Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
в отсутствие представителя СПб ГБПОУ "АУГСГиП" (далее - Заказчик): надлежащим образом уведомленного о месте и времени заседания Комиссии УФАС,
при участии представителя ООО "СПЕЦСТРОЙ" (далее - Участник, Исполнитель):
рассмотрев сведения, представленные Заказчиком (вх. N 33527-ЭП/23 от 19.12.2023) в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков по факту одностороннего отказа от исполнения государственного контракта на оказание услуг по техническому обслуживанию комплексных систем обеспечения безопасности в государственных учреждениях из числа объектов социальной инфраструктуры Санкт-Петербурга, подведомственных Комитету по науке и высшей школе в 2023 г. (извещение N 0372100023822000323),
УСТАНОВИЛА:
Объём сведений, представленных Заказчиком в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков, соответствует требованиям ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и порядку о ведении реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 (далее - Порядок о ведении реестра).
Комиссия УФАС в результате осуществления проверки факта одностороннего отказа от исполнения контракта и проведения на основании п. 2 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки установила следующее.
СПб ГБПОУ "Петровский колледж" 29.12.2022 на Официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт) размещено извещение о проведении электронного аукциона на оказание услуг по техническому обслуживанию комплексных систем обеспечения безопасности в государственных учреждениях из числа объектов социальной инфраструктуры Санкт-Петербурга, подведомственных Комитету по науке и высшей школе в 2023 г. (извещение N 0372100023822000323) (совместная закупка) (далее - Аукцион).
Начальная (максимальная) цена государственного контракта - 4 130 483,99 рублей.
В соответствии с Протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 12.01.2023 N ИЭА1 победителем Аукциона признано ООО "СПЕЦСТРОЙ".
По результатам закупки Заказчиком с ООО "СПЕЦСТРОЙ" заключен государственный контракт N 0372100023822000323 от 02.02.2023 (далее - Контракт) на сумму 4 130 483,99 рублей.
Согласно ч. 14 ст. 34 Закона о контрактной системе в контракт может быть включено условие о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии с положениями ч. 8 - 26 ст. 95 Закона о контрактной системе.
Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации (далее - ГК РФ) для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом (ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе).
Пунктом 8.4 Контракта предусмотрено право Заказчика расторгнуть Контракт в одностороннем порядке.
Из представленных Заказчиком сведений Комиссия УФАС установила, что 07.12.2023 Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта (далее - Решение), заключенного с ООО "СПЕЦСТРОЙ".
На заседание Комиссии УФАС Заказчик представил сведения, согласно которым в соответствии с условиями Контракта и приложениями к нему Участник обязался оказать услуги по техническому обслуживанию комплексных систем обеспечения безопасности в государственных учреждениях из числа объектов социальной инфраструктуры Санкт-Петербурга, подведомственных Комитету по науке и высшей школе (далее - Услуги) в период с даты заключения Контракта, но не ранее 01.02.2023, по 31.12.2023 (п. 4.2 Контракта).
15.11.2023 Заказчик направил Исполнителю претензию N 3292 о нижеследующем:
1. Исполнитель не приступил к оказанию услуг по установке системы распознавания лиц, что предусмотрено п.п. 21-24 таблицы "Расчет стоимости услуг по проведению ремонта с заменой элементов" Приложения N 2 к Контракту, стоимостью 1 927 353 рублей, а именно:
- Оказание услуг по установке видеокамеры системы распознавания лиц VCI-123, с комплектом кабелей и кабеленесущих (100-м);
- Оказание услуг по установке программного обеспечения системы распознавания лиц Орион Про "РАСПОЗНАВАНИЕ ЛИЦ Тевиан исп.4";
- Оказание услуг по установке РоЕ коммутатора для системы распознавания лиц GS1200-5HPV2-EU0101F;
- Оказание услуг по установке программного обеспечения Орион Про "Оперативная задача исп. 10".
2. Не работает электромеханический замок на калитке между учебным и лабораторным корпусом по адресу: г. Санкт-Петербург, ул. Руставели, д. 33, лит. А. Дата заявки 28.08.2023, 19.09.2023. Заявка не исполнена.
3. Нет сигнала от камер видеонаблюдения учебный корпус - AS-2.3.03 (1шт); лабораторный корпус - AS-1.4.10, AS-1.3.07, AS-1.4.08 и пост охраны (4 шт.) по адресу: г. Санкт-Петербург, ул. Руставели, д. 33, лит. А. Дата заявки 28.08.2023, 19.09.2023. Заявка не исполнена.
