Комиссия Омского УФАС России по контролю в сфере закупок на территории Омской области (далее - Комиссия) в составе:
Шмаковой Т.П. - заместителя руководителя управления, председателя Комиссии;
Алексиной А.П. - главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок, члена Комиссии,
Буньковой Д.С. - специалиста-эксперта отдела контроля закупок, члена Комиссии;
рассмотрев обращение, направленное Администрацией города Называевска (далее - заказчик, Администрация) о включении информации об обществе с ограниченной ответственностью "Строительная производственная компания Сан-Групп" (далее - ООО "СПК Сан-Групп", общество, подрядчик) в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - Реестр) в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта N Ф.2023.0707 от 17.07.2023, заключенного по результатам осуществления закупки в форме электронного аукциона "Выполнение работ по благоустройству дворовых территорий многоквартирных домов в городе Называевске Омской области (ул. 1-я Железнодорожная, д. 25, 2-я Железнодорожная, д. 8, ул. Кирова, д. 12)" (извещение N 0152300007223000013) (далее - закупка, электронный аукцион, контракт),
при участии посредством видео-конференц-связи представителей:
заказчика - Мальцева Евгения Александровича (доверенность N 1 от 15.01.2024), Тюриной Ксении Юрьевны (доверенность N 2 от 15.01.2024),
общества - Надярной Натальи Евгеньевны, директора, Назарян Гегамика Завеновича (доверенность от 16.01.2024)
УСТАНОВИЛА:
1. В соответствии с частями 2 и 4 статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон о контрактной системе), Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)" от 30.06.2021 N 1078 (далее - Правила) в Омское УФАС России с использованием единой информационной системы заказчиком 11.01.2024 было направлено (вх. N 196-ЭП/24) обращение о включении информации о подрядчике в Реестр с приложением решения об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Из представленных материалов и информации следует, что 26.06.2023 на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок (далее - официальный сайт ЕИС) заказчиком было размещено извещение о проведении электронного аукциона N 0152300007223000013 с начальной (максимальной) ценой контракта 3 213 476,66 руб. (идентификационный код закупки 233552300492255230100100210014211244).
В соответствии с протоколом подачи ценовых предложений от 04.07.2023 на участие в закупке подано 2 заявки.
Протокол подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 05.07.2023 заявки всех участников закупки признаны соответствующими требованиям извещения о проведении электронного аукциона.
Победителем признан участник закупки с идентификационном номером заявки 114553948 (ООО "СПК Сан-Групп").
Согласно информации, размещенной на официальном сайте в ЕИС, 17.07.2023 между заказчиком и ООО "СПК Сан-Групп" был заключен контракт с ценой 2 805 393,49 руб.
19.12.2023 заказчиком на официальном сайте ЕИС сформировано решение об одностороннем отказе от исполнения контракта в связи с неисполнением подрядчиком обязательств, предусмотренных контрактом с приложением решения в виде электронного документа от 19.12.2023 (исх. N 1764/02-24).
На официальном сайте ЕИС информация о расторжении контракта размещена 09.01.2024.
2. В результате осуществления проверки одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта Комиссия считает, что информация об обществе с ограниченной ответственностью "Строительная производственная компания Сан-Групп" подлежит включению в Реестр, исходя из следующего.
Частью 1 статьи 2 Федерального закона о контрактной системе предусмотрено, что законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.
Согласно части 8 статьи 95 Федерального закона о контрактной системе расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
В соответствии с частью 9 статьи 95 Федерального закона о контрактной системе заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
В соответствии со статьей 309 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или иными правовыми актами (пункт 1 статья 310 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 1 статьи 432 Гражданского кодекса Российской Федерации договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора.
Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.
В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 702 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его.
К отдельным видам договора подряда (бытовой подряд, строительный подряд, подряд на выполнение проектных и изыскательских работ, подрядные работы для государственных нужд) положения, предусмотренные настоящим параграфом, применяются, если иное не установлено правилами настоящего Кодекса об этих видах договоров.
Пунктом 1 статьи 708 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в договоре подряда указываются начальный и конечный сроки выполнения работы. По согласованию между сторонами в договоре могут быть предусмотрены также сроки завершения отдельных этапов работы (промежуточные сроки).
