Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии, заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Золиной Г. В.,
Членов комиссии:
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Вишневской Е.В.,
специалиста-эксперта отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Поповой П.В.,
В присутствии представителей:
от Заказчика - Хмельниченко О.Н., Кулиджановой С.Ю., Михайлюк И.В.,
от Заинтересованного участника - Кушховой А.А.,
У С Т А Н О В И Л А :
В Ставропольское УФАС России из МКУ Изобильненского МО СК "Спорткомплекс "Юность" поступили сведения о включении в реестр недобросовестных поставщиков участника закупки - ООО "Научно-производственное предприятие "Крион" по факту осуществления закупки путём проведения открытого аукциона в электронной форме N 0121600003923000071 "Поставка аппарата для индивидуальной общей воздушной криотерапии".
Заказчик указывает, что ООО "Научно-производственное предприятие "Крион" не исполнило условия контракта.
В порядке части 7 статьи 104 Закона N 44-ФЗ Ставропольским УФАС России в целях, всестороннего, полного и объективного рассмотрения вопроса о включении (не включении) сведений в отношении ООО "Научно-производственное предприятие "Крион" в реестр недобросовестных поставщиков назначено время и место осуществления проверки сведений, поступивших от заказчика, о чем в адрес сторон были направлены соответствующие уведомления.
Комиссия, проанализировав представленные материалы, выслушав доводы представителей сторон, проведя проверку факта неисполнения победителем аукциона положений контракта и действий заказчика установила:
19.10.2023 г. опубликовано извещение об осуществлении закупки, предметом которой является аппарат для индивидуальной общей воздушной криотерапии.
Одновременно с извещением об осуществлении закупки опубликовано описание объекта закупки в котором указан товар и его характеристики.
Для участия в аукционе были поданы заявки в числе которых, заявка ООО "Научно-производственное предприятие "Крион".
По результатам подведения итогов аукциона ООО "Научно-производственное предприятие "Крион" признано победителем аукциона, с которым 13.11.2023 года между МКУ Изобильненского МО СК "Спорткомплекс "Юность" и ООО "Научно-производственное предприятие "Крион" был заключен муниципальный контракт на погставку аппарата для индивидуальной общей воздушной криотерапии.
В соответствии с п. 3.1 срок поставки товара: с момента заключения контракта до 15 декабря 2023 года. Поставщик имеет право поставить товар досрочно.
Из материалов дела следует что 27.12.2023 г. МКУ Изобильненского МО СК "Спорткомплекс "Юность" приняло решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Причиной отказа от исполнения контракта послужили следующие обстоятельства.
В соответствии с п. 1.1 Контракта Поставщик обязуется поставить аппарат для индивидуальной общей воздушной криотерапии (далее - Товар, Оборудование) Заказчику в количестве и с характеристиками товара, согласно Спецификации (Приложение N1 к Контракту), которое является неотъемлемой частью настоящего контракта, а Заказчик обязуется принять и оплатить поставленный Поставщиком товар в порядке и размере, установленном настоящим контрактом.
Цена настоящего Контракта составляет - 7 761 500,00 (семь миллионов семьсот шестьдесят одна тысяча пятьсот рублей) 00 копеек, НДС не облагается. (Начальная максимальная цена контракта 11 180 000,00 рублей, информация про НДС заполняется в соответствии с условиями налогообложения победителя электронного аукциона).
Согласно п. 3.2 Контракта установлено место поставки товара: Российская Федерация, Ставропольский край, Изобильненский район, город Изобильный, улица Л. Толстого, 2.
Поставщик по условиям Контракта обязался поставить товар с момента заключения контракта до 15 декабря 2023 года.
П. 11.1 Контракта установлен срок действия контракта:
Начало действия контракта - с момента заключения контракта, окончание действия контракта - до 29 декабря 2023 года, а в части взаиморасчетов и поставки товара до полного исполнения сторонами обязательств, а по гарантийным обязательствам до истечения срока таковых.
По состоянию на 27.12.2023 г. обязательства по Контракту в полном объеме Поставщиком не исполнены, просрочка (за период с 16.12.2023 г. по 27.12.2023 г.) составила 11 дней.
