Комиссия Карачаево-Черкесского УФАС России по контролю в сфере контрактной системы (далее - Комиссия).
в присутствии представителя управления по имущественным отношениям мэрии муниципального образования г. Черкесска (далее - Заказчик);
в отсутствие представителя общества с ограниченной ответственностью "Р" (далее - Исполнитель, ООО "Р"), надлежащим образом извещенных уведомлением N АК/96/24 от 18.01.2024, в том числе публично, путем размещения в единой информационной системе информации рассмотрение обращения о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведения в отношении ООО "Р", и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Карачаево-Черкесское УФАС России (далее - Управление) 17.01.2024 поступило обращение Заказчика о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений в отношении ООО "Р" в связи с расторжением муниципального контракта от 08.12.2023 N 26 по проведению кадастровых работ для постановки на государственный кадастровый учет автомобильных дорог (извещение N 0179600001323000026).
В соответствии с ч. 4 ст. 104 Закона о контрактной системе заказчик либо уполномоченный орган или уполномоченное учреждение, наделенные полномочиями в соответствии со ст. 26 Закона о контрактной системе, направляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, обращение о включении информации об участнике закупки или о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков в срок, предусмотренный п. "б" п. 2 ч. 6 ст. 51, п. "в" п. 4 ч. 14 ст. 73, ч. 16 и 22.2 ст. 95 Закона о контрактной системе.
Уведомлением от 18.01.2024 N АК/96/24, рассмотрение дела назначено на 23.01.2024 на 15 часов 00 минут, которым ООО "Р" необходимо представить письменные объяснения по факту неисполнения обязательств по муниципальному контракту от 08.12.2023 N 26 по проведению кадастровых работ для постановки на государственный кадастровый учет автомобильных дорог (извещение N 0179600001323000026).
ООО "Р" в адрес Управления не направило объяснения по факту неисполнения обязательств по муниципальному контракту.
В результате рассмотрения обращения о включении в реестр недобросовестных поставщиков ООО "Р" и осуществления в соответствии с ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия Управления, установила следующее.
1) 15.11.2023 18:07 ч. Заказчиком на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок Российской Федерации (www.zakupki.gov.ru) (далее - ЕИС) размещено извещение о проведении электронного аукциона от 15.11.2023 N 0179600001323000026 (далее - закупка, электронный аукцион).
2) Начальная (максимальная) цена контракта составляет 542 666,67 рублей.
3) В соответствии с протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 17.01.2024 заявка участника закупки с идентификационным номером N 115380266 признана соответствующей требованиям извещения о проведении закупки и Закона о контрактной системе.
По результатам проведения закупки между Заказчиком и Исполнителем был заключен муниципальный контракт от 08.12.2023 N 26 по проведению кадастровых работ для постановки на государственный кадастровый учет автомобильных дорог (далее - Контракт) на сумму 67 825,89 рублей.
Согласно п. 1.4 срок оказания услуг не должен превышать 15 календарных дней с даты заключения контракта. Контракт заключен 08.12.2023 года, следовательно, срок исполнения истекает 23.12.2023 года.
По условиям Контракта услуги должны были быть оказаны в полном объеме до 23.12.2023. На 23.12.2023 услуги по контракту не оказаны, тем самым Исполнитель не выполнил обязательства по контракту, предусмотренных п.п. 1.1, 1.4, 3.1 Контракта, таким образом не исполнил возложенные обязанности, нарушил сроки исполнения контракта.
В силу ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации (далее - ГК РФ) для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Согласно ст. 523 ГК РФ односторонний отказ от исполнения договора поставки (полностью или частично) или одностороннее его изменение допускаются в случае существенного нарушения договора одной из сторон (абз. 4 ч. 2 ст. 450). Нарушение договора поставки поставщиком предполагается существенным в случаях, поставки товаров ненадлежащего качества с недостатками, которые не могут быть устранены в приемлемый для покупателя срок; неоднократного нарушения сроков поставки товаров.
На основании п. 9.2 Контракта Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта в случаях:
а) оказанием услуг ненадлежащего качества с недостатками, которые не могут быть устранены в приемлемый для Заказчика срок. А именно: несоответствие оказанных услуг требованиями технического задания (Приложение N 1 к настоящему Контракту).
б) неоднократного нарушения Исполнителем сроков исполнения обязательств (2(двух) и более раз).
в) задержки Исполнителем начала оказания услуг более чем на одну треть от общего срока, установленного контрактом;
г) в иных случаях, предусмотренных гражданским законодательством.
В соответствии с п. 9.4 Контракта решение об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления Заказчиком исполнителя об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В случае принятия Заказчиком предусмотренного ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, Заказчик с использованием ЕИС формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени Заказчика, и размещает такое решение в ЕИС.
