Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Кировской области по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия Кировского УФАС России) в составе:
Зам.председателя комиссии:
- зам. руководителя управления - начальника отдела контроля закупок Кировского УФАС России;
Членов комиссии:
- главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок Кировского УФАС России;
- специалиста-эксперта отдела контроля закупок Кировского УФАС России;
в присутствии:
- представителей ООО СК "Кристалл";
- директора КОГКУ "Центр комплексного обеспечения";
рассмотрев материалы КОГКУ "Центр комплексного обеспечения" о включении сведений об ООО СК "Кристалл" (далее - Подрядчик, Общество) в реестр недобросовестных поставщиков,
УСТАНОВИЛА:
12.01.2024 г. в Единой информационной системе в сфере закупок размещено обращение КОГКУ "Центр комплексного обеспечения" (далее - Заказчик) о включении сведений в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) ООО СК "Кристалл" в связи с односторонним отказом Заказчика от исполнения контракта на выполнение работ по капитальному ремонту объекта капитального строительства, расположенного по адресу: г. Киров. ул. Московская, д. 103 для обеспечения государственных нужд Кировской области (извещение N 0340200003323008570).
В соответствии с ч. 7 ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) рассмотрение данного материала назначено на 18.01.2024 г., откладывалось на 19.01.2024 г., стороны уведомлены надлежащим образом.
Согласно ч. 1 ст. 104 Закона о контрактной системе ведение реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок.
В силу ч. 7 ст. 104 Закона о контрактной системе в течение пяти рабочих дней с даты поступления обращения, указанного в части 4 настоящей статьи, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, осуществляет проверку содержащихся в таком обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта, о расторжении контракта по решению суда в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта или об отсутствии оснований для одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта. По результатам такой проверки принимается решение о включении в реестр недобросовестных поставщиков соответствующей информации или решение об отказе в ее включении в реестр недобросовестных поставщиков. В случае принятия решения о включении в реестр недобросовестных поставщиков информации о лицах, указанных в части 2 настоящей статьи, такая информация включается в этот реестр не позднее трех рабочих дней с даты принятия данного решения.
Заказчиком в Единой информационной системе в сфере закупок размещено обращение о расторжении контракта в связи односторонним отказом от исполнения контракта из-за существенных нарушений Подрядчиком условий контракта, поскольку в регламентированные сроки Подрядчик не выполнил работы, предусмотренные контрактом, в связи с чем 21.12.2023 г. Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта и размещено в ЕИС. Представитель Заказчика пояснил, что согласно план-графику работы по контракту должны быть выполнены до 25.10.2023 г., однако, до настоящего времени работы в полном объеме не выполнены. Между Заказчиком и Подрядчиком велась переписка посредством электронной почты, которая подтверждает, что у Подрядчика не было препятствий для выполнения работ. Отмечает, что в случае необходимости проведения Подрядчиком дополнительных работ, он обязан своевременно направить Заказчику информацию о возникновении обстоятельств, препятствующих исполнению работ, а после согласования с Заказчиком и подписания дополнительного соглашения данные работы были бы оплачены. Просит включить сведения об Обществе в реестр недобросовестных поставщиков.
На рассмотрении материалов РНП представители Общества сообщили, что приняты все необходимые меры для исполнения Контракта, а задержка выполнения работ произошла в связи необходимостью получения данных от Заказчика. Заказчик не предоставил согласованный план-график, не передал проектно-техническую документацию в отношении всех судебных участков, без которой невозможно выполнение работ в полном объеме. Заказчик не освободил и не передал Подрядчику для выполнения работ помещения судебных участков N 54 и 58, а также помещение судебных приставов. Отмечают, что локальная смета сформирована Заказчиком с нарушением требований, установленных для производства работ, поскольку не предусматривает выполнение таких работ, как изготовление решеток на окна, снятие обоев, демонтаж системы охранно-пожарной и охранной сигнализации. Обращают внимание, что большая часть работ по данному контракту была выполнена. В связи с чем, просят не включать сведения об ООО СК "Кристалл" в реестр недобросовестных поставщиков.