Заказчиком руководителю ООО "Научно-производственное предприятие "Крион" направлены соответствующие письма о принятии мер по устранению нарушения:
- 05.12.2023 г. исх. N236 - письмо с просьбой о подтверждении готовности поставки товара в указанные сроки;
- 13.12.2023 г. исх. N238 - уведомление о сроках поставки;
- 14.12.2023 г. их N239 - письмо о подтверждении готовности поставки товара в указанные сроки до 15.12.2023 г.;
- 18.12.2023 г. исх. N240 - претензия о нарушении срока поставки.
По словам представителя Поставщика, сроки поставки Товара и выполнения сопутствующих условий контракта согласно п. 1.1 Контракта были задержаны Поставщиком по причинам, не зависящим от него: для поставки оборудования по условиям Контракта Поставщиком используются комплектующие иностранного производства, которые закупаются им через субпоставщиков.
14.11.2023 г. Поставщик получил письмо от субпоставщика о задержке заказанного им во исполнение Контракта электротехнического изделия (Привод воздушной заслонки BELIMO SMQ24A, BELIMO Automation AG, Швейцария; KB M2S11 выкл. концевой полужестк. стержень, 1N/O+N/C быстр. срабатывание, Lovato, Италия; Мотор-редуктор CHR-42GP-775 с планетарной передачей, Китай) транспортной компанией, - ориентировочный срок поступления оборудования на склад субпоставщика - 27.12.2023 г., на склад Поставщика - до 29.12.2023 г
В связи с чем, письмом исх. N 157/11 от 17.11.2023 г. Поставщиком предложено в порядке ч. 2 ст. 34. и ч. 7 ст. 95 Федерального закона N 44-ФЗ рассмотреть возможность поставки товара с улучшенными характеристиками по сравнению с заявленными в ТЗ при условии сохранения цены контракта неизменной. В качестве улучшенного комплекта поставки предлагаем вам "КАЭКТ-01-"Крион" VIP в техническом оснащении miniPRO.
21.11.2023 г. Заказчиком отказано в согласовании поставки товара с улучшенными характеристиками (Письмо исх. N 227 от 21.11.2023 г.).
30.11.2023 г. Заказчиком направлено и получено Поставщиком письмо исх. N 231 с просьбой уточнить дату поставки оборудования по Контракту.
01.12.2023 г. в ответ на запрос исх. N 231 от 30.11.2023 г. Поставщик направил письмо исх. N 161/12 с просьбой предоставить в течение трех рабочих дней информацию об оборудовании уже находящемся или планируемом к установке в помещении N 104, так как по условиям Контракта Поставщик должен предоставить Заказчику выбор открывания двери кабины пациента, и без указанной информации сообщить дату готовности оборудования не представляется возможным.
05.12.2023 г. от Заказчика Поставщиком получены фотографии помещения, без указания размеров мебели и техники, присутствующей в помещении.
Ввиду того, что товар производится по заказу Поставщика и имеет ряд специфических требований в техническом задании к Контракту, необходимо согласовать и перепроверить все параметры на соответствие техническому заданию контракта, о чем 13.12.2023 г. письмом исх. N 167/12 Поставщик сообщил Заказчику, представив схемы расстановки в помещении аппарата и открывания двери кабины пациента.
14.12.2023 г. письмом исх. N 239 от Заказчиком произведен выбор варианта расстановки в помещении аппарата и открывания двери кабины пациента.
18.12.2023 г. Заказчиком выставлена претензия по факту нарушения Поставщиком условий Контракта (исх. N 240 от 18.12.2023 г.).
19.12.2023 г. в ответ на претензию исх. N 240 от 18.12.2023 г. Поставщиком предложен к поставке в 3-х дневных срок товар с улучшенными характеристиками. В качестве улучшенного комплекта поставки предложен аппарат "КАЭКТ-01-"Крион" в комплектации Премиум (исх. N 173/12 от 19.12.2023 г.).