4. У панели вызова на уличном ростовом турникете по адресу: г. Санкт-Петербург, ул. Руставели, д. 33, лит. А отсутствует кнопка, устройство постоянно дает вызов на домофон. Дата заявки 28.08.2023, 19.09.2023. Заявка не исполнена.
5. У панели вызова на уличной калитке со стороны учебного корпуса по адресу: г. Санкт-Петербург, ул. Руставели, д. 33, лит. А отсутствует кнопка. Дата заявки 28.08.2023, 19.09.2023. Заявка не исполнена.
6. Глубина архива на сервере по адресу: г. Санкт-Петербург, ул. Вавиловых, д. 10, к. 4, лит. А составляет всего 25 суток, однако система видеонаблюдения должна обеспечивать хранение данных в течение одного месяца. Основание: п. 30 Постановления Правительства РФ от 02.08.2019 N 1006. Дата заявки 08.09.2023, 02.10.2023. Заявка не исполнена.
7. Не проведены проверка, обследование и поверка на исправность и работоспособность всех систем КСОБ, находящихся на объектах по адресам: ул. Миргородская д. 24-28, ул. Руставели, д. 33, ул. Вавиловых, д. 10, к. 4, Онежский проезд д. 5. Дата заявки 28.09.2023. Заявка не исполнена. Акт проверки не представлен.
8. Не восстановлена работоспособность системы видеонаблюдения по адресу г. Санкт-Петербург, ул. Миргородская, д. 24-28, лит. Б.А. Дата заявки 04.10.2023. Заявка не исполнена.
9. Не заменена неисправная видеокамера АС-811IPR2 по адресу: г. Санкт-Петербург, ул. Руставели, д. 33, лит. А. Основание: дефектная ведомость от 06.10.2023. Дата заявки 27.10.2023. Заявка не исполнена.
10. Не устранено произвольное отключение видеокамер от общей системы видеонаблюдения по адресу: г. Санкт-Петербург, ул. Руставели, д. 33, лит. А. Нет сигнала от видеокамер AS-1.2.03, AS-1.3.06, AS-1.3.07, AS-1.4.01, AS-1.4.02, AS-1.4.03, AS-1.4.10. Дата заявки 28.08.2023, 27.10.2023. Заявка не исполнена.
11. Отсутствует сигнал от уличной видеокамеры по адресу г. Санкт-Петербург, ул. Миргородская, д. 24-28, лит. Б. Отсутствует изображение от уличной видеокамеры по адресу г. Санкт-Петербург, ул. Миргородская, д. 24-28, лит. Г (размытое изображение, видимость отрицательная). Дата заявки 27.10.2023. Заявка не исполнена.
07.12.2023 комиссия Заказчика провела проверку устранения Исполнителем недостатков, перечисленных в претензии N 3292 от 15.11.2023, о чем был составлен акт.
При проверке установлено, что из 11 недостатков, выявленных Заказчиком, Исполнителем было устранено только 5: заменен замок (пункт 2), заменены вызывные панели (пункты 4 и 5), восстановлена работоспособность видеокамер (пункты 8 и 11). Остальные недостатки, указанные в претензии, не устранены.
Исполнитель не приступил к установке системы распознавания лиц ни в указанный Исполнителем срок, в период с 20.11.2024 по 24.11.2023, ни позже данные работы не выполнялись (пункт 1).
Система видеонаблюдения не обеспечивает хранение данных в течение одного месяца (данные хранятся всего 17 дней), что является грубым нарушением п. 30 Постановления Правительства РФ от 02.08.2019 г. N 1006 (пункт 6).
Учитывая изложенное, Заказчик пришел к выводу, что допущенные Исполнителем нарушения являются существенными, предпринятые Исполнителем меры не обеспечивают необходимую антитеррористическую защищенность объектов Заказчика.
В соответствии с п. 2.4.1 Контракта Исполнитель обязан оказать услуги в соответствии с Расчетом цены контракта (Приложение N 2 к Контракту) и Техническим заданием (Приложение N 1 к Контракту) в сроки, установленные Контрактом.
Согласно п. 2.4.2 Контракта Исполнитель обязан обеспечить за свой счет устранение недостатков, выявленных при приемке Услуг Заказчиком.