В соответствии с п.п. 2, 3 ст. 715 ГК РФ Заказчик вправе отказаться от исполнения договора подряда в следующих случаях:
- если подрядчик не приступает своевременно к исполнению договора подряда или выполняет работу настолько медленно, что окончание ее к сроку становится явно невозможным, заказчик вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения убытков;
- если во время выполнения работы станет очевидным, что она не будет выполнена надлежащим образом, заказчик вправе назначить подрядчику разумный срок для устранения недостатков и при неисполнении подрядчиком в назначенный срок этого требования отказаться от договора подряда либо поручить исправление работ другому лицу за счет подрядчика, а также потребовать возмещение убытков.
Комиссией Управления установлено, что 28.12.2023 Заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В соответствии с ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Комиссией Управления установлено, что Заказчик надлежащим образом исполнил свои обязанности по информированию поставщика об одностороннем отказе от исполнения контракта. Таким образом, в соответствии с требованиями ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе решение об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в законную силу, и контракт считается расторгнутым 10.01.2024.
Согласно ч. 14 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с ч. 10 ст. 95 Закона о контрактной системе. Данное правило не применяется в случае повторного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, которые в соответствии с гражданским законодательством являются основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.
Однако, до вступления решения в силу ООО "Р" не выполнены обязательства по Контракту.
В соответствии с ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
Как следует из определений Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17 сентября 2012 года N ВАС-11617/12 и от 12 июля 2013 года N ВАС-8371/13, реестр недобросовестных поставщиков является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры размещения государственного заказа обязательств. Включение сведений о лице в реестр недобросовестных поставщиков существу является санкцией за недобросовестное поведение данного лица.
Данная мера связана с возложением на нарушителя негативных последствий, наличие в свободном доступе информации о лице как о ненадежном поставщике (подрядчике, исполнителе), ненадлежащим образом, исполнившим принятое на себя обязательство и, как следствие, подрыв деловой репутации и возможное уменьшение будущем количества заключенных сделок, а также выгоды от осуществления предпринимательской деятельности.
Согласно п. 1 ст. 401 ГК РФ лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.
Если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств (п. 3 ст. 401 ГК РФ).
Требование чрезвычайности подразумевает исключительность рассматриваемого обстоятельства, наступление которого не является обычным в конкретных условиях.
Если иное не предусмотрено законом, обстоятельство признается непредотвратимым, если любой участник гражданского оборота, осуществляющий аналогичную с должником деятельность, не мог бы избежать наступления этого обстоятельства или его последствий.
Не могут быть признаны непреодолимой силой обстоятельства, наступление которых зависело от воли или действий стороны обязательства, например, отсутствие у должника необходимых денежных средств, нарушение обязательств его контрагентами, неправомерные действия его представителей.
Указанная позиция изложена в п. 8 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2016 N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств".
Также, по мнению Верховного суда РФ, под чрезвычайностью понимается исключительность, выход за пределы "нормального", обыденного, необычайность для тех или иных жизненных условий, что не относится к жизненному риску и не может быть учтено ни при каких обстоятельствах. Чрезвычайный характер непреодолимой силы не допускает квалификации в качестве таковой любого жизненного факта, ее отличие от случая в том, что она имеет в основе объективную, а не субъективную непредотвратимость (определение Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2015 года N 306-ЭС14-7853 по делу N А65-29455/2013).
Доказательства, свидетельствующие о невозможности ООО "Р" поставить товар, оказать услуги в соответствии с условиями Контракта, либо доказательства того, что невозможность исполнения Контракта стала следствием непреодолимой силы, противоправных действий третьих лиц, ООО "Р" не представлены Заказчику ни при исполнении Контракта, ни на обозрение Комиссии Управления.
При этом, участие лиц в государственных и муниципальных закупках, проводимых в рамках Закона о контрактной системе, является добровольным, следовательно, прежде чем подать заявку на участие в такой закупке и принять участие в ее проведении, лицо должно оценить свои возможности по исполнению контракта, а также проанализировать наличие у него необходимых ресурсов для исполнения контракта, в случае, если данное лицо будет признано победителем закупки.
ООО "Р", подав заявку на участие в закупке, согласился с условиями извещения о проведении закупки и проектом контракта, заключило Контракт, следовательно, взяло на себя определенные обязательства, которые должно исполнять надлежащим образом и в соответствии с условиями Контракта.
Действия ООО "Р", не исполнившего обязательства поКонтракту, образует существенное нарушение условий Контракта, поскольку Заказчик лишился того, на что рассчитывал при размещении закупки и заключении Контракта.
В связи с вышеизложенным, Комиссия Управления приходит к выводу, что невыполнение работ по Контракту, привело к неисполнению Контракта. В действиях ООО "Р" усматривается недобросовестный и виновный характер, поскольку не обусловлено наличием обстоятельств непреодолимой силы, действиями третьих лиц или иными причинами, объективно препятствующими исполнению ООО "Р" своих обязательств надлежащим образом.