20.12.2023 г. Заказчиком в очередной раз отказано согласовании поставки товара с улучшенными характеристиками.
Таким образом, товар Поставщиком не поставлен.
Статьей 309 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Поставщиком допущено нарушение условий контракта, которое согласно части 1 статьи 523 Гражданского кодекса Российской Федерации является существенным.
Существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора (абзац четвертый п. 2 ст. 450 ГК РФ).
Частью 8 статьи 95 Закона N 44-ФЗ расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
В соответствии с частью 9 статьи 95 Федерального закона от 05 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Согласно пункту 14.1 Контракта расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
Согласно статье 506 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) по договору поставки поставщик-продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность, обязуется передать в обусловленный срок или сроки производимые или закупаемые им товары покупателю для использования в предпринимательской деятельности или в иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием.
В соответствии со статьей 509 ГК РФ поставка товаров осуществляется поставщиком путем отгрузки (передачи) товаров покупателю, являющемуся стороной договора поставки, или лицу, указанному в договоре в качестве получателя.
В силу пункта 1 статьи 458 ГК РФ, если иное не предусмотрено договором купли-продажи, обязанность продавца передать товар покупателю считается исполненной, в частности, в момент вручения товара покупателю или указанному им лицу.
В пункте 1 статьи 523 ГК РФ предусмотрено, что односторонний отказ от исполнения договора поставки (полностью или частично) или одностороннее его изменение допускаются в случае существенного нарушения договора одной из сторон.
В связи с вышеизложенным на основании п.п. 1,2 ст. 523 ГК РФ, ч. 9 ст. 95 Закона N 44-ФЗ, п. 14.1 Контракта Заказчиком 27.12.2023 г. принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта.
Комиссия Ставропольского УФАС России приходит к следующему выводу:
Пунктом 1 Постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 г. N 49, в силу пункта 3 статьи 154 и пункта 1 статьи 432 ГК РФ, договор считается заключенным, если между сторонами достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора.
Соглашение сторон может быть достигнуто путем принятия (акцепта) одной стороной предложения заключить договор (оферты) другой стороны (пункт 2 статьи 432 ГК РФ), путем совместной разработки и согласования условий договора в переговорах, иным способом, например, договор считается заключенным и в том случае, когда из поведения сторон явствует их воля на заключение договора (пункт 2 статьи 158, пункт 3 статьи 432 ГК РФ).
Заключив контракт, ООО "Научно-производственное предприятие "Крион" согласилось с его условиями в том числе и со сроками его исполнения и с характеристиками товара.
По условиям заключенного контракта поставка товара должна была быть осуществлена с момента заключения контракта до 15 декабря 2023 года. Окончание действия контракта - до 29 декабря 2023 года.
Размещённая заказчиком на официальном сайте в сети Интернет информация о размещаемом заказе является публичной офертой, то есть предложением, содержащим все существенные условия исполнения государственного или муниципального контракта, из которого усматривается воля лица делающего предложение заключить договор на указанных в нём условиях с любым кто отзовётся.
Заключив контракт Общество согласилось со всеми его условиями в том числе с указанными в нем сроками, и характеристиками товара, не оспаривая его на этапе подачи заявок.
Факт подписания Контракта со стороны Общества свидетельствует о том, что оно берет на себя определенные обязанности вытекающие из условий договора и Закона, а также понимает, что могут в ходе ненадлежащего исполнения контракта наступить неблагоприятные последствия для него.
Частью 12.1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ установлено: В случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части.
Учитывая требования п. 1 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе, решение размещено заказчиком 27.12.2023 г. в единой информационной системе, 27.12.2023 г. уведомлено об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно ч. 14 ст. 95 Закона N 44-ФЗ Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с ч. 10 настоящей статьи. Данное правило не применяется в случае повторного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, которые в соответствии с гражданским законодательством являются основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.
В свою очередь, в десятидневный срок обязательства по контракту ООО "Научно-производственное предприятие "Крион" не выполнены, основания, послужившие причиной принятия Заказчиком Решения, устранены не были. Учитывая вышеупомянутое, Решение Заказчиком не было отменено.