Рассмотрев представленные материалы, заслушав пояснения Заказчика, Подрядчика, Комиссия Кировского УФАС России пришла к следующим выводам.
07.06.2023 г. Заказчиком на официальном сайте закупок - zakupki.gov.ru. размещено извещение N 0340200003323008570 о проведении электронного аукциона на выполнение работ по капитальному ремонту объекта капитального строительства, расположенного по адресу: г. Киров. ул. Московская, д. 103 для обеспечения государственных нужд Кировской области. Начальная (максимальная) цена контракта - 5 227 596,53 руб.
Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 28.06.2023 г. N 0340200003323008570 Победителем аукциона признается участник закупки идентификационный N 5 (ООО СК "Кристалл"), с ценовым предложением 4 626 422,99 руб.
10.07.2023 г. между Заказчиком и Победителем - ООО СК "Кристалл" был заключен контракт на выполнение работ по капитальному ремонту объекта капитального строительства, расположенного по адресу: г. Киров. ул. Московская, д. 103 для обеспечения государственных нужд Кировской области на сумму 4 626 422,99 руб. (далее - Контракт).
Согласно п. 1.1. Контракт заключен по результатам определения Подрядчика способом проведения аукциона в электронной форме для осуществления закупки на выполнение работ по капитальному ремонту объекта капитального строительства, расположенного по адресу: г. Киров, ул. Московская, д. 103, для обеспечения государственных нужд Кировской области (далее по тексту - работы) и является основанием для оплаты выполненных работ.
В соответствии с п. 1.2. Контракта Подрядчик обязуется в установленный контрактом срок выполнить работы, указанные в п. 1.1 настоящего контракта, и сдать их результат Заказчику, а Заказчик обязуется принять результат работ и оплатить выполненные работы в соответствии с условиями контракта.
Согласно п. 1.3. Контракта работы по настоящему контракту выполняются Подрядчиком в соответствии с локальной сметой, Заказчика, которая является неотъемлемой частью настоящего контракта.
Согласно п. 1.5. Контракта срок выполнения работ: в течение 158 (сто пятьдесят восемь) календарных дней с момента заключения контракта. Подрядчик вправе выполнить работы досрочно.
В соответствии с п. 4.1.3. Контракта Подрядчик обязан разработать и передать Заказчику на согласование в течение 3 (трех) календарных дней с момента подписания настоящего контракта план-график производства работ (Приложение N 1).
При этом, согласно п. 4.3.3. Заказчик обязан в течение 5 (пяти) рабочих дней с момента представления, утвердить представленный Подрядчиком план-график производства работ, или внести изменения и замечания, а после согласования контролировать его соблюдение в установленном порядке.
Согласно п. 4.1.5 Контракта Подрядчик обязан приступить к выполнению работ после подписания настоящего контракта и согласования с Заказчиком плана-графика производства работ.
Поставить на объект все необходимые для выполнения работ материалы, оборудование в соответствии с планом-графиком производства работ, комплектующие изделия, конструкции, а также осуществить их приемку, разгрузку, хранение и складирование.
Согласно п. 4.3.1. Контракта Заказчик обязан создать необходимые условия для выполнения Подрядчиком работ по настоящему контракту и оплатить выполненные Подрядчиком работы.
В соответствии с п. 4.3.2. Контракта Заказчик обязан перед началом выполнения работ обеспечить строительную готовность объекта, передать проектную документацию на выполняемые по настоящему контракту работы. Для исключения случаев повреждения скрытых коммуникаций (электропроводки, отопления, вентиляции и т.п.) Назначить ответственного полномочного представителя Заказчика для согласования режима работы, последовательности проведения ремонта помещений, либо предоставить Подрядчику письменные данные о местах расположения скрытых коммуникаций. При необходимости предоставить электропитание к аппаратуре и выносным элементам по первой категории и в соответствии с требованиями Госпожнадзора.
