполагает не только формальное нарушение требований законодательства, но и отсутствие реального намерения исполнить контракт, в связи с чем, для включения в реестр недобросовестных поставщиков по данному основанию, помимо факта нарушения, необходимо установить направленность действий (бездействия) и подтвердить недобросовестный характер поведения Участника.
При этом, по смыслу статьи 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации введение ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционное право, исходя из общих принципов права, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепляемым целям и охраняемым законным интересам, а также характеру совершенного деяния.
Комиссия, на основе анализа фактической стороны дела, не находит доказательств целенаправленного неисполнения Участником обязательств по Контракту, и в этой связи не усматривает в действиях Участника сознательного неисполнения Контракта и вины, выраженной в умышленных действиях (бездействиях), которые были направлены на уклонение от возложенных на себя обязательств в рамках заключенного Контракта.
3) При внеплановой проверке, нарушений в действиях Заказчика по данной закупке не установлено.
Комиссия также учитывает, что условиями Контракта, законодательством и положениями предусмотрено применение к Обществу гражданско-правовых санкций в виде взыскания штрафов, пени, убытков, что является в данном конкретном случае достаточной мерой, по сравнению с исключительной мерой в виде включения сведений в РНП.
С учетом всех фактов и доказательств рассматриваемого дела, Комиссия Ленинградского УФАС руководствуясь статьей 104 Закона о контрактной системе
РЕШИЛА:
сведения об ООО "ВИАМЕДИС" в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
Настоящее решение может быть обжаловано заинтересованным лицом в судебном порядке в установленные законом сроки.
И.о. председателя Комиссии
Члены Комиссии
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области от 15 января 2024 г. N 047/10/104-37/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 16.01.2024