Комиссия Красноярского УФАС России по рассмотрению обращений о внесении сведений в реестр недобросовестных поставщиков в составе: Председатель Комиссии - М.А. Дударева, заместитель руководителя управления - начальник аналитического отдела, члены Комиссии - Е.О. Хорышев, главный специалист - эксперт, А.Н. Пшенникова, главный специалист - эксперт (далее - Комиссия), рассмотрев обращение заказчика -- КГБУЗ "Красноярский краевой клинический онкологический диспансер им. А.И. Крыжановского" (далее - заказчик) о включении в реестр недобросовестных поставщиков (далее - Реестр) сведений в отношении ООО "Альбатрос", установила следующее.
В адрес Красноярского УФАС России поступило обращение заказчика о включении сведений об ООО "Альбатрос" (далее - Общество) в реестр недобросовестных поставщиков в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронного аукциона ЭА-N-23089/22 "На поставку лекарственного препарата для медицинского применения Октреотид для нужд КГБУЗ КККОД им. А.И. Крыжановского", извещение N0119200000122021372 (далее - обращение).
На основании статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный Закон о контрактной системе) и Постановления Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)" Красноярским УФАС России было принято решение о проведении проверки факта ненадлежащего исполнения Обществом условий контракта, заключенного с заказчиком по результатам проведения электронного аукциона.
Красноярским УФАС России по адресам заказчика и Общества было направлено уведомление о проведении внеплановой проверки, в котором содержалось требование о представлении необходимых документов и сведений для рассмотрения обращения по существу, а также сообщалось о месте и времени заседания Комиссии по рассмотрению сведений о недобросовестных поставщиках.
Кроме того, указанное уведомление в силу требований Постановления Правительства РФ от
30.06.2021 N 1078 было размещено в ЕИС. Таким образом, лица, привлеченные к рассмотрению вышеуказанного обращения, считаются надлежащим образом уведомленными о его рассмотрении и о проведении внеплановой проверки.
Рассмотрение обращения по существу состоялось 17.01.2024 в 14 часов 30 минут по адресу: г. Красноярск, пр. Мира, 81д, каб. 20 в присутствии представителей Общества. Заказчиком было заявлено ходатайство о рассмотрении обращения в отсутствии представителя заказчика. Указанное ходатайство рассмотрено и удовлетворено. Заседание Комиссии по рассмотрению обращения о включении Общества в реестр недобросовестных поставщиков было проведено в отсутствии представителя заказчика.
Из обращения заказчика, следует, что между КГБУЗ "Красноярский краевой клинический онкологический диспансер им. А.И. Крыжановского" и Обществом по итогам проведения электронного аукциона был заключен контракт на поставку лекарственного препарата для медицинского применения Октреотид от 25.01.2023.
В связи с ненадлежащим исполнением Обществом обязательств по контракту заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, контракт был расторгнут. На основании данного обстоятельства информация об Обществе направлена заказчиком в адрес Красноярского УФАС России для включения в реестр недобросовестных поставщиков.
Рассмотрев обращение заказчика и приложенные к нему материалы, иные материалы и сведения, представленные заказчиком, проведя внеплановую проверку, Комиссия по рассмотрению сведений о недобросовестных поставщиках установила следующее.
На официальном сайте zakupki.gov.ru было размещено извещение о проведении электронного аукциона.
Комиссия отмечает, что Общество добровольно принимало участие в электронном аукционе, выразило согласие исполнить условия контракта, предусмотренные извещением о проведении электронного аукциона. Таким образом, соизмерив свои возможности с потребностями заказчика, Общество, подав заявку на участие в электронном аукционе, в полном объеме осознавало, на каких именно условиях и в какие сроки ему будет необходимо поставить товар, являющийся предметом контракта.
В соответствии с разделом 1 контракта: "В соответствии с Контрактом Поставщик обязуется в порядке и сроки, предусмотренные Контрактом, осуществлять поставку лекарственного препарата для медицинского применения Октреотид (код ОКПД2 - 21.20.10.181 Гормоны гипоталамуса и гипофиза и их аналоги) (далее - Товар), а Заказчик обязуется в порядке и сроки, предусмотренные Контрактом, принять и оплатить поставленный Товар.
1.2. Номенклатура Товара и его количество определяются Спецификацией (приложение N 1 к Контракту), технические показатели - Техническими характеристиками (приложение N 2 к Контракту)".