Таким образом, на основании ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе сведения, представленные Заказчиком, в отношении ООО "Р", а также генерального директора подлежат включению в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Согласно п. 5 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе в ходе внеплановой проверки Комиссией Управления установлено следующее.
1. В соответствии с ч. 4 ст. 104 Закона о контрактной системе заказчик либо уполномоченный орган или уполномоченное учреждение, наделенные полномочиями в соответствии со ст. 26 Закона о контрактной системе, направляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, обращение о включении информации об участнике закупки или о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков в срок, предусмотренный пп. "б" п. 2 ч. 6 ст. 51, пп. "в" п. 4 ч. 14 ст. 73, ч.ч. 16 и 22.2 ст. 95 Закона о контрактной системе, или не позднее двух рабочих дней, следующих за днем поступления заказчику решения суда о расторжении контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта.
В связи с ч. 16 ст. 95 Закона о контрактной системе заказчик не позднее двух рабочих дней, следующих за днем вступления в силу решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, направляет в соответствии с порядком, предусмотренным п. 1 ч. 10 ст. 104 Закона о контрактной системе, обращение о включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
В соответствии с Закона о контрактной системе решение об одностороннем отказе сформировано и размещено Заказчиком в ЕИС - 28.12.2023.
Согласно сведений, размещенных в ЕИС, датой надлежащего уведомления Исполнителя о принятом решении Заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта является - 28.12.2023.
Обращение Заказчика о включении информации об ООО "Р" в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в Управление направлено 17.01.2024, при этом крайней датой обращения в контрольный орган является - 12.01.2024.
На основании изложенного, действия Заказчика, направившего обращение в Управление 17.01.2024 нарушают ч. 4 ст. 104 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена ч. 2 ст. 7.31 КоАП РФ.
2. Согласно ч. 5 ст. 42 Закона о контрактной системе любой участник закупки, зарегистрированный в ЕИС, вправе направить с использованием электронной площадки заказчику не более чем три запроса о даче разъяснений положений извещения об осуществлении закупки при проведении электронного конкурса и электронного аукциона не позднее чем за три дня до окончания срока подачи заявок на участие в закупке. Не позднее одного часа с момента поступления такого запроса оператор электронной площадки направляет его с использованием электронной площадки заказчику. Не позднее двух дней со дня, следующего за днем поступления заказчику запроса о даче разъяснения положений извещения об осуществлении закупки, заказчик формирует с использованием ЕИС, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в ЕИС разъяснение положений извещения об осуществлении закупки с указанием предмета запроса, но без указания участника закупки, от которого поступил такой запрос. Такие разъяснения не должны изменять суть извещения об осуществлении закупки.
Заказчиком в ЕИС размещено разъяснение положений извещения, содержащий следующую информацию: "Уважаемый участник! В ответ на Ваш запрос Управление по имущественным отношениям разъясняет: регистрация, учет ОКС производится по заявлениям Заказчика. Исправление сроков проведения электронного аукциона не представляется возможным, так как сроки обоснованы завершающимся финансовым годом".
Комиссия Управления приходит к выводу, что ответ на Запрос, размещенный в ЕИС не содержит самого предмета запроса, что нарушает требования ч. 5 ст. 42 Закона о контрактной системе и содержит признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена ч. 1.4 ст. 7.30 КоАП РФ.
Комиссия Управления, руководствуясь ч. 15 ст. 99, ст. 104 Закона о контрактной системе и Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации",
РЕШИЛА:
1. Сведения, представленные Заказчиком, в отношении ООО "Р" (197198, г. Санкт-Петербург, ул. Зверинская, д. 44, литера А, кв. 42, ОГРН 1237800091154; ИНН 7813674231), и о лице, исполняющем функции единоличного исполнительного органа ООО "Р" (генеральный директор) Е (ИНН: 781303545076) подлежат включению сроком на 2 (два) года в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
2. Датой включения сведений в отношении ООО "Р" и о лице, исполняющем функции единоличного исполнительного органа ООО "Р" (генеральный директор) Е (ИНН: 781303545076) в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) считать дату размещения указанных сведений в единой информационной системе в сфере закупок.
3. Признать Управление по имущественным отношениям мэрии муниципального образования г. Черкесска нарушившим ч. 4 ст. 104, ч. 5 ст. 42 Закона о контрактной системе.
4. Предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе не выдавать, так как на дату рассмотрения обращения контракт был заключен.
5. Передать материалы дела соответствующему должностному лицу Карачаево-Черкесского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Карачаево-Черкесской Республике от 23 января 2024 г. N РНП 09-01
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 25.01.2024