Если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не предусмотрено договором, подрядчик несет ответственность за нарушение как начального и конечного, так и промежуточных сроков выполнения работы.
В силу статьи 715 Гражданского кодекса Российской Федерации заказчик вправе во всякое время проверять ход и качество работы, выполняемой подрядчиком, не вмешиваясь в его деятельность.
Если подрядчик не приступает своевременно к исполнению договора подряда или выполняет работу настолько медленно, что окончание ее к сроку становится явно невозможным, заказчик вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения убытков.
Если во время выполнения работы станет очевидным, что она не будет выполнена надлежащим образом, заказчик вправе назначить подрядчику разумный срок для устранения недостатков и при неисполнении подрядчиком в назначенный срок этого требования отказаться от договора подряда либо поручить исправление работ другому лицу за счет подрядчика, а также потребовать возмещения убытков.
В соответствии со статьей 716 Гражданского кодекса Российской Федерации подрядчик обязан немедленно предупредить заказчика и до получения от него указаний приостановить работу при обнаружении:
непригодности или недоброкачественности предоставленных заказчиком материала, оборудования, технической документации или переданной для переработки (обработки) вещи;
возможных неблагоприятных для заказчика последствий выполнения его указаний о способе исполнения работы;
иных не зависящих от подрядчика обстоятельств, которые грозят годности или прочности результатов выполняемой работы либо создают невозможность ее завершения в срок.
Подрядчик, не предупредивший заказчика об обстоятельствах, указанных в пункте 1 настоящей статьи, либо продолживший работу, не дожидаясь истечения указанного в договоре срока, а при его отсутствии разумного срока для ответа на предупреждение или несмотря на своевременное указание заказчика о прекращении работы, не вправе при предъявлении к нему или им к заказчику соответствующих требований ссылаться на указанные обстоятельства.
Если заказчик, несмотря на своевременное и обоснованное предупреждение со стороны подрядчика об обстоятельствах, указанных в пункте 1 настоящей статьи, в разумный срок не заменит непригодные или недоброкачественные материал, оборудование, техническую документацию или переданную для переработки (обработки) вещь, не изменит указаний о способе выполнения работы или не примет других необходимых мер для устранения обстоятельств, грозящих ее годности, подрядчик вправе отказаться от исполнения договора подряда и потребовать возмещения причиненных его прекращением убытков.
Заказчик обязан в случаях, в объеме и в порядке, предусмотренных договором подряда, оказывать подрядчику содействие в выполнении работы (пункт 1 статьи 718 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Статьей 719 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что подрядчик вправе не приступать к работе, а начатую работу приостановить в случаях, когда нарушение заказчиком своих обязанностей по договору подряда, в частности непредоставление материала, оборудования, технической документации или подлежащей переработке (обработке) вещи, препятствует исполнению договора подрядчиком, а также при наличии обстоятельств, очевидно свидетельствующих о том, что исполнение указанных обязанностей не будет произведено в установленный срок (статья 328).
Если иное не предусмотрено договором подряда, подрядчик при наличии обстоятельств, указанных в пункте 1 настоящей статьи, вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения убытков.
В силу статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (статья 422 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В соответствии с частью 1 статьи 34 Федерального закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением, документацией о закупке, заявкой участника закупки, с которым заключается контракт.
Из положений статьи 31, частей 1 и 2 статьи 34, части 2 статьи 42 Федерального закона о контрактной системе следует, что условия, на которых заключается контракт, доводятся до сведений участников закупки на этапе определения подрядчика.
Таким образом, подавая заявку на участие в аукционе, потенциальный участник выражает тем самым свое согласие на выполнение работ в соответствии с требованиями установленными извещением, заключает контракт на условиях, указанных в документации к извещению, заявке на участие в аукционе.
Следовательно, подрядчик, заключая договор, предполагает выполнение работ в соответствии с теми условиями, которые он, являясь победителем аукциона, предложил в своей заявке.