Согласно разделу 5 контракта: "Поставка Товара осуществляется Поставщиком в Место доставки на условиях, предусмотренных пунктом 1.3 Контракта, в сроки, определенные Графиком поставки (приложение N 3 к Контракту).
1 этап: с момента заключения контракта до 31.03.2023; 2 этап: с 01.04.2023 до 30.06.2023; 3 этап: с 01.07.2023 до 30.09.2023; 4 этап: с 01.10.2023 до 15.12.2023.
5.2. Поставщик за 1 рабочий день до осуществления поставки Товара в Место доставки направляет Заказчику уведомление о времени доставки Товара в Место доставки.
Поставка товара осуществляется с момента заключения Контракта в соответствии с Графиком поставки".
Согласно разделу 11 контракта: "В случае просрочки исполнения Поставщиком обязательств, предусмотренных Контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения Поставщиком обязательств, предусмотренных Контрактом, Заказчик направляет Поставщику требование об уплате неустоек (штрафов, пеней)".
Согласно разделу 12 контракта: "Контракт может быть расторгнут по соглашению Сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа Стороны Контракта от исполнения Контракта в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации".
Согласно разделу 15 контракта: "Любое уведомление, которое одна Сторона направляет другой Стороне в соответствии с Контрактом, высылается в виде почтового или электронного письма, по адресу другой Стороны с подтверждением о получении".
Согласно представленным пояснениям заказчика, а также документам разменным в ЕИС, следует, что согласно условиям контракта Обществу необходимо осуществить поставки 1 этапа с момента заключения контракта до 31.03.2023, 2 этапа с 01.04.2023 до 30.06.2023, 3 этапа с 01.07.2023 до 30.09.2023, 4 этапа с 01.10.2023 до 15.12.2023.
Вместе с тем Обществом не были осуществлены поставки товара по первому и второму этапу контракта на основании чего заказчиком было принято решение об одностороннем расторжении контракта от 03.05.2023 N1209.
Обществом после принятия заказчиком решения об одностороннем расторжении контракта от 03.05.2023 была осуществлена поставка товара по контракту в количестве 90 упаковок, что подтверждается документом о приемке, а также платежным поручением размещенным в единой информационной системе, в связи с чем, заказчиком 10.05.2023 было принято решение об отмене решения об одностороннем расторжении контракта от 03.05.2023.
Однако, дальнейшие поставки товара Обществом осуществлены не были. Согласно письменным пояснениям Общества не поставка товара произошла ввиду следующего: производство препарата приостановлено с начала 2023, в настоящее время проводятся испытания в рамках контроля первых трех серий в целях ввода препарата в гражданский оборот.
Согласно представленным в адрес Красноярского УФАС России информационных писем от производителей сроки выхода препарата на рынок не известно, о чем Общество незамедлительно уведомляло заказчика, что подтверждается письмами представленными Обществом в адрес Красноярского УФАС России.
Кроме того, Обществом также были представлены запросы направляемые в адрес поставщиков на вторичном рынке, а также ответы на указанные запросы согласно которым товар необходимый заказчику к поставке отсутствует на рынке.
В адрес Красноярского УФАС России было представлено письма от 17.04.2023 и 23.06.2023 направленное Обществом в адрес заказчика с предложением поставки эквивалентного препарата российского производства Октреотид р-р в/в и п/к введ. 100 мкг/мл амп. 1 мл N5, производитель ОАО Фармстандарт-УфаВИТА, однако заказчиком был направлен отказ в приемке эквивалентного товара.
Обществом также в целях удовлетворения потребности заказчика было предложено осуществить поставку препарата производителя ОАО Фармстандарт-УфаВИТА в рамках договора пожертвования. Заказчик не выразил готовности принять товар безвозмездно.
В силу частей 8 и 9 статьи 95 Закона о контрактной системе расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством. Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Исходя из информации, размещенной заказчиком в единой информационной системе (далее - ЕИС), Комиссия установила, что решение об одностороннем отказе от исполнения контракта было размещено в ЕИС - 28.12.2023.
В случае, если поставщик не устраняет в течение 10 дней с момента надлежащего уведомления, нарушения, послужившие основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта, то контракт по истечение указанного срока считается расторгнутым. Контракт считается расторгнутым с 10.01.2024.
Таким образом, заказчиком было предоставлено 10 дней для устранения поставщиком нарушений обязательств по контракту, послуживших основанием принятия решения об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Заказчиком была соблюдена процедура одностороннего расторжения контракта в соответствии со статьей 95 Закона о контрактной системе.