Согласно п. 4.3.4. Контракта Заказчик обязан в течение 1 (одного) рабочего дня с момента подписания настоящего контракта утвердить перечень лиц, которые от имени Заказчика уполномочены осуществлять контроль за проведением строительно-монтажных работ и проверку качества используемых материалов, конструкций и оборудования, принимать скрытые и законченные работы и прекращать или временно приостанавливать работы. Экземпляр перечня (копию приказа) в течение 1 (одного) рабочего дня с момента подписания приказа, передать Подрядчику.
В соответствии с п. 5.1. Контракта Подрядчик сдает, а Заказчик принимает выполненные работы в течение 10 (десяти) рабочих дней с даты их завершения, в соответствии с требованиями, установленными в настоящем Контракте, гражданским законодательством Российской Федерации, статьей 94 Закона о контрактной системе с обязательным оформлением акта приемки выполненных работ, с указанием недостатков (в случае их обнаружения), а также сроков и порядка их устранения.
Акт приемки выполненных работ оформляется приемочной комиссией (Приложение N 3) и подписывается всеми членами приемочной комиссии и утверждается Заказчиком. В акте приемки выполненных работ указываются сведения о соответствии объема выполненных работ, объему требований, установленных настоящим Контрактом.
Согласно п. 5.2. Контракта Подрядчик предоставляет Заказчику акт о приемке выполненных работ по форме КС-2, справку о стоимости выполненных работ по форме КС-3, исполнительные схемы.
Сдача результата работ Подрядчиком и приемка их Заказчиком производятся в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации и оформляются актом о приемке выполненных работ по форме КС-2, справкой о стоимости выполненных работ по форме КС-3, исполнительными схемами.
Согласно п. 5.7. Контракта датой приемки поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги считается дата размещения в единой информационной системе документа о приемке, подписанного Заказчиком.
В силу п. 11.1. Контракта расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, а также в случае одностороннего отказа Стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
Согласно п. 12.6. Контракта все уведомления, письма, дополнительные соглашения и иные документы Сторон, связанные с исполнением настоящего контракта, направляются в письменной форме заказным письмом по адресу Стороны, указанному в разделе 13 настоящего контракта, или с использованием факсимильной связи, электронной почты с последующим предоставлением оригинала. В случае направления уведомлений, писем, дополнительных соглашений и иных документов заказным письмом они считаются полученными Стороной в день фактического получения, подтвержденного отметкой почтового отделения связи. Использование факсимильного воспроизведения подписи с помощью средств механического или иного копирования, электронной подписи либо иного аналога собственноручной подписи при исполнении обязательств по настоящему контракту допускается.
В ходе рассмотрения материалов РНП представитель Заказчика представил согласованный и направленный Подрядчику план-график, при этом Заказчиком в материалы РНП не представлен документ, подтверждающий направление согласованного план-графика в адрес Подрядчика. Пояснил, что запрашиваемая Подрядчиком информация о назначении лиц, ответственных за осуществление контроля за проведением строительно-монтажных работ, направлялась через мессенджер WhatsApp (приказ КОГКУ "УКС" от 10.07.2023 N 89-пр).
На рассмотрении материалов представители Подрядчика пояснили, что после заключения контракта Заказчику для согласования был направлен план-график (письмо от 27.07.2023 г. N СК026), однако согласованный план-график в адрес Общества не поступал. В связи с чем Подрядчик считал, что работы должны быть выполнены в срок, установленный Контрактом. В ходе выполнения работ у Заказчика запрашивалась необходимая документация, для выполнения предусмотренных контрактом работ:
Письмом от 16.08.2023 г. N СК030 Подрядчик сообщил Заказчику о выполненных работах и уведомил о необходимости демонтажа обоев, кабель-каналов, проводов, розеток, выключателей, так как данные работы отсутствуют в сметной документации. Просит уточнить какой толщины нужно произвести монтаж перегородки, определить правильный объем монтажа винилопластовой трубы.