Статьей 763 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что подрядные строительные работы, предназначенные для удовлетворения государственных или муниципальных нужд, осуществляются на основе государственного или муниципального контракта на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд (пункт 1). По государственному или муниципальному контракту на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд подрядчик обязуется выполнить строительные, проектные и другие связанные со строительством и ремонтом объектов производственного и непроизводственного характера работы и передать их государственному или муниципальному заказчику, а государственный или муниципальный заказчик обязуется принять выполненные работы и оплатить их или обеспечить их оплату (пункт 2).
Определяющим элементом подрядных отношений является передаваемый результат выполненных работ, который непосредственно и оплачивается заказчиком. Основанием для возникновения обязательства заказчика по оплате выполненных работ является сдача по акту результата работ заказчику и принятие его последним (статьи 702, 711, 720, пункт 4 статьи 753 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Пунктами 1.1-1.4, 3.1, 3.2, контракта, в частности было установлено следующее:
"1.1. Подрядчик обязуется по заданию Заказчика выполнить работы по благоустройству дворовых территорий многоквартирных домов в городе Называевске Омской области (ул. 1-я Железнодорожная, д. 25, 2-я Железнодорожная, д. 8, ул. Кирова, д. 12) (далее - работы), а Заказчик обязуется принять выполненные работы и оплатить их в соответствии с настоящим Контрактом.
1.2. Работы по настоящему контракту, если иное не предусмотрено настоящим контрактом, выполняются Подрядчиком, его иждивением - из его материалов (товаров), его силами и средствами, в соответствии со схемой (Приложение N 1 к настоящему контракту) и в объеме, определенном локальным сметным расчетом (Приложение N 2 к настоящему контракту).
1.3. Место выполнения работ - город Называевск Омской области (ул. 1-я Железнодорожная, д. 25, 2-я Железнодорожная, д. 8, ул. Кирова, д. 12).
1.4. Срок (график) выполнения работ: начало срока выполнения работ - дата заключения настоящего контракта, окончание срока выполнения работ - 30 сентября 2023 года.
3.1. Обязанность по обеспечению новыми, не бывшими в употреблении товарами (материалами) несет Подрядчик.
3.2. Используемые при выполнении работ товары (материалы) должны иметь соответствующие документы, подтверждающие их качество и оформленные в соответствии с законодательством".
Разделом 6 контракта регламентирован порядок взаимодействия сторон при его исполнении.
В частности, в силу пункта 6.4.2 подрядчик обязан выполнить работы в соответствии с условиями настоящего контракта, а также в соответствии с требованиями, обычно предъявляемыми к работам соответствующего рода.
В свою очередь заказчик в соответствии с пунктами 6.2.1, 6.2.5 и 6.2.6 контракта обязан оказывать подрядчику содействие в выполнении работ в случаях, в объеме и в порядке, предусмотренном настоящим контрактом; осуществить приемку результатов выполненных работ в соответствии с условиями настоящего контракта и требованиями законодательства Российской Федерации; оплатить выполненные работы в соответствии с условиями, установленными настоящим контрактом.
Порядок приемки выполненных работ установлен разделом 7 контракта.
В силу пункта 11.11 контракта неотъемлемой его частью являлись:
приложение N 1. Схема
приложение N 2. Локальный сметный расчет
Таким образом, в срок с даты заключения контракта (18.07.2023), по 30 сентября 2023 года включительно ООО "СПК Сан-Групп" необходимо было выполнить работы по контракту в объеме, определенном контрактом и приложениями к данному контракту, являющимися неотъемлемой его частью.
Пунктом 11.7 контракта было предусмотрено право заказчика принять решение об одностороннем отказе от исполнения настоящего контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации.
Порядок расторжения контракта при принятии заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта регламентирован частью 12.1 статьи 95 Федерального закона о контрактной системе.
В соответствии с указанной статьей в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 данной статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 такого закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 данной части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 такой части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Комиссией установлено, что принятое Администрацией решение об одностороннем отказе от исполнения контракта 19.12.2023 в 15:03 час. (МСК) было сформировано с использованием официального сайта ЕИС, подписано усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещено в ЕИС.
Частью 13 статьи 95 Федерального закона о контрактной системе регламентировано, что решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В соответствии с требованием части 14 статьи 95 Федерального закона о контрактной системе заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 такой статьи. Данное правило не применяется в случае повторного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, которые в соответствии с гражданским законодательством являются основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.