Однако в нарушение условий Контракта Исполнитель свои обязательства по Контракту не исполнил и выявленные Заказчиком недостатки не устранил как в указанный Заказчиком срок, так и по его истечению, что является неисполнением условий Контракта. При таких обстоятельствах Заказчик лишается того, ради чего заключал указанный Контракт, при этом его срок истекает 31.12.2023, и очевидно, что Услуги по Контракту не будут оказаны надлежащим образом, в необходимом объеме, и в соответствии с условиями Контракта. В частности, очевидно, что Исполнителем не будет установлена система распознавания лиц на объектах Заказчика, не будет обеспечено выполнение требований п. 30 Постановления Правительства РФ от 02.08.2019 г. N 1006 о сроке хранения видеоархива, что входит в предмет Контракта и должно быть выполнено Исполнителем в обязательном порядке для обеспечения антитеррористической защищенности объектов Заказчика. Если бы Заказчик знал о том, что данные Услуги не будут оказаны, то Контракт не был бы им заключен.
К существенным условиям договора возмездного оказания услуг относится его предмет - конкретные действия, деятельность, которую обязан осуществить исполнитель (п. 1 ст. 779 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В силу п. 2 ст. 450 Гражданского кодекса Российской Федерации существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора.
Согласно ч. 14 ст. 34 Закона о контрактной системе в контракт могут быть включены условия о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии с положениями ч.ч. 8 - 11, 13 - 19, 21 - 23 и 25 ст. 95 Закона о контрактной системе.
В соответствии с п. 1 ст. 782 Гражданского кодекса Российской Федерации заказчик вправе отказаться от исполнения договора возмездного оказания услуг при условии оплаты исполнителю фактически понесенных им расходов.
По смыслу закона для одностороннего отказа от исполнения договора (одностороннего расторжения договора) достаточно самого факта указания об этом в соглашении сторон (Постановление Президиума ВАС РФ от 16.02.2010 N 13057/09).
В связи с изложенным, на основании п. 1 ст. ст. 782, п. 2 ст. 450 ГК РФ, ч.ч. 9 и 11 ст. 95 Закона о контрактной системе, п. 8.4 Контракта Заказчик принял решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В соответствии с ч. 12.1. ст. 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного ч. 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных ч. 5 ст. 103 Закона о контрактной системе, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с п. 1 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с п. 2 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
06.12.2023 Заказчик сформировал и разместил подписанное им решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта на Официальном сайте Единой информационной системы.
В соответствии с ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе Решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно ч. 14 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения.
Нарушения условий Контракта, послужившие основанием для принятия Заказчиком Решения, ООО "СПЕЦСТРОЙ" устранены не были.
На заседании Комиссии УФАС было установлено, что согласно информации, размещенной на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок в разделе "Информация об исполнении (расторжении) контракта", Контракт расторгнут Заказчиком 19.12.2023.
В силу ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
На заседании Комиссии УФАС представитель Участника пояснил, что в период с февраля по октябрь 2023 года Исполнитель надлежащим образом, без применения штрафных санкций (неустойки, пени) оказывал Заказчику услуги по техническому обслуживанию комплексных систем обеспечения безопасности, о чем свидетельствуют размещенные на Официальном сайте подписанные Заказчиком документы о приемке по Контракту за указанный период времени.
15.11.2023 в адрес Исполнителя поступила претензия Заказчика от 15.11.2023 N 3292 с указанием недостатков оказания Услуг по Контракту.
15.11.2023 Исполнитель направил Заказчику ответ на указанную претензию с указанием пояснений по каждому пункту выявленных недостатков.
Одновременно Исполнителем велась работа по устранению выявленных Заказчиком недостатков оказания Услуг и оказанию Услуг за ноябрь и декабрь 2023 года.
Тем не менее, 07.12.2023 Заказчиком размещено решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В целях отмены указанного Решения Исполнителем полностью устранены все замечания (за исключением замечаний по пунктам N 1, 6 и 7, устраненных частично), указанные в Акте от 07.12.2023, приложенном к Решению, о чем составлены соответствующие акт-наряды, подписанные сторонами Контракта.
При этом в Решении Заказчиком указано, что при проверке Заказчиком установлено, что из 11 недостатков Исполнителем устранено 5: заменен замок (пункт 2), заменены вызывные панели (пункты 4 и 5), восстановлена работоспособность видеокамер (пункты 8 и 11).