В ответ письмом от 13.09.2023 г. N 01-10-244 Заказчик проинформировал Подрядчика, что дополнительные работы будут оцениваться и учитываться при приемке выполненных работ. А также уточнил толщину перегородки и объем винилопластовой трубы.
Письмами от 11.09.2023 г. N СК031 и от 19.09.2023 г. N СК034 Подрядчик запросил у Заказчика информацию касательно установки дверей. Заказчик письмом от 19.09.2023 г. N 01-10-260 согласовал установку дверей.
25.10.2023 г. Заказчик письмом N 01-10-300 уведомил Подрядчика о нарушении сроков выполнения работ по плану-графику, попросил предоставить актуализированный план-график выполнения работ по проведению ремонта.
10.11.2023 г. Заказчик письмом N 01-10-321 попросил Подрядчика ускорить выполнение работ, а также сообщил о проведении приемки выполненных работ 05.12.2023 г.
Подрядчик письмом от 23.11.2023 г. N СК042 уведомил Заказчика о выполненных работах и сообщил о том, что по 54, 57, 58 судебному участку отсутствует техническое задание со схемой установки светильников, розеток и выключателей, а также о том, что помещения судебных участков N 54, 58, помещение судебных приставов не освобождены и не переданы Подрядчику под производство работ. В ответ письмом от 28.11.2023 г. Заказчик направил Подрядчику схемы установки светильников, розеток и выключателей.
Письмом от 01.12.2023 г. N 01-10-336 Заказчик просит Подрядчика ускорить выполнение работ по контракту.
Подрядчик письмом от 11.12.2023 г. N СК сообщил Заказчику о задержке работ по монтажу дверей, так как их производство было продлено Поставщиком на 30 дней в связи со сложностью в поставке санкционных материалов для изготовления. Просит перенести срок выполнения работ по контракту до 29.01.2024 г.
Согласно статье 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
В соответствии со статьей 310 ГК РФ односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом. Односторонний отказ от исполнения обязательства, связанного с осуществлением его сторонами предпринимательской деятельности, и одностороннее изменение условий такого обязательства допускаются также в случаях, предусмотренных договором, если иное не вытекает из закона или существа обязательства.
Согласно п. 2 ст. 715 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) если подрядчик не приступает своевременно к исполнению договора подряда или выполняет работу настолько медленно, что окончание ее к сроку становится явно невозможным, заказчик вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения убытков.
Частью 9 ст. 95 Закона о контрактной системе предусмотрено, что заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
В соответствии с п. 1 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте.
Согласно информации, размещенной в ЕИС, решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта получено Подрядчиком 21.12.2023 15:54 ч.
Поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта (п. 3 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе).
Таким образом, датой надлежащего уведомления Заказчиком Подрядчика является 21.12.2023 г.
Согласно ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу, и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В соответствии с ч. 14 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 настоящей статьи. Данное правило не применяется в случае повторного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, которые в соответствии с гражданским законодательством являются основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.
Учитывая, что в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения Контракта нарушения условий Контракта, послужившие основаниями для принятия указанного решения, не устранены, решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта в соответствии с частью 13 статьи 95 Закона вступило в законную силу 10.01.2024 г.
В соответствии с ч. 16 ст. 95 Закона о контрактной системе заказчик не позднее двух рабочих дней, следующих за днем вступления в силу решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, направляет в соответствии с порядком, предусмотренным пунктом 1 части 10 статьи 104 настоящего Федерального закона, обращение о включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Согласно ч. 4 ст. 104 Закона о контрактной системе заказчик либо уполномоченный орган или уполномоченное учреждение, наделенные полномочиями в соответствии со статьей 26 настоящего Федерального закона, направляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, обращение о включении информации об участнике закупки или о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков в срок, предусмотренный подпунктом "б" пункта 2 части 6 статьи 51, подпунктом "в" пункта 4 части 14 статьи 73, частями 16 и 22.2 статьи 95 настоящего Федерального закона, или не позднее двух рабочих дней, следующих за днем поступления заказчику решения суда о расторжении контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта.