Датой поступления обществу решения об одностороннем отказе от исполнения контракта и его надлежащим уведомлением на основании сведений вкладки "решение об одностороннем отказе" реестра контрактов (реестровый номер контракта 3552300492223000022) признается 19.12.2023 в 15:03 час. (МСК) в соответствии с часовой зоной, в которой расположен такой подрядчик.
Таким образом, ООО "СПК Сан-Групп" на основании статьи 193 ГК РФ, части 1 статьи 2, частей 13 и 14 статьи 95 Федерального закона о контрактной системе в период с 20.12.2023 по 29.12.2023 имело право устранить нарушения условий контракта, послужившие основанием для принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от его исполнения.
3. В силу части 2 статьи 104 Федерального закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
Согласно пункту 3 раздела II Правил обращение о включении информации об участнике закупки в реестр направляется в срок, предусмотренный частью 4 статьи 104 Федерального закона о контрактной системе.
В соответствии с частью 4 статьи 104 Федерального закона о контрактной системе заказчик либо уполномоченный орган или уполномоченное учреждение, наделенные полномочиями в соответствии со статьей 26 такого закона, направляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, обращение о включении информации об участнике закупки или о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков в срок, предусмотренный подпунктом "б" пункта 2 части 6 статьи 51, подпунктом "в" пункта 4 части 14 статьи 73, частями 16 и 22.2 статьи 95 данного закона, или не позднее двух рабочих дней, следующих за днем поступления заказчику решения суда о расторжении контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта.
На основании части 16 статьи 95 Федерального закона о контрактной системе заказчик не позднее двух рабочих дней, следующих за днем вступления в силу решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, направляет в соответствии с порядком, предусмотренным пунктом 1 части 10 статьи 104 данного закона, обращение о включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
На основании подпункта "а" пункта 13 Правил не позднее 5 рабочих дней со дня, следующего за днем поступления обращения, орган контроля рассматривает обращение, проводит проверку содержащихся в обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки либо о расторжении контракта по решению суда или об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта.
В соответствии с разъяснениями Конституционного Суда Российской Федерации, изложенными в постановлениях от 30.07.2001 N 13-П и от 21.11.2002 N 15-П, меры государственного принуждения должны применяться с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств. Применяемые государственными органами санкции, в том числе штрафного характера должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционно защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения.
Таким образом, при рассмотрении вопроса о включении сведений об участнике закупки, поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков антимонопольный орган не должен ограничиваться формальным установлением факта нарушения закона и обязан исследовать все обстоятельства дела, дав оценку обстоятельствам, свидетельствующим направленности действий поставщика (подрядчика, исполнителя) на несоблюдение условий контракта или уклонение от его исполнения. Включение сведений о поставщике (подрядчике, исполнителе) в Реестр является исключительной мерой ответственности за недобросовестное поведение поставщика (подрядчика, исполнителя).
В соответствии с пунктом 15 Правил орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр в следующих случаях:
а) если при рассмотрении обращения, направленного в связи с расторжением контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, и при проведении проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 Правил:
выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе;
заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;
поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие:
принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта;
надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, в том числе в связи с мобилизацией в Российской Федерации, введением санкций и (или) мер ограничительного характера. К таким обстоятельствам не относится отказ поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта по причине введения санкций и (или) мер ограничительного характера в отношении заказчика;
б) если при рассмотрении обращения, направленного в связи с расторжением контракта в случае одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта, и при проведении проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 Правил, заказчиком не представлены информация и документы, подтверждающие отсутствие оснований для одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта.
В соответствии с пунктами "г" и "д" пункта 9 Правил:
г) орган контроля размещает (за исключением случаев, предусмотренных подпунктами "е" и "ж" настоящего пункта) не позднее одного рабочего дня со дня, следующего за днем поступления обращения в соответствии с подпунктом "в" настоящего пункта, информацию о проведении внеплановой проверки в реестре, предусмотренном частью 21 статьи 99 Федерального закона;
д) не позднее трех часов с момента размещения информации в соответствии с подпунктом "г" настоящего пункта заказчику, участнику закупки (если основанием для направления обращения является уклонение участника закупки от заключения контракта), поставщику (подрядчику, исполнителю) с использованием единой информационной системы автоматически направляется уведомление о размещении такой информации в реестре, предусмотренном частью 21 статьи 99 Федерального закона. Такое уведомление считается надлежащим уведомлением заказчика, участника закупки, поставщика (подрядчика, исполнителя) о месте, дате и времени рассмотрения обращения и проведения проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил.