Согласно части 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
Включение в реестр недобросовестных поставщиков представляет собой специальную меру ответственности, установленную в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры закупки обязательств, о чем указано, в том числе в Определениях Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.09.2012 N ВАС-11617/12 и от 12.07.2013 N ВАС-8371/13.
Кроме того Конституционный Суд Российской Федерации в своих судебных актах неоднократно указывал, что применяемые государственными органами санкции, в том числе штрафного характера, должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, в том числе соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционно защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения (Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 25.02.2014 N 4-П, от 30.07.2001 N 13-П, от 21.11.2002 N 15-П).
Такой правовой подход подлежит применению и при рассмотрении обращений о включении сведений в реестр недобросовестных поставщиков, учитывая, что последствия по применению санкции в виде включения сведений о лице в реестр недобросовестных поставщиков могут иметь более негативный экономический характер, чем наложение штрафа (судебные акты по делам NN А21-4381/2012, А70-11549/2015, А73-2000/2018).
Оценивая действия сторон как добросовестные или недобросовестные, следует исходить из поведения, ожидаемого от любого участника гражданского оборота, учитывающего права и законные интересы другой стороны, содействующего ей, в том числе в получении необходимой информации. По общему правилу пункта 5 статьи 10 ГК РФ добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются, пока не доказано иное.
Согласно пункту 1 статьи 523 ГК РФ односторонний отказ от исполнения договора поставки (полностью или частично) или одностороннее его изменение допускаются в случае существенного нарушения договора одной из сторон (абзац 4 пункта 2 статьи 450 ГК РФ).
Пункт 2 статьи 523 ГК РФ предусматривает следующее: нарушение договора поставки поставщиком предполагается существенным в случаях: поставки товаров ненадлежащего качества с недостатками, которые не могут быть устранены в приемлемый для покупателя срок; неоднократного нарушения сроков поставки товаров.
В соответствии с пунктом 2 статьи 450 ГК РФ существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора.
Комиссия также отмечает, что не приходит к выводу, что заказчиком принято неправомерное решение, а лишь приходит к выводу о том, что не имеет достаточных доказательств, свидетельствующих о том, что исполнитель должен быть подвержен такой санкции, как включение в РНП. При этом Комиссия отмечает, что за просрочку исполнения обязательств, за неисполнение обязательств в строгом соответствии с контрактом предусмотрена собственная мера ответственности, имеющая гражданско-правой характер (взыскание пеней, штрафов, убытков и пр.). При этом такая мера ответственности, как включение в РНП предусмотрена только за недобросовестность поведения, чего Комиссией, в том числе учитывая действий Заказчика, установлено не было.
При этом любые неустранимые сомнения в виновности лица подлежат толкованию в пользу такого лица.
В соответствии с пунктом 15 Правил ведения РНП, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078, орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта) в реестр, если в результате проведения проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 указанных Правил:
в) поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие:
- принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта.
Таким образом, поскольку Комиссия установила, что Обществом осуществлялись действия, направленные на исполнение контракта, а именно осуществление поставки, а также замены товара и не с безразличием отнеслось к принятым на себя обязательствам, что в силу пункта 15 Правил является основанием для отказа во включении сведений в реестр недобросовестных поставщиков, Комиссия не установила оснований для включения сведений в отношении ИП в Реестр.
Исходя из представленных материалов Комиссия не имеет достаточных доказательств, свидетельствующих о том, что Общество должно быть подвержен такой санкции, как включение в Реестр. При этом за просрочку исполнения обязательств, за неисполнение обязательств в строгом соответствии с контрактом предусмотрена собственная мера ответственности, имеющие гражданско-правой характер (взыскание пеней, штрафов, убытков и пр.). Такая мера ответственности, как включение в Реестр предусмотрена только за недобросовестность поведения, чего Комиссией установлено не было.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 104 Закона о контрактной системе, Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)", Комиссия решила отказать заказчику во включении сведений об ООО "Альбатрос" в реестр недобросовестных поставщиков.
Настоящее решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Красноярского края в течение трех месяцев со дня принятия.
Председатель Комиссии |
М.А. Дударева |
Члены Комиссии |
Е.О. Хорышев
|
|
А.Н. Пшенникова |
Исп.Пшенникова А.Н.
тел.(391) 211-01-44
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю от 17 января 2024 г. N 024/10/104-40/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 22.01.2024