Информация, предусмотренная частью 4 статьи 104 Закона о контрактной системе, направлена Заказчиком в адрес Кировского УФАС России в установленный законом срок - 12.01.2024 г.
В соответствии с частью 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
Правовым последствием нарушения условий контракта является включение сведений о поставщике в реестр недобросовестных поставщиков, что является дополнительной мерой ответственности, помимо тех, которые предусмотрены ст. 34 Закона о контрактной системе (пени, штрафы).
Включение в реестр недобросовестных поставщиков представляет собой один из видов юридической ответственности, поскольку такое включение является санкцией за недобросовестное поведение поставщика в регулируемой сфере правоотношений и влечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах. Как мера публичной ответственности такое включение общества в реестр недобросовестных поставщиков должно отвечать принципам справедливости, соразмерности, пропорциональности государственного принуждения характеру совершенного правонарушения.
Согласно части 1 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 18.07.2008 N 10-П федеральный законодатель, обладая достаточной свободой усмотрения в определении конкретных видов государственного контроля (надзора), оснований, форм, способов, методов, процедур, сроков его проведения, состава мер государственного принуждения, применяемых по итогам контрольных мероприятий, а также конкретного порядка финансового обеспечения, вместе с тем связан общими конституционными принципами организации системы органов государственной власти, а осуществляемое им регулирование должно соответствовать юридической природе и характеру общественных отношений, складывающихся в сфере государственного контроля (надзора), вводимые же ограничения прав и свобод граждан, занимающихся предпринимательской деятельностью, - быть соразмерными конституционно значимым целям и во всяком случае не создавать препятствий их экономической самостоятельности и инициативе.
Реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования отношений, определенных в статье 1 Закона о контрактной системе, по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере размещения заказов, а следовательно, защиту государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
При этом такими действиями (бездействием) нарушаются права заказчика относительно условий (выявленных им как лучшие) и сроков исполнения контракта, исключается (умаляется) эффективность использования бюджетных средств, обеспечение публичных интересов в рамках соответствующих правоотношений. Участник аукциона, самостоятельно принявший решение об участии в размещении заказа и претендующий на заключение государственного (муниципального) контракта и его надлежащее исполнение, обязан учесть специфику заключения и исполнения контракта и соблюсти все предусмотренные для этого условия. В ином случае для него возникает риск наступления соответствующих неблагоприятных последствий, в том числе риск принятия уполномоченным органом решения о включении его в РНП.
Реестр недобросовестных поставщиков является мерой публично-правового характера, антимонопольный орган в каждом конкретном случае выясняет причины неисполнения контракта и оценивает существенность допущенного нарушения.
Вместе с тем, отказ Заказчика от исполнения контракта имеет значение не как такового основания для включения сведений в реестр недобросовестных поставщиков, а выступает поводом для передачи сведений о допущенных нарушениях уполномоченному органу, для проведения проверки этих сведений в соответствии с частью 7 статьи 104 Закона о контрактной системе.
Верховный Суд Российской Федерации также неоднократно разъяснял, что при рассмотрении вопроса о законности решения уполномоченного органа о включении или невключении лица в реестр недобросовестных поставщиков нельзя ограничиться только формальной констатацией ненадлежащего исполнения хозяйствующим субъектом тех или иных нормативных требований без выяснения и оценки всех фактических обстоятельств дела в совокупности и взаимосвязи. Антимонопольный орган при принятии решения о включении в реестр недобросовестных поставщиков не должен ограничиваться формальной проверкой, а должен устанавливать по делу обстоятельства недобросовестного поведения поставщика.