Информация о рассмотрении обращения и проведении проверки была размещена в ЕИС 12.01.2024.
Кроме того, Омским УФАС России в этот же день сторонам контракта было направлено (исх. N ТШ/111/24) уведомление о рассмотрении 18.01.2024 в 10 час. 40 мин. настоящего обращения заказчика, а также предложение о представлении в срок не позднее 16.01.2024:
- заказчику документальных доказательств неисполнения или ненадлежащего исполнения обществом обязательств, предусмотренных контрактом, послуживших основанием для принятия решения об одностороннем отказе от исполнения контракта,
- подрядчику письменных пояснений на обращение заказчика о включении информации в Реестр.
На указанный запрос Омского УФАС России ООО "СПК Сан-Групп" были представлены (вх. N 400-ЭП/24 от 16.01.2024) пояснения, из содержания которых следует, что общество не согласно с принятым заказчиком решением об одностороннем отказе от исполнения контракта по причине того, что регламентированный законодательством о контрактной системе срок им было устранено нарушение условий, послуживших основанием для принятия такого решения.
Общество указывает о своем несогласии с проведенными ООО "Сибирский дорожный центр" результатами экспертизы по лабораторному контролю качества строительных материалов (результаты испытаний асфальтобетонного покрытия), поскольку данные результаты искажены и не корректны, а также подрядчик не был уведомлен о проведении указанной экспертизы.
В связи с указанным общество считает, что принимать во внимание протоколы проведенной экспертизы неправомерно, а отказ в приемке работ не соответствующим действительности.
Относительно исполнения подрядчиком обязанности, предусмотренной пунктом 10.2 контракта в части передачи заказчику документов, подтверждающих предоставление гарантийных обязательств, общество отмечает, что данное условие было им соблюдено.
В связи с указанным, ООО "СПК Сан-Групп" считает, что работа им выполнена, обязательства исполнены, а те недостатки выполненных работ, указанные заказчиком в акте не являются существенными и неустранимыми.
Представленные заказчиком (вх. N 355-ЭП/24 от 16.01.2024) сведения о взаимодействии с обществом в рамках исполнения контракта, вся имеющаяся переписка между сторонами, а также информация официального сайта ЕИС об исполнении контракта свидетельствуют о следующем.
При исполнении контракта заказчиком в адрес подрядчика направлялись письма о необходимости приступить к выполнению работ (N 1266/02-24 от 13.09.2023, 1267/02-24 от 13.09.2023, N 1335/02-24 от 27.09.2023).
14.09.2023 обществом в адрес заказчика направлено письмо (исх. N 26), в котором общество уведомило заказчика о том, что работы им будут начаты с 18.09.2023. В данном письме подрядчик также проинформировал заказчика об исполнении им обязательств, предусмотренных контрактом, в установленный данным контрактом срок.
Письмами (исх. N 1428/02-24 от 16.10.2023, N 1569/02-24 от 10.11.2023, N 1759/02-24 от 19.12.2023) заказчик требовал от подрядчика незамедлительно принять меры по окончанию выполнения работ по благоустройству дворовых территорий многоквартирных домов в городе Называевске Омской области и направить в Администрацию акты выполненных работ.
Заказчиком в адрес подрядчика также были направлены письма с требованием об уплате неустойки (штрафа, пени) в связи с просрочкой исполнения обязательств по контракту (исх. N 1429/02-24 от 16.10.2023, N 1570/02-24 от 10.11.2023, N 1760/02-24 от 19.12.2023).
19.12.2023 заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, которое в этот же день размещено в ЕИС в связи с тем, что, подрядчик свои обязательства по контракту выполнил не в полном объеме: не установлено освещение по ул. Кирова, д.12, не привезены и не установлены МАФ (скамейки, урны), не выполнены работы по монтажу детского игрового комплекса, не выполнены работы по устройству песочного покрытия на детской площадке, бортовые камни установлены не в полном объеме, по ул. 2-я Железнодорожная, д. 8 устройство подстилающих и выравнивающих слоев оснований из щебня выполнены не в полном объеме.