Таким образом, исходя из положений ч. 12.1, 13, 14 ст. 95 Закона N 44-ФЗ, Решение вступило в силу и Контракт считается расторгнутым - 10.01.2024 г.
Действия ООО "Научно-производственное предприятие "Крион", выразившиеся в неисполнении условий контракта, привели к нарушению права Заказчика относительно условий (выявленных им как лучшие) по цене и срокам исполнения контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств и в предусмотренном бюджетным законодательством порядке. Невыполнение в данном случае участником закупки требований закона влечет невозможность исполнения контракта, что приводит к нарушению интересов не только Заказчика, но и публичных интересов, которые обеспечиваются единой и обязательной процедурой определения поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
Однозначных, бесспорных доказательств, свидетельствующих о том, что неисполнение Контракта произошло по вине Заказчика, ввиду нарушения последним со своей стороны условий Контракта, либо по вине третьих лиц ООО "Научно-производственное предприятие "Крион" также не предоставлено.
Согласно п. 15 Правил N 1078, орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта) в реестр, если в результате проведения проверок, предусмотренных пп. "а" п. 13 настоящих Правил:
а) выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятию заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе;
б) заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;
в) поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие:
- принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта;
- надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, в том числе в связи с введением политических или экономических санкций иностранными государствами, совершающими недружественные действия в отношении Российской Федерации, граждан Российской Федерации или российских юридических лиц (далее - санкции), и (или) введением иностранными государствами, государственными объединениями и (или) союзами и (или) государственными (межгосударственными) учреждениями иностранных государств или государственных объединений и (или) союзов мер ограничительного характера (далее - меры ограничительного характера). К таким обстоятельствам не относится отказ поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта по причине введения санкций и (или) мер ограничительного характера в отношении заказчика.
На заседание Комиссии обстоятельства, предусмотренные п. 15 Правил N 1078, не установлены, на рассмотрение сторонами не представлены.
При этом, Комиссия установила:
а) не выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятию заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе;
б) заказчиком подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;
в) поставщиком (подрядчиком, исполнителем) не представлены информация и документы, подтверждающие:
- принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта;
- надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, в том числе в связи с введением политических или экономических санкций иностранными государствами, совершающими недружественные действия в отношении Российской Федерации, граждан Российской Федерации или российских юридических лиц (далее - санкции), и (или) введением иностранными государствами, государственными объединениями и (или) союзами и (или) государственными (межгосударственными) учреждениями иностранных государств или государственных объединений и (или) союзов мер ограничительного характера (далее - меры ограничительного характера). К таким обстоятельствам не относится отказ поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта по причине введения санкций и (или) мер ограничительного характера в отношении заказчика.
Согласно ч. 2 ст. 104 Закона N 44-ФЗ, в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
На основании изложенного, руководствуясь частью 2, 8 статьи 104, статьей 95 Закона N 44-ФЗ и Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), Комиссия
Р Е Ш И Л А :
1. Включить в реестр недобросовестных поставщиков сведения в отношении ООО "Научно-производственное предприятие "Крион" ИНН 7814597692 КПП: 781401001 адрес: 197375, г. Санкт-Петербург, вн.тер.г. муниципальный округ Юнтолово, проезд Макулатурный, д. 4, литера А, помещ. 120-121 (генеральный директор Баранов Иван Александрович ИНН 781431744528) в связи с неисполнением обязательств по муниципальному контракту N ЭА-1 на поставку аппарата для индивидуальной общей воздушной криотерапии от 13.11.2023 г. сроком на 2 (два) года.
2. Датой включения информации об участнике закупки или поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр считается дата, следующая за датой размещения реестровой записи в реестре согласно пункту 17 Постановления Правительства РФ от 30.06.2021 года N 1078, в соответствии с часовой зоной, в которой расположен орган контроля.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель комиссии Г.В. Золина
Е. В. Вишневская
Члены комиссии
П.В. Попова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю от 18 января 2024 г. N 026/10/104-35/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 23.01.2024