Включение сведений об участнике закупки в реестр недобросовестных поставщиков осуществляется лишь в случае, если антимонопольный орган в результате проведенной проверки установит факт направленности его действий на несоблюдение условий контракта или уклонение от его исполнения.
Как разъяснено в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", оценивая действия сторон как добросовестные или недобросовестные, следует исходить из поведения, ожидаемого от любого участника гражданского оборота, учитывающего права и законные интересы другой стороны, содействующего ей, в том числе в получении необходимой информации. Поведение одной из сторон может быть признано недобросовестным, если усматривается очевидное отклонение действий участника гражданского оборота от добросовестного поведения. По общему правилу части 5 статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются, пока не доказано иное.
Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, применяемые государственными органами санкции должны назначаться с учетом характера допущенного нарушения, размера причиненного вреда, наличия и степени вины нарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств, соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционно защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения (постановления от 30.07.2001 N 13-П, от 21.11.2002 N 15-П).
В соответствии с пп. а). п. 15 Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2021 г. N 1078, орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта) в реестр, если в результате проведения проверок, предусмотренных пп. а). п. 13 настоящих Правил поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта.
Согласно пояснениям Подрядчика, Заказчик не предоставил согласованный план-график, не направил информацию о назначении лиц, ответственных за осуществление контроля за проведением строительно-монтажных работ, не произвел передачу помещений для выполнения работ; не произведен демонтаж обоев, кабель-каналов, проводов, розеток, выключателей, так как данные виды работ отсутствуют в техническом задание. Отмечает, что в ходе выполнения обязательств по контракту было выявлено несоответствие сметных расчетов и фактического объема работ.
Данное обстоятельство, с учетом п. 4.3.1, 4.3.2, 4.3.3 Контракта, могло повлиять на выполнение обязательств со стороны Подрядчика, так как препятствовало возможности выполнения работ, предусмотренных Контрактом.
Согласно информации из ЕИС стоимость исполненных Подрядчиком обязательств составляет 2 647 836,33 руб. ( 57 %).
При рассмотрении материалов РНП Подрядчиком представлены документы о принятии им мер к надлежащему исполнению обязательств по контракту, что подтверждается направлением на согласование план-графика (письмо от 27.07.2023 г. N СК026); запросом необходимой документации для выполнения работ (письма от 27.07.2023 г. N СК026, от 23.11.2023 г. N СК042); уведомлением Заказчика о препятствии выполнения демонтажа дверей (письма от 11.09.2023 г. N СК031, от 19.09.2023 г. СК034, от 23.11.2023 г. N СК042, от 11.12.2023 г. N СК). Кроме того, у Подрядчика отсутствовала возможность завершения работ по Контракту, так как ему не были переданы помещения судебных участков N 54, 58 и помещение судебных приставов (письмо от 23.11.2023 г. N СК042), при этом, им были выполнены работы на 57 % от цены контракта, которые оплачены Заказчиком.
Общество является субъектом малого предпринимательства, для которого участие в закупках представляет собой возможность стабильного продолжения осуществления предпринимательской деятельности, сохранив рабочие места.
Учитывая, что Подрядчиком предприняты меры к исполнению контракта, Комиссия Кировского УФАС России считает возможным не включать Общество в Реестр недобросовестных поставщиков.
Руководствуясь ст. 99, ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" комиссия,
РЕШИЛА:
Сведения, представленные КОГКУ "Центр комплексного обеспечения" о включении сведений в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в отношении ООО СК "Кристалл" в связи с односторонним отказом Заказчика от исполнения контракта на выполнение работ по капитальному ремонту объекта капитального строительства, расположенного по адресу: г. Киров. ул. Московская, д. 103 для обеспечения государственных нужд Кировской области (извещение N 0340200003323008570), в Реестр недобросовестных поставщиков не включать.
В соответствии с ч. 11 ст. 104 ФЗ от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Зам. председателя комиссии
Члены комиссии
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Кировской области от 19 января 2024 г. N 043/10/104-36/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 24.01.2024