Кроме того, Исполнителем 18.12.2023 в адрес Заказчика посредством ЕИС и электронной почты направлено письмо с указанием пояснений по пунктам N 1, 6 и 7 Акта от 07.12.2023, приложенном к Решению:
- по пункту N 1 замечаний: Исполнителем 15.12.2023 установлена система распознавания лиц по адресу: г. Санкт-Петербург, Онежский проезд, д. 5, лит. А, о чем Исполнитель сообщил Заказчику письмом от 15.12.2023 N 231215-02, направленным по электронной почте 15.12.2023. Система распознавания лиц по адресу: г. Санкт-Петербург, ул. Вавиловых, д. 10, к. 4 находится в процессе выполнения, установлен коммутатор, кабельные трассы прокинуты, камера не установлена, поскольку для ее установки, предположительно, требуются дополнительные хомуты, которые не вошли в перечень оборудования в Контракте и которые будут поставлены Исполнителю 19.12.2023.
Также Исполнитель 15.12.2023 письмом N 231215-01 сообщил Заказчику о прибытии на объекты по адресу: г. Санкт-Петербург, ул. Миргородская, д. 24-28 лит. Г и ул. Руставели, д. 33, лит. А сотрудников Исполнителя для выполнения работ по установке системы распознавания лиц, в связи с чем, просил обеспечить допуск указанных сотрудников.
Таким образом, по состоянию на 18.12.2023 указанное Решение в силу не вступило, однако сотрудники Заказчика не впустили на объект для выполнения работ прибывших 18.12.2023 сотрудников Исполнителя, в связи с чем, создали условия для невозможности устранения недостатков и отмены Решения;
- по пункту N 6 замечаний: 21.11.2023 глубина архива на сервере по адресу: г. Санкт-Петербург, ул. Вавиловых, д. 10, к. 4 увеличена и доведена до требуемой - один месяц, однако поскольку подтверждением указанных работ является запись видео на протяжении 30-31 дней, фактическое подтверждение выполнения Исполнителем указанных работ возможно только 21.12.2023 - 22.12.2023. В связи с тем, что представителей Исполнителя на объект не допускали, подтвердить указанные факты не представляется возможным;
- по пункту N 7 замечаний: Исполнитель 15.11.2023 сообщал Заказчику, что при проведении первичного технического обслуживания было проведено первичное обследование с оформлением всех документов, требуемых в соответствии с условиями Контракта, а также просил сообщить о необходимости внесения изменений в указанные документы (при наличии такой необходимости). Однако никаких дополнительных пояснений и требований по указанному пункту в адрес Исполнителя не поступило. Кроме того, Исполнитель ежемесячно осуществляет проверку всех систем КСОБ, находящихся на объектах Заказчика.
В связи с устранением Исполнителем замечаний Заказчика, а также по причине недопуска представителей Исполнителя для устранения оставшихся замечаний, Исполнитель указанным письмом от 18.12.2023 исх. N 231218-01 просил отменить не вступившее в силу Решение Заказчика и предоставить Исполнителю возможность доделать указанные выше работы.
Однако Заказчик на указанное письмо не ответил, Решение не отменил.
На основании вышеизложенного представитель Участника ходатайствовал о невключении ООО "СПЕЦСТРОЙ" в реестр недобросовестных поставщиков.
Реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования соответствующих отношений по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере размещения заказов, и соответственно является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
С другой стороны, включение хозяйствующего субъекта в реестр недобросовестных поставщиков представляет собой один из видов юридической ответственности, поскольку такое включение является санкцией за недобросовестное поведение поставщика в регулируемой сфере правоотношений и влечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности хозяйствующего субъекта в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах.
Таким образом, основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое уклонение лица от заключения контракта или от исполнения условий контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приведшее к невозможности заключения контракта с этим лицом как признанного победителем конкурса и нарушающее права заказчика относительно условий (выявленных им как лучшие) и срока исполнения контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств и в предусмотренном бюджетным законодательством порядке.
При этом, по смыслу ст. 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации введение ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционное право, исходя из общих принципов права, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепляемым целям и охраняемым законным интересам, а также характеру совершенного деяния.
Всесторонне исследовав все обстоятельства дела и представленные документы, заслушав пояснения представителя Участника, учитывая совершений действий со стороны ООО "СПЕЦСТРОЙ", направленных на исполнение Контракта, Комиссия УФАС пришла к выводу о том, что включение сведений в отношении ООО "СПЕЦСТРОЙ" в реестр недобросовестных поставщиков повлечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности хозяйствующего субъекта в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах и является санкцией, несоразмерной характеру совершенного Участником деяния.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. ст. 95, 99, 104 Закона о контрактной системе и постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)",
РЕШИЛА:
Сведения, представленные Заказчиком в отношении ООО "СПЕЦСТРОЙ" (ИНН: 7814614940), в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
Заместитель председателя Комиссии
Члены Комиссии
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 25 декабря 2023 г. N РНП-78-1863/23
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 22.01.2024