22.12.2023 подрядчиком с использованием официального сайта ЕИС был сформирован и размещен документ о приемке N1 на сумму 2 786 095.27 руб.
27.12.2023 заказчиком сформирован мотивированный отказ от подписания актов о приемке выполненных работ.
Согласно данному документу 25.12.2023 в ходе визуального обследования объектов заказчиком выявлены следующие нарушения:
по ул. 1-Железнодорожная, д. 25, ул. 2-я Железнодорожная:
- не выполнено устройство подстилающих и выравнивающих слоев оснований из песка;
- не выполнена установка мелких конструкций (установка скамеек);
- не выполнен монтаж мелких конструкций (установка урн);
- монтаж детского игрового комплекса выполнен с нарушениями требований безопасности;
- бортовые камни установлены не в полном объеме;
- устройство подстилающих и выравнивающих слоев оснований из щебня выполнено не в полном объеме;
по ул. Кирова, д.12:
- не выполнено устройство подстилающих и выравнивающих слоев оснований из песка;
- не выполнена установка мелких конструкций (установка скамеек);
- монтаж детского игрового комплекса не выполнен, детское игровое оборудование отсутствует;
- бортовые камни установлены не в полном объеме;
- не выполнена установка светильника светодиодного.
По результатам испытаний асфальтобетонных кернов выданы протоколы о несоответствии кернов из асфальтобетонного покрытия требованиям СП82.13330.2016.
Более того, при передаче результатов выполненных работ подрядчиком не были предоставлены документы, подтверждающие предоставление обеспечения гарантийных обязательств, что нарушает положения пункта 10.2 контракта.
Заказчиком к мотивированному отказу прикреплены фотографические изображения объектов, датированные 25.12.2023, подтверждающие обстоятельства на которые ссылается Администрация.
29.12.2023 подрядчиком с использованием официального сайта ЕИС был сформирован и размещен документ о приемке N 1 на сумму 2 786 095.27 руб. (из предусмотренной контрактом суммы 2 805 393,49 руб.), а также размещен документ, подтверждающий обеспечение гарантийных обязательств.
Со стороны заказчика документ о приемке не подписан.
Из пояснений заказчика следует, что обществом не были устранены нарушения, послужившие основанием для принятия Администрацией решения об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Комиссия, оценив представленные сторонами контракта доказательства, признает односторонний отказ заказчика от исполнения контракта по указанным в нем основаниям обоснованным.
Материалами дела подтверждено, что работы по контракту в установленные в нем сроки обществом в полном объеме и с надлежащим качеством выполнены не были, обществом был нарушен как начальный, так и конечный сроки выполнения работ.
Обществом не представлено доказательств невозможности выполнения работ в запланированном объеме и в сроки, установленные контрактом, а также того, что выполнение работ было невозможно.
Одновременно ООО "СПК Сан-Групп" о приостановлении выполнения работ в соответствии со статьями 716, 719 ГК РФ заказчика не уведомляло.
С учетом вышеизложенного, Комиссия усматривает в действиях подрядчика недобросовестность при его исполнении.
Материалы дела также не содержат данных, указывающих на то, что неисполнение условий контракта о сроках выполнения работ допущено по независящим от общества обстоятельствам.
Кроме того, подрядчиком не были предприняты какие-либо меры к ускорению темпов выполнения работ после направленных в его адрес писем заказчика.
Имеющиеся в деле документы и сведения указывают на то, что неисполнение обязательств обществом повлекло невозможность достижения результата, на который рассчитывало учреждение при заключении контракта.
Заключая контракт, ООО "СПК Сан-Групп" знало о характере и объемах необходимых к выполнению работ, обязано было проанализировать их характер с учетом требований специального законодательства, которые предъявляются к таким работам, возможные риски, влекущие для него правовые последствия, а также соразмерность работ и сроков, отведенных для их выполнения, надлежащим образом организовывать и обеспечивать своевременное и качественное решение задач, совершать другие действия, направленные на соблюдение срока выполнения работ.
Вышеприведенные обстоятельства свидетельствуют о неисполнении подрядчиком обязательств, предусмотренных контрактом, а равно о наличии у заказчика оснований для одностороннего отказа от исполнения контракта.
Согласно пункту 1 статьи 401 ГК РФ лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.
На основании пункта 3 статьи 401 ГК РФ, если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств.
Сложившаяся правоприменительная практика относит к непреодолимой силе такие чрезвычайные события, как землетрясение, извержение вулкана, наводнение, засуха, ураган, цунами, сель, а также военные действия, эпидемии, крупномасштабные забастовки, техногенные аварии и другие обстоятельства, при наличии которых нормальный ход развития экономических и правовых отношений невозможен.
Они характеризуются внезапностью (непредсказуемостью или неопределённостью во времени наступления) и неоднозначностью последствий, могут вызвать человеческие жертвы и нанести материальный ущерб.
Следует учесть, что в соответствии с пунктом 8 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2016 N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств" требование чрезвычайности подразумевает исключительность рассматриваемого обстоятельства, наступление которого не является обычным в конкретных условиях.
Если иное не предусмотрено законом, обстоятельство признается непредотвратимым, если любой участник гражданского оборота, осуществляющий аналогичную с должником деятельность, не мог бы избежать наступления этого обстоятельства или его последствий.
Доказательств наличия у общества каких-либо обстоятельств, возникших вследствие непреодолимой силы и не позволивших ему исполнить надлежащим образом обязательства по контракту, в Омское УФАС России не представлено.
При подаче заявки на участие в аукционе и заключении контракта подрядчику заранее были известны сроки выполнения работ по контракту.
Более того, в материалах имеется письмо подрядчика от 14.09.2023 (исх. N 26), в котором общество уведомило заказчика о том, что работы им будут начаты с 18.09.2023. В данном письме подрядчик также проинформировал заказчика об исполнении им обязательств, предусмотренных контрактом, в установленный данным контрактом срок (не позднее 30.09.2023).
Однако и в указанные сроки работы по контракту подрядчиком не выполнены.
Исходя из устных пояснений представителей общества малые архитектурные формы (детский игровой комплекс) поступили обществу лишь 10.12.2023, в то время как по условиям контракта весь комплекс работ по благоустройству должен был быть завершен не позднее 30.09.2023.
Общество не воспользовалось своим правом на исправление нарушений, послуживших основанием для принятия решения об одностороннем отказе от исполнения контракта. Доказательства, которые подтверждают, что в установленный частью 14 статьи 95 Федерального закона о контрактной системе 10-дневный срок нарушения условий контракта подрядчиком устранены, представлены не были.
Комиссия не может согласиться с мнением общества о том, что недостатки выполненных работ, указанные заказчиком не являются существенными, поскольку, например, монтаж детского игрового комплекса выполнен с нарушениями требований безопасности.
Комиссией также не выявлены обстоятельства, которые в соответствии с пунктом 15 Правил являются основанием для принятия решения об отказе во включении информации о подрядчике в Реестр.
Действуя в рамках заключенного контракта, подрядчик должен был осознавать то обстоятельство, что он вступил в правоотношения по расходованию публичных финансов, что требовало от него большей заботливости и осмотрительности при исполнении своих обязанностей.
На основании изложенного, руководствуясь, частью 7 статьи 104, пунктом 2 части 15 статьи 99 Федерального закона о контрактной системе, Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078, Комиссия
Р Е Ш И Л А:
Включить в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) сроком на два года информацию:
- об обществе с ограниченной ответственностью "Строительная производственная компания Сан-Групп" (644042, г. Омск, пр-кт Карла Маркса, д. 20, офис 216), ИНН 5504168763, КПП 550401001);
- о директоре и единственном участнике общества с ограниченной ответственностью ООО "Строительная производственная компания Сан-Групп" (размер доли (в процентах) - 100 % Надярной Наталье Евгеньевне, ИНН 550700860590.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии
Члены Комиссии: |
Т.П. Шмакова
А.П. Алексина
Д.С. Бунькова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области от 18 января 2024 г. N 055/10/104-41/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 23.01.2024